Хелависа что с голосом
Хелависа из «Мельницы» спасается от депрессии готовкой
У нас было две свадьбы. Сначала расписались в Москве, а потом в том же платье кремового оттенка, которое отлично подошло к моей смуглой коже, венчалась в Ирландии. Мы часто бываем на родине Джеймса, навещаем его родителей, это наш социальный долг.
В каждой стране мы живем в пригороде. Сейчас обосновались в Яффо. Израиль закрывался на карантин, и я боялась остаться надолго в России, без семьи. Быстро поменяла билеты и вернулась. За последние недели прошла несколько стадий. Вначале думала, что гастроли быстро восстановятся, потом целыми днями лежала в кровати в депрессии, когда стало понятно, что это на несколько месяцев. А сейчас пребываю в расслабленном состоянии.
Очень люблю готовить, успокаиваюсь, когда стою у плиты, и этим все время занимаюсь: морозилку забила едой, так никто не умрет голодным (смеется). В Израиле ввели строгую систему: на улицу только по одному человеку из семьи можно выходить, и не далее чем на 100 метров от дома. Всюду ездили машины полиции и из громкоговорителя объявляли: «Евреи, отправляйтесь домой! Не евреи, тоже туда идите!»
Певица (вторая справа) с мамой и дочками на Мертвом море. Фото: Instagram.com
Я очень счастливый человек. У меня замечательные родители, любимый муж, две красавицы дочки, хорошая карьера, друзья. Но депрессия и у счастливых людей случается, это же химический процесс. Всем иногда бывает тяжело и страшно, поплачем и дела продолжаем делать.
Раньше я задумывалась о третьем ребенке, но по медицинским показаниям уже не решилась его рожать. Джеймс, кстати, присутствовал при рождении старшей дочки, а со второй мне делали кесарево. Девочки мной гордятся: напевают со мной в машине, слушают мои диски, а треки в YouTube показывают подругам.
Хелависа: «Стою с арфой над букетом и задыхаюсь»
Одна из главных отечественных фолк-групп «Мельница» завершает тур в поддержку альбома «Химера». 22 апреля музыканты выступят в московском клубе Stadium. Накануне концерта обозреватель m24.ru Павел Сурков встретился с создательницей группы и ее бессменным лидером Натальей О’Шей, более известной как Хелависа. В интервью она рассказала о работе с Борисом Гребенщиковым, своем новом проекте «36’6» и одном страшном случае на гастролях в Курске.
Фото: m24.ru/Александр Авилов
– «Химера» в паре с предыдущей пластинкой, «Алхимией», составляет мощную дилогию уровня, скажем, A Night At The Opera и A Day At The Races группы Queen. Вы задумывали эти альбомы как дилогию? И будет ли третья часть?
– Изначально мы вообще думали сделать двойной альбом «Альхимейра», потому что песен случилось как-то сразу очень много. Но продюсер был против, да и с точки зрения логистики аранжировать, записать и свести более двадцати песен в ограниченный промежуток времени было сложно. Поэтому решили материал распределить на два альбома и разнести по срокам выхода на год. Это позволило в работе над «Химерой» учесть определенные недочеты, вылезшие в «Алхимии», и самих себя перепрыгнуть. Третьей части не будет, «Альхимейра» – это вполне замкнутая вселенная, и творчески мы уже отженились от этого материала. Но планируем выпустить DVD с концерта-презентации «Химеры» в Екатеринбурге и выход всей «Альхимейры» на тройном виниле.
– На «Химере» появился замечательный дуэт с Борисом Гребенщиковым «Черный Дрозд». Как удалось уговорить Бориса Борисовича на такую авантюру?
– Все началось с безладового баса. Около трех лет назад басист «Аквариума» Саша Титов прилетел из Лондона на концерты с одной бас-гитарой – за вторую пришлось бы доплачивать. Для программы требовался инструмент без ладов, и Борис Борисович опубликовал в Facebook просьбу одолжить Саше инструмент. У нашего басиста Алексея Кожанова как раз был безладовый бас, причем почти такой же, как у Титова, потому что Леша большой поклонник сашиной манеры игры. Мы договорились, я отвезла Саше лешин бас.
Когда мы начали работать над «Черным Дроздом», Леха вдруг начал играть на том своем безладовом басе «титообразные партии».Мы решили, что надо доводить эффект «Аквариума» до абсурда и звать в песню БГ. Потом я долго ждала правильного момента. Момент настал прошлой весной, когда мы с Сергеем Вишняковым поехали с концертами в Украину и обнаружили, что буквально наступаем на пятки БГ. Я ему написала, выяснилось, что у него закрытое выступление в Одессе в тот же вечер, что и наш концерт, но попозже. Мы вышли на сцену минута в минуту, отыграли, собрались и попросили организаторов отвезти нас на мероприятие БГ, успели практически на весь концерт и совершенно чудесно провели время. А потом после концерта мы с Борисом Борисовичем сели поболтать, и тут-то я ему и предложила поучаствовать в песне. Он согласился сразу.
Писали мы его вокал весьма волшебно (с нами постоянно происходит волшебство): у БГ была возможность заехать на студию буквально на пару часов, и мы с режиссером Борисом Истоминым (тоже хорошо знакомым с ним по работе над альбомом «Сестра Хаос») эти часы нашли. Борис Борисович прилетел из Киева (с пересадкой в Минске), прямо из Домодедово рванул на машине к нам в студию, очень стабильно отработал свое время, все записал, потом собрался, на прощание нас еще раз осиял своей благодатью и поехал на саундчек собственного выступления на Красной Пресне. Вот какой человечище! До сих пор это все вспоминаю и улыбаюсь.
– Есть ощущение, что «Химера» – это такой плотно спрессованный набор хитов, который, при этом, оставляет ощущение концептуального альбома: «Кицунэ», «Любовь Во Время Зимы» и феноменальный «Список Кораблей». Тяжело «вынимать» песни при исполнении на концерте из продуманной цепочки, выстроенной на пластинке?
– И «Алхимия», и «Химера» – концептуальные, движение внутри пластинок именно такое, какое должно быть. И между ними тоже, конечно – например, песни «Дредноут» и «Беса Джиги» связывает шорох пластинки. Но в концертах работает другая логика, позволяющая встраивать новый материал в канву старого и находить неожиданные связи. В прошлой программе у нас были шикарные, наполненные массой смыслов связки «Ангел» – «Экзюпери-Блюз» и «Радость Моя» – «Поезд На Мемфис». В нынешней программе мне очень нравится связка «Дракон» – «Обряд», а в параллельной акустической программе «36’6» есть еще и «Королевская Охота» – «Кицунэ».
– Кстати, об этой программе поговорим особо: проект «36’6» – ваше новое детище, своеобразный «дуэтный», камерный проект. Откуда он взялся?
– Все начиналось очень прозаически: часто приходится ходить на радио и телепрограммы, где в студии стоят пара микрофонов, просят «спеть что-нибудь под гитару». И вот мы с Сергеем Вишняковым где-то лет пять назад стали складывать такие минималистические версии мельничных хитов – гитара, вокал, бэк-вокал, опционально арфа, и эти версии слушателям очень понравились и оказались неожиданно успешными. Я стала заниматься с Сергеем вокалом, стали поступать просьбы о выступлениях на фестивалях и сборных концертах, и само собой придумалось название «36’6» – по количеству струн на наших инструментах, это нам тогда показалось верхом остроумия.
Когда мы приступили к работе над «Альхимейрой», мы уже прицельно создавали и аранжировки для полного состава, и версии для «36’6». Логично, что сейчас мы начали работать уже над совершенно самостоятельным материалом для собственной пластинки вне «Мельницы». Что же касается концертной деятельности, «36’6» – это такой бутиковый продукт под брендом «Мельница», очень выгодный для региональных промоутеров. Они теперь могут, скажем, осенью привезти «Мельницу» в большой зал-тысячник, а по весне «36’6» в местную филармонию на 600 мест. Схема работает успешно.
– От концерта к концерту и от записи к записи у «Мельницы» совершенствуется звучание. Складывается ощущение, что вы можете освоить любую, даже самую сложную площадку. В чем секрет?
– Мы всячески стремимся избавиться от грязи и каши в аранжировках. Кстати, разница между «Алхимией» и «Химерой» в основном именно в этом, в «Алхимии» все-таки больше наслоений, которые в концертном звучании могут создавать неприятный эффект. Когда мы работаем над концертными версиями песен, в первую очередь решаем, какие партии будут играться в живую, какие можно запихнуть в плэйбэк (реверсная гитара, электронные лупы, клавишные, квартет), а какие можно вообще выкинуть. Мы регулярно записываем свои выступления в виде мультитрека или в стереопару – исключительно для рабочих целей, чтобы отслушать, внести коррективы в свое исполнение, пожелания звукорежиссеру по балансу и так далее. Вот сейчас выступление в Stadium тоже запишем.
– Московский концерт называется «Гнезда Химер», что явно отсылает к творчеству Макса Фрая.
– Я очень любила «Хроники Ехо», когда книжки только появились, мне очень до сих пор нравится ранний Фрай – повести плана «Магахонских лис». И «Гнезда химер» как отдельная вещь совершенно прекрасна. Но потом эволюция, а скорее даже, инволюция сэра Макса как вершителя и все связанные с этим в книгах заморочки меня начали как-то отвращать от этого мира.
Честно говоря, новые книги читать тяжеловато, у меня есть чувство, что в погоне за объемом некие литературные негры штампуют сначала страниц по двести гэгов и описаний «восхитительной» еды, а потом сам (или сама) Фрай вставляет короткую историю, где есть коллизия, и где снова пахнет любовью, смертью и Истинной магией. А потом снова гэги – и все, книжку можно закрывать.
– И вдогонку – литературные аллюзии: можете назвать пять главных для вас книг?
– «Сто лет одиночества», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Властелин колец», «Мастер и Маргарита», и Стругацкие – «Отель «У погибшего альпиниста» или «Гадкие лебеди», не могу выбрать
– И любимый вопрос: расскажите о самом радостном и самом ужасном случае, произошедшем с вами на гастролях?
– Из радостных случаев – это встреча с БГ, о которой я уже рассказывала. А ужасных сразу два. У меня есть пара мест в программе, где я могу выйти на передник сцены и даже сесть на край сцены или на верхние ступеньки лестницы. И вот однажды в городе Курске я в начале песни «Шаман» так выхожу и сажусь, начинаю петь, и тут из зала выходит какой-то мужик, садится рядом со мной и обнимает крепко за плечи. Я безумно испугалась, сразу вспомнила слова нашего бывшего звукорежиссера «На каждого Джона Леннона найдется свой Марк Чэпмен». Переложила микрофон, не переставая петь, в левую руку, а правой стала его выпихивать с лестницы. Парни на сцене не знали, бросать им инструменты и бежать меня спасать или продолжать играть, а охрана стояла по сторонам сцены спокойненько, как будто так и надо. В общем, мне удалось его, наконец, отпинать, но до конца концерта меня трясло, и на автографы я не вышла.
Еще был душераздирающий момент, когда мне во Владимире принесли букет гиацинтов в полном цвету, а у меня на них аллергия. Был как раз блок из трех песен, где на мне надета арфа, то есть я не могу наклониться и что-то взять с пола. И вот все три песни я дышала гиацинтами, лежащими под микрофоном, и на третьей стала задыхаться и хрипеть на манер лорда Вейдера. Как только арфу сняла, схватила злосчастный букет и бросила его через всю сцену в кулисы технику, чтобы он срочно его вынес. Реакцию публики можно представить – ах она такая-сякая, злюка, зазвездилась, психопатка, цветами кидается! (смеется)
– Напоследок – неожиданный вопрос. На презентации «Химеры» в группу добавилась собственно Химера – оригинальная микрофонная стойка, которую тебе подарили твои поклонники из московской мастерской «Кречет». Как она поживает и приедет ли на концерт в Stadium?
– Химера поживает хорошо, пока она терпеливо ждет фотосессии. Насчет ее привоза в Stadium думаем.
Хелависа что с голосом
Сегодня «Мельница» – это, пожалуй, самая известная фолк-рок группа России. Музыканты в «Мельнице» все, как на подбор – с консерваторским образованием. А от всех остальных группа отличается тем, что играет в мудреном стиле под названием «кельтик-готик-акустик-мидивал-фэнтези-не о-фолк-рок». Иначе и не скажешь. Ребята всерьез увлекаются древностью, мистикой и сказками.
Несмотря на то, что «Мельница» – рок-группа, состав инструментов в ней довольно оригинальный: скрипка, виолончель, флейта, перкуссия (барабанчики всякие), две акустические гитары, бас-гитара, ударная установка, несколько вокалов. Группа уже шесть лет перекладывает старые легенды и фэнтезийные тексты в красивые и лиричные песни.
Идейным вдохновителем группы стала Хелависа (Наталья О’Шей), ей же принадлежит большинство текстов. Она и поет. Вдохновляется Хелависа народной музыкой (кельтской, скандинавской, русской), влиянию рока тоже подвластна. Солистка «Мельницы» ответила на вопросы корреспондента 63.ru, при этом ответы ей дружно подсказывали неуемные коллеги.
– Давайте начнем, быть может, с необычного вопроса… Вы бы хотели, чтобы ваши песни были саундтреком к фильму? Какое это должно быть кино?
– Нам бы, конечно, хотелось, но все это как-то не срастается. Уже много лет идут переговоры. Мы желали, чтобы это произошло в «Волкодаве». Но продюсеры решили, что песен в саундтреке не будет вообще, там осталась только инструментальная музыка Алексея Рыбникова. В свое время Ник Перумов нам предлагал сделать саундтрек к экранизации его романа «Алмазный меч, деревянный меч». Договоренность остается в силе, если роман доживет до экранизации. Сейчас какая-то компания, не помним кто, приобрела у Ника права на экранизацию. Поэтому предложение у нас пока открытое.
– Как вы относитесь к ролевым играм и участвовали ли в них сами?
– Из всей группы участвовала когда-то я. Это было реально давно, в период с 1994 по 97-ой годы. Это был очень милый этап, но он пройден. В свое время из ролевой я ушла в реконструкторскую тусовку. Долго и серьезно занималась исторической реконструкцией. В очень хорошем московском клубе «Наследие предков» мы делали разных викингов, и я заняла даже несколько первых мест по реконструкции западно-европейского женского костюма. Я считаю, что это нормальная эволюция, когда люди сначала занимаются ролёвками, а потом уходят либо в реконструкцию, либо уже в психологические ролевые игры в плане бизнеса. Это тоже очень интересно. Здесь не нужно скакать по лесам, всё делается буквально за столом. Такие психологические игры были очень популярны в московских фирмах. Их заказывали и в компании, где я работала. Это профессиональные ролевые игры, которые могут быть чем угодно: венецианским карнавалом, историей про вампиров, рыцарей Круглого стола или Тристана и Изольду.
Всегда интересно посмотреть, как персонал фирмы будет себя вести в экстремальной ситуации, в которую ставит игра. Я считаю, будущее ролевых игр – вот оно! Очень интересно и очень полезно. Жалко, что сейчас такие игры не настолько популярны. А, скажем, лет семь назад у нас в Москве просто не было отбоя от заказов. Все крупные фирмы «прогоняли» персонал через эти тренинги. Это было очень забавно. В таком применении ролевые игры очень интересны.
– Вы преподаете в Московском университете. Какой предмет?
– Ирландский язык. Я из кандидатской семьи, сама кандидат наук, до сих пор преподаю ирландский язык и введение в кельтскую филологию. Пока еще не пишу докторскую диссертацию. Совсем недавно получила грант Российского гуманитарного научного фонда на трехгодичное исследование и буду писать монографию.
– У вас есть любимая книга?
– Моя любимая книга – роман колумбийского писателя Габриеля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества».
– Ваше любимое место или город?
– Люблю Эдинбург. А действительно, где я могу отдохнуть, и где мне очень нравится – это деревня Казбеки, ее можно найти, если внимательно изучить физическую карту Грузии.
– Что вы слушаете в дороге?
– Обычно в дороге я не слушаю mp3-плейер – у меня его и нет. Последнее, что я слушала на магнитофоне – просто безумный американский кантри-ансамбль «Чумбо-Вамба». Они такие прикольные и смешные.
– Почему ваш последний альбом называется «Зов крови»?
– Мы хотели в этой пластинке получить то звучание старых и новых песен, которое у меня было изначально в голове. До этой пластинки у нас не было никаких аранжировок. А как сейчас звучит «Мельница»? Многие называют это новым звучанием, но на самом деле – только сейчас «Мельница» звучит так, как я действительно хотела. И современное звучание наших песен – это то, что планировалось. Мне было сложно все эти годы объяснить коллегам, что мне нравится, а что нет. И вот сейчас, слава богу, у нас такой состав, который, действительно, на той же волне, что и автор. Мы очень хорошо чувствуем друг друга.
– Почему вас называют Хелависой?
– Вообще это длинная и грустная история. В романе Мэллори «Смерть Артура» есть такой персонаж – ведьма Хелависа, одна из подручных королевы Морганы. У Обри Бердслея есть цикл гравюр, которые он сделал для иллюстрации этого романа. И вот эта самая ведьма Хелависа, по мнению окружающих, очень похожа на меня. Когда мне было лет 15, моя подруга подарила мне этот сборник Бердслея. Ткнула в картинку с ведьмой Хелависой и сказала: «О! Ты на нее похожа».
– В какие города вы выступаете?
– Наверное неплохой гонорар получите за гастроли… И куда вы планируете все эти деньги потратить?
– Вы думаете, у нас так много денег? Во-первых, мы раздадим долги. (Смеется.) У нас такая огромная группа, столько ртов надо кормить. Семеро по лавкам. Как прокормить эту ораву? Если серьезно, то на самом деле мы покупаем новые инструменты. Например, у нас совсем недавно появилась электрическая арфа!
– У вас, помимо музыки, есть другое занятие?
– Не у всех. Конечно, мы все – профессиональные музыканты. Наверное, нельзя сказать, что у кого-то из нас «Мельница» – единственная работа. У нас есть музыканты, которые участвуют и в других проектах, совсем не обязательно музыкальных. Дима Фролов, например, зарабатывает тем, что шьёт барабаны.
– Наталья, а студенты в курсе, что их преподаватель играет в группе?
– Более того, они регулярно ходят на концерты. Был у меня такой замечательный студент. Погиб, к сожалению, в аварии. Он постоянно ходил на мои выступления. Он был младше меня буквально года на три, называл исключительно по имени и отчеству, но на «Ты». Всегда после концерта забегал и говорил: «Слушай, Наталья Андреевна, такой ништяк!».
– А как вы отдыхаете?
– Мы с мужем стараемся каждый год попасть в горы. И вот недавно мы катались на горных лыжах. У меня такой смешной загар остался, с белыми «очками». Реально – это не румяна. Я, наоборот, пыталась всячески более светлый тон наложить на лицо перед концертом, но это не помогло.
– Откуда у вас такой необычный и сильный голос?
– На самом деле я очень долго пела без какого-либо образования. Причем даже нашла кучу каких-то приемов. Потом я занималась русским народным вокалом. До потери пульса снимала приемы дыхания ирландских певиц, плюс к этому занимаюсь йогой – в итоге получилось черт знает что. А совсем недавно я пошла к одной джазовой преподавательнице, потому что хочу научиться еще многое делать. Когда я пришла к ней, она сказала: «Вам что-то еще надо ставить? У вас же все поставлено!». Я что-то объясняла и изображала, чего еще не умею. Словом, она меня «дотянет» до высокой планки.
Хелависа, ведьма от музыки (48 фото + 17 видео)
Российская певица, автор песен, музыкант (кельтская арфа, гитара, перкуссия, фортепиано), лингвист-кельтолог и германист, кандидат филологических наук, писатель Наталья Андреевна «Хелави́са» О’Шей (в дев. Николаева), родилась 3 сентября 1976 года в Москве, в семье учёных-химиков. Её отец, Андрей Владимирович Николаев, — химик-органик, профессор университета Данди/University of Dundee (Шотландия), мать, Ольга Алексеевна Кост, — биохимик, ведущий научный сотрудник МГУ, дочь известного химика-органика, профессора А.Н. Коста.
А к музыке интерес Наташе привил отец. Она вспоминает:
«Я выросла среди музыки, и пела с самого раннего детства. Мой папа — большой ценитель и знаток классической музыки, и он меня приучал слушать её и разбираться в ней. Каждое воскресенье мы вставали под звуки, несущиеся с одной из пластинок из нашей огромной коллекции (была такая серия «Сокровищница мировой музыкальной культуры», вот, папа её собрал). Мы постоянно играли в угадайку — что-то звучит по радио, и я угадываю — русский композитор или зарубежный, какого периода, какой школы, и в итоге называю имя. Замечательная игра, очень развивает художественный слух. Конечно же, мы всё время ходили на концерты и спектакли, у нас были абонементы в консерваторию, и мы переслушали всего возможного Римского-Корсакова в Большом, и гастролей зарубежный оперных театров в Москве мы не пропускали (помню, как Королевская Шведская Опера привозила «Лоэнгрина» — тогда в России Вагнера, считай, вообще не пели, и это было колоссальное впечатление!). Даже на отдыхе, скажем, в Абхазии, мы каждый год ходили на органные концерты в Пицундский собор».
Отец неплохо играет на гитаре, исполняет бардовские песни, а у матери хорошо получаются песни народные. Семья хранит музыкальные традиции со времен университетских студенческих компаний. Наряду с классической и бардовской музыкой, в семье звучали привезённые отцом из-за границы записи The Beatles, ABBA, рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». И Наталья с детства музыкой увлеклась. В 6 лет поступила в детскую музыкальную школу №14 по классу скрипки, но болезнь помешала ей 2 года посещать уроки (врачи запретили нагрузки). Поэтому в 1985 году Наталья поступила в «музыкалку» повторно, исполнив при приёме песню Булата Окуджавы из фильма «Белорусский вокзал» «Нам нужна одна победа». В 1992 году музыкальную школу она окончила, но уже по классу фортепиано, одновременно посещая занятия по хоровому вокалу, овладев акустической гитарой и перкуссией. Какое-то время девочка даже готовилась к карьере профессионального музыканта-пианиста.
Основное образование она получила в «английской» школе №37. В 12-13 лет кумиром Натальи стал Фредди Меркьюри. Так и началось её увлечение роком. Любимыми группами, помимо Queen, стали Led Zeppelin и Jefferson Airplane, Грейс Слик, Лорина Маккенитт и Аквариум.
Другим увлечением Натальи стало рукоделие (вышивка, плетение кружев), что пригодилось ей позднее, когда она, учась в МГУ им. М.В. Ломоносова, присоединилась к ролевому, а затем и к реконструкторскому движениям.
Продолжая традиции «профессорской» МГУшной династии, Наталья изначально собиралась поступить на биофак, однако у неё испортились отношения с классным руководителем, преподававшим биологию, и всё сложилось несколько иначе: окончив в 1993 году школу, Николаева поступила на филфак МГУ, первоначально — на кафедру французского. Затем, изучая основы сравнительного языкознания на курсах О.С. Широкова, Наталья увлеклась кельтскими и германскими языками, так как по сравнению с другими ветвями индоевропейских языковых семей они были изучены слабо, и специалистов в этой области было немного. И девушку намного сильнее, чем романский силлабический, привлёк германский тонический стих, звукопись кельтской и германской поэзии, звучание языков и их место в индоевропейском наследии.
Учась в Университете, подрабатывая переводами и репетиторством, Наталья параллельно увлеклась ролевыми играми, а затем и исторической реконструкцией, в сферу её интересов вошла толкинистика и фэнтези.
Лекции по кельтской и германской филологии в первой половине 1990-х гг. были объектом интереса многих молодых людей, ставших впоследствии видными фигурами, как реконструкторского движения, так и субкультуры, основанной на кельтской фолк-музыке и кельтском фольклоре, благодаря чему Наталья приобрела в этих сообществах обширные связи. Одним из таких «ролевиков» был Юрий Андрейчук, с которым Николаева позже организовала фолк-группу Clann Lir.
Тогда же Наталья начала проявлять себя в музыкальном творчестве как «ролевой менестрель». Была известна в «узких кругах» под псевдонимом «Хеледис». Его ей придумала другая девушка с толкинистской тусовки филфака МГУ, знаток «эльфийских» языков квэнья и нольдорина, придуманных и разработанных профессором Дж. Р.Р. Толкином — Кэтрин Кинн. При этом она допустила ошибку — слово «зимородок» (школьное прозвище Натальи) в нольдорине выглядит как «хеледир», и Кэтрин интерпретировала «дир», как показатель мужского рода, заменив его на женское «дис». В квэнья же соответствующее слово выглядит как «халатир» (от «халат» — «наблюдать, следить»). В результате же имя Хеледис раскладывалось на нольдорине как «Ледяная Дева», что, по мнению Натальи, вполне даже ей подходило. Народная же этимология толкует слово, как «зимородок женского пола».
Николаева стояла так же у истоков клуба исторического фехтования и реконструкции «Наследие предков». Она самостоятельно шила одежды богатых ярлов викингов. А на чемпионатах реконструкторов «Меч России» 3 раза занимала 1-ое место в номинации «Реконструкция западноевропейского женского костюма». Сотрудничала она и с клубами исторической реконструкции «Варяг» и «Братина». Однако со временем, вслед за ролевиками, постепенно отошла и от реконструкторов тоже.
После окончания магистратуры Наталья продолжила учёбу в аспирантуре МГУ, с 1999 по 2004 гг. работала ассистентом кафедры германской и кельтской филологии филфака, вела семинар по ирландскому языку. Во время стажировки в Ирландии преподавала в Тринити-колледже в Дублине/Trinity College, Dublin (TCD).
В 2003 году Николаева защитила кандидатскую по теме «Тематизация презенса сильного глагола в кельтских и германских языках (на материале древнеирландского и готского)». Затем, в 2003-2008 гг., работала преподавателем кафедры кельтской и германской филологии МГУ, а с 2008 по 2014 гг. — старшим научным сотрудником той же кафедры.
Она свободно говорит на английском и французском, достаточно хорошо на ирландском, шотландском и валлийском, неплохо знала датский (однако, уровень упал из-за отсутствия практики), на начальном уровне владеет исландским, испанским и немецким. А также древними языками — латинским, древнеирландским, древнеанглийским, готским, несколько хуже (опять же, из-за отсутствия практики) древнеисландским, древнегреческим и санскритом.
Однако, ещё со школьных времен девушка хотела и сочиняла песни. Тогда – на тексты поэтов-классиков и своих друзей из ролевого сообщества. Первая же песня, написанная на собственный текст — «Дорога сна», была создана ею в 1993 году. А в 1996 году вышли её первые, записанные на МК сборники собственных песен и положенных на музыку стихотворений русских поэтов: «Лунный день», «Дорога сна», а так же англоязычный альбом «Running to Paradise», с положенными на музыку стихами из толкиновского цикла, а также Иоганна Вольфганга Гёте, Уильяма Йейтса, Редьярда Киплинга (подробнее – здесь: Бремя двустороннего человека), Роберта Бёрнса, Томаса Мура (записи были выложены в Интернет, благодаря чему получили широкое признание среди любителей фолк-музыки).
С 1996 года Наталья выступает на музыкальной сцене. В концертных выступлениях звучали, как песни на стихи собственного сочинения, так и, помимо упомянутых уже авторов, песни на стихи Николая Гумилёва, Марины Цветаевой, Александра Блока, а также народные ирландские, валлийские, английские и шотландские песни с текстами на языке оригинала.
А летом 1998 года у лидера фолк-проекта Тиль Уленшпигель (с классическими академическими музыкальными инструментами и вокалом и присутствием средневековых образов в текстах) Руслана Комлякова появилась идея разнообразить репертуар группы и усилить её состав, в том числе, женским вокалом. И он вспомнил про Николаеву, имевшую уже определённую известность среди реконструкторско-ролевой тусовки своими домашними записями. И 23 июня 1998 года Наталья впервые выступила на профессиональной сцене под сценическим псевдонимом «Хелависа» с собственными песнями, вошедшими в репертуар ТУ. Таким образом, группа обрела не только женский вокал, но и ещё одного автора музыки и текстов.
«Юноша по имени Денис «Дэн» Скурида услышал меня на Сетуньском турнире, где-то нарыл мою пиратскую запись и принёс руководителю «Тиля» Руслану Комлякову, после чего Руслан как-то меня нашёл и предложил мне делать аранжировки моих песен, чтобы исполнять их в Тиле Уленшпигеле. От такого предложения я, при всей своей занятости наукой, отказаться не смогла…» (из воспоминаний Н. Николаевой).
Появление псевдонима, как говорят, основано на её портретном сходстве с изображением ведьмы Хелависы на иллюстрации Обри Винсента Бёрдсли (Бирдсли, Бердслея) к рыцарскому роману Томаса Мэлори (1405-1471) «Смерть Артура»/Le Morte d’Arthur (1485). Книгу эту Наталье подарила подруга, которая и предложила ей псевдоним.
В этот период в группе выступали: сам Комляков (вокал, гитара), Хелависа (вокал), Александра Никитина (виолончель), Мария Ларина (вокал, скрипка), Наталья Филатова (флейта), Владимир Потурай (гусли, варган), Павел Давыдович (перкуссия) и Скурида (перкуссия).
Просуществовала группа около 2 лет, успев записать 2 альбома: «Герои» и «Вавилон». С осени 1998 года сотрудничала также с клубом «Наследие предков».
В тот период УТ достиг пика популярности, однако, отношения с Комляковым у участников группы необратимо портились. Причин никто не скрывал: это было связано с оплатой выступлений. После одного из концертов в октябре 1999 года, Филатова завила, что с Русланом она больше работать не собирается. Вдохновленная примером, последовала за ней и вся остальная группа.
И в то время, когда Комляков был занят семейными проблемами, связанными с переездом, Дэн предложил остальными участникам ТУ организовать собственный коллектив.
Так была образована группа Мельница, давшая свой первый концерт 15 октября 1999 года, но ещё под старым названием — на афише московского клуба «Форпост» в тот день всё ещё значилось «Тиль Уленшпигель». Однако первоначальный состав новой группы просуществовал недолго. Уже в 2002 году Скурида, бывший автором музыки в песне «Вереск», автором аранжировок к песням «Травушка», «Дракон», «Ворон», «Вереск», «Воин вереска» и соавтором аранжировки песни «Чертова пляска», вместе со своей женой — скрипачкой Лариной, — проект покидает, влившись в состав группы Ветер Воды в качестве гитариста и перкуссиониста, и лидерство в коллективе берёт на себя Хелависа.
Так Мельница стала основным направлением творческой деятельности Натальи. К настоящему времени она осталась единственным участником группы, входившим в её первоначальный состав.
Уже по прошествии нескольких лет профессиональной певческой карьеры, Хелависа обратила своё внимание на ирландскую (кельтскую) арфу, случайно познакомившись с чужим инструментом в гримёрке. По словам Натальи, перейти с фортепиано на арфу было не так уж и сложно. Она начала изучать основы игры на ней, занимаясь с частными преподавателями в Ирландии, в том числе известной ирландской арфисткой Мойрой Ни Хахасы, и посещая мастер-классы знаменитой ирландской арфистки Саворны Стивенсо в Шотландии.
Параллельно Наталья не оставляла систематические занятия вокалом, как самостоятельные, так и с частными преподавателями в России и в Ирландии.
Начинала она играть на недорогой арфе пакистанского производства. Но вскоре решила, что ей требуется инструмент более высокого уровня, и приобрела арфу модели Aziliz фирмы «Camac harps».
Со временем Хелависа вместе со звукорежиссёрами группы пришла к осознанию того факта, что акустическую арфу сложно подзвучивать в составе рок-группы, и в результате приобрела электрическую арфу Silhouette от «Lyon & Healy», которая впоследствии заменила на электро-арфу DHC фирмы «Camac harps», изготовленную для неё по спецзаказу. А уже на конец 2017 года в личной коллекции Хелависы находились 4 ирландские арфы: 3 из которых — акустические и 1 электрическая, а также этнические арфоподобные инструменты, например, сванский чанг.
До 2003 года Хелависа и Мельница были популярны в сравнительно узких кругах поклонников фолка и фолк-рока, выступая преимущественно в небольших клубах Москвы и Петербурга. Но в 2003 году вышел первый альбом группы — «Дорога сна», презентация которого собрала аншлаг в московском клубе Б2 и послужила прорывом группы к выступлениям на крупных концертных площадках.
А 21 августа 2004 года Наталья вышла замуж за гражданина Ирландии Джеймса Корнелиуса О’Шей, на тот момент — атташе по культуре ирландского посольства в Москве. После замужества стала жить вместе с семьей в Западной Европе, переезжая раз в 4 года по мере назначений мужа (до 2004 г. он работал в Москве, в 2004-08 гг. — в Дублине, в 2008-16 гг. — в Женеве, а с 2016 г. — в Вене).
Свадьба Н. Николаевой и Д. О’Шей
В апреле 2005 года вышел 2-ой альбом группы — «Перевал», высоко оценённый музыкальным журналом Play. Рецензенты издания отметили качество исполнения, но вместе с тем и некоторую скованность и нерешительность, которых нет, по их мнению, на живых концертах коллектива.
Прорыв же Мельницы к широкой общероссийской популярности состоялся в июне 2005 года, когда усилиями рекорд-лейбла группы (компания CD-Land) в хит-парад «Чартова Дюжина» радиостанции «Наше Радио» попала песня Хелависы «Ночная кобыла» с альбома «Перевал». Усилиями фан-клуба группы была организована поддержка голосования, благодаря чему композиция попала на 7-е место хит-парада, через 2 недели его возглавила, и продержавшись в нём в течение 22 недель (из которых 11 — на 1 месте), заняла 1-ое место по итогам года.
В том же 2005 году вышел в свет и единственный альбом фолк-группы Clann Lir («Дети Лира» с ирл.), на котором звучит вокал Хелависы, её мужа, Джеймса О’Шей, а также сооснователя группы Андрейчука. Презентация его прошла 18 марта 2005 года в питерском клубе «Арктика». А вот первое выступление группы состоялось ещё в марте 2003 года на праздновании Дня Св. Патрика в Москве. Музыканты, составляющие группу, были уже давно известны в музыкальных кругах, являясь участниками других самостоятельных проектов.
Clann Lir был единственным, если не сказать уникальным, проектом для российской фолк-сцены, играющим народную музыку Уэльса, репертуар которого состоит исключительно из песен на языках кельтских народов (ирландском, шотландском, валлийском), что являлось очень смелым поступком. Отечественная аудитория, как правило, прохладно относится к песням на «басурманских» языках.
Наряду с ирландской арфой Хелависы, в записях альбома звучит волынка, вистлы и такой крайне редкий инструмент, как лютня, на которых играет известный мультиинструменталист Владимир Лазерсон (ех-Тинтал/Tintal, Puck’n’Piper), боуран в исполнении Андрейчука (ех-Воинство Сидов/Slua Si), а также спинет, на котором играет Константин Вышинский (ех-Вертоград).
Альбом Clann Lir, состоящий из песен на языках кельтских народов и светской ирландской музыки XVIII века, вышел стройным и парадоксально гармоничным. Несмотря на то, что альбом составляли песни и инструментальные композиции разные по стилистике и происхождению, где барочные лютневые мелодии соседствуют с ирландским хорнпайпом, шотландские патриотические песни – с валлийскими балладами, группе удалось собрать такой разноплановый материал воедино.
Альбом этот распространялся неофициально и в Ирландии, где получил доброжелательные отзывы от местной публики, а ирландские музыкальные критики назвали его «лучшим сборником кельтской музыки за последнее время» («the ultimate Celtic collection»).
В 2005 году Хелависа также приняла участие в составе группы Romanesque (балканский фолк), представлявшей собой женское арфовое трио, в которое помимо неё вошли Екатерина Антоненко и Татьяна Струнина (в 2006 году присоединилась к Clann’у).
Но в сентябре того же года произошёл раскол и в Мельнице – вследствие творческих разногласий между Хелависой и другими неформальными лидерами коллектива. Но, всего в течение месяца, к оставшимися в группе участникам, она набрала новых музыкантов, взамен вышедших из состава.
И первый концерт в обновлённом составе состоялся уже 26 ноября 2005 года в подмосковной Черноголовке, куда группу пригласили в качестве хэдлайнеров фолк-рок фестиваля «Фолк-рок Around The Clock».
В день концерта Хелависа сильно простудилась, у неё развился трахеит, однако отменять выступление она не стала, чтобы не подводить группу и организаторов. В ходе сета Мельницы у Натальи отказали голосовые связки, и программу выступления пришлось сократить. Но певица нашла в себе силы остаться на сцене для раздачи автографов, и покинула её уже в полуобморочном состоянии.
На следующий день у группы был запланирован сольный концерт в Н. Новгороде, и Хелависа, несмотря на болезнь, вновь концерт отменять отказалась, и «на морально-волевых» отработала полную программу. Однако после концерта на неделю полностью потеряла голос и в течение всего следующего года была вынуждена амбулаторно проходить медпроцедуры на связках.
В 2006 году вышел и 1-й альбом обновлённой группы — «Зов крови». Его радиопрезентация состоялась на «НР» 18 февраля. Журнал Play отвёл для рецензии уже отдельную страницу. А рецензент А. Мажаев, во второй уже раз (первый был с «Дорогой сна») выразил своё негативное отношение к «выходцам из ролевой субкультуры», отметив, тем не менее, что по сравнению с прошлым годом группа существенно поднялась, во многом благодаря поддержке «НР», которое вдруг решило «разнообразить свой репертуар фолк-роком».
Параллельно с новым составом Мельницы, возник и сольный проект Хелависы, постепенно трансформировавшийся в проект Хелависа, Лазерсон и друзья, в котором приняли участие музыканты Мельницы: Вишняков, Фролов, Дмитрий Каргин, Алексей Орлов, Сергей Заславский, Александр «Грендель» Степанов, Владимир Лазерсон, а также сессионно поучаствовали гитарист Дмитрий «Дуглас» Сафонов и аккордеонист Михаил Смирнов. Проект явился логическим развитием сольных концертных выступлений певицы и имел 2 музыкальных направления: кельтский фолк и авторские песни Хелависы, как правило, не входящие в репертуар Мельницы и исполняемые в акустике.
А 22 июля 2008 года в Женеве у семейства О’Шей родилась дочь Нина Катрина. До мая 2008 года Хелависа, уже будучи беременной, участвовала в гастролях. А так же занималась спортом, соблюдая необходимые меры предосторожности — до 3-го месяца каталась на горных лыжах, до 4-го — ездила на лошади, летала в Новую Зеландию, где ходила в пешие походы. Когда же Нине исполнилось 5 месяцев, концертная деятельность продолжилась. А 15 апреля 2011 года певица родила и вторую дочь — Уну Тамар.
В 2009 году вышло сразу 2 альбома: «Дикие травы» Мельницы и «официальный» сольный альбом Хелависы «Леопард в городе», включающий её авторские композиции, не вошедшие в репертуар группы.
Концертная презентация «Диких трав» с успехом прошла 21 февраля 2009 года в СК «Олимпийский», и стала первым концертом для Хелависы после более чем полугодового перерыва, связанного с рождением ребёнка.
Альбом же «Леопард в городе» не ставил целью покорение радиоэфиров, а стал, скорее, данью уважения любимым Хелависой поэтам и кельтской культуре в целом — на нём властвуют традиционные фолк-образы — живая природа, любовь, рыцари, прекрасные девы и бескрайние просторы.
К началу 2010 года ежегодные гастрольные туры и Хелависы и Мельницы охватывают всю территорию России — от Калининграда до Владивостока.
В 2012 году выходит 5-й альбом Мельницы «Ангелофрения», в ходе работы над которым Хелависа и участники группы для создания аранжировок первый и единственный раз воспользовались услугами приглашенного саунд-продюсера — заслуженного артиста РФ Александра Самойлова.
А в 2013 году вышел и 2-ой «сольник» Хелависы, связанный с кельтским фолком, логически продолжающий это направление времен Clann Lir. В записи приняла участия команда проекта Хелависа, включающая часть музыкантов Мельницы, а также Лазерсона, использовавшего при записи волынку, боуран, вислы и шалмей. Песни с альбома относились к более классическому фолку, близкому к народной музыке, и, по мнению агентства InterMedia, были пронизаны кельтской культурой, уникальны в своём жанре и максимально далеки от поп-музыки, сделаны с авторской любовью, поэтому выглядят не чуждо и не занудно. Среди песен альбома можно было встретить и валлийскую пастушью песнь, и детские песенки, и «лошадиный разговор», и переговоры «воинственных прачек». К каждой композиции в CD-издании шёл русскоязычный комментарий.
В 2014 году у Хелависы появляется ещё и собственная мини-студия, основой которой стала аранжировочная станция Kurzweil PC3K8. С тех пор она начала активно осваивать основы звукорежиссуры, современные технологии создания и обработки звука в аранжировочных решениях. Некоторые из этих решений вошли затем в студийные альбомы Мельницы.
С выходом же 6-го («Алхимия», 2015) и 7-го («Химера», 2016) альбомов, образовавших концептуальную дилогию, коллектив группы во главе с Хелависой показал, что достиг уровня высокопрофессиональной самобытной и самодостаточной творческой лаборатории, не нуждающейся во внешнем наставничестве.
С 2015 года гастрольный график группы расширяется не только на ближнее (Украина, Белоруссия, Казахстан), но и на дальнее зарубежье (Израиль, разовые выступления на фестивалях в Эстонии, Германии). По традиции, появившейся в то же время, ежегодно в январе Мельница в составе сайд-проектов выступает в разных городах с рождественскими концертами.
Тогда же, в 2015 году, появляется концертная программа «36.6», состоящая из песен, исполняемых дуэтом Хелависа-Вишняков.
Эти выступления потребовали специальных минималистичных аранжировок хитов группы, переложенных для электро-арфы, акустической гитары и вокала. Со временем Наталья и Сергей пришли к выводу, что из задела переаранжированных песен можно создать цельную отдельную программу. Идея получила признание у зрителей и промоутеров, и в гастрольных турах Хелависы 2016-17 гг. ряд концертов был проведён именно в рамках данного проекта.
Затем, в 2017 году, Наталья и Сергей решили ещё развить программу, написав для неё цикл песен, в котором отошли от концепции чисто акустического дуэта, активно применив современные технологии электронного звучания.
29 декабря того же года состоялся релиз сингла «Поверь» — первой композиции цикла. А 24 февраля 2018 года на него был выпущен официальный видеоклип. Съёмки которого прошли в декабре 2017 года в С-Петербурге.
А 21 марта 2018 года состоялся релиз сольного альбома Хелависы «Люцифераза», куда вошёл выпущенный уже сингл. Вместе с ней над пластинкой работал и Вишняков.
Хелависа и С. Вишняков
«Люцифераза» – это не только новый альбом, это новая планета в мироздании, которое я исследую и создаю. На планете Люцифераза сосуществуют колонисты с Земли и местные формы жизни. Они могут любить, страдать, воевать, летать, они помнят земные песни и имена и создают собственные, новые», – рассказала Хелависа.
В альбом вошли 10 песен, среди которых кавер-версии Калинова Моста «Улетай» и Пикника (подробнее – здесь: «Играй, шарманка, играй!») «Немного огня», Александра «СашБаша» Башлачёва (подробнее – здесь: 27 из 60-и – Время Колокольчиков (Часть 1)) «Как ветра осенние» и Владимира Высоцкого «Беда».
Концертные презентации альбома прошли 10 мая в питерском клубе «Космонавт» и 11-12 мая в московском «ГлавСlub Green Concert».
А ещё, 24 июля 2018 года, Наталья озвучила Джайну Праудмур — одну из величайших волшебниц мира «Warcraft» — в музыкальном аниме-клипе «Лики войны: Джайна», предваряющем выход дополнения «Битва за Азерот» по вселенной игры World of Warcraft (World of Warcraft: Battle for Azeroth) для российского импортёра – студии Blizzard Entertainment.
«Джайне Праудмур не раз приходилось делать сложный выбор. Но ничто не тяготит её сердце больше, чем решение остаться в стороне в то время, когда её отец сражался с Ордой много лет назад. Тогда ей казалось, что его поглотила лютая ненависть, но сейчас… она сомневается, не следовало ли прислушаться к нему. По всему Азероту бушует новая война между Альянсом и Ордой. На этот раз Джайна не будет сидеть сложа руки», – говорится в пресс-релизе игры.
По случаю этого события 5 октября 2018 года Хелависа посетила московскую выставку «Игромир», где дала концерт в рамках дуэта 36.6, ответила на вопросы посетителей и провела автограф-сессию.
Одним из основных источников своего вдохновения Наталья считает русскую поэзию Серебряного века, но вместе с тем и отмечает, что она не фольклорист, и народное творчество к её работе отношения не имеет. Среди других источников отмечают также сказки народов мира и индоевропейскую мифологию, куда она вкладывает также термин «историческая поэтика», введённый учёным А. Веселовским, в русле которой работали такие люди, как В. Жирмунский и Ю. Лотман. Данная научная отрасль изучает, как в рамках одной культуры — например древнегерманской — связаны язык, поэзия и мифология. Всё это входит в рамки интересов Хелависы, и именно это она пытается отразить на своём музыкальном творчестве.
Отвечая на популярный вопрос журналистов: «почему фолк-музыка не слишком популярна в русскоязычной среде?», Хелависа отмечает, что сам термин этот для многих размыт и не имеет чёткого значения. Во многом это так из-за ухода в крайности — либо это очень сложное направление, связанное с изучением народной музыки, культурных особенностей, фольклора и т. д. (чем занимается, например, Инна Желанная), либо — показное шоу в дешёвых костюмах, как наследие советского прошлого, как приевшийся официальный элемент торжеств. По словам Натальи, не так много у нас исполнителей, музыка которых не только имеет фолк-элементы, но и граничит с авторской песней и рок-музыкой. Что же касается слушателей, у многих это вызывает недоумение, так как у них такого нет в привычке — есть поп-музыка, есть традиционный рок, есть бардовская песня, есть шансон, а что это такое, многие не совсем понимают.
О’Шей отмечает, что как-то сформировался стереотип, согласно которому Мельницу окрестили «кельтской группой», исполняющей кельтскую, ирландскую, шотландскую музыку, хотя это в корне не верно. Группа же исполняет авторскую музыку, имеющую мало общего с культурой этих народов. А именно кельтская музыка играется в сольном проекте Хелависы, куда входит как часть музыкантов основной группы, так и приглашаемые для концертов и записей волынщик Лазерсон и аккордеонист Смирнов.
Публика Мельницы крайне разномастна и разнопланова, но это люди слушающие и очень интеллигентные. Есть и пожилые, которых, как правило, приводит молодёжь, и люди среднего возраста, многие из которых являются поклонниками группы ещё с 1990-х гг.
Критики InterMedia отмечают, что хотя в начале пути основную аудиторию певицы составляли ролевики и толкинисты, со временем она пополнилась интеллигенцией, ценителями ирландской культуры, так как в творчестве Натальи наблюдается сильная популяризация ирландской музыки, и особенно явно — в её сольных проектах.
Параллельно с музыкальной деятельностью Наталья занимается и литературой. Так, ещё 1 ноября 2006 года, она опубликовала в журнале «Вокруг света» авторский очерк «Ирландия, где всегда идёт дождь».
А 29 ноября 2013 года поступило в продажу первое художественное произведение с упоминанием в авторах Натальи О’Шей, написанное Максимом Хорсуном — фантастический роман «Ангелофрения» (издательство «Эксмо») в жанре стимпанка («дочь петербургского астронома Магдалина Эльвен отправляется в Мемфис, столицу страны на севере Африки. Книга описывает историю её любви к капитану одного из дирижаблей — основного средства передвижения во вселенной книги»), написанный после создания одноименно альбома, многие идеи из песен которого нашли отражение и в романе. История написания изложена самой Хелависой в одном из интервью: как-то Хорсун оставил в её ЖЖ комментарий о том, что стоило бы написать на основе альбома роман. Та в ответ дала добро. Но ни в написании, ни в корректуре сама участия не принимала — её имя на обложку было помещено из чисто маркетинговых соображений.
Затем, 27 января 2016 года в Доме книги «Москва» на Воздвиженке, публике была представлена очередная совместная литературная работа Хелависы — Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая при РАН РФ тиражом в 1000 экземпляров была издана научно-популярная книга «Сказки, рассказанные в октябре», написанная О`Шей в соавторстве с этнографом Наталией Лапкиной при поддержке Российского гуманитарного научного фонда. Основана она на результатах проведенной авторами выездной научно-творческой школы в г. Плюгрескан (Бретань, Франция) в мае-июне 2013 года, в рамках исследовательского проекта «Основы межкультурной адаптации детей дошкольного и младшего школьного возраста». В приложениях к изданию описаны образовательные курсы и тематические лагеря, знакомящие детей с кельтской культурой (одно из направлений, в которых работает Наталья).
Книга довольно разнообразна и предназначена для широкого круга читателей, сама автор относит её к постмодернистской литературе. В ней есть и научное вступление, и советы по донесению историй и сказок детям, и размышления о межкультурной адаптации, и 7 авторских сказок, каждую из которых сопровождает примечание. Первые истории — традиционные детские сказки, а последние выглядят уже вполне серьёзными историями. Всё это было реализовано в проекте, по итогам которого книга и была написана — истории сопровождались звучанием кельтской арфы, детей угощали запечённым лососем и т.п. Критики положительно оценили качество издания, исполнение книги, ну и сами сказки, написанные живым современным языком, лишенным старомодных, замшелых оборотов и конструкций.
В 2016 году Наталья организовала ещё один детский научно-творческий лагерь, на этот раз в Финляндии, однако для написания итоговой книги материала оказалось недостаточно. По словам автора, для этого необходимо было ещё несколько подобных мероприятий
А в 2018 году Наталья начала работу над книгой «Хроники Люциферазы. Три корабля», название которой опять же отсылает к сольному альбому, вышедшему в том же году. Люцифераза — вымышленная фантастическая планета, на которой разворачиваются истории, пересекающиеся с сюжетами песен. Книга была выпущена в 2020 году издательством Livebook.