Пещерные города бахчисарайского района на машине
Как добраться на машине до пещерных городов Крыма, когда побережье надоело
Но мы, слава Богу, поехали в отпуск на машине (какие «засады» ждут автопутешественников по дороге в Крым, вы можете узнать здесь). И после нескольких дней отдыха на диких Генеральских пляжах сначала совершили довольно экстремальную вылазку к одному из самых больших водопадов Крыма, а потом, наслышанные про многочисленные пещерные города, решили посмотреть и их. При этом четкого маршрута у нас не имелось, но направление было определено четко — затерянный в Бахчисарайском районе пещерный город-крепость Тепе-Кермен. Вообще, повторимся, подобных городов здесь предостаточно и даже сложно выбрать, который из них посетить. Однако от визита в самый известный — Чуфут-Кале — отказались сразу. Там, судя по отзывам, все вусмерть облагорожено, огорожено и даже перила есть. Именно поэтому мы рассудили, что уж лучше глянуть на неблагоустроенный памятник древним зодчим, чем смотреть на камушки из-за ограждения. Кратчайший маршрут к нашей цели пролегал через самый извилистый серпантин Крыма — старое Бахчисарайское шоссе. Следуя по нему нам предстояло подняться на высоту 1324 метров над уровнем моря и спуститься с гор уже на другой стороне.
Мы выдвинулись из Алушты около полудня и нам под колеса лег относительно гладкий асфальт Южнобережного шоссе. Наш комбайн от Sho-Me с завидной периодичностью ругался на камеры в светофорах, хотя первые несколько раз я комплексов видеофиксации не заметил. Позже выяснилось, что нужно было просто обновить GPS-базу, чего мы вовремя не сделали. А вообще за все время поездки мы обратили внимание на то, что в Крыму практически не встречаются придорожные полицейские. Единственный пост, который мы обнаружили — машина ДПС на Южнобережном шоссе на подъездах к Массандре.
Тем временем извилистое шоссе неуклонно вело нас к цели. Сразу за Ялтой увидели на обочине плакат с объявлением, что старое Бахчисарайское шоссе перекрыто в связи с оползнем. Правда, какой-то неизвестный художник оставил на плакате свою подпись баллончиком черной краски, из чего мы сделали вывод, что плакат довольно старый — не может же там быть вечный оползень… На повороте опять плакат. Мы и его стойко игнорируем и углубляемся в извилистый серпантин горной дороги. Ох, я и не думал, что он настолько извилистый — через полчаса мы поднялись всего на триста метров, бесконечные повороты не давали шанса разогнаться хотя бы до 30 км/ч. Единственное, что радовало несказанно — это почти полное отсутствие машин, невероятно живописные виды и множество родников, источников и даже водопадов по пути. К одному из родников мы свернули и набрали вкуснейшей воды, от которой ломило зубы, но хотелось ее пить и пить. И вот мы на перевале, с которого открывается невероятно живописный вид, а ноздри теребит запах шашлыка и плова, готовящихся в палатках местных торговцев. Сделав пару фотографий, помчались дальше.
Что посмотреть в Бахчисарае за 1 день
Один из популярных у туристов городов Крыма отнюдь не у моря. Бывшая столица древнего ханства наделена эпитетами «сад-дворец» по призванию и «город пяти веков» по насыщенной многогранной истории. Именно за ней сюда спешат путешественники, стараясь обязательно включить Бахчисарай в свою программу.
Самой притягательной для гостей является его восточная половина — старый город с колоритными улочками и необычными домами. Вдоль ул. Ленина и продолжающей ее ул. Гаспринского находятся основные его достопримечательности, и данный маршрут составлен по логике движения с небольшими рекомендациями по очередности посещения. Общая информация о городе представлена на его отдельной странице.
Топовых мест непосредственно в Бахчисарае немного. Это Ханский дворец, квартал Староселье с историческим комплексом, Успенский пещерный монастырь и далее Чуфут-Кале. Однако каждое из них заслуживает либо пристального внимания, либо погружения в атмосферу, поэтому выбирать лучшее для визита одним днем практически не нужно. При этом полный спектр эмоций от историко-культурного и природного достояния гарантирован. Последними приводятся объекты, удаленные в другом направлении и требующие большего времени на поездку.
Из-за расположения главного «что посмотреть» на одной улице, путь удобно проделать в ходе прогулки или на транспорте. Пешеходам можно лишь посоветовать сэкономить силы на прогулку, используя между точками единственные идущие по Ленина и Гаспринского автобус № 2, маршрутку № 3 или такси, ведь без учета извилистого осмотра путь в одну сторону от местной автостанции равен порядка 7 км.
Парк «Крым в миниатюре»
Бахчисарайский парк миниатюр один из нескольких самых крупных на полуострове. Здесь традиционно собраны все must visit Крыма — дворцы, особняки, музеи, вокзалы. Вы непременно познакомитесь с Ласточкиным гнездом, Воронцовским и Ливадийским дворцами, а также Ханскую резиденцию самого Бахчисарая. Уменьшенные в 25 раз они позволяют сразу увидеть все великолепие архитектурного достояния Республики, а полуторачасовой рассказ местного гида просветит об исторических моментах.
Кроме того, в человеческий рост представлены прекрасные цветные скульптуры мультгероев и площадки, где можно порезвиться детям разного возраста — лабиринты, батуты, стенка для скалолазания и веревочный городок. Нет такого отзыва, в котором не писали бы о замечательном зоопарке, животные которого ухожены и живут в свободных вольерах.
Парк находится в начале ул. Ленина, по пути от автовокзала к Ханскому дворцу. Он вполне достоин пары часов, тем более если путешествие проходит с ребенком. Возможно посетить его сразу по приезду или отложить до вечера — часы работы и подсветка объектов легко обеспечат данный замысел, ведь впереди ждут реальные красоты Крыма, смотреть которые лучше при свете дня.
Комплекс Ханского дворца
Бахчисарайский дворец — главная жемчужина города, которой он обязан своим появлением, и единственный живой представитель дворцов крымских татар. Его строительство началось в XVI в. одним из ханов Гераев, впоследствии дополняясь различными объектами при других правителях. Масштабная переделка проведена, например, Потемкиным перед визитом Екатерины II. С начала XX в. предстает как музей, с 60-х гг. и по настоящее время в нем проводится реставрация, направленная на возвращение к исходному варианту.
Бахчисарай, что в переводе «сад-дворец», богат на сады с фонтанами, вызывающие восхищение туристов ухоженностью и размерами роз. Очарование османской архитектуры со своими индивидуальными чертами прослеживается среди нескольких основных корпусов резиденции, Золотого кабинета, а также кухни, гарема, конюшни, библиотеки. В них сейчас расположились экспозиции музея истории и культуры крымских татар. С XVI—XVII вв. до нас дошли большая мечеть Биюк-Джами, баня Сары-Гюзель, ханское кладбище с двумя гробницами Гераев и дюрбе Диляры-бикеч в южной половине двора, нисколько не пробуждающие сомнения посетителей в том, что они подлинные. На Садовых террасах в самом конце территории установлены другие мемориалы, посвященные участникам разных современных военных конфликтов.
Дворцовый комплекс относится к Бахчисарайскому музею-заповеднику (БИКАМЗ). Билеты предлагаются на самостоятельный осмотр и экскурсию с гидом. Вход осуществляется через Северные ворота на ул. Ленина. Перед продолжением пути в окрестностях дворца удобно перекусить — вдоль дороги разместился десяток кафе, а также выбрать памятный сувенир в местных лавках.
По дороге в сторону Чуфут-Кале есть еще одна выставка, занимательная для интересующихся темой. Мемориальный музей Исмаила Гаспринского рассказывает об известном просветителе, исследователе, основоположнике новых культурных идей в мусульманстве и находится в доме № 47 на улице, названной его именем. В начале ул. Ленина стоит его памятник, а по всему Крыму найдется еще немало мест, почитающих его заслуги.
Свято-Успенский мужской монастырь
В долине Марьям-Дере, начинающейся от Староселья, находится значимая для православия обитель — Крымская Лавра, Успенский Анастасиевский или Свято-Успенский монастырь. Для одних здесь будет важным само пребывание в священном месте, связанным с чудом появления Иконы Божией Матери, других поразит необычное расположение. Часть монастыря искусно выстроена среди скал, что сложно понять, вырастает он из них или крутые склоны ущелья верно и медленно захватывают святыню в свои объятия.
Его история объединяет чередующиеся периоды расцвета и запустения. Как и для многого религиозного в пространстве бывшего СССР после запрета в 1930-х гг., постепенное оживление пришлось на начало 1990-х гг. Сейчас на двух скальных и нижнем уровне работает несколько храмов и церквей, имеются хозяйственные постройки и гостевой дом для паломников, территория красиво облагорожена и застраивается новыми объектами. К удивительным пещерным кельям и храмам, Свято-Успенскому в частности, ведет лестница, часто появляющаяся на фото туристов.
Чуфут-Кале
В окрестностях Бахчисарая находится несколько пещерных городов — Чуфут-Кале, Тепе-Кермен, Мангуп-Кале, Эски-Кермен, Качи-Кальон, Бакла. Все они поистине уникальны и интересны, хотя имеют общее сходство и досады об упущенном не будет. Оптимальным для маршрута на день является Чуфут-Кале, расположенный буквально в окончании одной из улиц города. Добраться до него можно как пешком (2 км с конечной «Староселье»), так и на машине.
Чуфут-Кале — узкое плато между двух долин у восточной окраины Бахчисарая, на вершине которого имеются остатки развалин древних построек и пещеры. О первых его жителях, названии и особенностях доподлинно неизвестно. Более детально изучена история с XIV в., когда началось его заселение караимами, и до конца XIX в. — после разрешения на их расселение в других местах.
Сейчас можно найти колодец, руины мечети, молельных зданий (кенассов) и бани, части стен и ворот, прежние дороги и единственный сохранившийся дом исследователя местной культуры А. С. Фирковича. С обеих сторон возвышенности открываются красочные виды на зеленые балки и хребты, наиболее впечатляющей предстает гора Беш-Кош с ровными крутыми склонами из известняка.
В 1,3 км южнее крепости есть еще одна смотровая площадка на краю плато. К ней ведут два пути: правый проходит через заброшенное караимское кладбище в лесу, где можно увидеть надгробия, левый — по более утоптанной проселочной дороге.
Квартал Салачик
Салачик, или позже Староселье, проходит в ущелье между отвесных стен плато вдоль ул. Басенко, являющейся продолжением ул. Ленина и Гаспринского. Основная его достопримечательность — первый дворец ханов Гераев XV в. На территории сохранилось несколько построек, которые в настоящий момент входят в «Салачик» (другое название — «Девлет-Сарай»), один из историко-археологических комплексов БИКАМЗ. Расположение на маршруте от главного дворца к Успенскому пещерному монастырю и Чуфут-Кале дает шанс посмотреть его перед ними или на обратном пути.
Гости могут увидеть хорошо сохранившееся дюрбе с подземным и наземным ярусами, искусной резьбой в архитектурном облике и массивным куполом. В нем были найдены, предположительно, захоронения членов семьи Герая. Уцелело старинное Зынджирлы-медресе, любой входящий в которое должен был склонить голову перед местом священной науки благодаря висящей над входом цепи. Сегодня в здании представлена экспозиция посуды юго-западного Крыма (осмотр по заявке). В виде руин предстает пространство ханских бань.
Бахчисарайские сфинксы
Место, определить посещение которого стоит по желанию и силам. Несмотря на расположение практически на маршруте, неподалеку от Ханского дворца, чтобы подойти ближе и увидеть их воочию, потребуется крюк в километр-полтора. Не перепутайте дорогу, если навигатор предложит другое: подобные образования есть в с. Залесном, в 20 км к югу от Бахчисарая, это сфинксы Каралезской долины.
Каких только имен не получали каменные изваяния работы воды и ветра на горе Савлу-Кая: и сфинксы долины Чурук-Су — по названию реки города, и бахчисарайские бабы или менгиры — как популярное понятие похожих объектов у тюркских народностей, и столбы — по аналогии с подобными горными образованиями, и истуканы — по наличию «лиц» и схожести со статуями моаи на о. Пасхи. Гряда отделяющихся от возвышенности огромных валунов пробуждает воображение и служит необычным фоном для фото туристов. Приезжающие к вечеру смогут полюбоваться на них и панораму Бахчисарая в отблесках заката.
Качи-Кальон и Бисерный храм
Качи-Кальон — другой, не менее впечатляющий и обширный пещерный город у подножия плато Фыцки рядом с рекой Кача в южных окрестностях Бахчисарая. При взгляде с дороги масштабы массива с ровными стенами и арками очень впечатляют. По одной из версий, сходство с кораблем послужило его названию, аналогичному испанскому «галеон». Доподлинных сведений нет, поэтому по немногочисленным признакам исследователям остается только предполагать о существовании в его гротах винодельни и монастыря. Перед первой и четвертой нишами в скалах высечены небольшие храмы Святой Софии и Анастасии.
Светлые известняковые склоны Качи-Кальона очень красивы на закате, однако передвижение по крутым каменистым дорожкам требует осторожности, поэтому не следует пренебрегать удобной, фиксирующей ногу обуви. При наличии машины добираться к нему быстрее, расстояние от центра города около 8 км. Пешеходам понадобятся автобусы, идущие с автовокзала в с. Синапное, необходимо попросить водителя выйти перед с. Баштановка.
На вершине горы в старом карьере находится еще одна достопримечательность. Скит Анастасии Узорешительницы или Бисерный храм удивляет гостей убранством из бисера и бус, на которых теплым светом играют огоньки свеч. Такой материал был выбран в качестве альтернативы краскам, плохо ложащимся и держащимся на стенах из известняка. Все украшения выполнены монахами и участливыми прихожанами с момента его создания в 2005 г. История первого скита, вероятно бывшего в скалах Качи-Кальона, уходит в VII—VIII вв. Многое в ней неизвестно, хотя существование в последнее столетие подобно другим религиозным объектам на территории России.
Путешественникам на авто посетить святыню проще: нужно объехать гору по дороге со стороны с. Предущельное. Для других предстоит крутая тропа с дороги у Качи-Кальона. Автобусный маршрут, соответственно, тот же, а остановку по требованию стоит обозначить по первому посещаемому месту. Часы приема храма ограничены между 8 утра и 8 вечера.
Рассказы и отзывы туристов
Нет такого туриста, который бы посетовал на безликость Крыма. Наоборот, большинство его гостей старается вместить в свои каникулы как можно больше, ведь многогранности его проявлений не занимать. Однодневные визиты актуальны в отношении Бахчисарая, его непременно включают в маршрутный лист. Отзывы и рассказы поделятся свежими фото, эмоциями от увиденного и полезными нюансами в подготовке к поездке. Например, подробности найдутся в этих отзывах:
Где остановиться в Бахчисарае
Бахчисарай редко выбирают в качестве основного места проживания в Крыму, приезжая сюда на день с экскурсией или самостоятельно. Однако, если вы планируете как следует изучить городок и все горы в окрестностях, разместиться можно в одном из десятка гостевых домов, расположенных в районе Ханского дворца и улицы Ленина. Некоторые из них отличаются восточным колоритом — традиционной архитектурой и уютными тенистыми двориками. Отдыхая в них, вы на время погрузитесь в размеренный уклад местной жизни.
ТОП-14 — все пещерные города в Крыму
В Крыму пещерные города есть самые разные — как полноценные городища, где в прошлом жили люди, так и пещеры-крепости, действующие монастырские комплексы и храмы, уникальные для России и Европы объекты. Ниже — описания всех крымских пещерных городов с фото, описаниями и адресами.
Пещерный город Мангуп-Кале
Наверное, это самый известный из крымских пещерных городов. В отличие от многих других подобных поселений, это было именно городище с постоянным населением, а не крепость, где укрывались при приближении врагов, и не монастырь. В XIV-XV веках Мангуп выступал столицей княжества Феодоро – сильного средневекового крымского государства.
Время заселения мангупских пещер – дискуссионный вопрос, но крепостью они стали к концу эпохи Великого переселения народов. За свою долгую историю город сменил много хозяев – им владели аланы, готы, византийцы, хазары и феодориты.
Причиной гибели Мангупа стало турецкое нашествие 1475 года – завоеватели осаждали гору-крепость 7 месяцев, но в конце концов овладели ею. После этого люди в пещерах и наземных строениях еще жили, но свое значение полис утратил и в XVIII веке обезлюдел полностью.
Сегодня пещерный комплекс Мангуп-Кале – охраняемая территория. Но посетить ее можно беспрепятственно – сюда постоянно водят экскурсии, да и самостоятельное посещение не запрещено.
Комплекс включает не только пещеры (их форма и размеры искусственно изменены, проложены туннели для перехода из помещения в помещение, устроены лестницы), но и наземные строения на плато. Они представляют собой остатки фортификационных сооружений (стен, башни) и хозяйственные конструкции.
Так как Мангуп являлся столицей Феодоро, он был приспособлен для осуществления отсюда руководящих функций. На территории обнаружены остатки княжеской резиденции, храма Константина и Елены и меньших церквей и часовен, хозяйственные помещения, пригодные для хранения больших запасов.
В одном из залов имеется колонна, гудящая при ударе, как барабан – хороший способ быстрой передачи информации. Пещерные сооружения сохранились лучше наземных, но и там, и там интересного много.
Пещерный город Чуфут-Кале
Так получилось, что пещерные города в Крыму наиболее многочисленны в окрестностях Бахчисарая. Чуфут-Кале находится фактически в черте этого города и в свое время крепость эта была предметом пристального интереса татарских ханов.
Основателями Чуфут-Кале считают аланов, а время его возникновения относят к периоду Великого переселения народов. Город сыграл немалую роль в противодействии византийской экспансии, но вскоре исчез из документов, утратив не то значение, не то связь с другими поселениями.
В XII веке его населяли кипчаки — он даже был столицей их княжества. Но разгром со стороны эмира Ногая (был такой золотоордынский деятель) привел к очередному упадку. В XIV веке пещеры заселили караимы – и прожили в них до XIX века.
Чуфут-Кале — настоящий город, в нем жили постоянно, занимались хозяйством, решали административные проблемы. Кроме пещер (а их насчитывается более полутора сотен), в его структуре были и наземные строения.
Но они не сохранились — все построенное на плато Чуфут-Кале и окрестностях много моложе города, от более старых сооружений остались руины и фундаменты (и хорошо, если хоть остались). Однако мавзолей Джанике-Ханым, правившей городов в первой половине XV века — весьма интересное здание.
По конструкции город напоминает большой современный многоэтажный дом. Природные полости выровнены, им придана более-менее четкая форма, они соединены переходами и галереями.
Во многих комнатах есть окна – отверстия, выходящие на отвесный скальный обрыв; им придана четкая, иногда довольно замысловатая, форма. Среди помещений можно различить склады, жилые комнаты, караимские кенассы (святилища). В комплекс водят экскурсии, возможно и самостоятельное посещение, но немного заплатить все равно придется.
Пещерный город Эски-Кермен
Хотя это довольно крупное поселение, в письменных источниках оно не упоминается, и об истории Эски-Кермен известно довольно мало (лишь то, что смогли обнаружить археологи).
Ориентировочно городище было создано византийцами в VI веке и разрушено татарами в XIV веке в результате штурма и захвата. Название «Эски-Кермен» – татарское, оно значит «старая крепость», а как называли свой город его жители неизвестно.
По мнению ученых горожане, занимавшиеся земледелием, виноделием и торговлей, жили в наземных жилищах, а пещеры (весьма обширные) использовали в качестве подвалов, складов, мастерских и убежищ при нападении врагов. Город имел и рукотворные укрепления – стены, дозорную башню, несколько ворот. Но они были срыты еще в VIII веке – вероятно, после какой-то военной неудачи.
Сейчас в Эски-Кермен можно увидеть высеченные в скалах лестницы, осадный колодец (вода в нем все еще есть), церкви Трех всадников и Успения Марии, особые ямы с вентиляцией для длительного хранения зерна и многое другое.
Посещать комплекс можно как с экскурсией, так и самостоятельно, но на его территории нельзя останавливаться на ночевки, разводить костры и как-то вредить древним сооружениям.
Пещерный город Кыз-Кермен
Об истории этого поселения – крупного и прекрасно укрепленного как природой, так и рукотворными стенами и башнями – также известно мало. По мнению археологов, появилось оно еще в античные времена, примерно в IV-III веках до н.э. и было разрушено хазарами в IX веке.
Люди проживали в Кыз-Кермен до XIII века, но военное значение город после хазарского нападения утратил. «Кыз-Кермен» – позднейшее татарское название, исходное же имя поселения неизвестно.
Сегодня в пещерном городе можно осмотреть как подземные сооружения, так и остатки наземных строений – стен, башен, городских ворот, жилых строений. Пещеры расположены в два яруса, помещениям и входам в них искусственно придана правильная форма.
Планировка довольно хаотичная, чем-то напоминает муравейник, так что надо быть внимательным, чтобы не потерять ориентацию. Жители Кыз-Кермен обустроили под землей жилые помещения, храмы, склады, залы для общих собраний и даже цистерны для хранения воды и приготовления вина. Сохранность некоторых подземных строений близка к идеальной.
Для посещения Кыз-Кермен потребуется удобная обувь – хотя местами тут можно перемещаться по древним каменным лестницам, все же они сохранились не везде, и есть участки, где подъем в гору затруднен.
Пещерная крепость Каламита
Каламита – не пещерный город в общем понимании. Основной частью этого комплекса является наземная крепость. Ее строительство в существующем варианте относится к периоду средневековья – феодоритский князь Алексий счел наличие такого укрепления полезным для защиты морской торговли Феодоро от генуэзцев.
Вероятно, именно этот князь и дал бастиону название «Каламита», то есть «хорошая пристань». Однако фортификационные сооружения на удобной площадке существовали и ранее – их строили в античное время для защиты от аваров.
Хотя Каламита задумывалась как наземная фортификация, название районе Инкерман, где она стоит, переводится как «пещерная крепость» (с турецкого). Действительно, в окрестностях форта существовало много городищ в пещерах – в основном их с первых веков нашей эры занимали христианские церкви и монастыри.
Сейчас при посещении Каламиты можно осмотреть некоторые из них – Дмитровскую и Пантелеймоновскую церкви, Климентовский монастырь (ныне действующий). Монастырские подземелья давали дополнительные возможности гарнизону, занимавшему наземную крепость Каламиту. В самой крепости сохранились несколько башен и остатки стен.
Сюйреньская крепость
Как и Каламита, Сюйрень – не пещерный город в полном смысле. Основная часть комплекса – наземная; до наших дней сохранились два больших отрезка стен из бутового камня, башня с часовней во втором ярусе, остатки жилых строений.
Об истории крепости известно немногое; археологи полагают, что это был замок местного феодала в средние века. Сюйренская крепость несколько раз снималась в кино. Однако в массиве мыса Куле-Бурун, на котором стоит крепость, имеется несколько природных пещер – в них обнаружены следы присутствия первобытных людей.
Имеются в камне также несколько искусственно обработанных полостей – они использовались для отжимания виноградного сока и приготовления вина (вероятно, владелец замка ценил благородный алкоголь). Также в обрыве мыса был проложен потайной ход для эвакуации населения крепости в случае ее захвата врагом (найдет в 1980 году).
Посетить комплекс можно как с экскурсией, так и самостоятельно. Платить придется в обоих случаях, но цены для неорганизованных визитеров почти символические.
Пещерный город Тепе-Кермен
Тепе-Кермен – классическое крымское пещерное поселение. Его создание специалисты относят к VII веку, а упадок связан с захватом татарами в XIII веке. Еще некоторое время в городе жили люди, но в XIV веке он был заброшен окончательно.
Однако в период расцвета (X-XI века) город был одним из самых густонаселенных в регионе; он давал пристанище также жителям сельских поселений округи в случае нападений врагов.
Тепе-Кермен – крупный комплекс площадью более 1,2 га. Его пещерная часть насчитывает более 250 помещений, расположенных в три яруса. Среди них есть несколько церквей, жилые помещения, склады и мастерские. Частично сохранился также и некрополь с надгробиями и склепами. На стенах пещер можно найти надписи на греческом языке и иврите.
На поверхности частично сохранились оборонительные стены и ворота, а также 2 подъездные дороги. На плато Тепе-Кермен можно увидеть также руины трех церквей, но сохранились они плохо.
Хотя город долгое время подчинялся Хазарскому каганату, большинство его населения всегда составляли христиане. Также на плато можно увидеть канавки и углубления – они предназначались для сбора дождевой воды, так как в крепости не было осадного колодца.
Пещерный город Бакла
Бакла – самый северный из крымских пещерных городов. Этим определяется его важная особенность: это было именно поселение, для жизни, а не важный оборонный объект.
По мнению археологов, население тут занималось зерновым земледелием. Также Бакла служила своеобразным средневековым «торговым хабом». Город существовал в IV-XIII веках, хотя пещеры его заселялись еще со времен палеолита.
Сейчас на территории комплекса можно видеть многочисленные гроты. входы в которые по форме напоминают бобы. Сохранились также канавки для сбора дождевой воды и вырубленные в камне емкости для хранения зерна.
На поверхности уцелели части небольших сторожевых башен – все же без сооружений военного назначения ни один средневековый город не обходился. Неплохо сохранился также городской некрополь.
Водоснабжением поселения «ведал» небольшой родник. По следам на камне туристы могут убедиться, что ранее он был значительно полноводнее, чем сейчас.
Инкерманский пещерный монастырь
В античное время в Инкермане добывали строительный камень для нужд Херсонеса, из-за чего образовалось много искусственных пещер-катакомб. Их в V веке приспособили для своих нужд первые христианские монахи.
Монастыри в Инкермане в разное время существовали в разном числе; в результате многочисленных войн они приходили в упадок и снова возрождались. Тесная связь существовала у них с наземной крепостью Каламита.
Сейчас в пещерах инкерманских каменоломен действуют несколько церквей и Свято-Климентовский мужской монастырь (названный так по имени одно из первых римских пап, якобы сосланных сюда). Кроме того, в катакомбах частично сохранились другие культовые и жилые монастырские помещения, но из-за аварийного состояния посещать их не рекомендуется.
Доступ в монастырь (с ограничениями) возможен; доступны для сторонних посетителей и церкви. Многие строения в Инкермане интересны тем, что являются частично катакомбными, частично наземными – например, у Пантелеймоновской церкви в камне высечена алтарная часть.
Успенский пещерный монастырь
Монастырь находится недалеко от поселения Чуфут-Кале, но никак не связан с городом. Время его возникновения точно не установлено, но доминирует версия, что произошло это в конце VIII века, и основателями выступили беженцы из Византии, преследуемые тогда почитатели икон.
Об истории монастыря также известно не слишком много. В средние века он получал материальную поддержку от русских князей. А после османского завоевания Крыма не был разорен или закрыт и стал митрополичьей резиденцией. При советской власти монастырь не действовал, а во время Великой Отечественной войны в нем располагался госпиталь.
Сейчас монастырь опять является действующим – это важно знать при планировании посещения. Монастырские помещения частично наземные, расположены на скальных террасах, а частично пещерные. Так, в камне высечены кельи для монахов и разного рода склады. На одной из стен изображены самые знаменитые христианские храмы мира.
Монастырский комплекс пока восстановлен не полностью. В его составе были еще полностью пещерные церкви, которые сейчас реставрируются.
Пещерный монастырь Шулдан
Название монастыря переводится как «отдающий эхо» – из-за акустических особенностей местности. Вероятно, именно по этой причине гору с многочисленными гротами выбрали для поселения почитатели икон, бежавшие в веке из Константинополя от преследований. Считается, что монастырь был основан именно таким способом.
Поскольку предположительно основатели Шулдана были афонскими монахами. Опыт обустройства пещер у них был, и вскоре монастырь стал крупной, довольно богатой обителью. Занимались монахи традиционным для Крыма «бизнесом» – растили виноград и изготавливали вино. В период турецкого завоевания монастырь продолжал действовать, хоть и использовался турками в качестве крепости.
Монастырь действует и сейчас, являясь одновременно реабилитационным центром для людей «попавших в сложные жизненные обстоятельства». Он состоит из 20 пещерок-келий и храма, обустроенного в гроте. Современные монахи используют те же пещеры, что и их древние предшественники, но старая обстановка не сохранилась из-за обвалов и случаев вандализма.
Издалека видна башня-часовня с позолоченным куполом, но это – современное строение. Почитаемой местной достопримечательностью являются мощи, принадлежащие якобы основателям монастыря. Вообще наибольший интерес Шулдан вызывает у верующих, отзывы о визитах сюда оставляют именно они. Но комплекс одновременно является и охраняемым историческим заповедником.
Пещерный монастырь Челтер-Коба
Это полностью пещерный монастырь. Его именуют также Федоровским или Ай-Тодором, так как он посвящен Федору Стратилату. Основание его относят к IX веку, а первыми насельниками числятся беженцы из Византии – дело для Крыма типичное.
Расцвет монастыря пришелся на XIV-XV века, когда ему покровительствовали правители княжества Феодоро. В ходе турецкого завоевания Крыма монастырь был разорен, монахи погибли или разбежались. Восстановление монастыря началось уже в наши дни – в 2001 году.
Центр монастыря – храм Федора Стратилата, обустроенный в большом естественном гроте. Творение природы монахи дополнили, оформив алтарную часть, вырубив ниши в стенах и даже изготовив каменные скамейки – ими и сейчас можно пользоваться. Понятно, что убранство храма – новое.
Также в комплекс входят 22 кельи, высеченные прямо в скале – современные монахи тоже в них живут. Комплексу принадлежит также самый длинный в мире грот, врезающийся в скалу на 140 м. По нему можно добраться до местного источника водоснабжения – родника, бьющего прямо из камня.
Пещерный монастырь Качи-Кальон
Качи-Кальон – не собственно монастырь, а обитель с прилегающими поселениями. Жили в них виноделы и ремесленники-гончары. При необходимости они могли укрыться в пещерах от опасности.
Основание монастыря относят к VI веку, но пещеры в массиве Качи-Кальон заселяли еще первобытные охотники периода позднего палеолита. Здесь сохранились наскальные рисунки, датируемые неолитическим временем (то есть им около 10 тыс. лет).
Монахи же могли выбрать именно эту скалу из-за природного рисунка трещин, похожих по форме на крест. Но в целом об истории монастыря известно немного. Он был своеобразным «филиалом» Успенского монастыря в Бахчисарае.
Сейчас на территории пещерного комплекса снова проживают монахи. Но осмотреть его достопримечательности можно, и это не только кельи и храмы. На территории Качи-Кальона сохранился большой пещерный винодельческий комплекс – с давильнями, ямами для сока, хозяйственными помещениями.
По оценкам специалистов, комплекс мог переработать 250 тонн винограда в сезон. Два грота исполняли функции подземных церквей, причем один из них огромных размеров – до 40 м в высоту.
На территории Качи-Кальона располагается одна из самых известных в Крыму церквей – храм Анастасии Узорешительницы, более известный как Бисерный. Вся его отделка полностью выполнена из бисера. Храм принадлежит действующему скиту. Расположенный здесь же источник считается священным и целебным.
Пещерный монастырь Челтер-Мармара
Крупный хозяйственно-религиозный комплекс расположен в Бельбекской долине. Предполагается, что монастырь основали выходцы из Византии в IX веке. Загадкой является происхождение его названия – собственных названий, похожих на «Мармара» в окрестностях нет, и перевести это слово у ученых не получается.
Монастырь был крупным, богатым комплексом, расположенным в пяти ярусах пещер. Имелись у него и наземные укрепления, ибо (как большинство ему подобных) монастырь исполнял и светские обязанности крепости. Однако туркам при захвате Крыма удалось его взять и разграбить.
Всего в монастыре более 50 помещений, но часть из них ныне недоступна в результате обвалов. Монахи использовали для своих нужд природные полости, вырубали камеры в камне сами. А также действовали комплексно, «дорабатывая» естественные пещеры, чтобы было удобнее пользоваться ими.
На территории комплекса сохранилось множество хозяйственных помещений, кельи, большие залы естественного происхождения. На втором ярусе обустроена галерея с каменными колоннами. Во многих помещениях были окна – отверстия в стенах, выходящие на обрыв скалы.
Имелось также кладбище (для захоронения покойников высекались своего рода склепы в скале), емкости для сбора дождевой воды и многие другие средневековые удобства. Ярусы соединялись каменными лестницами.
Сегодня Челтер-Мармара снова заселяется монахами, поэтому вопрос дальнейшего доступа туристов к комплексу остается открытым. Конечно, он будет возможен, но вот условия могут измениться.
Пещерные города на карте полуострова Крым
Как видно, в Крыму очень много увлекательнейших пещерных городов, достойных внимания современного туриста. На наших фото вы сможете в деталях рассмотреть все прелести этих воистину удивительных крымских достопримечательностей, к сотворению которых приложил руку не только человек, но и природа.