Хлодвиг принял христианство потому что
Всеобщая история
Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов
Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы
План урока:
Принятие христианства Хлодвигом и франками. Значение этого события
Завоевания франков при Хлодвиге позволили им считать себя свободными гражданами:
Свод законов, составленных Хлодвигом, на основе племенных традиций франков получил название «Салическая правда». Эти законы были призваны поддерживать власть короля. Суд по «Салической правде» осуществлялся на территории всего государства.
Заселение новых земель, привилегии в правах франков, возвышение знати над рядовыми людьми порождало недовольство со стороны местного населения. Завоевателям требовалось удерживать власть и поддерживать порядок в государстве. Опорой власти Хлодвига служило созданное им государство, знать и королевская дружина. Но этого было недостаточно для безоговорочного повиновения населения.
Как же укрепить свою власть в новых условиях? Наиболее оптимальным решением данного вопроса являлось принятие Хлодвигом христианства:
Все это послужило вескими причинами, побудившими Хлодвига заручиться такой мощной поддержкой. Важность этого исторического события и значение принятия христианства Хлодвигом сложно переоценить.
ВАЖНО ЗАПОМНИТЬ! Большая часть населения Средневековой Европы – верующие, поэтому церковь и ее руководство играли значительную роль в жизни людей и государств.
Около 498 года Хлодвиг и его дружина приняли крещение. Затем и все франки приняли христианство по примеру короля. Это событие произошло в самом начале эпохи Средневековья. Началом Средних веков принято считать 476 год.
Принятие Хлодвигом христианства имело огромное значение для возвышения его авторитета как среди жителей Галлии, так и среди остальных варварских племен. Христианство превратило его из предводителя варваров в короля, власть которому даровал Бог.
Крещение Хлодвига и его дружины происходило очень торжественно, была организована пышная церемония. Церковь и здание для крещения (баптистерий) были украшены белыми полотнищами. Благовония распространяли божественные ароматы.
После того, как Хлодвиг принимает крещение, мощная церковная организация становится для него союзником. Причем этот союз был основан на взаимовыгодных условиях.
Приняв христианство, Хлодвиг укрепил свой авторитет и во всех христианских государствах. Короля поддерживало местное население, которое состояло из галло-римлян, являвшихся христианами. После того, как франки приняли христианство, они начали объединяться с галло-римлянами в один народ, так как их больше не разделяла вера.
Итак, франки приняли христианство при короле Хлодвиге. Это событие способствовало распространению латинской письменности, так как богослужения велись на латинском языке. Появляются школы, развивается искусство рукописных книг, архитектура, живопись, музыка.
Значение принятия христианства Хлодвигом:
Духовенство и миряне
Распространение христианства внесло свои коррективы в обустройство общественного строя. Верующие разделились на две большие группы: духовенство и миряне.
Руководство духовной жизнью прихожан осуществляли представители духовенства. В храмах они организовывали богослужения, проводили проповеди, наставляли христиан на путь веры.
Остальные верующие жили «в миру», то есть вели обычный образ жизни, не посвящая себя служению Богу. Они являлись прихожанами церквей. Золотым правилом мирянина являлось регулярное посещение храма, чтение молитв и соблюдение поста.
Помимо служения в церкви, духовенство храма было наделено рядом привилегий:
Духовенство в Средние века являлось самым грамотным сословием. Чтобы вести богослужения, изучать Библию, необходимо было знать латынь и уметь читать. Благодаря грамотности, церковное духовенство пользовалось особым уважением среди мирян. В те времена были безграмотны не только ремесленники и крестьяне, но и многие знатные люди.
Благодаря материальной обеспеченности, грамотности, содействию правителей, служители церкви имели существенную власть над верующими. Церковь и духовенство, заручившись поддержкой наиболее активных мирян, становились центром городских и сельских поселений.
Иерархическая структура церкви
ВАЖНО ЗАПОМНИТЬ! Понятие «церковь» имеет несколько значений.
Распространение христианства положило начало выстраиванию слаженной иерархической структуры церкви. Все церковные должности располагались от низшей к высшей и находились в строгом соподчинении. Со временем высокопоставленные церковные чины стали передаваться по наследству или через назначение приемника.
Епископы – управляющие церковными областями
Вторую ступень в социальной структуре церкви занимали епископы и архиепископы. Христиане, проживающие недалеко от той или иной церкви и посещающие ее, входили в состав религиозной общины – приход. Такой общиной были объединены жители части города или всей деревни. В приходах вели службу священники. Общины, в свою очередь, объединялись в регионы, во главе которых стояли епископы. Организацией церковной жизни в масштабах крупных территорий занимались архиепископы. Их выбирали из числа епископов.
Аббаты – наместники монастырей
Третья ступень в структуре церкви раннего Средневековья принадлежала аббатам. Монастырь – религиозная община монахов. Со временем такие общины разрастались и наиболее крупные из них стали называть аббатствами, а настоятелей монастырей – аббатами. В королевстве франков насчитывалось примерно 250 монастырей. Причем были организованы как мужские, так и женские монастыри.
Священники и монахи
В христианстве в раннее Средневековье произошло разделение на белое и черное духовенство.
Священники служили в церкви, но жили обычной жизнью среди людей.
Монах, давший обет, должен был:
Почему человек принимал решение стать монахом?
В Средние века людей часто преследовали различные угрозы жизни: неизлечимые болезни, военные сражения, низкий уровень жизни. Христианство проповедовало возможность исцеления души и обещало продолжение жизни в раю тем, кто посвящает себя смирению и молитве.
Чем занимались монахи в Средневековье? Они жили в монастырях, отгороженных от остального мира стеной. Они должны были молиться не менее семи раз в сутки, а все оставшееся время посвящать труду, обеспечивая себя едой и одеждой. Монахи Средневековья заботились о больных, нуждающихся бедняках, сиротах.
Жизнь монахов в Средневековье проходила в специальных комнатах – кельях. Во дворе монастыря обычно находились ремесленные помещения, конюшни, амбары, огороды и сады. При крупных монастырях в Средние века строились лечебницы, школы и библиотеки. Предполагалось, что внутри монастыря должно быть все необходимое, чтобы у монахов не возникало необходимости выходить за его пределы.
Монахи занимались переписыванием религиозных рукописей, а также произведений философов и поэтов.
Монах переписывает рукопись
При монастырях организовывали соборные образовательные учреждения, преподавание в которых велось на латинском языке. Школьное обучение в средние века строилось на освоении «семи свободных искусств»:
Богословие называли «царицей наук». Его можно было начинать изучать только после прохождения обеих ступеней образования.
Молитва монахов монастыря очень ценилась обычными мирянами. Они верили в ее чудодейственную силу и избавление от грехов. В связи с этим, верующие часто прибегали к завещанию своего имущества монастырям. Они надеялись, что молитва монахов спасет их души. Так во владение монастырей стало переходить значительное количество земель. Со временем целые деревни попадали к ним в зависимость. Жители этих деревень полностью содержали монастырь.
ВЫВОД: в период раннего христианства сложилась четкая организационная структура церкви, подразумевающая беспрекословное подчинение нижестоящих чинов. Такое подчинение было основано на строжайшей дисциплине.
Возникновение папской области
Союз между королем и христианской церковью, заключенный Хлодвигом, положил начало процветанию церкви. Духовенство поднимает вопрос о взаимодействии церкви и государственной власти. Оно утверждает, что только церковь способна обеспечить порядок в управлении государством и выступить высшим посредником в деле веры. Светская власть и церковь должны быть в тесном взаимодействии и находится в подчинении у главы христианской церкви.
Рим постепенно возрождается, он становится центром христианства и обителью Папы Римского. В период предводительства франкским войском Пипина Короткого, Риму угрожали германские племена лангобарды. Римский Папа обратился за помощью к Пипину, который в двух походах одержал победу над германцами. В 751 году Папа Римский даровал ему королевский титул. В честь своих побед и в благодарность за коронацию, франкский король преподнес в дар Папе Римскому часть завоеванных земель. Со временем количество дарованных земель увеличивалось. В 756 году возникла Папская область – государство, в котором светской и духовной властью обладал Папа Римский. Территории, занимаемые этим государством периодически изменялись, часто были разрознены и находились далеко друг от друга. История Папской области насчитывает более тысячи лет.
ВЫВОД: в период раннего христианства укрепилась взаимная поддержка светской и церковной власти. Возникновение Папской области подтвердило, что церковная и государственная власть были неотделимы.
Крещение Хлодвига – правителя франков
Хлодвиг I – это легендарный правитель франков, принадлежавший к знаменитой династии Меровингов (длинноволосых королей). Период его властвования приходится на 481–511 гг. Хлодвиг прославился тем, что отказался от язычества, искоренил его на территории Европы и официально принял христианскую веру. Также он поспособствовал существенному расширению границ Франкского государства.
Биографические сведения
Основные сведения о жизни Хлодвига I имеются в трудах епископа Григория Турского, жившего спустя несколько десятилетий после этого короля. Будущий правитель франков появился на свет около 466 г. Он был сыном короля Хильдерика I и королевы Базины Тюрингской. После смерти своего отца 15-летний наследник сразу вступил на трон.
Политика молодого короля
В период властвования Хлодвига франки не были единым народом и разделялись на две группы – рипуарских, живших на побережье реки Маас, и салических, расположившихся рядом с морем. Поначалу новый король правил небольшой территорией, расположенной рядом с современной Бельгией. Вскоре он стал вести завоевательную политику, захватив Суассон и всю Северную Галлию, подчинив алеманнов на востоке и присоединив Аквитанию. Благодаря такой тактике уже в начале VI века королевство франков стало занимать большую часть Галлии. При Хлодвиге город Париж был выбран столицей.
Жены и наследники
В молодости Холдвиг жил с гражданской супругой по имени Эвохильда, которая происходила из кельтских франков. Скорее всего, эта женщина была дочерью короля рипуаров Сигиберта Хромого. Эвохильда родила своему супругу сына Теодориха, который впоследствии получил немалую часть владений отца.
У Хлодвига и его молодой жены родилось несколько сыновей. По просьбе супруги короля первый из них, Ингомер, был окрещен в христианской вере, которую Клотильда еще ранее приняла под влиянием своей матери Каретены. Вскоре малыш умер, в чем его отец обвинил крестильный обряд. Через небольшой период времени королева родила второго наследника – Хлодомира. Младенца также крестили, после чего он начал серьезно болеть. Отец связывал это с христианским обрядом, однако Клотильде удалось отстоять свою веру и спасти жизнь малыша усердными молитвами.
Крещение Хлодвига
После смерти первенца Клотильды правитель франков еще долгое время настороженно относился к христианству. Несмотря на это, молодая королева постоянно просила его принять учение Спасителя. Язычник Хлодвиг долго колебался и не поддавался на уговоры, поскольку был решительно настроен против чуждой ему религии и считал своих богов самыми сильными помощниками.
Причины принятия христианства
Со временем Хлодвиг изменил свое предвзятое отношение к христианству. Будучи талантливым правителем, он понимал, что для укрепления власти и объединения франков должна существовать единая вера со строгими правилами. Также он желал получить могущественную поддержку галло-римской аристократии и христианского духовенства.
Решение креститься во Христе имело под собой и другие основания. По легенде, во время очередного боя с алеманнами (древнегерманским племенем) войско Хлодвига стало терпеть поражение. Молитвы к языческим богам не оказали никакого воздействия, и тогда правитель франков, вспомнивший наставления своей супруги, обратился с горячей просьбой к Иисусу Христу.
Епископ Григорий Турский описывает, как происходили эти события. Во время молитвы Спасителю воинственный король поклялся, что примет новую веру, если Он поможет ему победить врагов. Сразу после этого воины Хлодвига ощутили серьезный перевес и в итоге одержали победу. После правитель франков решил как можно скорее исполнить данный обет и стать христианином.
Проведение священного ритуала
Хлолвиг принял обряд крещения и стал христианином ортодоксального католического образца вместе со своей шеститысячной военной дружиной. Выражая солидарность с королем, в новой вере покрестились обе его сестры – Альбофледа и Лантехильда.
Точная дата этого исторического события неизвестна. Существует два предположения относительно того, когда проходило крещение Хлодвига. По мнению историков, оно могло состояться как в 496 г., так и в 507 г. Основная версия говорит о том, что крещение проводилось на католическое Рождество (25 декабря). Фредегар, франкский летописец середины VII века, считает, что крестильный обряд мог проходить на Пасху.
Крещение правителя франков состоялось в Реймсе при участии епископа Ремигия. В дальнейшем при проведении раскопок под Реймским собором обнаружили баптистерий, относимый к V столетию. Именно здесь, по мнению историков, имело место крещение франков.
Согласно старинной легенде, незадолго до этого священного ритуала Ремигию явился ангел в виде голубя и принес сосуд с ароматным миром. Этим маслом крестили Хлодвига, его подданных и родных. Утверждается, что в дальнейшем многие французские короли были помазаны таким миром, бережно передающимся представителями духовенства из поколения в поколение.
С крещением Хлодвига связана и другая легенда, которая рассказывает о том, откуда произошла геральдическая лилия – знаменитый символ французских королей. По преданию, ее принес Хлодвигу ангел Господень, явившийся ему во время одной из битв. Посланник небес велел правителю франков сделать ее королевским знаком и завещать потомкам.
Последствия крещения Хлодвига для королевства франков
Приняв крещение, правитель франков получил многие преимущества:
Немаловажное значение имело то, что Хлодвиг принял христианство в ортодоксальной форме, по византийскому образцу. Это подразумевало почитание учения Спасителя как единственно верного, утверждение веры, требующей неукоснительного соблюдения всех заповедей и канонов. Галло-римские епископы считали такой выбор короля огромным достижением и настоящей победой. Также на этой почве возникли благоприятные условия для романо-германского единства, дальнейшего развития европейской культуры.
Принятие Хлодвигом христианства называют «крещением всей Франции». Осенью 1996 г. Папа Римский Иоанн Павел II и около 200 000 человек собрались в Реймсе, чтобы провести торжественную церемонию в честь 1500-летия со дня обращения короля франков в христианство.
Смерть короля франков
В последние годы жизни Хлодвиг продолжал расширять территории франкского государства, захватывая мелкие королевства и области. В результате этого на левом побережье Рейна постепенно не осталось ни одного независимого владения.
Кроме этого, Хлодвиг создал первый сборник законов для франков. Этот документ получил название «Салической правды». За несколько месяцев до своей кончины правитель инициировал проведение первого церковного собора в городе Орлеане. В нем приняли участие несколько десятков епископов, среди которых большая часть происходила из франков.
Правление Хлодвига длилось на протяжении 30 лет. Умер король в возрасте 46 лет в Париже. Датой его смерти принято считать ноябрь 511 года. Правителя похоронили по христианскому обычаю в построенной им церкви Апостолов Петра и Павла. В XVIII веке на этом месте был воздвигнут Пантеон.
Королева Клотильда пережила своего супруга на 32 года. После смерти Хлодвига она приняла решение навсегда оставить королевские чертоги и посвятить себя служению Богу. Когда Клотильда скончалась, ее похоронили рядом с могилой Хлодвига.
Наследники короля приступили к разделу власти сразу после его смерти. Это привело к затяжным междоусобным войнам и постепенному развалу франкского государства.
Причины, по которым Хлодвига не причислили к лику святых
Супруга Хлодвига и мать его детей была канонизирована, однако сам он, несмотря на свои значительные заслуги перед католической церковью, не оказался среди французских святых. После подведения итогов правления короля стало очевидно, что он принимал крещение с прагматичными целями. Именно поэтому христианская вера не привела к изменению личности правителя в лучшую сторону и к покаянию в совершенных грехах.
Епископ Григорий Турский описал следующие события: «Собрав однажды своих, Хлодвиг с сожалением стал вспоминать о погубленных родных, начал жаловаться на то, что остался один и никто не поможет ему в случае беды». В дальнейшем оказалось, что король говорил так вовсе не из сожаления или раскаяния. На самом деле Хлодвиг хитрил и пытался узнать, не осталось ли еще кого-нибудь в живых, чтобы умертвить всех своих потенциальных конкурентов без исключения.
Крещение франков: как король-язычник Хлодвиг I сделал французов христианами
Франки крестились очень романтично. Они тогда ещё были не французами, а суровыми разномастными племенами, но явно предчувствовали: пройдёт какая-то тысяча лет — и их назовут самой романтичной нацией в мире. Так что надо было соответствовать — и поспособствовал этому король-язычник Хлодвиг I.
Франки крестились очень романтично. Они тогда ещё были не французами, а суровыми разномастными племенами, но явно предчувствовали: пройдёт какая-то тысяча лет — и их назовут самой романтичной нацией в мире. Так что надо было соответствовать — и поспособствовал этому король-язычник Хлодвиг I.
Хлодвиг — почти как Зигфрид
Всё началось с того, что жил себе в пятом веке нашей эры король франков Хлодвиг I — и было ему в целом нормально. В пятнадцать он надел корону, унаследовав от отца сравнительно небольшую территорию в районе современной Бельгии.
Со временем Хлодвиг развоевался, надавал по шеям римлянам и присоединил к своим владениям Париж.
От дамского внимания он не страдал, проживая то ли в законном, то ли не очень браке с некой красивой женщиной Эвохильдой из кельтских франков ( её сын Теодорих, кстати, в итоге заполучил бо́льшую часть папашиного королевства). Однако Эвохильда Эвохильдой, а дипломатия дипломатией. Так что в один прекрасный день Хлодвиг перед Эвохильдой извинился и начал искать более выгодную супругу. На тот момент ему стукнуло около тридцати лет, он славился военными победами, изрядно прирастил королевство — в общем, был одним из самых завидных женихов варварской Европы.
Выбор пал на бургундскую принцессу Хлодехильду. Для благозвучности будем называть её, как делают многие, Клотильдой.
Остаток саги все, включая Аттилу, медленно и мучительно убивают друг друга.
Но у Хлодвига с его прекрасной бургундкой всё сложилось благоприятнее. Возможно, потому что бургундскому королю Гундобаду он заранее объяснил, кто тут крутой. Было время, когда Гундобад боролся за власть с братом. Тогда Хлодвиг поначалу договорился с тем самым братом и погонял Гундобада, как зайца. Однако потом позволил ему откупиться и заключил союзный договор. И видимо, расставив все нужные точки и запятые, Хлодвиг наслаждался своей прекрасной бургундкой дома, а к её родичам в гости не ездил. Ну мало ли.
Семейные проблемы
На тот момент одну часть варваров Европы просвещённые римляне уже крестили, а до другой пока как-то не дошли.
Клотильда как раз была крещёной и просвещённой.
Некоторые историки называют её ревностной католичкой. Учитывая, что до раскола церкви на Западную и Восточную оставалось примерно полтысячи лет, приходится признать, что Клотильда серьёзно опередила своё время.
Конечно же, непросвещённость и язычество Хлодвига серьёзно её угнетали, несмотря на все его военные победы.
— Милый, — умоляла Клотильда в тронном зале, на пиру и в постели, — давай ты уже крестишься, это же самый что ни на есть передовой тренд.
— Не могу, — возражал Хлодвиг. — Мои боги лишат меня своего покровительства.
— Зато у тебя будет новый могущественный покровитель на небе, — возражала Клотильда, — а на земле епископ Ремигий Реймсский даст тебе много плюшек и римские консульские регалии.
— Что мне регалии, женщина, — высокомерно отвечал Хлодвиг, хотя при этих словах какой-то червячок скрёбся в его душе. — Боги не поймут. Дружина, кстати, тоже не оценит. Какой-то у вас бог, как бы тебе сказать… Неочевидно, что он из рода богов, в общем.
Споры не помешали чете зачать ребёнка. В положенный срок Клотильда родила мальчика, и радостный Хлодвиг назвал его Ингомером — вполне типичное имя для германского язычника. Клотильда скрипнула зубами и попросила разрешения окрестить ребёнка. Хлодвиг на радостях согласился, а Ингомер после этого взял и умер.
— Вот что ты наделала, женщина! — разъярённо кричал Хлодвиг. — Все это из-за тебя и твоего крещения, из-за которого от мальчика отвернулись боги.
Помирившись, супруги зачали ещё одного ребёнка. Когда Клотильда родила, Хлодвиг строго-настрого запретил его крестить, но мальчик все равно умер.
— Тенденция, однако, — изумился Хлодвиг.
Однако креститься все ещё не собирался.
Крещение в битве
Хлодвиг был выдающийся правитель и всё время сражался.
Воевал он немножко там, немножко сям, но преимущественно с вестготами, у которых в конце концов отжал Аквитанию, и алеманнами ( ещё одно древнегерманское племя).
С алеманнами он воевал регулярно, так что историки до сих пор не могут определиться, в каком именно году крестился Хлодвиг: в 496 или в 507. Во всяком случае, это произошло в одной из многочисленных битв с алеманнами. Легенда утверждает, что в какой-то момент франки начали отступать, призывы к древним богам эффекта не возымели, и, по словам Григория Турского, Хлодвиг выкрикнул следующее:
— Иисус Христос, я с глубоким благоговением обращаюсь к тебе с просьбой о помощи. Если ты доставишь мне победу над этими врагами, я уверую в тебя и буду креститься во имя твоё. Я просил помощи у моих богов, но вижу, что они не хотят оказать мне её… Я обращаюсь теперь к тебе и впредь в тебя буду верить!
После чего франки устыдились, перестали отступать и дали жару алеманнам.
Креститься после этого, разумеется, пришлось.
Во-первых, старые боги себя публично дискредитировали, а новый доказал, что всё-таки из рода богов — то есть и в битве помочь может, и вообще достоин уважения.
Во-вторых, пообещал уже.
— Ну что? — спросил Хлодвиг у дружины. — Крестимся?
— Раз этот бог помогает нам побеждать алеманнов — обязательно, — ответила дружина.
Крестился Хлодвиг в Реймсе, обряд проводил епископ Ремигий. Вместе с ним послушно крестилась и вся дружина в количестве шести тысяч человек.
Войны во имя Христа
Вскоре Хлодвиг стал ревностным христианином. Иногда чересчур ревностным.
Христианское рвение Хлодвига достигло такой силы, что он пошёл войной на Южную Галлию, мотивируя это тем, что в ней засела арианская ересь, которую нужно выкорчевать во имя истинной церкви.
Поскольку Хлодвиг вёл себя очень куртуазно и запретил солдатам грабить местных жителей, последние не имели ничего против. Так Хлодвиг и присоединил Аквитанию к своим владениям, убив короля вестготов. Потом ему понравился Прованс, где засели остготы, и уж непременно бы Хлодвиг нашёл еретиков и там, но « школьных» заблуждений о византийской истории’ data-src=/system/images/000/204/807/teaser/45737fb020010e881506d5f86b94f39a5a459ce5.jpg?1579251204 data-lead=’Как называлась Византия на самом деле, когда в действительности возвели купол Святой Софии и правда ли, что византийцы жгли всех врагов « греческим огнём», словно напалмом? Мы разобрались с каждым заблуждением и мифом о византийской истории.
‘ title=>византийский император понял, что нового Аттилу — теперь под знаменем Христовым — он себе не хочет, поэтому обласкал Хлодвига и назначил его консулом.
В то время это было чем-то вроде признания легитимности от Евросоюза.
Так что Хлодвиг был очень польщён, а Клотильда наконец успокоилась.
Хлодвига до сих пор почитают как первого христианского ‘ title=>владыку Франции — хотя Франция на тот момент была довольно условная, а часть населения и без того уже исповедовала христианство.
Он объединил приличное количество разрозненных франкских племён, и крещение его подданных прошло достаточно легко, поскольку большая часть до этого уже крестилась. Будучи под римлянами, конечно.
Но ведь главное — что? Чтобы король крестился. А там уже и строительство соборов начнётся, и поголовное крещение детей, а через несколько сотен лет далёкого преемника Хлодвига будут называть « христианнейшим королём Европы».