Хлеб праздности что такое
Книга притчей Соломоновых, глава 31 Притчи, гл 31
Слова Лемуила царя. Наставление, которое преподала ему мать его: что, сын мой? что, сын чрева моего? что, сын обетов моих? Не отдавай женщинам сил твоих, ни путей твоих губительницам царей. Не царям, Лемуил, не царям пить вино, и не князьям — сикеру, чтобы, напившись, они не забыли закона и не превратили суда всех угнетаемых. Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душою; пусть он выпьет и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своем страдании.
Открывай уста твои за безгласного и для защиты всех сирот. Открывай уста твои для правосудия и для дела бедного и нищего.
Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов; уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей.
Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками. Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой. Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим. Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник. Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои. Она чувствует, что занятие ее хорошо, и — светильник ее не гаснет и ночью. Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено. Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся. Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды. Она делает себе ковры; виссон и пурпур — одежда ее. Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли. Она делает покрывала и продает, и поясы доставляет купцам Финикийским. Крепость и красота — одежда ее, и весело смотрит она на будущее. Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее. Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности. Встают дети и ублажают ее, — муж, и хвалит ее: «Много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их».
Миловидность обманчива, и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы. Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее!
Кирилл (Гундяев), патр. О грехе праздности и добродетели трудолюбия
СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ ВЕЛИКОГО ПОВЕЧЕРИЯ В ПОНЕДЕЛЬНИК ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА
В УСПЕНСКОМ КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ
ГОРОДА СМОЛЕНСКА
О грехе праздности и добродетели трудолюбия
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Грех, совершенный первыми людьми, разорвал связь между человеком и Богом. Иначе и быть не могло, потому что грех есть не что иное, как сознательное противостояние Богу. Господь сотворил мир таким образом, что он может находиться в гармоничном состоянии только тогда, когда в его центре — Сам Бог. Человек же захотел себя поставить на место Бога, стать как Бог, и потому весь миропорядок, учрежденный Богом в великом акте творения, был нарушен. Человек не только разорвал свою связь с Богом — Источником жизненной энергии, но он разрушил и свои отношения с окружающим миром, с природой — таким же Божиим творением, как и он сам.
Создавая мир и человека, Бог свидетельствовал о том, что все Им созданное — хорошо (Быт. 1, 31). Повествование о рае земном, в котором был поселен человек, подтверждает, что жизнь в райском саду была действитель-
но гармоничной и прекрасной и человек пребывал в особых отношениях с окружающим его миром. Но совершённый человеком грех в корне изменил порядок жизни. И в той же книге Бытия после слов, описывающих состояние человека в райском саду, появляются иные, грозные слова — Бог, обращаясь к Адаму, говорит: проклята, земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе. в поте лица твоего будешь есть хлеб (Быт. 3, 17—19). Эти обращенные Богом к согрешившему человеку слова свидетельствуют о разрушении гармоничной картины бытия. Вместе с обещанием наказать человека в них содержится и совет. Отныне окружающий мир перестал быть для человека добрым, стал суровым и опасным, и для того, чтобы выжить в этих новых условиях, человек должен был тяжко трудиться. В поте лица твоего будешь есть хлеб (Быт. 3, 19) — это и наказание, и совет одновременно. Бог предлагает человеку трудиться, добывать себе пропитание, возделывая землю. Этот труд потребует от человека напряжения всех его сил. Но только идя таким путем, он избежит погибели в новых суровых условиях жизни.
Господь поселил человека в райском саду, чтобы возделывать. и хранить его (Быт. 2, 15). Иными словами, человек был призван к труду. Но то был труд в условиях гармонии бытия. Ныне же человек должен был бороться за свое существование и тяжкий труд стал непременным условием, без которого его жизнь оказалась невозможной.
В молитве святого Ефрема Сирина, в первых же ее словах, упоминается о праздности: «Дух праздности не даждь ми, Господи». Праздность — это состояние, противоположное труду. Если труд есть условие выживания человека, то праздность есть предпосылка к его гибели. Праздность — это противоестественное состояние человека, опасное как для его тела, так и для души. О Божией заповеди трудиться, данной человеку после грехопадения, замечательные слова сказал апостол Павел: Если кто не хочет трубиться, тот и не ешь (2 Фес. 3, 10). Таким образом, между потреблением благ мира сего и трудом устанавливается непосредственная связь, а праздность эту связь разрушает и расценивается как грех, как преступление Божией заповеди.
Чем опасна праздность? Праздный человек не в состоянии справиться с задачами, которые перед ним стоят, он почти всегда неудачник, он не может достичь цели, не в силах противостоять трудным, иногда даже враждебным обстоятельствам жизни, не способен приумножать свое достояние, а порой и защитить себя.
Но праздность опасна и для внутреннего, духовного состояния человека. «Не терпит сердце человеческое пустоты», — говорит святитель Тихон
Задонский. А пустота образуется в нем именно тогда, когда человек пребывает в праздности. Отсутствие устремленности, целеполагания — это и есть то, что характеризует внутреннюю пустоту. Но пустота не может существовать сама по себе, она немедленно начинает заполняться — и если не трудом, то непременно пороками.
Мы знаем по собственному опыту (ведь, наверное, каждый человек с этим сталкивался в своей жизни): если проводим время в праздности и не в состоянии занять себя чем-то полезным, то обязательно впадаем в грех пустословия и осуждения ближних. Дурные, скверные мысли, греховные предрасположения также чаще всего возникают в праздности. Трудящийся человек целеустремлен, и мысли его целенаправлены.
Но не только пустые мысли, слова и стремление к осуждению посещают человека, когда он пребывает в праздности. Праздность нередко провоцирует и совершение греховных поступков. Так, порой пьянство является не чем иным, как способом заполнения пустоты, которая образуется у людей от безделья. То же можно сказать и о распутстве и о многих других прегрешениях. Как часто вырастают они из трясины праздности!
Праздность как некое помраченное духовное состояние является грехом, за который человек понесет наказание. И самое ясное свидетельство о таком наказании, о безусловной связи праздности и греха, а значит, и об осуждении за этот грех мы находим в евангельской притче о талантах (Мф. 25, 14-30). Тот, кто не умножает своих талантов, кто закапывает дарованный ему талант в землю, кто не трудится, а пребывает в праздности, — осуждается Господом, ибо праздностью своей он противостоит Богу, даровавшему ему те или иные таланты.
Нам иногда кажется, что праздность — это не такой уж и большой грех, не такая большая беда. Но ведь не случайно преподобный Ефрем Сирин молитвенное обращение ко Господу начинает со слов о духе праздности: «Дух праздности. не даждь ми».
Однако праздность нужно отличать от отдыха, свободного от труда времени. Человек нуждается в восстановлении своих физических и духовных сил. Но отдых — это не праздность, это совсем другое состояние. Господь, сотворив мир в шесть дней, седьмой посвятил покою, устанавливая тем самым заповедь о седьмом дне как дне отдыха: И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал (Быт. 2, 2-3).
Отдых есть часть замысла Божьего о человеке, тогда как праздность является нарушением этого замысла, нарушением Божественного закона.
Именно поэтому Господь обращается со словами любви и поддержки к тем, кто трудится: Придите ко Мне все труждающиеся (Мф. 11, 28). Лентяи, пребывающие в праздности, заполняющие свою духовную пустоту малосодержательными словами, осуждением ближнего или угождением порокам, — не угодны Богу. Но Господь примет тех, кто, живя по Его заповеди о труде, напрягая свои силы, служит своему ближнему и себе.
Постараемся же во время Святой Четыредесятницы, осознав опасность праздности как греховного состояния, устроить свою жизнь по закону Божию, неустанным трудом приближая те цели, которые мы ставим перед собой в стремлении изменить самих себя и окружающий нас мир к лучшему. И да укрепит нас в этом Господь!
Что такое леность, или праздность
Что такое леность, или праздность
В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю.
Если кто не хочет трудиться, тот и не ест.
Ленивый грешит против Бога, поступает против заповеди Его, которую Он изрек прародителю нашему Адаму, а в лице его и всем нам: в поте лица твоего ты будешь есть хлеб свой, доколе возвратишься в землю, из которой ты взят.
Святой Апостол Павел в послании к Солунянам пишет, что человек, не желающий работать, недостоин пищи.
Грязному камню подобен ленивый, — пишет Сирах, — всякий освищет бесславие его. Воловьеву помету подобен ленивый, всякий, поднявший его, отряхнет руку.
Горькая участь ожидает сластолюбца, погруженного в праздность, нежущегося в покое и проводящего время во сне.
Премудрый Соломон так говорит о ленивом:Не люби спать, чтобы тебе не обеднеть; держи открытыми глаза твои и будешь досыта есть хлеб. Немного поспишь ты, ленивый, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь. И прийдет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник. Если же будешь не ленив, то, как источник, прийдет жатва твоя, скудость же далеко убежит от тебя. Проходил я, — продолжает Соломон, — мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного. И вот все это зарослотерном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его разрушилась. И посмотрел я, и обратил сердце мое, и посмотрел и получил урок.
Время, данное нам для жизни, дороже всякого сокровища. Как слова сказанного возвратить нельзя, так и времени потерянного сыскать невозможно. Потеряв напрасно время, будем жалеть и малейшего времени к покаянию будем искать, как жаждущие студеной воды, но не найдем, когда придет время суда и покаяния, строгости и помилования. Мы должны дать непременно ответ и за самое время, греховно потерянное нами. Настоящее время — это торг, на котором таланты, данные нам от Господа, мы трудами с помощью Божией должны умножать, чтобы с ленивым рабом не услышать от Господа страшного определения: негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов (Мф. 25, 30).
Поэтому надо внимать увещанию премудрого Соломона:пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; по он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Или пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна: хотя силою она слаба, но мудростью почтена (Притч. 6,6–8).
Предпоследняя глава книги притчей Соломона заключает в себе следующую прекрасную молитву:
Господи! двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне прежде, нежели я умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы пресытившись я не отрекся от Тебя, и сказал: кто Господь, и чтоб обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе.
Итак, здесь показаны грехи, ведущие к смерти души. Бороться с ними — призвание и великая жизненная задача христианина.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский завещал нам: «Принеси Богу в жертву сердце свое, отдай его всецело Вседержителю, отвергнись себя, всех греховных движений: злобы, ненависти, гордости, непокорности и своеволия, зависти, недоброжелательности и злорадства, скупости, сребролюбия, чревоугодия, блудной нечистоты, татьбы, обмана, лености и прочее, и непрестанно принуждая себя к благости, когда нас озлобляют, оскорбляют, к молитве за врагов, кротости, смирению, незлобию, искреннему доброжелательству, щедрости, нестяжанию, истине и праведности, трудолюбию, послушанию и прочее. Трудно побороть страсти, сделавшиеся как бы природными членами нашими… но при внимании непрестанном к самому себе и при усердной непрестанной молитве с воздержанием, с помощью Божией возможно побороть и искоренить их».
Читайте также
ЛЕНОСТЬ
ЛЕНОСТЬ Леность — смертный грехЛеность есть немалый порок и полагается в числе смертных грехов; то и надобно себя нудить к исполнению наших обязанностей, просить Бога о помощи, не надеяться на свою силу. Он, видя таковое наше произволение, даст силу и крепость и поможет
ПРАЗДНОСТЬ
Что такое покаяние? Что делать, если покаянные молитвы не рождают покаяния? Что такое «сухая молитва» и как избавиться от нечувствия сердца?
Что такое покаяние? Что делать, если покаянные молитвы не рождают покаяния? Что такое «сухая молитва» и как избавиться от нечувствия сердца? — Что такое покаяние?— Иоанн Лествичник определяет покаяние следующим образом:«Покаяние есть возобновление крещения.Покаяние
417. Как заменять церковную молитву в уединении. Жалобы на леность
417. Как заменять церковную молитву в уединении. Жалобы на леность Милость Божия буди с вами! Благодарствую за молитвенную память у рак св. угодников Божиих. Благослови, Господи, ваше уединение. Что в церкви не бываете, не беспокойтесь. Для Бога всякая молитва от сердца
ЛЕНОСТЬ, РАССЛАБЛЕНИЕ ДУШИ, ДРЯХЛОСТЬ УМА
ЛЕНОСТЬ, РАССЛАБЛЕНИЕ ДУШИ, ДРЯХЛОСТЬ УМА Безболезненность сердца ослепляет ум, а множество брашен иссушает источники слез. Жажда и бдение стесняют сердце, а когда сердце стесняется, тогда произникают слезные воды. Сказанное мною для угождающих чреву покажется жестоким,
Леность
Леность Ленивые в каких случаях предпочитают молитву служению, а служение молитве. [4: 95].Ленивые по призвании подвергаются тяжким падениям; и каким путем возвращаются от заблуждения? [5: 39].Малая скважина (леность) расточает весь труд наш. [26: 97].Какую пользу может получить
Что такое хорошо, и что такое плохо
Что такое хорошо, и что такое плохо Теперь мы встретились с безупречной Дхармой, учением Будды, причем именно с учением Махаяны, Великой Колесницы, которое показывает путь к великому освобождению, к полному Пробуждению. Мы обрели драгоценное человеческое рождение и
ДЕЯТЕЛЬНАЯ ЛЕНОСТЬ
ДЕЯТЕЛЬНАЯ ЛЕНОСТЬ Я люблю одну старую тибетскую притчу, которая называется «Отец „Знаменитого-как-Луна“». Один очень бедный человек получил за долгую и тяжелую работу целый мешок зерна. Он был очень горд этим, и, вернувшись домой, подвесил этот мешок на веревке на одной
Что такое теория? Что такое факт?
Что такое теория? Что такое факт? Каким критериям должна отвечать теория для того, чтобы считаться научной в общепринятом смысле? Джордж Гейлорд Симпсон (1964) указывал:«В любом определении науки говорится, что утверждение, которое нельзя подтвердить наблюдениями, не
ЛЕНОСТЬ, УНЫНИЕ, ТОСКА
ЛЕНОСТЬ, УНЫНИЕ, ТОСКА Разленение означает ослабление или пресечение духовных движений. Пишете, что тоска и скука томит. Беды, ведь, внешней видимой никакой нет?! Так это вражье дело. Враг не любит покойных сердец. и вот он ухитряет каким-то образом сердце сжимать и
Уныние и леность
Уныние и леность Уныние наводят на душу бесы, предполагая, что ее терпение истощится в долгом ожидании Божьей милости и она покинет жительство по Закону Божьему, так как признает его слишком трудным. Однако терпение, любовь и воздержание могут противостоять демонам, и они
ЛЕНОСТЬ
ЛЕНОСТЬ Как и чем ее побеждатьЛеность одолевает. Как же быть-то? Ухитритесь взбодривать себя. Эта немощь с кем не случится! Надо поломать себя, а потом, видя, что ничто не берет, перетерпеть это состояние. Даст Господь утешение и движение, оживет душа. Попробуйте какое дело
Кофе с сестрой Вассой: О блудном сыне, о праздности и об унынии
Здравствуйте. Меня зовут сестра Васса.
Дорогие, мы еще раз собрались с вами в нашей студии в Вене, в Австрии. И на сей раз, к сожалению, мне придется вас опечалить, потому что к нам поступило сообщение из Парижа. Вот мы Эйфелеву башню поставили тоже из-за этого. Вот из Парижа нам пишут:
«Дорогая сестра Васса, благодарим вас за начатый цикл бесед на русском языке, все в восторге». Вот видите, я вам говорила, вы мне не верили. Дальше читаем:
«Мы публикуем передачи на сайте Кафедрального Собора святого Александра Невского. Меня попросили Вам написать представители русской эмиграции старого поколения. Им очень нравится ваш проект, но смущают аплодисменты вначале. Я объяснил, что это для молодежи. Попросили Вам передать».
Так что, короче говоря, мои дорогие, вы ведёте себя некомильфотно. Да-да, вы ведете себя неподобающим образом, так что я прошу вас немножко успокоиться. В начале не будем аплодировать, хорошо? Ну ладно, теперь я вас расстроила… Не плачьте, не плачьте, это ничего, мы будем стараться посерьезней, всё-таки начинается скоро Великий пост. И вот сейчас мы поговорим еще раз об этой книге – о «Триоди постной».
Вы ничего не поняли? Ладно. Успокойтесь. На сей раз мы будем говорить о Неделе о блудном сыне, которая сейчас наступает. И мы прочитаем вместе в Евангелии от Луки из 15-й главы притчу о блудном сыне. Сейчас не уходите, потому что сейчас будет всё самое интересное.
«У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую [мне] часть имения. И [отец] разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.
Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, и тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, и я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему.
И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться».
И в этот момент старший сын, который был на поле, возвращается домой и спрашивает одного из слуг, почему вдруг все веселятся. И, узнав, что это его отец устроил целый пир, потому что вернулся младший сын, старший рассердился, что ничего подобного отец для него не устраивал.
И когда отец стал упрашивать старшего сына зайти, потому что тот вообще не хотел даже зайти в дом, старший сын на это сказал: я столько лет служил тебе, и никогда ты ничего подобного для меня не делал. Но отец на это сказал старшему: «Сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся».
Возвращение блудного сына. Бартоломео Мурильо
Сейчас поговорим только немножко, а чего это младший сын вдруг решил бросить всё свое родное, где у него всё абсолютно было, и отправиться в чужую страну.
Ему вдруг стало скучно от своего и захотелось иного, пусть неизвестного, но нового. Им овладел, можно сказать, дух праздности, и затем – уныния. Это связанные между собой чувства неохоты и некоторой скуки по отношению именно к своему призванию, к тому, что именно ты на своем месте и с твоими способностями и данными призван или призвана, поставлена делать.
Это может быть и в браке, когда вдруг человеку наскучивает смотреть на одну и ту же собственную жену. Или в церковной жизни тоже, например, у тех из нас, кто с большим энтузиазмом крестился, может быть, в 90-е годы, а теперь уже потерял всякий интерес к церковной жизни.
Иоанн Лествичник пишет, что уныние заставляет смотреть в окно. Ну и у нас уныние может вызвать такое желание, так сказать, смотреть в лес. Как избавиться от такого охлаждения? Как ожить тому, кто уже мёртв?
В наше время, я думаю, что особенно трудно по отношению к праздности и к унынию, которые связаны, я вам напомню, потому что у нас постоянно доступны всевозможные развлечения, интересная информация, видеоигры, всё прямо тут, в собственном телефоне. Так что нас очень трудно чем-либо удивить, вдохновить, и у нас возникает связанное с такой праздностью такое уныние, такой ответ на всё, что нам ни покажешь: «А зачем. Зачем?»
И я замечу вам, что чем сильнее искушение или страсть, тем больше венцов, роста духовного нам предлагает борьба во Христе с этой страстью или слабостью. Тот же Иоанн Лествичник пишет, что ничто не доставляет столько венцов, как борьба с унынием. Так что уныние может быть и особым подарком от Бога, который, быть может, в начале нашего духовного пути нам подавал одни утешения, как ребёнку, а теперь уже хочет, чтоб мы взялись посерьезней, сознательнее за наше крестоношение, чтобы мы повзрослели и стали опытнее.
Так что давайте начнем активнее благодарить Бога, займемся активно благодарением, потому что в центре нашего древнего предания и церковной жизни стоит благодарение.
Евхаристия – это слово означает благодарение. И мы должны учиться в ежедневной жизни, не только по воскресеньям, а ежедневно расти в благодарности. В борьбе с унынием, когда я не замечаю, что тут и сейчас и именно мое окружение – это то, за что мне требуется взяться, то, за что я должна благодарить Бога…
У меня такой обычай, я это уже делаю, не знаю, год или два, я всегда покупаю такие тетрадки и в них записываю каждый вечер то, за что я благодарна за этот день, что также я сделала не так. Так сознательно записывать совершенно меняет перспективу. Кто мне что сделал доброе, даже иногда записываю, что кто-то мне мило улыбнулся, это бывает очень приятно. И если я что-то не так сделала, смутилась чужими грехами, такие вещи записываю.
И, вы знаете, я скажу, что потом молиться после этого легче, как-то яснее. Свет Божий в жизни яснее показывается после такого упражнения. И на это требуется всего лишь несколько минут, я вас уверяю.
Я просто делюсь с вами, как я стараюсь противопоставить унынию и духовной праздности, противопоставить этому благодарность ежедневную. И потом спокойнее засыпаешь и встаешь тоже охотнее и безо всякого уныния. И скажу о том, что потом, когда настает время ходить в церковь, тоже как-то сознательнее возвращаешься в отчий дом, понимаете? В отчий дом возвращаться мы призваны каждый день, потому что, может быть, мы склонны немножко удаляться, развлекаться, отвлекаться от родной стороны. Хорошо?
Так что я с вами поделилась, мне кажется, что блудный сын, младший сын, заблудший сын, что он смотрел в лес и поддался унынию. И потом, конечно, он понял свою ошибку и возвращается.
Тут еще очень много можно сказать, но вспомним, что Отец, то есть Бог, когда мы еще далеко, готов выбежать к нам навстречу и нас обратно принять. Так что я на этом сегодня закончу.
Вот и всё, дорогие. Спасибо, что вы еще раз зашли и пили кофе с сестрой Вассой. Так, теперь вы можете аплодировать. Спасибо.
Праздность – что это такое? Дух праздности в православии
Наверное, многим приходилось слышать такое слово, как «праздность», но далеко не все понимают, что оно обозначает. Если посмотреть значения этого слова, то можно понять, что данным термином называют безделье, невнимательность к соблюдению основных норм нравственно-духовной жизни, лень в плане совершения духовных практик. Праздность даже доброго человека постепенно приводит к тому, что он становится более злым, сходя с пути истинного на дорогу греха. Такое состояние, как праздность, далеко не является нейтральной средой в духовной жизни, ведь человек становится безразличным к делу своего спасения, постепенно разрушая свою жизнь.
Что такое дух праздности?
Часто в тексте молитв можно прочитать обращение к Богу о том, чтобы он не дал нам дух праздности. Под понятием праздность явно не имеется ввиду отдых, который должен присутствовать в жизни человека, ведь это что-то совсем другое и, о духе праздности стоит рассказать такое:
Чаще всего, праздность является проявлением слабой воли и не разрешает человеку сформировать свою личность. Даже факт того, что человек произносит праздные слова, говорит о его несостоятельности и работает против него. Если праздность вредит только человеку, находящемуся в этом состоянии, то празднословие может навредить и другим людям, приводя их к разным жизненным катастрофам.
Молитва, помогающая избавиться от духа праздности и ее основные прошения
Часто, особенно во время Великого поста, молятся о том, чтобы Господь избавил человека от духа праздности. Эта молитва Ефрема Сирина содержит в себе несколько таких важных прошений:
Праздность и празднословия – это то, что приводит человека не к лучшим последствиям, поскольку такое состояние негативно может повлиять не только на него, но и на окружающих людей. Праздность – это лень и пустота, а празднословие – это ненужные беседы, которые часто влияют на окружающих людей негативно, поэтому и стоит молиться о том, чтобы уберечься от данных состояний.
Такое понятие, как праздность, церковь рассматривает исключительно в негативном свете, поскольку данное состояние разрушает человека изнутри. Праздность – это своего рода духовный порок, от которого обязательно стоит избавляться, чтобы иметь возможность двигаться на пути своего духовного развития вперед.
Но стоит упомянуть и о такой понятии, как Богоугодная праздность. Именно в таком контексте праздность расценивается, как временное освобождение человека от земной суеты и всех его дел, чтобы больше времени уделить Богу, посвятив его Творцу. То есть, если в воскресные дни человек не занимается делами по дому и не ходит на работу, он должен это время провести в церкви, в молитве, а не просто лежать на диване.