Хлеб в библии что такое
Интересные факты о хлебе
В Библии это самый упоминаемый продукт. В книге Бытия хлеб упоминается 56 раз, в Псалтири 23 раза, в Евангелиях 88 раз.
А вы знали, что существует «Хлеб Иезекииля». В США в специализированных магазинах здорового питания можно найти такой хлеб.
Диетологи заинтересовались этим рецептом от Господа Бога. Они говорят, что он уникален тем, что смесь злаков,которые в него входят имеют уникальный сбалансированный состав. В них есть все, что нужно для того, чтоб человек мог функционировать правильно (витамины, жиры, клетчатка, углеводы).
Известному Библейскому пророку Иезекиилю, Господь повелел перенести очень тяжелое испытание, 390 дней он должен был лежать на левом боку не вставая. Этим самым, он нес вину всего Израильского народа.
В библейское время, трапезы были очень простыми. Как такового завтрака не было вообще. В лучшем случае перекусывали по пути на работу. В середине дня обычно ели хлеб с оливками. Вечером подавали овощное пюре. «Ложками» служили куски хлеба, которые макали в общий котел. Если в доме были важные гости, в горшок с овощами могли положить мясо. Ели сидя на полу.
По-еврейски «хлеб» — ле́хем, а по-гречески — а́ртос; эти слова также переводятся как «лепешка». Хлеб был круглым и имел форму лепешки (не использовались дрожжи/ закваска т.к. в древности закваска служила символом испорченности не только у евреев, но и у других народов).
Даже в наше время на Востоке хлеб пекут в виде лепешек толщиной обычно 1—2,5 см и около 18 см в диаметре.
Хлебом Авраам угощает трех ангелов: «Я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите [в путь свой]; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь. И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал [ей]: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы..» (Быт, 18-5)
За хлеб с чечевицей Исав отдал Иакову первородство (Быт 15-34). С хлебом связана история семи изобильных и семи голодных лет в Египте (Быт 41).
Сам Иисус Христос метафорически называет Себя Хлебом Божьим или “хлебом жизни, Который сходит с небес” (Ин 6:33,35,41,50 и след.,58).
Хлеб не только служил пищей для человека, но и использовался в религиозных обрядах. Хлеб становится основой для совершения таинства Евхаристии в Новом Завете. Таким образом, хлеб является не только постоянным продуктом на столе, он присутствует во многих ключевых моментах священной истории. Поэтому можно говорить о сакраментальном, священном значении хлеба, которое в Новом Завете, в Церкви приобрело даже гораздо большее значение, чем ранее.
Библия также оставила нам много литературных образов и ярких словосочетаний, связанных с хлебом:
«В поте лица будешь есть хлеб свой»,
«Манна небесная», «Не хлебом единым», и т.д.
Иисус дважды чудесным образом накормил очень большую толпу людей всего несколькими хлебами и рыбами, которых хватило всем (Мк. 6:30–44; 8:1–10) – эти действия служат примером Божественной заботы и проявления гостеприимства в широких масштабах.
Предполагалось, что хлеб им будут давать те, кто примет их послание.
В богатых домах имелись глиняные духовки, внешне очень похожие на пчелиный улей. В нижней части духовки разводили огонь, а в верхнюю помещали хлеб.
Другие бедные люди, хлеб выпекали выкладывая тесто прямо на уголья.
Слуги мелющие при жерновах в Египте находились в самой низкой социальной нише. Часто этим занимались женщины.
Хлеб с давних времен был основным продуктом питания израильтян (Быт 3:19; 14:18; 21:14 и др.).
На Востоке существует традиция преломления, а не нарезки хлеба. Резать хлеб там означает разрушать. Так как Христос преломлял хлеб во время Вечери Господней, то выражение «преломление хлеба» стало использоваться в отношении причастия.
Самый распространенный вид домашних работ в библейские времена — это помол зерна. Каждая семья печет хлеб из своего зерна.
«Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым. «
Гумно — огороженный участок земли в крестьянском хозяйстве, предназначенный для хранения, молотьбы и другой обработки зёрен хлеба
Сжатый хлеб доставляли на гумно — площадку плотно утрамбованной земли (1 Пар. 21:18-26). Обычно гумно находилось за городом на возвышенности, где преобладали сильные ветра.
Здесь хлеб молотили деревянными орудиями или гоняли по нему волов, которые копытами выбивали зерно из колосьев. Иногда применяли молотилку. Это была деревянная доска, на нижней стороне которой имелись каменные или железные шипы. Волы таскали ее взад и вперед по расстеленному хлебу и вымолачивали зерно из колосьев.
Веяние. После молотьбы нужно было отделить зерно от мякины — шелухи и мелких частиц соломы. Зерно подбрасывали вверх особой деревянной лопатой, веялом. Легкую мякину ветер относил в сторону, а более тяжелое зерно падало тут же на землю.Окончательно зерно очищали от всяких примесей, встряхивая его в большом решете.
Что Библия говорит о хлебе и вине?
Мы в соц. сетях
Свежие посты
Свежие комментарии
Воскресная проповедь
Песня Марии
Архивы
Рубрики
Вечеря Господня. Часть 2.
Что Библия говорит о хлебе и вине?
В третий раз Иисус собрался со Своими учениками совершить пасху накануне Своей смерти.
И когда они ели, Иисус взял хлеб и благословив преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая в оставление грехов» (Мф. 26:26-28).
Иисус сосредоточил внимание учеников на хлебе и вине, ничего не говоря об агнце и горьких травах, таким образом Он давал устав Новозаветной Пасхи. Далее Иисус говорит: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19).
На протяжении двадцати веков Церковь Господа Иисуса Христа свято хранила этот устав, черпая силы из нескончаемого источника благодати Божией. Христиане не знают большей святыни, чем Тело и Кровь Господа Иисуса Христа. Среди гонений, инквизиций, под угрозой смерти, в домах, в лесах, в катакомбах святые Нового Завета жаждали причаститься к Телу и Крови своего Господа. Переплавленные в страданиях, они были всегда готовы коснуться святыни, их объединяла Христова любовь, единство веры и познания Сына Божия. Последним желанием многих святых была молитва, исповедь и причастие. Они были обрезаны обрезанием Христовым, что позволяло им участвовать в Вечере Господней. Ветхий Завет запрещал участие необрезанного в пасхе, равно если и обрезанный не принимал участие в пасхе, то в том и другом случае эти люди были истребляемы из общества Израильского.
Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? 1 Кор. 10:16
Итак, что Библия говорит о хлебе и вине? Хлеб, состоящий из многих зерен – один. Чаша, в которой находится сок многих ягод – одна. Хлеб и чаша с вином говорят о единстве, о чистоте и о жизни. Исследуя Писания, мы заметим, что о хлебе и о чаше с вином говорится чуть ли не с первых страниц Библии.
Авраам и Мелхиседек
Первым очень ярким упоминанием является история Авраама, избавившего от врага своего племянника Лота. Итак, Авраам возвращается с войны, а навстречу ему выходит Мелхиседек, царь Салима. Царь Салимский выносит Аврааму хлеб и вино. Библия говорит, что он был священник Бога Всевышнего, царь правды, или царь мира, он уподобляется Сыну Божиему: без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни – благословляет (возлагает руки, – от автора) Авраама-патриарха, в чреслах которого находится Левий – будущий священник, принимающий десятины от всего народа. Авраам дает десятую часть Мелхиседеку.
Встреча Авраама и Мелхиседека. Мозаики церкви Сан-Марко в Венеции
Кто же этот Мелхиседек? Человек? Ангел? Христос? Это имя только трижды упоминается в Библии (Быт. 14:18; Пс. 109:4; Евр. 7:1). Это имя священника, чин которого был непревзойденным. Даже сам Аарон, находившийся в чреслах Авраама и имевший чин первосвященника, поклонился (- от автора) Мелхиседеку, который является как прообразом Иисуса Христа, так и тем существом, в котором пребывал Христос. Конечно же, хлеб и вино, предложенные Мелхиседеком Аврааму, говорят нам о ломимом Теле и пролитой Крови Господа нашего Иисуса Христа, но остановимся здесь и не станем заглядывать туда, куда не дано нам заглянуть. «Сокрытое принадлежит Господу» (Втор.29:29). Не каждому дано заглянуть под крышку ковчега Божиего (1 Цар. 6:19).
История Иосифа
Следующим местом описания хлеба и чаши является история Иосифа, точнее история двух царедворцев фараоновых: хлебодара и виночерпия. Они провинились и по приказу фараона оказались в темнице, где под стражей содержался Иосиф. В одну ночь царедворцам снятся сны, каждому сон особого значения. Одному о чаше, а другому о хлебе. Очень странные сны, но Иосиф, имея мудрость от Бога, истолковывает им эти сны.
Мариано Барбасан. Иосиф, сын Иакова, в темнице
Виночерпий говорит, что он видел виноградную лозу, на лозе три ветви, лоза принесла ягоды, которые он выжал в чашу и подал эту чашу фараону. Иосиф говорит: «Три ветви – это три дня…» А что означает виноградная лоза? И действительно, через три дня виночерпий вышел из темницы и подал чашу в руку фараона.
Хлебодар видел три корзины, наполненные всякою пищею, изделиями пекаря, и птицы клевали ее из корзины. Иосифом это было истолковано так: «Три корзины – это три дня, через три дня фараон снимет с тебя голову твою, и повесит тебя на дереве; и птицы небесные будут клевать плоть твою с тебя» (Быт. 40:19).
Тут возникает сразу несколько вопросов: что это за птицы, питающиеся не хлебом, а мясом? Что напоминает нам дерево, на котором хлебодар был повешен? Эти два царедворца – два человека, знаем ли мы их имена? Кого напоминает нам хлебодар? Ведь через некоторое время великим хлебодаром сделается Иосиф. Выйдя из темницы, он станет человеком весьма могущественным, человеком, в чьем распоряжении будет весь хлеб Египта. От него зависела жизнь всех народов, и даже Израиля.
Но до этого положения его ожидают многие годы страдания и горечи. Давайте проследим, насколько это возможно, путь и жизнь Иосифа: «Иосиф, семнадцати лет, пас скот… Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих… и сделал ему разноцветную одежду» (Быт. 37:2-3). Братья же возненавидели Иосифа, так как он был любимым, имел красивую одежду и имел откровения от Бога. Иосиф доводил до отца своего худые слухи о братьях своих. Видимо, люди, знавшие братьев Иосифа, обсуждали их поведение и их худые дела, и Иосиф слышал об этом.
Братья Иосифа тоже были пастухами, и однажды отец отправил их пасти скот в Сихем. Это место имело в округе около восьмидесяти источников и плодоносную долину у подножия горы Гаризим, на которой было объявлено благословение для Израиля (Втор. 27:12). Однако, когда по поручению отца Иосиф пришел в Сихем навестить своих братьев, он не нашел их там. Некто сказал Иосифу, что они пошли в Дофан (Быт. 37:17). Дофан был расположен на караванной дороге из Сирии в Египет, в нескольких километрах к северу от Сихема. По всей видимости, братья Иосифа не очень-то заботились о скоте отца своего. Их больше привлекал караванный путь, где можно было что-то купить или продать, чем злачная Сихемская пажить. Вот туда-то, в Дофан, и пришел Иосиф. Его приход являлся обличением для братьев. Это уже не слухи: Иосиф сам становится очевидцем их дел. Видимо, это подозрение было и у Иакова, потому-то он и послал сына своего навестить братьев.
Франсуа Жерар. Иосифа признают братья
Иосиф – прообраз Христа
Иосиф является ярким прообразом Иисуса Христа: Иисус Христос – Пастырь; Его братья по плоти, Израильтяне, вожди народа, первосвященники и старейшины – тоже пастыри, которым Бог заповедал пасти народ Израильский. Но, подобно братьям Иосифа, они пасли народ для своей корысти и славы. Отец Небесный послал Сына Своего Единородного, чтобы навестить братьев, остановить их в их зле, спасти их от грехов их, как написано: «Пришел к Своим, и Свои Его не приняли» (Иоан. 1:11). Свои продали Его, сняли с Него одежду Его, избили, изранили и распяли на кресте. Но Иисус Христос воскрес из мертвых. Он показал Свое израненное, ломимое Тело Своим ученикам. Он стал этим хлебом, дающим жизнь миру. Этого хлеба достаточно, чтобы прокормить всех алчущих и жаждущих правды.
Духовный хлеб в Библии
Если сегодня, в человеческом понимании «хлеб и вода» несут в себе символ нищеты и голода – то в понимании Библейском, это является основой жизни. Так говорит Всевышний через Своего пророка:
Сразу отметим, что, в данном тексте подразумевается духовный хлеб, который означает Слово Божье (Иоан.1:1-4,14. Иоан.6:30-35,48-51. Матф.4:1-4.). Вода, является символом Святого Духа, необходимого для принятия духовного хлеба (Иоан.4:11-14. Иоан.7:37-39. 2Пет.1:21.). Однако, прежде чем человечество получило эти великие благословения от Всевышнего, прошло немало времени; и в этом времени, существует история и опыт евреев, который мы с вами обсудим. Так мы можем более полно понять значение духовного хлеба для нас с вами, а так же то, как не потерять этот бесценный дар.
В своих повествованиях, Моисей трижды упоминает о том, что евреи жаловались на недостаток еды в пустыне (Исх.16:2,3. Чис.11:4,5; 21:5-9.). Конечно, сложно было бы представить себе: евреев, во время кочевых странствований по пустыне довольных овощами, фруктами, мясом и прочим… Однако проблема тех, кто вышли тогда из Египта с Моисеем, Иисусом Навином и Халевом (Чис.14:20-24,30,31.) была скорее не в том, что не доставало разнообразной пищи – питаясь той манной, можно было бы без каких либо проблем для здоровья прожить всю жизнь. Причина их конфликта с Всевышним Яхве (Исх.3:14,15) была в том, что это был народ жестоковыйный (Исх.33:2,3.), т.е. чёрствый, эгоистичный неблагодарный (как и всё человечество в целом – Рим.3:9-12.). И когда позднее, пришёл наш Господь Христос на землю, как истинный духовный Хлеб с небес – к Нему относились по-разному: «одни говорили, что Он добр;
а другие говорили: нет, но обольщает народ» (Иоан.7:12).
***
В первом упомянутом случае (Исх.16:2-5.) у народа и в самом деле не хватало пищи, так как те припасы, что были захвачены с собой при выходе из Египта, закончились. Но их проблема была в бездуховности и злобе, с которой они требовали себе еду.
***
Второй случай показал то, что их сердце было привязано именно к Египту – но не к отношению с Всевышним Богом.
И это было явно из сказанных ими слов: «мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок; а ныне душа наша изнывает; ничего нет, только манна в глазах наших» (Чис.11:5,6. Чис.11:20.). Чему этот второй случай нас может научить?
Чтобы нам лучше понять мораль этого примера, стоит обратиться к истории выхода семьи Лота из Содома.
«Когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота, говоря: встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города. Когда же вывели их вон, [то один из них] сказал: спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть… Жена же [Лотова] оглянулась позади его, и стала соляным столпом» (Быт.19:15,17,26).
«не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство. Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лук.12:32-34).
«Так же, как было и во дни Лота… так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится. В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад. Вспоминайте жену Лотову» (Лук.17:28,30-32).
Когда придёт время выбирать, готовы ли мы искренне заплатить цену за духовное наследие, как это сделал наш Господь, Который «расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век» (2Кор.9:9)?
А теперь, мы обратим с вами внимание на третий, наиболее яркий случай из данной темы: «Духовный хлеб в Библии».
«И говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть [нам] в пустыне, ибо [здесь] нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища. И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из [сынов] Израилевых. И пришел народ к Моисею и сказал: согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись Господу, чтоб Он удалил от нас змеев. И помолился Моисей о народе. И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив» (Чис.21:5-9).
Следует обратить внимание на слова, сказанные евреями: «душе нашей опротивела эта негодная пища»… Позднее, когда наш Господин Христос накормил народ хлебом, Он сказал: «Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Иоан.6:48-51). Однако евреи, в конце концов, так же образно заявили, что им опротивела эта «негодная» Пища тем, что они предали своего Господа.
«И сказал [Пилат] Иудеям: се, Царь ваш! Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря» (Иоан.19:14,15).
«вот, Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил. Блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Мое в Нем. Если ты будешь слушать гласа Его и исполнять все, что скажу, то врагом буду врагов твоих и противником противников твоих» (Исх.23:20-22).
Когда наш Господь Христос, Слово Божье, пришёл на землю, Он предупредил:
«Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит [его] незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там. И бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом» (Матф.12:43-45).
Итак: евреи, времени первого пришествия Христа поплатились за то, что не проявляли первой, самой важной заповеди: любить Бога всей душой, крепостью и разумением (Матф.22:37,38. Исаия.29:13,14.). В исполнение этой заповеди включалось то, что они должны были искать знания о Том, кого должны любить.
***
А может ли эта история с духовным хлебом иметь отношение к нам? – конечно же, да. Апостол Павел писал: «Все это происходило с ними, [как] образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» (1Кор.10:11). Далее, в послании 2Фес.2:10-12 описываются события последних дней нечестивого мира: «со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (2Фесс.2:10-12).
О том же писали пророк Амос (Ам.5:17-19.), и апостол Иоанн в книге Откровение (Откр.16:13-16.).
ХЛЕБ (BREAD)
Хлеб из пшеницы или ячменя был в библейские времена одним из основных продуктов питания. Его значение (в Сир. 29:24 он назван «главной потребностью для жизни») явствует из слов «хлебная опора» ( Иез. 5:16; 14:13 ), в которых выражается мысль, что хлеб дает человеку возможность ходить. Это настолько очевидно, что под хлебом часто понимается просто «пища», и такое употребление этого слова сохраняется в современных переводах. Выражение «не одним хлебом» ( Втор. 8:3 ) означает «не одной пищей» (ср. Быт. 3:19 ; Чис. 21:5 ; Лк. 15:17 ).
Хлеб не только служил пищей для человека, но и использовался в религиозных обрядах. Он был одним из приношений Господу ( Исх. 29:2 ; Лев. 2:4–16 ). Законом устанавливалось также, чтобы на столе перед Святым-святых всегда лежали двенадцать свежих хлебов (так называемых «хлебов предложения», Исх. 25:30 ; 1Пар. 9:32 ; Евр. 9:1–5 ). Кроме того, по ветхозаветному закону, на пасху предписывалось есть пресный хлеб ( Исх. 12:1–28 ).
Хлеб как дар. Предложение хлеба часто служило проявлением гостеприимства ( Быт. 14:18 ). Это было столь распространенным обычаем, что Иисус, отправляя миссионеров, сказал им не брать с собой хлеба ( Мк. 6:8 ). Предполагалось, что хлеб им будут давать те, кто примет их послание.
Но прежде всего хлеб – это Божий дар. Ибо именно Бог исполняет благ алчущих ( Лк. 1:53 ). Поэтому за хлеб возносят благодарение ( Лк. 9:16 ). Хлеб производится человеком – человеческими руками готовится тесто ( Мф. 13:33 ) и выпекается сам хлеб ( Ис. 44:19 ), – однако тесто невозможно приготовить, если нет зерна, а зерно невозможно вырастить, если нет дождя, который посылает Бог ( Мф. 5:45 ). Библейские представления находят выражение в традиционной еврейской молитве: «Благословен Ты, Господь, Бог наш, сотворивший плод земли».
Тот факт, что Бог дает хлеб в буквальном смысле, показан в нескольких знаменательных рассказах о чудесах. Ходившие по пустыне и оголодавшие израильтяне нашли на земле манну, то есть «хлеб, который Господь дал вам в пищу» ( Исх. 16:15 ; ср. Пс. 77:25 ). Когда Елисею не хватало хлеба, чтобы накормить сто голодных людей, Господь сказал: «Насытятся и останется». И действительно, люди наелись, и еще осталось ( 4Цар. 4:42–44 ). Иисус дважды чудесным образом накормил очень большую толпу людей всего несколькими хлебами и рыбами, которых хватило всем ( Мк. 6:30–44; 8:1–10 ) – эти действия служат примером божественной заботы и проявления гостеприимства в широких масштабах.
Хлеб причащения тоже понимается как Божий дар. На тайной вечере Иисус взял хлеб, благословил, преломил его и дал ученикам ( Мк. 14:22 ). В данном случае предложение хлеба означало, что Иисус отдает Себя в жертву ради других, то есть образ хлеба символизирует жертвоприношение Сына Божьего.
Эсхатологический хлеб. Если хлеб – Божий дар в настоящем, то он тем более будет Божьим даром, когда Его Царство достигнет полноты. Поводом для рассказа Иисусом притчи о великом пире ( Лк. 14:16–24 ) послужили слова некоего человека: «Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием» ( Лк. 14:15 ). В ней имеется в виду эсхатологический пир ( Ис. 25:6–8 ; Отк. 19:9 ), как и в словах Иисуса в конце вечери Господней: «Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием» ( Мк. 14:25 ).
С этим связано интригующее обетование в Отк. 2:17 : «Побеждающему дам вкушать сокровенную манну». Имеется ли в виду образ манны, снова спускающейся с неба (как во 2 Апок. Вар. 29:8 ), или возвращение золотого сосуда с манной, хранившегося в храме ( Евр. 9:4 ) – по еврейскому преданию сосуды храма были не вывезены, а спрятаны (2 Апок. Вар. 6:1–10 ), – не ясно. Во всяком случае, святым было дано эсхатологическое обетование, что они получат «хлеб с неба» ( Неем. 9:15 ). Бог ответит на нужды Своего народа.
Молитва Господня. Иисус учил Своих последователей молиться за «хлеб насущный (epiousios)». В этом выражении заключен глубокий смысл. Его арамейское (предположительно) происхождение, без сомнения, связано со словами в Исх. 16:4 о манне: «Пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день». Если это так, значит, в молитве выражается просьба к Богу питать народ сейчас (epiousios означает «на следующий день» в смысле «сегодня»), как Он делал это раньше. Но, учитывая, что, во-первых, «следующий день» можно понимать в эсхатологическом смысле (ср. «день Господень»), во-вторых, что манна рассматривалась как хлеб, и, в-третьих, что ниспослание манны Богом ожидалось и в конце подобно тому, как Он посылал ее в начале, многие полагали, что слова Иисуса относятся к хлебу эсхатона (напр., в «Евангелии евреев» по Иерониму).
Нет нужды противопоставлять одно истолкование другому. Иисус и Его первые последователи, без сомнения, рассматривали хлеб на Его столе одновременно как дар Божий и как символ Божьего эсхатологического провидения о святых. То же самое можно сказать о хлебе на вечере Господней, и вполне оправданно, что экзегетика постоянно связывает четвертую строку молитвы Господней с евхаристией. Таким образом, слова «хлеб наш насущный дай нам на сей день» напоминают одновременно о четырех вещах – о манне в пустыне, о Божьей милосердной власти в настоящем, об евхаристии и об эсхатологическом будущем.
В заключение следует упомянуть о названии Вифлеем, означающем буквально «дом хлеба, город хлеба». В этом выражается очевидная символика: Бог, предоставивший хлеб в пустыне и пославший Сына как спасительный хлеб с неба, предопределил, что Христос родится в городе хлеба.
См. также: ГОСТЕПРИИМСТВО, ЕДА, ЗЕРНО, ИЗБЫТОК, МАННА, ПИЩА, ПШЕНИЦА, СТОЛ, УЖИН.
Е. М. Yamauchi, «The Daily Bread Motif in Antiquity», WTJ 27 (1964–1965) 145–156.
ХЛЕБНЫЕ ЗЛАКИ. См. ЗЕРНО.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»