Хлодвиг что сделал кратко
Хлодвиг I – основатель Франкского государства
Легендарный король франков Хлодвиг I из династии Меровингов создал Франкское королевство и за время своего правления значительно расширил его пределы.
Суассонская чаша
Одной из самых известных легенд, связанных с Хлодвигом, является рассказ о Суассонской чаше. После того, как франки захватили богатую область римской Галлии, одержав победу у Суассона, настало время делить добычу. По франкской традиции у вождя не было особых преимуществ перед своими воинами, и все завоеванное должно было делиться поровну между всеми. Но среди добычи оказалась невероятной красоты чаша из какой-то церкви, которая была очень ценной. Тогда, по преданию, Реймский архиепископ Ремигий попросил у Хлодвига отдать эту чашу ему. Хлодвиг и франки были язычниками, но население Галлии преимущественно было христианским. Франкский король, как мудрый правитель, старался наладить добрые отношения с владыками городов — епископами. Хлодвиг согласился на просьбу Ремигия, однако должен был получить согласие от своих воинов на то, чтобы взять чашу сверх своей доли. Войско не стало перечить королю, но внезапно один из воинов, возмущенный такой просьбой, нарушающей нормы военной демократии, да еще и ради христиан, схватил чашу и разрубил ее со словами: «Ты получишь отсюда только то, что тебе полагается по жребию». Хлодвиг передал епископу обломки реликвии.
Воин разрубает чашу на глазах у Хлодвига. Источник: Pinterest
Хлодвиг стал королем западных (салических) франков в 15-летнем возрасте. Тогда его народ владел небольшой территорией, которая включала в себя современную Бельгию и части соседних Германии и Голландии. Центр современной Франции он присоединил после победы над римским наместником Сиагрием в бою в 486 году. Правда присоединение земель Сиагрия затянулось, поскольку многие города держали франкскую осаду. Но в итоге Хлодвиг покорил их все. После этого область франков постепенно стала превращаться в сильное германское королевство. Хлодвиг заключил династический союз с бургундским королем, что усилило его позиции. Он начал войну с алеманнами и сумел одержать победу. Около 500 года король франков вмешался в дела Бургундии и даже обязал короля Гундобальда платить дань.
Карта Галлии Источник: Pinterest
Статуя Святой Клотильды. Источник: Pinterest
Королевский дом Бургундии исповедовал арианство, однако Клотильда под влиянием матери успела перейти в ортодоксально-никейскую веру. Хлодвиг же был язычником, хоть жена после свадьбы всячески и пыталась его склонить к принятию христианства. После рождения первенца Ингомера Клотильда решила крестить сына. Однако вскоре после обряда младенец умер прямо в крестильных одеждах. Хлодвиг был в ярости, он обвинял во всем веру своей супруги. Королева родила второго сына и вновь упросила мужа его крестить. После этого мальчик заболел, и Хлодвиг сказал, что его ожидает судьба брата: «крещённый во имя вашего Христа, он скоро умрёт». Однако Клотильда стала усердно молиться и постепенно мальчик поправился. Однако, несмотря на исцеление и постоянные просьбы жены, Хлодвиг каждый раз отказывался отречься от язычества, утверждая, что «ее бог никак не явил своей силы».
Крещение Хлодвига
Хлодвиг хоть и был язычником, но прекрасно понимал, что религия может быть отличным политическим инструментом. Большинство германцев и их королей, поделивших остатки Западной Римской империи, тогда исповедовали арианство. Однако жители-римляне предпочитали православие в противовес «арианской ереси». Религиозная рознь особенно росла среди покоренных жителей Италии, Южной Галлии и Испании. Принятие православия помогло бы устранить различие между франками и подвластным им населением. Религиозное единство укрепляло власть и делало Хлодвига легитимным в их глазах. Кроме того, такой шаг помог бы расширению территории франков и усилению их влияния, особенно в войне с вестготами. Хлодвиг принял крещение по православному обряду. Это событие стало одним из важнейших в годы его правления.
Крещение Хлодвига Источник: Pinterest
Крещение Хлодвига окутано легендами и ореолом таинственности. До сих пор нельзя точно установить его дату. Согласно легенде, в войне Хлодвига с алеманнами положение франков постоянно колебалось. Когда противники стали побеждать, Хлодвиг обратился к Иисусу Христу: «Если Ты даруешь мне победу над моими врагами и я испытаю силу Твою, которую испытал, как он утверждает, освящённый Твоим именем народ, уверую в Тебя и крещусь во имя Твоё». И в это же мгновение король алеманнов был сражен, а его войско бежало. Вернувшись домой, король франков все рассказал жене. Клотильда вызвала к себе епископа Ремигия, и вместе они смогли убедить Хлодвига в необходимости принятия христианства. Король заявил, что должен получить согласие у своего народа на отречение от старых богов, франки по преданию ответили, что готовы следовать за королем и «за бессмертным богом».
Считается, что обряд прошел на Рождество, 25 декабря 496 года в Реймсе и был проведен Ремигием. Вслед за королем крестилась и его 6-тысячная дружина и его сестра. Во время крещения, согласно легенде, святому Ремигию явился ангел в виде голубя и принес сосуд с миррой. Позднее почти все короли Франции были помазаны на царство миррой из этого флакона, а сосуд получил название Святой Стеклянницы и стал важнейшей французской реликвией. Считается, что Стеклянницу разбили во время Французской Революции, как символ монархии. Также по преданию, Хлодвиг после крещения выбрал своим символом очищения лилию, после этого цветок стал геральдическим символом французских королей.
Коварство и расчет
Жестоко Хлодвиг обошелся и с вождем салических франков в низовьях Рейна — Харарихом. Он захватил его и его наследника в плен и остриг им волосы, объявив отца священником, а сына дьяконом. Тем самым Харарих и его наследник лишались права королевского наследования. Тогда в сердцах сын Харариха заявил, что их семейное древо еще не засохло и пожелал быстрой гибели Хлодвигу. Король франков узнал об этом и приказал обезглавить пленников.
Хлодвиг и его семья Источник: Pinterest
Также Хлодвиг замыслил отнять земли у своего родственника Рагнахара. Он подкупил дружинников своего союзника, послав им золотые запястья и перевязи. После этого он выступил против Рагнахара. Воины изменили своему вождю, схватили Рагнахара и его брата Рихара и выдали Хлодвигу. Хлодвиг сказал ему: «Зачем ты унизил наш род тем, что позволил себя связать? Лучше тебе было бы умереть». Секирой он рассек Рагнахару голову, а затем и его брату, обвинив того, что он не спас вождя от плена. После казни вождя и его брата дружинники узнали, что золото Хлодвига было искусной подделкой. Хлодвиг сказал им: «По заслугам получает такое золото тот, кто по своей воле предаёт своего господина смерти». Спустя время в Ле-Мане был убит еще один брат Рагнахара — Ригномер. Хлодвиг избавился от всех вождей и присоединил к своим землям область салических франков с центром в Камбре.
Хлодвиг I (466 – 27.11.511 н.э. э) – король франков, основатель Франкского государства. Сын Хильдерика I из династии Мировингов унаследовал престол в 15 лет. За 45 лет жизни Хлодовик создал одно из самых влиятельных государств в Северной Европе, обратил фраков в христианство и кратко изложил первый свод варварских законов «Салическая правда».
Первые завоевания
Хлодвиг в переводе с древнегерманского – прославившийся в бою. Король действительно обладал воинственным характером. Уже в 20 лет он завоевал соседнее государство Сиагрию, тем самым вдвое расширив границы своего королевства. Сиагрия на тот момент была вотчиной Римской империи. Обосновавшись в её столице Суассоне, Хлодвиг добился признания со стороны Римской католической церкви. Со слов, епископа Григория Туркского, подробно описавшего жизнь Хлодовига в «Истории франков», такому скорому признанию помог случай. Хлодвиг вернул епископу Суассона религиозный артефакт – чашу, захваченную франкскими воинами.
Крещение франков
В 493 году Хлодвиг заключил брак с бургундской принцессой Клотильдой. Христианка-католичка Клотильда влияла на мужа-язычника, убеждая его в необходимости принять её веру. Хлодвиг поддался на уговоры в 496 году, после победы в войне с алеманнами (варварские племена), король принял христианство и окрестил своё трёхтысячное войско. Согласно преданию, так он выполнил обещание, данное перед битвой: в случае победы принять католическую веру. Но историки сходятся во мнении, что, принимая католичество, расчётливый Хлодвиг добивался сближения с Римской империей.
Крещение франков действительно стало толчком к соединению римлян и франков в единый народ. Начали появляться общие культурные традиции. Германский язык и латынь постепенно смешались, появилось наречие, которое легло в основу французского языка.
Укрепление Франкского государства
Власть короля франков укрепилась за счёт поддержки римского духовенства. Отныне Хлодвиг совершал свои завоевания под именем церкви и в защиту католиков. В 500 году он присоединил Бургундию, в 507 году захватил земли вестготов.
В качестве своей новой резиденции франкский завоеватель выбрал Париж. Он не только воевал, но и путём интриг физически устранял своих соперников и даже родственников. Итогом такой политики стало расширение границ Франкского государства на всю территорию от левого берега Рейна.
В стремлении стать не просто завоевателем, а настоящим правителем Хлодвиг повелел издать свод первых франкских законов «Салическая правда». Свод, содержащий 65 глав, в основном по вопросам наказаний за нарушения обычаев, стал одним из первых источников европейского права. Главным судьёй был сам Хлодвиг. Он же имел право толковать законы по своему усмотрению.
Не забывая о необходимости укрепления церкви, в 511 году Хлодвиг собрал первый во Франкском государстве церковный собор в Орлеане. Это стало последним историческим достижением короля франков, в 511 году он умер, оставив правление своим четырём сыновьям.
Супруга Клотильда, пережила Хлодвига на 33 года. После смерти, за благочестивый нрав и заслуги в установлении католичества, была канонизирована.
Хлодвига, несмотря на очевидные достижения, католическая церковь так и не причислила к лику святых. Считалось, что жёсткий и циничный Хлодвиг не был примерным христианином. Похоронен первый король франков в Аббатстве Святой Женевьевы в Париже.
Когда Хлодвиг стал королем франков и почему принял христианство?
Хлодвиг I – великий французский король, известный многочисленными завоеваниями и принятием франками христианства. При его жизни времена были непростыми, но, будучи правителем, он расширил границы владений и получил расположение многих государств, создав надежную почву для будущей политики Франции.
Хлодвиг первый был самым известным правителем из династии Меровингов.
Кто такой Хлодвиг?
Известнейший из династии Меровингов и наиболее успешный – Хлодвиг Первый. Появился на свет в г. Турне, Бельгия, в 466 г. Франция тогда была разделена на две большие части – салических и репуарских франков, которые имели более мелкие ветки во главе с королями-военачальниками.
Сын Хильдерика I, Хлодвиг, стал королем в 15 лет и правил с 481 (482) по 511 год.
Жизнь этого короля прошла в сражениях. Он был удачлив, владел тактикой боя, стратегией, часто побеждал. История запомнила его как решительного и жестокого военачальника, поэтому собственное войско, враги, другие государства его боялись. Умер основатель франкского государства в 511 г., погребен в храме Апостолов Петра и Павла, в Париже.
Правление – каким был король Хлодвиг?
Правление Хлодвига I, особенно военная политика, неплохо изучены. За годы правления Хлодвиг сделал немало, но присоединение новых земель приходилось проводить силой. В 486 году он пошел против Саргия и через несколько лет завоевал его территории. Затем разбил тюрингов, совершающих набеги на франков.
Король Хлодвиг значительно расширил границы франкского государства.
После заключения брака Хлодвиг увидел новые возможности и увеличил королевство от Сены до Луары, укрепляя власть. В 500 году воевал против Гундобальда. В 506 году пошел против вестготов, расширив свои территории в Галлии. А после победы в готской войне определил столицу государства в Париже, где и продолжил объединение франкских земель.
Почему Хлодвиг принял христианство?
Хлодвиг решил, что женитьба пойдет на пользу государству. Конечно молодой франк, хоть и правитель, не мог претендовать на принцесс известных стран. Но после многих завоеваний, получения определенной репутации, ситуация изменилась. Избранницей стала Хлодехильда (Клотильда), бургундская принцесса, «дочь могущественной страны», что сыграло королю на руку.
Женитьба на Клотильде сплотила государство франков с Бургундией.
Длительное время Бургундия и Франция были не в лучших отношениях. Но брак с принцессой менял положение и позволил заполучить сильного союзника. После женитьбы на Клотильде началась новая веха в правлении короля. Ведь она была не просто принцессой известного государства, но и христианкой.
Клотильда длительное время убеждала супруга принять христианство, но Хлодвиг отказывался. Правитель был упрям независимо от уговоров. Принять крещение его сподвигла интересная история.
Король часто воевал с алеманами, и, как правило, побеждал. Но в ходе одной из битв удача начала изменять. Войско теснили, никакие подношения языческим богам не помогали. В надежде король взмолился Иисусу Христу и поклялся, что, если франки одержат победу, он примет христианство. Вера была слабой, войско Хлодвига разгромило алеманов.
Христианская вера помогла Хлодвигу разгромить войско алеманов.
Войны с алеманами были частыми в те времена, поэтому сложно сказать, когда произошла эта битва. По одним источникам в 496 г, по другим – в 507 г. Король обещание сдержал и принял новую веру. Его крестил епископ Ремигий. А затем христианство приняло и войско. В средневековье этот ход стал возможностью получения поддержки духовенства и галло-римского населения. А в будущем неоднократно был причиной успехов франкского государства Хлодвига.
Хлодвиг что сделал кратко
К тому моменту франки входили в состав «лиги германских народов», которые, хотя и входили в состав Империи, оставались языческими в отличие от более романизированных народов, таких как бургундцы, остготы, вандалы или вестготы, которые в значительной степени приняли арийское христианство.
Галлия к 481 году
Хлодвиг, сын короля франков Хильдерика I и королевы Базины Тюрингской родился в неизвестную дату в середине пятого века. Некоторые авторы называют 466 год. Таким обрзом вступил на трон в возрасте 15 лет, после смерти своего отца. Главным биографом Хлодвига является Григорий Турский, епископ города Тура. Григорий Турский родился менее чем через три десятка лет после смерти Хлодвига и мог лично встречаться с людьми, ещё помнившими покойного короля. И уж точно он был знаком с людьми, знавшими жену Хлодвига королеву Клотильду, пережившую короля на 33 года и после смерти мужа удалившуюся в Тур, где она провела остаток жизни в базилике Святого Мартина.
После смерти своего отца в 481 году Хлодвиг унаследовал королевство, территория которого соответствовала территории римской провинции Бельгика (примерно регион Турне в современной Бельгии), небольшой провинции, расположенной между Северным морем, Шельдой и рекой Камбрез. В состав королевства входила также территория от Реймса до Амьена и Булони, за исключением римской территории с центрами в Суассоне и Париже, который контролировал Сиагрий.
Эпоха правления Хлодвига I в большей степени относится к периоду поздней античностью, чем к Средневековью. Этот период стал основополагающим в процессе зарождения Средневековой Европы с формированием первой династии христианских королей и, благодаря ее принятию галло-римскими элитами, путем создания первоначальной власти в Галлии.
На 5-м году своего правления (в 486 году) совместно со своим родственником, королём салических франков с центром в Камбре Рагнахаром Хлодвиг I развязал свою первую военную кампанию в отношении Сиагрия. В этом же году состоялась известная битва при Суассоне, в которой галло-римляне были разбиты. После поражения Сиагрий бежал в Тулузу, к королю вестготов Алариху II, надеясь получить у вестготов убежище. Но Аларих, боясь навлечь на себя гнев франков, приказал связать Сиагрия и выдать его послам Хлодвига.
Аларих II выдаёт Сиагрия послам Хлодвига
Несмотря на поражение галло-римского войска в сражении при Суассоне, некоторые крупные города королевства Сиагрия продолжили сопротивление франкам. Исторические источники сообщают об упорной борьбе, которую вели франки для овладения Верденом и Нантом. По разным данным, жители Парижа продолжительный период не признавали своего подчинения власти Хлодвига I. Окончательно население Северной Галлии примирилось с властью франков только после крещения Хлодвига I в 496 году.
После выдачи Сиагрия, Хлодвиг сначала содержал того под стражей, а после того как покорил всю территорию его королевства, приказал тайно заколоть. Так в руки франков попала богатая область римской Галлии до реки Луары, с главным городом Парижем. На новой территории Хлодвиг старался наладить добрые отношения с влиятельными в здешних городах христианскими епископами ортодоксально-никейского вероисповедания, что способствовало процессу признания на этой территории власти Хлодвига I.
В результате первой военной кампании Хлодвига I последнее римское государственное образование в Галлии — королевство Сиагрия (Суассонская область) была уничтожена. Её земли были присоединены к Франкскому государству, что увеличило его территорию почти в два раза. С этого момента южная граница королевства франков стала проходить по реке Луаре, а владения Хлодвига I вошли в непосредственное соприкосновение с Королевством вестготов, что впоследствии привело к нескольким вестгото-франкским военным конфликтам.
Осада Суассона. Большие хроники Франции (1410-1412)
После победы над королевством Сиагрия и включения его территории в зону своего влияния Хлодвиг I быстро набирает военную мощь и авторитет среди королевств Галлии. В 491 году Хлодвиг, выполняя союзнические обязательства перед королём рипуарских франков с резиденцией в Кёльне Сигибертом, начал войну с тюрингами. Он вторгся на территорию тюрингов и нанёс им поражение. Хотя окончательно покорить это племя Хлодвиг смог только к концу своего правления.
В начале 490-х годов Хлодвиг вступает в союз с могущественным Теодорихом, королем остоготов, который на тот момент уже становится хозяином Италии и предстает в образе законного представителя Константинопольских императоров, Зенона, а затем Анастасия I. Ощущая рост могущества Хлодвига, Теодорих Великий после победы над Одоакром просил руки его сестры Аудофледы, и вскоре этот брак состоялся. Сам Хлодвиг в 493 году женился на Клотильде (Хродехильде), дочери бургундского короля Хильперика II и племяннице бургундского короля Гундобада.
Интересной кажется предыстория этой женитьбы. Хлодвигу приходилось часто отправлять послов в Бургундию, где они встретили молодую Клотильду, которая на тот момент находилась в изгнании. Заметив её красоту и ум и узнав, что она королевской крови, они известили о том своего короля. Хлодвиг немедленно отправил посла к Гундобаду просить Клотильду в жёны. Тот, не смея отказать, отдал её на руки посланным, и Хлодвиг женился на ней.
По рассказам Григория Турского, после замужества Клотильда старалась убедить мужа принять свою веру. Но Хлодвиг долго не решался на этот шаг. После рождения первого сына Ингомера Клотильда попросила у мужа разрешения окрестить ребёнка. Хлодвиг дал согласие. Однако вскоре после крещения ребёнок умер, прямо в крестильных одеждах. Король разгневался. Григорий сообщает, что король воскликнул: «Будь мальчик освящён именем моих богов, он бы остался жив». После этого королева родила второго сына Хлодомира. Когда его окрестили, он также начал болеть, и король сказал: «С ним случится то же, что и с его братом. А именно: крещённый во имя вашего Христа, он скоро умрёт». Клотильда принялась усердно молиться, и, в конце концов, Хлодомир выздоровел. Но, несмотря на это чудесное исцеление и постоянные увещевания жены, Хлодвиг еще долгое время отказывался принять христианскую веру.
В 496 году состоялась битва при Толбиаке между войском рипуарских франков под предводительством Сигиберта Кёльнского и армией наступавших на франкские земли алеманнов. Вероятно, после вторжения алеманнов в область средне-рейнских (рипуарских) франков между королём последних Сигибертом и Хлодвигом был заключён союз, т.к. на стороне Сигиберта в битве выступил отряд салических франков, которым командовал Хлодвиг I. В этой битве франкам удалось разгромить войско алеманнов после того, как на поле боя пал алеманнский король, имя которого осталось неизвестным. Решающее вмешательство отряда салических франков Хлодвига усилило его авторитет и среди рипуарских франков. В результате битвы вся северная область расселения алеманнов (территория по левому берегу Рейна, область реки Неккара (правый приток Рейна) и земли до низовья Майна) оказалась под властью франков. Остальная часть алеманнских земель принесла присягу остготскому королю Теодориху Великому.
Король Хлодвиг I перед битвой, будучи язычником, дал клятву креститься в случае победы. После разгрома алеманнов, в чём франкский король усмотрел помощь христианского бога, его в том же году крестил реймский епископ, святой Ремигий.
По рассказам Григория Турского, после замужества Клотильда старалась убедить Хлодвига I принять свою веру. Но король долго не решался на этот шаг. После рождения первого сына Ингомера Клотильда попросила у мужа разрешения окрестить ребёнка. Хлодвиг дал согласие. Однако вскоре после крещения ребёнок умер, прямо в крестильных одеждах. Король разгневался. Григорий сообщает, что король воскликнул: «Будь мальчик освящён именем моих богов, он бы остался жив». После этого королева родила второго сына Хлодомира. Когда его окрестили, он также начал болеть, и король сказал: «С ним случится то же, что и с его братом. А именно: крещённый во имя вашего Христа, он скоро умрёт». Клотильда принялась усердно молиться, и, в конце концов, Хлодомир выздоровел. Но, несмотря на это чудесное исцеление и постоянные увещевания жены, Хлодвиг еще долгое время отказывался принять христианскую веру.
Находясь под впечатлением от этого эффекта, вернувшись домой, Хлодвиг I рассказал королеве, как он одержал победу, призвав имя Христа. Королева вызвала Ремигия, епископа Реймса, который стал склонять короля принять крещение. Король решил спросить разрешения и у «подчиненного ему народа», который после речи короля, воскликнул: «Милостивый король, мы отказываемся от смертных богов и готовы следовать за бессмертным Богом, которого проповедует Ремигий». Таким образом, не встретив сопротивления у подчиненных, и сам уверовав в нового бога, Хлодвиг I дал свое согласие на крещение.
Крещения Хлодвига. Холст XV века мастера Сен-Жиля
Дата и год крещения Хлодвига остаются наиболее спорными из всей хронологии его правления. Традиционно считается, что крещение состоялось на Рождество 25 декабря 496 года. Крещение происходило в Реймсе от руки Ремигия. Во время археологических раскопок под фундаментом современного Реймсского собора был найден баптистерий V века, в котором, по всей видимости, оно и имело место. Вместе с Хлодвигом приняли христианство еще три тысячи франков из его войска, по-видимому, его дружина.
Как это ни парадоксально, крещение способствовало укреплению власти Хлодвига на подчиненных ему территориях. Принятие новой веры обеспечила ему поддержку ортодоксального духовенства и благожелательное отношение галло-римского населения, составляшего бОльшую часть захваченных им земель королевства Сиагрия. Важно было именно то, что Хлодвиг принял христианство не в его арианской, а в ортодоксальной форме. Принятое им решение создало предпосылку романо-германского культурного единства и синтеза, и в этом состоит заслуга франкского монарха перед европейской культурой. Галло-римские епископы считали принятие Хлодвигом ортодоксального христианства своей победой.
С крещением Хлодвига связано крылатое выражение «поклониться тому, что сжигал, сжечь то, чему поклонялся». По преданию, именно с этими словами к нему обратился святой Ремигий, призывая короля оставить язычество и обратиться в христианство.
Весной 507 года Хлодвиг начал военный поход на земли вестготов южнее реки Луары. Франкский король обосновывал войну с вестготами стремлением освободить иерархов-ортодоксов в государстве вестготов от притеснений арианских еретиков. Он использовал это как великолепный повод для начала завоевательной войны, принявшей характер «крестового похода». Пытаясь добиться расположения галло-римского населения, Хлодвиг запретил своему войску грабежи местного населения.
Изначально, войска Хлодвига перешли Луару и двинулись в поход по направлению Тура, после чего его войска соединились с отрядом бургундских войск, ведомых Сигизмундом, сыном Гундобада.
Вестгото-франкская война (507—509)
Поздним летом 507 года в местечке Вуйе (в 15-и километрах от Пуатье) состоялось важное сражение между франками и вестготами на равнине Вуйе, в ходе которой Хлодвиг сразил в единоборстве Алариха II. Множество овернцев и знатнейших сенаторов, пришедших с Аполлинарием, погибло в этом сражении, которое закончилось полной победой франков. Это поражение полностью деморализовало вестготов, а их власть на территории Галлии значсительно ослабла. Дальнейшее завоевание франками владений вестготов в Аквитании проходило без особых осложнений.
Осенью 507 года Хлодвиг с частью войска франков двинулся на Бордо где и провёл зиму. Его сын Теодорих с другой частью войска подчинил власти франков владения вестготов в Южной и Юго-восточной Галлии, захватив города Альби, Родез и Клермон вплоть до границы владений бургундов.
Весной 508 года франкские войска под командованием Хлодвига вместе с бургундскими вспомогательными отрядами взяли столицу вестготов Тулузу. После захвата главного города вестготов и прилегающих земель, Хлодвиг возвратился в Тур, принеся много даров святой базилике блаженного Мартина. Считая, что заступничество Мартина помогло ему одолеть вестготов и подчинить Аквитанию, Хлодвиг навечно отменил взимание налогов с жителей Турской епархии.
Битва при Вуйе. Хлодвиг убивает Алариха. Миниатюра XV века
Летом 508 года в войну вмешались остготы (Теодорих Великий), которые снчяли осаду Арля и Каркассона, выбили врагов из Нарбонны и, тем самым, спсли Вестготское королевство от полного разгрома. оказался в состоянии отправить в Галлию войско во главе с герцогами Иббой, Маммо и Тулуином, чтобы предотвратить полный развал Вестготского государства. Военные действия после этого несколько затихли, хотя небольшие стычки франков с вестготами происходили еще на протяжении нескольких лет.
Хлодвиг I прославился прагматичным характером и исключительным цинизмом, которые с другой стороны помогли ему добиться успеха во внутриполитической борьбе за франкский престол, а также победить внешних врагов. Крещение не было связано для него с нравственным переворотом. Очень часто религиозный вопрос Хлодвиг использовал в качестве мотивов своей агрессивной внешнеполитической деятельности.
Иными словами, в принятии христианства Хлодвиг видел в первую очередь практическую пользу и, уже став христианином, безо всяких угрызений совести осуществил свои планы расправы над всеми королями-родичами.
Расширение Франкского государства при Хлодвиге I (481-511 г.г.)
На правившего в Кёльне короля рипуарских франков Сигиберта Хромого он натравил его сына Хлодериха, а когда тот по его наущениям избавился от отца, посланцы Хлодвига умертвили и его, а Хлодвиг объявил себя королем на его владениях.
Сочетая силу с вероломством, Хлодвиг истребил и других родственных ему королей, да и просто родственников, со стороны которых он мог опасаться покушений на его власть и жизнь. Григорий Турский так описал один из коварных поступков Хлодига: «Собрав однажды своих, он, говорят, с сожалением вспомнил о родственниках, которых сам же погубил: „Горе мне, я остался, как странник среди чужой земли и не имею родственников, которые могли бы мне помочь в случае несчастья!“. Но это не значило, что он был опечален их смертью, а говорил так по хитрости, рассчитывая узнать, не остался ли ещё кто-нибудь в живых, чтобы умертвить всех до последнего», подчеркивая всю хитрость и подлость его деяний.
Умер Хлодвиг на 46-м году жизни 27 ноября 511 года в Париже, пробыв на троне Франкского королевства 30 лет. Его погребли в церкви Апостолов Петра и Павла, которую он сам построил.
В последние годы своего правления Хлодвиг захватил области или мелкие королевства рейнских тюрингов, варнов и западных герулов, подмяв под себя все левобережье Рейна.
Раздел Франкского государства после смерти Хлодвига I (511 год)
В качестве наибольших успехов государственного управления Хлодвига I можно упомянуть «Салическую правду» — первый сборник законов франков, который был записан в период его правления. Кроме того, при Хлодвиге был созван первый церковный собор в Орлеане в июле 511 года, в котором приняли участие 32 епископа (половина из них были родом из «королевства Франков»), на котором Хлодвиг был провозглашён всеми присутствующими епископами «Rex Gloriosissimus, Сыном Святой Церкви».