Хлодвиг принял крещение потому что
Всеобщая история
Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов
Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы
План урока:
Принятие христианства Хлодвигом и франками. Значение этого события
Завоевания франков при Хлодвиге позволили им считать себя свободными гражданами:
Свод законов, составленных Хлодвигом, на основе племенных традиций франков получил название «Салическая правда». Эти законы были призваны поддерживать власть короля. Суд по «Салической правде» осуществлялся на территории всего государства.
Заселение новых земель, привилегии в правах франков, возвышение знати над рядовыми людьми порождало недовольство со стороны местного населения. Завоевателям требовалось удерживать власть и поддерживать порядок в государстве. Опорой власти Хлодвига служило созданное им государство, знать и королевская дружина. Но этого было недостаточно для безоговорочного повиновения населения.
Как же укрепить свою власть в новых условиях? Наиболее оптимальным решением данного вопроса являлось принятие Хлодвигом христианства:
Все это послужило вескими причинами, побудившими Хлодвига заручиться такой мощной поддержкой. Важность этого исторического события и значение принятия христианства Хлодвигом сложно переоценить.
ВАЖНО ЗАПОМНИТЬ! Большая часть населения Средневековой Европы – верующие, поэтому церковь и ее руководство играли значительную роль в жизни людей и государств.
Около 498 года Хлодвиг и его дружина приняли крещение. Затем и все франки приняли христианство по примеру короля. Это событие произошло в самом начале эпохи Средневековья. Началом Средних веков принято считать 476 год.
Принятие Хлодвигом христианства имело огромное значение для возвышения его авторитета как среди жителей Галлии, так и среди остальных варварских племен. Христианство превратило его из предводителя варваров в короля, власть которому даровал Бог.
Крещение Хлодвига и его дружины происходило очень торжественно, была организована пышная церемония. Церковь и здание для крещения (баптистерий) были украшены белыми полотнищами. Благовония распространяли божественные ароматы.
После того, как Хлодвиг принимает крещение, мощная церковная организация становится для него союзником. Причем этот союз был основан на взаимовыгодных условиях.
Приняв христианство, Хлодвиг укрепил свой авторитет и во всех христианских государствах. Короля поддерживало местное население, которое состояло из галло-римлян, являвшихся христианами. После того, как франки приняли христианство, они начали объединяться с галло-римлянами в один народ, так как их больше не разделяла вера.
Итак, франки приняли христианство при короле Хлодвиге. Это событие способствовало распространению латинской письменности, так как богослужения велись на латинском языке. Появляются школы, развивается искусство рукописных книг, архитектура, живопись, музыка.
Значение принятия христианства Хлодвигом:
Духовенство и миряне
Распространение христианства внесло свои коррективы в обустройство общественного строя. Верующие разделились на две большие группы: духовенство и миряне.
Руководство духовной жизнью прихожан осуществляли представители духовенства. В храмах они организовывали богослужения, проводили проповеди, наставляли христиан на путь веры.
Остальные верующие жили «в миру», то есть вели обычный образ жизни, не посвящая себя служению Богу. Они являлись прихожанами церквей. Золотым правилом мирянина являлось регулярное посещение храма, чтение молитв и соблюдение поста.
Помимо служения в церкви, духовенство храма было наделено рядом привилегий:
Духовенство в Средние века являлось самым грамотным сословием. Чтобы вести богослужения, изучать Библию, необходимо было знать латынь и уметь читать. Благодаря грамотности, церковное духовенство пользовалось особым уважением среди мирян. В те времена были безграмотны не только ремесленники и крестьяне, но и многие знатные люди.
Благодаря материальной обеспеченности, грамотности, содействию правителей, служители церкви имели существенную власть над верующими. Церковь и духовенство, заручившись поддержкой наиболее активных мирян, становились центром городских и сельских поселений.
Иерархическая структура церкви
ВАЖНО ЗАПОМНИТЬ! Понятие «церковь» имеет несколько значений.
Распространение христианства положило начало выстраиванию слаженной иерархической структуры церкви. Все церковные должности располагались от низшей к высшей и находились в строгом соподчинении. Со временем высокопоставленные церковные чины стали передаваться по наследству или через назначение приемника.
Епископы – управляющие церковными областями
Вторую ступень в социальной структуре церкви занимали епископы и архиепископы. Христиане, проживающие недалеко от той или иной церкви и посещающие ее, входили в состав религиозной общины – приход. Такой общиной были объединены жители части города или всей деревни. В приходах вели службу священники. Общины, в свою очередь, объединялись в регионы, во главе которых стояли епископы. Организацией церковной жизни в масштабах крупных территорий занимались архиепископы. Их выбирали из числа епископов.
Аббаты – наместники монастырей
Третья ступень в структуре церкви раннего Средневековья принадлежала аббатам. Монастырь – религиозная община монахов. Со временем такие общины разрастались и наиболее крупные из них стали называть аббатствами, а настоятелей монастырей – аббатами. В королевстве франков насчитывалось примерно 250 монастырей. Причем были организованы как мужские, так и женские монастыри.
Священники и монахи
В христианстве в раннее Средневековье произошло разделение на белое и черное духовенство.
Священники служили в церкви, но жили обычной жизнью среди людей.
Монах, давший обет, должен был:
Почему человек принимал решение стать монахом?
В Средние века людей часто преследовали различные угрозы жизни: неизлечимые болезни, военные сражения, низкий уровень жизни. Христианство проповедовало возможность исцеления души и обещало продолжение жизни в раю тем, кто посвящает себя смирению и молитве.
Чем занимались монахи в Средневековье? Они жили в монастырях, отгороженных от остального мира стеной. Они должны были молиться не менее семи раз в сутки, а все оставшееся время посвящать труду, обеспечивая себя едой и одеждой. Монахи Средневековья заботились о больных, нуждающихся бедняках, сиротах.
Жизнь монахов в Средневековье проходила в специальных комнатах – кельях. Во дворе монастыря обычно находились ремесленные помещения, конюшни, амбары, огороды и сады. При крупных монастырях в Средние века строились лечебницы, школы и библиотеки. Предполагалось, что внутри монастыря должно быть все необходимое, чтобы у монахов не возникало необходимости выходить за его пределы.
Монахи занимались переписыванием религиозных рукописей, а также произведений философов и поэтов.
Монах переписывает рукопись
При монастырях организовывали соборные образовательные учреждения, преподавание в которых велось на латинском языке. Школьное обучение в средние века строилось на освоении «семи свободных искусств»:
Богословие называли «царицей наук». Его можно было начинать изучать только после прохождения обеих ступеней образования.
Молитва монахов монастыря очень ценилась обычными мирянами. Они верили в ее чудодейственную силу и избавление от грехов. В связи с этим, верующие часто прибегали к завещанию своего имущества монастырям. Они надеялись, что молитва монахов спасет их души. Так во владение монастырей стало переходить значительное количество земель. Со временем целые деревни попадали к ним в зависимость. Жители этих деревень полностью содержали монастырь.
ВЫВОД: в период раннего христианства сложилась четкая организационная структура церкви, подразумевающая беспрекословное подчинение нижестоящих чинов. Такое подчинение было основано на строжайшей дисциплине.
Возникновение папской области
Союз между королем и христианской церковью, заключенный Хлодвигом, положил начало процветанию церкви. Духовенство поднимает вопрос о взаимодействии церкви и государственной власти. Оно утверждает, что только церковь способна обеспечить порядок в управлении государством и выступить высшим посредником в деле веры. Светская власть и церковь должны быть в тесном взаимодействии и находится в подчинении у главы христианской церкви.
Рим постепенно возрождается, он становится центром христианства и обителью Папы Римского. В период предводительства франкским войском Пипина Короткого, Риму угрожали германские племена лангобарды. Римский Папа обратился за помощью к Пипину, который в двух походах одержал победу над германцами. В 751 году Папа Римский даровал ему королевский титул. В честь своих побед и в благодарность за коронацию, франкский король преподнес в дар Папе Римскому часть завоеванных земель. Со временем количество дарованных земель увеличивалось. В 756 году возникла Папская область – государство, в котором светской и духовной властью обладал Папа Римский. Территории, занимаемые этим государством периодически изменялись, часто были разрознены и находились далеко друг от друга. История Папской области насчитывает более тысячи лет.
ВЫВОД: в период раннего христианства укрепилась взаимная поддержка светской и церковной власти. Возникновение Папской области подтвердило, что церковная и государственная власть были неотделимы.
Крещение франков: как король-язычник Хлодвиг I сделал французов христианами
Франки крестились очень романтично. Они тогда ещё были не французами, а суровыми разномастными племенами, но явно предчувствовали: пройдёт какая-то тысяча лет — и их назовут самой романтичной нацией в мире. Так что надо было соответствовать — и поспособствовал этому король-язычник Хлодвиг I.
Франки крестились очень романтично. Они тогда ещё были не французами, а суровыми разномастными племенами, но явно предчувствовали: пройдёт какая-то тысяча лет — и их назовут самой романтичной нацией в мире. Так что надо было соответствовать — и поспособствовал этому король-язычник Хлодвиг I.
Хлодвиг — почти как Зигфрид
Всё началось с того, что жил себе в пятом веке нашей эры король франков Хлодвиг I — и было ему в целом нормально. В пятнадцать он надел корону, унаследовав от отца сравнительно небольшую территорию в районе современной Бельгии.
Со временем Хлодвиг развоевался, надавал по шеям римлянам и присоединил к своим владениям Париж.
От дамского внимания он не страдал, проживая то ли в законном, то ли не очень браке с некой красивой женщиной Эвохильдой из кельтских франков ( её сын Теодорих, кстати, в итоге заполучил бо́льшую часть папашиного королевства). Однако Эвохильда Эвохильдой, а дипломатия дипломатией. Так что в один прекрасный день Хлодвиг перед Эвохильдой извинился и начал искать более выгодную супругу. На тот момент ему стукнуло около тридцати лет, он славился военными победами, изрядно прирастил королевство — в общем, был одним из самых завидных женихов варварской Европы.
Выбор пал на бургундскую принцессу Хлодехильду. Для благозвучности будем называть её, как делают многие, Клотильдой.
Остаток саги все, включая Аттилу, медленно и мучительно убивают друг друга.
Но у Хлодвига с его прекрасной бургундкой всё сложилось благоприятнее. Возможно, потому что бургундскому королю Гундобаду он заранее объяснил, кто тут крутой. Было время, когда Гундобад боролся за власть с братом. Тогда Хлодвиг поначалу договорился с тем самым братом и погонял Гундобада, как зайца. Однако потом позволил ему откупиться и заключил союзный договор. И видимо, расставив все нужные точки и запятые, Хлодвиг наслаждался своей прекрасной бургундкой дома, а к её родичам в гости не ездил. Ну мало ли.
Семейные проблемы
На тот момент одну часть варваров Европы просвещённые римляне уже крестили, а до другой пока как-то не дошли.
Клотильда как раз была крещёной и просвещённой.
Некоторые историки называют её ревностной католичкой. Учитывая, что до раскола церкви на Западную и Восточную оставалось примерно полтысячи лет, приходится признать, что Клотильда серьёзно опередила своё время.
Конечно же, непросвещённость и язычество Хлодвига серьёзно её угнетали, несмотря на все его военные победы.
— Милый, — умоляла Клотильда в тронном зале, на пиру и в постели, — давай ты уже крестишься, это же самый что ни на есть передовой тренд.
— Не могу, — возражал Хлодвиг. — Мои боги лишат меня своего покровительства.
— Зато у тебя будет новый могущественный покровитель на небе, — возражала Клотильда, — а на земле епископ Ремигий Реймсский даст тебе много плюшек и римские консульские регалии.
— Что мне регалии, женщина, — высокомерно отвечал Хлодвиг, хотя при этих словах какой-то червячок скрёбся в его душе. — Боги не поймут. Дружина, кстати, тоже не оценит. Какой-то у вас бог, как бы тебе сказать… Неочевидно, что он из рода богов, в общем.
Споры не помешали чете зачать ребёнка. В положенный срок Клотильда родила мальчика, и радостный Хлодвиг назвал его Ингомером — вполне типичное имя для германского язычника. Клотильда скрипнула зубами и попросила разрешения окрестить ребёнка. Хлодвиг на радостях согласился, а Ингомер после этого взял и умер.
— Вот что ты наделала, женщина! — разъярённо кричал Хлодвиг. — Все это из-за тебя и твоего крещения, из-за которого от мальчика отвернулись боги.
Помирившись, супруги зачали ещё одного ребёнка. Когда Клотильда родила, Хлодвиг строго-настрого запретил его крестить, но мальчик все равно умер.
— Тенденция, однако, — изумился Хлодвиг.
Однако креститься все ещё не собирался.
Крещение в битве
Хлодвиг был выдающийся правитель и всё время сражался.
Воевал он немножко там, немножко сям, но преимущественно с вестготами, у которых в конце концов отжал Аквитанию, и алеманнами ( ещё одно древнегерманское племя).
С алеманнами он воевал регулярно, так что историки до сих пор не могут определиться, в каком именно году крестился Хлодвиг: в 496 или в 507. Во всяком случае, это произошло в одной из многочисленных битв с алеманнами. Легенда утверждает, что в какой-то момент франки начали отступать, призывы к древним богам эффекта не возымели, и, по словам Григория Турского, Хлодвиг выкрикнул следующее:
— Иисус Христос, я с глубоким благоговением обращаюсь к тебе с просьбой о помощи. Если ты доставишь мне победу над этими врагами, я уверую в тебя и буду креститься во имя твоё. Я просил помощи у моих богов, но вижу, что они не хотят оказать мне её… Я обращаюсь теперь к тебе и впредь в тебя буду верить!
После чего франки устыдились, перестали отступать и дали жару алеманнам.
Креститься после этого, разумеется, пришлось.
Во-первых, старые боги себя публично дискредитировали, а новый доказал, что всё-таки из рода богов — то есть и в битве помочь может, и вообще достоин уважения.
Во-вторых, пообещал уже.
— Ну что? — спросил Хлодвиг у дружины. — Крестимся?
— Раз этот бог помогает нам побеждать алеманнов — обязательно, — ответила дружина.
Крестился Хлодвиг в Реймсе, обряд проводил епископ Ремигий. Вместе с ним послушно крестилась и вся дружина в количестве шести тысяч человек.
Войны во имя Христа
Вскоре Хлодвиг стал ревностным христианином. Иногда чересчур ревностным.
Христианское рвение Хлодвига достигло такой силы, что он пошёл войной на Южную Галлию, мотивируя это тем, что в ней засела арианская ересь, которую нужно выкорчевать во имя истинной церкви.
Поскольку Хлодвиг вёл себя очень куртуазно и запретил солдатам грабить местных жителей, последние не имели ничего против. Так Хлодвиг и присоединил Аквитанию к своим владениям, убив короля вестготов. Потом ему понравился Прованс, где засели остготы, и уж непременно бы Хлодвиг нашёл еретиков и там, но « школьных» заблуждений о византийской истории’ data-src=/system/images/000/204/807/teaser/45737fb020010e881506d5f86b94f39a5a459ce5.jpg?1579251204 data-lead=’Как называлась Византия на самом деле, когда в действительности возвели купол Святой Софии и правда ли, что византийцы жгли всех врагов « греческим огнём», словно напалмом? Мы разобрались с каждым заблуждением и мифом о византийской истории.
‘ title=>византийский император понял, что нового Аттилу — теперь под знаменем Христовым — он себе не хочет, поэтому обласкал Хлодвига и назначил его консулом.
В то время это было чем-то вроде признания легитимности от Евросоюза.
Так что Хлодвиг был очень польщён, а Клотильда наконец успокоилась.
Хлодвига до сих пор почитают как первого христианского ‘ title=>владыку Франции — хотя Франция на тот момент была довольно условная, а часть населения и без того уже исповедовала христианство.
Он объединил приличное количество разрозненных франкских племён, и крещение его подданных прошло достаточно легко, поскольку большая часть до этого уже крестилась. Будучи под римлянами, конечно.
Но ведь главное — что? Чтобы король крестился. А там уже и строительство соборов начнётся, и поголовное крещение детей, а через несколько сотен лет далёкого преемника Хлодвига будут называть « христианнейшим королём Европы».
Когда Хлодвиг стал королем франков и почему принял христианство?
Хлодвиг I – великий французский король, известный многочисленными завоеваниями и принятием франками христианства. При его жизни времена были непростыми, но, будучи правителем, он расширил границы владений и получил расположение многих государств, создав надежную почву для будущей политики Франции.
Хлодвиг первый был самым известным правителем из династии Меровингов.
Кто такой Хлодвиг?
Известнейший из династии Меровингов и наиболее успешный – Хлодвиг Первый. Появился на свет в г. Турне, Бельгия, в 466 г. Франция тогда была разделена на две большие части – салических и репуарских франков, которые имели более мелкие ветки во главе с королями-военачальниками.
Сын Хильдерика I, Хлодвиг, стал королем в 15 лет и правил с 481 (482) по 511 год.
Жизнь этого короля прошла в сражениях. Он был удачлив, владел тактикой боя, стратегией, часто побеждал. История запомнила его как решительного и жестокого военачальника, поэтому собственное войско, враги, другие государства его боялись. Умер основатель франкского государства в 511 г., погребен в храме Апостолов Петра и Павла, в Париже.
Правление – каким был король Хлодвиг?
Правление Хлодвига I, особенно военная политика, неплохо изучены. За годы правления Хлодвиг сделал немало, но присоединение новых земель приходилось проводить силой. В 486 году он пошел против Саргия и через несколько лет завоевал его территории. Затем разбил тюрингов, совершающих набеги на франков.
Король Хлодвиг значительно расширил границы франкского государства.
После заключения брака Хлодвиг увидел новые возможности и увеличил королевство от Сены до Луары, укрепляя власть. В 500 году воевал против Гундобальда. В 506 году пошел против вестготов, расширив свои территории в Галлии. А после победы в готской войне определил столицу государства в Париже, где и продолжил объединение франкских земель.
Почему Хлодвиг принял христианство?
Хлодвиг решил, что женитьба пойдет на пользу государству. Конечно молодой франк, хоть и правитель, не мог претендовать на принцесс известных стран. Но после многих завоеваний, получения определенной репутации, ситуация изменилась. Избранницей стала Хлодехильда (Клотильда), бургундская принцесса, «дочь могущественной страны», что сыграло королю на руку.
Женитьба на Клотильде сплотила государство франков с Бургундией.
Длительное время Бургундия и Франция были не в лучших отношениях. Но брак с принцессой менял положение и позволил заполучить сильного союзника. После женитьбы на Клотильде началась новая веха в правлении короля. Ведь она была не просто принцессой известного государства, но и христианкой.
Клотильда длительное время убеждала супруга принять христианство, но Хлодвиг отказывался. Правитель был упрям независимо от уговоров. Принять крещение его сподвигла интересная история.
Король часто воевал с алеманами, и, как правило, побеждал. Но в ходе одной из битв удача начала изменять. Войско теснили, никакие подношения языческим богам не помогали. В надежде король взмолился Иисусу Христу и поклялся, что, если франки одержат победу, он примет христианство. Вера была слабой, войско Хлодвига разгромило алеманов.
Христианская вера помогла Хлодвигу разгромить войско алеманов.
Войны с алеманами были частыми в те времена, поэтому сложно сказать, когда произошла эта битва. По одним источникам в 496 г, по другим – в 507 г. Король обещание сдержал и принял новую веру. Его крестил епископ Ремигий. А затем христианство приняло и войско. В средневековье этот ход стал возможностью получения поддержки духовенства и галло-римского населения. А в будущем неоднократно был причиной успехов франкского государства Хлодвига.
Крещение Хлодвига (25 декабря 498 года?)
Крещение Хлодвига (25 декабря 498 года?)
Нет исторического события, которое заслужило бы стольких комментариев, как крещение Хлодвига. В определенном смысле можно сказать, что мысль о крещении возникла с начала правления Хлодвига: в упомянутом выше письме Реми просит его «вести дела так, чтобы Господь не отвернулся» от него, и править, «советуясь с епископами». Женитьба на католичке Клотильде предопределила дальнейшее. Григорий повествует не только о ее хитростях, которые она пустила в ход, чтобы вырвать у Хлодвига разрешение на крещение их первых сыновей (Ингомера, рано скончавшегося, а затем Клодомира) или чтобы заставить его с помощью Реми — своего человека в доме — «внять Слову Спасения», но и о епископе Ницетии Трирском, в одном из своих писем 565 года к ломбардской королеве Хлодосвинде склонявшем ее последовать примеру Клотильды, которая «сумела добиться того, что властитель Хлодвиг стал следовать католическим чаконам». Конечно, это было нелегким делом, поскольку язычество Хлодвига вместе с его могуществом привлекли к нему «всякого рода сектантов», как писал ему вскоре после крещения епископ Авит Вьеннский в поздравительном послании, единственном современном этому событию документе, которым мы располагаем. Надо ли считать, как думают с недавних пор [17], что Хлодвиг принял арианство перед тем, как перейти к христианству? По-видимому, нет, хотя его сестра Лангехильда временно впадала в эту ересь. Приняв крещение по приамскому ритуалу однажды, он не был бы согласно правилам того времени крещен вторично. А из того, что пишет Авит, видно (это же утверждает Григорий), что если Хлодвиг и оказал некоторое сопротивление усилиям епископов, то лишь помня о вере своих предков или, скорее, из соображений солидарности со своим народом, в глазах которого он всегда выступал как гарант этой веры. Понятна поэтому секретность, которой были окружены переговоры с Реми, а может быть, и сделка с ним. Секретность была снята публично произнесенным обетом Хлодвига, который он дал по случаю своего паломничества к обители Сен-Мартен в Туре, как об этом пишет в своем письме Никетий.
Упоминание об этом паломничестве побудило некоторых историков связать крещение Хлодвига с его овладением Туром или же с одной из его аквитанских военных кампаний, например, с его походом 507 года. Они охотно приняли эту версию, так как имеется письмо, написанное Хлодвигу около 506–507 годов Кассиодором, который от имени остготского короля Теодориха упоминает о совсем недавней победе короля над алеманнами. В результате предполагаемая дата крещения у разных авторов колеблется между 496 и 508 годами. Как в одном, так и в другом случае, однако, не учитывается тот факт что Хлодвиг, о котором Григорий писал: «он безостановочно побивал и побивает народы», мог предпринять несколько кампаний против алеманов подобно тому, что он провел их немало против вестготов. Если глубже взглянуть на вещи, то выясняется, что поздняя дата неприемлема, поскольку, с одной стороны, в своем поздравительном письме Авит Вьеннский делает ясный намек на православие, восторжествовавшее в этот момент в Византии (а это в условиях разброда, вызванного появлением еретического монофизитства, может быть отнесено лишь к первым годам правления императора Анастасия, вступившего на трон в 491 году, а в 506-м уже конфликтовавшего с Римом), а с другой стороны — ввиду того, что в 507 году Аквитанию покорил Хлодвиг — уже несомненный христианин, что к тому времени было общеизвестно. Он был им (или, по меньшей мере, проходил послушание) еще и ранее, когда епископ турский Волузиан (491–498? был отправлен в изгнание королем Аларихом в последний год своего епископского служения по подозрению в том, что «пожелал подчиниться власти франков».
Таким образом, можно предположить стройную хронологию событий, непосредственно предшествовавших обращению Хлодвига. Во время одного из походов на Аквитанию, видимо, того, который привел его в Бордо в 498 году, Хлодвиг, проходя через Тур, торжественно поклялся, стоя перед базиликой Сен-Мартен вместе с епископом Волузианом (или с Вером — его преемником, желавшим победы Хлодвига), что он «в ближайшие сроки» примет крещение. По завершении похода начались приготовления к церемонии. Немалая часть окружения Хлодвига и многие его воины либо сами, либо после уговоров решили принять крещение вместе с ним. По обыкновению, коллективные крещения устраивались на Пасху, а в этом случае речь шла о Рождестве — Авит утверждает это со всей определенностью. Почему такая спешка? Потому ли, что армия и военачальники использовали весеннее время, чтобы выполнить намеченный Хлодвигом план военных действий? Или желали воспринять благодать крещения, чтобы восторжествовать в сражениях? Так или иначе, но событие отмечалось с широким размахом: вся Галлия была извещена, приглашены епископы южных областей, епископы королевств вестготов, бургундов и, что следует особо отметить, также арианских королевств. Был приглашен Авит, глубоко сожалевший о невозможности прибыть, чтобы занять место среди высших служителей церкви, собравшихся вокруг Реми, лично совершавшего обряд крещения. Та роль, которую Реми сыграл в подготовке короля к принятию крещения, объясняет причину избрания Реймса местом совершения обряда.
Итак, в день Рождества 498 года (убедительною подтверждения этой даты все еще нет) Хлодвиг и те из его сподвижников, которые согласились последовать его примеру, вошли в баптистерий, расположенный в северной части кафедрального собора Святей Марии, снят с себя ожерелья, амулеты и иные знаки их приверженности к старым верованиям (именно в этом смысл известной фразы, которая долгое время переводилась как «Склони свою голову, гордый сикамор» [18]), спустились по ступеням крестильной купели и были крещены «во имя Отца, Сына и Святого Духа», «будучи помазаны елеем и отмечены крестом Христовым».
Читайте также
Крещение Руси от 980 до 988 года
Крещение Руси от 980 до 988 года Можно ли было ожидать, милые читатели, чтобы этот князь Владимир, бывший виновником гибели брата и несчастья бедной красавицы Рогнеды, станет потом добрейшим государем и первым благодетелем своего народа? Вот какие чудеса может Бог делать с
Глава 3 Первая фаза осады Пешта (30 декабря 1944 года — 5 января 1945 года)
Глава 3 Первая фаза осады Пешта (30 декабря 1944 года — 5 января 1945 года) После того как защитники Будапешта отвергли советское предложение о капитуляции, атака Красной Армии не заставила себя ждать. Она произошла на следующий же день. Наступление началось с того, что по
3.8. Крещение Иисуса Христа описано в Энеиде Вергилия как «крещение Аскания»
3.8. Крещение Иисуса Христа описано в Энеиде Вергилия как «крещение Аскания» Вероятно, Вергилий описывает во второй книге Энеиды крещение Христа. Приведем еще раз соответствующий фрагмент поэмы.«Тут изумленным очам ЯВИЛОСЬ НЕЖДАННОЕ ЧУДО… Вдруг привиделось нам, что
Глава четвертая Наступление центральных армий с рубежа рек Нара, Руза, Москва и развитие операций (25 декабря 1941 года – 17 января 1942 года)
Глава четвертая Наступление центральных армий с рубежа рек Нара, Руза, Москва и развитие операций (25 декабря 1941 года – 17 января 1942 года) Неудачи начального периода наступательных действий армий центрального участка Западного фронта в декабре явились основанием для
Глава пятая Наступление армий левого крыла на Детчино, Козельск, Сухиничи и завершение боев за Калугу и Белев (25 декабря 1941 года – 5–9 января 1942 года)
Глава пятая Наступление армий левого крыла на Детчино, Козельск, Сухиничи и завершение боев за Калугу и Белев (25 декабря 1941 года – 5–9 января 1942 года) Обстановка на левом крыле к 26 декабря 1941 годаПеред войсками армий левого крыла Западного фронта после 25 декабря стояла
Контрнаступление под Москвой Триумф полководца (5 декабря 1941 года — 7 января 1942 года)
Контрнаступление под Москвой Триумф полководца (5 декабря 1941 года — 7 января 1942 года) Эта книга посвящена описанию стратегической операции, в ходе проведения которой было нанесено первое крупное поражение германским вооруженным силам и развеян миф о непобедимости
КРЕЩЕНИЕ ХЛОДВИГА. ОБРАЗОВАНИЕ ФРАНКСКОГО КОРОЛЕВСТВА
КРЕЩЕНИЕ ХЛОДВИГА. ОБРАЗОВАНИЕ ФРАНКСКОГО КОРОЛЕВСТВА ХлодвигВ год падения Западной Римской империи обширные территории в Галлии еще не имели одного хозяина. В свое время им станет правитель сильнейшего материкового европейского государства — Франции, получившей
2. Участие Латышской дивизии в контрнаступлении под Москвой (20 декабря 1941 года — 14 января 1942 года)
2. Участие Латышской дивизии в контрнаступлении под Москвой (20 декабря 1941 года — 14 января 1942 года) Наступательный этап Московской битвы начался с 6 декабря 1941 года и проходил до 20 апреля 1942 года. Подготовленная осенью 1941 года Латышская дивизия вошла в число резервных
Житомирско-Бердичевская фронтовая наступательная операция (23 декабря 1943 года — 14 января 1944 года)
Житомирско-Бердичевская фронтовая наступательная операция (23 декабря 1943 года — 14 января 1944 года) Обширный плацдарм на правом берегу Днепра, западнее Киева, занимали войска 1-го Украинского фронта — командующий генерал армии Н. Ф. Ватутин, члены Военного совета
Крещение Хлодвига
Крещение Хлодвига Вскоре после покорения алеманнов произошло еще более важное событие — обращение Хлодвига в христианство. Церковная традиция связывает эти два события, представляя дело так, что Хлодвиг решил принять религию своей супруги, если одержит победу.
Крещение Хлодвига
Крещение Хлодвига 496 год В 496 г. король франков Хлодвиг (от этого имени происходит французское имя Людовик) принял католическую религию.Он был крещен епископом Реймса Святым Реми. Много позже этот прецедент будет взят за образец французскими королями, которые станут
От конституции 1848 года до переворота 2 декабря 1851 года
От конституции 1848 года до переворота 2 декабря 1851 года Подавление рабочего движения оказало влияние на содержание новой конституции. Большинство депутатов отказалось внести в нее право на труд, на образование и на социальное обеспечение. Она сохранила всеобщее