Хладагент r410 что это
Что нужно знать о фреоне R410
Под фреоном R410 следует понимать газом, который был получен при смешивании разных гидрофторуглеводородов. Основной миссией этого фреона можно назвать заправку систем кондиционирования. Причем, профилирующая аппаратура кондиционирования данного хладагента – это устройства, которые работают под высоким давлением. В таких условиях хороши не все смеси, и не все фреоны показывают такую же высокую результативность. Фреон 410а по праву считается замечательной альтернативной такой звезде хладагентов, как R22.
Хладону 22 в некоторых вопросах приходится уступать фреону R410. В первую очередь это касается уровня производительности. 410-ый практически на 50 процентов более производительный, чем 22-ой хладон. Высокая удельная производительность и возможность работать в условиях высокого давления делают хладагент 410а весьма привлекательным продуктом. Наверное, единственный недостаток данного фреона перед тем же 22-ым состоит в том, что он чуть дороже вредного для экологии и дешевого в изготовлении R22. К слову, в отличие от оппонента, R410 совсем не несет угрозу для озонового слоя. Как вы уже поняли, разрушительный потенциал не скакнул выше нулевой отметки.
Оборудование, имеющее плотную систему и работающую на фреоне 410, имеет компактные габариты, что дает им преимущество перед сходными установками. Описываемый фреон совсем не содержит хлора, что и объясняет нулевой уровень ODP. При условии, что случится аварийная утечка, нейтрализация газа не будет большой проблемой, ведь при такой ситуации химический состав фреона не изменяется. Ко всему прочему, оборудование работающее на данном хладагенте не нуждается в серьезных мероприятиях по дозаправке. Весь фреон заменять не нужно, достаточно добавить необходимое количество хладагента. Данный фреон – это, то что доктор прописал для крупных холодильных систем. А все благодаря своей безупречной экономичности.
Для вышеозначенного фреона важно хорошо подобрать компрессорное масло. R410 не смешивается с органическими маслами, его необходимо сочетать лишь с синтетическими полиэфирными маслами. Не считая этого момента, в остальном фреон весьма покладистый. А купить нужное компрессорное масло – это не такая уж и проблема. Благо там, где продаются фреоны, можно купить все необходимое, связанное с этой продукцией. К слову, основной поставщик данного хладона в нашу страну – это Китай, хотя можно найти продукцию, привезенную из европейских стран.
Какой хладагент лучше: R-22 или R-410
Хладагент представляет собой вещество, используемое в кондиционерах (а также в холодильниках). Благодаря его наличию техника выполняет функцию охлаждения. Производится в нескольких видах. Каждый тип хладона отличается от других своими физическими свойствами, производительностью, сроком эксплуатации, ценой и влиянием на окружающую среду. Поэтому, если кондиционер работает на определенном типе фреона, заправка и дозаправка возможна только им (или его аналогом). У нас вы можете купить фреон, подходящий к вашей модели кондиционера, для этого внимательно изучайте характеристики устройства, чтобы не ошибиться.
На сегодняшний день сплит-системы заправляют такими типами хладагентов: R-410, R-407, R-22. На счет последнего вида существуют международные ограничения (оформленные в виде протоколов и договоров), так как этот фреон наносит существенный вред озоновому слою земли. Несмотря на это, некоторые производители все же используют его в своей технике.
Свойства хладагента R-22:
Фреон R-410 (характеристики):
Если планируется использование сплит-системы в режиме обогрева, следует выбирать устройство с хладагентом R-410.
Разница между фреоном 22 и 410 и как она влияет на выбор покупателя
Многие покупатели задаются подобным вопросом: с каким типом хладагента выбрать кондиционер. Чтобы сделать покупку и остаться довольным, следует учесть такие критерии:
Почему кондиционер с фреоном R-410 стоит дороже? Во-первых, данный тип хладагента несовместим с минеральными маслами. Подходящее полиэфирное масло имеет высокую стоимость и требует точности выполнения заправки (и спецоборудования). Во-вторых, из-за более высокого давления в контуре, требования к прочности его элементов (медных трубок конденсатора и испарителя) строгие. Это все несомненно оказывает влияние на конечную стоимость продукта. Но, прочность и долговечность такого климатического агрегата будет также выше.
Несмотря на то, что хладагент R-22 является более привычным и знакомым, да и в обслуживании пока обходится немного дешевле, R-410 становится более популярным. Это обусловлено, прежде всего, законодательством. Также, производители, стараются изготавливать экологически безопасные продукты, что тоже влечет за собой использование хладона R-410 в кондиционерах чаще.
Есть различные отзывы и исследования по данной теме, однако одно можно сказать с уверенностью — при использовании хладагента R-410, качество и надежность климатического устройства будет в разы выше. При этом не будет нанесен вред окружающей среде.
Вопросы и ответы Какой хладагент лучше: R-22 или R-410
Хладагент R410a: описание и свойства
Общее описание R410a
Существенным отличием от R22 является более высокое давление. Так R410a достигает давления 25 бар уже при температуре сжижения примерно 42°C, R22 напротив, только примерно при 62°C. Большим преимуществом R410a является очень высокая объемная холодопроизводительность, которая может быть до 50% выше чем у R22. Поэтому могут применяться более мелкие компоненты установки, благодаря чему – по сравнению с R22 – можно построить более компактную установку.
Компоненты холодильной установки, как например, компрессоры, должны быть рассчитаны на более высокое давление. Такая разработка уже ведется полным ходом.
Из-за более высоких рабочих давлений R410a не пригоден для переналадки существующих установок с R22. Для подобной переналадки методом ретрофита мы рекомендуем после детальной проверки возможно Solkane 407C.
Возможности замены для хладагента R410a имеются в кондиционерах, тепловых насосах, холодильных складских камерах, для производственного и промышленного охлаждения и при замене R13B1 в диапазоне низких температур. Методы ретрофита для R13B1 уже успешно проводились.
Физические свойства R410a
Границы взравоопасности в воздухе при 25°С и атмосферном давлении (101кПа): отсутствуют.
Применение R410a
R410a предназначен для использования в новых установках и заменит R22 в качестве рабочей среды в холодильных установках, кондиционерах и тепловых насосах.
Экологические характеристики и пожароопасность R410a
R410a не горючий и в токсикологическом отношении безопасен. На основе исследований PAFT можно ожидать установления показателя ПДК на 1000 ppm. Показатели AEL для входящих в состав R410a хладагентов R32 и R125 составляют около 1000 ppm.
Термическая стабильность R410a
Термически и химически R410a стабильный.
Взаимодействие R410a с другими материалами
Имеется совместимость с применяемыми обычно в холодильном машиностроении металлами, такими как сталь, медь, алюминий и латунь. Отказаться следует только от цинка, свинца, магния и сплавов алюминия с содержанием магния более 2 % массы.
Лишь незначительное набухание происходит при воздействии R410a на следующие пластмассы или эластомеры: полиамид (PA), фенольная смола, политетрафторэтилен (PTFE), полиацетал (POM), хлорпренкаучук (CR) и гидрированный акрилнитрил-бутадиенкаучук (HNBR). Так как при отдельных пласмассах и эластомерах могут иметься различные формулировки, то мы рекомендуем в каждом случае перед применением провести испытания. Здесь также необходимо учесть возможное влияние смазочного вещества. Типы фторкаучука (FKM) не рекомендуются.
Масла для R410a
Подходящими маслами холодильной машины и для R410a являются эфирные масла.
Монтаж оборудования на R410a
При установке оборудования на R410A необходимо придерживаться следующих основных рекомендаций (аналогичных для R407C):
Приведем несколько рекомендаций по выполнению вакуумирования, направленного на полное удаление из контура воздуха и влаги. Для того чтобы перевести воду из жидкого в газообразное состояние без нагревания, потребуется уменьшить давление в контуре. Чем ниже температура контура (наружного воздуха), тем меньше давление, при котором начнется испарение воды.
Давление испарения воды при различных температурах воздуха:
Следовательно, при вакуумировании остаточное давление в контуре должно быть таким, чтобы температура испарения для этого давления была ниже температуры наружного воздуха. Особое внимание следует уделить выбору инструмента. Вакуумный насос может быть как одно-, так и двухступенчатым, но производительность его должна быть не ниже 4–8 м3/ч для систем холодопроизводительностью до 11 кВт и 8–15 м3/ч для более мощных систем. Преимущество двухступенчатых насосов заключается в возможности достижения более низкого остаточного давления. Для предотвращения попадания минерального масла из насоса в контур холодильной установки он должен быть оснащен специальным клапаном. Манометрический коллектор должен быть предназначен для R410A, т.е. иметь шкалу давление/температура соответствующую этому хладагенту, а также увеличенные диаметры портов для подключения гибких шлангов (ввиду существенных различий термодинамических характеристик R410A и R22, R407C).
Очень важно, что измерение глубины вакуума с помощью манометра низкого давления (до 17 бар) на манометрическом коллекторе недопустимо, поскольку не обеспечивает достаточной точности. Необходим специальный манометр для измерения вакуума, только с его помощью можно правильно измерить остаточное давление и убедиться в отсутствии влаги в контуре.
В целом, если вы следуете этим несложным рекомендациям и работаете профессиональным инструментом, применяя его по назначению, то установка и сервисное обслуживание оборудования на R410A не вызовут сложностей, а пользователи смогут оценить надежность и высокую энергетическую эффективность новых систем кондиционирования.
Фреон R22, R-407 или R-410A. В чем разница между хладагентами? Что выбрать?
Фреоны – вещества, физические характеристики которых позволяют использовать их в качестве рабочих тел (хладагентов) в холодильных машинах, чиллерах. В чём заключается сходство и различие различных марок, представленных на рынке?
Принцип работы рефрижератора
Цикл работы холодильника состоит сжатия и нагрева хладона, конденсации с рассеянием полученного тепла. Далее жидкость проходит через жиклер, попадает в зону пониженного давления, кипит при низкой температуре с поглощением тепла извне. При кипении происходит основной процесс холодильного цикла – охлаждение. Затем образовавшийся пар снова сжимается и круг повторяется.
Этим требованиям очень хорошо соответствует представитель предельных углеводородов (парафинов) – пропан, состоящий из 3 атомов углерода и 8 водорода. Тот самый, который используется в качестве горючего газа в кухонных плитах. Но у него есть существенный недостаток – он горюч, что создаёт опасность пожара или взрыва при утечке в системе чиллере.
Избежать опасности удалось при использовании производных парафинов, в которых один или несколько атомов водорода заменены галогенами – F или Cl, имеющие торговое название «Фреоны».
Фреон R22 (запрещен к использованию)
22-й — производный метана СН4. В нём два атома водорода заменены фтором и один — хлором. Химическое наименование – дифторхлорметан. Теплофизические параметры — близкие с пропаном. Теплота испарения 1 кг 22-го хладона приблизительно вдвое ниже, чем у пропана, но и плотность пара вдвое выше. Так, что при небольшой перенастройке системы получается паритет.
Он не горюч, не ядовит, не способен поддерживать дыхание. Тяжелее воздуха, поэтому при больших объёмах утечки может заполнить помещение компрессорной и вызвать удушье из-за недостаточного количества кислорода. Опасность ликвидируется простым проветриванием.
Недостаток у нашего хладона заключается в наличии в составе Cl. Он, как оказалось, способствует разрушению озонового слоя в атмосфере Земли. В связи с вновь открывшимся обстоятельством эксплуатация хлорсодержащих хладагентов была запрещена или ограничена. Так 22-й фреон должен быть полностью исключён состава рабочих тел холодильников, чиллеров после 2020 года.
В связи с этими запретами пришлось разрабатывать новые хладагенты, не содержащие хлора и не оказывающие разрушительного воздействия на окружающую среду. Но наряду с очередными разработками необходимо было учитывать огромный парк действующего оборудования. Поэтому, ещё одним требованием, предъявляемым к новым хладонам, была возможность использования в существующих холодильных агрегатах.
Подобрать адекватную однокомпонентную замену 22 фреону не удалось. Решение возникшей задачи было найдено с применением смеси хладагентов.
Фреон R407 (пример чиллера: Aytek Protech)
Хладон 407 состоит из R32, R125 и R134а, смешанных в соотношении 23, 25 и 52 %% соответственно. По теплофизическим параметрам полученный вариант очень близок к R22. У него выше температура кипения при нормальных условиях, больше теплота испарения. Другими словами, для получения нужного уровня холода компрессор должен работать при более низком давлении, т. е. более нагруженным. Но производительность замораживания будет на более высоком уровне.
Разница величин составляет около 10 %. Это укладывается в расчётную погрешность с учётом потерь тепла на диффузию, но, тем не менее, стоит различия учитывать при проектных расчётах.
Существенный недостаток 407-го хладагента заключается в его многокомпонентности. При наличии утечек, составляющие улетучиваются неравномерно, что создаёт значительные сложности при дозаправке. При больших потерях приходится выпускать из системы оставшийся газ и заправлять её заново, что при гораздо более высокой цене составляет значительную сумму затрат.
К тому же, использование R407 требует более дорогого синтетического масла, в то время, как 22-й позволяет обходиться минеральным.
Фреон R410A (пример чиллера: Aytek Novatech)
Ещё один хладагент, призванный заменить вредный для верхних слоёв атмосферы дифторхлорметан.
Так же, как и предыдущий, он состоит их нескольких компонентов – R32 и R125 в равных количествах.
И аналогично ему имеет набор достоинств и недостатков.
Преимущества 410А:
— более низкая температура кипения при нормальных условиях
— выше теплота парообразования
— возможность частичной дозаправки при утечке
Но наряду с положительными свойствами хладон обладает и рядом отрицательных.
Недостатки 410А:
— Большее, чем у R22 давление
— Необходимость заправки объёмов синтетическим маслом
Выбрав чиллер, работающий на хладагенте 410А можно получить более низкие температуры и большую холодопроизводительность при равных характеристиках компрессора.
В случае появления негерметичности в нет необходимости выпускать всю массу рабочего тела подобно 407-му и производить дорогостоящую заправку заново. Можно просто добавить потерянный объём, несмотря на двухкомпонентность.
Синтетическое масло, требуемое для работы чиллеров, обладает высокой гигроскопичностью, поэтому при заправке следует соблюдать меры предосторожности. В противном случае влага, попавшая внутрь, может замерзнуть и привести к необходимости выпуска фреоны и новой герметизации и осушения системы.
Большое рабочее давление делает невозможной работы на 410 хладагенте хладоагрегатов, спроектированных для 22-го.
Дополнение о вреде R22
Хладоны 12, 22 были разработаны компанией DuPont. Это были недорогие и эффективные хладагенты, быстро завоевавшие широкое признание в «рефрижераторных» кругах.
Оборотная стороны дешевизны и популярности заключается в том, что производить подобную продукцию под другим названием («Фреон» – это торговая марка, принадлежащая Дюпон), создав конкуренцию изобретателям.
Заметив снижение продаж и падение доходов, DuPont вынуждена была принимать некоторые меры для выживания на конкурентном рынке.
Спустя время появились сведения, что хлор, содержащийся в доступных и простых в производстве холодильных агентах, способствует разрушению озонового слоя, защищающего Землю о вредоносного космического излучения. Последовали запретительные меры, а сообществу холодильщиков были предложены более дорогие и сложные составы. Но они не содержали вредного галогена.
Сложно понять, правда это или нет, но есть сведения, что информация о вреде R22 и ему подобных вместе с инициацией запрета производства и использования исходила от той же DuPont.
Выводы:
Сопоставив все приведённые сведение, взвесив за и против, можно дать следующие рекомендации:
— Если оборудование рассчитано на 22 фреон следует пользоваться именно им до тех пор, пока есть возможность его приобретения за разумную цену, и нет окончательного запрета на применение.
— При приобретении новых рефрижераторных агрегатов, проектировании холодильного производства или хранилища надо произвести тщательный технико-экономический расчёт. Учесть требуемые режимы и холодопроизводительность, стоимость оборудования и его эксплуатации. Также учесть близость 2020 года с полным запретом хлорсодержащих хладонов.
И только после полного анализа всех факторов делать вывод о применении оборудование, предназначенного для того или иного фреона.
Хладагент R-410a
Хладон R-410A был запатентован в 1991 году компанией Allied Signal (позже была приобретена корпорацией Honeywell). В 1996 году Carrier Corporation впервые вывела на рынок бытовые кондиционеры на этом фреоне (хладон r410а в этих устройствах представлен под торговой маркой «Puron»).
Хладон R-410а хоть и называют заменой фреону R-22, но прямая замена одного на другой невозможна. Скорее речь идёт о смене поколений хладонов. За счёт лучших характеристик, установки (климатические и холодильные) при той же холодопроизводительности имеют меньшие размеры, однако повышаются требования к прочности трубопроводов и сочленений,- так как рабочее давление в системах с хладагентом R410a значимо выше.
Для фреона R410a нужно специальное полиэфирное масло, которое дороже обычного минерального и требует более аккуратной заправки (оно очень активно поглощает влагу, теряя свои свойства).
R-410A обладает очень высокой удельной хладопроизодительностью (значимо выше, чем R-407C, R22 и R-134A), что позволяет использовать менее мощный компрессор.
R-410A позволяет проводить дозаправку контура при утечке ( без необходимости полной замены хладона ), что его выгодно отличает от большинства смесевых хладагентов.
Для транспортировки, хранения ( и для сбора при обслуживании холодильных установок и в случае утечки ) хладагенту R-410A требуются баллоны, выдерживающие давление 48 бар, которые должны быть заполнены максимум на 75% веса. Поэтому стандартный балон, правильно заправленый хладоном r410a, весит «всего» 11,3 кг. При заправке системы необходимо работать только с продуктом в жидкой фазе. В случае утечки R410А ведет себя так же как любой другой хладагент и требует таких же предосторожностей. Тем не менеее, так как R410A тяжелее воздуха и в закрытом пространстве он будет вытеснять этот воздух, то при серьёзной утечке необходима эвакуация людей и последующее проветривание помещения.
Торговые марки: Puron, EcoFluor R410, Genetron R410A, AZ-20, R-410a.
Хладагент R-410a не токсичен (при концентрации менее 400 мг/кг). Пожаробезопасен.
При установке оборудования на R410A необходимо придерживаться следующих основных рекомендаций: 1) не допускать попадания загрязнений в гидравлический контур ( равно как при работе и с другими хладонами ); 2) при пайке трубопроводов они должны быть заполнены инертным или слабовзаимодействующим газом, например, азотом с низким содержанием влаги; 3) особенно тщательно производить вакуумирование и осушение трубопроводов ( это ограничение накладывается, в первую очередь, требованиями к работе с полиэфирными маслами, необходимыми в системах с хладоном 410а ); 4) дозаправку хладагента осуществлять исключительно в жидкой фазе; 5) для магистралей применяется медная трубка с более толстыми стенками, припой рекомендуется с повышенным содержанием серебра ( для более прочного шва ), рекомендуется минимизировать использование флюсов ( также для повышения надёжности соединений ).
+7 (499) 517-97-98
+7 (926) 867-06-30