Хесед что это за организация
Наш гость
ХЭСЭД – ЭТО ЗНАЧИТ МИЛОСЕРДИЕ
Директор Хэсэда Раиса Гриценко
Хэсэд. На иврите это слово означает «Милосердие». Да, именно так – с большой буквы, потому что в еврейской традиции Милосердие стоит даже выше благотворительности – Цдаки.
Так что неудивительно, что еврейские организации, оказывающие помощь пожилым и нуждающимся в медицинском уходе людям, называются хэсэдами.
Сегодняшний наш рассказ о киевском «Еврейском Хэсэде «Бнэй Азриэль».
На интернет-сайте Хэсэда можно найти массу интересной и полезной информации. Например, там можно прочитать краткую историю создания организации.
МБФ «Еврейский Хэсэд Бнэй Азриэль» был основан в 1996 году. Его предшественником была благотворительная организация «Эзрат авот», которая работала при Главной синагоге на Подоле с 1993 года.
В 2016 году Хэсэду исполнилось 20 лет. Начав с нуля в стране, где на протяжении 70 лет отсутствовали традиции филантропии, сегодня МБФ «Еврейский Хэсэд Бнэй Азриэль» превратился в развитую современную организацию, полностью отвечающую стандартам благотворительности ХХІ века.
За прошедшие годы мы стали теплой, дружной и многочисленной семьей:
– на нашем попечении около 9600 клиентов – это еврейские жители Киева и области, о которых мы заботимся в рамках 12 программ и проектов целевой помощи;
– мы сотрудничаем с 350 волонтерами, бескорыстно отдающими подопечным свое время, энергию и силы;
– у нас трудятся более 1000 сотрудников, обеспечивающих бесперебойное функционирование наших программ и проектов.
Также на сайте можно ознакомиться с основополагающими принципами работы Хэсэда, такими как:
– принцип цдаки, предполагающий искренность и безотлагательность в деле оказания помощи.
– принцип волонтерства. Каждый желающий может оказать безвозмездную помощь и принять участие в реализации программ и проектов МБФ «Еврейский Хэсэд Бнэй Азриэль».
– принцип связи с еврейскими традициями и национальными духовными ценностями. Мы собираем, передаем и распространяем уникальный опыт поколений в поддержании еврейских традиций в сферах культуры, семьи, образа жизни.
– принцип открытости и прозрачности. Мы гарантируем организациям и гражданам, участвующим в благотворительном процессе, целевое использование средств и предоставление регулярной отчетности.
– принцип законности. Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Украины, общепризнанными нормами и принципами международного права, строго следует нормам, регулирующим благотворительную деятельность.
– принцип компетентности и развития. Наши сотрудники – профессионалы своего дела, использующие для решения поставленных задач лучший украинский и зарубежный опыт. Мы постоянно работаем над повышением уровня профессионализма, чтобы максимально эффективно решать возникающие проблемы.
О том, как эти принципы воплощаются в жизнь в работе МБФ «Еврейский Хэсэд «Бнэй Азриэль» мы беседуем с его директором Раисой ГРИЦЕНКО.
Но вначале несколько вопросов личного характера.
В чем-то верно, но не вполне корректно понимать под хеседом просто «благотворительность»: этот термин, если рассматривать его сквозь призму иудаизма, намного глубже и многограннее.
Начнем с того, что никогда не бывает вредно вспоминать прошлое, анализировать настоящее, думать о будущем. Все это сводится к основному вопросу: что можно улучшить в себе, и в своих отношениях к миру?
Ответ – в еврейском наследии: мы не можем и не должны успокаиваться фактом того, что родились евреями. Необходимо приложить все силы и способности, чтобы подтвердить это, идя по пути, проложенному предками, ведомыми самим Б-гом.
И тут-то самое время вспомнить, что наш народ называют творящим добро, милость и милосердие, т. е. то, что и обозначает слово «хесед» (досл. ивр. «милость»). Как мы этого добиваемся? Очень просто: когда уменьшаем (если угодно, обуздываем) собственный эгоизм, в душе появляется место для ближнего. Так евреи начинают свой путь к хеседу.
Что конкретно надо делать?
Нельзя не учитывать, что хесед – не национальная черта, не хобби и не профессия, но еврейская особенность: бескорыстно помогая ближнему, мы «роднимся» с ним, приближаем к себе, достигая национальной сплоченности.
И, самые прямые пути для этого – те, что являются основой еврейской традиции: цдака, добрые дела и посещение больных. Их значение столь велико, что Иерусалимский Талмуд прямо говорит: цдака и добрые дела весят столько же, сколько все заповеди Торы вместе взятые (!). А во время б-гослужения в Йом-Кипур «раскаяние, молитва и цдака отменяют тяжкий приговор [посылаемый с Небес]».
О цдаке у нас была отдельная статья: отметим только, что у нее и у добрых дел есть немало общего, но есть и различия. Так, цдака помогает живым, добрые дела – и живым и мертвым. Цдака – дело имущественное, добрые дела – имущественно-человеческое. Таким образом, добрые дела выше цдаки.
Что же до посещения больных, то заповедь об этом, бесспорно, относится к категории добрых дел: человек приносит больному утешение и придает силы, а физическое дело приобретает духовную основу.
Хесед и «Заплати вперёд»: найди десять различий
Выше было сказано, что хесед – это помощь ближнему, без намерения получить ответное благодеяние, и в этом он схож со схемой американского мальчика Тревора Маккинни из фильма «Заплати вперёд» («Pay It Forward»).
Выполняя задание учителя: придумать способ изменить мир и постараться воплотить идею в жизнь, Маккинни предложил схему «передачи добра». По его мысли, нужно помочь трём незнакомым людям, поставив условие – каждый из них, в свою очередь, должен помочь еще троим людям, ставя перед ними такое же условие, и т. д. Теоретически число добрых дел должно расти в геометрической прогрессии, и охватить всех людей Земли.
Казалось бы – прекрасная идея, а то, что в фильме она, фактически, терпит крах, не играет никакой роли, но – есть ли в этом сходство с хеседом?
Многие люди и организации помогают ближним, но эта помощь всегда предполагает ответную реакцию. К примеру, когда банк выдает кредит, директор думает о программах развития и о кредитной политике, а не о благе человека. В случае с Маккинни, мальчик ставит условия тем, кого облагодетельствовал, т. е. действует для людей, но не бескорыстно. Таким образом, его действия – не хесед,
Верный способ определить, является ли то или иное действие хеседом – это задаться вопросом: «Почему это сделано?», и если ответ – бескорыстная забота о ближнем, то тогда это – настоящий хесед.
А что говорит Каббала?
Еврейские мудрецы, посвятившие жизнь поискам Б-жественной истины, знают, что «хесед» – это одна из трех средних сфирот, образующих духовную сферу Вселенского Древа. В человеке она проявляется в виде любви к Всевышнему, в доброте к людям, а ее земное воплощение – праотец Авраам, творивший добро и, тем самым, улучшавший сфиру.
Более того, хесед соответствует тому уровню сознания, на котором впервые проявился творящий Свет, откуда возникли макрокосм и планы создания мира. В этом смысле хесед – то самое крошечное семечко, содержащее в скрытом виде взрослое дерево.
Как говорят каббалисты, Б-г творил мир милосердием, поэтому хесед – это, прежде всего, сфира творения, и этим объясняется весь ее смысл в системе мироздания.
Кто за всем этим стоит?
Универсальность хеседа, его вездесущность и тараканья живучесть не может не поразить: благотворительные учреждения, организации и фонды буквально пронизывают еврейский мир, не оставляя без внимания ни одной, даже самой маленькой, общины.
Уже в Средневековье было создано несколько организаций, которые занимались помощью ближним. Евреи, чье проживание в стране (да и сама жизнь) зависели от каприза феодала, часто бывали вынуждены покидать родные места, оказавшись на чужбине без средств к существованию. Вот тут-то на помощь приходил хесед: изгнанников принимала местная община, помогая, чем только возможно.
Времена изменились, евреи выжили, а с ними – и обязанность оказания помощи ближним своим. Так, первый хесед (организации получили называние по действу) на территории СНГ был создан в Санкт-Петербурге, второй – в Минске, третий – в Киеве, где в 1996 году появился «Хесед-Авот». Сегодня – это один из крупнейших благотворительных фондов в странах бывшего СССР, имеющий 16 программ и более 12 тысяч подопечных.
«Еврейский хесед «Бнэй Азриэль» – международный благотворительный фонд, осуществляющий поддержку пожилых евреев и людей с ограниченными физическими возможностями, жертв нацизма и членов их семей по всему миру.
Можно отметить и межрегиональную организацию инвалидов и пенсионеров «Центр «Забота – хесед Авраам», одну из крупнейших в Европе, работающую для поддержки, реабилитации и защиты пожилых людей, прежде всего, малообеспеченных, одиноких и нуждающихся в уходе.
Общественная благотворительная еврейская организация «Хесед-Рахамим», была основана в 1989 году при поддержке Американского Еврейского Комитета «Джойнт», и в настоящее время под опекой которой находится около 6000 человек.
Хесед что это за организация
Региональная общественная организация «Еврейский общинный культурный центр Рязанской области «Хесед-Тшува» – единственная в регионе некоммерческая организация, профессионально работающая в области оказания благотворительных социальных услуг населению.
Созданный в 2001 году как еврейская некоммерческая организация, с 2016г. Хесед оказывает социальную поддержку и помощь населению Рязанской области разных национальностей в рамках целевых благотворительных программ, включая инновационные авторские проекты организации.
Хесед оказывает социальную поддержку нуждающимся по различным программам:
«Уход на дому» – (покупка памперсов, прокладок, противопролежневых матрасов, ходунков, предметов ухода за лежачими больными, оплату услуг 52–х патронажных работников, которые осуществляют уход за лежачими и не выходящими из дома 100 инвалидами и пенсионерами и т.д.) Охвачено более чем 400 пожилых подопечных. Цель программы – повышение качества и продление жизни пожилых людей-членов организации, социальная реабилитация инвалидов;
«Магазин» – обеспечение продуктами нуждающихся в поддержке членов организации;
Медицинская программа направлена на безвозмездные социальные услуги нуждающимся в мед.обследованиях, операциях, реабилитационном оборудовании, покупке лекарственных средств, средств гигиены (памперсы, прокладки и т.д.), покупке очков и т.д.;
Программа «Клуб» – организация досуга и добровольческой деятельности лиц пожилого возраста, пенсионеров, инвалидов, нуждающихся в социальной реабилитации и социализации (кружки традиций, празднование государственных праздников РФ и еврейских праздников, изучение языка иврит, празднование дня волонтера и т.д.);
Программа «Детский еврейский городской лагерь» – организация летнего досуга детей. Цели программы: социализация детей из семей риска, содействие просвещению еврейских детей в еврейской культуре и традиции;
Проект по комплексному социальному обслуживанию пожилых и инвалидов «Патронаж XXI века» – проект для пожилых и инвалидов разных национальностей. Проект предусматривает регулярную профессиональную комплексную работу по улучшению качества жизни и преодолению социального одиночества и социализации пожилых и инвалидов, включая маломобильных людей, путем:
Дневной центр пребывания пожилых и инвалидов – «Дом, где тебя всегда ждут!» – проект для пожилых и инвалидов разных национальностей. Деятельность Дневного центра включает в себя:
Хесед что это за организация
Челябинский городской благотворительный общественный фонд «Еврейский благотворительный центр «ХЭСЭД НЭХАМА» зарегистрирован в августе 1998 года.
Основные цели:
Социальные программы фонда:
Очень важны направления деятельности по изучению истории и культуры еврейского народа, сохранению национальных традиций, проведению еврейских праздников. Работают программы национального образования для детей и молодежи, клубы по интересам, спортивные программы.
Развиваются и укрепляются связи со всеми национально-культурными центрами города и области, общественными организациями.
Общинный Фестиваль Еврейской Книги – ОФЕК – проводится ежегодно при сотрудничестве еврейских организаций и культурно – просветительных учреждений города с целью популяризации еврейской культуры, привлечения внимания к богатому духовному наследию еврейского народа, углубления знания еврейской традиции и истории, укрепление единства общины.
Программа «К толерантности – шаг за шагом» с января 2009 г. в Челябинской области стала возможной благодаря тесному сотрудничеству ЧГБОФ «ХЭСЭД НЭХАМА» и Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования Челябинской области (ГБОУ ДПО ЧИППКРО); программа была отмечена Общественной Палатой Челябинской области в IX Открытом конкурсе социально-значимых программ /проектов «12 гражданских инициатив Уральского федерального округа» как пример социально значимой и успешно реализующейся программы.
Чем различаются понятия «хесед», «цдака» и «хинам»?
Здравствуйте, в процессе изучения Писания постоянно приходится сталкиваться с понятиями хесед (доброта, милосердие), хинам (милость) и цдака (справедливость). Не могли бы вы конкретными примерами, ситуативными моделями раскрыть смысл этих слов, чтобы понять различие между ними, если можно, с объяснением ивритских корней этих слов. Спасибо заранее.
Отвечает рав Менахем Эпель
Спасибо за хороший вопрос. Слово «хесед», как Вы и пишете, означает «доброта», «добро», «милосердие». Есть еще значение «позор» (см. Ваикра 20:17), но в этом значении слово почти нигде не употребляется. Корень слова «цдака» — «цедек», т. е. «справедливость», «прямота». Само же слово «цдака» означает «пожертвование», «подаяние», «милосердный поступок». То есть «хесед» — это свойство характера, а «цдака» — название действия. Однако оба эти слова могут употребляться как синонимы. Как, например, в конце молитвы Авину Малкейну мы просим у Всевышнего: «…окажи нам цдака ва-хесед» — «милосердие и милость».
Интересное сочетание этих слов мы находим в книге пророка Ошеа (10:12): «Сейте для себя по справедливости (ли-цдака), жните — по милости (лефи хесед)…» Вавилонский Талмуд (Сукка 49 б) приводит толкование этого стиха, которое ясно показывает различие между этими понятиями: «Сказал раби Элазар: цдака вознаграждается только по хеседу, заключенному в ней, как сказано: “Сейте себе по справедливости (цдака), жните — по милости (хесед)…”» То есть раби Элазар толкует этот стих так: «Сейте добрые дела, пожнете — согласно милосердию, которое вы вложите в них». Отсюда видно, что, как было сказано выше, цдака — это само доброе дело, а хесед — намерение, которое стоит за ним и связано с соответствующим свойством характера.
Я видел и такое объяснение этого отрывка из Талмуда. У цдаки есть два аспекта. Один — это собственно заповедь Торы, как тфилин, цицит и т. п. И второй — забота об окружающих, проявление сочувствия к ближнему. За выполнение заповеди человека ожидает награда в будущем мире, а за чисто человеческую помощь ближнему, за «строительство общества на правильных ценностях» мы получаем награду уже в этом мире. В качестве примера: дать голодному хлеб и воду — это цдака, в которой есть немного хеседа. Накормить сытого царскими яствами — это хесед, но не цдака. Накормить голодного вкусной и здоровой пищей — это цдака и хесед. (Понятно, что все это верно, только если поступки были продиктованы достойными намерениями).
А вот продолжение талмудического обсуждения: «Учили мудрецы: в трех областях проявление милости (гмилут хасадим) сильнее пожертвования (цдака). Цдака осуществляется только имуществом, гмилут хасадим — как телом, так и имуществом. Цдака — бедным, гмилут хасадим — как бедным, так и богатым. Цдака — живым, гмилут хасадим — как живым, так и умершим». Эти слова помогают нам лучше понять различие между цдакой и хеседом. Хесед — проявление доброты дающего, проявление его «образа Б-жьего». А цдака — то, что необходимо нуждающемуся, эта заповедь помогает обеспечить бедняку все недостающее.
Слово «хинам» имеет два значения — «бесплатно» и «напрасно». Интересно, что в русском языке есть этому точный эквивалент — слово «даром». Талмуд приводит пословицу, которая основана на двузначности этого слова, и у нее тоже есть русское соответствие: «Кто лечится даром, тот даром лечится». В книге А-Ктав вэ-а-Кабала («Написание и Традиция») сообщается, что слово «хинам» образовано от слова «хэн» — «симпатия», «благоволение». То есть, когда один человек делает или дает что-либо другому безвозмездно — хинам, — это значит, что тот ему симпатичен, или, как говорят на святом языке, тот нашел благоволение — хэн — в глазах дающего.