Хиуаз имя что означает
Ночная ведьма Хиуаз Доспанова
Во время Великой Отечественной Войны в СССР был создан уникальный, первый в мире авиационный полк, состоящий только из женщин. Полное его название звучит так: 46-й гвардейский Таманский Краснознаменный ордена Суворова 3-й степени ночной бомбардировочный авиационный полк. Немцы прозвали девушек просто и коротко: «Ночные ведьмы». Одна из легендарных летчиц – Хиуаз Доспанова была родом из Казахстана. Она вошла в историю как первая летчица-казашка
Хиуаз Доспанова родилась 15 мая 1922 года в Гурьевской области, вблизи села Ганюшкино. Ее отец был партийным работником и семья часто переезжала с места на место. В 1940 году Хиуаз окончила с золотой медалью среднюю школу № 1 города Уральска. Еще в школе она стала ходить в местный аэроклуб и вместе с аттестатом получила удостоверение пилота запаса
После окончания школы Хиуаз уехала учиться в Москву. Сначала подала документы в Военно-воздушную академию им. Жуковского, но ей отказали, тогда она поступила в Первый московский медицинский институт. Когда девушка окончила первый курс, стояло лето 1941 года и Хиуаз собиралась домой, в Казахстан, но началась война. Пришлось остаться в Москве. Вскоре Хиуаз узнала, что создается новый авиаполк, в который принимают только женщин
Разрешение на формирование женской авиачасти получила легендарная летчица Марина Раскова. Хиуаз Доспанова отправилась на собеседование и ее взяли! Ее сослуживицы вспоминали потом, что Катя – так прозвали Хиуаз, была очень смешливая, наивная, озорная, романтичная, живая девушка, с точеной фигуркой и 33-м размером ноги.
— Нет, я не могу лишить ног эту девочку! Они так пригодятся ей, если она сумеет выжить!
Катя сумела. Она буквально воскресла из мертвых. В Ессентуки ее привезли всю закованную в гипс. Через некоторое время рентген показал, что сращение у нее идет неправильно. Ломали гипс, правили кости… Бедная Катюша! На ее долю выпало столько страданий…»
Сама Хиуаз вспоминала: «Очнулась в госпитале, переломанные ноги-руки. Спина в гипсе. Спрашиваю — где Юля? «Не беспокойся, она рядом, недалеко». Потом уже узнала, что это был утешительный обман».
Хиуаз выжила только потому что вопреки инструкциям не прикреплялась к сидению и во время столкновения ее выбросило из кабины. А все, кто были пристегнуты, погибли
Хиуаз получила много наград, но среди них не было Героя Советского Союза. И казалось, что нет, потому что она выжила…
Хиуаз вернулась в Уральск в 1945 году, ей всего 23 года и она инвалид второй группы. Больше она не летала — авиация, как и война, остались в прошлом. Она хотела учиться и дальше — в медицинском, но ей предложили заняться партийной работой. Она поступила в Высшую партийную школу в Алма-Ате, там познакомилась со своим супругом Шаку Амировым. У них родились двое сыновей, но младший умер в возрасте двух лет
Ее карьера складывалась хорошо: была секретарем ЦК ЛКСМ Казахстана, депутатом Верховного Совета Казахской ССР и на первой же сессии — секретарем Президиума. Занимала пост секретаря Алма-Атинского горкома партии. Но в возрасте 37 лет Хиуаз Доспановой пришлось уйти на пенсию. Говорили, что по состоянию здоровья
— Я думаю, что маме не стоило соглашаться идти на партийную работу, — говорит ее сын преподаватель КазНТУ им. Сатпаева Ерболат Амиров. — Она была наивной, романтичной… наверное, такая работа была не для нее. Я не знаю, что там произошло, мама об этом не рассказывала. Ей предлагали возглавить ЖенПИ, но она отказалась, стала простой домохозяйкой. Когда ей было за 50 лет, стали сказываться последствия двух ранений, она выпала из социума и это было плохо. Ее соратницы-летчицы работали, были более бодрыми, энергичными. Но у мамы сказывалась контузия, и у нее было нехорошее настроение, поэтому многие журналисты, которые приходили к ней на интервью, думали, что у нее тяжелый характер
При жизни в 2004 году она получила звание «Халык Кахарманы». Хиуаз жила в центре Алматы, сейчас на фасаде дома, среди магазинчиков и рекламных вывесок трудно разглядеть мемориальную доску
Здесь до сих пор живут ее супруг (на фото), сын и внук.
Последние годы Хиуаз Доспанова почти не выходила на улицу, в 2008 году она сломала шейку бедра и вскоре умерла
— Бабушка не любила вспоминать войну, — говорит ее внук Канат Шаку.
В 2010 году в Атырау был открыт памятник летчице, в Алматы появилась улица, названная в честь нее. Дворец спорта в Атырау так же носит имя Хиуаз Доспановой. О ней снят документальный фильм «Хиуаз Доспанова. Успеть сказать спасибо»
В 60-х Хиуаз Доспанова написала книгу-воспоминание о войне, она вышла на двух языках — русском и казахском. С тех пор книга ни разу не переиздавалась.
Р.S Авиакомпания «Эйр Астана» приняла решение присвоить имя Хиуаз Доспановой самолету Embraer 190
Легенда по имени Хиуаз
08.03.2018, 14:25 | 10 449.
Маншук Мамедова и Алия Молдагулова – девушки-воины, героини, отдавшие жизнь за Родину. Кто не знает их в Казахстане! О них написаны книги, сняты фильмы. Им посвящены стихи и песни.
О третьей героине вспомнили лишь к 60-летию Победы, когда ей исполнилось 85 лет. Вспомнили, изумились, восхитились, наградили самой высокой наградой нашей страны — Халык кахарманы — Народный Герой. Но жить ей оставалось уже меньше года.
На всем огромном пространстве Интернета нашлось лишь несколько статей о единственной летчице-казашке, прошедшей всю войну, да и то это были перепевы ее официальной биографии. Она, конечно, замечательная:
«Доспанова Хиуаз Каировна. Родилась 15 мая 1922 года в селе Ганюшкино Гурьевской области.
В 1940 году окончила с золотой медалью среднюю школу № 1 города Уральска, а вместе с аттестатом получила удостоверение пилота запаса местного аэроклуба.
В 1941 году Доспанова была зачислена в женский авиационный полк легких бомбардировщиков и прошла обучение в штурманском классе Военно-Воздушной академии им. Жуковского. С весны 1942 Хиуаз Доспанова выполняла боевые задания на Южном фронте, Северном Кавказе, в Закавказье, Украине и Белоруссии. С войны Хиуаз Доспанова вернулась инвалидом II группы, но, несмотря на это, активно участвовала в общественной жизни. Прошла путь от инструктора райкома партии в родном Западном Казахстане до секретаря ЦК ЛКСМ Казахстана. В 1951 году была избрана депутатом Верховного Совета Казахской ССР и на первой же сессии – секретарем Президиума. До выхода на пенсию в 1958 г.Хиуаз Каировна была секретарем Алма-Атинского горкома партии, проявляя деятельное участие в жизни столицы.
За храбрость и отвагу в Великой Отечественной войне она награждена орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, Красного Знамени, медалями «За оборону Кавказа», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией» и другими боевыми наградами. Дважды отважная летчица была тяжело ранена, но вновь возвращалась в строй и встретила Победу под Берлином. Ушла из жизни в 2008 г.».
В этот десяток строк поместилась 86 лет жизни героической женщины. Сейчас еще добавляют, что в ее честь назван ледовый дворец в Атырау и установлен памятник как Народному Герою Республики Казахстан.
Не думаю, что кто-то специально забыл о героической летчице. В послевоенные годы вернувшиеся с фронта воины не пользовались таким вниманием, как позже, когда оставшихся в живых участников войны стали почитать как героев.
В послевоенные 40-е у страны было слишком много забот, а солдаты Великой Войны были счастливы уже тем, что выжили и вернулись домой. Им нужно было входить в мирную жизнь. Не до почестей! Даже боевые награды немногие носили. Вот и нашу героиню партия направила инструктором в райком – она и пошла по этой стезе, хотя мечтала продолжить учебу в мединституте! Поначалу незаметная, скромная, но всегда принципиальная и непокорная, она работала на совесть, но из-за старых ран или из-за сложного характера в 36 лет ушла на пенсию и вела жизнь обычной женщины, растившей единственного сына.
Так хочется представить себе живой облик маленькой летчицы, какой она вместе с боевыми подругами вошла в историю! Спасибо ее сослуживицам, юным «ведьмам», сохранившим его. Уцелевшие в страшной войне, они навек запомнили живыми тех подруг, кто, вспыхнув ярким факелом, ночной звездой в последний раз пролетел над землей. Именно однополчане помнили свою Катюшу (так они звали ее на фронте), писали ей письма, приглашали на встречи в Москву. К сожалению, на родине о ней почти не знали долгие 40 лет и даже на день Победы не присылали открыточку с поздравлением. Летчицу вернули нам журналисты «Казправды» и Казрадио, искавшие героев войны к 60-летию Победы.
В 1963 году в издательстве «Казгослитиздат» вышла книга воспоминаний самой Х. Доспановой «Халқым ушiн», записки военного летчика, но она давно стала библиографической редкостью.
Полное название полка, в котором с первых дней его создания и до конца войны воевали девушки, — Гвардейский Таманский авиационный ордена Красного Знамени и ордена Суворова III женский полк. Не один, а три полка было создано по инициативе знаменитой летчицы Марины Расковой, но чисто женский был только этот.
Имя Расковой в 30-е годы звучало так же громко, как первых Героев Советского Союза Чкалова, Белякова и Байдукова. Марина и сама была таким же Героем, как эти знаменитые летчики, совершившие перелет через северный полюс в Америку. Мало кто знает, что в 1937 году Марина Раскова вместе с летчицей Валентиной Гризодубовой совершила беспосадочный перелет Москва – Актюбинск. Тогда был установлен новый международный женский рекорд полета по прямой – 1443 километра. Потому-то во многих казахстанских городах тогда появились улицы М. Расковой, В.Гризодубовой и их подруги по мировым рекордами Полины Осипенко. Ныне все эти улицы переименованы. Кто-то из чиновников плохо учился в школе и не знал, какое отношение имели героини к нашим городам. А в 30-е годы летчики — что космонавты в 60-е. Их подвиги и слава манили таких юных романтиков, как Хиуаз Доспанова. Удивительно ли, что девочка из рыбацкого поселка, оказавшись в Уральске, куда переехала ее семья, сразу же записалась в аэроклуб! Тогда, накануне войны, они были в каждом приличном городе и сыграли огромную роль в подготовке летных кадров.
Получив свидетельство об окончании школы, Хиуаз Доспанова отправилась не больше не меньше как в Москву — поступать в Военно-воздушную академию РККА им. Жуковского, видимо, не зная, что туда вообще не принимали девушек. Даже ее кумир М.Раскова лишь работала в академии лаборанткой, а курс штурмана изучила там самостоятельно. Отвергнутая Хиуаз не вернулась домой, а поступила в Первый медицинский институт. Это было в 1940 году, а через год… Война!
С первых же дней многие девушки и женщины шли в военкоматы, требуя отправить их на фронт. Студентка второго курса Хиуаз Доспанова тоже была среди них и сразу попала на фронт, но только на трудовой. Сначала в темноте и грязи работала на строительстве метро, а потом рыла окопы в Подмосковье, куда уже подходил враг. Однако в октябре 1941 года, после призыва ЦК ВЛКСМ, в Москве началось формирование женской авиачасти. Трудно поверить, но сначала это предложение Героя Советского Союза М.Расковой было встречено недоумением и насмешками. Однако авторитет знаменитой летчицы был так велик, что ее поддержал сам Сталин и возложил на нее же руководство созданием женских полков.
Недостатка в желающих не было. Группами и в одиночку к зданию ЦК комсомола шли пилоты гражданской авиации, летчицы аэроклубов, студентки, молодые работницы московских фабрик, учреждений, предприятий. Брали не всех, но девушку — казашку с ее свидетельством из Уральского аэроклуба — приняли легко. Она, наконец, попала в Военно-воздушную академию, но только на краткие курсы штурманов. Ее подруга и командир звена Раиса Аронова в своих воспоминаниях пишет:
«Всех принятых прямо от ЦК ВЛКСМ строем отправили в общежитие Военно-воздушной академии. Поздно вечером девушки, сидя на койках, делились впечатлениями. Я разговорилась со своей соседкой Катей Доспановой, казашкой. Она тоже была зачислена в штурманскую группу — у нас с нею за плечами аэроклуб.
— Ну разве можно теперь сидеть на студенческой скамье? — говорила она, блестя черными, с восточным разрезом глазами. — Я была счастлива, когда узнала, что можно пойти добровольно на фронт. И стала вдвойне счастлива, когда оказалась в авиачасти Расковой. На редкость обаятельная женщина!
На следующий день мы получали военное обмундирование. Вот где смеху было!» Нам выдали все мужское, вплоть до белья. Многим форменная одежда оказалась явно не по росту. Сапоги почти все были 40–43-го размера.
— Просто не представляю, как будем ходить в таких скороходах, — сокрушалась Катя Доспанова (она носила туфельки тридцать третьего размера).
Подготовку к боевым полетам полк М. Расковой проходил в Саратовском военно-летном училище. Десять уроков в день и два часа строевой подготовки. А у штурманов еще час занятий «морзянкой». Спали 4-5 часов, но жили одной мечтой — побыстрее на фронт!»
Девушки практиковались, а потом и воевали на небольших учебных самолетиках с двумя местами — для летчика и инструктора — на легендарных «утятах» — У-2». Враги поначалу насмешливо называли их «рус фанер», «тряпочная авиации». Но очень быстро им пришлось изменить мнение о «бабах в небе». Одна беда – грозные ночные бомбардировщики могли сгореть от одной зажигательной пули.
В мае 1942 года первый в истории авиации женский (в части не было ни одного мужчины!) полк легких бомбардировщиков для действий в ночное время был окончательно сформирован. Его командиром была назначена старший лейтенант Е. Д. Бершанская.
Полк прибыл на фронт в трудное время. В южной части Донбасса, на рубеже реки Миус, шли ожесточенные бои. Фашистские дивизии рвались к донским переправам. Задача легких бомбардировщиков — в ночное время с не очень большой высоты разбомбить заранее разведанные скопления техники и живой силы противника. Легкие, потому маневренные и юркие, они, отбомбившись, быстро поворачивали назад к своим. Во многих случаях неприятель на земле не успевал даже опомниться.
Потом был Кавказ. Моздок… Гористая местность… Внезапные снегопады и дожди… «Малейший просчет штурмана или летчика — и катастрофа. Могучие воздушные потоки швыряли легкие машины на сотни метров вверх или вниз. Горела нефть Грозного, черные облака не давали ни дышать, ни летать, какая уж там цель»…
Бывший командир эскадрильи М.Чеченева написала о ее штурманском мастерстве: «Доспанова всегда безошибочно выводила свой самолет на цель и также точно выходила на свой аэродром». А сама Хиуаз писала: «Нередко за ночь приходилось совершать несколько вылетов. Не то что ночью, даже днем ориентироваться было трудно. В полетах мы соблюдали максимальную осторожность. Выключим мотор, идем на посадку, а кругом тьма кромешная, земли не видно — угадывали ее приближение по ощущению сырости и запаху чернозема. Порой даже не знали, какая под нами высота. Идешь вот так на приземление, вся в комок сожмешься от напряжения, а вверху над тобой, надсадно воя мотором, ходит фашист. Опасность всюду — и сверху, и снизу. Приземлишься — и некоторое время приходишь в себя. А минут через пять-десять — снова в бой».
В одну из таких ночей экипаж Доспановой возвращался из очередного полета. Пошли на посадку… Очнулась она среди обломков двух самолетов – они столкнулись при посадке: «Из четырех членов двух экипажей осталась в живых лишь я… В момент удара меня выбросило из кабины». Катю тоже сначала приняли за мертвую, но потом кто-то заметил, что она не покрывается мертвенной бледностью. Срочно приняли меры к ее спасению и – о, чудо! – ее ресницы дрогнули, она приоткрыла глаза.
Всю закованную в гипс, девушку привезли в Ессентуки… Катя чудом выжила и через полгода, латаная –перелатанная, вернулась в родной полк и потянулась к кабине самолета. Ее отговаривали — она настаивала. И Доспанову назначили штурманом звена. Теперь она была гвардии лейтенант, награжденный орденом Красной Звезды и медалью «За освобождение Кавказа».
Было вызвано 811 пожаров и 1092 взрыва большой мощности. Также было сброшено 155 мешков с боеприпасами и продовольствие окружённым советским войскам.
«Это не женщины, это дьяволы», — так говорили фашисты о женском авиаполке, уже получившем за свои подвиги звание Гвардейского.
Гитлеровская пропаганда распространяла легенду, что полк состоит сплошь из осужденных за тяжкие уголовные преступления женщин, которые хотят кровью искупить свою вину и потому не боятся смерти.
Но для самой Хиуаз главная сложность была в другом: давали знать боли в ногах, но она молчит, чтобы не отстранили от полетов. Она приловчилась: в ночь перед полетом подруги-техники подсаживали ее, командира звена, в кабину, она в ней ночевала и ждала задание. На счету Хиуаз Доспановой к этому времени было свыше 300 боевых вылетов. Ее подруги за свои от 500 до 1000 вылетов получали звание Героя Советского Союза. У нее судьба сложилась иначе.
В очерке о «крылатой девушке» будущий писатель и поэт Сагингали Сеитов написал, как воюет дочь Казахстана, с непривычным именем Хиуаз, получившая к тому времени орден «Отечественной войны II степени» и звание гвардии старший лейтенант. После этого произошел неожиданный случай. Хиуаз назначили вторым штурманом в рейс, отлетающий срочно в Москву с высшим начальством во главе с генералом Гречко, а оттуда в Киев, куда его назначили командующим Киевским особым военным округом. Нечасто удавалось ей летать в мирном небе!
Видимо, в штабе полка учитывали, что, если самолет будет подбит, штурман Доспанова, даже оставшись в живых, не выберется к своим. Ей было сделано предложение – перейти в штаб начальником связи полка. Две ее предшественницы погибли. Ее подруги воевали в небе Варшавы, Бреслау. Хотя Хиуаз уже не летает, как раньше, но полку, наконец, повезло: появился надежный начальник связи. В новом качестве Хиуаз вместе с полком продолжила воевать два года. Весь личный состав полка был награжден орденами и медалями. Двадцати трем девушкам присвоено звание Героя Советского Союза.
Победа застала славных летчиц недалеко от Берлина. Девушки едва успели съездить и осмотреть поверженный Берлин, расписаться на стенах рейхстага, как пришел приказ о расформировании полка. Жаль, говорила позже Хиуаз, не смогли как следует посмотреть Европу. Так, в городе Нойе Бранденбург, недалеко от Берлина, закончилась для Хиуаз и ее боевых подруг Великая Отечественная война. Можно ехать домой!
В России в 90-е годы семи оставшимся в живых летчицам женского полка было присвоено звание Героев. После обращения к Президенту РК Н.Назарбаеву депутатов и журналистов удостоилась высокого звания Халық Қаһарманы и 85-летняя Хиуаз Доспанова. О ней, наконец вспомнили, написали полные восхищения статьи, а в Уральске на деньги спонсоров сняли документальный фильм.
И еще один отзвук непростой судьбы славной летчицы. Общественность Атырау выступила с предложением присвоить имя Хиуаз Доспановой атыраускому аэропорту. Но… он принадлежит иностранному спонсору, ему решать этот вопрос, а он ничего не знает о героической дочери казахского народа. Судьба Кати-Хиуаз продолжает делать зигзаги.
Подробнее об истории города читайте в нашем проекте Исторический Петропавловск
Доспанова, Хыйуаз Каировна
Содержание
Биография
В 1940 году окончила с золотой медалью среднюю школу № 1 города Уральска, а вместе с аттестатом получила удостоверение пилота запаса местного аэроклуба.
Круглая отличница, одна из лучших активисток — пионервожатая, секретарь комсомольской организации школы — летом 1940 года она успешно оканчивает и десятый класс, и аэроклуб, после чего едет в Москву и подаёт документы на поступление в Военно-воздушную академию им. Жуковского. После отказа подала заявление в Первый московский медицинский институт, приняли её без экзаменов. Менее, чем через год началась война.
Хыйуаз Доспанова была зачислена штурманом-стрелком в 588-й ночной бомбардировочный авиаполк. Боевые задания выполняла на Южном фронте, Северном Кавказе, в Закавказье, Украине и Белоруссии.
С войны Хыйуаз Доспанова вернулась инвалидом II группы, со сросшимися переломами обеих ног, но, несмотря на это, активно участвовала в общественной жизни. В последние месяцы войны девушка обдумывала планы возвращения в медицинский институт, но в итоге пошла по другому пути — по стезе общественной деятельности. Первый секретарь Западно-Казахстанского обкома партии Минайдар Салин в беседе с только что вернувшейся с фронта коммунисткой Хыйуаз Доспановой предложил ей поработать на партийно-политической работе, и она была утверждена инструктором обкома партии. Через год Хыйуаз отправилась в высшую партийную школу в Алма-Ате.
Хыйуаз прошла путь от инструктора райкома партии в родном Западном Казахстане до секретаря ЦК ЛКСМ Казахстана. В 1951 году была избрана депутатом Верховного Совета Казахской ССР и на первой же сессии — секретарём Президиума. До выхода на пенсию Хыйуаз Каировна была секретарем Алма-Атинского горкома партии, проявляя деятельное участие в жизни столицы.
В конце 1950-х годов дали знать о себе последствия фронтовых ранений и контузий. Здоровье Хиуаз заметно ухудшилось. Не достигнув даже сорока лет, она в 1959 году вынуждена была уйти на пенсию.
Память
Награды
За храбрость и отвагу в Великой Отечественной войне она награждена орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, Красного Знамени, медалями «За оборону Кавказа», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией» и другими боевыми наградами. Дважды отважная летчица была тяжело ранена, но вновь возвращалась в строй и встретила Победу под Берлином.
Оценки и мнения
В апреле 1943 года мы стояли в станице Пашковская, на окраине Краснодара, откуда летали в течение двух месяцев. Там в ночь на 1 апреля произошла трагедия…
Как всегда аэродром был не освещён, самолёты, возвращаясь с боевого задания, подходили в полной темноте и с погашенными огнями АНО (аэронавигационные огни — три лампочки: на правой, левой плоскости и на хвосте: красный, белый и зелёный). На четвёртом развороте самолёт Юли Пашковой и Кати Доспановой столкнулся с самолётом командира эскадрильи Полины Макагон и Лиды Свистуновой. На старте услышали только треск и грохот от падения машин. Они были полностью разбиты. Макагон и Свистунова погибли сразу. Юлю пытались спасти, но 4 апреля она тоже умерла.
У Кати Доспановой были сломаны обе ноги. Она буквально воскресала из мёртвых. Всю закованную в гипс её привезли в Ессентуки. Через некоторое время рентген показал, что сращение костей идет неправильно. Ломали гипс, правили кости… На долю маленькой Катюши выпало столько страданий.
Однако воля к жизни победила. Месяца через три Катя Доспанова вернулась в полк и вскоре стала опять летать на боевые задания, превозмогая сильные боли. Поэтому нам все жё пришлось потом перевести её на штабную работу. Катюша Доспанова (Хиваз — по-казахски) — студентка медицинского института, единственная казашка в нашем полку, и скорее всего — единственная девушка из Казахстана, летавшая в качестве штурмана на боевые задания… Так хорошо, высоким чистым голоском пела она национальные песни.
Кто-то был виноват в этой катастрофе, отвлёкся, не разглядел силуэт идущей впереди машины. И мы заплатили за это тремя жизнями…