Хладагент r410a и r32 в чем разница
В чем разница между разными марками фреона
Очень часто в прайс-листах климатических фирм, и в нашем в том числе, вы можете видеть комментарии «фреон R22», «R-407» или «R-410A». Что это значит и какая разница клиенту, кондиционер с каким фреоном приобрести, мы и опишем в данной статье.
Сразу оговорюсь, чтобы избежать нападок от специалистов, статью написал специалист по бытовым системам кондиционирования, а не специалист по фреонам. И статья направлена не на доскональное описание свойств разных фреонов, а на то, чтобы дать клиенту понимание того, стоит ли переплачивать деньги за кондиционер с новейшим фреоном.
Первый, признанный историками техники комнатный кондиционер, выпущенный в 1929 году компанией General Electric, работал на аммиаке. Это вещество небезопасно для человека, что в значительной мере сдерживало развитие холодильной техники.
В отличие от традиционных хладагентов, R-407C и R-410A являются смесями различных фреонов, а потому менее удобны в эксплуатации. Так в состав R-407C, созданного в качестве альтернативы R-22, входят три фреона: R-32 (23%), R-125 (25%) и R-134a (52%). Каждый из них отвечает за обеспечение определенных свойств: первый способствует увеличению производительности, второй исключает возгорание, третий определяет рабочее давление в контуре хладагента.
К тому же его «экологичность» на практике может привести к дополнительной нагрузке на окружающую среду. Эвакуированный из кондиционеров фреон необходимо утилизировать, а в России или странах Азии с этим никто не станет связываться. Его просто стравят в ближайшей подворотне. И хотя для озонового слоя R-407C не опасен, он является одним из наиболее сильных «парниковых газов».
Хладагент марки R-410A, состоящий из R-32 (50%) и R-125 (50%) является условно изотропным. То есть при утечке смесь практически не меняет своего состава, а потому кондиционер может быть просто дозаправлен. Однако и R-410A не лишен некоторых недостатков. Дело в том, что детали компрессора кондиционера смазываются специальным маслом, растворенным во фреоне. Для каждого фреона необходимо применять строго ту марку масла, которая совместима с данным хладагентом. В случае неправильной заправки маслом вероятность погубить компрессор (сердце кондиционера) возрастает почти до 100%. В отличие от R-22, который хорошо растворим в обыкновенном минеральном масле, новые хладагенты предполагают использование синтетического полиэфирного масла.
У нового фреона R32, на котором работают новейшие модели кондиционеров Daikin, Mitsubishi Electric и др. имеются неоспоримые преимущества. В первую очередь это касается потенциала глобального потепления (ПГП). Если сравнивать хладагент R410A и R32, то R410A отличается увеличенным более чем на 65% ПГП. А это значит, что от фреона R32 в меньшей степени страдает окружающая среда. Также R32 отличается низкой вязкостью и плотностью. За счет этого уменьшается интенсивность расходования фреона с учетом одинаковых показателей мощности. Плотность дифторметана на 30% меньше по сравнению с хладагентом R410A. Низкая вязкость также позволяет уменьшить потери давления в холодильном контуре и увеличить энергоэффективность кондиционера. По теплопроводности, R32 также превосходит R410. Это положительным образом складывается на холодопроизводительности, которая увеличена на 4%. По сравнению с R410A, R32 является однокомпонентным веществом, в связи с чем он очень удобен в эксплуатации по причине возможности дополнительной заправки без удаления из системы хладагента полностью и отсутствия необходимости ее полной заправки.
Характеристики фреонов, используемых в кондиционерах
Статья откорректирована в 2017 году
Опубликовано: 01.05.2009 | Просмотров: 46915
Сравнение R32 с хладагентами прошлого поколения
Содержание:
Новый регламент Евросоюза требует сократить использование фторсодержащих парниковых газов на 79 % от существующего уровня. Процесс должен завершиться к 2030 году. В связи с чем возникла необходимость перехода на более безопасные хладагенты.
Японская компания Daikin представила на рынок R32 – энергоэффективный и безопасный для окружающей среды хладагент, который является однокомпонентным веществом. Его химическое наименование – дифторметан. Долгое время его использовали в качестве компонента хладагента R410A – смеси R32 и R125 в равных значениях.
Впервые R32 как самостоятельный хладагент компания Daikin применила в 2012 году. Проведенные исследования показали, что использовать чистый R32 вместо смеси более эффективно. Многие производители последовали этому примеру, и кондиционеры с R32 появились в Австралии, Новой Зеландии, Таиланде, Индии, Вьетнаме, а позже и в странах Европы.
Компания Daikin первой в мире стала выпускать климатическое оборудование с хладагентом R32
Какие фреоны использовали до R32
Ранее самым популярным хладагентом был однокомпонентный R22, но в 2016 году в ЕС запретили его использование из-за вредного воздействия на окружающую среду. Наряду с ним применяли R410A, R134A и R407C. До 2030 года эти фреоны использовать можно, но их применение значительно ограничат.
Хладагенты нового поколения – это R32, а также смеси HFO, СО2 и углеводороды (пропан, бутан). У каждого из них есть свои плюсы и минусы, и, скорее всего, каждый займет в будущем свою нишу. Но, как показали исследования, оптимальным вариантом для кондиционеров и тепловых насосов является R32.
Почему стали переходить на R32
Переходу на R32 способствовало множество факторов:
ODP – потенциал разрушения озонового слоя характеризует вредное воздействие фреона на стратосферный озоновый слой. Это относительная величина, которую используют для сравнения влияния хладагента и R11 той же массы, ODP которого принято за единицу. Значение этого показателя у R32 равно нулю.
R32, R410A, R134А и другие хладагенты, разрешенные к использованию в ЕС, не разрушают озоновый слой в отличие от содержащего хлор R22. С 2004 года правилами ЕС запрещена установка оборудования с озоноразрушающими хладагентами, а с 2015-го запрещено обслуживать оборудование с R22.
Этот показатель отражает потенциальное воздействие хладагента на глобальное потепление в случае его попадания в атмосферу. Величина относительная и используется для сравнения влияния 1 кг хладагента с 1 кг диоксида углерода (СО2) на протяжении 100 лет. R32 обладает более низким GWR, чем хладагенты предыдущего поколения. Для сравнения: GWR хладагента R410А равен 2087,5, а R32 – всего 675.
Еще одна характеристика влияния на окружающую среду. Определяется путем умножения количества хладагента в кг на значение GWR. У кондиционеров с R32 самый низкий CO2-эквивалент, то есть в случае непреднамеренных выбросов они не оказывают влияния на глобальное потепление.
Несмотря на то что выбросы F-газов в настоящее время составляют только 2 % от общего объема выбросов парниковых газов, ЕС активно поощряет разработку оборудования с низкими показателями CO2-эквивалента. В идеале для сокращения выбросов нужно применять оборудование с низким GWP хладагента. С 2025 года запретят использовать хладагенты с GWP выше 750 в сплит-системах с заправкой менее трех кг.
На сегодняшний день R32 самый трудновоспламеняемый хладагент. Искры от переключателей бытовых приборов и стандартные разряды статического электричества ему не страшны.
R32 не возгорается при уровне концентрации в помещении ниже предела воспламеняемости, равного 0,306 кг/м³. Но несмотря на слабую горючесть вещества, при транспортировке хладагента, монтаже и эксплуатации климатического оборудования нужно следовать инструкциям и соблюдать правила техники безопасности.
Согласно международному стандарту ISO 817:2014, выделяют четыре класса огнеопасности хладагентов: 1, 2L, 2 и 3 – от не поддерживающих горение до высокоопасных. R32 относится к классу 2L.
R32 – малотоксичный хладагент. По этому показателю он находится в той же категории, что и R410A.
Слабогорючесть и нетоксичность R32 делают его оптимальным для использования в бытовых кондиционерах
Цена у R32 низкая, и это еще одно его достоинство. Системы кондиционирования с новым хладагентом подорожают несущественно. Стоимость эксплуатации оборудования сопоставима с моделями на R410A.
Современные кондиционеры с R32 позволяют не тратить энергию впустую. Благодаря более низкой вязкости снижаются потери давления в охладительном контуре, эффективность у R32 на 5 % выше, чем у R410A.
По показателю энергоэффективности все оборудование делится на классы: A+++, A++, A+, A, B, C и т. д. У настенных кондиционеров с R32 класс А+ и выше.
Для заправки системы требуется меньшее количество R32 по сравнению с R410A, за счет чего можно производить компактное оборудование. А благодаря однокомпонентному составу хладагент дает возможность дозаправлять систему.
Сравнительные характеристики R32 с другими популярными хладагентами
HFO (смеси гидрофторолефинов)
GWP ниже, чем у R410A.
Меньший объем заправки – более компактное оборудование.
Слабогорючий газ с низкой скоростью горения
GWP у R1234yf или R1234ze очень низкий.
Отличная альтернатива R134А со схожими характеристиками.
Не подходят для замены R410A из-за низких показателей давления и энергоэффективности.
Слабогорючие газы с низкой скоростью горения
Углеводороды
GWP = 1, безвреден и эффективен.
Из-за низкой критической температуры имеет ограниченное применение.
Оборудование дорогое в производстве из-за высокого рабочего давления.
Высокий уровень утечки при выключенном оборудовании.
R290 (пропан) и R600 (бутан) имеют низкий GWP.
Оптимальный вариант для коммерческих холодильников с герметичными компрессорами и небольших мобильных кондиционеров.
Стоимость и энергоэффективность на уровне HFO.
R32 – экологичный хладагент нового поколения, обладающий высокой энергоэффективностью. У него низкий показатель GWP и меньший объем заправки по сравнению с R410A, поэтому он оптимально подходит для массового использования и полностью соответствует целям экологической политики ЕС.
Переход на этот хладагент не увеличит стоимость систем кондиционирования. Монтаж и обслуживание оборудования с ним такие же, как у систем с R410A. Кроме того, однокомпонентный хладагент R32 проще использовать повторно, перерабатывать и утилизировать.
10 преимуществ R32 фреона в сравнении с R410
Общемировая тенденция перехода кондиционеров на более экологичный и энергосберегающий хладагент R32 постепенно захватывает российский рынок сплит-систем. Ниже приведены 10 основных преимуществ этого фреона нового поколения.
Комментарии:
Рекомендуемые статьи
Монтаж кондиционера в два этап или в один, как лучше?
Монтаж кондиционера в один этап Монтаж кондиционера в один этап, от монтажа кондиционера в два этапа отличается тем, что в первом случае трасса коммуникаций, связывающая два блока, укладывается не внутри стены, а снаружи стены в пластиковом коробе. Используется пластиковый короб 6 см.×6 см. Если кондиционер устанавливается рядом с окном, то, как правило, длина короба не превышает 35..
Мифы и реальность про водонагреватели с Wi-Fi
МИФ 1: Wi-Fi — «nриблуда» для молодых Продавцы считают, что покупатель среднего возраста и старше не понимает, зачем переплачивать за «ненужную» функцию. Однако эти покупатели выбирают в итоге оптимальное сочетание долговечности, характеристик и экономии. Кроме того, сейчас и городское, и загородное жильё все больше появляется у молодых людей, а им важны технологич..
5 простых способов ограничить загрязнение воздуха внутри помещений
Основные отличия фреона R32 от R410a
Уважаемые Клиенты и партнеры!
В ассортименте нашего магазина увеличивается количество моделей кондиционеров на фреоне R32. Нижеприведенная информация будет полезна для вас!
R32 — хладагент следующего поколения, который предлагает значительные преимущества, такие как снижение потребления электроэнергии, низкий потенциал глобального потепления и низкое воздействие на окружающую среду
Показатель потенциала глобального потепления (ПГП) у R32 на 67% ниже чем у R410,
т. е. новый хладагент менее опасен для окружающей среды.
Что такое потенциал глобального потепления (ПГП)?
Потенциал глобального потепления является относительной мерой того, сколько тепла парниковых газов попадает в атмосферу. Он сравнивает количество тепла, захваченного определенной массой рассматриваемого газа, с количеством тепла, захваченного аналогичной массой углекислого газа.
Какой ПГП у R410A? R410A имеет ПГП 2088
Какой ПГП у R32? R32 имеет GWP 675 — на две трети меньше, чем R410A!
Для получения дополнительной информации о преимуществах новейшей технологии с хладагентом R32 или бесплатного предложения Теххолода для установки новейшей системы в вашем помещении, пожалуйста, свяжитесь с членом нашей команды! Мы можем рассказать вам экологические преимущества и экономию на счетах за электроэнергию!
УСТАНОВИТЕ НОВЫЙ КОНДИЦИОНЕР
R32 — Преимущества
R32 обладает более низкой плотностью
По сравнению с R410 (плотность R32 на 30%меньше чем у R410). Более низкая плотность даёт возможность использовать меньшее количество хладагента (на 29% по массе) при равной холодопроизводительности.
За счет низкой вязкости уменьшаются потери давления в элементах холодильного контура, что повышает общую энергоэффективность оборудования примерно на 5%. При практически идентичных физических параметрах (температура кипения и параметры рабочих давлений) у R32 показатели по части теплопроводности и холодопроизводительности выше на 5% чем у R410.
R32 является однокомпонентным веществом
В связи с чем он очень удобен в эксплуатации по причине возможности дополнительной заправки без удаления из системы хладагента полностью и отсутствия необходимости её полной заправки.
R32 относится к классу условно горючих веществ.
Это категория включает вещества которые мало подвержены возгоранию и не токсичны, т. е. безвредны для человека.
Возгорание произойдёт если содержание фреона R32 в воздухе составит от 14% до 29%.
Для примера, если в помещении площадью 25 м2 произошло возгорание потребуется чтобы за короткий промежуток времени её наполнило фреоном, количество которого содержится в 15 сплит-системах. Температура, при которой может произойти самопроизвольное возгорание газа R32 составляет +648C. Такая ситуация вряд ли случится.
Запрещается производить пайку холодильного контура если в системе находится R32.
Высокая температура способна спровоцировать выделение из R32 токсичных веществ. Следовательно
работая с R32 необходимо обеспечить проветривание помещения где
В оборудовании работающем на R32 используются медные трубы с теми же характеристиками (диаметр, толщина стенки) что и для R410 и те же самые масла.
Для работы с R32 следует незначительно обновить набор инструмента
Необходимо приобрести манометрический коллектор для работы с R32.
Применение R32 дает существенное улучшение характеристик оборудования ценой незначительного увеличения сложности в работе, повышения требований к техническому персоналу и некоторых затрат на приобретение дополнительного инструмента.
Будет ли R410A запрещен в России?
Регламент по контролю F-газов — это поэтапный отказ (а не полный отказ) от хладагентов с высоким ПГП. Оборудование с R410A по-прежнему будет доступно для покупки у нас, а хладагент R32 будет вводится в новые системы кондиционирования, которые будут работать вместе с оборудованием на хладагенте R410A.
Фреон R-32 – характеристики, особенности, свойства хладагента
Обновлено: 11 ноября 2020.
В этой статье пойдет речь про R32 фреон, характеристики и особенности этого хладагента. Мы расскажем, чем он отличается от аналогов. Вы узнаете, почему газ R32 приходит на смену 410-му фреону. Также приведем таблицы характеристик. Более точные свойства этого хладагента вы найдете в разделе Таблицы и диаграммы.
История появления
Изначально хладагент R-32 (дифторметан, HFC 32) применялся в составе фреона R-410a. С 2012 года компания Daikin стала выпускать бытовые и коммерческие кондиционеры, работающие на газе R-32. Со временем такое оборудование начали производить другие компании. Daikin же не топчется на месте и внедряет новые разработки.
В мае 2017 года Daikin представила линейку кондиционеров Sky Air серии A на новом перспективном хладагенте. В серии A представлены три модели наружных блоков: Alpha, Advance и Active.
Дополнительно компания Daikin обновила внутренние блоки Sky Air, чтобы они могли работать как на хладагенте R-410A, так и на R-32. Как и в случае других сплит-систем, компания гарантирует пользователям, что в течение срока службы в 10-15 лет системы на R410A будут поддерживаться и обслуживаться.
Популярность хладагента R32 связана с тем, что к 2025 году будет запрещен выпуск климатической техники на R410a с рабочим весом хладагента менее 3 кг. Причина в потенциале глобального потепления. У хладагента R32 он в 2,8 раза или на 64,3% ниже, чем у R410a.
Фреон R32 отвечает требованиям ЕС по фторсодержащим газам для небольших систем кондиционирования с одним сплит-агрегатом после 2025 г. Ограничение использования хладагента R410a вступает в силу с 2025 года согласно новому регламенту (ЕС) № 517/2014.
Значение GWP (Global warming potential, потенциал глобального потепления) у R32 равен 645. У фреона R410a GWP — 2088. Эти цифры фактически означают, что одна тонна 32-го хладагента дает такой же парниковый эффект, что 645 тонн углекислого газа.
Влияние распространенных фреонов на парниковый эффект в единицах GWP.
Применение
Испытания показали, что R32 фреон на 5-6% эффективнее хладагента R410a (за счет меньшей вязкости). Эксперименты проводились на кондиционерах мощностью до 4 кВт или 13 600 BTU. При аналогичной тепло- и холодопроизводительности R-32 нужно на 30% меньше, чем R-410a. Соответственно, можно уменьшить габариты техники.
Так как фреон R32 — однокомпонентный газ, у него нет температурного глайда. Его можно дозаправлять в случае утечки. Он совместим только с полиэфирными (POE) компрессорными маслами. Хладагент можно заправлять как в жидкой, так в газообразной фазе. По холодопроизводительности он одинаков с газами R22 и R502.
Хладагент R-32 применяется в:
Фреон R-32 используют в многокомпонентных хладагентах, таких как:
Стандартный баллон фреона R-32.
Характеристики фреона R32 (таблицы)
Общие технические характеристики r32
Динамическая (абсолютная) вязкость
Динамическая вязкость η (η= «Eta») — это единица измерения вязкости или вязкотекучести жидкости (жидкость: жидкая, текучая субстанция).
Чем выше значение параметра вязкость, тем более тягучая (вязкая) жидкость; чем меньше вязкость, тем он более жидкий (текучий).
Теплопроводность
Зависимость давления и температуры
Особые характеристики r32
Приведенная здесь информация будет полезна специалистам. Она вряд ли пригодится людям, работающим с обычными кондиционерами, чиллерами или тепловыми насосами. Приводим характеристики фреона R32:
Взаимозаменяемость R32 и R410a
Сейчас на рынке есть три типа климатического оборудования. Устаревшие модели работают только на R-410a. Современные — на R-32. Есть класс кондиционеров, которые могут работать на обоих хладагентах.
Производители фреона R32 не рекомендуют использовать его в технике, рассчитанной на хладагент R410a. Скорее всего это предупреждение делают для перестраховки. Многие кондиционерщики и сервисные центры заправляют старые кондиционеры новым хладагентом.
По своим показателям R32 почти не отличается от R410a. У первого температура кипения всего на 0,2 градуса ниже, чем у второго. Давление конденсации у газа R32 всего на 1,8% или 0,5 бар выше, чем у R410a. Подробнее читайте в статье: R-410a или R-32 — какой хладагент лучше, выгоднее, эффективнее.
Опасность для человека
Хладагент R32 считается пожароопасным. Но он относится к классу A2L. В этой аббревиатуре первая буква «A» означает, что газ имеет низкую токсичность. А обозначение «2L» значит, что он относится к веществам средней пожароопасности. Класс веществ A2L имеет следующие характеристики:
При утечке хладагент R32 может загореться. Но для этого нужны особые условия. Обычная искра не сможет его поджечь. Чтобы фреон загорелся, нужна энергия не менее 15 мегаджоулей. К тому же, гореть он будет если его концентрация в воздухе от 13,3% до 29,3% (согласно исследованиям, опубликованным Консорциумом европейских исторических библиотек).
Если воздействию высокой температуры фреон R32 подвергается в других концентрациях, он разлагается. При этом образуются фториды. Некоторые из них представляют опасность для здоровья.
R23 хладагент тяжелее воздуха почти в 2 раза. При утечке он скапливается внизу. Соответственно, надышаться им очень сложно. Этот фреон фактически не представляет угрозы для человека.
В этой публикации мы предоставили характеристики фреона R32. Надеемся, они были полными, и статья была вам полезна. Свое мнение и вопросы вы можете оставить в комментариях. Не забудьте поделиться публикацией с друзьями!
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Daikin выбирает R32
Постоянное совершенствование собственной продукции — главная задача любого производителя. В применении к климатической технике основными направлениями такого совершенствования являются: повышение энергоэффективности и связанной с ней экологичности оборудования, а также улучшение потребительских качеств как с точки зрения удобства эксплуатации, так и с точки зрения простоты монтажа и обслуживания.
Конечно, основной способ, которым решаются все эти задачи, — доработка конструкции. Однако не стоит забывать и о постоянно ведущейся работе по поиску новых хладагентов и исследованию возможностей их применения. Это не очень быстрый процесс, однако результатом его может стать намного более существенное улучшение характеристик.
Компания Daikin, один из ведущих мировых производителей климатической техники, разумеется, тоже ведет исследования новых хладагентов. Результатом этих исследований стало предложение по использованию в парокомпрессионных системах дифторметана (R32 в общепринятой системе обозначений).
Преимущества, которые дает переход на новый хладагент, весьма значительны. Потенциал глобального потепления (ПГП) у R32 на 67% ниже, чем у широко используемого в настоящее время R410A, то есть новый хладагент гораздо менее опасен для окружающей среды. R32 имеет более низкую плотность и вязкость, чем R410A. Более низкая плотность дает возможность использовать меньшее количество хладагента (на 29% по массе) при равной производительности. За счет низкой вязкости уменьшаются потери давления в элементах холодильного контура, что повышает общую энергоэффективность кондиционера примерно на 5%. Теплопроводность R32 выше, чем у R410A, что позволяет повысить холодопроизводительность на единицу массы примерно на 4%. В отличие от R410A R32 — однокомпонентное вещество и поэтому удобнее в использовании, так как допускает дозаправку оборудования независимо от количества хладагента, оставшегося в контуре. В табл. 1 приведены характеристики R32 и традиционных хладагентов.В целом физические свойства R32 и R410A весьма близки, поэтому в оборудовании на R32 используются медные трубы с теми же характеристиками (диаметр, толщина), что и для R410A, и те же самые масла.
Таблица 1. Сравнительные характеристики хладагентов, применяемых в системах кондиционирования воздуха
R32 | R410A | R22 | |
---|---|---|---|
Категория | ГФУ | ГФУ | ГХФУ |
Формула | CH2F2 | CH2F2 / CHF2CF3 | CHClF2 |
Состав (% по массе) | — | R32/R125 (50/50) | — |
Температура кипения (°C) | -51,7 | -51,5 | -40,8 |
ОРП | 0 | 0 | 0,055 |
ПГП | 675 | 2100 | 1810 |
Масло | Синтетическое (полиэфирное) | Синтетическое (полиэфирное) | Минеральное |
Однако R32 имеет ряд особенностей, отличающих его от традиционно применяемых в системах кондиционирования хладагентов, и, следовательно, требует дополнительных знаний и умений от монтажников и обслуживающего персонала.
Согласно классификации стандарта ASHRAE 34 и редакции ISO 817 2014 года, хладагент R32 относится к классу веществ А2L (нетоксичные, слабогорючие). С точки зрения токсичности эти стандарты подразделяют хладагенты на 2 класса. Токсичные хладагенты относятся к классу «B», нетоксичные (безопасные для человека при концентрации менее 400 ppm) — к классу «A».
В табл. 2 приведена классификация распространенных хладагентов с точки зрения горючести. Согласно этой классификации, R32 относится к веществам с малой скоростью горения, для воспламенения которых требуются труднодостижимые на практике условия.
Таблица 2. Классификация хладагентов с точки зрения горючести, согласно ASHRAE 34-2013
Класс 1 | Класс 2L | Класс 2 | Класс 3 |
---|---|---|---|
Негорючие | Слабо-горючие, скорость горения менее 10 см/с | Горючие | Очень горючие |
R744 (CO2) | R717 (аммиак) | R152A | R290 (пропан) |
R410A | R32 |
Выделяют три основные характеристики горючих газов. Первая — верхний и нижний пределы возгорания. Это минимальная и максимальная концентрация горючего газа в смеси с воздухом, в диапазоне между которыми возможно возгорание. Если концентрация горючего газа находится вне этих пределов, возгорание смеси не происходит ни при каких условиях. Для R32 концентрация в воздухе, необходимая для возгорания, составляет от 13,3 до 29,3% по объему. Это достаточно узкий диапазон, к тому же нижний предел концентрации достаточно высок. Например, для того, чтобы в помещении площадью 25 м2 образовалась опасная концентрация R32, нужно, чтобы в течение короткого промежутка времени произошла полная утечка хладагента одновременно из 16 кондиционеров FTXZ25N/RXZ25N. Для сравнения: у широко используемого при монтаже фреоновых магистралей ацетилена нижний и верхний пределы возгорания составляют 2,3 и 80% по объему соответственно.
Вторая характеристика — минимальная энергия возгорания. Это энергия, которую нужно передать смеси горючего газа и воздуха для начала процесса горения. Для смеси воздуха и R32 минимальная энергия возгорания — 15 МДж. Например, для ацетилена эта величина составляет 0,017 МДж, то есть почти в 900 раз меньше. Энергия искры при падении металлического инструмента на бетонный пол — 0,6 МДж, чего вполне хватит для возгорания ацетилена и совершенно недостаточно для воспламенения R32.
Наконец, третья характеристика — температура самовозгорания. Это температура, при которой происходит возгорание смеси без дополнительных источников энергии. Для R32 это 648°С.
Таким образом, для возгорания смеси воздуха и горючего газа необходимо сочетание следующих условий: концентрации строго в пределах возгорания и наличия внешнего источника энергии или нагрев смеси до определенной температуры. В отсутствие любого из этих условий возгорания не происходит.
Если возгорание все-таки произошло, решающее влияние на тяжесть последствий начинает оказывать такая характеристика горючего газа, как скорость горения. При горении происходит выделение тепла и, как следствие, расширение газа. Если процесс расширения происходит в замкнутом, ограниченном объеме, с высокой скоростью, то это с большой вероятностью может привести к скачку плотности среды — взрыву. Если процесс происходит относительно медленно, то скачка плотности (взрыва) не возникает.
Тем не менее, даже несмотря на то, что тяжесть последствий при возгорании R32 не сравнима с последствиями возгорания газов, которые традиционно относятся к взрывоопасным, при работе с этим хладагентом следует соблюдать определенные меры предосторожности.
Эти меры несильно отличаются от мер, предпринимаемых при работе с традиционными хладагентами. Необходимо обращать особое внимание на организацию вентиляции в помещении, где производятся работы. В принципе вентиляция необходима и при работе с традиционными хладагентами, однако в случае R32 ее отсутствие может привести к более неприятным последствиям.
R32, будучи тяжелым газом, имеет свойство скапливаться в углублениях пола, поэтому желательно чем-то их закрывать перед началом работ. Также при производстве любых работ, связанных с пайкой на холодильном контуре, необходимо убедиться, что в нем не осталось хладагента. Это правило справедливо и для традиционных хладагентов, при нагреве которых образуется ядовитый газ, однако в случае R32 проверку следует производить более тщательно.
В целом же ничего особенного, кроме повышенной внимательности и аккуратности, от монтажника не требуется.
Для работы с R32 следует незначительно обновить набор инструмента. Ввиду того что характеристика «давление — температура» R32 отличается от R410A, нужно приобрести специальный манометрический коллектор. Также для работы с R32 нужна станция эвакуации с бесщеточным мотором компрессора, который исключает образование искр при работе. Следует иметь в виду, что R32, как любой горючий газ, поставляется в баллонах с левой резьбой. Для использования стандартных шлангов с правой резьбой необходимо приобрести или изготовить соответствующий переходник. Все остальные инструменты менять не нужно.
Таким образом, применение R32 дает существенное улучшение характеристик оборудования ценой незначительного увеличения сложности в работе, повышения требований к техническому персоналу и некоторых затрат на приобретение дополнительного инструмента.
Большинство ведущих японских производителей климатического оборудования сочли это вполне разумной ценой за заметное повышение экологичности и эксплуатационных характеристик своей продукции. В настоящее время компания Daikin уже завершила процесс перевода всей бытовой линейки сплит-систем для внутреннего рынка на R32.
Другие компании также заявили о выпуске кондиционеров, работающих на новом хладагенте.
Статья подготовлена компанией Daikin Europe N. V.