Хедер кошер что это
Кошерная еда – что это такое, 15 полезных фактов
Если вы часто слышите слово «кошерно», но не понимаете или не до конца разобрались, что же оно означает, то эта статья написана как раз для вас. Разберемся, что такое кошерность, в чем она выражается, а также чем отличается от халяльности.
Кошерная еда — что это означает?
Словом «кошерная» называют любую пищу, будь то блюдо из русской, итальянской или французской кухни, которая подходит под правила дозволенного для верующих евреев (кашрут).
Кашрут — это понятие из иудаизма, которое обозначает допустимость чего-либо с точки зрения традиционного иудейского права.
К этому своду правил относится не только еда, но и регламент относительно семейной, общественной и религиозной стороны жизни верующих евреев.
Конкретно в еде за качеством кошерности пищи устанавливается весьма строгий контроль. В Израиле работает примерно две сотни предприятий, которые этим занимаются. Каждое из них имеет свою печать. С ее помощью они обозначают кошерность того или иного продукта.
Правила к кошерности еды в разных еврейских общинах могут немного отличаться. Также они разнятся и у некоторых иудаистских течений. В большей степени это выражено в требованиях к пасхальным запретам. Также существует понятие «строго кошерной» еды, которое применяется в среде особо верующих евреев.
Правила относительно кошерности касаются в основном выращивания культур, убоя скота и предварительной обработки сырья, а также применяются к составу продуктов.
Подавляющая часть кошерной пищи исключает присутствие химических добавок, посторонних примесей и всего того, что произведено ненатуральным путем.
Именно поэтому термин «кошерный» стал ассоциироваться с понятием натуральности.
Если раньше вас пугало это слово, то напрасно. Бояться тут нечего. По всему миру кошерная еда созвучна с ведением здорового образа жизни, потому что считается полезной для организма.
Также кошерными могут быть растения, животные и насекомые.
Мясо и рыба
Верующим евреям дозволяется употреблять в пищу млекопитающих, которые сразу подходят под два признака, — это жвачные и парнокопытные животные (коровы, овцы, козы, косули и олени). Поэтому нельзя есть свинину, зайчатину, конину и верблюжатину.
Касаемо мяса птиц, евреям разрешается употреблять в пищу куриц, гусей и уток, а также индюшек.
Согласно кашруту нельзя есть 24 вида птиц. Большинство из них и так не в ходу у основной части населения планеты, к примеру, совы и вороны.
Строгим условием для получения отметки о кошерности мяса является отсутствие в нем крови.
! Рекомендую почитать пост по теме:
Забой делает специально обученный раввин, которого называют шойхет.
При этом он обязан знать, как сделать так, чтобы животное не чувствовало боли. Это одно из самых строгих правил при забое.
Кошерная рыба тоже должна иметь два отличия: плавники и чешую. В связи с этим нельзя есть угрей, осетров, сомов и все морепродукты. Так что раки и креветки тоже запрещаются.
Икра считается кошерной, если ее добыли из списка разрешенных рыб.
Под запретом к употреблению у евреев также находятся хищные животные, к примеру, тигры. Нельзя есть пресмыкающихся, насекомых и червей.
Разрешены некоторые виды саранчи. На пчел распространяется запрет, а вот на их мед — нет.
Овощи и фрукты
Овощи и фрукты не должны содержать насекомых.
Нельзя употреблять ядовитую растительную пищу, такую как ботва картофеля или сырые косточки слив.
Чтобы выявить, что в плодах не содержится насекомых, осуществляется специальная проверка продукции.
Большая часть овощей и фруктов признается кошерной. Существует только несколько правил для обработки почвы и высадке растений.
Молоко и молочные продукты
С молоком и молочными продуктами дело обстоит достаточно просто. Можно есть все, что добывается от кошерных животных.
Получается, что нет категоричных запретов ни на молоко, ни на яйца. Главное — отсутствие в составе запрещенных добавок.
Под строгим запретом находится смешивание мясных и молочных продуктов питания.
Напитки
Самые сильные ограничения касаются алкогольных напитков. Кошерными считаются только те вина, которые были произведены в Израиле.
Это связано с требованиями к выращиванию и сбору урожая винограда. К примеру, для работы нельзя брать его четвертый урожай.
Многие вина, произведенные в Израиле, пастеризуют. Тогда, даже если бутылка будет открыта не евреем, напиток не потеряет статуса кошерного.
Еще в запрещенный список внесены спиртные напитки, которые были выдержаны в винных бочках. К ним относится виски и коньяк. Также нельзя употреблять алкогольную продукцию, в которой содержатся некошерные добавки.
Чем отличается кошерная еда от халяльной
Слово «халяль» переводится как «все то, что разрешено и допустимо в исламе». Это такой же свод правил и запретов, как кашрут, но со своими особенностями.
В основном мы можем слышать это понятие в связке с правильно приготовленной и дозволенной пищи для мусульман.
Отчасти требования к халяльной еде и напиткам такие же, как и к кошерной. С другой стороны, есть существенные различия.
Мусульмане тоже не едят свинину. Они применяют примерно те же правила для забоя скота. Однако у них нет специального человека, который бы наблюдал на правильностью соблюдения запретов и ограничений.
В исламе есть только одно ограничение, которого нет в иудаизме. Оно касается употребления спиртных напитков. В исламе они под строгим запретом, а в иудаизме в этом не видят ничего плохого. Еще одно отличие — в исламе можно есть конину и верблюжатину. Это непозволительно с точки зрения кашрута.
Ислам разрешает употреблять в пищу молочное и мясное одновременно. В иудаизме это под строгим запретом.
Можно сказать, что кашрут на порядок строже, чем халяль. Это также наблюдается на примере рыбы.
В исламе можно есть любую рыбу, которую убили во время ловли. Нельзя употреблять только ту, что умерла собственной смертью от неизвестных причин.
При этом морепродукты также находятся под запретом.
И в исламе и в иудаизме нельзя есть и пить кровь животного. Считается, что в ней содержится его душа.
В исламе есть свой обряд забоя скота, но он отличается от правил кошерного забоя.
Кошерная и халяльная пища полюбилась всем сторонникам здорового образа жизни, потому что отвечает большинству запросов о правильном и полезном питании.
Халяль допускает больше свободы по части еды, но тоже не приемлет жестокое обращение с животными.
По исламским традициям забивать скот нужно максимально быстро и безболезненно.
Уверен, что теперь вы больше узнали про халяльную и кошерную еду. У каждой религии существуют свои правила, которые работники общепита должны знать и уважать.
Если вам есть что добавить или появились вопросы, пишите в комментарии, постараюсь дать ответ.
Оцените пожалуйста мой пост
Кликните на звезду от 1 до 5 для оценки поста
Средний рейтинг 4.6 / 5. Количество оценок 22
Это кошерно, или что тут за значок со смайликом?
Об истории появления экшера – значка кашрута
То, что религиозные евреи едят только кошерное, т.е. пищу, приготовленную согласно многочисленным требованиям еврейского закона, знают более-менее все. Однако как еврей знает, что купленный им продукт кошерен?
Как соблюдали кашрут в старину
Несколько веков назад все было просто. Системы общепита и крупной торговли не было. Еврей ел либо у себя дома, либо в гостях, а покупал продукты у знакомого лавочника. Соответственно, все было основано на доверии: если сапожник Мойша и лавочник Янкель ходил с тобой в хедер и молится в тобой в одной синагоге, то еврей по умолчанию предполагал, что в их доме его не накормят свининой или мясным борщом со сметаной. Если же у еврея возникал вопрос – например, в мясное блюдо окунали молочную ложку, или купленная курица казалась подозрительной – он шел к раввину, и тот решал проблему на месте.
Дремлю, слышу— пик-пик-пик. Петух с курами, провались они сквозь землю, стоят на столе, клюют ломоть хлеба, клюют вовсю. «Киш!» — кричу. Киш — раз, киш — два; что понимают куры? Клюют себе. Тут как раз, пропади она пропадом, подвернулась деревянная ложка, мясная. Я — хвать ложку и — к курам. Слышу — что-то выкипает на загнетке, вот я ложкой мясной не в кур — а в молочный горшок. И вот тебе незадача!
— А велик ли горшок? — спрашивает раввин.
— Больше моей головы,— отвечает Беня,— может, с ведро; я из него наедаюсь до отвала, потом работаю целый день без харча.
— Кошер! —решает раввин.
Менделе Мойхер-Сфорим, Маленький человек
Исключение составляли мясо и птица – поскольку законы кошерного убоя сложны и требуют специальных знаний. Поэтому за еврейскими бойнями тщательно следили городские раввины, которые периодически проверяли заточку ножей и экзаменовали желающих стать резниками на предмет знания законов. Не прошедших «аттестацию» к резке скота не допускали.
Представителями кагала определено резать птиц не иначе, как на синагогальном дворе. Резниками по этой части назначаются Мордухай и сын его Яков, с тем чтобы один из них занимался резкой, а другой надзирал бы за соблюдением при этом всех правил, предписанных законом, т.е. Талмудом.
Откупщик… обязан он поставить двух резников: одного — для совершения резки, а другого — для надзора за правильным исполнением сего процесса. Резники же должны иметь у себя аттестат от гаона главы бет-дина нашего города.
Порой в эти решения вмешивались экономические или идеологические соображения. Так, во многих местечках запрещали к продаже и употреблению мясо и птицу любого убоя, кроме местных резников (поскольку эту уменьшало доходы общины, получавшей отчисление с каждой туши). Однако по большей части подобные вопросы решались на местном уровне и без лишнего шума.
Новые реалии – новая система
Эта патриархальная идиллия исчезла вместе с породившим ее укладом. Жители больших городов уже не всегда знали ближайших соседей. Появились крупные производства и торговые сети. Прежняя система, основанная на доверии и личном знакомстве, перестала работать. Потребовалась система контроля, соответствующая новым реалиям. И такая система возникла. Появились крупные религиозные структуры, организовавшие систему лицензирования пищевой продукции.
В Земле Израиля эту функцию взял на себя Главный раввинат, созданный вскоре после того, как Палестина стала подмандатной британской территорией. В США возникло несколько крупных общенациональных структур, самой известной из которых, пожалуй, является Ортодоксальный союз (Orthothodox Union, OU), созданный еще в 1898 году раввином Генри Мендесом, и ОК, которую создал в 1935 раввин Бернард Леви, впоследствии сблизившийся сначала с шестым, а затем с седьмым любавическим Ребе.
Как это устроено и кто на ком зарабатывает?
Схема работы всех этих организаций примерно одинакова. Фабрика или бойня, желающая выйти на рынок кошерных продуктов, платит лицензирующей организации определенную сумму денег (обычно зависящую от объема и характера производства). Со своей стороны, организация сообщает свои требования и направляет своих инспекторов. Во многих случаях последние находятся на производстве постоянно – так было, к примеру, на фабрике по расфасовке суповых концентратов, где автор этих строк начинал свой трудовой стаж в Израиле. В других случаях инспекторы появляются время от времени – к примеру, коровники, где доят молоко для израильского молочного гиганта «Тнува», они посещают пять раз в месяц. В спорных ситуациях окончательное решение принимает раввин. Предприятие же, соответственно, получает право писать на своих товарах, что кошерность ее продукции заверена соответствующей организацией, и поставить на упаковке ее значок – например, OU для Orthrthodox Union.
Почему так много структур, выдающих сертификаты о кошерности?
С учетом современных средств коммуникации, вполне возможным было бы создание всемирной организации, лицензирующей кошерное производство. Однако можно с уверенностью утверждать, что в ближайшее время такого не случится. Более того, во многих странах, включая Израиль и США, есть несколько ортодоксальных структур, выдающих сертификаты о кошерности. Этому есть несколько объективных и субъективных причин.
Прежде всего, в еврейских диетарных законах нет единства. Это касается даже такой, казалось бы, очевидной вещи, как список разрешенных в пищу животных, особенно рыб. К примеру, р. Ланда (Нода бе-Йегуда), величайший европейский галахист XVIII столетия, полагал кошерным осетра. Большинство раввинов с ним не согласилось, однако еще в 30-е годы прошлого века осетр фигурировал в списке кошерных рыб, опубликованной почтенной американской организацией Agudas ha-Rabbonim.
Во-вторых, в галахе есть много случаев, относительно которых среди религиозных авторитетов есть расхождения (чаше всего это касается различных внутренних повреждений у скота): одни разрешают, другие запрещают. Соответственно, столкнувшись с подобной проблемой, раввин-инспектор может следовать более мягкой или более строгой линии. Первое соответствует интересам производителя (кому охота терпеть убытки, если тушу быка или партию консервов объявят некошерной), второе – свидетельствует о стремлении к большему благочестию и богобоязненности.
Некоторые споры носят «системный» характер. К примеру, религиозные сионисты полагаются на т.э этер мехира – фиктивную продажу еврейской земли нееврею, позволяющей, по их мнению, заниматься сельхозработами и продавать продукцию седьмого субботнего года. Ортодоксальное сообщество с этим решительно не согласно, и в седьмой год покупают только овощи и фрукты, выращенные неевреями.
В некоторых случаях галахические соображения тесно переплетаются с идеологическими. Так, к примеру, было в Палестине после создания Главного раввината. Поскольку раввинат был тесно связан с сионистской организацией, многие иерусалимские ультраортодосы, придерживавшиеся в те годы антисионистских убеждений, отказались иметь с ним дело, и создали собственные структуры, отвечающие за вопросы кашрута.
Наконец, деньги. Как мы уже писали, сертификация кошерной продукции – довольно выгодный бизнес, а заработать хотят все. Поэтому когда, к примеру, Бельцкому хасидскому двору потребовались новые источники доходов, Бельцкий ребе р. Иссахар-Дов создал в 1979 свою структуру сертификации кошерности различных продуктов.
Главные игроки на кошерном рынке
В результате на рынке кошерных продуктов действует множество религиозных структур, предоставляющих сертификаты о кошерности. Самой известной из них является иерусалимская Эды Харедит, тесно связанная с Сатмарскими хасидами. (Эта структура известна как Бадац Эдда Харедит, или просто Бадац – аббревиатура еврейского Бейт-Дин Цедек, религиозный суд). Каждая из этих организаций придерживается своих стандартов, причем, поскольку большинство из них относятся к ортодоксальному лагерю, в «борьбе за потребителя» они, чаще всего, стараются продемонстрировать максимально строгий подход к вопросам кашрута. В свою очередь, раввины общин и главы хасидских дворов неустанно напоминают своим последователям, какие бадацы отвечают их религиозным стандартам, а какие, напротив, недотягивают до нужных стандартов кошерности. Кашрут от главного раввината Израиля не уважает практически никто из ультра-ортодоксов: считается, что тамошние стандарты слишком либеральны, а инспекторы – слишком покладисты.
По израильским законам, все продукты, которые продаются как кошерные, должны получить сертификат государственного раввината; тем, кто хочет выйти на ортодоксальный рынок, нужно платить дополнительно. В результате кошерность какой-нибудь банки с вареньем может удостоверять сразу несколько печатей.
В Америке, где религия отделена от государства, каждый производитель волен определять, к кому обращаться. Главными игроками на кошерном рынке там являются упомянутые выше OK и OU, сертифицирующие, соответственно, 1500 и 2300 компаний.
В результате сложилась ситуация, когда многие религиозные евреи не могут есть не только у неевреев или нерелигиозных соплеменников, но и в домах своих правоверных единоверцев, покупающих продукты с другим значком. Дело доходит до анекдотов: несколько лет моего приятеля, пришедшего на кошерную свадьбу, спросили, какой кашрут он предпочитает, а когда он ответил, что ему без разницы, сказали: «Тогда постойте в стороне. У нас СЕМЬ СТОЛОВ с разными кашрутами, где будет место, там и сядете».
Что делать простому еврею?
Что же в такой ситуации делать простому еврею? Во-первых, можно провести сравнительное исследование галахических стандартов разных организаций, серьезно изучить первоисточники и самому решить, кому и в чем доверять. Это, естественно, удел немногих избранных. Во-вторых, можно решить, что с нашей стороны будет неправильно сомневаться в мудрости и знаниях любого раввина, и раз он признал продукт кошерным, значит, у него были на это свои основания. В третьих, можно последовать совету, который приводится уже в Талмуде: «выбрать себе учителя» (раввина или просто знатока Торы), и поступать, как он скажет.
В исконно религиозной среде обычно следуют тому стандарту, который был испокон веков принят в данной конкретной общине.
Самые известные экшеры – значки кашрута
Кошер Россия
Печать департамента кашрута при главном раввинате России по версии ФЕОР
Печать Всемирного департамента кашрута ОК (OK Kosher Certifiaction) – одной из наиболее авторитетных в мире организаций по сертификации кашрута
Знак крупнейшей еврейской ортодоксальной организации США и Канады – « Orthodox Union » («Ортодокс Юнион», ОЮ), объединяющей почти 1100 синагог Северной Америки
Бадац – один из самых известных израильских экшеров.
БаДаЦ – абревиатура – Бейт (дом) Дин (суда) Цедек (праведного).
Бадац эда харедит – Иерушалаим – печать раввинского суда ортодоксальной общины Иерусалима
Марина Карпова, Евгений Левин
Есть вопросы по кашруту? Хотите знать, что кошерно, а что нет? Какие продукты, соответствующие еврейскому закону, можно найти на полках обычных магазинов? Задайте Ваш вопрос в комментариях к этой статье, и мы обязательно на них ответим!
КАШРУТ
Свод законов о разрешенной и запрещенной пище
Еврейский закон предъявляет ряд требований к продуктам питания и способам приготовления пищи. Свод правил, касающихся питания, называется кашрут, а пища, приготовленная в соответствии с этими правилами, — кашерной. В переводе с иврита слово «кашерный» означает «пригодный».
Смысл заповеди о кашерной пище
Существует множество объяснений смысла заповеди о кашруте. Кратко перечислим наиболее часто встречающиеся и «популярные» из них.
«Всезнающий доктор»
Заповедь соблюдения кашрута — это одна из заповедей, причины и смысл которых нам не раскрыты. Однако следует доверять Всевышнему. Тора была нашим путеводителем в жизни на протяжении тысяч лет. Творец мироздания дал нам закон, в соответствии с которым нам следует жить. Он лучше всех знает, что хорошо и полезно для нашего духовного благополучия, пусть мы и не всегда понимаем причины Его указаний. Когда знающий врач, на которого можно положиться, дает указание об излечении, мы ему доверяем. Тем более мы должны доверять Тому, который не только знает как мы устроены, но Сам нас создал.
Высвобождение «искр святости»
Великий еврейский мистик средневековья Раби Ицхак Луриа (Аризаль) выстраивает свое объяснение как комментарий на стих «Не хлебом единым живет человек, но словом, исходящим от Бога» (Дварим 8:3). Он объясняет, что не пища сама по себе дает жизнь, а искра Б-жья — заключенное в пище «слово, исходящее от Б-га». Все сущее имеет в себе нечто от «Б-жьей искры», дающей миру жизнь и бытие. Когда мы едим, то получаем силы. Если человек использовал эти силы на святые дела, искра святости, которая есть в пище, высвобождается и возвращается к святости. Но такое возможно только в том случае, если пища кашерна. Некашерная пища, наоборот, тянет человека вниз, к грубой материальности.
Стремление к святости
Тора сама объясняет цель вводимых ею законов кашрута: везде, где речь идет о кашруте, Тора говорит о святости: «И людьми святыми будьте у Меня, и мяса животного, растерзанного в поле, не ешьте. » (Шмот 22: 30).
Познание духовности
Некашерная пища отрицательно влияет на духовный уровень человека. Она вредна именно для души, а не для тела. Наши мудрецы объясняют, что духовная чувствительность человека, употребляющего некашерные продукты, понижается, его сердце «закрывается» для восприятия духовных идей.
Не быть жестокими
Шхита (забой скота согласно Торе) — это наиболее гуманный метод умерщвления животного. Животное теряет сознание в доли секунды. Тора запрещает также употреблять в пищу кровь — источник жизни. Поэтому существуют специальные законы забоя скота, замачивания и соления мяса, обеспечивающие удаление крови. Запрещая есть кровь, Тора учит нас не быть жестокими.
Основные принципы кашрута
Разрешенные и запрещенные в пищу живые существа
Живые существа, дозволенные Торой в пищу, называются кашерными, или «чистыми», а запрещенные — некашерными, или «нечистыми».
Животные, обитающие на суше
У кашерных животных два признака: они должны иметь раздвоенные копыта и жевать жвачку. Это травоядные животные, такие как коровы, овцы и козы. Многие дикие травоядные животные — лоси, олени, газели, горные козлы и т.п. тоже кошерны. Мясо животных, которые не отвечают этим требованиям, называется трефным. Правилами кашрута запрещается употребление в пищу мяса многих животных: не только свинины, но и крольчатины, конины и др. Почему именно свинина считается самым ярким примером негодного в пищу животного? Во-первых, в Торе имеется прямое указание на запрет употребления свинины. Во-вторых, свиней очень много разводят во всем мире, и поэтому отказ от употребления их мяса в пищу выглядит особенно заметным. Но есть и символическое объяснение: когда свинья стоит, она показывает, что у нее раздвоенные копыта. Это один из признаков кошерности. Но у нее нет другого важного признака — она не срыгивает жвачку. Поэтому мудрецы сравнивают свиней с людьми, которые, выставляя напоказ свои положительные качества, прячут серьезные недостатки и вводят в заблуждение окружающих. Для того чтобы мясо кошерного животного было пригодно в пищу, животное должно быть правильно забито, а мясо после забоя правильно обработано.
Рыба и морские обитатели
Кошерные рыбы имеют два признака: у них есть чешуя и плавники. Разрешены только те виды рыб, которые имеют одновременно оба эти признака. Рыбы, не имеющие чешуи (акула, сом, угорь, осетр), а также все остальные обитатели водных глубин, такие как раки, устрицы, моллюски, в пищу запрещены. Подавляющее большинство рыб (кроме хищных) — кашерные. Рыба, в отличие от животных и птиц, не нуждается в дополнительной обработке (ритуальном забое, удалении крови). Икра кашерных рыб также кашерна. Так, кашерной является красная икра. А вот черная (осетровая) икра — некашерна.
Птицы
В Торе не приводятся признаки кошерности, по которым можно было бы отличить разрешенных и запрещенных в пищу птиц. Вместо этого названы двадцать четыре вида некошерных птиц. В основном это хищные или питающиеся падалью птицы: вороны, страусы, пеликаны, аисты, цапли, удоды и т. д. Поскольку мы не можем сегодня точно идентифицировать всех некошерных птиц, перечисленных в Торе, мы едим только домашних птиц, о кошерности которых известно из традиции. К счастью, в их число входит большинство домашних птиц, то есть индюшки, куры, голуби, гуси, утки. Как и в случае с животными, птица должна быть забита особым образом, а ее мясо подвергнуто специальной обработке.
Насекомые и змеи
Все земноводные, пресмыкающиеся, грызуны, насекомые и т. д. в пищу строжайше запрещены. Воздержитесь!
От чистого — чистое.
Один из важнейших принципов кашрута таков: «то, что происходит от чистого, — чисто, а то, что происходит от нечистого, — нечисто». Отсюда следует, что нельзя пить молоко нечистого животного, есть яйца нечистой птицы, есть икру нечистой рыбы.
Единственное исключение из этого правила — мед. Он кашерен, хотя и является продуктом жизнедеятельности насекомых — пчел.
Правила ритуального забоя (шхиты) и кашерования мяса
Человек, совершающий ритуальное умерщвление животных, то есть шхиту, называется шойхет. Шойхет должен быть очень богобоязненным человеком и строго соблюдать все заповеди. Причина этого — в том, что евреи, которые едят это мясо, вынуждены полностью полагаться на честность резника: если он ошибся, никто кроме него и Всевышнего не будет знать об этом. Кроме этого, Шойхет должен иметь специальное образование.
После того как животное забито, шойхет проверяет внутренние органы животного: там не должно быть признаков смертельного ранения или заболевания. Если такие признаки есть — животное некашерно.
Затем шойхет удаляет из туши животного запрещенный к употреблению жир и седалищный нерв, который называется гид анаше (запрет на его употребление остался у нас в память о сражении нашего праотца Яакова с ангелом).
Кровь
Тора строжайше запрещает употреблять в пищу кровь животных и птиц. Перед приготовлением мяса скота или птицы из него удаляют кровь с помощью высаливания, вымачивания или обжаривания на открытом огне. Мясо, которое продается в кашерном магазине, как правило, уже прошло процедуру удаления крови. Кровь запрещена даже в самых малых количествах. Поэтому яйцо перед приготовлением необходимо проверить, вылив его в прозрачную стеклянную емкость: если в нем обнаружится пятнышко крови, употреблять в пищу его нельзя.
Мясное и молочное
Знаменитый запрет «Не вари козленка в молоке матери его» Тора повторяет трижды. Еврейские мудрецы выводят отсюда целых три запрета относительно мясного и молочного:
Растительная пища
Любые растительные продукты кашерны. Но, поскольку Тора запрещает в пищу насекомых и червей, необходимо предпринимать меры предосторожности и проверять крупы, муку, бобовые, зелень, а также многие виды овощей, фруктов и ягод, чтобы удалить оттуда насекомых и следы их жизнедеятельности. Для каждого вида продуктов существуют определенные методы проверки: муку просеивают, крупы перебирают, капусту, листья салата и зелень проверяют на свету, цветную капусту и брокколи замачивают в соленой воде и затем промывают, фрукты и ягоды просто осматривают (такие плоды, как вишни, персики, сливы и др. перед проверкой разделяют на половинки и удаляют косточку).
Относительно фруктов и овощей, выращенных евреями в Земле Израиля, в Торе имеется несколько отдельных заповедей. Во времена Храма суть этих заповедей сводилась к:
Часть из этих требований актуальна и сегодня без изменений (например, запрет на использование плодов первых трех лет), часть теперь невозможно выполнить буквально (например, отделять часть урожая для Храма), и поэтому они выполняются только символически.
Полная система законов, связанных с выполнением этих заповедей в наши дни, совсем не проста, и человеку, не обладающему специальными знаниями, трудно в ней разобраться. Поэтому тем, кто не живет в Израиле, лучше не покупать израильские фрукты.
Напитки
На напитки распостраняются те же правила, что и на пищу вообще. Отдельно следует сказать про вино. Кашерное вино должно быть приготовлено евреем. Это связано с тем, что запрещено употреблять вино, которое может быть использовано в языческих обрядах.
С этим же связан запрет употреблять любой приготовленный неевреем напиток, содержащий виноградные ингредиенты. На другие напитки, как спиртные, так и безалкогольные, этот запрет не распостраняется.
Посуда
Согласно еврейскому закону, посуда, в которой готовится еда, также должна быть кашерной. Кашерной является вся новая посуда. Некашерной посуда может стать, если в ней готовилась или хранилась некашерная пища. Требования кашерности распространяются на все виды посуды: кастрюли, тарелки, чашки, ложки, ножи, сковородки, противни для печей, мясорубки и т. д. Некашерную посуду можно откашеровать, прокипятив ее или прокалив на огне. Но это относится только к металлической и стеклянной посуде: посуда из фарфора, дерева или глине кашерованию не поддается. Правила, касающиеся посуды, сложны и включают в себя массу нюансов. Поэтому для решения конкретных вопросов о кашерности или некашерности посуды, а также о возможности и способах кашерования посуды следует обратиться к раввину.
Запрещено пользоваться посудой, купленной у нееврея, даже новой, пока она не будет погружена в микву или в естественный водоем для придания ей статуса еврейского имущества. О законах окунания посуды Вы можете прочитать здесь.
Законы отделения халы
При выпечке хлеба или пирога в том случае, если используется не менее 1.2 кг муки, от теста нужно отделять небольшой кусочек — халу. Если муки меньше чем 1.2 кг, то халу отделять не нужно. Если вес муки — от 1.2 до 1.6 кг, то халу отделяют без благословения. Если муки больше 1.6 кг, то при отделении халы говорят благословение, а кусочек затем сжигают или выбрасывают, завернув в салфетку.
Благословение на отделение халы:
Барух ата адо-най эло-эйну мелех аолам ашер кидешану бемицвотав вецивану леафриш хала.
Практические рекомендации
Как организовать кашерную кухню у себя дома
Организовать кашрут у себя дома — дело нелегкое, но оно того стоит! Первым делом нужно будет откашеровать то из кухонных принадлежностей, что возможно. Остальную посуду придется купить новую. Плиту и кухонные поверхности нужно будет прокалить. Это самые общие рекомендации. Для того, чтобы узнать все детали и подробности, Вам следует проконсультироваться с раввином Большой Хоральной Синагоги. На консультацию можно записаться по тел. +7 (812) 713 8186.
Какие продукты и где покупать
Во многих еврейских общинах мира имеются специальные кашерные магазины. В таких магазинах продаются только кашерные продукты. Например, при Петербургской еврейской общине существует сразу два кашерных магазина: магазин «Кошер» во дворе Большой Хоральной Синагоги на Лермонтовском д. 2 тел. +7 (812) 575 3859 и магазин Центра еврейского образования на ул. Союза Печатников д. 24 тел. +7 (812) 710 8496.
Стоит быть готовыми к тому, что ряд кашерных продуктов стоит несколько дороже обычных. Это связано с необходимостью дополнительной обработки и импорта тех продуктов, которые не могут быть произведены в Вашем городе. Если же Вы пытаетесь купить кашерную пищу в обычном магазине, прислушайтесь к советам в этом разделе.
Начните покупки со свежих овощей и фруктов. С ними меньше всего вопросов, они кашерны. Затем переходите к лоткам со свежей или замороженной рыбой и выбирайте ту, у которой есть чешуя и плавники. Филе не покупайте. Сахар, соль, крупы, мука и белые яйца также являются кашерными.
Кроме овощей, фруктов, рыбы и бакалеи есть еще ряд продуктов, которые можно есть без значка кашрута — экшера, так как известно, что они кашерны. На всех остальных продуктах, должен быть знак кашрута — экшер.
Откуда берется экшер? Для этого существуют специальные организации, занимающиеся вопросами кашрута. Если какая-либо фирма хочет, чтобы соблюдающие кашрут евреи ели ее продукцию, она заключает договор с одной из таких организаций. Согласно этому договору организация осуществляет инспекцию (на иврите hашгаха) соблюдения требований кашрута в течение всего производственного процесса. И если все требования фирмой выполнены, организация ставит свою печать на ее продукции — экшер. Чтобы заранее познакомится с кашерным ассортиментом магазинов, можно изучить список кашерных продуктов, которые производят в России.
Есть несколько организации, которые занимаются сертификацией кошерной продукцией для мировых гигантов пищевой промышенности. Их продукция продается по всему миру, в том числе и в России. Поэтому если вам встретится продукт с таким значком, радуйтесь — это кошерный продукт.
Кошер Россия
Печать департамента кашрута при главном раввинате России по версии ФЕОР
Печать Департамента кашрута Петербурга
Печать Всемирного департамента кашрута ОК (OK Kosher Certifiaction) – одной из наиболее авторитетных в мире организаций по сертификации кашрута
Знак крупнейшей еврейской ортодоксальной организации США и Канады – « Orthodox Union » («Ортодокс Юнион», ОЮ), объединяющей почти 1100 синагог Северной Америки
Бадац – один из самых известных израильских экшеров.
БаДаЦ – абревиатура – Бейт (дом) Дин (суда) Цедек (праведного).
Бадац эда харедит – Иерушалаим – печать раввинского суда ортодоксальной общины Иерусалима
Где можно поесть вне дома
В крупных городах мира, как правило, имеются кошерные рестораны или кафе. В Петербурге, например, это кошерный ресторан «Лехаим» при Большой Хоральной синагоге. Планируя поход в еврейский ресторан, следует удостовериться, что предлагаемая там еда — не просто блюда еврейской кухни, а что действительно кашерная пища. Многие раввины разрешают пить кофе без добавок или пить пиво в обычном кафе, но придется обойтись без закуски.
Как быть в гостях
Если Вас пригласили в гости или на банкет и там нет кашрута, вам предстоит нелегкое испытание. Лучше всего обходиться одноразовой посудой, в которую наливать напитки из списка и нерезанными овощами и фруктами. Если на торжестве используется специальная посуда, предназначенная только для чая, кофе или, например, пива, такой посудой тоже можно пользоваться.
Консультация по кашруту
Кошерное питание в Петербурге
Магазин «Кошер»
Кашерные продукты, книги, сувениры, ювелирные изделия
Лермонтовский пр. д. 2, тел: +7 (812) 575 3859
Часы работы 9:00 — 21:00
Выходные — суббота и еврейские праздники
Интернет-магазин
Магазин кошерных продуктов при ешиве «Томхей Тмимим»
Кашерные продукты, заказы на банкеты, семинары
Союза Печатников ул. д. 24 В
Тел: +7 (812) 710 8500
Часы работы 12:00 — 19:00
Выходные — суббота и еврейские праздники
Ресторан «Лехаим»
Блюда еврейской и европейской кухни
«Кошер шеф» — доставка полуфабрикатов с рецептами
Лермонтовский пр., д. 2
Тел: +7 (812) 572 5616
Голден-Кафе
Блюда еврейской ашкеназской, израильской и грузинской кухни. Банкеты, свадьбы, торжества
Лабутина ул., д. 2/27
Тел: +7 (812) 714 4591
#Мясанет. Молочное кафе
Союза Печатников 28/29
Тел.: +7 (999) 209-68-57