Хлодвиг что сделал для государства
Гибель империи
Еще в конце пятого столетия власть наместников Римской империи в Галлии, в принципе, сохранялась. Но Рим, который уже ослабел изнутри, не был в состоянии противостоять напору варваров, которые наступали со всех сторон на имперские рубежи. Прежде всего это относилось к германцам.
В 476-м последнего императора Римской империи окончательно свергли. Это событие не произвело большого впечатления на галлов, ибо к этому времени империя и так была практически целиком разделена между вождями германцев. При этом многие из них давно не признавали римскую власть. По сути, лишь средняя полоса Галлии пока еще принадлежала Риму и управлялась наместником. Но к этому мы вернемся чуть позже.
В целом в Галлии господствовали 4 германских народа. Это были алеманы, вестготы, бургунды и, собственно, франки, которые считались самыми сильными. При одном появлении они наводили страшный ужас на чужестранцев.
Изначально дружины франков вторгались на территории с целью банального грабежа. Но со временем они стали создавать свои поселения.
Среди них были и салические франки, чье племя было одним из первенствующих. Название они получили от реки Салы. Над ними властвовал род Меровингов.
Потомки Меровея
Король франков Хлодвиг принадлежал к династии Меровингов. Все они должны были носить очень длинные волосы. Дело в том, что для этих вождей короткая прическа являлась страшным позором. Острижение волос для них означало не только их недееспособность, но и невозможность исполнять королевские функции.
Основателю рода Меровею удалось подчинить большую территорию, включая современную Бельгию. К этому времени столицей государства салических франков был Турне.
После смерти Меровея на трон взошел его сын по имени Хильдерик. Непоколебимая слава отца была скомпрометирована его поступками. Как минимум он слыл страшным распутником. Собственно, из-за этого Хильдерика изгнали свои же подданные. Он скрылся у турингов. Там он завел очередной роман. Его избранницей была королева Базина. Спустя некоторое время франки снова призвали властвовать любвеобильного короля.
От связи венценосных особ родился будущий король, основатель государства франков Хлодвиг.
Пятнадцатилетний король
Биография короля франков Хлодвига началась примерно в 466-м. Это франкское имя означает «прославившийся в бою».
Как Хлодвиг стал королем франков? Он взошел на престол в пятнадцатилетнем возрасте, когда его отец, Хильдерик, скончался. В наследство он получил небольшую территорию салических франков с городом Турне.
А большая часть Галлии, напомним, принадлежала римскому наместнику. В данном случае Сиагрию. Ему было суждено стать последним представителем этого великого государства. Столицей был город Суассон. Он граничил с франкскими владениями.
По большому счету, на протяжении пяти столетий этот народ верно служил Риму. Но ряд последующих событий показал, что им удалось перенять военный опыт у самих римлян. Впоследствии они с завидным успехом сумели его применить в войне со своим некогда могущественным соперником.
Молодой король франков Хлодвиг (краткая биография это подтверждает) отчетливо понял, что государство римского наместника обречено. С этой целью он сформировал армию и отправился на земли Сиагрия.
Суассон и его чаша
В войне против Сиагрия двадцатилетнего Хлодвига поддержал его родственник – король Рагнахар. В результате в решительном сражении при Суассоне их войска разгромили армию наместника. Ему пришлось бежать в Тулузу, где властвовал правитель вестготов Аларих II.
Спустя некоторое время по требованию молодого короля франков Сиагрий все-таки был выдан, и немногим позже несчастного наместника казнили.
Однако эта казнь вовсе не означала, что владения Сиагрия сразу же перешли к королю франков. На протяжении нескольких лет он был вынужден брать один город за другим.
К тому же франки были язычниками. Поэтому Хлодвигу пришлось выстраивать хорошие отношения с католическим духовенством. Это случилось, конечно, далеко не сразу. Тем более тогда франки занимались грабежом в церквях.
Есть легенда на этот счет. После победы при Суассоне франки начали дележ награбленного. Один из римских епископов узнал, что среди трофеев находится ценная для него и верующих церковная чаша. Он просил Хлодвига отдать сосуд в храм. Король был не против, да и все воины были согласны с этим решением. Но один из франков потребовал, чтобы Хлодвиг получил лишь то, что ему достанется по жребию. Более того, ратник разбил своей секирой чашу пополам. Властитель франков смолчал и приказал отослать трофей священнослужителю.
Честно говоря, это на всех подействовало. «Прославившегося в боях» начали бояться. Но вот духовенство оценило добрую волю самодержца. Представители католичества в этой римской провинции признали власть Хлодвига.
Очередной поход
Со временем Хлодвиг стал уже хорошим дипломатом. Ему удавалось не только заключать многочисленные союзы, но и продолжать вести активную завоевательную политику, которая шла практически беспрерывно.
При этом войско было довольно невелико. Количество воинов в армии Хлодвига составляло от трех до пяти тысяч человек. Но, напомним, она была отлично организована.
Крещение короля франков
Когда началось сражение против алеманов, противник начал было одерживать победу. В этот момент Хлодвиг, по преданию, поклялся, что если франки выиграют-таки битву, то он покрестится. В армии короля уже было достаточно галло-римских христиан. Услышав слова правителя, они были воодушевлены его речью, и в результате стали победителями в этом ожесточенном поединке. Именно после этого события Хлодвиг в торжественной обстановке принял обряд крещения. Крестился он не один. Практически три тысячи его воинов сразу же были обращены в веру. Впоследствии все остальные франки также стали католиками.
Хотя многие соплеменники не смогли смириться с решением монарха. Но они хранили молчание, зная его своенравный характер. Но вот римляне приняли факт крещения короля как свою победу. Он навряд ли хорошо разбирался в новой религии и, скорее всего, не был образцовым и доброжелательным христианином. Но вот его поступок на поверку стал более чем мудрым. Ведь с этих пор римляне и франки начали сливаться в единый народ. Их уже не могла разделить никакая вера. Также, благодаря знакомству с христианским учением, франки стали приобщаться ко многим аспектам культуры Рима.
Кроме того, влиятельный галло-римский епископат начал оказывать всяческую поддержку Хлодвигу. Быть может, король и сам догадывался об очевидном преимуществе новой веры. А религия учила, что любая власть от Бога. У язычников такого постулата никогда не было. Соответственно, принятие христианства априори усилило влияние Хлодвига. А международный престиж государства значительно возрос. В конце концов молодого правителя заметили даже в Константинополе. Так, император Анастасий решил отправить к нему послов. Одним словом, для франкского государства эти шаги в очередной раз подтвердили легитимность власть Хлодвига.
«Крестовый поход» Хлодвига
В общем, крещение было выгодно для Хлодвига и в политическом плане. Король теперь считался защитником всех католиков Южной Галлии, которые находились под властью правителей Вестготского государства… Для него это был великолепный повод начать вести военные действия против этого королевства. По сути, война приняла характер настоящего «крестового похода».
Итак, в 507-м 41-летний король франков Хлодвиг из династии Меровингов вступил на территорию вестготов, которые, как и ариане, недолюбливали иноверцев. Поэтому в этих землях духовенство с завидной усердностью помогало завоевателю-католику.
В конце лета того же года на равнине Вуйе состоялась решающая битва с вестготами. В результате Хлодвиг в очередной раз одержал победу. Вестготская армия разбежалась, а король Аларих II был повержен на поле брани. После этого франки без особых осложнений продолжили продвигаться вглубь некогда крупнейшего королевства. Вскоре государство вестготов со столицей Тулуза вообще перестало существовать.
На следующий год Хлодвиг, король франков (фото, точнее портрет его, вы можете видеть в статье) перебрался в Париж. Этот город стал новой резиденцией короля. Выбор монарха был совершенно не случайным. В свое время в Париже был расположен римский гарнизон. Соответственно, там была возведена крепость. Кроме того, город также был резиденцией правителей Рима перед падением империи. Так что решение выбрать Париж в качестве резиденции носил довольно символический характер. Ведь теперь Хлодвиг стал жить в апартаментах во дворце бывших римских наместников.
Кроме того, переехав в Париж, он начал считаться консулом. Или даже августом, то есть императором.
Коварный король
Одним словом, со временем Хлодвиг превратился в настоящего короля и политика. Он всячески пытался сохранить свою власть и расширить франкское государство. И для этого он никогда не останавливался ни перед чем.
В иных случаях франкский король был вынужден прибегать и к военной силе. К примеру, после непродолжительных военных действий монарх Рагнахар, который правил в Камбрэ, был предан и выдан консулу франков, после чего Рагнахара казнили.
Также король Харарик и его сын были захвачены в плен. Хлодвиг насильно остриг им волосы и объявил Харарика священником, а сына – дьяконом. Спустя некоторое время основатель франкского государства счел это все недостаточным, после чего оба были убиты.
Правда, быть может, впоследствии Хлодвиг мучился от угрызений совести. Во всяком случае, по преданию, он сказал однажды, что теперь он чужой среди иноземцев и родственников, которые могли бы помочь ему, уже не существует…
Закат короля
В последние годы жизни Хлодвигу удалось захватить ряд мелких королевств и областей. В результате, на левом побережье Рейна не осталось больше независимых владений, помимо франкского государства.
Также был создан первый сборник законов. Он назывался «Салическая правда». Кроме того, за несколько месяцев до кончины императора созвали первый церковный собор. Он состоялся в Орлеане. В мероприятии участвовало более трех десятков епископов, среди которых половина были франками.
Прославленного короля Хлодвига не стало в самом конце осени 511-го. Он умер в Париже. Ему было всего лишь сорок пять. Его погребли по христианскому обычаю в соборе Святой Женевьевы. Кстати, этот храм был построен по его приказу. Он находился на том самом месте, где похоронили покровительницу Парижа.
Наследство
Когда Хлодвига не стало, его четыре сына разделили между собой государство. Это была дань франкской традиции. Затем дележ наследство продолжился и со стороны внуков умершего императора франков. Неизбежным следствием этого раздела стали очередные распри в семействе Меровингов. В этих междоусобицах всегда присутствовали вероломные убийства и прочие жестокости.
Клотильда, вдова короля, после кончины Хлодвига переехала в Тур. Именно там она начала прислуживать в монастыре Св. Мартина. Она редко посещала Париж и все дни проводила более чем скромно.
Она пережила своего супруга на тридцать три года. Ее похоронили вместе с ним…
Хлодвиг I – основатель Франкского государства
Легендарный король франков Хлодвиг I из династии Меровингов создал Франкское королевство и за время своего правления значительно расширил его пределы.
Суассонская чаша
Одной из самых известных легенд, связанных с Хлодвигом, является рассказ о Суассонской чаше. После того, как франки захватили богатую область римской Галлии, одержав победу у Суассона, настало время делить добычу. По франкской традиции у вождя не было особых преимуществ перед своими воинами, и все завоеванное должно было делиться поровну между всеми. Но среди добычи оказалась невероятной красоты чаша из какой-то церкви, которая была очень ценной. Тогда, по преданию, Реймский архиепископ Ремигий попросил у Хлодвига отдать эту чашу ему. Хлодвиг и франки были язычниками, но население Галлии преимущественно было христианским. Франкский король, как мудрый правитель, старался наладить добрые отношения с владыками городов — епископами. Хлодвиг согласился на просьбу Ремигия, однако должен был получить согласие от своих воинов на то, чтобы взять чашу сверх своей доли. Войско не стало перечить королю, но внезапно один из воинов, возмущенный такой просьбой, нарушающей нормы военной демократии, да еще и ради христиан, схватил чашу и разрубил ее со словами: «Ты получишь отсюда только то, что тебе полагается по жребию». Хлодвиг передал епископу обломки реликвии.
Воин разрубает чашу на глазах у Хлодвига. Источник: Pinterest
Хлодвиг стал королем западных (салических) франков в 15-летнем возрасте. Тогда его народ владел небольшой территорией, которая включала в себя современную Бельгию и части соседних Германии и Голландии. Центр современной Франции он присоединил после победы над римским наместником Сиагрием в бою в 486 году. Правда присоединение земель Сиагрия затянулось, поскольку многие города держали франкскую осаду. Но в итоге Хлодвиг покорил их все. После этого область франков постепенно стала превращаться в сильное германское королевство. Хлодвиг заключил династический союз с бургундским королем, что усилило его позиции. Он начал войну с алеманнами и сумел одержать победу. Около 500 года король франков вмешался в дела Бургундии и даже обязал короля Гундобальда платить дань.
Карта Галлии Источник: Pinterest
Статуя Святой Клотильды. Источник: Pinterest
Королевский дом Бургундии исповедовал арианство, однако Клотильда под влиянием матери успела перейти в ортодоксально-никейскую веру. Хлодвиг же был язычником, хоть жена после свадьбы всячески и пыталась его склонить к принятию христианства. После рождения первенца Ингомера Клотильда решила крестить сына. Однако вскоре после обряда младенец умер прямо в крестильных одеждах. Хлодвиг был в ярости, он обвинял во всем веру своей супруги. Королева родила второго сына и вновь упросила мужа его крестить. После этого мальчик заболел, и Хлодвиг сказал, что его ожидает судьба брата: «крещённый во имя вашего Христа, он скоро умрёт». Однако Клотильда стала усердно молиться и постепенно мальчик поправился. Однако, несмотря на исцеление и постоянные просьбы жены, Хлодвиг каждый раз отказывался отречься от язычества, утверждая, что «ее бог никак не явил своей силы».
Крещение Хлодвига
Хлодвиг хоть и был язычником, но прекрасно понимал, что религия может быть отличным политическим инструментом. Большинство германцев и их королей, поделивших остатки Западной Римской империи, тогда исповедовали арианство. Однако жители-римляне предпочитали православие в противовес «арианской ереси». Религиозная рознь особенно росла среди покоренных жителей Италии, Южной Галлии и Испании. Принятие православия помогло бы устранить различие между франками и подвластным им населением. Религиозное единство укрепляло власть и делало Хлодвига легитимным в их глазах. Кроме того, такой шаг помог бы расширению территории франков и усилению их влияния, особенно в войне с вестготами. Хлодвиг принял крещение по православному обряду. Это событие стало одним из важнейших в годы его правления.
Крещение Хлодвига Источник: Pinterest
Крещение Хлодвига окутано легендами и ореолом таинственности. До сих пор нельзя точно установить его дату. Согласно легенде, в войне Хлодвига с алеманнами положение франков постоянно колебалось. Когда противники стали побеждать, Хлодвиг обратился к Иисусу Христу: «Если Ты даруешь мне победу над моими врагами и я испытаю силу Твою, которую испытал, как он утверждает, освящённый Твоим именем народ, уверую в Тебя и крещусь во имя Твоё». И в это же мгновение король алеманнов был сражен, а его войско бежало. Вернувшись домой, король франков все рассказал жене. Клотильда вызвала к себе епископа Ремигия, и вместе они смогли убедить Хлодвига в необходимости принятия христианства. Король заявил, что должен получить согласие у своего народа на отречение от старых богов, франки по преданию ответили, что готовы следовать за королем и «за бессмертным богом».
Считается, что обряд прошел на Рождество, 25 декабря 496 года в Реймсе и был проведен Ремигием. Вслед за королем крестилась и его 6-тысячная дружина и его сестра. Во время крещения, согласно легенде, святому Ремигию явился ангел в виде голубя и принес сосуд с миррой. Позднее почти все короли Франции были помазаны на царство миррой из этого флакона, а сосуд получил название Святой Стеклянницы и стал важнейшей французской реликвией. Считается, что Стеклянницу разбили во время Французской Революции, как символ монархии. Также по преданию, Хлодвиг после крещения выбрал своим символом очищения лилию, после этого цветок стал геральдическим символом французских королей.
Коварство и расчет
Жестоко Хлодвиг обошелся и с вождем салических франков в низовьях Рейна — Харарихом. Он захватил его и его наследника в плен и остриг им волосы, объявив отца священником, а сына дьяконом. Тем самым Харарих и его наследник лишались права королевского наследования. Тогда в сердцах сын Харариха заявил, что их семейное древо еще не засохло и пожелал быстрой гибели Хлодвигу. Король франков узнал об этом и приказал обезглавить пленников.
Хлодвиг и его семья Источник: Pinterest
Также Хлодвиг замыслил отнять земли у своего родственника Рагнахара. Он подкупил дружинников своего союзника, послав им золотые запястья и перевязи. После этого он выступил против Рагнахара. Воины изменили своему вождю, схватили Рагнахара и его брата Рихара и выдали Хлодвигу. Хлодвиг сказал ему: «Зачем ты унизил наш род тем, что позволил себя связать? Лучше тебе было бы умереть». Секирой он рассек Рагнахару голову, а затем и его брату, обвинив того, что он не спас вождя от плена. После казни вождя и его брата дружинники узнали, что золото Хлодвига было искусной подделкой. Хлодвиг сказал им: «По заслугам получает такое золото тот, кто по своей воле предаёт своего господина смерти». Спустя время в Ле-Мане был убит еще один брат Рагнахара — Ригномер. Хлодвиг избавился от всех вождей и присоединил к своим землям область салических франков с центром в Камбре.
Хлодвиг что сделал для государства
К тому моменту франки входили в состав «лиги германских народов», которые, хотя и входили в состав Империи, оставались языческими в отличие от более романизированных народов, таких как бургундцы, остготы, вандалы или вестготы, которые в значительной степени приняли арийское христианство.
Галлия к 481 году
Хлодвиг, сын короля франков Хильдерика I и королевы Базины Тюрингской родился в неизвестную дату в середине пятого века. Некоторые авторы называют 466 год. Таким обрзом вступил на трон в возрасте 15 лет, после смерти своего отца. Главным биографом Хлодвига является Григорий Турский, епископ города Тура. Григорий Турский родился менее чем через три десятка лет после смерти Хлодвига и мог лично встречаться с людьми, ещё помнившими покойного короля. И уж точно он был знаком с людьми, знавшими жену Хлодвига королеву Клотильду, пережившую короля на 33 года и после смерти мужа удалившуюся в Тур, где она провела остаток жизни в базилике Святого Мартина.
После смерти своего отца в 481 году Хлодвиг унаследовал королевство, территория которого соответствовала территории римской провинции Бельгика (примерно регион Турне в современной Бельгии), небольшой провинции, расположенной между Северным морем, Шельдой и рекой Камбрез. В состав королевства входила также территория от Реймса до Амьена и Булони, за исключением римской территории с центрами в Суассоне и Париже, который контролировал Сиагрий.
Эпоха правления Хлодвига I в большей степени относится к периоду поздней античностью, чем к Средневековью. Этот период стал основополагающим в процессе зарождения Средневековой Европы с формированием первой династии христианских королей и, благодаря ее принятию галло-римскими элитами, путем создания первоначальной власти в Галлии.
На 5-м году своего правления (в 486 году) совместно со своим родственником, королём салических франков с центром в Камбре Рагнахаром Хлодвиг I развязал свою первую военную кампанию в отношении Сиагрия. В этом же году состоялась известная битва при Суассоне, в которой галло-римляне были разбиты. После поражения Сиагрий бежал в Тулузу, к королю вестготов Алариху II, надеясь получить у вестготов убежище. Но Аларих, боясь навлечь на себя гнев франков, приказал связать Сиагрия и выдать его послам Хлодвига.
Аларих II выдаёт Сиагрия послам Хлодвига
Несмотря на поражение галло-римского войска в сражении при Суассоне, некоторые крупные города королевства Сиагрия продолжили сопротивление франкам. Исторические источники сообщают об упорной борьбе, которую вели франки для овладения Верденом и Нантом. По разным данным, жители Парижа продолжительный период не признавали своего подчинения власти Хлодвига I. Окончательно население Северной Галлии примирилось с властью франков только после крещения Хлодвига I в 496 году.
После выдачи Сиагрия, Хлодвиг сначала содержал того под стражей, а после того как покорил всю территорию его королевства, приказал тайно заколоть. Так в руки франков попала богатая область римской Галлии до реки Луары, с главным городом Парижем. На новой территории Хлодвиг старался наладить добрые отношения с влиятельными в здешних городах христианскими епископами ортодоксально-никейского вероисповедания, что способствовало процессу признания на этой территории власти Хлодвига I.
В результате первой военной кампании Хлодвига I последнее римское государственное образование в Галлии — королевство Сиагрия (Суассонская область) была уничтожена. Её земли были присоединены к Франкскому государству, что увеличило его территорию почти в два раза. С этого момента южная граница королевства франков стала проходить по реке Луаре, а владения Хлодвига I вошли в непосредственное соприкосновение с Королевством вестготов, что впоследствии привело к нескольким вестгото-франкским военным конфликтам.
Осада Суассона. Большие хроники Франции (1410-1412)
После победы над королевством Сиагрия и включения его территории в зону своего влияния Хлодвиг I быстро набирает военную мощь и авторитет среди королевств Галлии. В 491 году Хлодвиг, выполняя союзнические обязательства перед королём рипуарских франков с резиденцией в Кёльне Сигибертом, начал войну с тюрингами. Он вторгся на территорию тюрингов и нанёс им поражение. Хотя окончательно покорить это племя Хлодвиг смог только к концу своего правления.
В начале 490-х годов Хлодвиг вступает в союз с могущественным Теодорихом, королем остоготов, который на тот момент уже становится хозяином Италии и предстает в образе законного представителя Константинопольских императоров, Зенона, а затем Анастасия I. Ощущая рост могущества Хлодвига, Теодорих Великий после победы над Одоакром просил руки его сестры Аудофледы, и вскоре этот брак состоялся. Сам Хлодвиг в 493 году женился на Клотильде (Хродехильде), дочери бургундского короля Хильперика II и племяннице бургундского короля Гундобада.
Интересной кажется предыстория этой женитьбы. Хлодвигу приходилось часто отправлять послов в Бургундию, где они встретили молодую Клотильду, которая на тот момент находилась в изгнании. Заметив её красоту и ум и узнав, что она королевской крови, они известили о том своего короля. Хлодвиг немедленно отправил посла к Гундобаду просить Клотильду в жёны. Тот, не смея отказать, отдал её на руки посланным, и Хлодвиг женился на ней.
По рассказам Григория Турского, после замужества Клотильда старалась убедить мужа принять свою веру. Но Хлодвиг долго не решался на этот шаг. После рождения первого сына Ингомера Клотильда попросила у мужа разрешения окрестить ребёнка. Хлодвиг дал согласие. Однако вскоре после крещения ребёнок умер, прямо в крестильных одеждах. Король разгневался. Григорий сообщает, что король воскликнул: «Будь мальчик освящён именем моих богов, он бы остался жив». После этого королева родила второго сына Хлодомира. Когда его окрестили, он также начал болеть, и король сказал: «С ним случится то же, что и с его братом. А именно: крещённый во имя вашего Христа, он скоро умрёт». Клотильда принялась усердно молиться, и, в конце концов, Хлодомир выздоровел. Но, несмотря на это чудесное исцеление и постоянные увещевания жены, Хлодвиг еще долгое время отказывался принять христианскую веру.
В 496 году состоялась битва при Толбиаке между войском рипуарских франков под предводительством Сигиберта Кёльнского и армией наступавших на франкские земли алеманнов. Вероятно, после вторжения алеманнов в область средне-рейнских (рипуарских) франков между королём последних Сигибертом и Хлодвигом был заключён союз, т.к. на стороне Сигиберта в битве выступил отряд салических франков, которым командовал Хлодвиг I. В этой битве франкам удалось разгромить войско алеманнов после того, как на поле боя пал алеманнский король, имя которого осталось неизвестным. Решающее вмешательство отряда салических франков Хлодвига усилило его авторитет и среди рипуарских франков. В результате битвы вся северная область расселения алеманнов (территория по левому берегу Рейна, область реки Неккара (правый приток Рейна) и земли до низовья Майна) оказалась под властью франков. Остальная часть алеманнских земель принесла присягу остготскому королю Теодориху Великому.
Король Хлодвиг I перед битвой, будучи язычником, дал клятву креститься в случае победы. После разгрома алеманнов, в чём франкский король усмотрел помощь христианского бога, его в том же году крестил реймский епископ, святой Ремигий.
По рассказам Григория Турского, после замужества Клотильда старалась убедить Хлодвига I принять свою веру. Но король долго не решался на этот шаг. После рождения первого сына Ингомера Клотильда попросила у мужа разрешения окрестить ребёнка. Хлодвиг дал согласие. Однако вскоре после крещения ребёнок умер, прямо в крестильных одеждах. Король разгневался. Григорий сообщает, что король воскликнул: «Будь мальчик освящён именем моих богов, он бы остался жив». После этого королева родила второго сына Хлодомира. Когда его окрестили, он также начал болеть, и король сказал: «С ним случится то же, что и с его братом. А именно: крещённый во имя вашего Христа, он скоро умрёт». Клотильда принялась усердно молиться, и, в конце концов, Хлодомир выздоровел. Но, несмотря на это чудесное исцеление и постоянные увещевания жены, Хлодвиг еще долгое время отказывался принять христианскую веру.
Находясь под впечатлением от этого эффекта, вернувшись домой, Хлодвиг I рассказал королеве, как он одержал победу, призвав имя Христа. Королева вызвала Ремигия, епископа Реймса, который стал склонять короля принять крещение. Король решил спросить разрешения и у «подчиненного ему народа», который после речи короля, воскликнул: «Милостивый король, мы отказываемся от смертных богов и готовы следовать за бессмертным Богом, которого проповедует Ремигий». Таким образом, не встретив сопротивления у подчиненных, и сам уверовав в нового бога, Хлодвиг I дал свое согласие на крещение.
Крещения Хлодвига. Холст XV века мастера Сен-Жиля
Дата и год крещения Хлодвига остаются наиболее спорными из всей хронологии его правления. Традиционно считается, что крещение состоялось на Рождество 25 декабря 496 года. Крещение происходило в Реймсе от руки Ремигия. Во время археологических раскопок под фундаментом современного Реймсского собора был найден баптистерий V века, в котором, по всей видимости, оно и имело место. Вместе с Хлодвигом приняли христианство еще три тысячи франков из его войска, по-видимому, его дружина.
Как это ни парадоксально, крещение способствовало укреплению власти Хлодвига на подчиненных ему территориях. Принятие новой веры обеспечила ему поддержку ортодоксального духовенства и благожелательное отношение галло-римского населения, составляшего бОльшую часть захваченных им земель королевства Сиагрия. Важно было именно то, что Хлодвиг принял христианство не в его арианской, а в ортодоксальной форме. Принятое им решение создало предпосылку романо-германского культурного единства и синтеза, и в этом состоит заслуга франкского монарха перед европейской культурой. Галло-римские епископы считали принятие Хлодвигом ортодоксального христианства своей победой.
С крещением Хлодвига связано крылатое выражение «поклониться тому, что сжигал, сжечь то, чему поклонялся». По преданию, именно с этими словами к нему обратился святой Ремигий, призывая короля оставить язычество и обратиться в христианство.
Весной 507 года Хлодвиг начал военный поход на земли вестготов южнее реки Луары. Франкский король обосновывал войну с вестготами стремлением освободить иерархов-ортодоксов в государстве вестготов от притеснений арианских еретиков. Он использовал это как великолепный повод для начала завоевательной войны, принявшей характер «крестового похода». Пытаясь добиться расположения галло-римского населения, Хлодвиг запретил своему войску грабежи местного населения.
Изначально, войска Хлодвига перешли Луару и двинулись в поход по направлению Тура, после чего его войска соединились с отрядом бургундских войск, ведомых Сигизмундом, сыном Гундобада.
Вестгото-франкская война (507—509)
Поздним летом 507 года в местечке Вуйе (в 15-и километрах от Пуатье) состоялось важное сражение между франками и вестготами на равнине Вуйе, в ходе которой Хлодвиг сразил в единоборстве Алариха II. Множество овернцев и знатнейших сенаторов, пришедших с Аполлинарием, погибло в этом сражении, которое закончилось полной победой франков. Это поражение полностью деморализовало вестготов, а их власть на территории Галлии значсительно ослабла. Дальнейшее завоевание франками владений вестготов в Аквитании проходило без особых осложнений.
Осенью 507 года Хлодвиг с частью войска франков двинулся на Бордо где и провёл зиму. Его сын Теодорих с другой частью войска подчинил власти франков владения вестготов в Южной и Юго-восточной Галлии, захватив города Альби, Родез и Клермон вплоть до границы владений бургундов.
Весной 508 года франкские войска под командованием Хлодвига вместе с бургундскими вспомогательными отрядами взяли столицу вестготов Тулузу. После захвата главного города вестготов и прилегающих земель, Хлодвиг возвратился в Тур, принеся много даров святой базилике блаженного Мартина. Считая, что заступничество Мартина помогло ему одолеть вестготов и подчинить Аквитанию, Хлодвиг навечно отменил взимание налогов с жителей Турской епархии.
Битва при Вуйе. Хлодвиг убивает Алариха. Миниатюра XV века
Летом 508 года в войну вмешались остготы (Теодорих Великий), которые снчяли осаду Арля и Каркассона, выбили врагов из Нарбонны и, тем самым, спсли Вестготское королевство от полного разгрома. оказался в состоянии отправить в Галлию войско во главе с герцогами Иббой, Маммо и Тулуином, чтобы предотвратить полный развал Вестготского государства. Военные действия после этого несколько затихли, хотя небольшие стычки франков с вестготами происходили еще на протяжении нескольких лет.
Хлодвиг I прославился прагматичным характером и исключительным цинизмом, которые с другой стороны помогли ему добиться успеха во внутриполитической борьбе за франкский престол, а также победить внешних врагов. Крещение не было связано для него с нравственным переворотом. Очень часто религиозный вопрос Хлодвиг использовал в качестве мотивов своей агрессивной внешнеполитической деятельности.
Иными словами, в принятии христианства Хлодвиг видел в первую очередь практическую пользу и, уже став христианином, безо всяких угрызений совести осуществил свои планы расправы над всеми королями-родичами.
Расширение Франкского государства при Хлодвиге I (481-511 г.г.)
На правившего в Кёльне короля рипуарских франков Сигиберта Хромого он натравил его сына Хлодериха, а когда тот по его наущениям избавился от отца, посланцы Хлодвига умертвили и его, а Хлодвиг объявил себя королем на его владениях.
Сочетая силу с вероломством, Хлодвиг истребил и других родственных ему королей, да и просто родственников, со стороны которых он мог опасаться покушений на его власть и жизнь. Григорий Турский так описал один из коварных поступков Хлодига: «Собрав однажды своих, он, говорят, с сожалением вспомнил о родственниках, которых сам же погубил: „Горе мне, я остался, как странник среди чужой земли и не имею родственников, которые могли бы мне помочь в случае несчастья!“. Но это не значило, что он был опечален их смертью, а говорил так по хитрости, рассчитывая узнать, не остался ли ещё кто-нибудь в живых, чтобы умертвить всех до последнего», подчеркивая всю хитрость и подлость его деяний.
Умер Хлодвиг на 46-м году жизни 27 ноября 511 года в Париже, пробыв на троне Франкского королевства 30 лет. Его погребли в церкви Апостолов Петра и Павла, которую он сам построил.
В последние годы своего правления Хлодвиг захватил области или мелкие королевства рейнских тюрингов, варнов и западных герулов, подмяв под себя все левобережье Рейна.
Раздел Франкского государства после смерти Хлодвига I (511 год)
В качестве наибольших успехов государственного управления Хлодвига I можно упомянуть «Салическую правду» — первый сборник законов франков, который был записан в период его правления. Кроме того, при Хлодвиге был созван первый церковный собор в Орлеане в июле 511 года, в котором приняли участие 32 епископа (половина из них были родом из «королевства Франков»), на котором Хлодвиг был провозглашён всеми присутствующими епископами «Rex Gloriosissimus, Сыном Святой Церкви».