Хлеб нужно уважать потому что
Воспитание любви к хлебу и уважение к труду хлебороба у старших дошкольников
Елена Гребенникова
Воспитание любви к хлебу и уважение к труду хлебороба у старших дошкольников
Концепция дошкольного воспитания ориентирует нас на то, что к концу дошкольноговозраста у детей могут и должны быть сформированы ценностные основы отношения к действительности: отношение к природе, к «рукотворному миру», к явлениям общественной жизни.
Ребенок приобщается к широкому кругу общечеловеческих ценностей. Среди них познавательные ценности, ценности преобразования, ценности переживания,отношения к самому себе: у ребенка пробуждается потребность в новых знаниях, возникает стремление участвовать в труде, творить, ребенок проникается чувством красоты, совершенства созданных человеком вещей, возникает чувство уважения к мастерству.
При ознакомлении детей с трудом хлебороба важно показать им общественную значимость этого труда, его необходимость не только лично какому-то человеку, но и всей стране.
Ребенок часто бывает с родителями в булочной. Батоны, булки, бублики, хлеб белый, черный.
Кто и как вырастил его? Кто испек? Кто привез в магазин? С этого воспитатель может начать беседу о труде хлебороба. В простой и доступной форме взрослый должен рассказать детям, какой ценой достается людям хлеб, как тяжело убирать урожай в условиях непогоды, как тесно связаны в труде люди разных специальностей. Землю возделывают земледельцы, комбайн сделали рабочие города, бензин для него добыли нефтяники, хлеб испекли пекари, привезли его в магазин шоферы, продают его продавцы. Важно, чтобы ребенок к 6 годам уже знал эту «цепочку», имел представление о том, как хлеб появляется у него на столе. Как много труда, умения и терпения требуется от людей, чтобы вырастить урожай и обеспечить хлебом всю страну. Вот почему надо беречь хлеб и дорожить им. Все эти знания рождают глубокое уважение к трудовому человеку.
«Там и рай, где хлеба край». Презентация познакомить детей с пословицами русского народа о хлебе. закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола. познакомить детей.
Как в советское время появился культ хлеба и почему от него так сложно избавиться даже сейчас
С детства нас учат тому, что «хлеб всему голова», при этом этот продукт почти обязательно присутствует при трапезе в любой российской семье. Нищие просят милостыню не иначе как «на хлебушек», хотя существуют гораздо более питательные продукты, например тот же рис. Почему все вокруг завязано именно на хлебе, который в других странах хоть и уважаем, но не имеет такого ярко выраженного культа?
От автора: Хлеб подавали к столу на Руси столетиями, но массовое его превознесение началось лишь в 40‑е годы XX века в СССР.
Песни, стихи, кинофильмы, агитационные плакаты – существовала целая система, вырабатывавшая почти религиозное поклонение пищевому продукту. Вполне нормальным считалось наказать ребенка за неуважение к хлебу или публично осудить человека, нерационально его использующего.
Одна женщина-блогер писала об отношении к хлебу старшего поколения следующее:
«Я регулярно вступаю в споры с собственной матерью, когда раз в неделю приезжаю к ней на обед. Мое потребление хлеба уменьшилось за последние годы, но подавать хлеб с каждым блюдом – невероятно стойкая привычка: она каждый раз дает мне больше хлеба, чем нужно, а я продолжаю критиковать ее за это, потому что не выношу вида недоеденного куска хлеба. И так продолжается много лет».
Далее автор пишет, что даже в тех семьях, члены которых никогда не знали что такое голод, регулярно разыгрывается как пьеса хлебный ритуал. Накормить своего ребенка до отвала в России – это традиция, как многочисленные поклоны у японцев, и хлебобулочные изделия играют в ней главенствующую роль. Автор отмечает, что ни одного достоверного источника того, что культ хлеба уходит в глубокую древность не существует. Это придуманная относительно недавно и навязанная нам идеологическая система.
Еще живы бабушки и дедушки, которые застали военное время и голод. Проблемы с продовольствием начались в 20‑х годах и Советская власть с переменным успехом боролась с ними до середины 50‑х. При этом основным правилом решения проблемы было внушение гражданам того, что государство может быть единственным спасителем от нехватки продовольствия.
Это делалось для того, чтобы уничтожить в людях веру во что-либо, кроме руководства страны, а значит сделать их смирными и управляемыми. Голод был отличным инструментом достижения этой цели, ведь в условиях Советской страны, когда частная собственность была ликвидирована, спасти от голодной смерти могло только государство.
Особенно тяжело пришлось всем в годы войны, когда хлеб выдавали по карточкам. Чаще всего это был единственный продукт, который перепадал простым жителям, поэтому именно он являлся синонимом выживания. Нормы этого продукта в блокадном Ленинграде были настолько мизерными, что ее не хватало даже для ребенка и, разумеется, хлеб ценился на вес золота.
Козлов Энгельс Васильевич. «Выпечка хлеба» 1967
Картофель, капуста или гречневая крупа не являлись такими статусными продуктами как хлеб. Иметь его в достатке – означало жить в богатой, могущественной стране и именно этот стереотип эксплуатировало государство до конца XX столетия, чтобы сплотить вокруг себя нацию.
Мы считаем, что при СССР царил всеобщий атеизм и все опиралось на здравый смысл и научные данные. Это далеко не так – религиозность, заложенную тысячелетиями в природу человека, вытравить за пару поколений не получится. Вместо веры в Бога появлялись различные культовые верования, которые, практически, выполняли туже роль – помогали управлять массами.
В XX веке одним из первых таких верований стал «культ смерти», основанный на принесении себя в жертву для всеобщего блага. Основан он был на огромных потерях, которые понесла страна в Первой мировой войне и его умело эксплуатировали большевики в годы революции и гражданской войны. Еще одним примером является хорошо известный во всем мире культ личности, который в СССР сложился вокруг И.В.Сталина.
Культ хлеба, как одна из побочных форм древнейшего культа плодородия, был одним из многочисленных «религиозных» течений на территории 1/6 части суши. Вообще, можно говорить о том, что сам СССР был своеобразной формой религии с множеством сложных и не всегда понятных обрядов и моральных устоев, трактуемых далеко не в пользу верующих.
Несмотря на то, что голод побороли в 50‑х годах, умело насажденный культ «хлебушка-спасителя» владел умами жителей республик СССР до конца существования страны. В наследство от отцов и дедов нам досталось множество свидетельств святости хлеба, начиная от советских фильмов про хлеборобов и заканчивая наглядными пособиями в виде школьных плакатов и лозунгов в заводских столовых.
Избавляться от этого советского наследства стали не сразу, а лишь когда до этого доходили руки, поэтому фрески с крестьянками и снопами, а также плечистыми пекарями с румяными батонами можно было наблюдать кое-где еще в начале «нулевых».
Хлеб не является особенно питательным продуктом и его почитание – это результат невероятно эффективного аграрного пиара. Многие помнят инцидент, произошедший в Новгороде, где местная пекарня под Рождество изготовила елку из белого хлеба и водрузила ее у входа одного из фирменных магазинов. В тот раз мнения разделились – если одни комментировали акцию фирмы чуть ли не как акт вандализма и преступление, то другие всячески успокаивали их, вполне резонно замечая, что это всего лишь хлеб, а не какая-то святыня.
Событие вызвало множество дискуссий в прессе, на местном телевидении и, разумеется, в соцсетях. Большинство пользователей, причем относительно юного возраста, выразило свое неодобрение таким поступком и осудило поступок предпринимателей. Этого говорит о том, что даже спустя почти три десятилетия после ликвидации СССР культ хлеба продолжает жить в умах людей и даже передается из поколения в поколение.
Пока не уйдет последний человек, помнивший Советский Союз, у нас нет шансов полностью избавиться от советских символов и культов. Но здесь возникает совсем иная проблема – старые, советские культы пока заменить абсолютно нечем, кроме западной идеологии или религии. Современные политические лидеры слишком мизерны в масштабах истории и слишком дискредитированы, чтобы иметь полноценный культ «имени себя» Если вы не поклоняетесь длинному доллару или не участвуете в охватившем страну православном безумии, то вам, по большому счету, верить не во что, кроме как в себя.
Устный журнал «Знай цену хлебу, уважай труд хлебороба»
Готовясь к празднику, оформлены стенд “Хвала рукам, что пахнут хлебом!”, выставка репродукций картин на тему “Слава хлеб растившим”,выставка хлебобулочных изделий. На столе ваза с живыми цветами и колосками пшеницы.
На стене плакаты: “Слава тем, кто хлеб растил, не жалел труда и сил”, Слава хлебу на столе”.
Цели и задачи мероприятия:
Ведущий. Наш устный журнал мне хочется начать стихотворением
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил!
Не жалел трудов и сил!
Звучит песня “Русское поле”.
Ведущий. Хлеб-главное богатство нашей Родины. И пышный каравай, и буханка душистого ржаного хлеба, и сдобная булочка – итог работы сотен тысяч людей. В ломтике хлеба – нелегкий труд тех, кто выращивает хлеб.
1-я страница. “Хвала рукам, что пахнут хлебом!”
Хлеб России, хлеб моей Отчизны.
Дюжий, богатырский, как всегда,
Жизнью создался ты для жизни
И трудом для нового труда.
(Выходит девочка с хлебом – солью и чтецы.)
Стихотворение С. Погореловского “Хлеб”.
Вот он, хлебушко душистый,
С хрупкой корочкой витой.
Вот он, теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
В нем – здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло.
В нем – земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
Пышный, мягкий, пропеченный,
Подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золоченой
Шел к тебе издалека.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Сохраняло, берегло.
Ведущий: Хлеб достается очень трудно. В этом трудоемком процессе участвует много людей: пахари, сеятели, комбайнеры, пекари. Невозможно не назвать и конструкторов, машиностроителей, которые создают технику для села. Да разве перечислишь всех, чьими руками собрано это чудо?
Появляются ученики в роли агронома, комбайнера, пекаря и мальчики.
Вот об этом – то, как раз
Начинается рассказ.
Зима. Спит земля.
А что ей снится?
Снится белая пшеница,
Ну, а людям не до сна.
Агроном с мешочком в руке:
Первым делом проверяю семена.
Приходи скорей, весна!
Ученик: Агроном сказал:
Агроном: Пора! Заводите трактора!
Трактора выходят в поле.
тянут плуги на прицепе.
Режут плуги, как ножом,
Сочный, жирный чернозем!
Ученик: Продолжается рассказ:
Урожай поспел у нас.
Выплывают в степь комбайны,
Словно в море корабли,
И из колоса тугого
Выбивается зерно.
Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки.
Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски.
Два комбайна в поле ходят. Взад-вперед, из края в край.
Жнут – молотят, жнут – молотят, убирают урожай.
Утром рожь стеной стояла. К ночи – ржи как не бывало.
Только село солнышко, опустело зернышко. (Воронько)
Хоть и собрано зерно,
Да не хлеб еще оно.
Здесь такое с ним творится!
В оборот его берут,
В порошок его сотрут.
Стали зернышки мукою.
Не дадут и ей покоя,
На большой хлебозавод
Грузовик муку везет.
Станешь тестом ты мука.
Там при всем честном народе
Уж нажмут тебе бока!
Тесту тесно, Мало места.
– Ох, пустите, – шепчет тесто.
– Ладно, пустим, в печь, давай!
Народился каравай!
Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
«Хлеб всему голова!» –
В поле, в доме, в державе!(Я. Дягутите “Рожь поет”)
Ведущий: Сегодня на нашем столе, на самом почетном месте лежит хлеб: хрустящий, с аппетитной корочкой. Хлеб.… Каждый день мы говорим о нем, слышим о нем, думаем о нем. Проснулись утром – и кто – нибудь из семьи спешит купить хлеб. Выйдешь на улицу и на вывеске читаешь: “Хлеб”. Мчится мимо фургон, на его кузове крупными буквами выведено “Хлеб”. Хлебом– солью встречают желанных гостей. Все, доже самое вкусное, может приесться, а хлеб– никогда, хотя мы едим его каждый день.
Часто можно видеть, как многие из вас, ребята, небрежно обращаются с хлебом, бросают его на пол, кидаются кусками хлеба. Это, видимо, потому, что многие дети не знают цены ему.
Настоящую цену хлеба понимаешь тогда, когда его мало, не хватает. Вы читали о блокаде Ленинграда во время Великой Отечественной войны. 900 дней продолжалась осада города фашистами. Особенно страшной была зима 1941– 1942 гг. Жители города получали по 125 граммов хлеба на день. Это очень мало. От голода умирало до 8 тыс. ленинградцев в сутки. 630 тысяч жителей Ленинграда не увидели весны 1942 года.
Страшным является дневник девятилетней ленинградской девочки Тани Савичевой, в которой она записывала слабеющей от голода ручонкой о том, как умирали один за другим члены ее семьи. Умерли 6 членов ее семьи, осталась она одна.
Вот что такое голод. Жизни шестерых самых дорогих людей, целой семьи оборвались на глазах девятилетней девочки Тани, самой младшей в семье. Ее дневник обошел весь мир как символ блокады, как одно из грозных обвинений фашизму. Такое страшное положение было не только в Ленинграде. Эвакуированные в Сибирь женщины, старики, дети копались в перепаханных полях, искали мерзлую картошку.
Человек, познавший нужду в хлебе, никогда не бросит кусочек хлеба. Вот что пишет Григорий Люшпин, переживший голод и ужасы лагеря смерти Бухенвальда:
Крошка хлеба на землю упала,
Меньше хлеба на крошку стало.
Где-то в поле неубранном нашем,
Сколько зерен лежит у пашен!
Вот собрать бы их вместе – да в кучу,
Хлеб бы выпекли белый, пахучий.
Мы б окрепли и сильными стали,
Мы б тюремные стены сломали,
Снова вышли бы в бой, под бомбежку!
Да, жалеть надо хлебную крошку!
Ведущий: Трудно, тяжело достается хлеб. Хлеб кормит. Без хлеба нет жизни. Он занимает важнейшее место в жизни человека.
Песня “ Хлеб – всему голова”.
2-я страница – “Из истории хлеба”.
1-й ученик: Ученые полагают, что хлебу свыше 15 тысяч лет, его знали уже в Неолите. Хлеб в те давние времена мало чем напоминал нынешний. Первый хлеб представлял собой подобие запеченой кашицы, приготовленной из крупы и воды, а также мог стать результатом случайного приготовления или намеренных экспериментов с водой и мукой.
2-й ученик: А древнем Египте 5-6 тысяч лет назад произошло как бы второе рождение хлеба. Там научились разрыхлять тесто, способом брожения, используя чудодейственную силу микроскопических организмов – хлебопекарных дрожжей и молочнокислых бактерий. Искусство приготовления “кислого хлеба” от египтян перешло к грекам. Большим лакомством считался разрыхленный пшеничный хлеб и в Древнем Риме. Там появились довольно крупные пекарни, в которых мастера выпекали многие сорта хлеба.
3-й ученик: На Руси владели секретом приготовления дрожжевого теста с незапамятных времен. Пекарни когда-то назывались избами. Но пекли хлеб практически в каждом доме. Лишь несколько веков назад возникла специализация хлебных дел мастеров. Появились хлебники, пирожники, пряничники, блинники, ситники, калачники. С ростом благосостояния населения страны доля потребления самого хлеба немного падает, но, тем не менее, это еще основной продукт на столе рабочего, крестьянина, на солдатском столе. Со временем возникает все больше блюд с использованием муки.
4-й ученик: Русские всегда ели больше хлеба, чем мяса, что отмечали практически все иностранные путешественники. В средневековой Англии черный хлеб ели разве что бедняки, а представители состоятельных сословий использовали его, главным образом, в качестве тарелок: большие буханки хлеба, выпеченные несколько дней назад, нарезались крупными ломтями, в середине куска делали небольшое углубление, в которое клали еду. После обеда эти “тарелки” собирали в корзину и раздавали беднякам.
3-я страница – “Поэтическая”. Послушаем стихотворения о хлебе.
Три паренька по переулку
Играя будто бы в футбол,
Туда – сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул,
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с нее сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.
– Вы кто такой? – спросили дети,
Забыв на время про футбол.
– Я пекарь! – человек ответил,
И с булкой медленно ушел.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой.
(С. Михалков)
Склонила тяжелую голову рожь.
“Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!
Спасибо земле,
Что была моим домом,
И сильным рукам,
Моим старым знакомым.
Я помню, как руки трудились упорно,
Чтоб в землю посеять янтарные зерна,
А нынче они урожай уберут.
Спасибо вам, руки,
За добрый ваш труд!
Я долгую зиму в земле пролежала,
Ютилась под снегом,
От стужи дрожала,
Но солнце меня отогрело давно,
И я принесла золотое зерно.
Кто хочет, отведайте хлеба ржаного!
А если меня вы посеете снова,
Я снова под снегом дорогу найду
И колосом стану,
И к людям приду”.
Я. Дягутите “Рожь поет”
4-я страница – “Народная мудрость о хлебе” Пословицы и поговорки о хлебе.
1-е задание: Каждая команда получает конверт со словами пословиц. Они должны собрать пословицы.
Хлеб – это самый дорогой плод нашей матери – земли и рук человеческих.
Хлеб – это державное наше богатство.
Хлеб также дорог, как и сама жизнь.
Хлеб – всему голова!
Без хлеба – нет обеда!
Будет хлеб – будет и песня.
Без хлеба не вкусно и не сытно
– Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.
– Человек хлебом живет, а не промыслом.
– Покуда есть хлеб да вода, все не беда.
2-е задание: Дописать пословицы.
– Хлеб да вода…(крестьянская еда).
– Хлеб да соль, и … (и обед пошел).
– Хлеб – батюшка, …(водица – матушка).
– Палата бела, а…(без хлеба в ней беда).
– Гречневая каша – матушка наша, а …(хлебец ржаной – отец наш родной).
– Хлеб на стол, так и стол престол, а …(хлеба ни куска – и стол доска).
– Без хлеба, без соли…(худая беседа).
– Хлеба ни куска, …(так и в тереме тоска).
– (Хлеб везде хорош). и у нас, и за морем.
– (Не будет хлеба), …не будет т обеда.
– (Хлеб черствый)…– обед честный.
– (Хлеба нет ), и… друзей не бывало.
3-е задание: Загадки.
5-я страница – “Наши презентации”. Ученики показывают свои презентации о хлебе.
Вот и заканчивается наш журнал. Переворачиваем последнюю страницу. Дорогие ребята, все, что достигнуто сегодня человеком, создано благодаря хлебу и рукам, которые возделывают землю. Уважайте труд хлеборобов, бережно относитесь к хлебу, берите к обеду столько хлеба, сколько вам нужно. И живите так, чтобы хлеб ваш был всегда честным. В хлебе — душа нашей родной земли, судьбы многих людей, их неустанный труд. Мама, хлеб, Родина — это одни из самых святых слов для человека.
Зерна наших дней, светитесь
Позолотою резной!
Говорим мы: “Берегите.
Берегите Хлеб родной.
Не мечтали мы о чуде.
К нам с полей живая речь:
“Берегите хлеб, вы –люди!
Научитесь хлеб беречь”. Н. Тихонов
А нашу сегодняшнюю встречу мы не смогли бы приготовить без помощи ваших добрых мам. Поможем им накрыть на стол.
Беседа: « Бережное отношение к хлебу»
ГБС(К) ОУ РМ « Краснослободская коррекционная школа – интернат VIII вида.»
« Бережное отношение к хлебу»
Беседа: «Бережное отношение к хлебу.»
Цели: Прививать у детей бережное отношение к хлебу; рассказать детям историю возникновения хлеба; показать значимость хлеба в жизни человека.
Как появился хлеб на земле? Этому открытию свыше 15 тыс. лет. Давным-давно люди ели просто зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камней и смешивать с водой. Самый первый хлеб был в виде жидкой каши.
Когда люди научились добывать огонь, то стали поджаривать раздробленные зерна с водой.
В древности очень почитался хлеб, он считался отдельным блюдом.
В средние века во многих европейских странах свежеиспеченный хлеб могли есть только члены королевской семьи, хлеб вчерашний предназначался для окружения короля (высшего общества), хлебные изделия выпеченные два дня назад ели помещики и дворяне, хлеб трехдневной давности служил пищей для монахов и школьников, а хлебом, испеченным четыре дня назад, кормились крестьяне и мелкие ремесленники.
На Руси выпечка хлеба считалась делом ответственным и почетным. Пекли хлебы с медом, маком, творогом, ковриги, пироги, сайки, калачи. Пекари подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников.
Во все времена хлеб был и остается продуктом, способным прокормить человека в самую черную годину жизни.
В одном из своих стихотворений Владимир Солоухин вспоминает:
Минуту я запомнил ту
Из детства озорного.
Вдруг скучно сделалось во рту
От хлеба, от ржаного,
И бросил наземь я кусок
От дедушки украдкой
И наступил я на кусок
Босой чумазой пяткой.
И растоптал… И весь как был
Зарылся носом в пыль я.
А раньше дед меня не бил!
В годы войны в Ленинграде хранилась коллекция семенного фонда страны. Люди голодали, но берегли лучшие сорта зерен для будущих поколений.
А сейчас, я хочу прочитать вам одну сказку.
«Жила на свете девочка по имени Инге. Была она прехорошенькая, но гордая и жестокая. Однажды мать испекла хлеб и сказала: “Доченька, отнеси этот хлеб нашей бабушке”. Инге надела лучшее свое платье и нарядные башмачки и отправилась в путь.
Дорога проходила через болото. Жалко стало Инге своих нарядных башмачков. Бросила она хлеб в грязь и наступила на него, чтобы перейти через лужу. Но только Инге наступила на хлеб, как хлеб вместе с нею стал стремительно погружаться в болото. И оказалась Инге в зловонном подземелье у ядовитой старухи-болотницы. Злая болотница превратила девочку в истукана. Руки и ноги ее окаменели, жирные пауки оплели ее своей паутиной.
Пастухи видели, что случилось на болоте, и вскоре повсюду узнали историю о девочке, которая наступила на хлеб.
В тот же миг луч света проник в зловонное подземелье, и Инге маленькой птичкой вылетела на волю. Она вернулась в родительский дом. Инге и ее мама снова стали счастливыми, потому, что девочка научилась ценить хлеб».
Ребята, никогда не забывайте, что случилось с девочкой, наступившей на хлеб!
Сейчас у нас в стране изобилие хлеба и хлебных изделий. И нередко можем видеть брошенный на землю ломоть хлеба, недоеденные батоны, буханки в мусоросборниках, беззаботных школьников, кидающих друг в друга оставшиеся от обеда булочки или горбушки хлеба.
Во все времена неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое может нанести человек.
Хлеб берегли, в честь хлеба слагали гимны, хлебом-солью встречали гостей.
Если хлеб зачерствеет, он все равно сможет служить людям добрую службу.
Никогда не выбрасывайте черствый хлеб. И в наши дни во многих семьях, где умеют бережно относиться к хлебу, где знают ему истинную цену, хозяйки могут приготовить блюдо, основу которого составляет черствый хлеб.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
1.Ученые полагают, свыше 15 тысяч. Правда, они оговариваются, что хлеб в те давние времена мало чем напоминал нынешний. Это были плотные поджаренные куски зерновой массы.
В древнем Египте 5-6 тысяч лет назад произошло как бы второе рождение хлеба. Там научились разрыхлять тесто, способом брожения, используя чудодейственную силу микроскопических организмов – хлебопекарных дрожжей и молочнокислых бактерий. Искусство приготовления “кислого хлеба” от египтян перешло к грекам. Большим лакомством считался разрыхленный пшеничный хлеб и в Древнем Риме. Там появились довольно крупные пекарни, в которых мастера выпекали многие сорта хлеба.
На Руси владели секретом приготовления дрожжевого теста с незапамятных времен. Пекарни когда-то назывались избами. Но пекли хлеб практически в каждом доме. Лишь несколько веков назад возникла специализация хлебных дел мастеров. Появились хлебники, пирожники, пряничники, блинники, ситники, калачники. С ростом благосостояния населения страны доля потребления самого хлеба немного падает, но, тем не менее, это еще основной продукт на столе рабочего, крестьянина, на солдатском столе. Со временем возникает все больше блюд с использованием муки.
2.С хлебом связано много обрядов. У восточных и западных славян было принято класть хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Богу. Хлеб брали с собой, отправляясь свататься; с хлебом и солью встречали гостя, молодых по возвращении из церкви после венчания; везли хлеб вместе с приданым невесты. Хлеб часто использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорожденному; брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача. Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу. Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу. Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.
Сколько же людей причастны к тому, чтобы хлеб появился на нашем столе?
— Какие профессии вы можете назвать, которые связаны с выращиванием и изготовлением хлеба?
Артист, комбайнер, врач, пекарь, тракторист, шофер, швея, аптекарь, учитель, мельник, агроном, продавец, селекционер.
— Выберите только те профессии, которые связаны с производством хлеба.
От зернышка к буханке.
Испокон веков хлеб был не простой едой. Он был мерилом не только общественного благосостояния, но и человеческой совести. Хлебом-солью встречали друзей. За хлеб бились с врагом насмерть. Хлебом, как именем матери, клялись. Хлеб был продуктом, вызывающим особое, можно сказать, святое чувство. За хлеб, который был нужен умирающим от голода детям Москвы, Ленинграда, Поволжья в годы войны, революции, отдавали свою жизнь сотни людей
1941-1945 г. Война. Вспомним блокадный город Ленинград, ныне Санкт-Петербург. Погибло много детей. В музее истории г. Санкт-Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. 125 граммов в сутки. 80% жмыха, травы, древесной стружки, немного отрубей и лишь 20% муки – вот каким был ленинградский блокадный хлеб. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паек для жителей города. А людям нужно было жить, работать, нужно было выжить назло врагу, назло бомбежкам и обстрелу.
В годы тягот и лишений
Новый мир мужал и креп
Шел народ в огне сражений
За свободу и за хлеб.
Не случайно слово хлеб входит во многие пословицы и поговорки.
^ Конкурс «Собери пословицы»
Худ обед, когда хлеба нет.
Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.
Палата бела, а без хлеба в ней беда.
Самая длинная плетёная булка — 9,2 метра — была выпечена в городе Акапулько (Мексика) в 1996 году. А самая большая буханка хлеба была изготовлена в 1988 году в Йоханнесбурге (ЮАР). Её длина составляла три метра, ширина и высота — более метра, а весила Гигантская буханка одну тонну и 430 килограммов!
Французский король Генрих IV ко всем своим титулам добавлял ещё один: «король хлеба». Обеспечивать хлебом нацию ещё более ответственное дело, чем править своими подданными, справедливо полагал монарх.
Во время колониальных войн среди английских солдат было распространено убеждение, что насморк можно вылечить, нюхая буханку свежеиспечённого хлеба. Любопытно, что в древнем мире целебные свойства приписывались только чёрствому хлебу.
Излюбленным хлебным лакомством на Руси были пряники. В старину их дарили на именины, подносили невесте в виде свадебного подарка, потчевали дорогих гостей, угощали ребятишек. Праздничные пряники весили порой около пуда (более 16 кг)
За всю жизнь человек съедает в общей сложности 15 тонн хлеба! Причём основная его часть потребляется не отдельно, а заодно с другими продуктами питания.
Поэта Григория Люшнина после освобождения из концлагеря, где он находился в плену, вынесли на руках. Взрослый мужчина весил всего26 кг. Это, ребята, вес ребенка 6–7 лет. В лагере он написал стихотворение, где говорится о том, как надо беречь хлеб и жалеть даже хлебную крошку:
Крошка хлеба на землю упала,
Меньше хлеба на крошку стало.
Где_то в поле неубранном нашем
Столько зерен лежит на пашнях.
Вот собрать бы их вместе – да в кучу!
Хлеб бы выпекли белый, пахучий!
Мы б окрепли и сильными стали,
Мы б тюремные стены сломали,
Снова вышли бы в бой под бомбежку.
Да, жалеть надо хлебную крошку!
Вот так относились к хлебу во время войны. К великому сожалению в наше время не все люди знают и понимают какова цена хлеба. Не денежная!
— Как вы думаете есть ли легкий хлеб?
— Сейчас вы посмотрите отрывок из белорусской сказки«Легкий хлеб» и ответите на вопрос: что значит «легкий хлеб»? Уважают ли в народе того, кто хочет есть легкий хлеб?
^ Ходить по земле – непростая наука,
Не кормит земля нерадивых и глупых.
Ты ей помоги терпеливой работой:
Хлеб станет веселым от теплой заботы.
У легкого хлеба ни цвета, ни вкуса,
Тебя превратит он в лентяя и труса.
И лоб расшибешь, тумаков нахватаешь,
А может случиться, себя потеряешь.
От трудного дела всегда поумнеешь,
Не зря говорится: пожнешь,
— Очень часто можно наблюдать на наших улицах вот такую картину:
Три паренька по переулку
Играя будто бы в футбол,
Туда – сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул,
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с нее сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.
— Вы кто такой? – спросили дети,
Забыв на время про футбол.
— Я пекарь! – человек ответил,
И с булкой медленно ушел.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой. (С. Михалков)
— Как вы оцениваете поступок этих мальчиков?
— Вы думаете мальчики прислушались к словам пекаря и поняли свою ошибку?
А в Древнем Риме за покушение на жизнь пекаря виновный карался смертной казнью. Профессия пекаря – самая древняя на Земле. Особенно ценился тот пекарь, который умел делать хлеб на дрожжах. Этот сорт хлеба был очень дорогим. Его могли позволить себе купить только очень богатые люди.
Кто землю сам пахал, тот за столом
Разрежет хлеб, не уронив ни крошки,
Стянув на свежей скатерти узлом
Во дни страды исхоженные стежки.
Я тоже в поле вырос и окреп,
Шел не прохожим по родному краю,
И по тому, как люди ценят хлеб,
Себе друзей в дорогу выбираю.
— Как же нужно поступить, если вы недоели кусочек хлеба?
1. Не играй с хлебом.
2. Остатки хлеба отдай птицам.
— А еще, ребята, из черствого хлеба можно приготовить много вкусных блюд.
1.На земле без хлеба
В небо не подняться,
2.Этим хлебом мы живем,
Славу хлебу мы поем,
Слава хлебу, слава хлеборобу,
Слава людям и всему народу.
Хлеб в руках держи.
Каждой крошкой хлеба
— Этими словами мне хочется закончить наш разговор о хлебе.