Химия и музыка что их объединяет
Одна химия
Сельский учитель Валентин Елисов вывел формулу жизни, соединив химические элементы с музыкой. По мнению 62-летнего учителя из Тагинской школы Глазуновского района, в основе формулы жизни лежат три химических элемента — азот, углерод и водород — и музыка трех композиторов — Вивальди, Чайковского и Шопена.
Химия музыки
Музыка — гармония звуков, химия — гармония элементов. И между ними много общего. К такому выводу пришел Валентин Вениаминович за годы работы. Как вещества состоят из молекул, а молекулы — из атомов, так и музыкальные произведения состоят из мелодий и аккордов, а последние — из звуков. В Периодической системе Менделеева элементы расположены с возрастанием их относительной массы. В музыкальном звукоряде ноты тоже расположены по мере увеличения их высоты.
По мнению Валентина Елисова, если взять всю таблицу Менделеева и положить на музыку, то она зазвучит разными оттенками — радости и грусти, счастья и страдания, игривости и безмятежности. Но больше в ней все-таки будет светлых и теплых звуков.
В руках учителя колба с раствором медного купороса. На первый взгляд, простой химический фокус: в растворе под воздействием химической реакции образуются кристаллы.
— Просто, но красиво, — встряхивая содержимое, говорит Валентин Вениаминович. — Так и в музыке. Садишься за инструмент, пальцы непроизвольно касаются клавишей, и рождается красивая мелодия. Из ничего. Я бы сравнил этот процесс с зарождением любви. Она ведь тоже всегда приходит неожиданно. Иногда возникает на пустом месте. Сначала ничего, а потом — бац! Гормоны забегали, смешались и — вспышка, озарившая всех своей красотой.
Как же сельскому учителю пришло в голову соединить два таких разных предмета, как химия и музыка?
— Всё мои ученики, — смеется. — Они, обормоты, не хотели учить химию, по лабораторным сплошные двойки получали. Воспитывал строгостью: оставлял после занятий, заставлял учить законы так, чтоб от зубов отлетали. Меня по школе за глаза, знаете, как называли? Свирепый Веник! Даже в кабинете на партах прозвище было выцарапано. Я не обижаюсь. Разве можно на это ребячество злиться? Но решил: хватит, нужно что-то делать. И притащил в класс пианино.
Это был эксперимент — забавный, неожиданный и, как оказалось, действенный. Вместо монотонного объяснения у доски Валентин Вениаминович сел за… пианино. Уроки химии перестали быть скучными и неинтересными, формулы и законы стали лучше запоминаться, а лабораторные решались на раз-два. Успеваемость ребят резко возросла. Прозвище Свирепый Веник сменилось на «маэстро химии».
— Весело, наверное, у вас на уроках?
— Не всегда. Звучат же Моцарт, Бетховен, Бах, а их музыка не из веселых. Все зависит от темы.
Но происходят и веселые вещи. Перед Новым годом юные химики так увлеклись опытами по получению огненного фейерверка, что сработала сигнализация. Вся школа поспешно эвакуировалась. Лишь учитель химии с учениками остались. Из-за симфонии Бетховена, которая звучала на уроке, сирена была не слышна.
Пианист-самоучка
Старенькому пианино, на котором сельский учитель преподает химию, полвека. К Валентину Елисову инструмент попал расстроенным. Он немало по-трудился, чтобы «подлечить» его звук.
— Я пианист-самоучка, играю также на рояле, — рассказывает учитель. — И настройку освоил сам. В жизни пригодилось.
Ребят не отгонишь от инструмента. Каждый норовит нажать клавиши, чтобы сыграть звуки химии. А некоторые, импровизируя, создают свои.
— Пока это баловство. Но, возможно, среди них подрастает химик с мировым именем. Пройдет время, и он заявит о себе новой формулой или законом. Недавно заходил ко мне бывший ученик Мишка Исаев. Шебутной, резвый был мальчишка — сладить с ним трудно было, но химию любил. Бегал ко мне заниматься. Сейчас он студент химико-технологического института. Рассказывал об успехах, делился идеями. Слушал его и радовался: это же мой ученик! Вон какой парень вырос! — с гордостью говорит учитель.
— А ваша формула жизни не отличается от выведенной?
— Да такая же. Только она помножена на количество моих учеников.
За 40 лет работы их не сосчитать. И Валентин Елисов безмерно рад, что они были и есть в его жизни. Это придает ей полноту и необыкновенность. Так что формула жизни сельского учителя не требует доказательств.
Химия и музыка что их объединяет
Химия как музыка
Химические ноты и новые мелодии нового века
академик А. Л. Бучаченко
Человечество ждёт от химии новых материалов с магическими свойствами, новых источников и аккумуляторов энергии, новых чистых и безопасных технологий, и т.д.
(1)
где H есть оператор энергии
(2)
Ответ на этот фундаментальный вопрос получен экспериментально. Идея эксперимента проста и красива. Пучок атомов (например, кальция или меди) облучается поляризованным светом; свет возбуждает заданную атомную орбиталь (например, р z в Са и d z 2 в Cu, см. рис 1), т. е. готовит атомы с электронами, населяющими эти орбитали. Далее на этот пучок направляется зондирующий пучок инертных атомов (например, гелия) и наблюдается рассеяние этих атомов на электронах, заселяющих р z или d z 2 орбитали рассеивающих атомов. Диаграмма рассеяния воспроизводит форму рассеивающего потенциала.
Во-первых, уравнение Шредингера правильно описывает химический мир (и не только его, но сейчас мы говорим о химии). Утверждение классика об учении, которое «всесильно, потому что оно верно» следовало бы отнести к уравнению Шредингера как основе химического мира.
Логика современной химии
Логика химии открывается наукой и искусством химического синтеза. Это ключ всей химии, источник всех её достоинств и сокровищ; это то, что делает химию самой созидательной наукой, крупной частью мировой культуры, мощным фактором устойчивого развития цивилизации. В этом смысле химия больше чем наука.
Представленная в таком виде структура превращает химию в стройное, логически единое здание; это структурирование химии по её задачам, целям и объединяющей логике. Это логика единства химии и химиков как профессионального сообщества.
Новые мелодии нового века
В химии (как, впрочем, и во всякой живой науке) постоянно рождаются новые идеи, совершаются крупные прорывы, формируются новые тенденции, пишется новая химическая музыка.
Триумфальные успехи ковалентной химии (в которой химические связи формируются пбрами электронов) демонстрируют и её мощь, и её концептуальный предел: в рамках ковалентной химии трудно (а часто и невозможно) создать молекулярно-организованные наносистемы, молекулярные устройства и ансамбли (типа каталитических антител и молекулярных машин), которыми пользуется Природа. Но уже сейчас открывается новая эра нековалентной химии, которая строится на нековалентных взаимодействиях (электростатические взаимодействия ионов и диполей, водородные связи, вандерваальсовы силы и т.д.). Комбинация принципов классической, ковалентной и новой, нековалентной химии открывает необозримый потенциал сотворения любой химической архитектуры любого масштаба.
Классическая химическая когерентность обнаруживается в десятках новых электрохимических осциллирующих реакций, в окислении аммиака и оксида углерода на платине как катализаторе, в некоторых фотохимических реакциях, и т.д.
Энергично развивается химия в экстремальных и экзотических условиях: в сверхтекучем гелии; в кристаллических газовых решётках ультрахолодных атомов; в мощных ударных волнах при гигантских сжатиях; в сильных электрических полях лазеров с мощностью
10 16 Вт/см 2 (в них напряжённость поля
Этим прорывом химия обязана и благодарна физике лазеров; значительная часть современной экспериментальной физики химических реакций базируется на методах фемтохимии, создание которой отмечено в 1999 г. Нобелевской премией (А. Зевайл, США) [2].
Спиновая химия уникальна: она вводит в химию магнитные взаимодействия. Будучи пренебрежимо малыми по энергии, магнитные взаимодействия переключают реакцию между спин-запрещенными и спин-разрешёнными каналами. В конечном счете, они контролируют химическую реакционную способность и пишут новый, магнитный сценарий реакции.
Рис. 3. Схема спиновой химии: магнитные взаимодействия (зеемановское, ферми и микроволны) переключают реакцию двух радикалов R из триплетного, запрещённого для реакции канала, в синглетный канал; вероятность реакции Р есть функция всех магнитных параметров |
Эта замечательная спектроскопия открывает новые границы в химии одиночных молекул, ионов, кластеров; она создаёт также прорыв в детектировании одиночных парамагнитных частиц (туннельная спектроскопия одиночных электронных спинов). Теперь реально обсуждать спектроскопию электронного парамагнитного резонанса одиночных радикалов, ионов, парамагнитных молекул как прорыв в новую область магнитного резонанса [6].
Наивно думать, что в одной короткой статье можно показать всю гигантскую панораму химии; цель этой статьи раскрыть логику и красоту химии в надежде, что это прибавит у непрофессионалов уважения к этой яркой науке, а профессионалы увидят за строками этой статьи гораздо больше и прочтут недосказанное:
Сервер создается при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований
Не разрешается копирование материалов и размещение на других Web-сайтах
Вебдизайн: Copyright (C) И. Миняйлова и В. Миняйлов
Copyright (C) Химический факультет МГУ
Написать письмо редактору
Химия и музыка
Автор: Юрий. Чтобы увеличить слайд, нажмите на его эскиз. Чтобы использовать презентацию на уроке, скачайте файл «Музыка.ppt» бесплатно в zip-архиве размером 377 КБ.
Химия и музыка
Химия и музыка
Выполнил ученик 11-б класса МОУ СОШ №41 Гандилян Армен Руководитель: Изместьева Н.Д. Красноярск 2005г. г.
Можно ли найти общие закономерности в химии и музыке
Гипотеза
Нет ничего общего в науке химия и в мире музыки
Основные направления исследования
Музыка и теория А.М. Бутлерова Строение вещества и гармония в музыке Строение вещества и музыкальный строй Строение вещества и композиция Валентность и размерность в музыке Связи химии и музыке Уникальность и индивидуальность химических элементов и веществ, звуков и музыкальных произведений Химические названия музыкальных групп.
Теория Бутлерова и музыка
«Атомы и группы атомов в молекулах веществ взаимно влияют друг на друга». В музыке также звуки (ноты) взаимно влияют друг на друга. Рассмотрим уменьшенные интервалы:
Ум. 5, ув. 4, ув. 2, ум.7 – интервалы, состоящие из неустойчивых ступеней, которые переходят в устойчивые.
Теория Бутлерова и композиция
«По строению данного вещества можно определить свойства, а по свойствам – строение молекулы». Аналогично и в музыке: музыкант, увидев нотную запись, может предвидеть, как это звучит, и наоборот, слыша музыку, перенести ее в ноты.
Строение вещества, периодический закон и гармония в музыке
Все молекулы состоят из атомов, так и любая мелодия состоит из нот. Элементы характеризуются массой и зарядом ядра, а каждая нота – высотой и длительностью звучания. Попробуем смоделировать Периодический закон Менделеева для музыки. Предположим, что одному периоду в таблице Менделеева соответствует 8 нот (1 октава), тогда ноте До будет соответствовать водород, До-Диез – гелий и т.д. Попробуем представить в виде нот простейшее соединение:
Строение вещества и гармония в музыке
В химии существуют различные виды изомерии: места, цепи и др. В музыке тоже существует изомерия места. Например: 1- исходный аккорд С (до мажор) 2- «до» перешла в другую октаву 3- «ми» перешла в другую октаву 4- «соль» перешла в другую октаву
Строение вещества и гармония в музыке
Все вещества состоят из молекул, а молекулы – из атомов. Музыкальные произведения также состоят из мелодий и аккордов, а последние – из звуков.
Строение вещества и музыкальный строй
Рассмотрим периодическую систему химических элементов Д.И.Менделеева. Химические элементы расположены с возрастанием их относительной атомной массы. Они расположены по периодам и по группам. В музыкальном звукоряде ноты расположены по мере увеличения их высоты по октавам.
Строение вещества и композиция
Музыка и химия являются творческими дисциплинами. Как в химии можно проводить разнообразные реакции с различными веществами, синтезируя новые, так и в музыке можно сочинять новые произведения и импровизировать.
Строение вещества и композиция
Как из уже известных 109 химических элементов из периодической системы Д.И. Менделеева можно создавать отличающиеся друг от друга вещества, так из семи нот можно сочинить бесконечно много разных мелодий.
Валентность и размерность в музыке
У каждого музпроизведения (или части его) имеется свой размер, который обозначает определенное число долей в такте. В музыке:
У всех атомов химических элементов есть своя валентность, т.е. они обладают способностью присоединять определенное число атомов других химических элементов. В химии: I –H, Na, K, Li II –O, Be, Mg, Ca III –Al, B и т. д.
Закон сохранения массы веществ и размерность в музыке
В химии существует закон: «Масса веществ, вступивших в химическую реакцию, равна массе образовавшихся веществ». Аналогично в музыке: сколько долей останется за тактом, столько же должно остаться в последнем такте произведения для того, чтобы размер не нарушался.
Связи в химии и музыке
Атомы химических элементов могут быть по-разному связаны между собой. Поэтому существуют различные типы химической связи: ковалентная, полярная и неполярная, ионная, металлическая.
При игре на музыкальном инструменте ноты (звуки) также можно соединить по-разному, в зависимости от штриха: легатто (legatto), стокатто (stokatto), партаменте (partamento) и др.
Уникальность химических элементов и звуков
В химии есть вещества и химические элементы, которые в природе играют огромную роль и уникальны сами по себе Например: кислород имеет исключительно большое значение в жизни растений, животных и человека. Он является важной частью многих органических соединений: белков, жиров и углеводов. Кислород входит в состав почти всех окружающих нас веществ. Он – самый распространенный химический элемент на Земле.
Уникальность химических элементов и звуков
В музыке также есть свои уникальные явления и индивидуумы. Например: нота (частота, звук) «ля», которая является эталоном колебаний. Первый крик младенца, появившегося на свет, независимо от его тембра, громкости, звучит на частоте «ля». Известно, что среднестатистическое расстояние между барабанными перепонками слуховой системы человека кратно длине волны звука «ля». Природа устроила слуховую систему человека так, что она настраивается на частоту «ля», играющую в шкале звукоряда основополагающую роль.
Химические названия музыкальных групп
Также существуют музыкальные группы с химическими названиями или их сочетаниями: «Коррозия металла», «Кирпичи», «Металлика», «Свинцовый туман», «ДДТ» и др.
Рассмотрели все возможные варианты аналогий между химией и музыкой
Для этого сравнили: постулаты теории А.М.Бутлерова с музыкой, строение веществ с композицией, гармонией, музыкальным строем, валентность с размерностью в музыке. Отметили уникальность и индивидуальность химических элементов и звуков На основании вышеизложенного сделали вывод: между МУЗЫКОЙ и естественными науками, в частности ХИМИЕЙ существует огромное природное взаимодействие
Информационные ресурсы
Э.Финкельштейн «Музыка от А до Я»,издательство «Композитор»,С-Петербург,1993; Э. Смирнова «Русская музыкальная литература», издательство « Музыка»,1977г.; Л. Мазель « Строение музыкальных произведений»,издательство « Музыка», 1980г.; Н. Кузьменко, В. Ерёмин, В.Попков «Химия»,издательство « Оникс 21 век», 2002г.; Д. Стародубцев « Органическая химия»издательство « Высшая школа»,1998г.
Разработка интегрированного урока Химия-Музыка о творчестве Бородина.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум
Открытый интегрированный урок
Блинова Ольга Петровна
Новикова Валентина Ивановна
Тема: Химики и лирики.
Александр Порфирьевич Бородин.
Формирование общечеловеческих ценностей. Присвоение духовного опыта человечества на основе эмоционального переживаний произведений искусства и культуры.
-углубление интереса к изучению культуры, искусства;
-развитие стремления к самообразованию и художественно-творческой деятельности;
-воспитание художественного вкуса;
-приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетенции.
Можно ли совместить талант ученого и великий дар художника?
Оборудование: слайд-презентация, портреты современников Бородина А.П., музыкальные произведения Бородина, ТСО.
1. Актуализация знаний.
19 век называют «Золотым веком».
Расширилась сфера образования, усилилась грамотность. Стремительно развиваются математика, физика, химия. Появляются громкие имена в науке, такие как Кулибин, Можайский, Циолковский, Лобачевский, Менделеев, Бородин.19 век – век развития машиностроения и промышленности. Сделали очень важные открытия в медицине (изобретение наркоз).
2. Открытие новых знаний
И сегодня мы будем говорить с вами об удивительном человеке, ярком представителе «Золотого века».
В жизни он был человек чрезвычайно добрый, деликатный, уступчивый, талантливый и трудолюбивый. Это Александр Порфирьевич Бородин. Это русский композитор и талантливый химик, ученый и педагог, поэт и профессор медицины, дирижер и музыкальный критик, активный общественный деятель.
Слайд 1. А.П. Бородин
Когда много думаешь о судьбе этого человека, невольно вспоминается сказка к колыбели ребенка подходят волшебницы, и каждая приносит дар. Сколько ему досталось даров: могучий разум ученого, гений композитора и литературное дарование. Бородин совместил в себе то, что считается несовместимым. Ни одного таланта он не зарыл в землю, все развил и отдал своему народу, человечеству. Он был красив, добр, остроумен, полон жизни и энергии.
Слайд 2. Пантелеймоновская церковь
31 октября (12) ноября 1833 г. в Царском Селе под Петербургом родился мальчик, о чем в церковной книге появилась запись: «Пантелеймоновская церковь в Санкт-Петербурге, 1833 года, октября, тридцать первого числа…у дворового человека Порфирия Ионова Бородина и законной жены его Татьяны Григорьевой родился сын Александр». Но в этой записи верно лишь то, что родился мальчик по имени Александр.
Слайд 3. Родители Бородина
Князю было без малого 60 лет, и в Москве у него существовала законная семья. Нина что не надеялся князь, но его полюбили. Так и прожили родители Александра невенчанными супругами более 10 лет в любви и согласии. Вот оттого их сын узаконен именем дворового человека, по метрическому свидетельству – он крепостной своего отца.
Слайд 4. Дом, в котором вырос Бородин
Лука Степанович всегда мечтал сыне и сожалел, что не может дать ему своего имени. Перед своей кончиной он дал вольную крепостному мальчику. В наследство Авдотье Константиновне он оставил большой дом, а сыну – икону Николы Мирликийского древней работы.
Слайд 5. Икона Николая Мирликийского
Мать Саши была женщина умная, энергичная, она души не чаяла в своем сыне. Она не жалела средств на обучение своего ребенка. В виду болезненной хилости мальчика воспитывали дома, под руководством опытных преподавателей.
Летом 1850 года Александр отлично сдал экзамены на аттестат зрелости при Первой петербургской гимназии и усердно готовился к поступлению в высшее учебное заведение.
Слайд 6. Медико-хирургическая академия
Осенью этого же года он поступает вольнослушателем на медицинское отделение Медико-хирургической академии. Академия была самым крупным учебным заведением и видным центром естественно-научной мысли. Учился Саша легко, добросовестно, был в числе наиболее успевающих учеников. Его очень увлекла медицина, поэтому его, как одаренного студента, быстро заметил профессор химии Н.Н. Зинин, чье имя было хорошо известно далеко за пределами России. Зинин быстро привязался к талантливому юноше и даже пригласил его быть ассистентом в его лаборатории.
Слайд 7. Работа во Втором сухопутном госпитале
В 1856 году А.П. Бородин на «отлично» закончил Медико-хирургическую академию и начал работать во Втором сухопутном госпитале.
Настало время самостоятельного врачевания, время быстрых решений и ответственности за них. Перспективы Бородина были блестящи: стать со временем профессором медицины, заняться врачебной практикой. Однако очень скоро Александр Порфирьевич понял, что профессия врача ему совсем не по душе. Длинные скучные ночные дежурства, пустые формальности – все это угнетало его. В скором времени он принял решение: расстаться с медицинской карьерой и врачебной практикой
Увлечение химией сделало свое дело: молодой врач приступил к работе над диссертацией «Об аналогии мышьяковой кислоты с фосфорною в химическом и токсикологическом отношениях». После блестящей ее защиты получил учёную степень доктора наук.
Слайд 8. Женские врачебные курсы
В 1870-х годах А.П. Бородин становится активным общественным деятелем и просветителем. Много вниманий он уделил Женским врачебным курсам, которые были первым врачебным университетом не только в России, но и во всем мире. Он открыл двери своей лаборатории будущим женщинам-врачам. Здесь проявился замечательный педагогический талант великого ученого
Слайд 9. Первое галогеносодержащее ароматическое вещество
Из всех изучаемых с преподавателями предметов Саше больше всего нравилась химия. Его занятия химией расширялись и становились все серьезнее. Уже к 14-летнему возрасту у Саши в комнате образовалась целая лаборатория. Александра даже немного преследовали: дом пропах его химическими препаратами, да и боялись пожара, т.к. эти запахи, яркие вспышки во время реакций, взрывы не на шутку беспокоили Авдотью Константиновну. Вскоре в ученых кругах заговорили о Бородине как о молодом, подающем большие надежды химике. Он впервые в истории химии получил первое ароматическое вещество, содержащее хлор.
Слайд 10. Изделия из галогеноорганических соединений и альдольных смол
В течение многих десятилетий открытая Бородиным новая область органической химии оставалась узким научным вопросом и только в 1940гг стала бурно развиваться и вышла на промышленные просторы. Разнообразные галогенорганические соединения широко вошли в наш быт: тефлоновые покрытия сковородок, фреоны – хладагенты холодильников, баллончики аэрозольных упаковок. Некоторые вещества используют в качестве заменителей крови. Бородиным было открыто совершенно новое, неизвестного типа соединение – альдегидоспирт, названный альдолом. Ценность всех его работ особо выявилась в наши дни. Из альдольных смолах сейчас изготавливают лаки, детали для автомашин, изделия электротехнической отрасли промышленности. А началось все с опытов А.П. Бородина.
Слайд 11. Занимательные опыты
3. Костер без спичек.
Слайд 12. г. Гейдельберг
В 1859 году Бородина командировали для усовершенствования знаний по химии в немецкий город Гейдельберг, который славился старейшим университетом, его лабораториями, реактивами для исследований. Это город подарил Бородину дружбу с Менделеевым Д.И., Сеченовым И.М. и другими передовыми учёными.
Слайд 13. Е.С. Прототопова
Городу Гейдельбергу Бородин обязан тем, что встретил там свою первую и единственную любовь, будущую жену Екатерину Сергеевну Прототопову – верного друга, серьезного критика его музыкальных произведений, страстную почитательницу его таланта. Именно здесь, много лет назад, начались трогательные и нежные отношения двух любящих сердец. Екатерина Сергеевна была виртуозной пианисткой и блистательно исполняла музыку Шопена, Шумана. Благодаря ей, Бородин полюбил эти произведения. Жемчужиной русской камерной классики Квартет № 2, который композитор посвятил своей жене – чуткому, отзывчивому другу, помощнику.
Из письма Бородина к своей жене: «Никогда еще я так далеко не уезжал от тебя, и, кажется, никогда ты мне не была так близка, как теперь. Пойми только: я в Гейдельберге. Можешъ думать, что я должен был перечувствовать. Чего я не перечувствовал, пробегая те дорожки, те галереи, где мы бродили с тобой в первую пору счастья! Как бы я дорого дал в эту минуту, чтобы ты была со мной! … Господи! Сколько я пережил! Какая это была смесь счастья и горечи!»
Слайд 14. Бородин – гениальный композитор
Мать Саши в свободное время очень любила играть на гитаре. Тогда сын присаживался у ее ног и слушал, как зачарованный, чудесные звуки гитары и пение матери. Заметив это увлечение музыкой Авдотья Константиновна пригласила учителя обучать его игре на флейте. Вскоре появилось желание самому писать музыку. Талантливый мальчик в 9 лет сочинил небольшую фортепианную пьесу «Полька Элен», в 10 лет концерт для флейты в сопровождении фортепиано. А 1849 году удалось издать несколько пьес юного композитора.
Слайд 15. Музыкальные вечера Гаврушкевича
Любовь к музыке была так велика, что как ни увлечен был юный Бородин занятиями медицинской академии, он не оставлял музыки. Загруженность учебой, научной работой не позволяли много времени заниматься музыкой, но выходные дни были посвящены только ей. Молодые и профессиональные музыканты собирались по вечерам в доме любителя камерной музыки Гаврушкевича И. На этих встречах впервые прозвучали первые музыкальные произведения Бородина. Будучи в командировке в границей Бородин не оставлял музыки. Он посещал концерты симфонического оркестра. И.М. Сеченов вспоминал: «Помню, что Бородин, имея в своей комнате пианино, угощал публику музыкой, скрывая, что он серьёзный музыкант. Он удивлял нас тем, что мог играть по памяти, без нот, все, что мы требовали». Бородин оставил потомкам музыкальный шедевр- оперу «Князь Игорь».
Слайд 16. Опера «Князь Игорь»
Слайд 17. Опера — очень большой музыкальный спектакль, он идет несколько часов, в нем соединяются музыка, поэзия, пение, танцы и драматическая игра актеров.
Конечно, мы можем на уроке познакомиться только с самыми яркими музыкальными фрагментами этого произведения. Неоценим подвиг князя Игоря для потомков. Об этом в своём стихотворении М.Ю. Лермонтов написал так:
Великий муж! Здесь нет награды,
Достойной доблести твоей!
Её на небе сыщут взгляды
И не найдут среди людей.
Но беспристрастное преданье
Твой славный подвиг сохранит,
И, услыхав твоё названье,
Твой сын душою закипит.
Свершит блистательную тризну
Потомок поздний над тобой
И с непритворною слезой
Промолвит: «Он любил Отчизну!»
Игорь – прирожденный воин и полководец, цельная, могучая натура. Подчеркивая его воинскую отвагу и мужество, душевное благородство и верность долгу, Бородин создает героический образ.
Идем за правое мы дело, за веру, Родину, за Русь!
Ужели нам без боя воротиться и путь открыть врагу?
Центральным и самым известным фрагментом оперы «Князь Игорь», выражающим главную мысль произведения, является ария князя Игоря.
Слайд 18 . Ария — главная песнь героя в опере, мысли героя, высказанные вслух.
Композитор Бородин подарил арию своему главному герою в трудный момент его жизни. Невыносимо Игорю в неволе, стыд и позор терзают его душу: «Ни сна, ни отдыха измученной душе,
И ночь не шлёт надежды и спасенья,
Всё прошлое я вновь переживаю…»
Но музыка говорит нам, что это страдания мужественного человека. Благородными, сдержанными интонациями начинается его большая ария.
«О дайте, дайте мне свободу!
Я свой позор сумею искупить!»
Даже в этом взрыве горя и отчаяния музыкальный образ Игоря сохраняет благородство и силу. Но от правды, неумолимой и жестокой, никуда не уйдешь.
«Ужели день за днем влачить в плену бесплодно?
И знать, что враг терзает Русь?
Стонет Русь в когтях могучих
Слайд 19. Ария князя Игоря.
Слайд 20. Ярославна.
И еще один фрагмент. Александру Бородину удалось создать удивительный образ половецкого стана. Восточные мелодии «Половецких плясок» из оперы «Князь Игорь» являются частью мировой музыкальной сокровищницы. Приводят невольниц. Они поют и танцуют. Их песни и танцы полны грусти и нежного очарования: «Улетай, на крыльях ветра, где край родной родная песня наша…» Начинается большая сцена, которая условно делится на 2 части. В ней участвуют танцевальная группа, оркестр и смешанный хор. «Половецкие песни и пляски» представляют собой балетную вокально-оркестровую сюиту, основанную на подлинно симфоническом развитии разнохарактерных образов: задушевных лирических, мужественных, воинственных.
Слайд 21. Сюита — музыкальное произведение, состоящее из следующих друг за другом самостоятельных частей, объединенных общим художественным замыслом.
Задумчиво-мечтательную песню-пляску «Улетай на крыльях ветра» сменяет дикая, воинственная пляска мужчин в ритме лезгинки. Далее следует общая пляска с хором, прославляющим доблесть и силу хана. Она сменяется пляской мальчиков гибкой и лёгкой. Затем все эти пляски снова чередуются, и всё завершается общей кульминационной пляской.
Улетай на крыльях ветра
Ты в край родной, родная песня наша,
Туда, где мы тебя свободно пели,
Где было так привольно нам с тобою.
Там, под знойным небом,
Негой воздух полон,
Там под говор моря
Дремлют горы в облаках;
Там так ярко солнце светит,
Родные горы светом заливая,
В долинах пышно розы расцветают,
И соловьи поют в лесах зеленых,
И сладкий виноград растет.
Там тебе привольней, песня,
Слайд 21. Половецкая пляска с хором
И в музыке, и в химии Бородин был новатором, прокладывающим путь в еще неисследованные и неосвоенные области. Он знал вдохновение, знал яркие вспышки интуиции за роялем, и за лабораторным столом. Но в минуты вдохновения он умел сдерживать порывы фантазии и проверять ее неумолимо строгой логикой, от каждого музыкального образа он требовал такой же четкости и чистоты, какой добивался, создавая новые химические соединения.
Слайд 22. Спящая княжна
Дар поэта появился у Бородина не сразу. Он очень любил народные песни, собирал их, будучи в деревнях. Однажды, написав небольшое произведение, он не смог найти соответствующие слова к музыке и попытался написать их сам. Таким образом, появились такие вокальные произведения как «Спящая княжна», «Морская царевна», «Песня темного леса», «Фальшивая нота», «Море», «Арабская мелодия», «Серенада четырех кавалеров одной даме».
Сайд 23. Бородин – член- учредитель Русского физико-химического общества.
80-е годы. Популярность Бородина росла. В крупных зарубежных лабораториях заинтересовались его работами как химика. В Западной Европе и Америке большим успехом пользовались его музыкальные произведения. Бородин – непременный участник заседаний Русского физико-химического общества. В 1883 году его избрали в почетные члены Общества врачей. В эти годы Бородиным были написаны различные музыкальные произведения: квартеты, симфонии, музыкальные картины, ряд романсов и музыкальных пьес. Его музыка начинает исполняться в Германии, Бельгии, Франции. Это время в России было тревожным в политическом отношении. Непрерывно шли аресты студентов, и Бородин выбивался из сил, бегая по приемным и выручая то одного, то другого. Тяжело он переживал закрытие Женских врачебных курсов, да и здоровье жены доставляло много беспокойства.
27 февраля 1887 года внезапно оборвалась жизнь замечательного ученого, талантливого композитора, патриота, гуманиста. Утром этого дня он еще импровизировал на тему Третьей симфонии, а около полуночи на праздничном вечере он, как вспоминал Стасов, вдруг упал, «не испустив ни стона, ни крика, словно страшное вражеское ядро ударило в него и смело его из среды живых». Похоронили Бородина в Александро-Невской лавре рядом с его другом, композитором М.П. Мусоргским.
Слайд 25. Могила Бородина.
Слайд 26. Наследие Бородина
А.П. Бородин – выдающийся ученый, поэт, композитор.
42 научные работы, прогремевшая на весь мир опера «Князь Игорь», могучие симфонии, романсы, песни, нередко на слова самого Бородина, блестящие статьи о музыке и музыкантах – вот неполный список того, что создал Бородин.
3. Рефлексия «Незаконченные предложения»