Хелависа что с голосом

Хелависа из «Мельницы» спасается от депрессии готовкой

Хелависа что с голосом. Смотреть фото Хелависа что с голосом. Смотреть картинку Хелависа что с голосом. Картинка про Хелависа что с голосом. Фото Хелависа что с голосом Хелависа что с голосом. Смотреть фото Хелависа что с голосом. Смотреть картинку Хелависа что с голосом. Картинка про Хелависа что с голосом. Фото Хелависа что с голосом Хелависа что с голосом. Смотреть фото Хелависа что с голосом. Смотреть картинку Хелависа что с голосом. Картинка про Хелависа что с голосом. Фото Хелависа что с голосом

У нас было две свадьбы. Сначала расписались в Москве, а потом в том же платье кремового оттенка, которое отлично подошло к моей смуглой коже, венчалась в Ирландии. Мы часто бываем на родине Джеймса, навещаем его родителей, это наш социальный долг.

В каждой стране мы живем в пригороде. Сейчас обосновались в Яффо. Израиль закрывался на карантин, и я боялась остаться надолго в России, без семьи. Быстро поменяла билеты и вернулась. За последние недели прошла несколько стадий. Вначале думала, что гастроли быстро восстановятся, потом целыми днями лежала в кровати в депрессии, когда стало понятно, что это на несколько месяцев. А сейчас пребываю в расслабленном состоянии.

Очень люблю готовить, успокаиваюсь, когда стою у плиты, и этим все время занимаюсь: морозилку забила едой, так никто не умрет голодным (смеется). В Израиле ввели строгую систему: на улицу только по одному человеку из семьи можно выходить, и не далее чем на 100 метров от дома. Всюду ездили машины полиции и из громкоговорителя объявляли: «Евреи, отправляйтесь домой! Не евреи, тоже туда идите!»

Хелависа что с голосом. Смотреть фото Хелависа что с голосом. Смотреть картинку Хелависа что с голосом. Картинка про Хелависа что с голосом. Фото Хелависа что с голосомПевица (вторая справа) с мамой и дочками на Мертвом море. Фото: Instagram.com

Я очень счастливый человек. У меня замечательные родители, любимый муж, две красавицы дочки, хорошая карьера, друзья. Но депрессия и у счастливых людей случается, это же химический процесс. Всем иногда бывает тяжело и страшно, поплачем и дела продолжаем делать.

Раньше я задумывалась о третьем ребенке, но по медицинским показаниям уже не решилась его рожать. Джеймс, кстати, присутствовал при рождении старшей дочки, а со второй мне делали кесарево. Девочки мной гордятся: напевают со мной в машине, слушают мои диски, а треки в YouTube показывают подругам.

Источник

Хелависа: «Стою с арфой над букетом и задыхаюсь»

Одна из главных отечественных фолк-групп «Мельница» завершает тур в поддержку альбома «Химера». 22 апреля музыканты выступят в московском клубе Stadium. Накануне концерта обозреватель m24.ru Павел Сурков встретился с создательницей группы и ее бессменным лидером Натальей О’Шей, более известной как Хелависа. В интервью она рассказала о работе с Борисом Гребенщиковым, своем новом проекте «36’6» и одном страшном случае на гастролях в Курске.

Хелависа что с голосом. Смотреть фото Хелависа что с голосом. Смотреть картинку Хелависа что с голосом. Картинка про Хелависа что с голосом. Фото Хелависа что с голосом

Фото: m24.ru/Александр Авилов

– «Химера» в паре с предыдущей пластинкой, «Алхимией», составляет мощную дилогию уровня, скажем, A Night At The Opera и A Day At The Races группы Queen. Вы задумывали эти альбомы как дилогию? И будет ли третья часть?

– Изначально мы вообще думали сделать двойной альбом «Альхимейра», потому что песен случилось как-то сразу очень много. Но продюсер был против, да и с точки зрения логистики аранжировать, записать и свести более двадцати песен в ограниченный промежуток времени было сложно. Поэтому решили материал распределить на два альбома и разнести по срокам выхода на год. Это позволило в работе над «Химерой» учесть определенные недочеты, вылезшие в «Алхимии», и самих себя перепрыгнуть. Третьей части не будет, «Альхимейра» – это вполне замкнутая вселенная, и творчески мы уже отженились от этого материала. Но планируем выпустить DVD с концерта-презентации «Химеры» в Екатеринбурге и выход всей «Альхимейры» на тройном виниле.

– На «Химере» появился замечательный дуэт с Борисом Гребенщиковым «Черный Дрозд». Как удалось уговорить Бориса Борисовича на такую авантюру?

– Все началось с безладового баса. Около трех лет назад басист «Аквариума» Саша Титов прилетел из Лондона на концерты с одной бас-гитарой – за вторую пришлось бы доплачивать. Для программы требовался инструмент без ладов, и Борис Борисович опубликовал в Facebook просьбу одолжить Саше инструмент. У нашего басиста Алексея Кожанова как раз был безладовый бас, причем почти такой же, как у Титова, потому что Леша большой поклонник сашиной манеры игры. Мы договорились, я отвезла Саше лешин бас.

Когда мы начали работать над «Черным Дроздом», Леха вдруг начал играть на том своем безладовом басе «титообразные партии».Мы решили, что надо доводить эффект «Аквариума» до абсурда и звать в песню БГ. Потом я долго ждала правильного момента. Момент настал прошлой весной, когда мы с Сергеем Вишняковым поехали с концертами в Украину и обнаружили, что буквально наступаем на пятки БГ. Я ему написала, выяснилось, что у него закрытое выступление в Одессе в тот же вечер, что и наш концерт, но попозже. Мы вышли на сцену минута в минуту, отыграли, собрались и попросили организаторов отвезти нас на мероприятие БГ, успели практически на весь концерт и совершенно чудесно провели время. А потом после концерта мы с Борисом Борисовичем сели поболтать, и тут-то я ему и предложила поучаствовать в песне. Он согласился сразу.

Писали мы его вокал весьма волшебно (с нами постоянно происходит волшебство): у БГ была возможность заехать на студию буквально на пару часов, и мы с режиссером Борисом Истоминым (тоже хорошо знакомым с ним по работе над альбомом «Сестра Хаос») эти часы нашли. Борис Борисович прилетел из Киева (с пересадкой в Минске), прямо из Домодедово рванул на машине к нам в студию, очень стабильно отработал свое время, все записал, потом собрался, на прощание нас еще раз осиял своей благодатью и поехал на саундчек собственного выступления на Красной Пресне. Вот какой человечище! До сих пор это все вспоминаю и улыбаюсь.

– Есть ощущение, что «Химера» – это такой плотно спрессованный набор хитов, который, при этом, оставляет ощущение концептуального альбома: «Кицунэ», «Любовь Во Время Зимы» и феноменальный «Список Кораблей». Тяжело «вынимать» песни при исполнении на концерте из продуманной цепочки, выстроенной на пластинке?

– И «Алхимия», и «Химера» – концептуальные, движение внутри пластинок именно такое, какое должно быть. И между ними тоже, конечно – например, песни «Дредноут» и «Беса Джиги» связывает шорох пластинки. Но в концертах работает другая логика, позволяющая встраивать новый материал в канву старого и находить неожиданные связи. В прошлой программе у нас были шикарные, наполненные массой смыслов связки «Ангел» – «Экзюпери-Блюз» и «Радость Моя» – «Поезд На Мемфис». В нынешней программе мне очень нравится связка «Дракон» – «Обряд», а в параллельной акустической программе «36’6» есть еще и «Королевская Охота» – «Кицунэ».

– Кстати, об этой программе поговорим особо: проект «36’6» – ваше новое детище, своеобразный «дуэтный», камерный проект. Откуда он взялся?

– Все начиналось очень прозаически: часто приходится ходить на радио и телепрограммы, где в студии стоят пара микрофонов, просят «спеть что-нибудь под гитару». И вот мы с Сергеем Вишняковым где-то лет пять назад стали складывать такие минималистические версии мельничных хитов – гитара, вокал, бэк-вокал, опционально арфа, и эти версии слушателям очень понравились и оказались неожиданно успешными. Я стала заниматься с Сергеем вокалом, стали поступать просьбы о выступлениях на фестивалях и сборных концертах, и само собой придумалось название «36’6» – по количеству струн на наших инструментах, это нам тогда показалось верхом остроумия.

Когда мы приступили к работе над «Альхимейрой», мы уже прицельно создавали и аранжировки для полного состава, и версии для «36’6». Логично, что сейчас мы начали работать уже над совершенно самостоятельным материалом для собственной пластинки вне «Мельницы». Что же касается концертной деятельности, «36’6» – это такой бутиковый продукт под брендом «Мельница», очень выгодный для региональных промоутеров. Они теперь могут, скажем, осенью привезти «Мельницу» в большой зал-тысячник, а по весне «36’6» в местную филармонию на 600 мест. Схема работает успешно.

– От концерта к концерту и от записи к записи у «Мельницы» совершенствуется звучание. Складывается ощущение, что вы можете освоить любую, даже самую сложную площадку. В чем секрет?

– Мы всячески стремимся избавиться от грязи и каши в аранжировках. Кстати, разница между «Алхимией» и «Химерой» в основном именно в этом, в «Алхимии» все-таки больше наслоений, которые в концертном звучании могут создавать неприятный эффект. Когда мы работаем над концертными версиями песен, в первую очередь решаем, какие партии будут играться в живую, какие можно запихнуть в плэйбэк (реверсная гитара, электронные лупы, клавишные, квартет), а какие можно вообще выкинуть. Мы регулярно записываем свои выступления в виде мультитрека или в стереопару – исключительно для рабочих целей, чтобы отслушать, внести коррективы в свое исполнение, пожелания звукорежиссеру по балансу и так далее. Вот сейчас выступление в Stadium тоже запишем.

– Московский концерт называется «Гнезда Химер», что явно отсылает к творчеству Макса Фрая.

– Я очень любила «Хроники Ехо», когда книжки только появились, мне очень до сих пор нравится ранний Фрай – повести плана «Магахонских лис». И «Гнезда химер» как отдельная вещь совершенно прекрасна. Но потом эволюция, а скорее даже, инволюция сэра Макса как вершителя и все связанные с этим в книгах заморочки меня начали как-то отвращать от этого мира.

Честно говоря, новые книги читать тяжеловато, у меня есть чувство, что в погоне за объемом некие литературные негры штампуют сначала страниц по двести гэгов и описаний «восхитительной» еды, а потом сам (или сама) Фрай вставляет короткую историю, где есть коллизия, и где снова пахнет любовью, смертью и Истинной магией. А потом снова гэги – и все, книжку можно закрывать.

– И вдогонку – литературные аллюзии: можете назвать пять главных для вас книг?

– «Сто лет одиночества», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Властелин колец», «Мастер и Маргарита», и Стругацкие – «Отель «У погибшего альпиниста» или «Гадкие лебеди», не могу выбрать

– И любимый вопрос: расскажите о самом радостном и самом ужасном случае, произошедшем с вами на гастролях?

– Из радостных случаев – это встреча с БГ, о которой я уже рассказывала. А ужасных сразу два. У меня есть пара мест в программе, где я могу выйти на передник сцены и даже сесть на край сцены или на верхние ступеньки лестницы. И вот однажды в городе Курске я в начале песни «Шаман» так выхожу и сажусь, начинаю петь, и тут из зала выходит какой-то мужик, садится рядом со мной и обнимает крепко за плечи. Я безумно испугалась, сразу вспомнила слова нашего бывшего звукорежиссера «На каждого Джона Леннона найдется свой Марк Чэпмен». Переложила микрофон, не переставая петь, в левую руку, а правой стала его выпихивать с лестницы. Парни на сцене не знали, бросать им инструменты и бежать меня спасать или продолжать играть, а охрана стояла по сторонам сцены спокойненько, как будто так и надо. В общем, мне удалось его, наконец, отпинать, но до конца концерта меня трясло, и на автографы я не вышла.

Еще был душераздирающий момент, когда мне во Владимире принесли букет гиацинтов в полном цвету, а у меня на них аллергия. Был как раз блок из трех песен, где на мне надета арфа, то есть я не могу наклониться и что-то взять с пола. И вот все три песни я дышала гиацинтами, лежащими под микрофоном, и на третьей стала задыхаться и хрипеть на манер лорда Вейдера. Как только арфу сняла, схватила злосчастный букет и бросила его через всю сцену в кулисы технику, чтобы он срочно его вынес. Реакцию публики можно представить – ах она такая-сякая, злюка, зазвездилась, психопатка, цветами кидается! (смеется)

– Напоследок – неожиданный вопрос. На презентации «Химеры» в группу добавилась собственно Химера – оригинальная микрофонная стойка, которую тебе подарили твои поклонники из московской мастерской «Кречет». Как она поживает и приедет ли на концерт в Stadium?

– Химера поживает хорошо, пока она терпеливо ждет фотосессии. Насчет ее привоза в Stadium думаем.

Источник

Хелависа что с голосом

Сегодня «Мельница» – это, пожалуй, самая известная фолк-рок группа России. Музыканты в «Мельнице» все, как на подбор – с консерваторским образованием. А от всех остальных группа отличается тем, что играет в мудреном стиле под названием «кельтик-готик-акустик-мидивал-фэнтези-не о-фолк-рок». Иначе и не скажешь. Ребята всерьез увлекаются древностью, мистикой и сказками.
Несмотря на то, что «Мельница» – рок-группа, состав инструментов в ней довольно оригинальный: скрипка, виолончель, флейта, перкуссия (барабанчики всякие), две акустические гитары, бас-гитара, ударная установка, несколько вокалов. Группа уже шесть лет перекладывает старые легенды и фэнтезийные тексты в красивые и лиричные песни.
Идейным вдохновителем группы стала Хелависа (Наталья О’Шей), ей же принадлежит большинство текстов. Она и поет. Вдохновляется Хелависа народной музыкой (кельтской, скандинавской, русской), влиянию рока тоже подвластна. Солистка «Мельницы» ответила на вопросы корреспондента 63.ru, при этом ответы ей дружно подсказывали неуемные коллеги.

– Давайте начнем, быть может, с необычного вопроса… Вы бы хотели, чтобы ваши песни были саундтреком к фильму? Какое это должно быть кино?

– Нам бы, конечно, хотелось, но все это как-то не срастается. Уже много лет идут переговоры. Мы желали, чтобы это произошло в «Волкодаве». Но продюсеры решили, что песен в саундтреке не будет вообще, там осталась только инструментальная музыка Алексея Рыбникова. В свое время Ник Перумов нам предлагал сделать саундтрек к экранизации его романа «Алмазный меч, деревянный меч». Договоренность остается в силе, если роман доживет до экранизации. Сейчас какая-то компания, не помним кто, приобрела у Ника права на экранизацию. Поэтому предложение у нас пока открытое.

– Как вы относитесь к ролевым играм и участвовали ли в них сами?

– Из всей группы участвовала когда-то я. Это было реально давно, в период с 1994 по 97-ой годы. Это был очень милый этап, но он пройден. В свое время из ролевой я ушла в реконструкторскую тусовку. Долго и серьезно занималась исторической реконструкцией. В очень хорошем московском клубе «Наследие предков» мы делали разных викингов, и я заняла даже несколько первых мест по реконструкции западно-европейского женского костюма. Я считаю, что это нормальная эволюция, когда люди сначала занимаются ролёвками, а потом уходят либо в реконструкцию, либо уже в психологические ролевые игры в плане бизнеса. Это тоже очень интересно. Здесь не нужно скакать по лесам, всё делается буквально за столом. Такие психологические игры были очень популярны в московских фирмах. Их заказывали и в компании, где я работала. Это профессиональные ролевые игры, которые могут быть чем угодно: венецианским карнавалом, историей про вампиров, рыцарей Круглого стола или Тристана и Изольду.

Всегда интересно посмотреть, как персонал фирмы будет себя вести в экстремальной ситуации, в которую ставит игра. Я считаю, будущее ролевых игр – вот оно! Очень интересно и очень полезно. Жалко, что сейчас такие игры не настолько популярны. А, скажем, лет семь назад у нас в Москве просто не было отбоя от заказов. Все крупные фирмы «прогоняли» персонал через эти тренинги. Это было очень забавно. В таком применении ролевые игры очень интересны.

– Вы преподаете в Московском университете. Какой предмет?

– Ирландский язык. Я из кандидатской семьи, сама кандидат наук, до сих пор преподаю ирландский язык и введение в кельтскую филологию. Пока еще не пишу докторскую диссертацию. Совсем недавно получила грант Российского гуманитарного научного фонда на трехгодичное исследование и буду писать монографию.

– У вас есть любимая книга?

– Моя любимая книга – роман колумбийского писателя Габриеля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества».

– Ваше любимое место или город?

– Люблю Эдинбург. А действительно, где я могу отдохнуть, и где мне очень нравится – это деревня Казбеки, ее можно найти, если внимательно изучить физическую карту Грузии.

– Что вы слушаете в дороге?

– Обычно в дороге я не слушаю mp3-плейер – у меня его и нет. Последнее, что я слушала на магнитофоне – просто безумный американский кантри-ансамбль «Чумбо-Вамба». Они такие прикольные и смешные.

– Почему ваш последний альбом называется «Зов крови»?

– Мы хотели в этой пластинке получить то звучание старых и новых песен, которое у меня было изначально в голове. До этой пластинки у нас не было никаких аранжировок. А как сейчас звучит «Мельница»? Многие называют это новым звучанием, но на самом деле – только сейчас «Мельница» звучит так, как я действительно хотела. И современное звучание наших песен – это то, что планировалось. Мне было сложно все эти годы объяснить коллегам, что мне нравится, а что нет. И вот сейчас, слава богу, у нас такой состав, который, действительно, на той же волне, что и автор. Мы очень хорошо чувствуем друг друга.

– Почему вас называют Хелависой?

– Вообще это длинная и грустная история. В романе Мэллори «Смерть Артура» есть такой персонаж – ведьма Хелависа, одна из подручных королевы Морганы. У Обри Бердслея есть цикл гравюр, которые он сделал для иллюстрации этого романа. И вот эта самая ведьма Хелависа, по мнению окружающих, очень похожа на меня. Когда мне было лет 15, моя подруга подарила мне этот сборник Бердслея. Ткнула в картинку с ведьмой Хелависой и сказала: «О! Ты на нее похожа».

– В какие города вы выступаете?

– Наверное неплохой гонорар получите за гастроли… И куда вы планируете все эти деньги потратить?

– Вы думаете, у нас так много денег? Во-первых, мы раздадим долги. (Смеется.) У нас такая огромная группа, столько ртов надо кормить. Семеро по лавкам. Как прокормить эту ораву? Если серьезно, то на самом деле мы покупаем новые инструменты. Например, у нас совсем недавно появилась электрическая арфа!

– У вас, помимо музыки, есть другое занятие?

– Не у всех. Конечно, мы все – профессиональные музыканты. Наверное, нельзя сказать, что у кого-то из нас «Мельница» – единственная работа. У нас есть музыканты, которые участвуют и в других проектах, совсем не обязательно музыкальных. Дима Фролов, например, зарабатывает тем, что шьёт барабаны.

– Наталья, а студенты в курсе, что их преподаватель играет в группе?

– Более того, они регулярно ходят на концерты. Был у меня такой замечательный студент. Погиб, к сожалению, в аварии. Он постоянно ходил на мои выступления. Он был младше меня буквально года на три, называл исключительно по имени и отчеству, но на «Ты». Всегда после концерта забегал и говорил: «Слушай, Наталья Андреевна, такой ништяк!».

– А как вы отдыхаете?

– Мы с мужем стараемся каждый год попасть в горы. И вот недавно мы катались на горных лыжах. У меня такой смешной загар остался, с белыми «очками». Реально – это не румяна. Я, наоборот, пыталась всячески более светлый тон наложить на лицо перед концертом, но это не помогло.

– Откуда у вас такой необычный и сильный голос?

– На самом деле я очень долго пела без какого-либо образования. Причем даже нашла кучу каких-то приемов. Потом я занималась русским народным вокалом. До потери пульса снимала приемы дыхания ирландских певиц, плюс к этому занимаюсь йогой – в итоге получилось черт знает что. А совсем недавно я пошла к одной джазовой преподавательнице, потому что хочу научиться еще многое делать. Когда я пришла к ней, она сказала: «Вам что-то еще надо ставить? У вас же все поставлено!». Я что-то объясняла и изображала, чего еще не умею. Словом, она меня «дотянет» до высокой планки.

Источник

Хелависа, ведьма от музыки (48 фото + 17 видео)

Хелависа что с голосом. Смотреть фото Хелависа что с голосом. Смотреть картинку Хелависа что с голосом. Картинка про Хелависа что с голосом. Фото Хелависа что с голосом

Российская певица, автор песен, музыкант (кельтская арфа, гитара, перкуссия, фортепиано), лингвист-кельтолог и германист, кандидат филологических наук, писатель Наталья Андреевна «Хелави́са» О’Шей (в дев. Николаева), родилась 3 сентября 1976 года в Москве, в семье учёных-химиков. Её отец, Андрей Владимирович Николаев, — химик-органик, профессор университета Данди/University of Dundee (Шотландия), мать, Ольга Алексеевна Кост, — биохимик, ведущий научный сотрудник МГУ, дочь известного химика-органика, профессора А.Н. Коста.

Хелависа что с голосом. Смотреть фото Хелависа что с голосом. Смотреть картинку Хелависа что с голосом. Картинка про Хелависа что с голосом. Фото Хелависа что с голосом

А к музыке интерес Наташе привил отец. Она вспоминает:
«Я выросла среди музыки, и пела с самого раннего детства. Мой папа — большой ценитель и знаток классической музыки, и он меня приучал слушать её и разбираться в ней. Каждое воскресенье мы вставали под звуки, несущиеся с одной из пластинок из нашей огромной коллекции (была такая серия «Сокровищница мировой музыкальной культуры», вот, папа её собрал). Мы постоянно играли в угадайку — что-то звучит по радио, и я угадываю — русский композитор или зарубежный, какого периода, какой школы, и в итоге называю имя. Замечательная игра, очень развивает художественный слух. Конечно же, мы всё время ходили на концерты и спектакли, у нас были абонементы в консерваторию, и мы переслушали всего возможного Римского-Корсакова в Большом, и гастролей зарубежный оперных театров в Москве мы не пропускали (помню, как Королевская Шведская Опера привозила «Лоэнгрина» — тогда в России Вагнера, считай, вообще не пели, и это было колоссальное впечатление!). Даже на отдыхе, скажем, в Абхазии, мы каждый год ходили на органные концерты в Пицундский собор».

Хелависа что с голосом. Смотреть фото Хелависа что с голосом. Смотреть картинку Хелависа что с голосом. Картинка про Хелависа что с голосом. Фото Хелависа что с голосом

Отец неплохо играет на гитаре, исполняет бардовские песни, а у матери хорошо получаются песни народные. Семья хранит музыкальные традиции со времен университетских студенческих компаний. Наряду с классической и бардовской музыкой, в семье звучали привезённые отцом из-за границы записи The Beatles, ABBA, рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». И Наталья с детства музыкой увлеклась. В 6 лет поступила в детскую музыкальную школу №14 по классу скрипки, но болезнь помешала ей 2 года посещать уроки (врачи запретили нагрузки). Поэтому в 1985 году Наталья поступила в «музыкалку» повторно, исполнив при приёме песню Булата Окуджавы из фильма «Белорусский вокзал» «Нам нужна одна победа». В 1992 году музыкальную школу она окончила, но уже по классу фортепиано, одновременно посещая занятия по хоровому вокалу, овладев акустической гитарой и перкуссией. Какое-то время девочка даже готовилась к карьере профессионального музыканта-пианиста.

Хелависа что с голосом. Смотреть фото Хелависа что с голосом. Смотреть картинку Хелависа что с голосом. Картинка про Хелависа что с голосом. Фото Хелависа что с голосом

Основное образование она получила в «английской» школе №37. В 12-13 лет кумиром Натальи стал Фредди Меркьюри. Так и началось её увлечение роком. Любимыми группами, помимо Queen, стали Led Zeppelin и Jefferson Airplane, Грейс Слик, Лорина Маккенитт и Аквариум.
Другим увлечением Натальи стало рукоделие (вышивка, плетение кружев), что пригодилось ей позднее, когда она, учась в МГУ им. М.В. Ломоносова, присоединилась к ролевому, а затем и к реконструкторскому движениям.

Хелависа что с голосом. Смотреть фото Хелависа что с голосом. Смотреть картинку Хелависа что с голосом. Картинка про Хелависа что с голосом. Фото Хелависа что с голосом

Продолжая традиции «профессорской» МГУшной династии, Наталья изначально собиралась поступить на биофак, однако у неё испортились отношения с классным руководителем, преподававшим биологию, и всё сложилось несколько иначе: окончив в 1993 году школу, Николаева поступила на филфак МГУ, первоначально — на кафедру французского. Затем, изучая основы сравнительного языкознания на курсах О.С. Широкова, Наталья увлеклась кельтскими и германскими языками, так как по сравнению с другими ветвями индоевропейских языковых семей они были изучены слабо, и специалистов в этой области было немного. И девушку намного сильнее, чем романский силлабический, привлёк германский тонический стих, звукопись кельтской и германской поэзии, звучание языков и их место в индоевропейском наследии.
Учась в Университете, подрабатывая переводами и репетиторством, Наталья параллельно увлеклась ролевыми играми, а затем и исторической реконструкцией, в сферу её интересов вошла толкинистика и фэнтези.

Хелависа что с голосом. Смотреть фото Хелависа что с голосом. Смотреть картинку Хелависа что с голосом. Картинка про Хелависа что с голосом. Фото Хелависа что с голосом

Лекции по кельтской и германской филологии в первой половине 1990-х гг. были объектом интереса многих молодых людей, ставших впоследствии видными фигурами, как реконструкторского движения, так и субкультуры, основанной на кельтской фолк-музыке и кельтском фольклоре, благодаря чему Наталья приобрела в этих сообществах обширные связи. Одним из таких «ролевиков» был Юрий Андрейчук, с которым Николаева позже организовала фолк-группу Clann Lir.
Тогда же Наталья начала проявлять себя в музыкальном творчестве как «ролевой менестрель». Была известна в «узких кругах» под псевдонимом «Хеледис». Его ей придумала другая девушка с толкинистской тусовки филфака МГУ, знаток «эльфийских» языков квэнья и нольдорина, придуманных и разработанных профессором Дж. Р.Р. Толкином — Кэтрин Кинн. При этом она допустила ошибку — слово «зимородок» (школьное прозвище Натальи) в нольдорине выглядит как «хеледир», и Кэтрин интерпретировала «дир», как показатель мужского рода, заменив его на женское «дис». В квэнья же соответствующее слово выглядит как «халатир» (от «халат» — «наблюдать, следить»). В результате же имя Хеледис раскладывалось на нольдорине как «Ледяная Дева», что, по мнению Натальи, вполне даже ей подходило. Народная же этимология толкует слово, как «зимородок женского пола».

Хелависа что с голосом. Смотреть фото Хелависа что с голосом. Смотреть картинку Хелависа что с голосом. Картинка про Хелависа что с голосом. Фото Хелависа что с голосом

Николаева стояла так же у истоков клуба исторического фехтования и реконструкции «Наследие предков». Она самостоятельно шила одежды богатых ярлов викингов. А на чемпионатах реконструкторов «Меч России» 3 раза занимала 1-ое место в номинации «Реконструкция западноевропейского женского костюма». Сотрудничала она и с клубами исторической реконструкции «Варяг» и «Братина». Однако со временем, вслед за ролевиками, постепенно отошла и от реконструкторов тоже.
После окончания магистратуры Наталья продолжила учёбу в аспирантуре МГУ, с 1999 по 2004 гг. работала ассистентом кафедры германской и кельтской филологии филфака, вела семинар по ирландскому языку. Во время стажировки в Ирландии преподавала в Тринити-колледже в Дублине/Trinity College, Dublin (TCD).

Хелависа что с голосом. Смотреть фото Хелависа что с голосом. Смотреть картинку Хелависа что с голосом. Картинка про Хелависа что с голосом. Фото Хелависа что с голосом

В 2003 году Николаева защитила кандидатскую по теме «Тематизация презенса сильного глагола в кельтских и германских языках (на материале древнеирландского и готского)». Затем, в 2003-2008 гг., работала преподавателем кафедры кельтской и германской филологии МГУ, а с 2008 по 2014 гг. — старшим научным сотрудником той же кафедры.
Она свободно говорит на английском и французском, достаточно хорошо на ирландском, шотландском и валлийском, неплохо знала датский (однако, уровень упал из-за отсутствия практики), на начальном уровне владеет исландским, испанским и немецким. А также древними языками — латинским, древнеирландским, древнеанглийским, готским, несколько хуже (опять же, из-за отсутствия практики) древнеисландским, древнегреческим и санскритом.

Хелависа что с голосом. Смотреть фото Хелависа что с голосом. Смотреть картинку Хелависа что с голосом. Картинка про Хелависа что с голосом. Фото Хелависа что с голосом

Однако, ещё со школьных времен девушка хотела и сочиняла песни. Тогда – на тексты поэтов-классиков и своих друзей из ролевого сообщества. Первая же песня, написанная на собственный текст — «Дорога сна», была создана ею в 1993 году. А в 1996 году вышли её первые, записанные на МК сборники собственных песен и положенных на музыку стихотворений русских поэтов: «Лунный день», «Дорога сна», а так же англоязычный альбом «Running to Paradise», с положенными на музыку стихами из толкиновского цикла, а также Иоганна Вольфганга Гёте, Уильяма Йейтса, Редьярда Киплинга (подробнее – здесь: Бремя двустороннего человека), Роберта Бёрнса, Томаса Мура (записи были выложены в Интернет, благодаря чему получили широкое признание среди любителей фолк-музыки).
С 1996 года Наталья выступает на музыкальной сцене. В концертных выступлениях звучали, как песни на стихи собственного сочинения, так и, помимо упомянутых уже авторов, песни на стихи Николая Гумилёва, Марины Цветаевой, Александра Блока, а также народные ирландские, валлийские, английские и шотландские песни с текстами на языке оригинала.

Хелависа что с голосом. Смотреть фото Хелависа что с голосом. Смотреть картинку Хелависа что с голосом. Картинка про Хелависа что с голосом. Фото Хелависа что с голосом

А летом 1998 года у лидера фолк-проекта Тиль Уленшпигель (с классическими академическими музыкальными инструментами и вокалом и присутствием средневековых образов в текстах) Руслана Комлякова появилась идея разнообразить репертуар группы и усилить её состав, в том числе, женским вокалом. И он вспомнил про Николаеву, имевшую уже определённую известность среди реконструкторско-ролевой тусовки своими домашними записями. И 23 июня 1998 года Наталья впервые выступила на профессиональной сцене под сценическим псевдонимом «Хелависа» с собственными песнями, вошедшими в репертуар ТУ. Таким образом, группа обрела не только женский вокал, но и ещё одного автора музыки и текстов.

Хелависа что с голосом. Смотреть фото Хелависа что с голосом. Смотреть картинку Хелависа что с голосом. Картинка про Хелависа что с голосом. Фото Хелависа что с голосом

«Юноша по имени Денис «Дэн» Скурида услышал меня на Сетуньском турнире, где-то нарыл мою пиратскую запись и принёс руководителю «Тиля» Руслану Комлякову, после чего Руслан как-то меня нашёл и предложил мне делать аранжировки моих песен, чтобы исполнять их в Тиле Уленшпигеле. От такого предложения я, при всей своей занятости наукой, отказаться не смогла…» (из воспоминаний Н. Николаевой).

Хелависа что с голосом. Смотреть фото Хелависа что с голосом. Смотреть картинку Хелависа что с голосом. Картинка про Хелависа что с голосом. Фото Хелависа что с голосом

Появление псевдонима, как говорят, основано на её портретном сходстве с изображением ведьмы Хелависы на иллюстрации Обри Винсента Бёрдсли (Бирдсли, Бердслея) к рыцарскому роману Томаса Мэлори (1405-1471) «Смерть Артура»/Le Morte d’Arthur (1485). Книгу эту Наталье подарила подруга, которая и предложила ей псевдоним.

Хелависа что с голосом. Смотреть фото Хелависа что с голосом. Смотреть картинку Хелависа что с голосом. Картинка про Хелависа что с голосом. Фото Хелависа что с голосом

В этот период в группе выступали: сам Комляков (вокал, гитара), Хелависа (вокал), Александра Никитина (виолончель), Мария Ларина (вокал, скрипка), Наталья Филатова (флейта), Владимир Потурай (гусли, варган), Павел Давыдович (перкуссия) и Скурида (перкуссия).
Просуществовала группа около 2 лет, успев записать 2 альбома: «Герои» и «Вавилон». С осени 1998 года сотрудничала также с клубом «Наследие предков».

Хелависа что с голосом. Смотреть фото Хелависа что с голосом. Смотреть картинку Хелависа что с голосом. Картинка про Хелависа что с голосом. Фото Хелависа что с голосом

В тот период УТ достиг пика популярности, однако, отношения с Комляковым у участников группы необратимо портились. Причин никто не скрывал: это было связано с оплатой выступлений. После одного из концертов в октябре 1999 года, Филатова завила, что с Русланом она больше работать не собирается. Вдохновленная примером, последовала за ней и вся остальная группа.
И в то время, когда Комляков был занят семейными проблемами, связанными с переездом, Дэн предложил остальными участникам ТУ организовать собственный коллектив.
Так была образована группа Мельница, давшая свой первый концерт 15 октября 1999 года, но ещё под старым названием — на афише московского клуба «Форпост» в тот день всё ещё значилось «Тиль Уленшпигель». Однако первоначальный состав новой группы просуществовал недолго. Уже в 2002 году Скурида, бывший автором музыки в песне «Вереск», автором аранжировок к песням «Травушка», «Дракон», «Ворон», «Вереск», «Воин вереска» и соавтором аранжировки песни «Чертова пляска», вместе со своей женой — скрипачкой Лариной, — проект покидает, влившись в состав группы Ветер Воды в качестве гитариста и перкуссиониста, и лидерство в коллективе берёт на себя Хелависа.

Хелависа что с голосом. Смотреть фото Хелависа что с голосом. Смотреть картинку Хелависа что с голосом. Картинка про Хелависа что с голосом. Фото Хелависа что с голосом

Так Мельница стала основным направлением творческой деятельности Натальи. К настоящему времени она осталась единственным участником группы, входившим в её первоначальный состав.
Уже по прошествии нескольких лет профессиональной певческой карьеры, Хелависа обратила своё внимание на ирландскую (кельтскую) арфу, случайно познакомившись с чужим инструментом в гримёрке. По словам Натальи, перейти с фортепиано на арфу было не так уж и сложно. Она начала изучать основы игры на ней, занимаясь с частными преподавателями в Ирландии, в том числе известной ирландской арфисткой Мойрой Ни Хахасы, и посещая мастер-классы знаменитой ирландской арфистки Саворны Стивенсо в Шотландии.

Хелависа что с голосом. Смотреть фото Хелависа что с голосом. Смотреть картинку Хелависа что с голосом. Картинка про Хелависа что с голосом. Фото Хелависа что с голосом

Параллельно Наталья не оставляла систематические занятия вокалом, как самостоятельные, так и с частными преподавателями в России и в Ирландии.
Начинала она играть на недорогой арфе пакистанского производства. Но вскоре решила, что ей требуется инструмент более высокого уровня, и приобрела арфу модели Aziliz фирмы «Camac harps».
Со временем Хелависа вместе со звукорежиссёрами группы пришла к осознанию того факта, что акустическую арфу сложно подзвучивать в составе рок-группы, и в результате приобрела электрическую арфу Silhouette от «Lyon & Healy», которая впоследствии заменила на электро-арфу DHC фирмы «Camac harps», изготовленную для неё по спецзаказу. А уже на конец 2017 года в личной коллекции Хелависы находились 4 ирландские арфы: 3 из которых — акустические и 1 электрическая, а также этнические арфоподобные инструменты, например, сванский чанг.

Хелависа что с голосом. Смотреть фото Хелависа что с голосом. Смотреть картинку Хелависа что с голосом. Картинка про Хелависа что с голосом. Фото Хелависа что с голосом

До 2003 года Хелависа и Мельница были популярны в сравнительно узких кругах поклонников фолка и фолк-рока, выступая преимущественно в небольших клубах Москвы и Петербурга. Но в 2003 году вышел первый альбом группы — «Дорога сна», презентация которого собрала аншлаг в московском клубе Б2 и послужила прорывом группы к выступлениям на крупных концертных площадках.
А 21 августа 2004 года Наталья вышла замуж за гражданина Ирландии Джеймса Корнелиуса О’Шей, на тот момент — атташе по культуре ирландского посольства в Москве. После замужества стала жить вместе с семьей в Западной Европе, переезжая раз в 4 года по мере назначений мужа (до 2004 г. он работал в Москве, в 2004-08 гг. — в Дублине, в 2008-16 гг. — в Женеве, а с 2016 г. — в Вене).

Хелависа что с голосом. Смотреть фото Хелависа что с голосом. Смотреть картинку Хелависа что с голосом. Картинка про Хелависа что с голосом. Фото Хелависа что с голосом

Свадьба Н. Николаевой и Д. О’Шей

В апреле 2005 года вышел 2-ой альбом группы — «Перевал», высоко оценённый музыкальным журналом Play. Рецензенты издания отметили качество исполнения, но вместе с тем и некоторую скованность и нерешительность, которых нет, по их мнению, на живых концертах коллектива.
Прорыв же Мельницы к широкой общероссийской популярности состоялся в июне 2005 года, когда усилиями рекорд-лейбла группы (компания CD-Land) в хит-парад «Чартова Дюжина» радиостанции «Наше Радио» попала песня Хелависы «Ночная кобыла» с альбома «Перевал». Усилиями фан-клуба группы была организована поддержка голосования, благодаря чему композиция попала на 7-е место хит-парада, через 2 недели его возглавила, и продержавшись в нём в течение 22 недель (из которых 11 — на 1 месте), заняла 1-ое место по итогам года.

Хелависа что с голосом. Смотреть фото Хелависа что с голосом. Смотреть картинку Хелависа что с голосом. Картинка про Хелависа что с голосом. Фото Хелависа что с голосом

В том же 2005 году вышел в свет и единственный альбом фолк-группы Clann Lir («Дети Лира» с ирл.), на котором звучит вокал Хелависы, её мужа, Джеймса О’Шей, а также сооснователя группы Андрейчука. Презентация его прошла 18 марта 2005 года в питерском клубе «Арктика». А вот первое выступление группы состоялось ещё в марте 2003 года на праздновании Дня Св. Патрика в Москве. Музыканты, составляющие группу, были уже давно известны в музыкальных кругах, являясь участниками других самостоятельных проектов.

Хелависа что с голосом. Смотреть фото Хелависа что с голосом. Смотреть картинку Хелависа что с голосом. Картинка про Хелависа что с голосом. Фото Хелависа что с голосом

Clann Lir был единственным, если не сказать уникальным, проектом для российской фолк-сцены, играющим народную музыку Уэльса, репертуар которого состоит исключительно из песен на языках кельтских народов (ирландском, шотландском, валлийском), что являлось очень смелым поступком. Отечественная аудитория, как правило, прохладно относится к песням на «басурманских» языках.
Наряду с ирландской арфой Хелависы, в записях альбома звучит волынка, вистлы и такой крайне редкий инструмент, как лютня, на которых играет известный мультиинструменталист Владимир Лазерсон (ех-Тинтал/Tintal, Puck’n’Piper), боуран в исполнении Андрейчука (ех-Воинство Сидов/Slua Si), а также спинет, на котором играет Константин Вышинский (ех-Вертоград).

Хелависа что с голосом. Смотреть фото Хелависа что с голосом. Смотреть картинку Хелависа что с голосом. Картинка про Хелависа что с голосом. Фото Хелависа что с голосом

Альбом Clann Lir, состоящий из песен на языках кельтских народов и светской ирландской музыки XVIII века, вышел стройным и парадоксально гармоничным. Несмотря на то, что альбом составляли песни и инструментальные композиции разные по стилистике и происхождению, где барочные лютневые мелодии соседствуют с ирландским хорнпайпом, шотландские патриотические песни – с валлийскими балладами, группе удалось собрать такой разноплановый материал воедино.
Альбом этот распространялся неофициально и в Ирландии, где получил доброжелательные отзывы от местной публики, а ирландские музыкальные критики назвали его «лучшим сборником кельтской музыки за последнее время» («the ultimate Celtic collection»).

Хелависа что с голосом. Смотреть фото Хелависа что с голосом. Смотреть картинку Хелависа что с голосом. Картинка про Хелависа что с голосом. Фото Хелависа что с голосом

В 2005 году Хелависа также приняла участие в составе группы Romanesque (балканский фолк), представлявшей собой женское арфовое трио, в которое помимо неё вошли Екатерина Антоненко и Татьяна Струнина (в 2006 году присоединилась к Clann’у).

Хелависа что с голосом. Смотреть фото Хелависа что с голосом. Смотреть картинку Хелависа что с голосом. Картинка про Хелависа что с голосом. Фото Хелависа что с голосом

Но в сентябре того же года произошёл раскол и в Мельнице – вследствие творческих разногласий между Хелависой и другими неформальными лидерами коллектива. Но, всего в течение месяца, к оставшимися в группе участникам, она набрала новых музыкантов, взамен вышедших из состава.
И первый концерт в обновлённом составе состоялся уже 26 ноября 2005 года в подмосковной Черноголовке, куда группу пригласили в качестве хэдлайнеров фолк-рок фестиваля «Фолк-рок Around The Clock».
В день концерта Хелависа сильно простудилась, у неё развился трахеит, однако отменять выступление она не стала, чтобы не подводить группу и организаторов. В ходе сета Мельницы у Натальи отказали голосовые связки, и программу выступления пришлось сократить. Но певица нашла в себе силы остаться на сцене для раздачи автографов, и покинула её уже в полуобморочном состоянии.
На следующий день у группы был запланирован сольный концерт в Н. Новгороде, и Хелависа, несмотря на болезнь, вновь концерт отменять отказалась, и «на морально-волевых» отработала полную программу. Однако после концерта на неделю полностью потеряла голос и в течение всего следующего года была вынуждена амбулаторно проходить медпроцедуры на связках.

Хелависа что с голосом. Смотреть фото Хелависа что с голосом. Смотреть картинку Хелависа что с голосом. Картинка про Хелависа что с голосом. Фото Хелависа что с голосом

В 2006 году вышел и 1-й альбом обновлённой группы — «Зов крови». Его радиопрезентация состоялась на «НР» 18 февраля. Журнал Play отвёл для рецензии уже отдельную страницу. А рецензент А. Мажаев, во второй уже раз (первый был с «Дорогой сна») выразил своё негативное отношение к «выходцам из ролевой субкультуры», отметив, тем не менее, что по сравнению с прошлым годом группа существенно поднялась, во многом благодаря поддержке «НР», которое вдруг решило «разнообразить свой репертуар фолк-роком».
Параллельно с новым составом Мельницы, возник и сольный проект Хелависы, постепенно трансформировавшийся в проект Хелависа, Лазерсон и друзья, в котором приняли участие музыканты Мельницы: Вишняков, Фролов, Дмитрий Каргин, Алексей Орлов, Сергей Заславский, Александр «Грендель» Степанов, Владимир Лазерсон, а также сессионно поучаствовали гитарист Дмитрий «Дуглас» Сафонов и аккордеонист Михаил Смирнов. Проект явился логическим развитием сольных концертных выступлений певицы и имел 2 музыкальных направления: кельтский фолк и авторские песни Хелависы, как правило, не входящие в репертуар Мельницы и исполняемые в акустике.

Хелависа что с голосом. Смотреть фото Хелависа что с голосом. Смотреть картинку Хелависа что с голосом. Картинка про Хелависа что с голосом. Фото Хелависа что с голосом

А 22 июля 2008 года в Женеве у семейства О’Шей родилась дочь Нина Катрина. До мая 2008 года Хелависа, уже будучи беременной, участвовала в гастролях. А так же занималась спортом, соблюдая необходимые меры предосторожности — до 3-го месяца каталась на горных лыжах, до 4-го — ездила на лошади, летала в Новую Зеландию, где ходила в пешие походы. Когда же Нине исполнилось 5 месяцев, концертная деятельность продолжилась. А 15 апреля 2011 года певица родила и вторую дочь — Уну Тамар.

Хелависа что с голосом. Смотреть фото Хелависа что с голосом. Смотреть картинку Хелависа что с голосом. Картинка про Хелависа что с голосом. Фото Хелависа что с голосом

Хелависа что с голосом. Смотреть фото Хелависа что с голосом. Смотреть картинку Хелависа что с голосом. Картинка про Хелависа что с голосом. Фото Хелависа что с голосом

В 2009 году вышло сразу 2 альбома: «Дикие травы» Мельницы и «официальный» сольный альбом Хелависы «Леопард в городе», включающий её авторские композиции, не вошедшие в репертуар группы.
Концертная презентация «Диких трав» с успехом прошла 21 февраля 2009 года в СК «Олимпийский», и стала первым концертом для Хелависы после более чем полугодового перерыва, связанного с рождением ребёнка.
Альбом же «Леопард в городе» не ставил целью покорение радиоэфиров, а стал, скорее, данью уважения любимым Хелависой поэтам и кельтской культуре в целом — на нём властвуют традиционные фолк-образы — живая природа, любовь, рыцари, прекрасные девы и бескрайние просторы.

Хелависа что с голосом. Смотреть фото Хелависа что с голосом. Смотреть картинку Хелависа что с голосом. Картинка про Хелависа что с голосом. Фото Хелависа что с голосом

К началу 2010 года ежегодные гастрольные туры и Хелависы и Мельницы охватывают всю территорию России — от Калининграда до Владивостока.
В 2012 году выходит 5-й альбом Мельницы «Ангелофрения», в ходе работы над которым Хелависа и участники группы для создания аранжировок первый и единственный раз воспользовались услугами приглашенного саунд-продюсера — заслуженного артиста РФ Александра Самойлова.
А в 2013 году вышел и 2-ой «сольник» Хелависы, связанный с кельтским фолком, логически продолжающий это направление времен Clann Lir. В записи приняла участия команда проекта Хелависа, включающая часть музыкантов Мельницы, а также Лазерсона, использовавшего при записи волынку, боуран, вислы и шалмей. Песни с альбома относились к более классическому фолку, близкому к народной музыке, и, по мнению агентства InterMedia, были пронизаны кельтской культурой, уникальны в своём жанре и максимально далеки от поп-музыки, сделаны с авторской любовью, поэтому выглядят не чуждо и не занудно. Среди песен альбома можно было встретить и валлийскую пастушью песнь, и детские песенки, и «лошадиный разговор», и переговоры «воинственных прачек». К каждой композиции в CD-издании шёл русскоязычный комментарий.

Хелависа что с голосом. Смотреть фото Хелависа что с голосом. Смотреть картинку Хелависа что с голосом. Картинка про Хелависа что с голосом. Фото Хелависа что с голосом

В 2014 году у Хелависы появляется ещё и собственная мини-студия, основой которой стала аранжировочная станция Kurzweil PC3K8. С тех пор она начала активно осваивать основы звукорежиссуры, современные технологии создания и обработки звука в аранжировочных решениях. Некоторые из этих решений вошли затем в студийные альбомы Мельницы.
С выходом же 6-го («Алхимия», 2015) и 7-го («Химера», 2016) альбомов, образовавших концептуальную дилогию, коллектив группы во главе с Хелависой показал, что достиг уровня высокопрофессиональной самобытной и самодостаточной творческой лаборатории, не нуждающейся во внешнем наставничестве.

Хелависа что с голосом. Смотреть фото Хелависа что с голосом. Смотреть картинку Хелависа что с голосом. Картинка про Хелависа что с голосом. Фото Хелависа что с голосом

С 2015 года гастрольный график группы расширяется не только на ближнее (Украина, Белоруссия, Казахстан), но и на дальнее зарубежье (Израиль, разовые выступления на фестивалях в Эстонии, Германии). По традиции, появившейся в то же время, ежегодно в январе Мельница в составе сайд-проектов выступает в разных городах с рождественскими концертами.

Хелависа что с голосом. Смотреть фото Хелависа что с голосом. Смотреть картинку Хелависа что с голосом. Картинка про Хелависа что с голосом. Фото Хелависа что с голосом

Тогда же, в 2015 году, появляется концертная программа «36.6», состоящая из песен, исполняемых дуэтом Хелависа-Вишняков.
Эти выступления потребовали специальных минималистичных аранжировок хитов группы, переложенных для электро-арфы, акустической гитары и вокала. Со временем Наталья и Сергей пришли к выводу, что из задела переаранжированных песен можно создать цельную отдельную программу. Идея получила признание у зрителей и промоутеров, и в гастрольных турах Хелависы 2016-17 гг. ряд концертов был проведён именно в рамках данного проекта.
Затем, в 2017 году, Наталья и Сергей решили ещё развить программу, написав для неё цикл песен, в котором отошли от концепции чисто акустического дуэта, активно применив современные технологии электронного звучания.

Хелависа что с голосом. Смотреть фото Хелависа что с голосом. Смотреть картинку Хелависа что с голосом. Картинка про Хелависа что с голосом. Фото Хелависа что с голосом

29 декабря того же года состоялся релиз сингла «Поверь» — первой композиции цикла. А 24 февраля 2018 года на него был выпущен официальный видеоклип. Съёмки которого прошли в декабре 2017 года в С-Петербурге.
А 21 марта 2018 года состоялся релиз сольного альбома Хелависы «Люцифераза», куда вошёл выпущенный уже сингл. Вместе с ней над пластинкой работал и Вишняков.

Хелависа что с голосом. Смотреть фото Хелависа что с голосом. Смотреть картинку Хелависа что с голосом. Картинка про Хелависа что с голосом. Фото Хелависа что с голосом

Хелависа и С. Вишняков

«Люцифераза» – это не только новый альбом, это новая планета в мироздании, которое я исследую и создаю. На планете Люцифераза сосуществуют колонисты с Земли и местные формы жизни. Они могут любить, страдать, воевать, летать, они помнят земные песни и имена и создают собственные, новые», – рассказала Хелависа.
В альбом вошли 10 песен, среди которых кавер-версии Калинова Моста «Улетай» и Пикника (подробнее – здесь: «Играй, шарманка, играй!») «Немного огня», Александра «СашБаша» Башлачёва (подробнее – здесь: 27 из 60-и – Время Колокольчиков (Часть 1)) «Как ветра осенние» и Владимира Высоцкого «Беда».
Концертные презентации альбома прошли 10 мая в питерском клубе «Космонавт» и 11-12 мая в московском «ГлавСlub Green Concert».

Хелависа что с голосом. Смотреть фото Хелависа что с голосом. Смотреть картинку Хелависа что с голосом. Картинка про Хелависа что с голосом. Фото Хелависа что с голосом

А ещё, 24 июля 2018 года, Наталья озвучила Джайну Праудмур — одну из величайших волшебниц мира «Warcraft» — в музыкальном аниме-клипе «Лики войны: Джайна», предваряющем выход дополнения «Битва за Азерот» по вселенной игры World of Warcraft (World of Warcraft: Battle for Azeroth) для российского импортёра – студии Blizzard Entertainment.
«Джайне Праудмур не раз приходилось делать сложный выбор. Но ничто не тяготит её сердце больше, чем решение остаться в стороне в то время, когда её отец сражался с Ордой много лет назад. Тогда ей казалось, что его поглотила лютая ненависть, но сейчас… она сомневается, не следовало ли прислушаться к нему. По всему Азероту бушует новая война между Альянсом и Ордой. На этот раз Джайна не будет сидеть сложа руки», – говорится в пресс-релизе игры.
По случаю этого события 5 октября 2018 года Хелависа посетила московскую выставку «Игромир», где дала концерт в рамках дуэта 36.6, ответила на вопросы посетителей и провела автограф-сессию.

Хелависа что с голосом. Смотреть фото Хелависа что с голосом. Смотреть картинку Хелависа что с голосом. Картинка про Хелависа что с голосом. Фото Хелависа что с голосом

Одним из основных источников своего вдохновения Наталья считает русскую поэзию Серебряного века, но вместе с тем и отмечает, что она не фольклорист, и народное творчество к её работе отношения не имеет. Среди других источников отмечают также сказки народов мира и индоевропейскую мифологию, куда она вкладывает также термин «историческая поэтика», введённый учёным А. Веселовским, в русле которой работали такие люди, как В. Жирмунский и Ю. Лотман. Данная научная отрасль изучает, как в рамках одной культуры — например древнегерманской — связаны язык, поэзия и мифология. Всё это входит в рамки интересов Хелависы, и именно это она пытается отразить на своём музыкальном творчестве.
Отвечая на популярный вопрос журналистов: «почему фолк-музыка не слишком популярна в русскоязычной среде?», Хелависа отмечает, что сам термин этот для многих размыт и не имеет чёткого значения. Во многом это так из-за ухода в крайности — либо это очень сложное направление, связанное с изучением народной музыки, культурных особенностей, фольклора и т. д. (чем занимается, например, Инна Желанная), либо — показное шоу в дешёвых костюмах, как наследие советского прошлого, как приевшийся официальный элемент торжеств. По словам Натальи, не так много у нас исполнителей, музыка которых не только имеет фолк-элементы, но и граничит с авторской песней и рок-музыкой. Что же касается слушателей, у многих это вызывает недоумение, так как у них такого нет в привычке — есть поп-музыка, есть традиционный рок, есть бардовская песня, есть шансон, а что это такое, многие не совсем понимают.

Хелависа что с голосом. Смотреть фото Хелависа что с голосом. Смотреть картинку Хелависа что с голосом. Картинка про Хелависа что с голосом. Фото Хелависа что с голосом

О’Шей отмечает, что как-то сформировался стереотип, согласно которому Мельницу окрестили «кельтской группой», исполняющей кельтскую, ирландскую, шотландскую музыку, хотя это в корне не верно. Группа же исполняет авторскую музыку, имеющую мало общего с культурой этих народов. А именно кельтская музыка играется в сольном проекте Хелависы, куда входит как часть музыкантов основной группы, так и приглашаемые для концертов и записей волынщик Лазерсон и аккордеонист Смирнов.
Публика Мельницы крайне разномастна и разнопланова, но это люди слушающие и очень интеллигентные. Есть и пожилые, которых, как правило, приводит молодёжь, и люди среднего возраста, многие из которых являются поклонниками группы ещё с 1990-х гг.
Критики InterMedia отмечают, что хотя в начале пути основную аудиторию певицы составляли ролевики и толкинисты, со временем она пополнилась интеллигенцией, ценителями ирландской культуры, так как в творчестве Натальи наблюдается сильная популяризация ирландской музыки, и особенно явно — в её сольных проектах.

Хелависа что с голосом. Смотреть фото Хелависа что с голосом. Смотреть картинку Хелависа что с голосом. Картинка про Хелависа что с голосом. Фото Хелависа что с голосом

Параллельно с музыкальной деятельностью Наталья занимается и литературой. Так, ещё 1 ноября 2006 года, она опубликовала в журнале «Вокруг света» авторский очерк «Ирландия, где всегда идёт дождь».
А 29 ноября 2013 года поступило в продажу первое художественное произведение с упоминанием в авторах Натальи О’Шей, написанное Максимом Хорсуном — фантастический роман «Ангелофрения» (издательство «Эксмо») в жанре стимпанка («дочь петербургского астронома Магдалина Эльвен отправляется в Мемфис, столицу страны на севере Африки. Книга описывает историю её любви к капитану одного из дирижаблей — основного средства передвижения во вселенной книги»), написанный после создания одноименно альбома, многие идеи из песен которого нашли отражение и в романе. История написания изложена самой Хелависой в одном из интервью: как-то Хорсун оставил в её ЖЖ комментарий о том, что стоило бы написать на основе альбома роман. Та в ответ дала добро. Но ни в написании, ни в корректуре сама участия не принимала — её имя на обложку было помещено из чисто маркетинговых соображений.
Затем, 27 января 2016 года в Доме книги «Москва» на Воздвиженке, публике была представлена очередная совместная литературная работа Хелависы — Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая при РАН РФ тиражом в 1000 экземпляров была издана научно-популярная книга «Сказки, рассказанные в октябре», написанная О`Шей в соавторстве с этнографом Наталией Лапкиной при поддержке Российского гуманитарного научного фонда. Основана она на результатах проведенной авторами выездной научно-творческой школы в г. Плюгрескан (Бретань, Франция) в мае-июне 2013 года, в рамках исследовательского проекта «Основы межкультурной адаптации детей дошкольного и младшего школьного возраста». В приложениях к изданию описаны образовательные курсы и тематические лагеря, знакомящие детей с кельтской культурой (одно из направлений, в которых работает Наталья).
Книга довольно разнообразна и предназначена для широкого круга читателей, сама автор относит её к постмодернистской литературе. В ней есть и научное вступление, и советы по донесению историй и сказок детям, и размышления о межкультурной адаптации, и 7 авторских сказок, каждую из которых сопровождает примечание. Первые истории — традиционные детские сказки, а последние выглядят уже вполне серьёзными историями. Всё это было реализовано в проекте, по итогам которого книга и была написана — истории сопровождались звучанием кельтской арфы, детей угощали запечённым лососем и т.п. Критики положительно оценили качество издания, исполнение книги, ну и сами сказки, написанные живым современным языком, лишенным старомодных, замшелых оборотов и конструкций.
В 2016 году Наталья организовала ещё один детский научно-творческий лагерь, на этот раз в Финляндии, однако для написания итоговой книги материала оказалось недостаточно. По словам автора, для этого необходимо было ещё несколько подобных мероприятий
А в 2018 году Наталья начала работу над книгой «Хроники Люциферазы. Три корабля», название которой опять же отсылает к сольному альбому, вышедшему в том же году. Люцифераза — вымышленная фантастическая планета, на которой разворачиваются истории, пересекающиеся с сюжетами песен. Книга была выпущена в 2020 году издательством Livebook.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *