Херувим что это означает
ХЕРУВИМЫ
Херувим |
Херуви́мы, один из девяти чинов ангельских, о которых упоминается в Священном Писании.
Отцы Церкви усвояют обыкновенно херувимам место второго чина первой степени (серафимы, херувимы, престолы). Самое подробное описание херувимов находится в 1-й главе книги пророка Иезекииля. В первый раз слово «Xерувим» встречается в книге Бытия при рассказе об изгнании прародителей из рая (Быт 3:24): Xерувим с пламенным мечом был поставлен у сада эдемского, чтобы охранять путь к древу жизни. В скинии Моисея и в храме Соломоновом изображения херувимов были помещены не только в святилище, но и во святом святых; поставление двух херувимов над ковчегом завета с преклоненными к ковчегу лицами свидетельствовало, что херувимы удостоены особенной близости к Богу (ср. Пс. 66, 2; Пс. 103, 29; Иез. 21, 2 и др.) и благоговейно служат Ему, проникая в тайны нашего спасения (1 Пет. 1, 12).
На высшее место херувимы в ангельском мире указывают также те места Священного Писания, в которых говорится, что Всевышний восседает на херувимах (1 Цар. 4, 4; Пс. 17, 11; Ис. 37, 16 и др.).
В Апокалипсисе херувимы изображаются, как и у пророка Иезекииля, в виде шестикрылых животных, усеянных по всему телу очами; они обитают на небе перед престолом Божиим и непрестанно днем и ночью взывают: «Свят, свят, свят Господь Вседержитель, Который был, есть и грядет» (Откр. 4, 1-8).
Xерувимы окружены на небе бесчисленными сонмами праведников и тьмами ангелов (Откр. 5, 11; Откр. 7, 9-11); последние занимают в отношении херувимов подчиненное, служебное положение (Откр. 15, 7). Находясь в ближайшем общении с Богом, херувимы отражают в себе неприступное величие Божие и Его славу (Евр. 9, 5).
Значение слова «херувим»
1. В христианской религии — ангел высшего чина. Он входит, смотрит — перед ним Посланник рая, херувим. Лермонтов, Демон.
2. Разг. устар. О красивом человеке. — Ты посмотри на меня, какая я… Ну, под стать ли я такому херувиму! Салтыков-Щедрин, Мелочи жизни.
[Греч. χερουβείμ из др.-евр.]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ХЕРУВИ’М, а, м. [с др.-евр. мн. ч. kerūbīm]. В религиозной мифологии — ангел
Перед ним посланник рая — херувим. Лермонтов. || Изображение, куколка с крылышками, употр. как украшение или игрушка. Каждый подарок (с вербного базара) украшался веткой вербы и крылатым херувимом. Лесков. Румян, как вербный херувим. Пушкин.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
херуви́м
1. религ. следующий после серафимов ангельский чин ◆ Он входит, смотрит — перед ним // Посланник рая, херувим. Лермонтов, «Демон», 1829—1839 г.
2. изображение, куколка с крылышками, употр. как украшение или игрушка ◆ Каждый подарок (с вербного базара) украшался веткой вербы и крылатым херувимом. Лесков, «Смех и горе/Глава первая», 1870 г. ◆ Румян, как вербный херувим. Пушкин, «Евгений Онегин. Глава 8», 1829—1830 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: этически — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
«Иже Херувимы»
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Первыми творениями Бога были Ангелы. Создатель окружил себя великой небесной семьёй. В неё входят различные Ангелы, среди которых особое место занимают Херувимы.
Кто такие Херувимы в православии
Херувимы рассматриваются православными как одни из самых могущественных Ангелов. Возможно,что они занимают место второго чина после Серафимов. Хотя некоторые считают, что Херувимы обладают большей властью. Их главным предназначением является духовное просвещение людей.
Значение слова
Происхождение слова «херувим» точно не определено. Этимологи предлагают ряд теорий:
Большинство этих теорий содержат лишь частичную правду о втором ангельском чине. Гораздо больше мы узнаём о них из сообщений Священного Писания.
Имеют ли Херувимы имена?
Писание мало рассказывает об Ангелах. Из глубины веков до нас дошли лишь несколько имён небесных сыновей. Хотя среди нет имён Херувимов, очевидно, что у всех Ангелов они есть, ведь у пророка Исайи сказано, что Бог каждую звезду знает по имени.
Как они выглядят на самом деле
Фото изображений
Истинный облик Ангелов любого чина не знает никто из людей. Все их изображения, представленные в Священном Писании и на картинах, созданы для того, чтобы описать их понятным нам языком. У Херувимов нет настоящих крыльев, как у птиц. Они не гибриды людей и животных, но носители высшей формы жизни, недоступной нашему воображению.
Что известно о них из Библии
Из Библии мы знаем, что Херувимы находятся в присутствии Божьем. Они носители Его священного престола. Похоже, что они являются его личным почётным кортежем. В отличие от полиции, охраняющей президента или других высокопоставленных лиц, Ангелы не защищают Бога от внешних угроз. Всемогущему Творцу не нужна ничья защита.
Но Херувимы служат не просто как украшение Божьего окружения, вроде прекрасных цветов в изящных вазах. Они исполнители Его воли.
Библейские упоминания
Рассмотрим несколько библейских упоминаний этих ангельских существ:
Из Книги пророка Иезекииля
В первой главе Книги Иезекииля содержится одна из самых фантастических картин во всей Библии. Некоторые даже пришли к выводу, что пророк видел летающую тарелку инопланетян и самих пришельцев. На самом деле эта удивительная картина описывает надмирную деятельность и личные качества херувимов через чисто физические явления, понятные нам.
Видение Пророка Иезекииля. Маттеус Мериан (1593—1650)
Перед тем как показать видение, Бог поднял на реке Хорив бурю. Сам воздух вместе со всей природой задрожал. Далее взору пророка предстали Херувимы. Кого именно он видел, Иезекииль узнал позже:
«Это были те же животные, которых видел я в подножии Бога Израилева при реке Ховаре. И я узнал, что это Херувимы».
Словесное описание
Херувимы в видении Иезекииля предстали в виде 4 необычных существ, напоминающих и животных, и человека.
«И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него,
а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных, — и таков был вид их: облик их был, как у человека;
и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла;
а ноги их — ноги прямые, и ступни ног их — как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь, (и крылья их легкие).
И руки человеческие были под крыльями их, на четырех сторонах их;
и лица у них и крылья у них — у всех четырех; крылья их соприкасались одно к другому; во время шествия своего они не оборачивались, а шли каждое по направлению лица своего».
При этом они имели крылья, по виду напоминающие горящие угли. Между Херувимами ходил огонь, из которого исходила молния. Сами Ангелы передвигались со скоростью света.
Кроме этого, Иезекииль увидел колесницу Бога. Четыре её колеса одновременно двигались в разные стороны.
Средневековое изображение по «Видению пророка Иезекииля»
Каков смысл этого видения? Херувимы появляются в Писании крайне редко. Это происходит в ключевые моменты Божественной истории. Иезекииль видел видение, после того как Израиль, подобно Адаму, нарушил свои обязанности по завету с Творцом.
После возвращения евреев из Вавилонского пленения земля Израиля уже не была прежней. Она утратила изобилие и плодородие, чем ранее славилась на весь мир. Бог лишил Свой народ и прежних близких отношений. В храме уже не было Ковчега Завета и Шехины (облака Божественной славы).
Подобие лиц их
Иезекииль так описывает лица поразивших его существ:
«Подобие лиц их — лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех».
(Иез.1:10)
Правая половина лика каждого Херувима сочетала в себе черты человека и льва. Левая — тельца и орла.
Еврейское слово «демут» означает вовсе не тождество, а лишь отдалённую похожесть. По этой причине невозможно сказать, насколько похожими на упомянутых животных были лица Херувимов. Скорее, пророк видел силуэты животных.
Фрагмент фрески в Метеорах, Греция. 16 век
Число 4, которое упоминается здесь несколько раз, является символическим. Оно указывает на пространственную полноту, законченность, наполненность и исчерпанность. Возможно, это отсылка к их сверхъестественным способностям, не ограниченным нашими законами.
Каждое из лиц может указывать на личные качества небесных служителей Бога:
Прямые ноги этих созданий, не имеющие гнущихся частей, говорят о том, что они обладают совершенной духовной стойкостью и мощью. Эти Ангелы несут невообразимую тяжесть — славу Владыки Вселенной. Но, в отличие от сатаны, великое преимущество не делает Херувимов высокомерными.
Сколько у них крыльев
В видении Иезекииля Херувимы имели по 4 крыла. Их крылья постоянно двигались, что, возможно, говорит о том, что эти создания постоянно заняты каким-либо служением, не чувствуя никакой усталости.
Крыльями эти существа закрывали свои тела. По мнению блаженного Иеронима, это говорит об их скромности и нежелании отвлекать внимание от Бога. Библеист Лопухин же считает, что это указание на невозможность постичь существо небесных созданий ограниченным человеческим разумом.
Ростовое изображение Архангела Селафиила. В верхней части изображение Херувима. Из расписного «неба» часовни Сошествия Святого Духа Кенозерского прихода деревни Глазово. Конец XIX – начало XX века. Иконописная школа или художественный центр:
Олонецкая губерния. Дерево, левкас, масло. Размеры иконы: высота 216 см, ширина 69 см. Национальный парк ‘Кенозерский’
В Откровении Иоанна Богослова приводится иное количество крыльев приближённых Бога: 6. Конечно, у Херувимов нет буквальных крыльев, как у птиц. Это указание на их высокую скорость передвижения и, возможно, ту расторопность, с которой они выполняют Божьи поручения.
«Четверичное число крыльев у херувимов своим несоответствием обычному числу крыльев у земных существ, имеющих их, указывало на особую возвышенность сферы их обитания. Неожиданным такое количество крыльев являлось и по сравнению с образом прежнего представления херувимов и серафимов: херувимы скинии и храма имели по 2 крыла, а серафимы Исаии по 6.
По общепринятому объяснению у херувимов нет другой пары крыльев, так как они имеют единственным назначением осенение Ковчега, а не передвижение Славы Божией, как у Иезекииля; с другой стороны херувимы пророка Иезекииля, находясь под престолом Божиим в качестве носителей его, не имели нужды в 3-ей паре крыльев для закрывания лиц; в Апокалипсисе херувимы, находясь не под престолом Божиим, а кругом его, имеют уже по 6 крыльев».
Иконы
На иконах Херувимы представлены зрителю примерно такими же, как Серафимы. Это создания с шестью крыльями и человеческой головой. По традиции Серафимы изображаются с крыльями алого цвета, а у Херувимов отливают синевой.
Тихвинская икона Божией Матери. XIX в. Материал: Литье, эмаль, медь. Размеры иконы: высота 6,5 см, ширина 5 см. Старообрядческая меднолитная пластика КП 4476/018 ©Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
Однако не все иконописцы следовали этому правилу. На некоторых древних образах изображены Серафимы, в то время как в подписи сказано, что это Херувимы. Встречается и обратная ошибка. Чаще всего Херувимы изображаются рядом с иными святыми.
Другие изображения
На стенах Владимирского собора в Киеве Виктор Васнецов изобразил Херувимов в «разобранном виде». Каждое лицо Ангела предстаёт как отдельное существо.
На фасаде с южной стороны столичного храма, построенного в честь Зосимы и Савватия Соловецких, изображён Святой Херувим.
Удивительно красивой росписью с Серафимами и Херувимами можно полюбоваться, если посетить церковь Троицы Живоначальной в Шатурском районе (Московская область).
Существует множество других изображений небесных сыновей Бога в православных сооружениях.
Херувим и Макарий Великий. Икона
Иерархия: Девять ангельских чинов
На границе V — VI вв. была создана книга «О небесной иерархии». Её автором долгое время считали Дионисия Ареопагита, епископа Афин. Там сказано. что Ангелы имеют 9 чинов. Те, в свою очередь, делятся на триады или сферы.
К первой сфере относятся:
Во вторую сферу входят:
Третья сфера состоит из:
Херувимы, Серафимы и Престолы: в чем отличие
Серафимы служат Богу, всё время восхваляя его и помогая земным созданиям. Это наиболее приближённые к Творцу Ангелы и первые из всех его небесных сыновей.
Феофан Грек. Серафим (1378)
Роспись купола церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде Великом. Феофан Грек пишет Серафимов по византийской схеме: два их крыла скрещены вверху, два — внизу, а другие два разведены в стороны. Объем крыльев он лепит с помощью широких притонок (затенений по краю изображения) и редких вспышек пробелов, сто позволяет не нарушить цельность восприятия их образов. Стройный силуэт, композиционно тяготеющий к вертикали, подчеркивает впечатление монументальности и величия. Лики Серафимов со всех сторон слегка прикрыты крыльями, отчего выглядит ромбовидно.
Серафимы имеют горячую как пламя любовь к Богу, непрестанно прославляют его святость и помогают людям развивать её, очищаясь от грехов и злых поступков. Также они передают волю Бога всем другим Ангелам.
Херувимы прославляют Божьи качества и замыслы в среде его творений. Они распространители Божественного знания. Они также участвуют в Божьих судах, ведя образные записи о тех, кто достоин спасения.
Престолы наделены преимуществом служить правосудию Владыки Вселенной. Он совершает свои справедливые приговоры через этих Ангелов. Престолы изливают Божье могущество на земных правителей и судей, побуждая их к принятию справедливых законов и заботе о людях.
В каком ангельском чине состоял Люцифер до падения?
В 28 главе книги Иезекииля содержится строгое обличение, направленное против царя финикийского города Тир:
«…сын человеческий! плачь о царе Тирском и скажи ему: так говорит Господь Бог: ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты.
Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего.
Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней.
Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония.
От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней.
От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор».
Некоторые толкователи видят здесь метафорическое описание самого дьявола. Вряд ли с этим можно согласиться, если учесть, что в соседних главах Тир упоминается как вполне реальный город, подвергшийся Божьему осуждению из-за своего нечестия.
В других главах Книги Иезекииля пророк направляет грозную весть против аммонитян, египтян, жителей Ливии, Лидии, Эфиопии и других стран. Тем не менее вряд ли пророк мог назвать главу нееврейского государства помазанным Херувимом. Скорее, он сравнивал царя Тира с реальным Ангелом, потерявшим своё совершенство.
Был ли сатана Ангелом, поставленным Богом для заботы о саде Эдемском? Ответить на этот вопрос однозначно невозможно. Дело в том, что под садом Эдемским в Библии нередко подразумевается процветающая область.
Интересное наблюдение
Если дьявол был тем Ангелом, что охранял Эдем после грехопадения людей, то, возможно, на его место новый Херувим был поставлен неслучайно. Так Бог мог показать, что по-прежнему доверяет своим преданным небесным сыновьям.
Молитвословия
(Мы), таинственно изображающие Херувимов и воспевающие Животворящей Троице Трисвятую песнь, да оставим ныне всякую житейскую заботу, чтобы нам принять Царя всех (разумных существ), невидимо сопровождаемого, словно телохранителями, воинствами Ангелов. Славьте Бога, хвалите Бога, восхваляйте Господа.
Как понять слова из «Песни Богородице»: «Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим»
Этими словами православные выражают Деве Марии великое почтение как той, кто своей славой и честью превышает наивысших ангельских существ.
Если Серафимы взирают на пламя Божьей Любви, то Мария носила его в себе, когда внутри неё рос Сын Божий. Херувимы же постигают свет Божественного знания. Но Мария родила этот свет — Иисуса Христа.
Молитва «Достойно есть» с переводом
Молитва
Досто́йно есть я́ко вои́стину блажи́ти Тя, Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу Тя велича́ем.
Перевод: Поистине достойно прославлять Тебя, Богородицу, всегда блаженную и непорочную и Матерь Бога нашего. Ты достойна большей почести, чем Херувимы, и по славе Своей несравненно выше Серафимов, Ты без нарушения чистоты родила Бога-Слово, и как истинную Богородицу мы Тебя величаем.
Херувимская песнь: смысл текста
Песнь исполняется в храме во время Великого входа, император Юстин II включил ее в чин Литургиив 573 году.
Образ Херувимов в литературе и искусстве
Херувимы упоминаются в произведении Лермонтова «Демон». В Интернет-комиксе Эндрю Хасси Homestuck. Здесь они представлены как разумная инопланетная форма жизни, похожая на смесь ящерицы и человека.
Небесная сфера — очень популярная тема в изобразительном искусстве. Вот некоторые примеры изображения Херувимов:
Флорентийская церковь Санта-Мария дель Кармине, Фреска Томмазо Мазаччо 1426 год. «Изгнание из рая»
Кинофраза: «Паки, Херувимы» — что значит этот винегрет?
Такие слова говорит Якин — персонаж одного из любимых советских фильмов («Иван Васильевич меняет профессию»). Встретив настоящего Ивана Грозного, он начал лихорадочно вспоминать старославянские слова. И в итоге выдал такой словесный винегрет:
«Паки, паки. Иже херувимы. Ваше величество, смилуйтесь!»
Перевод: слово «паки» значит «снова», «ещё. «Иже» — «и», «который».
Очевидно, что слова Якина не имели никакого смысла.
Священное Писание раскрывает лишь частичку драгоценных знаний о небесной сфере, в которой обитают Бог и его небесная семья. Но даже то, что мы о ней знаем, приводит нас в благоговейный трепет. Зачем Бог рассказал о Херувимах?
С одной стороны, чтобы показать, что на небе все Ангелы знают о наших проблемах и заботятся о нас. С другой, Создатель даёт знать о том, как Он выстраивает отношения с небесными сыновьями. Взаимная любовь, гармония, захватывающая работа и полная гармония отношений — это реальность, в которой живут Ангелы, подавая нам пример верного служения и открывая, каким будет наше будущее единение с Богом.
Отличие серафимов и херувимов
В повседневной жизни мы часто слышим слова «ангел» и «ангел-хранитель», а вот читая Святое Писание и труды Отцов Церкви можно встретить различные названия ангелов, такие как херувимы, архангелы, серафимы и прочие. Кто такие ангелы, почему для их определения используют различные слова и в чем заключается разница между этими существами?
Ангельские чины
В Святом Писании есть места, которые говорят, что до создания человека Бог сотворил служебных духов — ангелов. По своей природе они имеют знание и разум, но их главное отличие от человека, что они не имеют свободного выбора, т.е. они были изначально созданы Творцом для служения Ему, поэтому не могут отказаться или отрицать Его существование, как делают многие люди.
Тем не менее дьявол изначально также был ангелом, но гордость поселилась в его сердце и стала причиной его падения. Но несмотря на отсутствие свободы выбора, служебные духи все же могут быть подвержены греху и стать Богу противниками.
Молитвы Ангелу Хранителю:
Изначально же Господь создал их для того, чтобы они прославляли Его, служили Ему и были вестниками Его воли для человека. На самом деле все знание об ангельских чинах люди взяли из Библии и свидетельств Отцов Церкви, также встречаются довольно подробные изображения на иконах.
Интересно! Впервые после древнееврейских пророков в первом веке Небесное воинство попытался описать епископ-мученик Дионисий Ареопагит. Именно на его труды опираются литургические тексты и все иконописцы. Он считал, что по своей природе ангелы не имеют телесной оболочки, как люди, но тем не менее они имеют некое тело, которое не видно человеческому глазу, но которое имеет свою неповторимую природу и структуру.
Предполагается, что видимыми они становятся в момент взаимодействия с человеком, чтобы последний воспринимал их. Они менее зависимы от времени (предполагается их бессмертие) и места, нежели люди, поэтому не стареют и могут быстро преодолевать большие расстояния.
В Писаниях часто изображаются серафимы, нисходящие с неба и поднимающиеся обратно, из чего можно сделать вывод, что они также могут быть у Небесного Престола.
Изначально, Господь сотворил Ангельский мир (пророк Даниил насчитывал более миллиарда небесного воинства) для прославления и служения, но по прошествии времени, уже после сотворения человека служебные духи стали выполнять и другую работу.
Принято считать, что ангелы выполняют роль вестников, поскольку они приносят и возвещают людям Волю Бога. О беременности Деве Марии объявил архангел Гавриил, а о рождении Христа пастухам объявил также ангел. Они защищают и охраняют людей, ведь у каждого из нас есть свой хранитель.
Иерархия ангелов
Как все в Божьем мире, ангельское сообщество имеет свою структуру и строение. Существует всего 9 ангельских чинов, которые взаимодействуют в гармонии и построены по триадическому принципу — выделяют Высшую, Среднюю и Низшую иерархию, в каждой из которых по три ступени.
У некоторых высших чинов есть имена собственные, так в Писании можно встретить архангела Михаила (архистратиг), Гавриила (главный вестник Господа), Рафаила (целитель душ и тел человеческих).
На заметку! Порядок иерархии отличается в различных религиях, так иудаизм насчитывает 10 чинов, а некоторые раввины вообще изображают их структуру в виде дерева без определенного порядка. Православные богословы в своих описаниях чинов опираются на места Нового и Ветхого Заветов, при этом порядок и взаимодействие их часто отличается.
За всю историю было множество вариантов. В настоящее время за главную теорию принято считать труд Дионисия, которая разделяет все Небесное Воинство на три ступени по триадическому порядку:
Такая форма иерархии предполагает строгий порядок подчинения и взаимодействия ангелов и имеет библейское подтверждение, которое изложено в первом послании Апостола Петра. Все сферы между собой имеют различия, точно также, как и чины каждой ступени.
Серафимы
Ангелы с таким названием считаются высшим ангельским чином и подчиняются непосредственно Богу Отцу. С древнееврейского языка слово серафим обозначает «пламенеющий», т.е. горящий. Слово, которое используется в древнееврейском также применяют для обозначения яркой и резкой молнии.
Важно! Согласно Писанию, серафимы восхваляют непрерывно Господа и служат нуждам людей. Они наиболее приближены к Творцу и являются высшим ангельским чином, т.е. стоят во главе Небесного Воинства.
Слово, которое в еврейском языке обозначает серафима также встречается в Ветхом Завете в текстах, где Господь посылает наказание на людей за непослушание (Чис. 21 глава) из чего можно сделать вывод, что этот чин не только служит людям, но и выполняет роль карателя за непослушание Богу.
В Библии этот вид ангелов впервые встречается в книге пророка Исаии, который описывает их как существ с шестью крыльями. В Откровении Иоанна Богослова в 4 главе автор описывает их, стоящих у престола, похожими на животных — льва, тельца, орлу. Лишь один из четырех имел лицо, подобное человеку. Все серафимы стояли вокруг престола и непрерывно возносили славу Господу Творцу.
Херувимы
Существа с таким названием считаются вторым высшим чином и подчиняются серафимам. С древнееврейского языка слово херувим обозначает «излияние мудрости». Первое упоминание об этом существе встречается в книге Бытие 3 главе «И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни».
Молитвы Архангелу Михаилу:
В книге пророка Иезекиля 28 главе автор описывает падение возгордившегося херувима на землю, именно этот ангел впоследствии стал сатаной. В более поздних текстах (Пс. 17:11) херувимов использует Господь для перемещения: «воссел на херувимов и полетел».
Слово херувим в еврейском языке означает «красивый лицом», поэтому принято изображать их красивыми молодыми людьми. В первой главе пророк Иезекииль очень подробно описывает и изображает их схожими с людьми внешне, за исключением наличия крыльев.
Главные различия
Серафимы и херувимы относятся к Высшей сфере ангельских чинов и являются наиболее приближенными существами к престолу Творца. Первые окружают Его и непрерывно славят, также они очищают людей от скверны, ведь именно такой ангел поднес огненный уголек к пророку Исайе, когда он предстал перед Отцом Небесным.
Херувимы же исполняют волю Бога и выполняют конкретную работу, так один из них охраняет Эдем и Дерево Жизни от человека. Именно они передают Небесное познание и Божественную волю не только низшим ангелам, но и людям.
Внешний вид этих двух ангельских чинов различается: первые имеют животноподобные тела, а вторые — человеческие. Цвет крыльев первых — алый, а у вторых — голубой и зеленый. В иконописи они изображается практически одинаково, за исключением эпохи Возрождения, когда херувимы рисовались в виде младенцев с крыльями.
Отображения в иконописи и литературе
Серафимы изображаются на иконах обычно алыми цветами, огненными, которые наиболее точно подходят для их горящей сущности и страстной любви к Богу и Небесной чистоте. Их описание можно встретить в апокрифических книгах Еноха и Юбилеев, а также в труде Дионисия «Небесная иерархия». Их рисуют с шестью крыльями, которыми они прикрывают свое тело и лицо.
Довольно подробное изображение можно увидеть на стенах и потолке церкви Преображение в Новгороде. Серафимы упоминаются в многочисленных литературных произведениях (Пушкин «Пророк»), а также музыкальных (Гребенщиков «Бурлак»). Изображает их и художник Васнецов в своей картине «Серафимы».
Херувимов обычно рисуют в лазурных тонах, также с 4 парами крыльев. Изначально на иконах они имели вид тетраморфов — существ с 4-мя сущностями: быка, человека, льва и орла. Именно так описывал их апостол Иоанн Богослов, хотя некоторые художники описывали их по словам пророка Иезекииля с колесами вместо ног.
Часто этот чин рисуется как престол для Иисуса Христа, его можно увидеть на множестве икон и стенах храмов. Несмотря на некоторые различия между этими ангельскими чинами, они служат Господу Богу и являются вестниками Его Божественной Воли для людей. Это божественные чистые существа поклоняются непрерывно Богу Творцу и зажигают Его огнем души людей.