Хемницер друзья басня о чем
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » Литературное чтение » И.И. Хемницер. Друзья. Л.А. Ефросинина Литературное чтение. 4 класс. Рабочая тетрадь. Ответы
И.И. Хемницер. Друзья. Л.А. Ефросинина Литературное чтение. 4 класс. Рабочая тетрадь. Ответы
1. Соответствие
Прочитайте отрывки из басен. Определите, кому принадлежат эти слова. Запишите.
«Ой, батюшки, тону! Ой, помогите! — это кричал мужик – хозяин тонущего воза
«Ребята, что же вы стоите,
Поможемте!» — это говорил мужик из соседнего воза, они ехали вместе, в одном обозе
2*. Эрудит
Объясните выражения.
Все одной деревни были – значит, были соседями, были давно знакомы, были друзьями.
Дружба круговая – это дружба группы людей, компания, в которой каждый ее член считает других своими друзьями
Пометка для родителей: Русский обычай обмениваться крестами означал братание, клятву верности, крепкую дружбу и взаимопомощи. Люди, обменявшиеся крестами, считали друг друга крестными братьями.
3. Поиск
Найдите и запишите мораль басни.
Мораль басни «Друзья» можно выразить последними словами «Друг друга братом всяк зовет, а братский воз ко дну идет». Мало считаться друзьями, надо и помогать другу в беде. Дружить – значит не оставлять друга в беде, а всегда прийти на помощь не только словом, но и делом.
4. Соответствие
Какая пословица выражает главную мысль этой басни? Подчеркните.
Друг мой – брат мой.
Друзья познаются в беде.
Не спеши языком, торопись делом.
«Друзья» И. Хемницер
Анализ, мораль басни Хемницера «Друзья»
Басня «Друзья» издана в 1782 году. Как и все произведения такого рода, она написана на злобу дня. Это реакция на острые моменты, возникающие в обществе. Произведение с нравоучительным содержанием характеризуется яркостью образов и глубиной раскрытия проблемы при предельном лаконизме изложения.
И. И. Хемницер использует в тексте следующие средства художественной выразительности:
В тексте имеются устаревшие усеченные формы слов: «чрез» – «через», «всяк» – «всякий», «меж» – «между», «стронние» – «посторонние, чужие», изменение падежной формы существительного «по счастью» – вместо «на счастье». Глагол «слыли» употребляется в значении «считались».
Басня учит нас, что для дружбы недостаточно взаимной симпатии, общих интересов и увлечений. В ней говорится, что люди поменялись крестами. Значение этого (необязательного для исполнения) обряда требует пояснений. Обмен крестами – это своеобразный (добровольный) обычай братания, символизирующий готовность помогать нести крест (преодолевать жизненные испытания) своему побратиму. Так называемое крестное родство зачастую ставили даже выше кровного. Побратим, если понадобится, был обязан отдать жизнь за своего крестного брата. Но легкомысленный обмен крестами (видимо, за кружкой вина, а не от чистого сердца) обесценил отношения, которые должны были выстроиться.
Зачастую мы находим друзей совсем не там, где ожидаем. Мораль басни – друг не тот, кто живет по соседству либо участвует с тобой в застолье, а то, кто способен на реальную помощь в трудную минуту. Стихотворение как нельзя лучше иллюстрирует пословицу «Друзья познаются в беде».
Какая мораль в басне «Друзья» И. И. Хемницера, текст басни?
Краткое содержание басни «Друзья».
Мужик провалился под лед и зовет на помощь Его друзья, с которым он поклялся в дружбе говорят, да, надо спасти, жди мы бежим к тебе, между тем с места не сдвинулись. Мужика спасли посторонние люди. Мораль басни «Друзья» заключена в пословице «Друг в беде познается». Можно говорить о дружбе, клясться, но проверить друг ли товарищ твой или нет, только минуту опасности. Настоящий друг не раздумывая поможет другу, поможет всем, что что есть у него. А в басне как видим друзья оказались липовые. Мужик тоне, а его товарищи в кавычках стоят и смотрят.
Полный текст басни «Друзья» читать
Есть определенная категория людей, которые ничего не понимая в сути вопроса, тем не менее мнит себя большими специалистами и готовы развивать свои откровенно бердовые идеи часами, надоедая всем нормальным людям.
Другая категория людей во всем старается найти сложность, некую тайну, не понимая, что все в мире на самом деле устроено очень просто. Для таких людей простой ларчик без замка кажется вещью невозможной, в которой обязательно должен быть секрет, потому что они не представляют, что можно просто откинуть крышку, не выискивая скрытой кнопки.
Про эти две категории и написана басня Крылова «Ларчик»: про псевдомастеров и про сторонников сложностей. Соответственно над ними автор и смеется.
По моему мнению мораль такова: свинья она и в Африке свинья животное которое отвечает само за своё название, а под дубом то как всем известно это любимое лакомство свиней, вывод: человек сытый и в материальном достатке, но не ценить этого и поступает как свинья пользуясь тем что у него есть но жадничая.
Читала уже достаточно давно эту басну, «Слон и Моська». Помнится, что по улице шел слон, а в это время на него лаяла собачка маленькая, по имени Моська. Так вот, этот слон нисколько не обращал внимания на лаяние этой собачки как и на саму собачку. А Моська все продолжала лаять на слона. Слону же лаяние Моськи нисколько не мешало идти своей дорогой.
Вот мне и кажется, что что бы вам не говорили на вашем жизненном пути, следуйте своей дорогой, и не обращайте внимание на тех, кто отговаривает вас от идей. Не обращайте внимание на тех, кто на вас «лает» снизу вверх.
Великий писатель Крылов в некоторых баснях имеет ввиду поведение политиков, так же и в басне «Квартет», напомню что в ней идёт речь о группе лесных жителей решивших создать квартет и дать концерт всему лесу, так как никто из них не умел играть ни на одном музыкальном инструменте у них ничего не получалось, они подумали и решили меняется местами, но ничего не вышло и кто то сказал очень умную фразу: «Как друзья вы не садитесь, в музыканты не годитесь»(пока играть не научитесь), мораль такова: сколько бы политики не менялись местами, законы, повышение должности и т. д. не даст народу того в чём он нуждается, пока вы не услышите их прозьбы.
Друзья
Басня Ивана Хемницера
Давно я знал, и вновь опять я научился,
Чтоб другом никого, не испытав, не звать.
Случилось мужику чрез лёд переезжать,
И воз его сквозь лёд, к несчастью, провалился.
Мужик метаться и кричать:
— Ой, батюшки! Тону, тону! Ой, помогите!
— Ребята! Что же вы стоите? Поможемте! —
Один другому говорил,
Кто вместе с мужиком в одном обозе был.
— Поможем, — каждый подтвердил.
Но к возу между тем никто не подходил;
А должно знать, что все одной деревни были,
Друзьями меж собою слыли,
Не раз за братское здоровье вместе пили,
А сверх того между собой,
Для утверждения их дружбы круговой,
Крестами даже поменялись.
Друг друга братом всяк зовёт,
А братний воз ко дну идёт!
По счастью мужика, сторонние сбежались
И вытащили воз на лёд.
Хемницер И. И. Избранные басни. (225)
Ваша личная заметка к притче
Если у вас есть что рекламировать, вы можете разместить на наших страницах баннеры или ссылки. Расценки не высокие.
Притчи.ру в соцсетях
Подписка на рассылку притч
Мы заметили, что Вы используете блокировщик рекламы. Очень просим отключить его для сайта https://pritchi.ru.
Реклама — основной источник дохода для нас. Без неё мы не сможем оплачивать работу команды, подбирающей для Вас новые притчи и выкладывающей их на сайт. Не лишайте себя новых притч!
Если Вам сильно надоедает реклама на нашем сайте, Вы можете отключить её в личном кабинете (персональное меню «Платные услуги») всего за 40 руб./мес. Такая незначительная сумма от Вас будет нам очень полезна!
Темы и образы басен И.И. Хемницера
Басни Хемницера отличает отсутствие прямых нравоучений, обращенных к читателю, характерных для других баснописцев, мораль в его сочинениях вытекает из самого действия. Такой метод литератор Н.А.Полевой впоследствии определил как «злое простодушие, зацепку мимоходом, которую он бросает так легко, нечаянно, добродушно». Басни Хемницера строились по методу сцен или диалогов.
Он начал писать сатиры (сохранилось несколько его незаконченных сатир 1770-х годов), близкие и по темам, и по манере к Сумарокову. Он дал развитее жанру басен, начало которому также положил Сумароков. Его басни – не обвинение озлобленного сатирика, как у Сумарокова, а ряд отчеканенных коротких новелл, ясных и законченных по изложению. Резкость самого стиля сумароковских басен и сатир отпугивает его. Приглушенность, камерность, уравновешенность отрицания, выродившегося в общее недовольство устройством мира и человека, определяет и стилистическую позицию Хемницера. Характерно, что в качестве источника сюжетов для басен Хемницер больше всего использовал умеренного филистерского немецкого моралиста Геллерта. Часть басен, и наиболее резкая, не была опубликована при его жизни, но и «вольные» басни лишены все же отчетливой активности; они осуждают, но не воинствуют. И именно отказ от активности – основной тон басен Хемницера. Он не хочет более бороться; он – только критик и моралист, смиряющийся перед «силою вещей».
Критик начала XIX века Мерзляков в общем правильно понял место басен Хемницера в истории развития этого жанра в русской поэзии, сказав о русских баснях: «Сумароков нашел их среди простого, низкого народа; Хемницер привел их в город; Дмитриев отворил им двери в просвещенное, образованное общество, отличающееся вкусом и языком» (1812).
Один из основных образов всех басен – Лев – это Екатерина. Исток образа понятен: царь зверей, могущественный, сильный монарх, который не встречает сопротивления ни с какой стороны. Басен о Льве много, в каждой высмеивается определенный порок.
ЛЕВ, УЧРЕДИВШИЙ СОВЕТ
Содержание: лев решил учрдить совет из Слонов. Но Слонов было мало, поэтому он для количества решил добрать Ослов.
Мораль: после открытия совета «Ослы слонов с ума свели».
Образы: Лев (не основно герой), Слоны (олицетворяют мудрость, слон вообще во многих мифологиях есть мудрость), Осел (глупость, толпа, серость, необразованность, неорганизованность)
Содержание: Паук рассуждает о том, почему к нему не летят большие мухи, а летят мелкие. Решает сделать паутину побольше, а большая муха пролетает и уносит паутину с собой. Мораль: обличает взяточников-судей.
А это и с людьми бывает,
Что маленьким, куда
Вор, например, большой, хоть в краже попадется
Выходит прав из-под суда,
А маленький наказан остается.
Образы: Паук (судья, суд вообще), Мухи (преступники, воры).
Содержание: «С умысла дурак»раскрасил осла так, чтобы тело было зеленым, а ноги голубыми. Пошел показывать по улицам. Первые дни все за ним гонялись, хотели посмотреть. Потом на третий день народ к нему охладел.
Мораль: Какую глупость ни затей,
Как скоро лишь нова, чернь без ума от ней.
Напрасно стал бы кто стараться
Глупцов на разум наводить, —
Ему же будут насмехаться.
А лучше времени глупцов препоручить,
Чтобы на путь прямой попали;
Хоть сколько бы они противиться ни стали,
Оно умеет их учить.
(я не понимаю, о чем эта басня. Какую мысль нужно выудить, тут их куча! Те, кто хотят выделиться не талантами, а глупостью (красить осла), будут на слуху недлого и выделяться нужно достоинствами, а не ерундой – скорее всего эта. Но причем тут проучить?)
Образы: Осел (здесь материализует глупый поступок), толпа (собственно масса людей, которая реагирует на поступок)
Содержание: Лев издает указ о том, что любой зверь с любого может «шкуру драть». Лисица пыталась выспросить, зачем Лев дал такую власть подданным. Лев схитрил и не ответил. Собрал оставшихся зверей, все они были жирные. Тогда Лев рассказал им, что решил поступить как в притче: Султан позволяет Пашам драть с народа, а потом сам с Пашей спрашивает.
Мораль: В басне даются советы Екатерине, как отобрать у откупщиков награбленное у народа.
Образы: написана басня в форме диалога Льва (царицы) и Лисицы (придворные дворяне, лесть, ложь, послушание).
Содержание: Стрелка часов хвастает перед другими деталями часов, что она нужнее и главнее остальных. Остальные отвечают ей, что если бы не они, она была бы ничем.
Мораль: Как часто хвастает и человек иной,
Который за себя работать заставляет,
А там себя других трудами величает
Образы: Стрелка (хвастун, заносчивый человек, начальник), детали часов (простые люди, выполняющие тяжелую работу)
Содержание: отец, уподобляясь всем, отправил своего сына учиться за границу. Сын вернулся, так ничему и не научившись. Но все равно любил вести псевдонаучные размышления. «В метафизическом беснуясь размышленьи», не ведя ничего кругом, юный философ оступился и рухнул в яму. Когда же отец хочет его вытащить с помощью веревки, сын выводит его из себя «метафизическими» вопросами о природе веревки и о сущности времени.
Мораль: Что, если бы вралей и остальных собрать
И в яму к этому в товарищи сослать.
Да яма надобна большая!
Образы: сын (персонализация повальной глупости, псевдоума (как в «Бригадире») в дворянских кругах), отец (интеллигентные и образованные дворяне).
Содержание: царь решил отучить ученых искать скрытый смысл в словах. На руинах около города приказал написать буквы, потом предложил ученым разгадать. Все засуетились, пытались найти решения вопроса. Никто не решил, потом царь дал ответ: «здесь водопой ослов».
Мораль: не нужно искать скрытый смысл в словах (. Я опять не понимаю!)
Образы: Царь и подданные (ничего мудреного, все на поверхности)
Содержание: на какой-то праздник гости обсуждали стихи. Один ненавистник наук и любитель шутов напал на писателя, сказав, что стихи «Хоть вовсе б не писать!». Писатель ответил, что любит высмеивать в стихах глупцов.
Мораль: еще одна сатира на глупость. Не умеешь, не знаешь – не лезь.
Образы: ненавистник наук, писатель (опять же, все на проверхности).
Эпистолярный роман Ф.А. Эмина «Письма Эрнеста и Доравры».
Свою своеобразную философию Ф.А. Эмин раскрывает в романе «Непостоянная фортуна, или похождения Мирамонда», ссылаясь на Вергилия и Горация которых «бедность научила стихотворству». Ту же идею («деньги наши идолы») Ф.А. Эмин раскрывает в своих авантюрно-приключенческих нравоучительных романах: «Любовный вертоград», «Приключения Фемистокла». Ф.А. Эмин был одним из первых, кто сформулировал идею русской буржуазии: «Купечество – душа государства», но «купцам никогда не надобно поручать никакого правления отечества» (насчет этого предложения – стоит сделать скидку на время написания учебников).