Херувим что это такое
«Иже Херувимы»
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Первыми творениями Бога были Ангелы. Создатель окружил себя великой небесной семьёй. В неё входят различные Ангелы, среди которых особое место занимают Херувимы.
Кто такие Херувимы в православии
Херувимы рассматриваются православными как одни из самых могущественных Ангелов. Возможно,что они занимают место второго чина после Серафимов. Хотя некоторые считают, что Херувимы обладают большей властью. Их главным предназначением является духовное просвещение людей.
Значение слова
Происхождение слова «херувим» точно не определено. Этимологи предлагают ряд теорий:
Большинство этих теорий содержат лишь частичную правду о втором ангельском чине. Гораздо больше мы узнаём о них из сообщений Священного Писания.
Имеют ли Херувимы имена?
Писание мало рассказывает об Ангелах. Из глубины веков до нас дошли лишь несколько имён небесных сыновей. Хотя среди нет имён Херувимов, очевидно, что у всех Ангелов они есть, ведь у пророка Исайи сказано, что Бог каждую звезду знает по имени.
Как они выглядят на самом деле
Фото изображений
Истинный облик Ангелов любого чина не знает никто из людей. Все их изображения, представленные в Священном Писании и на картинах, созданы для того, чтобы описать их понятным нам языком. У Херувимов нет настоящих крыльев, как у птиц. Они не гибриды людей и животных, но носители высшей формы жизни, недоступной нашему воображению.
Что известно о них из Библии
Из Библии мы знаем, что Херувимы находятся в присутствии Божьем. Они носители Его священного престола. Похоже, что они являются его личным почётным кортежем. В отличие от полиции, охраняющей президента или других высокопоставленных лиц, Ангелы не защищают Бога от внешних угроз. Всемогущему Творцу не нужна ничья защита.
Но Херувимы служат не просто как украшение Божьего окружения, вроде прекрасных цветов в изящных вазах. Они исполнители Его воли.
Библейские упоминания
Рассмотрим несколько библейских упоминаний этих ангельских существ:
Из Книги пророка Иезекииля
В первой главе Книги Иезекииля содержится одна из самых фантастических картин во всей Библии. Некоторые даже пришли к выводу, что пророк видел летающую тарелку инопланетян и самих пришельцев. На самом деле эта удивительная картина описывает надмирную деятельность и личные качества херувимов через чисто физические явления, понятные нам.
Видение Пророка Иезекииля. Маттеус Мериан (1593—1650)
Перед тем как показать видение, Бог поднял на реке Хорив бурю. Сам воздух вместе со всей природой задрожал. Далее взору пророка предстали Херувимы. Кого именно он видел, Иезекииль узнал позже:
«Это были те же животные, которых видел я в подножии Бога Израилева при реке Ховаре. И я узнал, что это Херувимы».
Словесное описание
Херувимы в видении Иезекииля предстали в виде 4 необычных существ, напоминающих и животных, и человека.
«И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него,
а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных, — и таков был вид их: облик их был, как у человека;
и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла;
а ноги их — ноги прямые, и ступни ног их — как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь, (и крылья их легкие).
И руки человеческие были под крыльями их, на четырех сторонах их;
и лица у них и крылья у них — у всех четырех; крылья их соприкасались одно к другому; во время шествия своего они не оборачивались, а шли каждое по направлению лица своего».
При этом они имели крылья, по виду напоминающие горящие угли. Между Херувимами ходил огонь, из которого исходила молния. Сами Ангелы передвигались со скоростью света.
Кроме этого, Иезекииль увидел колесницу Бога. Четыре её колеса одновременно двигались в разные стороны.
Средневековое изображение по «Видению пророка Иезекииля»
Каков смысл этого видения? Херувимы появляются в Писании крайне редко. Это происходит в ключевые моменты Божественной истории. Иезекииль видел видение, после того как Израиль, подобно Адаму, нарушил свои обязанности по завету с Творцом.
После возвращения евреев из Вавилонского пленения земля Израиля уже не была прежней. Она утратила изобилие и плодородие, чем ранее славилась на весь мир. Бог лишил Свой народ и прежних близких отношений. В храме уже не было Ковчега Завета и Шехины (облака Божественной славы).
Подобие лиц их
Иезекииль так описывает лица поразивших его существ:
«Подобие лиц их — лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех».
(Иез.1:10)
Правая половина лика каждого Херувима сочетала в себе черты человека и льва. Левая — тельца и орла.
Еврейское слово «демут» означает вовсе не тождество, а лишь отдалённую похожесть. По этой причине невозможно сказать, насколько похожими на упомянутых животных были лица Херувимов. Скорее, пророк видел силуэты животных.
Фрагмент фрески в Метеорах, Греция. 16 век
Число 4, которое упоминается здесь несколько раз, является символическим. Оно указывает на пространственную полноту, законченность, наполненность и исчерпанность. Возможно, это отсылка к их сверхъестественным способностям, не ограниченным нашими законами.
Каждое из лиц может указывать на личные качества небесных служителей Бога:
Прямые ноги этих созданий, не имеющие гнущихся частей, говорят о том, что они обладают совершенной духовной стойкостью и мощью. Эти Ангелы несут невообразимую тяжесть — славу Владыки Вселенной. Но, в отличие от сатаны, великое преимущество не делает Херувимов высокомерными.
Сколько у них крыльев
В видении Иезекииля Херувимы имели по 4 крыла. Их крылья постоянно двигались, что, возможно, говорит о том, что эти создания постоянно заняты каким-либо служением, не чувствуя никакой усталости.
Крыльями эти существа закрывали свои тела. По мнению блаженного Иеронима, это говорит об их скромности и нежелании отвлекать внимание от Бога. Библеист Лопухин же считает, что это указание на невозможность постичь существо небесных созданий ограниченным человеческим разумом.
Ростовое изображение Архангела Селафиила. В верхней части изображение Херувима. Из расписного «неба» часовни Сошествия Святого Духа Кенозерского прихода деревни Глазово. Конец XIX – начало XX века. Иконописная школа или художественный центр:
Олонецкая губерния. Дерево, левкас, масло. Размеры иконы: высота 216 см, ширина 69 см. Национальный парк ‘Кенозерский’
В Откровении Иоанна Богослова приводится иное количество крыльев приближённых Бога: 6. Конечно, у Херувимов нет буквальных крыльев, как у птиц. Это указание на их высокую скорость передвижения и, возможно, ту расторопность, с которой они выполняют Божьи поручения.
«Четверичное число крыльев у херувимов своим несоответствием обычному числу крыльев у земных существ, имеющих их, указывало на особую возвышенность сферы их обитания. Неожиданным такое количество крыльев являлось и по сравнению с образом прежнего представления херувимов и серафимов: херувимы скинии и храма имели по 2 крыла, а серафимы Исаии по 6.
По общепринятому объяснению у херувимов нет другой пары крыльев, так как они имеют единственным назначением осенение Ковчега, а не передвижение Славы Божией, как у Иезекииля; с другой стороны херувимы пророка Иезекииля, находясь под престолом Божиим в качестве носителей его, не имели нужды в 3-ей паре крыльев для закрывания лиц; в Апокалипсисе херувимы, находясь не под престолом Божиим, а кругом его, имеют уже по 6 крыльев».
Иконы
На иконах Херувимы представлены зрителю примерно такими же, как Серафимы. Это создания с шестью крыльями и человеческой головой. По традиции Серафимы изображаются с крыльями алого цвета, а у Херувимов отливают синевой.
Тихвинская икона Божией Матери. XIX в. Материал: Литье, эмаль, медь. Размеры иконы: высота 6,5 см, ширина 5 см. Старообрядческая меднолитная пластика КП 4476/018 ©Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
Однако не все иконописцы следовали этому правилу. На некоторых древних образах изображены Серафимы, в то время как в подписи сказано, что это Херувимы. Встречается и обратная ошибка. Чаще всего Херувимы изображаются рядом с иными святыми.
Другие изображения
На стенах Владимирского собора в Киеве Виктор Васнецов изобразил Херувимов в «разобранном виде». Каждое лицо Ангела предстаёт как отдельное существо.
На фасаде с южной стороны столичного храма, построенного в честь Зосимы и Савватия Соловецких, изображён Святой Херувим.
Удивительно красивой росписью с Серафимами и Херувимами можно полюбоваться, если посетить церковь Троицы Живоначальной в Шатурском районе (Московская область).
Существует множество других изображений небесных сыновей Бога в православных сооружениях.
Херувим и Макарий Великий. Икона
Иерархия: Девять ангельских чинов
На границе V — VI вв. была создана книга «О небесной иерархии». Её автором долгое время считали Дионисия Ареопагита, епископа Афин. Там сказано. что Ангелы имеют 9 чинов. Те, в свою очередь, делятся на триады или сферы.
К первой сфере относятся:
Во вторую сферу входят:
Третья сфера состоит из:
Херувимы, Серафимы и Престолы: в чем отличие
Серафимы служат Богу, всё время восхваляя его и помогая земным созданиям. Это наиболее приближённые к Творцу Ангелы и первые из всех его небесных сыновей.
Феофан Грек. Серафим (1378)
Роспись купола церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде Великом. Феофан Грек пишет Серафимов по византийской схеме: два их крыла скрещены вверху, два — внизу, а другие два разведены в стороны. Объем крыльев он лепит с помощью широких притонок (затенений по краю изображения) и редких вспышек пробелов, сто позволяет не нарушить цельность восприятия их образов. Стройный силуэт, композиционно тяготеющий к вертикали, подчеркивает впечатление монументальности и величия. Лики Серафимов со всех сторон слегка прикрыты крыльями, отчего выглядит ромбовидно.
Серафимы имеют горячую как пламя любовь к Богу, непрестанно прославляют его святость и помогают людям развивать её, очищаясь от грехов и злых поступков. Также они передают волю Бога всем другим Ангелам.
Херувимы прославляют Божьи качества и замыслы в среде его творений. Они распространители Божественного знания. Они также участвуют в Божьих судах, ведя образные записи о тех, кто достоин спасения.
Престолы наделены преимуществом служить правосудию Владыки Вселенной. Он совершает свои справедливые приговоры через этих Ангелов. Престолы изливают Божье могущество на земных правителей и судей, побуждая их к принятию справедливых законов и заботе о людях.
В каком ангельском чине состоял Люцифер до падения?
В 28 главе книги Иезекииля содержится строгое обличение, направленное против царя финикийского города Тир:
«…сын человеческий! плачь о царе Тирском и скажи ему: так говорит Господь Бог: ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты.
Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего.
Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней.
Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония.
От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней.
От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор».
Некоторые толкователи видят здесь метафорическое описание самого дьявола. Вряд ли с этим можно согласиться, если учесть, что в соседних главах Тир упоминается как вполне реальный город, подвергшийся Божьему осуждению из-за своего нечестия.
В других главах Книги Иезекииля пророк направляет грозную весть против аммонитян, египтян, жителей Ливии, Лидии, Эфиопии и других стран. Тем не менее вряд ли пророк мог назвать главу нееврейского государства помазанным Херувимом. Скорее, он сравнивал царя Тира с реальным Ангелом, потерявшим своё совершенство.
Был ли сатана Ангелом, поставленным Богом для заботы о саде Эдемском? Ответить на этот вопрос однозначно невозможно. Дело в том, что под садом Эдемским в Библии нередко подразумевается процветающая область.
Интересное наблюдение
Если дьявол был тем Ангелом, что охранял Эдем после грехопадения людей, то, возможно, на его место новый Херувим был поставлен неслучайно. Так Бог мог показать, что по-прежнему доверяет своим преданным небесным сыновьям.
Молитвословия
(Мы), таинственно изображающие Херувимов и воспевающие Животворящей Троице Трисвятую песнь, да оставим ныне всякую житейскую заботу, чтобы нам принять Царя всех (разумных существ), невидимо сопровождаемого, словно телохранителями, воинствами Ангелов. Славьте Бога, хвалите Бога, восхваляйте Господа.
Как понять слова из «Песни Богородице»: «Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим»
Этими словами православные выражают Деве Марии великое почтение как той, кто своей славой и честью превышает наивысших ангельских существ.
Если Серафимы взирают на пламя Божьей Любви, то Мария носила его в себе, когда внутри неё рос Сын Божий. Херувимы же постигают свет Божественного знания. Но Мария родила этот свет — Иисуса Христа.
Молитва «Достойно есть» с переводом
Молитва
Досто́йно есть я́ко вои́стину блажи́ти Тя, Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу Тя велича́ем.
Перевод: Поистине достойно прославлять Тебя, Богородицу, всегда блаженную и непорочную и Матерь Бога нашего. Ты достойна большей почести, чем Херувимы, и по славе Своей несравненно выше Серафимов, Ты без нарушения чистоты родила Бога-Слово, и как истинную Богородицу мы Тебя величаем.
Херувимская песнь: смысл текста
Песнь исполняется в храме во время Великого входа, император Юстин II включил ее в чин Литургиив 573 году.
Образ Херувимов в литературе и искусстве
Херувимы упоминаются в произведении Лермонтова «Демон». В Интернет-комиксе Эндрю Хасси Homestuck. Здесь они представлены как разумная инопланетная форма жизни, похожая на смесь ящерицы и человека.
Небесная сфера — очень популярная тема в изобразительном искусстве. Вот некоторые примеры изображения Херувимов:
Флорентийская церковь Санта-Мария дель Кармине, Фреска Томмазо Мазаччо 1426 год. «Изгнание из рая»
Кинофраза: «Паки, Херувимы» — что значит этот винегрет?
Такие слова говорит Якин — персонаж одного из любимых советских фильмов («Иван Васильевич меняет профессию»). Встретив настоящего Ивана Грозного, он начал лихорадочно вспоминать старославянские слова. И в итоге выдал такой словесный винегрет:
«Паки, паки. Иже херувимы. Ваше величество, смилуйтесь!»
Перевод: слово «паки» значит «снова», «ещё. «Иже» — «и», «который».
Очевидно, что слова Якина не имели никакого смысла.
Священное Писание раскрывает лишь частичку драгоценных знаний о небесной сфере, в которой обитают Бог и его небесная семья. Но даже то, что мы о ней знаем, приводит нас в благоговейный трепет. Зачем Бог рассказал о Херувимах?
С одной стороны, чтобы показать, что на небе все Ангелы знают о наших проблемах и заботятся о нас. С другой, Создатель даёт знать о том, как Он выстраивает отношения с небесными сыновьями. Взаимная любовь, гармония, захватывающая работа и полная гармония отношений — это реальность, в которой живут Ангелы, подавая нам пример верного служения и открывая, каким будет наше будущее единение с Богом.
Херувимы
Херуви́мы — 1) ангельский чин (степень ангельской иерархии), принадлежащий к триаде высших ангельских чинов (в святоотеческой литературе нередко перечисляется после чина серафимов, но иногда, в перечне ангельских степеней, ставится не на второй, а на первой позиции); 2) ангелы, представители этого чина.
Согласно толкованию «Дионисия Ареопагита», название «херувимы» «означает их силу – знать и созерцать Бога, способность принимать высший свет и созерцать Божественное благолепие при самом первом его проявлении, мудрое их искусство – преподавать и сообщать обильно другим дарованную им самим мудрость»1. Между тем известны и другие толкования этого именования. Есть предположение, что еврейское слово «керубим» в форме множественного числа может быть связано с аккадским глаголом в значении «благословлять, хвалить, молиться».
Херувимы в Ветхом Завете
В Библии херувимы неоднократно предстают в виде ангелов, на которых восседает Бог ( 1Цар.4:4 ; 2Цар.6:2 ; 4Цар.19:15 ; 1Пар.13:6 ; 2Цар.22:11 и Пс.17:11 ). С одной стороны, когда речь идет о ковчеге Завета, это указывает на ковчег, как на место особого Божьего присутствия, с другой, в более широком контексте, на особую духовно-благодатную близость херувимов к Богу.
В сюжете о грехопадении Адама и Евы говорится о том, что после изгнания первых людей из рая херувиму было поручено охранять путь к дереву жизни в райском саду: «И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» ( Быт.3:24 ).
В библейских текстах херувимы часто бывают представлены в виде различных символических образов: известны образы херувимов, вырезанные из масличного дерева и позолоченные или в виде рельефной резьбы, а также литые из золота и вышитые в тканевой атрибутике скинии и Святая Святых ( 3Цар.6:23–29 ; 2Пар.3:7 ; 2Пар.3:10-13 ).
Библейская символика представляет их крылатыми, что, с одной стороны, указывает на их принадлежность к небу, а с другой – на их способность к быстрому перемещению. Описания их лиц весьма различаются: у херувимов ковчега Завета есть только одно лицо; херувимы в храме Иезекииля двулики ( Иез.41:18 ), а те, что описаны в его видении, обладают четырьмя лицами ( Иез.1:4–28 ). Их крылья были распростертыми и поддерживали свод, над которым в великолепии восседал Бог. Когда они двигались, их крылья издавали шум.
Внешний вид херувимов, представленный в различных книгах Библии, символически указывает на некоторые их особенности и качества. Не следует понимать буквально, что такого рода внешние описания характеризуют их пространственную форму. В сочинении «О небесной иерархии», авторство которого приписывается Дионисию Ареопагиту, говорится о том, что описание изображений «нужно для того, чтобы мы не представляли грубо, подобно невеждам, небесных и Богоподобных умных сил, имеющими много ног и лиц, носящими скотский образ волов или звериный вид львов, с изогнутым клювом орлов, или с птичьими перьями; равно не воображали бы и того, будто на небе находятся огневидные колесницы, вещественные троны, нужные для возседания на них Божества, многоцветные кони, военачальники, вооруженные копьями, и многое тому подобное, показанное нам Св. Писанием под многоразличными таинственными символами ( Иез.1:7 ; Дан.7:9 ; Зах.1:8 ; 2Мак.3:25 )»2.
Херувимы в христианской письменности
В связи с тем, что описания херувимов в Библии разнообразны, в святоотеческой традиции возникло множество способов для толкования их образов. Как правило, авторы сходились во мнении, что каждый элемент внешнего вида данного ангельского чина представляет собой символ, однако интерпретации их значений часто отличались. Многое зависело от контекста, в котором херувимы были упомянуты в Писании.
В сочинении «О небесной иерархии» херувимы следуют после серафимов и относятся ко второму чину первой триады ангельских сил. Их основное свойство – «знать и созерцать Бога, способность принимать высший свет и созерцать Божественное благолепие при самом первом его проявлении, мудрое их искусство – преподавать и сообщать обильно другим дарованную им самим мудрость»3.
Климент Александрийский полагает, что установленные на ковчеге Завета фигуры херувимов представляют собой лишь символическое изображение и не являются воспроизведением их реального облика. Свою позицию он аргументирует запретом Бога на изображение святых предметов (следовательно, и херувимов) и невозможностью для восприятия человеком небесных существ. Климент дает следующее объяснение облику литых из золота фигур: «Имя Херувима означает “великое знание”. Вместе они имели двенадцать крыльев, как указание на чувственный мир, двенадцать знаков Зодиака и определяемый ими ход времени. …изображение херувимов имеет символическое значение: лицо является символом души, крылья – служения и действия возвышающихся слева и справа сил, а уста – гимн славе в непрестанном созерцании» (кн. 5, VI. 35. 6–7; 36. 3–4)4.
В вооруженном пламенным мечом страже Едемского сада, поставленного после изгнания первых людей, Блаженный Августин видел временную кару. По его мнению, меч называется пламенным потому, что «всякое страдание словно жжет». При этом главная цель пламени не истребление, а очищение5. Иоанн Златоуст же напротив, воспринимал этот образ как знак того, что после нарушения заповеди вход в рай для человека стал недостижимым. В «Беседах на книгу Бытия» он пишет о том, что эпитет ангельскому оружию «обращаемое» был дан Моисеем, чтобы показать, как заграждало оно все возможные пути и «непрестанно вызывало страх и воспоминание»6. Исходя из понимания имени херувимов как «великое знание», Иоанн Златоуст в беседе «О творении мира» даёт объяснение образу херувимов как премудрости, «на которой Он (Бог) почивает». Там же он даёт объяснение наличию множества глаз на всех частях их тела: «премудрость смотрит всюду, имеет повсюду отверстое око»7. В слове «Против аномеев» он высказывает мнение, что «херувимы служат Богу престолами; это сказано о херувимах не потому, чтобы Бог нуждался в престоле, а чтобы отсюда ты уразумел достоинство этих сил»8.
Преподобный Ефрем Сирин истолковал образ четырёх зверей из видения Пророка Иезекииля как херувимов. Он считал, что херувимы были представлены в виде льва, тельца и орла по причине восприятия людьми этих животных как наиболее благородных и сильных. В лице льва он видел указание на «царей и князей века сего, которые восприимут на себя иго Церкви, изображаемой под видом колесницы, или покорятся Евангелию». В лице орла содержится указание на пришествие Мессии свыше. Все вместе они указывали на множество разных народов, которые в будущем примут Евангелие9.
Примечания:
1 Дионисий Ареопагит. Глава VII. О Серафимах, Херувимах и Престолах, и о первой их Иерархии / О небесной иерархии.
2 Дионисий Ареопагит. Глава II. О том, что Божественные и небесные предметы прилично изображаются под символами, даже с ними и несходными изображения для описания, умных Сил, не имеющих образа, имея в виду, как выше сказано, наш разум, заботясь о свойственной и ему сродной способности возвышаться от дольнего к горнему, и приспособляя к его понятиям свои таинственные священные изображения. / О небесной иерархии.
5 Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков. Ветхий Завет. Тверь, 2004. Т. 1. С. 123.
6 Cвятитель Иоанн Златоуст. Беседа XVIII / Беседы на книгу Бытия.
8 Cвятитель Иоанн Златоуст. Слово третье. / Против аномеев.