Хочу преподавать с чего начать
Карьера: уволиться из университета, открыть онлайн-школу и зарабатывать 250 000 ₽
В рубрике «Карьеры» читатели Т—Ж рассказывают, какие события и решения повлияли на их профессиональный путь.
Героиня этого выпуска, получив диплом, начала преподавать историю в своем же университете. Потом попробовала себя в сфере продаж, но вернулась к преподаванию, несмотря на мизерную зарплату. Но в один момент решила все изменить, уволилась, стала работать только на себя и сумела монетизировать свои знания.
Это история читателя из Сообщества Т—Ж. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.
Профессиональный путь
Соврала о возрасте, чтобы получить первую работу. Я училась на первом курсе исторического факультета в Магнитогорске. Мне было 17 лет, и совсем не было денег. Я не из бедной семьи, но все равно хотелось начинать опираться на себя. Вариантов работы в небольшом городе было немного: однокурсники подрабатывали официантами, диджеями.
Но я была домашней девочкой, и ночная работа не для меня. Поэтому я открыла газету с объявлениями и стала искать вакансию няни или секретаря на неполный рабочий день. Второе нравилось больше, потому что я люблю работать с бумагами. Но все собеседования заканчивались предложениями интимных услуг. Поэтому я сосредоточилась на няне. Детство прошло в компании младших двоюродных братьев, поэтому я вообще не переживала за свою квалификацию.
Позвонила по первому же объявлению, соврала, что совершеннолетняя, договорилась о встрече. Одинокая мама искала няню, чтобы забирать трехлетнего сына из детского сада и сидеть с ним пару часов дома, пока она не придет с работы.
платили за 3 часа работы няней
Я опрятно выглядела, вежливо и приветливо разговаривала, но главное — понравилась ребенку. Поэтому, когда собеседование дошло до «а покажите паспорт», я призналась, что 18 мне еще нет, но очень хочется получить эту работу. Маме мальчика я, похоже, тоже понравилась, а может, она просто устала от поисков и поэтому согласилась меня взять.
Я работала по три часа пару раз в неделю, за каждый выход получала 50 рублей и была счастлива. Через месяц мама мальчика посоветовала меня подруге, у которой была трехлетняя девочка. Так у меня уже стало два клиента. Потом я отказалась от этой работы, так как уехала в этнографическую экспедицию от университета.
Устроилась методистом и научилась быстро печатать. Летом мне исполнилось 18, и моя школьная учительница предложила подработку на полдня в центре дополнительного образования. С 09:00 работа, после 13:00 — универ, я училась во вторую смену.
была зарплата методиста на полставки
Это была официальная работа с трудовой книжкой. Я работала с бумагами, много читала, составляла программы экскурсий для нашего небольшого краеведческого музея. Зарплата была маленькая — не больше 2500 Р в месяц. Но именно тогда я освоила компьютер, офисные программы и научилась быстро печатать.
Навык быстро набирать тексты стал ключевым. Тогда все учреждения переходили на компьютерную технику, интернет становился нормой, но не все сотрудники могли освоить эту машину и новые технологии. А у меня уже был такой опыт.
Навык быстро набирать тексты стал ключевым. Тогда все учреждения переходили на компьютерную технику, интернет становился нормой, но не все сотрудники могли освоить эту машину и новые технологии. А у меня уже был такой опыт.
Устроилась в родной университет. От старшей подруги, которая работала в университете, я узнала, что на факультете повышения квалификации есть вакансия методиста. На тот момент у меня было неполное высшее — три курса образования. Для методиста вуза этого было недостаточно, но по просьбе декана в отделе кадров сделали исключение.
был общий доход на третьем курсе
С тех пор я стала одновременно работать на полставки и учиться в университете. Учебе это не мешало, даже наоборот. Факультет, на котором я работала, тесно контактировал со всеми факультетами вуза. Вышло так, что теперь я много работала в ректорате с учебными планами, приказами и сметами, меня знали преподаватели и делали поблажки по учебе.
Как победить выгорание
Стала преподавателем истории и защитила диссертацию. Я получила красный диплом, поступила в аспирантуру и устроилась по совместительству преподавателем на кафедре истории. На старте зарабатывала немного — около 10 тысяч, но мне очень нравилось преподавать.
стартовая зарплата преподавателя на кафедре истории
Устраивал достаточно свободный график: лекции по расписанию, в остальном — главное, чтобы работа была сделана вовремя. Преподавание в высшей школе мне всегда казалось статусной работой.
Самым сложным было защитить диссертацию. Я ездила в командировки по российским городам за свой счет, работала в архивах. Спустя шесть лет я справилась и стала кандидатом исторических наук. Диссертация была посвящена истории Русской православной церкви в 20 веке.
Самым сложным было защитить диссертацию. Я ездила в командировки по российским городам за свой счет, работала в архивах. Спустя шесть лет я справилась и стала кандидатом исторических наук. Диссертация была посвящена истории Русской православной церкви в 20 веке.
К этому времени высшая школа переживала кризис. По всей стране началось объединение вузов, сокращения преподавателей. Вуз, в котором я работала, присоединили к более крупному. Я попала под сокращение.
Переехала и стала работать менеджером по продажам. Тогда коллега предложила мне работу в Челябинске. Ее муж как раз искал менеджера по продажам оборудования для изготовления пластиковых окон.
и жилье получала, работая несколько месяцев менеджером по продажам
В новом городе обещали платить до 80—90 тысяч рублей и оплачивать съемную квартиру в первые полгода — это еще 12 тысяч. Поэтому я рискнула и согласилась на переезд.
Мне нечего было терять. Попав под сокращение, я лишилась не только работы, но и жилья. К тому времени я съехала из родительской квартиры в общежитие вуза, а возвращаться домой совсем не хотелось.
Мне нечего было терять. Попав под сокращение, я лишилась не только работы, но и жилья. К тому времени я съехала из родительской квартиры в общежитие вуза, а возвращаться домой совсем не хотелось.
Коллектив на новой работе оказался дружелюбным. Коллеги относились с уважением и интересом, задавали вопросы по истории, просили совета, что почитать и что посмотреть. А я с удовольствием рассказывала все, что знала.
Я быстро поняла, что от меня требуется на новом месте: работа в вузе учит систематизировать информацию, отделять главное от второстепенного, правильно задавать вопросы. Как только я все изучила, мне стало скучно и неинтересно.
Работа с жестким графиком, без творческого аспекта и публичных выступлений была совсем не по душе.
Работа с жестким графиком, без творческого аспекта и публичных выступлений была совсем не по душе.
Через два месяца я стала закидывать резюме в разные образовательные учреждения Челябинска и ходить на собеседования. Еще через два месяца мне позвонили из крупного областного университета. Предлагали вакансию заместителя декана востоковедческого факультета. Был большой конкурс, и я его прошла. Обещали платить всего 12—15 тысяч. В 2007 году, да и сейчас, это обычная зарплата в провинциальном вузе.
Я крепко задумалась. Частная фирма мне оплачивала жилье, плюс оклад 20 тысяч. Теперь же квартиру нужно было снимать за свои деньги, а оклад уменьшался. При самых скромных расходах мне требовалось 20 тысяч рублей в месяц: 11—12 тысяч на аренду, 8—9 тысяч на жизнь. Но зато я возвращалась в привычную среду и мне обещали свободный график: главное, сдавать отчеты вовремя и ходить на совещания.
максимум зарабатывала в сумме, когда стала преподавать в университете и заниматься репетиторством
Тогда я заполнила анкету на сайте для репетиторов. Быстро нашла пару учеников, которые готовились сдавать ЕГЭ по истории. Потом еще троих. Потом заработал «сарафан». В университете у меня был свой кабинет. Днем совещания, отчеты, студенты, а после 17:00 ученики приходили ко мне на репетиторство в этот же кабинет.
Как раз в это время познакомилась с будущим мужем. Он из моего родного Магнитогорска, поэтому у нас был роман на два города. В итоге три дня я проводила в Челябинске, а четыре дня жила в Магнитогорске. Ученики были и там, и там. В какой-то момент это стало очень неудобно. Иногда мне не удавалось приехать из-за работы в универе, иногда случались ссоры с будущим мужем и я возвращалась в Челябинск на неопределенный срок. Но ученики не будут ждать, когда я помирюсь с мужем, так что они уходили к другим репетиторам.
Я поняла, что меня достала работа в университете, вечное безденежье и конфликты с начальством. Как таковых ссор с руководителями не было, просто меня на работу брал один человек, а потом началась частая смена начальников, которые смотрели на меня скорее как на конкурента.
Два года назад мы с мужем попали в аварию. Один человек погиб на наших глазах. Мы чудом спаслись. После этого стало ясно, что что-то менять надо прямо сейчас — завтра может просто не наступить. И я уволилась с работы.
Два года назад мы с мужем попали в аварию. Один человек погиб на наших глазах. Мы чудом спаслись. После этого стало ясно, что что-то менять надо прямо сейчас — завтра может просто не наступить. И я уволилась с работы.
Стала онлайн-репетитором. Я ушла из университета и решила посвятить себя только репетиторству. Идея о том, что можно преподавать онлайн, пришла не сразу.
стоило одно занятие онлайн
Однажды мне позвонила женщина. Сказала, что нашла мое объявление на «Авито» — там я тоже размещала информацию о подготовке к ЕГЭ, — что сама она из Москвы и хочет, чтобы я готовила ее сына к экзамену по «Скайпу». Я ответила, что никогда так не делала и считаю подобные занятия неэффективными. Но она настаивала, просила хотя бы попробовать, и я согласилась.
Мы попробовали. Мальчик оказался ленивым, и мы быстро закончили. Но важнее было мое открытие: онлайн-занятия возможны и по качеству они ничуть не хуже обычных. Но к ним нужно готовиться: подбирать тесты под каждую тему, делать презентацию для наглядности, электронные атласы, внятно формулировать домашнее задание.
Через полгода я всех своих учеников перевела в онлайн. Были те, кто отказался, кому не подошел формат, — с ними попрощалась. Примерно в это же время на сайте для репетиторов появилась возможность брать учеников на онлайн-занятия из любого города. Так у меня расширилась география.
Завела страницу в «Инстаграме». У меня была страничка в «Инстаграме» с 35 000 подписчиков. Наверное, это звучит странно, но мне ее подарила моя студентка четыре года назад. За одну услугу. Нет, я не поставила ей зачет просто так. Я помогла ей перевестись из одного вуза в другой — это муторная процедура, а я оформила все бумаги. Взамен она предложила аккаунт, сказала, что он ей больше не нужен. Тематика страницы была мне не близка — видео и фото милых щенков, поэтому аккаунт долго стоял заброшенным.
Но во время перевода своих учеников в онлайн я о нем вдруг вспомнила. Пришла мысль использовать его для продвижения своих репетиторских услуг. Да, там не целевая аудитория. Ну и что? Я решила рискнуть. Удалила всех щенков, переименовала аккаунт, начала публиковать исторические посты.
За первые два месяца от меня отписались 15—20 тысяч человек, но я продолжала. Было непросто начать записывать сторис с лицом, вести прямые эфиры, принимать себя в телефоне. Потом я решилась рассказать о своем блоге друзьям, студентам и школьникам, с которыми занимаюсь. Всем было любопытно, на меня подписались. Охваты стали расти, посты комментировали, ставили лайки, писали в директ.
За первые два месяца от меня отписались 15—20 тысяч человек, но я продолжала. Было непросто начать записывать сторис с лицом, вести прямые эфиры, принимать себя в телефоне. Потом я решилась рассказать о своем блоге друзьям, студентам и школьникам, с которыми занимаюсь. Всем было любопытно, на меня подписались. Охваты стали расти, посты комментировали, ставили лайки, писали в директ.
доход от первого вебинара
Когда ЕГЭ был сдан, пришла мысль провести большой вебинар о поступлении в вуз. Оказалось, что это моя сильная сторона. Репетиторы и учителя хорошо знают предмет, но почти никогда не могут помочь ученику с профориентацией. У меня же за плечами 16 вузовских приемных кампаний. Я знаю об этом все и даже больше.
Когда ЕГЭ был сдан, пришла мысль провести большой вебинар о поступлении в вуз. Оказалось, что это моя сильная сторона. Репетиторы и учителя хорошо знают предмет, но почти никогда не могут помочь ученику с профориентацией. У меня же за плечами 16 вузовских приемных кампаний. Я знаю об этом все и даже больше.
Вебинар по профориентации принес 20 000 Р за час: я просто рассказывала все то, о чем говорила в вузе на днях открытых дверей. Только универ платит кучу денег, чтобы родители и абитуриенты хотя бы пришли на этот день открытых дверей, а я за это брала деньги и даже начала платные консультации по поступлению в вуз или переводу из одного вуза в другой.
Открыла онлайн-группу по подготовке к ЕГЭ и заработала первый миллион. Я решила больше не вести индивидуальные занятия. Тогда я думала так: будет здорово, если в мою онлайн-группу соберется 10—15 человек. В итоге собралось 30 человек, и в течение года добавилось еще 25.
заработала в первый год занятий с онлайн-группой
Первый год был самым сложным в профессиональном отношении за всю мою жизнь. Я все делала сама. Составляла график занятий на весь год, создавала презентации, делала задания в формате ЕГЭ к каждой теме, комплектовала ответы, проверяла всех учеников. Параллельно вела блог, заказывала рекламу, настраивала таргет.
Часть технической работы мне помогала делать одна из школьниц. Кстати, она в итоге сдала историю на 100 баллов. Вообще школьники, которых я обучаю, показывают очень хорошие результаты. Слабые почти сразу отсеиваются.
К концу учебного года я вымоталась, но заработала свой первый миллион.
Как начать преподавать онлайн-курсы
Онлайн-образование набирает обороты, и все больше людей используют Интернет, чтобы получать новые знания. Дистанционное обучение – относительно новое направление, и тем, кто никогда раньше этим не занимался, требуется время, чтобы привыкнуть. Как ученикам, так и преподавателям.
Что нужно знать преподавателю и автору курсов, чтобы начать обучать в онлайн? Давайте все подробно разберем.
Шаг 0: Внутренняя готовность и мотивация
Прежде чем вы погрузитесь в создание онлайн-курса, очень важно настроить себя на успех, независимо от того, будете ли вы проводить свое обучение в образовательном центре или будете самостоятельно продвигать свой курс.
Шаг 1: Идея – разработка уникальной концепции обучения
Качественное и полезное обучение (как для ученика, так и для преподавателя) – это нечто большее, чем просто изучение учебных материалов и изложение темы. Первый вопрос, который вы должны задать себе, когда планируете онлайн-курс – Чему вы хотите научить?
Многие скажут: «Я хочу научить фотографии” или «Я собираюсь обучить людей как запустить рекламу в социальных сетях”, или «Я буду учить графическому дизайну”. Однако это неверная отправная точка.
Более успешный стратегический подход – думать о результате. Когда ваши ученики пройдут обучение, чего они добьются? Каковы будут их результаты?
Также важно, чтобы преподаватель не только обладал определенными знаниями, которыми готов поделиться с миром, но и мог правильно их преподать. Спросите себя: «Есть ли у меня не только навыки, чтобы научить делать то, чему я хочу научить, но и способность передавать это?”
Часто между этими категориями существует большой разрыв. Преподаватель может знать многие вещи по предмету, но не умеет преподносить информацию так, чтобы ученик смог ее впоследствии применить в жизни. Например, на корпоративном тренинге преподаватель обучил сотрудников определенному методу, но методология была настолько далека от отраслевого стандарта, что, хотя ученики считали обучение интересным и смогли защитить свои проекты, но было мало реальной долгосрочной пользы и они не сумели применить изученный метод в реальной жизни. Поэтому на другое обучение к этому преподавателю ученики уже не пришли.
В этом случае преподавателю лучше сосредоточиться на более узкой теме, чтобы ученики смогли развивать свои навыки и снова взаимодействовать с ним в будущем.
Так как ученики, которые используют то, что они узнали, возвращаются к вам снова и снова, требуя большего. И это очень ценно!
Это полезно для преподавателей, потому что они чувствуют, что помогли своим ученикам расти, и это замечательно для учеников, потому что они не только повышают свои знания, но и строят отношения с человеком, у которого учились.
Шаг 2: Фокус – Сделайте свое обучение продаваемым
Хотя широкие темы действительно привлекательны, но их, как правило, труднее создавать, развивать и поддерживать, потому что они часто имеют большую конкуренцию.
Но и в слишком узкой теме тоже могут быть сложности. Например, если вы создали курс «Введение в деревообработку», то его гораздо сложнее будет продать, чем, например, «Изготовление деревянных ящиков для хранения», хотя содержание курсов может быть очень похожим. Сосредоточьтесь на конкретном навыке, которые освоят ваши ученики по завершению обучения, а не на общей идее.
Когда вы начинаете планировать свое обучение, то задайте себе следующие вопросы:
Шаг 3: Расписание курса – Вложение времени
Один из ваших первых вопросов после того, как вы определились с фокусом – сколько времени нужно, чтобы изучить этот предмет. Это небольшой курс или комплексная программа?
Преподаватели часто пренебрегают планированием и «временем общения», которое уходит на преподавание в группе. Одни предметы можно изложить за одну встречу, а на усвоение других может потребоваться 1-3 занятия в неделю, в течение пары месяцев, длинные выходные или какой-либо другой сценарий. Это касается как очного, так и онлайн-обучения.
Затем нужно спланировать, сколько вам необходимо времени, чтобы подготовиться к этому. Как минимум, у вас будет соотношение времени планирования и обучения 1:1, хотя более реалистично, если вы новичок, это 2:1 или 3:1. Даже если вы проводите обучение на LMS, вам все равно нужно давать обратную связь ученикам в той или иной форме. На это тоже нужно время. Плюс, если информация изменится, вам нужно будет обновить материалы.
Если вы делаете все учебные материалы и настройку обучения самостоятельно, то соответственно планируйте и учитывайте время на это. Вам нужно честно оценить, сколько времени вам понадобится и сколько вам нужно потратить, чтобы обучение было финансово жизнеспособны.
Шаг 4: Оценка – Определите результаты и цели вашего курса
Результаты – это то, что получит ученик в конце обучения, благодаря тому, что он изучит. Это то, что вы должны выяснить на ранней стадии, прежде чем планировать учебную программу и составлять планы уроков. Отсортировав это с самого начала, вы поймете как учесть потребности аудитории, как спланировать обучение, как сделать описание обучения и продвигать его.
Кроме того, оценка – это еще одна вещь, о которой стоит подумать. Даже если вы не выставляете оценки, у вас должен быть способ измерить прогресс учеников. Как вариант – создание учениками проекта. Если необходимо завершить проект или его часть, то легко отследить конечную точку работы.
Идея в том, что если ученики видят свой прогресс и развитие в рамках обучения, с большей вероятностью они пройдут его до конца. Они верят в свои силы и в то, что все получится.
После того, как вы пропишите все ответы на обозначенные выше вопросы, вы будете иметь представление о жизнеспособности вашего курса.
Шаг 5: Выберите, как вы будете преподавать онлайн
Есть разные способы учить. Это решение, которое определит, как вы хотите проводить занятия и записывать их.
Вариант 1: физическая классная доска или интерактивная доска
Большинство из вас, кто преподает в классе офлайн, привыкли учить на классной или белой доске. Следовательно, если у вас дома есть такая доска, то ваша работа проста.
Это самый простой вариант, в котором вы будете чувствовать себя очень комфортно, как вы делали это на живых занятиях. Теперь вам просто нужно сделать то же самое, но без учеников перед вами.
Записывать такие занятия вы можете на телефон или камеру.
Вариант 2: презентации PowerPoint
Кроме того, вы также можете обучать через презентации PowerPoint. На вашем компьютере или ноутбуке уже вероятно установлена программа Microsoft PowerPoint, и все, что вам нужно сделать, это поместить все свои заметки на слайды.
С помощью этого приложения очень легко сделать интересную и информативную презентацию. Вы также можете записать свое объяснение каждого слайда с помощью голоса за кадром.
Не перенасыщайте ваши слайды текстом. Иначе они сделают занятие скучным для учеников. Также разнообразьте слайды изображениями, графиками и диаграммами. Ученики воспринимают сложную информацию легче с помощью визуальных эффектов.
Вариант 3: виртуальная интерактивная доска
Вы также можете использовать интерактивную доску. Для этого вам понадобятся электронный блокнот и ручка.
Загрузив программу Open Board, вы сможете записывать свои лекции. Программа предоставляет интерактивную доску с ручками разных стилей, которые вы можете использовать для объяснения понятий. Благодаря этому вы можете не только писать на экране, но также подчеркивать важные моменты в своих презентациях или PDF-файлах.
Шаг 6: Спланируйте контент и разбейте его на модули
Чтобы ваши лекции были простыми для понимания и увлекательными для учеников, вам нужно разбить их на небольшие модули.
Итак, разбейте свой контент так, чтобы видеоуроки вписывались в этот диапазон.
Согласно исследованиям, лучшая продолжительность видео для учащихся составляет 10-15 минут.
В каждом из этих модулей у вас может быть несколько видео, которые составят один плейлист на YouTube, если вы планируете провести там свой курс или один раздел на LMS-платформе.
Помните, что идея состоит в том, чтобы разбить всю тему на более мелкие подтемы, которые являются достаточно большими и достаточно важными сами по себе. Таких подтем в одном модуле может быть до 8-10 штук.
Кроме того, вы можете предложить ученикам после каждого модуля пройти тестирование, чтобы провести промежуточную оценку их прогресса и проверить степень усвоения материала.
Также вы можете дополнить видеоуроки чек-листами и инструкциями, которые будут включать основные моменты темы, формулы и понятия.
Все это гарантирует, что ваши ученики будут потреблять контент небольшими порциями и смогут легко его усвоить.
Шаг 7: Создайте раздаточные материалы и тесты
Кроме того, будьте чрезвычайно изобретательны в том, что вы можете предложить своим учащимся, чтобы сделать этот онлайн-курс для них эффективным. Вы должны думать о создании дополнительных элементов, таких как PDF-файлы, электронные книги, тесты и т.д., которые дополнят уроки. Все это можно разместить на вашей учебной онлайн-платформе.
Вы также можете бесплатно загрузить все эти электронные материалы на свой Google Диск. А затем поделиться ссылкой на них с учениками непосредственно в урокам иди в описании к видео.
Если вы используете платформы по управлению онлайн-обучением, то можете добавить тесты непосредственно в конкретный урок того или иного модуля, чтобы улучшить результаты своих учеников.
Шаг 8: Начните записывать видеоуроки для вашего курса
Выше в шаге 5 мы рассмотрели некоторые способы записи видеоуроков, и вы можете использовать их в соответствии с выбранным вами методом онлайн-обучения.
Для того чтобы записать себя, используйте камеру вашего ноутбука или телефона. Если вы собираетесь использовать презентацию или интерактивную доску, вам необходимо записать свой экран с помощью специальной программы, например, Camtasia.
Многие авторы курсов часто считают, что записать весь курс чрезвычайно сложно. Это большая задача, поэтому они ее откладывают или не приступают к ней вообще. Вам не нужно сразу записывать все уроки всех модулей. Запишите первые уроки или первый модуль и начните загружать видео на ту платформу, которую вы выбрали для онлайн-обучения. Затем переходите к созданию тестов для данного конкретного модуля.
Как только все будет готово, предоставьте своим ученикам доступ к этому модулю. Так вы сможете постепенно создать все уроки, а ученики будут в это время включены в обучение и смогут дать вам свою обратную связь.
Получив отзывы, вы сможете учесть все замечания и рекомендации, и постараться сделать свои видео максимально информативными и легкими для понимания.
Шаг 9: Загрузите видеоуроки на онлайн-платформу
Существуют различные обучающие онлайн-платформы, на которые вы можете загрузить свои видеоуроки.
Бесплатная и всем нам известная площадка – YouTube. Все, что вам нужно сделать, это создать собственный канал на YouTube (это можно сделать с помощью своей учетной записи Google) и загрузить туда видео уроки. Вы можете объединить некоторые из них в «Плейлист», который может служить модулем.
Если вы хотите, чтобы ваш курс был доступен только вашим платным участникам, убедитесь, что вы загружаете все свои видео с ограниченным доступом. Теперь вы можете раздать ссылки на свои плейлисты своим ученикам по электронной почте, чтобы только они имели доступ к курсу.
Если вы хотите бесплатно опубликовать свой курс в Интернете, то можете сделать все видео общедоступными, и любой пользователь YouTube, ищущий эту тему, сможет найти ваши видео.
Если же вы хотите автоматизировать свое онлайн-обучение, систематизировать все уроки и дополнить их тестами с автопроверкой, то вам понадобиться современная система управления обучением, например, АнтиТренинги, Moodle LMS.
Также данные площадки позволяют отслеживать успеваемость ваших учеников и предоставлять им обратную связь и поддержку при необходимости. А анализ данных, которые предоставляются LMS, позволит улучшать качество конкретных учебных материалов или уроков и всего обучения в целом.
В качестве вывода
Если вы давно мечтали попробовать себя в качестве преподавателя онлайн-курсов или уже имеете опыт преподавания в офлайн и хотите перейти в онлайн, то сейчас благоприятное для этого время. Настройтесь на успех и следуйте шагам, описанным выше, и у вас непременно все получится!