Хизб ут тахрир что это организация
Члены «Хизб ут-Тахрир» в России получают большие тюремные сроки. Что это за организация?
Автор фото, Valery Matytsin/TASS
Верховный суд России сократил на три месяца сроки заключения четверым крымским татарам, которых признали виновными в участии в террористической организации, каковой российские власти считают «Хизб ут-Тахрир». Во время обжалования приговора у здания суда проходили массовые протесты.
Энвер Мамутов, которого признали организатором крымской ячейки «Хизб ут-Тахрир», получил 16 лет и девять месяцев колонии строгого режима, Ремзи Меметов, Рустем Альбитаров и Зеври Абсеитов получили по восемь лет и девять месяцев колонии строгого режима за участие в этой ячейке. Всем четверым также назначили дополнительное наказание в виде ограничения свободы на срок от года до полутора лет.
Все подсудимые отказались давать показания и не признали свою вину. Правозащитный центр «Мемориал» признал их политзаключенными.
Преследования «Хизб ут-Тахрир» в России
Верховный суд России признал «Хизб ут-Тахрир» террористической организацией, деятельность которой запрещена на территории страны, еще в 2003 году.
В решении пояснялось, что причиной этого стала «воинствующая исламистская пропаганда, сочетаемая с нетерпимостью к другим религиям, активная вербовка сторонников и целенаправленная работа по внесению раскола в общество».
В регионах России на предполагаемых участников возбуждают уголовные дела о терроризме из-за чтения литературы и привлечения сторонников. Приговоры по делам об участии в «Хизб ут-Тахрир» за последние пять лет выносили в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Челябинске, а также в Татарстане, Башкирии, республике Дагестан. Многие правозащитные организации считают, что членов «Хизб ут-Тахрир» преследуют неправомерно, так как организация не совершала терактов.
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
Конец истории Подкаст
Как правило, членов «Хизб ут-Тахрир» в России судят не за террористическую деятельность, а за участие в деятельности террористической организации (статья 205.5 УК), отметил в разговоре с Би-би-си директор программы правозащитного центра «Мемориал» Виталий Пономарев.
Так как террористической деятельностью они не занимаются, то в основу обвинений по таким делам обычно ложится либо распространение литературы, либо прослушки разговоров на темы, связанные с идеологией, продолжил он.
После аннексии Крыма Россией начались задержания предполагаемых участников организации на полуострове. На Украине организация не запрещена. В 2016-2017 годах по обвинению в участии в группировке арестовали 10 жителей Бахчисарая, а также шесть ялтинцев, сейчас по их делам идут судебные заседания.
В мае этого года секретарь Совета безопасности Николай Патрушев заявил, что за год в Крыму выявлены три ячейки «Хизб ут-Тахрир». В июне от 12 до 17 лет строгого режима получили пять жителей Крыма, которых признали организаторами и участниками ячейки организации в Симферополе.
Адвокаты арестованных и осужденных по делам об участии в организации считают, что их преследуют по политическим и религиозным мотивам. Представители «Хизб ут-Тахрир» заявляют, что они против террористических методов объединения мусульманских стран и считают, что подвергаются несправедливому преследованию в России.
Идеология «Хизб ут-Тахрир»
«Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» («Исламская партия освобождения») была основана в 1953 году в Восточном Иерусалиме. Она появилась спустя пять лет после основания государства Израиль в 1948 году и долгое время одним из ключевых идей в идеологии новой партии было освобождение Палестины от израильской оккупации.
Антиизраильская риторика была свойственна «Хизб ут-Тахрир» на протяжении всего ее существования. В 2003 году Германия запретила деятельность «Хизб ут-Тахрир» за антисемитизм, однако само движение отрицает, что является антисемитским.
В большинстве других стран Европы «Хизб ут-Тахрир» действует легально. Помимо России и Германии организация запрещена в большинстве арабских стран, кроме ОАЭ, Йемена и Ливана, а также в Казахстане, Турции, Пакистане, Таджикистане и Узбекистане.
«Хизб ут-Тахрир» позиционирует себя как панисламистская партия. Ее участники исповедуют радикальный ислам и призывают к созданию халифата в исламском мире, отвергая демократию западного образца и права человека.
Наиболее эффективным методом в «Хизб ут-Тахрир» считается проповедь, и члены организации преимущественно занимаются проповедованием своих взглядов. В связи с этим правозащитники заявляют, что деятельность партии нельзя назвать террористической. Вместе с тем некоторые эксперты считают, что деятельность партии может способствовать терроризму.
Хизб ут-Тахрир аль-Ислами
Хизб ут-Тахрир аль-Ислами (араб. حزب التحرير — «Исламская Партия освобождения») — организация, основанная в 1953 году в Восточном Иерусалиме судьёй местного шариатского апелляционного суда Такиуддином ан-Набхани.
После смерти ан-Набхани в 1977 году организацию возглавил палестинец Абдул Кадим Заллум. После смерти Заллума в 2003 году организацию возглавил Ата Абу Рашта.
Декларируемая цель организации — восстановление справедливого исламского образа жизни и исламского государства (халифата) и воплощения в нём исламской системы.
Содержание
Хизб ут-Тахрир на мировой арене
Хизб ут-Тахрир в России
С 14 февраля 2003 года решением Верховного суда России организация включена в список запрещённых террористических группировок (см. Россия и терроризм), что повлекло за собой привлечение ряда сторонников движения к уголовной ответственности, так в октябре 2008 года Национальный антитеррористический комитет сообщил, что за год был привлечён к ответственности 31 член группировки в Татарстане, Башкортостане, Курганской и Челябинской областях. [3]
Тем не менее, со стороны отдельных религиозных и общественных деятелей России запрет организации подвергся критике, как необоснованный и носящий характер преследования за религиозные убеждения. Так, в декабре 2004 года группа представителей национальных движений Татарстана (в том числе писатель Айдар Халим) обвинила российские правоохранительные органы в массовых арестах российских мусульман под надуманным предлогом их связи с «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами». [4]
Идеология
Основу политической доктрины организации составляет идея о воссоздании религиозно-политической структуры (Халифат) времен Мухаммада и его первых четырёх преемников, когда халифы избирались из самых достойных. Последующие исламские локальные и региональные государственные объединения (например, Омеядский и Аббасидский халифаты, «халифы» Османской империи) тоже признаны Халифатами.
Причины образования Хизб ут-Тахрир
По официальной версии организации, она была образован «в ответ на призыв Всевышнего Аллаха», изложенный в суре 3 аяте 104 Корана: «И пусть будет среди вас группа, которая призывает к добру (Исламу), приказывает одобряемое и запрещает порицаемое. Эти — достигшие успеха». [5]
Деятельность
Деятельность исламской политической партии Хизб ут Тахрир по установлению государства, сосредоточенна в определенных ею некоторых мусульманских странах. В остальных же мусульманских, а также немусульманских странах, ведется исключительно идеологическая и идейно-просветительская деятельность.
Мероприятия
Украина. 11 августа 2007 года. В Симферополе состоялась конференция на тему «Ислам. Вчера, сегодня, завтра». Эта конференция была приурочена к одной из самых трагических дат для всех мусульман, 28 Раджаб, 3 марта 1924 г. — день разрушения Халифата, и была частью подобных мероприятий проведенных в эти дни по всему миру.
Украина. 22 марта, 2008 г. В Симферополе прошла конференция «Хиджра Посланника Аллаха — путь к величию». Она была приурочена дате установления Пророком Мухаммадом Исламского государства.
Судан. Всемирная конференция в Хартуме состоявшаяся 3 января 2009 года, на тему «На пути к спокойному безопасному миру под сенью экономической системы Ислама».
Великобритания и Ливан.Две пресс-конференции Хизб ут Тахрир в Лондоне и в Бейруте, проведенные 3 апреля 2009 года, на следующий день после саммита G20 в Лондоне, на которых была презентована новая книга «На пути к спокойному безопасному миру под сенью экономической системы Ислама». И множество других общественных акций и мероприятий, проводимых партией Хизб ут Тахрир по всему миру.
Ливан. Июль 2009 года Конференция «Джихад в Исламе». Четвёртая ежегодная конференция.
Украина. 19 июля 2009 года в Симферополе прошла конференция «От гнета и несправедливости Капитализма к свету Ислама». Конференция была приурочена к 88 годовщине распада Халифата. На мероприятии приняло участие более 800 человек.
Две пресс-конференции были проведены в адрес средств массовой информации в ходе Khilafah конференции], состоявшейся в Чикаго, озаглавленной как «Закат капитализма и рассвет ислама».
США. 19 июля 2009 года — Конференция «Халифат», прошедшая в Чикаго, озаглавленной как «Закат капитализма и Рассвет Ислама».
Пакистан. Конференция «Халифат», организованная партией в Исламабаде на тему «Одна Умма Одно государство: Новый мировой порядок».
Украина. 3 октября 2009 года. В Симферополе прошла Вторая Женская Исламская Конференция под названием «Лучшая речь — Книга Аллаха, Лучший путь — Путь Мухаммада». На конференции присутствовало около 800 человек из различных регионов Украины: Крым, Донецк, Днепропетровск, Мелитополь, Харьков, Кировоград а также были гости из России и стран Средней Азии.
Украина. 17 июля 2010 г. В Симферополе третья женская исламская конференция под названием «Актуальные проблемы мусульманки в современном демократическом обществе». Зарегистрированных участников конференции оказалось 835 человек, не включая прессу и орггруппу.
Украина. 5 августа 2012 г. В Симферополе состаялся митинг в поддержку народа Сирии
Официальные представители дают интервью, участвуют в дебатах на таких известных мировых телеканалах как BBC, CNN, 4Channel, Al-Jazeera, Islamic Channel, Press TV.
Хизб ут тахрир что это организация
Часто от последователей «Хизбут-тахрир» приходится слышать, что они не «секта», а «политическая партия с Исламской идеологией». Понятно, что сектант будет всегда отрицать свою приверженность к какой-либо секте. Более того, будучи вовлеченным, человек даже может не подозревать, или не знать, что состоит в «группе заблудших».
В представленном аналитическом материале попробуем разобраться, какие характерные признаки сект выделяют современные исследователи и одновременно сопоставим эти признаки с официальной идеологией и практическими действиями «Хизбут-тахрир». Надеемся, что представленный материал будет не только интересным, но принесет практическую пользу, если кто-нибудь из тех, кто симпатизирует идеям этого течения, откажется от своих ошибочных взглядов.
Принято считать, что разделение на секты больше свойственно шиитам, а в суннитском направлении Ислама сект не существует, но очевидно, что в нем имеются различные юридические школы и другие группировки. Пророк (с.а.с.) сказал: «Иудеи разделятся на семьдесят одно течение, а христиане – на семьдесят два. И разделится моя община на семьдесят три течения». В другом хадисе от Му’ауии сказано: «Семьдесят две группы в Огне, а одна в Раю» (сборники от Ахмада 4/102, Абу Дауда 2/503, Ат-Тирмизи 3/367 и др.). Как видим, разделение мусульманской уммы на группы (секты) было предопределено.
Каждому из секты «Хизбут-тахрир» необходимо вовлечь в свои ряды новых членов. Несмотря на запрет деятельности партии с 2003 года, идеи «Хизбут-тахрир» в России также назойливо распространяются в мечетях, на религиозных посиделках в квартирах, социальных сетях и т.д. Часто их акции маскируются под благотворительные мероприятия, псевдо правозащитные действия.
Члены секты «Хизбут-тахрир» не видят и не хотят видеть то, что не соответствует их взглядам. Часто они лишены разумного осмысления происходящего и обращаются к эмоциям, к воспитанию чувства неприязни всему, что чуждо их ложным взглядам. Сектантская пропаганда обращена не к разуму или сердцу, не к высшим побуждениям, а к подсознанию.
Новичок всегда окружается особым вниманием, его сознание должно быть активно перестроено. У новичка создается ощущение, что именно его ждали в секте, каждое его замечание с восторгом оценивается как весьма остроумное и глубокое, его не отпускают ни на минуту, чтобы не оставить его наедине с его мыслями и переживаниями. Обычно первыми вовлеченными лицами, как правило, являются родственники, друзья и знакомые.
Члены секты «Хизб ут-тахрир» также придерживаются этой тактики. Новичков «заковывают» своей псевдо любовью, интенсивная опека не дает возможности усомнится в секте. Свою опеку и любовь часто выставляют напоказ, снимают на фото и видео, делают пропагандистский материал.
Стоит отметить, что для психологического давления часто используются старики и дети: их приглашают на публичные мероприятия, изображения детей размещаются на агитматериалах, чтобы придать им большую эмоциональность.
Например, даже из членов секты «Хизб ут-тахрир» мало кто знает, что штаб-квартира организации находится в Лондоне. Члены секты не любят афишировать этот факт. Однако, если знать откуда тянутся ниточки управления данной сектой, то можно догадаться об ее истинных целях.
5. Жесткая иерархия. Чтобы узнать скрываемое учение, человек должен достичь определенной степени в иерархии секты. Организация секты строго иерархична. Чтобы получить какой-либо результат, например, оправдать заплаченные деньги или просто проявленный интерес и потраченное время, необходим переход на следующую ступень. Иерархическое устройство позволяет держать под строгим контролем и направлять действия членов секты на всех ее ступенях и не допускать критического отношения ни к учению секты, ни к ее лидерам.
6. Непогрешимость секты и ее основателя. Учение секты всегда претендует на то, что это высшая истина, причем истина «более справедливая, более совершенная», чем истины всех прочих, особенно же традиционных религий.
Секта «Хизбут-тахрир» образована в 1953 году Такиуддиин ан-Набхани, который сам считал себя знатоком в области «иджтихада» (вынесения религиозных заключений). Однако он не соглашался с «иджмаг» (совет, единогласное подтверждение мусульманских ученых) в вопросах по основам веры и законоведению.
Сегодня последователи «Хизбут-тахрир» идеализируют своих руководителей: ан-Набхани, Абдул Кадим Заллум и Ата Абу Рашта. Иногда это даже принимает некую форму поклонения. Например, доходит до того, что в своих пропагандистских роликах проводят параллели между деятельностью секты и сирой Пророка (с.а.с), придавая руководителям «Хизбут-тахрир» пророческие свойства.
7. Программирование сознания. Членами секты, в том числе и «Хизбут-тахрир», становятся прежде всего люди, не имеющие собственных ясных нравственных критериев, духовных и культурных знаний. Часто в сектах можно встретить бывших заключенных, людей, которые раньше вели аморальный образ жизни, имеющих психические отклонения. В основном это люди, ищущие, но не нашедшие твердых оснований в духовной жизни. Как правило, они легко внушаемы, то есть готовы отказаться от своей свободы и принять установки своих учителей. При этом человек получает иллюзорный смысл жизни, но мышление его может строиться лишь по примитивным схемам. В результате человек оказывается в полной зависимости от сектантского учения, участия в собраниях, указаний учителей и лидеров секты. В программировании сознания адепта секты «Хизбут-тахрир» часто используются такие приемы, как создание имиджа бескорыстия и благонравия, декларирование принципов свободы, равенства и братства.
В учениях деструктивных сект, в том числе и в идеологии «Хизб ут-тахрир», присутствует сильная антигосударственная направленность. В стремлении разрушить существующее государственное устройство их не останавливают возможные жертвы и кровопролитие. Деятельность адептов направлена к дискредитации политических институтов и правоохранительных органов. Как минимум адепты сект проповедуют запреты на участие человека в жизни государства и общества, открытое игнорирование норм законодательства. Такая идеология ведет к процветанию анархии, распространению террора, развязыванию гражданской войны.
Кроме вышеперечисленных признаков, в статье Ольги Звоновой «Как распознать секту? 10 признаков, которые должны насторожить», опубликованной в газете «Аргументы и факты» от 7 февраля 2013 года дополнительно указываются следующие характерные отличия сект:
10. Книги и собрания. Чтобы новичок проникся духом религиозного общества, его снабжают всевозможными информационными материалами: книгами, дисками, фильмы, буклеты или пр. Его приглашают на собрания сектантов, где настойчиво доказывают праведность своих убеждений. Собрания и встречи участников секты – обязательная процедура для новеньких. В зависимости от характера секты, эти встречи могут быть как «камерными» (когда участников мало, или даже тет-а-тет), а могут быть и массовыми, чтобы адепт понял, как много людей осознали «правильность» данного учения. В странах, где секта «Хизбут-тахрир» не окрепла и не столь распространена, собрания проходят в узком кругу «хальки», т.е. «пятерки», или нескольких таких групп. Это позволяет сохранять конспирацию. Сегодня в некоторых странах Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, в Крыму (Украина), даже в некоторых городах России проводились или были попытки провести массовые акции с привлечением большого количества людей.
11. Активность. Человек, пришедший в секту, не может появляться там время от времени. Свободное посещение означает непостоянный контроль, поэтому всё свободное время адептов должно быть занято. Человека должны вырвать из привычного круга общения, изменить его поведение и подстроить его под жизненный уклад секты. В «Хизб ут-тахрир» также побуждают активно действовать на благо секты, искать новых участников, помогать другим новичкам и бывалым активистам, участвовать в мероприятиях, распространять свои идеи в социальных сетях. Жертвуя своей старой жизнью, временем, средствами и здоровьем, адепты прочно привязываются к секте и не мыслят себя вне её.
12. Опознавательные символы, униформа, знаки отличия. Членам секты важно отличать «своих» и «чужих». Для этого придумываются специальные символы, которые наносятся на значки, майки, кружки. Также может использоваться свой специальный «язык», понятный лишь «посвящённым», невербальные знаки. Всё это направлено на то, чтобы человек, даже находясь вне стен секты, чувствовал свою связь с ней.
Сектанты «Хизбут-тахрир» в качестве такого символа используют черно-белые флаги со священной для всех мусульман «шахадой», оправдывая это тем, что этот флаг якобы использовал Пророк (с.а.с). Сегодня благодаря деятельности хизбутчиков в мире «шахаду» немусульмане начали воспринимать как некий экстремистский символ. Также, как в середине прошлого века благодаря нацистской идеологии свастика, которая у древних народов обозначала солнце, стала символом фашизма.
Сектанты наносят «шахаду» на свои автомобили, предметы быта и одежды, демонстрируя приверженность идеям «Хизбут-тахрир». В лексикон адептов проникают арабские заимствования и часто используется жест – поднятый вверх указательный палец.
Похожие характерные признаки для тоталитарных и деструктивных сект можно найти в Большой энциклопедии «Терра», в трудах И.Я.Кантерова, П.И.Сидорова, Н.В.Петровой, А.В.Кузьмина и других ученых.
Что делать, если ваш знакомый попал в секту?
Помочь ему можно и нужно. Как?
1. Постарайтесь проверить, в какую именно секту попал человек. Какими трудами начал интересоваться, какие сайты посещает, с кем общается в социальных сетях и т.д. Разузнайте чем занимаются сектанты, где и как именно. Изучайте труды признанных ученых, опровергающих эти учения.
2. Обратитесь в органы правопорядка, особенно, если налицо какие-либо противоправные действия участников секты (секта «Хизб ут-Тахрир» в России запрещена). Привлеките авторитетных лидеров официального духовенства или опытных психотерапевтов – специалистов по зависимостям от секты.
3. Найдите тех, кто пострадал от действий данной секты. Соберите группу поддержки из тех, кто раньше вызывал симпатию, уважение и авторитет у завербованного.
4. Не стоит сразу критиковать политику секты, обходите резкие углы. Постепенно и мягко вытаскивайте его из окружения «собратьев».
5. Приверженность секте сродни наркотической зависимости. Будьте всегда рядом с человеком, оказывайте ему всестороннюю поддержку. При возможности стоит переехать, чтобы вырвать его из обыденной жизни.
6. Время от времени следует проверять, не обратился ли человек обратно к прежним учениям. Важно, чтобы у человека выработался иммунитет к подобным организациям, чтобы в будущем он мог сам распознать секту.
«Партия исламского освобождения» (Хизб ут-Тахрир аль-Ислами)
«Партия исламского освобождения» (Хизб ут-Тахрир аль-Ислами, Islamic Salvation Party) — суннитская религиозно-политическая организация, созданная в 1953 году в Иерусалиме.
«Хизб ут-Тахрир» провозглашает себя «политической партией, идеологией которой является ислам». Цель партии — содействовать возвращению мусульман к исламскому образу жизни, основанному на нормах шариата, и распространению исламской веры в мире путем джихада. При этом декларируется, что реализация этой цели возможна лишь путем воссоздания единого (объединяющего весь исламский мир) теократического государства — халифата.
Структура партии централизованная. Партия контролируется центральным руководством. Национальные организации обычно находятся под руководством группы из 12 человек, контролирующих местные ячейки. Женские ячейки существуют отдельно от мужских.
Основное подразделение партии — ячейка из пяти членов.
Считается, что штаб-квартира «Хизб ут-Тахрир» находится в Бейруте (Ливан), однако в целях конспирации место ее дислокации часто меняется. Кроме штаб-квартиры существует несколько центров управления организацией в различных странах.
По данным The Heritage Foundation, «Хизб ут-Тахрир» действует в 40 странах мира, в каждой из которых имеет от 5 до 10 тысяч убежденных членов. Точное количество членов неизвестно, но предположительно, насчитывает миллионы человек.
В отличие от других исламских экстремистских организаций, включающих в зону своей деятельности традиционно мусульманские регионы, «Хизб ут-Тахрир» последовательно создает свои структуры даже в немусульманских районах, привлекая в свои ряды этнических немусульман.
В середине 1990-х годов движение впервые заявило о себе в Центральной Азии. К настоящему времени организация создала свои ячейки и развернула активную пропагандистскую и организационную деятельность в Киргизии, Таджикистане, Узбекистане, Азербайджане, Казахстане, Туркмении, а также Украине и Российской Федерации. В 2006 году «Хизб ут-Тахрир» объявила «джихад» правоохранительным органам и спецслужбам Центральной Азии.
В последние годы в постсоветских странах Центрально-Азиатского региона регулярно сообщается о деятельности экстремистов из «Хизб ут-Тахрир» и об арестах ее активистов.
Членов «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами» регулярно задерживают правоохранительные органы в различных российских регионах, преимущественно в крупных городах Центральной России, Поволжья и Сибири. Кроме того, достаточно много сторонников этой организации в Крыму, присоединенном к России весной 2014 года.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Хизб-ут-Тахрир в Татарстане: идеология, структура организации, деятельность
Доклад на Всероссийской научной конференции «Ислам и Россия: культурные традиции и современные вызовы» (26-28 сентября 2013 года, Санкт-Петербург)
Организация «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами» ( «Партия исламского освобождения») была создана в 1953 году шариатским судьей Таки ад-дином ан-Набхани (1909-1977) в Восточном Иерусалиме. Набхани вначале своей карьеры был членом международного исламистского движения «Братья-мусульмане», однако впоследствии он создал свою организацию, где центральной идеей поставил создание халифата – глобального, в масштабах всей планеты, исламского государства. В истории Ближнего Востока существовало уже два халифата – Арабский и Османский, правители которых носили титул халифа – правителя всех мусульман, даже тех, которые не проживали на территории этих государств. Также провозглашающая халифат партия «Хизб-ут-Тахрир» свою деятельность осуществляет в странах Европы, особенно в Великобритании, где располагается один из главных офисов организации. Второй офис находится в Бейруте (Ливан), а русскоязычный информационный центр «Хизб-ут-Тахрир» расположен в Стокгольме (Швеция), откуда и ведется модерация сайтов организации на русском языке.
Несмотря на то, что в Коране вообще ни разу не упоминается слово «халифат», создание халифата идеологи партии считают религиозной обязанностью (фард) каждого мусульманина. Поскольку сейчас халифата нет (последний турецкий султан Абдул-Меджид II был лишен титула халифа в 1924 году), партия «Хизб-ут-Тахрир» выступает за присягу своему лидеру. Сегодня организацию возглавляет палестинец Ата Абу Рашта.
Методика работы «Хизб-ут-Тахрир» включает несколько этапов. Вначале они стремятся к организации культурных и социальных мероприятий, связанных с исламом (благотворительные обеды, пикники, культурные вечера, раздача еды или одежды малоимущим). Цель подобных акций – расположить к себе окружающих. Зачастую их социальная работа направлена на привлечение пенсионеров, которые начинают питать за оказанное им внимание уважение и признательность, рассказывая об этом своим детям и внукам. Культурно-просветительской работе они уделяют большое внимание.
На втором этапе, получив расположение к себе, люди из партии «Хизб ут-тахрир» начинают рассказывать о своей организации и тех, кто проявил интерес, приглашают в кружки (халакат) по изучению религиозной литературы. Естественно, старики не являются для них целевой группой идеологической обработки, они чаще нужны для прикрытия своей деятельности, упор делается на молодежь. Второй этап – это идеологический переворот в сознании людей, расширение своего влияния на население. Сделать это можно уже более публично, например, провести митинг, пикет, автопробег, шествие с демонстрацией своей атрибутики, обычно в форме флага. Цель – привлечь внимание к организации. При этом используется либерально-правозащитная демагогия и популизм. Сами представители партии начинают говорить, что они выступают за права мусульман, могут изображать себя ярыми сторонниками Конституции и светских законов государства.
Внешне люди, состоящие в партии «Хизб-ут-Тахрир», не отличаются от остальных мусульман. Если ваххабитов можно зачастую отличить по коротким штанам и густым бородам, то члены «Хизб-ут-Тахрир» носят костюмы и галстуки. Бороды обычно носят короткие, но при этом не обязывают носить бороду своих последователей (можно встретить безбородых членов партии). Слушать музыку, исполнять песни у них не запрещается, в отличие от ваххабизма, поскольку они полагают, что если это поможет привлечь к себе больше людей, то допустимо. Поэтому на их акциях можно увидеть и небольшие концертные программы, где певцы выступают с репертуаром на исламские темы. Не запрещают они и курение.
Структура «Хизб-ут-Тахрир» представляет собой пирамиду, которая включает в себя семь ступеней: му‘тамад (главный руководитель в масштабах одного государства), масуль (руководитель региональной организации), муса‘ид (помощник масуля), накиб (руководитель города, района), помощник накиба, мушриф (руководитель одного или нескольких кружков (халакат)), шабаб (активист, уже воспринявший идеологию до конца и ставший полноправным членом организации) и дарис (член кружка, являющийся пока послушником. Первичной ячейкой организации являются, как уже было сказано, кружки по изучению религиозной литературы –халакат, состоящие из 5-15 дарисов во главе с мушрифом. Занятия в халакат проводятся два раза в неделю. Раз в месяц происходит совещание мушрифов, в ходе которого обсуждаются практические и организационные вопросы. Накиб снабжает литературой, распределяет финансовые средства и принимает пожертвования. В кружках помимо штудирования литературы проводят инструктаж на случай ареста, поэтому занимающиеся там знают, как себя вести со следователем и при задержании. Исходя из инструкций, люди из «Хизб-ут-Тахрир» всегда держат наготове видеокамеру, чтобы снимать полицейских. Это их излюбленный прием психологического давления на правоохранительные органы. Очень вызывающе ведут себя со следователями. Попадание в КПЗ или тюрьмы воспринимается ими как «боевое крещение» и как возможность продолжить пропаганду (дагват) уже среди сокамерников. Вот почему, оказываясь в общих камерах, они незамедлительно начинают вести вербовку новых членов для организации. При этом в опасных для них ситуациях допустимо скрытие или отказ от членства в «Хизб-ут-Тахрир» (принцип «такия» — скрытие своих убеждений), если это поможет избежать более тяжких для члена организации последствий.
Иерархия «Хизб-ут-Тахрир» может различаться в зависимости от государства или региона, может быть более сложной или более упрощенной. Общим остается то, что есть нижнее, среднее и высшее звено в организации.
В богословском плане главное обвинение против «Хизб-ут-Тахрир», которое выдвигают представители традиционного для коренных мусульманских народов России ислама, является отказ признавать хадисы категории ахад (переданные одним передатчиком) и следовать им. В тоже время большая часть суннитского вероучения построена именно на хадисах категории ахад, а хадисов мутаватир (переданные несколькими передатчиками) существует совсем небольшое количество. Из-за сомнения в достоверности хадисов ахад идеологи «Хизб-ут-Тахрир» отрицают мучения могилы, Даджаля (аналог Антихриста в исламе), обстоятельства прихода Махди и Исы (Иисуса) [1].
В Татарстане «Хизб-ут-Тахрир» появился с мигрантами из Узбекистана, одним из первых масулей был Алишер Усманов (не путать с известным крупным бизнесменом), развернувший свою деятельность в 1996 году по приезду в Казань, начав работать в одном из местных медресе. Поскольку организация в нашей стране была признана террористической и запрещена только в 2003 году решением Верховного суда России, то длительное время Усманов осуществлял свою деятельность вполне легально [2]. Именно с этого времени можно говорить о начале распространения идеологии «Хизб-ут-Тахрир» в Татарстане.
То, что распространение идеологии «Хизб-ут-Тахрир» идет и через мигрантов, признают и правоохранительные органы / спецслужбы. Экс-министр внутренних дел Татарстана Асгат Сафаров в своих мемуарах пишет о том, что «набрав популярность в азиатских республиках, „хизбутчики“ перенесли свою деятельность в Россию». «Для этого они активно использовали обращенных в новую веру гастарбайтеров из Средней Азии, в большинстве своем узбекской национальности» [3]. В декабре 2006 года было задержано 25 человек, причастных к этой организации в Казани, в отношении 12-ти из них были приговорены к срокам от 4 до 8 лет, причем впервые в России было предъявлено обвинение по статье «Приготовление к насильственному захвату власти».
Выдающийся татарский богослов Валиулла Якупов, убитый 19 июля 2012 года в подъезде собственного дома одним из «амиров» Татарстана Робертом Валеевым, в одной из своих работ процитировал пророка Мухаммада: «После меня халифат будет только 30 лет, а потом будет просто царство». «Этот хадис оказался провидческий, — писал Валиулла-хазрат, — После эпохи праведных халифов (634-661), хотя многие мусульманские государственные образования носили наименование «халифатов» и многие руководители были «халифами», на самом деле никакого отношения к сути этого явления не имели. «Халифы» средних веков были заняты зачастую борьбой за власть за трон и корону, не останавливаясь ни перед какими кровавыми жертвами. В этой связи халифат исчез не в 1924 году, а гораздо ранее, как и предупреждал нас святой пророк» — резюмировал покойный казанский теолог [4].
Анализ деятельности «Хизб-ут-Тахрир» позволяет сделать вывод, что члены этой партии имеют собственное толкование Корана и собственное мировоззрение. Как религиозно-политическое движение эта организация характеризуется отрицательным отношением к светской власти, стремлением к власти как основной стратегической целью, идеологией формирования политической системы, наличием программы строительства халифата и тактики борьбы, обладанием развитым пропагандистским аппаратом и средствами агитации. По словам исламского теолога Саида Шагавиева, «Хизб-ут-Тахрир» стремится «мусульман России раздробить и ослабить, поссорить между собой, мусульманскую молодежь настраивают против государства и своего духовенства» [5].
Мусульманский богослов Фарид Салман отмечает, что члены партии «Хизб-ут-Тахрир» демонстрируют неуважение к традиционным канонам российских мусульман даже во время пятничной проповеди в мечети, когда могут демонстративно встать, прервать выступление имама и начинают спорить с ним, явно с расчетом на публичный эффект, доказывая, что духовенство в вопросах религии неграмотно и говорит не истину, а вот они ее знают. Характерная их особенность – это вера в свою исключительность, в то, что именно они знают правду. Часто при этом цитируется 3-я сура Корана, где говорится: «…И пусть будет среди вас группа, которая призывает к добру [исламу], приказывает одобряемое и запрещает порицаемое» (Коран 3:104), полагая, что этот коранический аят именно о них. В этом и проявляется их сектантская сущность [6].
Накануне Универсиады члены «Хизб-ут-Тахрир» провели свою акцию: вышли на центральную улицу Казани с футболками «Хочу жить в халифате», сознательно позируя и шокируя прохожих [8]. Причем акцию возглавил бывший сотрудник милиции, в прошлом – даже депутат Верховного Совета Республики Татарстан Анатолий Васильев (после принятия ислама – Тауфик Василов). Сам он был привлечен за это к административной ответственности, что, впрочем, совершенно не означает, что он прекратил свою деятельность в рамках этого течения ислама.
25 сентября 2013 года состоялся суд над лидером «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами» ( «Партия исламского освобождения») в Татарстане Рустемом Сафиным, который получил 2 года колонии общего режима [9], что абсолютно не означает, что деятельность террористической организации прекращена в Татарстане. Это стало особенно очевидно 27 сентября 2013 года, когда в ряде казанских мечетей активисты этой организации по окончанию пятничного намаза принялись публично вести среди прихожан антироссийскую пропаганду. Поводом стало решение Октябрьского районного суда Новороссийска от 17 сентября 2013 года о признании перевода Корана, выполненного Эльмиром Кулиевым, экстремистским. В речах исламистов в мечетях звучали проклятия в адрес российских властей, якобы запретивших Коран (несмотря на то, что решение по поводу одного из переводов). Часть из них вышла с одиночными пикетами, где на плакатах была повторены обвинения. Духовное управление мусульман Татарстана несколькими днями ранее отреагировало на это заявлением о нежелательности подобной меры со стороны российского правосудия, поскольку это дает повод радикалам обвинять страну в государственной исламофобии. Со своей стороны татарстанский муфтият предложил осуществить канонический перевод Корана на русский язык под руководством мусульманского духовенства [10].
Из мусульманского духовенства Татарстана публично деятельность «Хизб-ут-Тахрир» осудили четверо: убитый ваххабитами богослов Валиулла Якупов (1963-2012), мусульманский теолог Фарид Салман, имам Закабанной мечети г. Казани Саид-Джагфар Лотфуллин и нынешний первый заместитель муфтия Татарстана Рустам Батров. Последний обвинил приверженцев «Хизб-ут-Тахрир» в маргинальности, а также в том, что они своими действиями такой символ ислама как шахада (свидетельство веры) в форме тахлиля (слова «Нет Бога, кроме Аллаха») «стремятся превратить в элемент экстремистско-политического дискурса» [11].
Что касается численности членов «Хизб-ут-Тахрир» в Казани, то на сегодняшний день на учете в полиции состоят «более 140 человек из группировки «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами» [12]. При этом неизвестно, принимаются ли по отношению к ним хоть какие-то меры. По нашим оценкам, численность членов и сочувствующих «Хизб-ут-Тахрир» во всем Татарстане составляет 400 человек.
Примечания:
1. Мамиргов М.З. Книга исламских сект и вероучений / Мурат Мамиргов. – М.: «Исламский мир», 2007. – С. 419-420.
2. Исламский законовед будет сидеть // Время и Деньги (Казань), 2 июня 2005 года.
3. Сафаров А. А. Закат казанского феномена. История ликвидации организованных преступных формирований Татарстана / Асгат Сафаров. – Казань: Татарское книжное издательство, 2012. – С.287.
4. Якупов В.М. Неофициальный ислам в Татарстане: движения, секты, течения / Валиулла Якупов. – Казань: «Иман», 2003. – С.28
5. Шагавиев С. Опасность «Хизб-ут-Тахрир» для мусульман России / Саид Шагавиев // Совершенствование деятельности правоохранительных органов по предупреждению экстремизма: сборник материалов межведомственной научно-практической конференции (5 мая 2010 г., Казань). – Казань: КЮИ МВД России, 2010. – С.145
6. Цит. по: Сулейманов Р. Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами в России: идеология, организация подполья, экстремистская деятельность / Раис Сулейманов // Сайт Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований: URL: http://www.kazan-center.ru/osnovnye-razdely/16/286/
7. Баран З. «Хизб ут-тахрир»: политическая радикализация ислама / Зейно Баран. – Б.м.: Центр Никсона, 2004. – С.15