Хиките в карате что это
Магия хикитэ
В одном из своих постов автор блога budonokaizen.blogspot.com жаловался на то, что современные каратисты все чаще забывают об основах каратэ. Он приводит пример обсуждения Хикитэ на одном из западных форумов. Постоянный участник форума уверял всех, что Хикитэ не имеет никакого практического смысла, потому что оставляет корпус открытым для удара.
В данном материале мы попробуем разобраться, для чего необходимо хикитэ и оправдланно ли применение данного принципа.
Хикитэ – это движение, имеющее простой смысл: захват противника (как правило, одежды на груди) с рывком на себя. При этом за счет проворота кулака улучшается захват одежды, а в случае захвата руки получается болевой прием – выкручивание руки вокруг оси.
Представьте рывок соперника на себя и вниз одной рукой с одновременным ударом другой рукой в лицо!
Важно отметить, что при ударе плечо не идет вперед, как в боксе. Сила удара обеспечивается за счет рывка.
Противники хикитэ, если их можно так назвать, указывают на то, что отводимая вниз, к поясу, рука оставляет корпус открытым, не позволяет вовремя поставить блок или атаковать. Здесь можно отметить, что даже Фунакоси Гитин (основатель Сетокан) заявлял, что не следует быть «привязанными к ритуалам ката» в «реальном бою».
Хикитэ в переводе с японского означает «отдернуть, возвратить руку». Этот перевод, как отмечает один из пользователей форума http://koicombat.org/, вводит в заблуждение, создавая некоторые стереотипные мнения:
а) Хикитэ необходимо, чтобы блок не попал по бьющей руке;
б) Использование хикитэ традиционно принято в каратэ;
в) Хикитэ позволяет вести поединок удобнее, физиологически естественнее.
Отметим, что принцип хикитэ есть не только в каратэ, а его суть заложена в принципе колеса: чтобы точка А пошла вверх, диаметрально противоположная точка идет вниз.
В завершение нашей небольшой статьи предлагаем вашему вниманию видеозапись, на которой автор блога budonokaizen.blogspot.com предлагает своим читателям следующий вариант тренировки рук для хикитэ:
Хики Тэ (Hiki Te)
Обновлено: 3 мая 2019, в 15:46
karate hikite (удар никитэ)
Вытянутый кулак, который уравновешивает силу тяги, но также и позволяет подготовить следующий удар
Цитата из статьи Сальваторе Бальдакино о Хики Тэ:
Это слово, которое любой добрый инструктор должен разъяснять в первую очередь — в чем его смысл, и самое главное — что он нам приносит?
Если для для большинства из нас Хики Тэ означает «поднесите руку к противоположному бедру», давайте рассмотрим это это фундаментальный взгляд, который дает хорошую основу для работы. Но вы должны знать, что есть несколько видов Хики Тэ, и что вы не всегда этим подносите руку к бедру.
Следует поискать нет ли многоуровневого хикита на груди, плечах, возле головы и т. д.?
И почему бы не использовать Хики Тэ как захват! Эта знаменитая рука, которая возвращается, может быть использована в качестве рывка на себя, в то время как другая рука поражает. Мы можем объединить все и сделать древнее искусство борьбы каратэ более современным.
Мастер Дж. Фунакоси зашел так далеко, что сказал, что Хики Тэ состоит в том, чтобы поймать атакующую руку противника и потянуть его внутрь, одновременно поворачивая, чтобы тело противника опиралось на ваше тело
Касе Сенсей писал, что Хики Тэ также должен основываться на психологии каратэ, а не просто механическим движением.
Ну, а в случае двух одновременных ударов как например яма цуки …? Здесь Хики Тэ должен оказывать давление на землю. Это должен быть как бы импульс, который толкает саму почву в противоположном направлении.
Хики Те также встречается и в каждой технике ног, будь то Маэ Гери, Йоко Гери, Маваси Гери и другие. Он просто более тщательно, замаскирован под защиту на высоком или низком уровнях.
При этом мнению некоторых экспертов в каратэ, есть как минимум 9 способов выполнения Хики Тэ.
Наконец, хикитэ это и немного Инь и Янь, или проще говоря — сочетание действие и реакция. Он существует в каждом жесте, даже если он не всегда переводится рукой..»
В основном же понимание Хики Тэ в каратэ, заключается в следующем выражении:
«Хикитэ – это движение, имеющее простой смысл: захват противника (как правило, одежды на груди) с рывком на себя. При этом за счет проворота кулака улучшается захват одежды, а в случае захвата руки получается болевой прием – выкручивание руки вокруг оси.»
Но это как было указано выше, лишь неполное понимание Хики Тэ
Видео об использовании Хики Тэ в Шотокан Каратэ
Видео о роли Хики Тэ в ударной технике каратэ
все удары в каратэ находятся в рубрике — Удары руками в каратэ
Клуб каратэ и практической самообороны «КИ»
Каратэ пришло к нам из Японии, поэтому в каратэ пользуются японской терминологией. В этом словаре даны основные японские термины, используемые в каратэ, которые могут услышать начинающие.
Транскрипция кириллицей не может правильно передать звуки японского языка, некоторые термины произносятся разными людьми по-разному. В связи с этим дано несколько вариантов транскрипции подобных японских терминов. Слова расположены в алфавитном порядке, а не в хронологии изучения.
Основные удары
Основные блоки
агэ-укэ – блок верхнего уровня
гэдан-бараи — блок нижнего уровня
моротэ-укэ — блок удэ-укэ, усиленный второй рукой (впервые встречается в ката Хэйян Нидан)
осаэ-укэ — накладка ладонью (впервые встречается в ката Хэйян Нидан)
сото-уке — блок среднего уровня предплечьем внутрь
удэ(учи) –уке — блок среднего уровня предплечьем наружу
сюто (шуто) — уке — блок ребром ладони
Уровни и направления
гедан — нижний уровень
гяку — противоположный
дзёдан (джодан) — верхний уровень
йоко (ёко) — вбок, в сторону
маваси — круговой, по кругу
мае – вперед
миги — правосторонний, правый
сагару — отступление
ура — — обратный
уширо — назад, тыл
хидари — левосторонний, левый
чудан – средний уровень
ЧАСТИ ТЕЛА
РУКИ
Сэйкэн – кулак
Уракэн – перевернутый кулак, тыльная часть
Тэтцуи – кулак – «молот»
Шуто – внешнее ребро ладони
Хайто – внутреннее ребро ладони
Шотэй – «пятка» ладони
Кокэн – запястье
Эхон нукитэ – ладонь с выпрямленными пальцами
Нихон нукитэ – ладонь с выпрямленными пальцами, образующими «вилку»
Накаюби иппонкэн – кулак со сжатым наполовину средним пальцем
Ояюби иппонкэн – кулак со сжатым наполовину большим пальцем
Хайван — наружная сторона предплечья
Хиракэн – кулак со сжатыми наполовину пальцами
Хайсё (хайшо) – тыльная сторона ладони
Тохо – раскрытая ладонь с отведённым большим пальцем
Кэйко – пальцы, собранные щепоткой, «голова цыпленка»
Хиджи – локоть
НОГИ
Коши(коси, чусоку) – подушечки пальцев стопы
Тэйсоку – внутренняя выемка стопы
Хайсоку – подъём стопы
Сокуто – внешнее ребро стопы, ребро пятки
Какато – пятка
Хайван – наружнажная сторона предплечья
Хидза – колено
ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА
ханми — пол-оборота тела
шомен — фронтальное положение тела
Другие термины
Некоторые термины, не указанные в предыдущих разделах
ако (ака) — красный, каратэка, находящийся по правую руку рефери
вазаари (вазари) — оценка, пол-очка в спортивном кумитэ
дзю-кумитэ — свободный спарринг в каратэ-до
гохон кумитэ — вид обусловленного учебного спарринга на пять шагов
иппон — оценка, чистая победа или очко (в зависимости от правил соревнований) в спортивном кумитэ
кихон кумите — обусловленный учебный спарринг
кихон иппон кумитэ — обусловленный учебный спарринг на один шаг
санбон — тройной
санбон кумитэ — вид обусловленного учебного спарринга на три шага
сиро (широ) — белый, каратэка, находящийся по левую руку рефери
тори — атакующий
уке — защищающийся
Якусоку кумитэ — учебный спарринг
Хомбу Додзе: г. Киев, ул. Дмитриевская, 39
Ехать трамваями №15,18 от ст.м.»Лукьяновская»,»Вокзальная»
Для просмотра расписания и условий тренировок, пройдите по этой ссылке в раздел «Расписание и условия тренировок».
Звоните сейчас:
Каратэ: +38 067 214 28 74
Самооборона: +380 67 245 91 86
Научись применять технику каратэ!
Во многих школах каратэ большую часть тренировки составляют базовые упражнения (одиночные и с партнёром), а также ката.
Можно систематически заниматься в такой школе несколько лет и быть неспособным применить навыки в драке.
Я не претендую на истину и заранее знаю, что любители до изнеможения наяривать кихон и крутить «ананко» (прим. название ката) со мной не согласятся.
Ваш учитель часто говорит, что надо делать по 30 «санчин» перед завтраком, тогда через много лет все будет работать автоматически?
На деле, если говорить о самообороне, этот «двигательный автомат» должен безошибочно срабатывать на определённое действие соперника, а при самостоятельной отработке это невозможно!
Поединок это не техника, а тактика, то есть применение техники в постоянно меняющейся системе, и для успеха требуется практика самого поединка.
Как говорил один мой товарищ, невозможно научиться кататься на велосипеде, сидя на табурете и воображая, как держишь руль и крутишь педали. Даже если делаешь это изящно и быстро.
Мне вспоминаются 90-е годы, когда из-за переезда в другой район Москвы я поменял секцию. В первой из них спарринги были чем-то естественным и постоянным, в другой их не было в программе вообще: мы шлифовали кихон, крутили ката, отрабатывали заранее обусловленные комбинации с партнёром (якусоку кумитэ), а спарринговали, когда сэнсэя не было в зале.
Знаю, это напоминает историю об учениках Гичина Фунакоси, но у нас было то же самое.
Изредка случались поединки, в которых тяжело было узнать грацию той техники, которую мы оттачивали в ката, зато зачастую такие встречи заканчивалось отбитыми яйцами или выбитыми зубами.
Помню, чем реже мы спарринговали, тем менее комфортными становились поединки. Меня тогда держали в форме тренировки и соревнования по греко-римке, рукопашке и кикбоксингу.
Для возобновления спаррингов пришлось опять поменять секцию.
Зачем в каратэ нужны агэ укэ, сото укэ? Как их применить?
Для начала надо сказать, что защита — это комплекс мер, направленных на срыв приёмов соперника, а не примитивные реакции «гэданбараями» на летящие «маэгэри».
В технике каратэ приемы могут отрабатываться с разными амплитудами: большой, средней и малой. Защиты руками не исключение. На начальном этапе подготовки защиты выполняются с полной амплитудой. Так же, как и подтягивания рекомендуется выполнять с касанием грудью перекладины.
Полноамплитудные отбивы, отводы и блоки работают только в тех случаях, когда у вас есть уйма времени на них: например, если ваш соперник атакует с большим замахом или с дальней дистанции (ои дзуки или маваси гэри с шагом).
Во всех остальных случаях защиты руками выполняются с меньшей амплитудой и обычно комплексно с маневром. Они должны быть простыми и надёжными.
Классические учи укэ, гэдан барай и др., которые мы отрабатываем в кихон или ката, по сути являются махами руками в разных направлениях с предварительным растяжением упругих тканей, то есть подготовительными упражнениями.
Почему вам так некомфортно двигаться в поединке?
Занимаясь кихон или ката, вы все время перемещаетесь из стойки в стойку. Перенося эту практику в вольный поединок, вы понимаете, что это не работает.
В поединках не двигаются в стойках. Для манёвров используется комфортная «дзию гамаэ», позволяющая двигаться любым способом в любом направлении, а в стойки становятся на мгновение при проведении приёмов: например, в дзэнкуцу дачи при проведении гяку дзуки или в коса дачи при подготовке броска. После проведения приёма опять возвращаются в дзию гамаэ.
Можно ли отрывать пятки в стойках?
Перемещаться нужно так, чтобы ваши ступни все время упруго работали, как работает гимнастический мостик, когда на него запрыгиваешь перед опорным прыжком. Причём для манёвров нужно в большей степени пружинить (не прыгать!) ступнями и как можно в меньшей степени коленями и тазобедренными суставами, иначе спустя минуту-две ноги «умрут».
Зачем нужен «хикитэ»?
Но давайте подойдём к этому вопросу от отпределения.
Хикитэ переводится с японского как «тянуть руку». В дзюдо, когда перед броском вы захватили соперника, к примеру, за рукав под локтем и стали тянуть на себя, такое действие называют «хикитэ».
Зачем так много приёмов?
Разнообразие защит и ударов в каратэ не для того, чтобы занимающийся оттачивал каждый приём, а для того, чтобы он мог выбрать наиболее подходящий для себя.
Не идёт урамаваси гэри, несмотря на многократные повторения? Забудьте о нем и отрабатывайте до автоматизма то, что хорошо получается.
Например, из ударов ногами маэ кэагэ, маваси гэри, йоко кэкоми, усиро гэри, урамаваси гэри, гэдан гэри, у вас лучше остальных получается маэ кэагэ. Это ваша любимая техника, токуи вадза.
Выполняйте 1000 повторений маэ кэагэ, и по 100 повторений остальные удары ногами.
То же самое касается ударов руками. Любите гяку дзуки? Отдайте ему основной объём повторений.
Не забывайте выполнять приемы как слева, так и справа, чтобы не нарушать осанку.
Отработка любимых приёмов на снарядах
Итак, вы знаете, какие приемы у вас получаются лучше.
Теперь нужно начать их отрабатывать по-новому. Не стационарно по деревянной макиваре или в привычном кихоне. Это тоже нужно делать, но в меру.
Ниже приведён минимальный список упражнений.
Начинать следует с простых манёвров: скольжения вперёд, назад, влево, вправо. Затем манёвры усложняются. Можно для этого разметить пол малярной лентой.
Это будет даваться довольно просто.
Далее — отработка акцента одиночных приёмов по движущимся мишеням.
Лапа удаляется — догоняем, поражаем мишень, лапа приближается — бьем навстречу или уходим и затем поражаем. Нанося удары по лапам, помните, что здесь важно чувствовать дистанцию, трескать своевременно, коротко (без замаха), отчетливо и «сухо». Это упражнение не на мощность, как в случае с мешком или подушкой. Амплитуду в таких ударах надо сократить до средней, если сравнивать с классическим кихоном.
Важно развивать глазомер и адаптироваться к дистанции так, чтобы бить без проноса.
Обусловленный поединок с лапами и жилетами
На протяжении многих лет в учебных поединках вам говорили «Не бей! Контролируй!». Навык контролировать усилие должен формироваться только после навыка прилагать усилие. Сначала надо учиться бить, а уже потом не бить!
Помните те упражнения, когда в ответ на атаку вы защищались, а потом проводили контратаку без касания? Теперь нужно на партнёра надеть жилет и дать ему в руку тайский пад или лапу.
Допустим, ваш любимый приём рукой — гяку дзуки. Когда ваш соперник атакует, вы защищаетесь и наносите контрудар в полный контакт по жилету или по лапе, которую в нужный момент подставляет партнёр. Каждый раз возвращайтесь в дзию гамаэ на безопасной дистанции. Такое упражнение гораздо эффективнее ортодоксального «кихон кумитэ».
Применение в свободном поединке
Для применения вашего любимого приёма в поединке на начальном уровне требуется 2 вещи: хорошая защита и самодисциплина. О самодисциплине надо поговорить отдельно.
Для успешного ведения поединка надо как минимум не допускать грубых ошибок.
Ставьте в поединке простые задачи. Чем проще задача, тем меньше сумбура, лишних движений, мыслей и суеты.
Для начала решите, каким приёмом вы намерены поразить соперника. Желательно, чтобы это был любимый приём. Вы уже знаете, какая должна быть оптимальная дистанция для проведения этого приёма. Так вот надо терпеливо ждать того момента, когда все совпадёт: дистанция, тайминг и неготовность соперника эффективно защищаться.
Такой шанс может предоставляться нечасто. Старайтесь каждый раз реализовывать его, а в остальное время эффективно защищаться. Например, если на 5 минут 3 раза складываются условия для проведения приёма, надо трижды (не более!) постараться его провести. Если какой-то составляющей не хватает, надо терпеливо ждать наступления благоприятных условий.
Если ваш приём проводится со средней дистанции, ждите, пока вы не окажетесь на ней. Причём крайне важно научиться владеть инициативой и самостоятельно формировать условия, необходимые для успешного проведения вашей атаки или контратаки. Это приходит с опытом: тактическое мастерство растёт пропорционально времени, проведённом именно в свободных, а не обусловленных поединках.
Вместо заключения
Описанное выше сможет дать хорошее начало эффективным тренировкам кумитэ для начинающих.
Помните, что важно гармонично совершенствовать технику, тактику и физическую подготовку. Уклон в какую-то сторону всегда порождает дисбаланс.
Свободный поединок — это не привилегия «чёрных поясов». По мере освоения приёмов важно сразу переходить к их применению на практике (с применением мер предосторожности). Например, изучив только гяку дзуки и защиту от него, можно вести вольный поединок с применением только этих ударов. Ограничение в технике может быть даже полезным, так как даёт волю тактике.
Учиться спарринговать лучше с легким контактом и с применением средств защиты: шлема, жилета, защиты голени, стопы, паха, перчаток. Это позволит избежать многих «комплексов», свойственных «бесконтактникам».
Статьи о киокушинкай каратэ
Ниже представлен базовый список терминов с их определением, которые используются в Киокушинкай карате.
Общие понятия
Канжи — обозначает КиокуШинКай, где Киоку — абсолют, Шин — истина, Кай — организация, всё вместе переводится как «Организация абсолютной истины».
Канку — один из символов Киокушинкай каратэ, символ взят из одноимённого ката «Канку». В этом ката руки подняты к небу и соединены в больших и указательных пальцах. Точки Канку обозначают пальцы рук, а широкие секции справа и слева представляют запястья, а центральный круг символизирует глубину и бесконечность неба. Круг за символом обозначает продолжительность и круговое действие.
Сосай — основатель киокушинкай карате — Масутацу Ояма (годы жизни: 1923 — 1994, первая школа киокушинкай каратэ была открыта в 1954 г. в Токио).
Сихан (шихан) — мастер киокушинкай каратэ со степенью 5 дан (чёрный пояс с 5ю золотыми полосками) и выше.
Сенсэй — учитель, мастер киокушинкай каратэ со степенью 3-4 дан (чёрный пояс с 3-4 золотыми полосками)
Сэмпай — старший ученик, тренер (зачастую обладатель чёрного пояса)
Додзё (доджо) — зал для занятий
Дан — мастерская степень (чёрный пояс)
Кю — ученическая степень (с 10 по 1)
Доги — одежда для занятий каратэ (часто по ошибке путают с «Кимоно»)
Осу (ос) — словесная форма приветствия, согласия, понимания
Техника
Кихон — базовая техника (отработка такой техники производится без участия партнёра)
Рэнраку — технические комбинации
Ката — комплекс упражнений
Кумитэ — бой (спаринг)
Якусоку кумитэ — учебный спаринг без участия партнёра в передвижении на один шаг
Самбон кумитэ— ученичебный спаринг без участия партнёра в передвижении на три шага
Дзию (джию) кумитэ — свободный спаринг
Нагорэ — мягкое дыхание (лёгкий вдох носом и выдох ртом)
Ибуки — силовое дыхание (быстрый вдох носом и выдох ртом с применением силы лёгких)
Нидан — двойное повторение
Самбон — тройное повторение
Команды
Сеёдза — сесть на колени
Мукусо — закрыть глаза
Мукусо ямэ — открыть глаза
Рэй — поклон
Ёи — приготовиться
Хаджимэ — начать
Ямэ — закончить
Маваттэ — развернуться
Хантай — сменить (например, стойку)
Наорэ — вернуться в исходное положение
Ясумэ — расслабиться
Ичи (ити) – один
Ни – два
Сан – три
Ши (си) – четыре
Го – пять
Року – шесть
Шичи (Сити) — семь
Хачи (Хати) – восемь
Ку – девять
Джу (Дзю) — десять
УРОВНИ
Джодан (дзёдан) – верхний
Чюдан – средний
Гэдан – нижний
НАПРАВЛЕНИЯ
Агэ – вверх
Ороси – сверху вниз
Маэ – вперед
Ёко – в сторону
Усиро – назад
Маваси – по кругу
Сото – снаружи внутрь
Учи – изнутри наружу
Хидари – лево
Миги – право
Ой – одноимённое положение
Гяку – разноимённое положение
Маэ коса – зашаг спереди
Усиро (уширо) коса – зашаг сзади
Кайтэн – поворот через спину
Ура – техника, выполняемая с разворотом на 360 °
Ударные части тела
Сэйкэн – кулак (передняя часть: два казанка указательного и среднего пальца).
Уракэн – тыльная часть кулака.
Тэццуй – нижняя часть кулака
Шуто (Сюто) – внешнее ребро ладони
Хайто – внутреннее ребро ладони
Шотэй (Сётэй) – нижняя часть ладони.
Кокэн – запястье.
Нукитэ – ладонь с четырьмя выпрямленными пальцами
Хиджи (Хидзи) – локоть
Тюсоку – подушечки пальцев стопы
Сокуто – внешнее ребро стопы
Тайсоку – внутренняя выемка стопы
Хайсоку – подъём стопы
Хидза – колено
Аши (Аси) – стопа
Какато – пятка
Сунэ – голень
Стойки
Ёи дачи — стойка ожидания
Фудо дачи — пятки на ширине плеч, носки развёрнуты
Дзенкутсу дачи — передняя нога согнута, задняя прямая
Учи хачи дачи — пятки на ширине плеч, носки повёрнуты внутрь
Мисуби дачи — пятки вместе, носки врозь
Кокутсу дачи — стойка с заднеё приклонённой ногой, передняя нога пяткой не касается пола
Некоаши дачи — стойка подобна кокутсу дачи, но расстояние между ногами значительно меньше
Санчин дачи — ноги на ширине плечь немного согнуты, одна нога на ступню впереди другой, носки обоих ног повёрнуты внутрь
Киба дачи — ноги шире плеч и согнуты в коленях на 90°
Тсури аши дачи — стойка на одной задней ноге
Моро аши дачи — ступни параллельно на ширине плеч, одна нога выдвинута на длину ступни вперёд
Хейсоку дачи — ступни вместе
Какэ аши дачи — «скрученная» стойка с заступом ноги сзади или спереди;
Блоки
Дэёдан укэ – верхний блок
Сото укэ – блок предплечьем снаружи внутрь
Учи укэ – блок предплечьем изнутри наружу
Гэдан барай – сбив вниз
Маэ-Маваши-Укэ (Маэ Маваси Укэ) – передний круговой блок.
Шуто-Маваши-Укэ (Сюто Маваси Укэ) – круговой блок в позиции Шуто.
Моротэ учи укэ — блок предплечьем изнутри наружу, усиленный второй рукой
Учи укэ гэдан барай – двойной блок предплечьями
Удары руками
Маэ хидзи атэ – подбив локтем
Удары ногами
Какэ гэри (ура маваси гэри) – обратный круговой удар
До маваси кайтэн гэри — «вертушка в падении»