Холь амоэд что такое

Законы Холь аМоэд — полупраздничных дней

Из слов Торы — «Соблюдайте праздник мацы в течение семи дней» — мудрецы Талмуда (в Трактате Хагига) учат, что в дни Холь аМоэда запрещено выполнять многие виды работы.

Однако несмотря на то, что наши мудрецы нашли первоисточник запрещения работать в Холь аМоэд в самой Торе, большинство авторитетов все же пришли в выводу, что этот запрет — не заповедь Торы, а постановление мудрецов, которые лишь воспользовались вышеприведенными словами Торы для обоснования своего мнения. Однако даже некоторые из ришоним — выдающихся авторитетов X-XVI столетий — считали, что работа, не обслуживающая нужды дней Холь аМоэда и не являющаяся давар гаавед (то есть такой, неисполнение которой причиняет значительный материальный ущерб), запрещена в дни Холь аМоэда непосредственно Торой. Поэтому все мы обязаны бережно относиться к святости Холь аМоэда и производить в эти дни только разрешенные работы.

В эти дни следует надевать праздничную одежду и устраивать не менее двух трапез — одну вечером, а другую днем.

Магариль надевал в Холь аМоэд ту же одежду, что и в субботу. Для йом тов у него были еще более «парадные» одежды. Дело в том, что в йом тов существует специальная заповедь, обязывающая нас радоваться этому дню. Для субботы такой заповеди нет. Что касается Холь аМоэда, то в дни его достаточно надевать субботнюю одежду.

Трапеза, устраиваемая в Холь аМоэд, обязательно должна включать в себя хлеб. Тот, кто ел любые другие блюда, но не ел хлеба, не считается устроившим трапезу. В Холь аМоэд Песаха эта заповедь имеет особое значение, ибо вместо обычного хлеба во время трапезы едят мацу, а по мнению Виленского Гаона рабби Элиягу есть мацу в течение всех семи дней Песаха значит исполнять заповедь в буквальном соответствии со словами Торы: «Ешьте мацу семь дней». Существует обычай есть в Холь аМоэд на столе, покрытом скатертью — как в субботу и праздники.

Существует мнение, что и в Холь аМоэд, как и в субботу и праздники, на столе должны находиться два целых хлеба (в Песах — две мацы). Существует также обычай зажигать свечи перед наступлением каждого дня Холь аМоэда — как перед наступлением праздника.

В дни праздника Песах в утренней молитве не читается псалом Мизмор ле-тода (Тегилим, 100), так как в Храме в эти дни не приносилась благодарственная жертва (корбан тода). Дело в том, что ее необходимо приносить вместе с хлебом, испеченным из сквашенного теста, что невозможно в Песах.

Хотя дни Холь аМоэда сходны с праздничными, мы не включаем в них в Биркат гамазон обычную праздничную вставку: «Всемилостивый, пошли нам день, который одно лишь благо (куло тов)».

Накладывание тфилин в Холь аМоэд

Рабби Йосеф Каро, великий составитель Шулъхан Аруха, запрещает накладывать тфилин в Холь аМоэд. Сефардские евреи, а также ашкеназские евреи, придерживающиеся сефардского обычая, следуют этому указанию Шулъхан Аруха. К такому же выводу приходит книга Зогар в комментарии к Песни Песней (на слова «Хорош запах масел твоих» — Шир га-ширим, 1,3). Так же поступают во всех ашкеназских общинах Эрец Исраэль. Однако в некоторых ашкеназских общинах различных стран принято накладывать тфилин в Холь аМоэд, но без благословения. К этому выводу пришли такие выдающиеся авторитеты как Мордехай, Рош и Тур. Так же поступал и Магариль. Все они опираются на известные слова Иерусалимского Талмуда (Моэд катан, 83), из которых следует, что во времена Талмуда накладывали тфилин в Холь аМоэд.

Рабейну Бехаей приводит (в главе Ки таво) следующий аргумент в пользу мнения, предписывающего накладывать тфилин в Холь аМоэд. Наши мудрецы учат: «Буква шин, изображенная на “головных” (накладываемых на голову) тфилин — это заповедь, полученная Моше на горе Синай. Числовое значение буквы шин — 300. Оно указывает, что следует накладывать тфилин 300 дней в году — за исключением одних лишь суббот и праздничных дней. Стало быть, их следует накладывать и в Холь аМоэд».

Несколько слов о святости Холь аМоэда

Дни Холь аМоэда наполнены святостью и всецело принадлежат Всевышнему. Название Холь аМоэд — «будни (хол) праздника (моэд)» — означает только, что эти дни уступают по своей святости первому и седьмому дню (Песаха), являющимся праздничными (йом шов). В остальном они моэд — праздник.

В Талмуде, в Трактатах Псахим и Макот, указывается, что тот, кто пренебрегает днями Холь аМоэда, подлежит суровому наказанию. Рав Шешет учил: «Тот, кто пренебрегает праздниками (моадим), подобен занимающемуся идолопоклонством. Ведь в Торе сказано: “Богов литых не изготовляй себе” (Шмот, 34,17), и сразу же вслед за этим: “Праздник мацы соблюдай”» (Шмот, 34,18).

Раши объясняет, что слова рава Шешета относятся к дням Холь аМоэда. Пренебрежение к ним может выражаться в исполнении запрещенной работы или в нежелании выделить эти дни праздничной трапезой.

Поскольку дни Холь аМоэда как бы «обрамлены» праздничными днями, они также называются микра кодеш — «священное событие». В них, как и в праздничные дни, приносилась специальная жертва Мусаф.

Вот что сказано о святости дней Холь аМоэда в книге Йесод ве-шореш га-авода:

«Каждый из нас должен чтить святость этих дней, освящать их с радостью и устраивать в них праздничные трапезы — как в йом тов. Иначе мы окажемся как бы сродни идолопоклонникам, которые отринули всю Тору, как сказано в Талмуде: “Тот, кто пренебрегает праздниками, установленными Всевышним, не имеет доли в будущем мире, даже если он является знатоком Торы и совершил множество добрых дел”. Поэтому мы должны относиться ко всем праздничным дням с особым почтением. Награда за исполнение этой заповеди является большей, нежели наказание за ее нарушение. Возвращаясь домой в этот день, мы обязаны громко провозгласить: Моадим ле-симха (“праздники — к радости”) — в точности как в йом тов. Это тоже часть освящения праздника-моэда. Те, кто приветствуют знакомых в дни Холь аМоэда так же, как в будни, выказывают пренебрежение к празднику. Существует прекрасный обычай зажигать вечером в Холь аМоэд свечи — так же как в йом тов. Этот обычай широко распространен во всех западных еврейских общинах.

Мы уже писали, что тот, кто приглашает бедняка к своему праздничному столу, получает великую награду от Всевышнего. Это в полной мере относится к дням Холь аМоэда. Велико значение заповеди дарить радость бедняку. Многие исполняют ее именно в Холь аМоэд, устраивая в каждый день его праздничную трапезу для бедных. Это прекрасный способ освятить Холь аМоэд. Тому, кто так поступает, Всевышний всегда посылает достаток, чтобы он мог и далее радовать бедняков».

Источник

Можно ли ходить на работу в Холь аМоэд?

Шалом. Я знаю, что в холь-амоэд («праздничные будни» — те дни праздников Песах и Суккот, которые не имеют статуса йом тов — праздника) работать разрешается, но в то же время лучше не работать, а в каких-то случаях даже запрещено. Скажите, пожалуйста, как определить эту грань между «можно смело работать» и «стоит настоять на отпуске». Так, например, я могу получить отпуск на все дни. Но это значит, что а) мне будет сложнее получить отпуск в другой раз, когда захочу. б) если вдруг (не дай Б-г) праздник совпадет с напряженкой — будут, как минимум, косо смотреть в) и т.п. Для меня, например, легче было бы попросить полурабочие дни, когда, с одной стороны, я бы контролировал ситуацию и делал только важные дела, с другой, создавал впечатление постоянной активности, а не длительного отсутствия. Поэтому в общем случае интересует вопрос: как определить грань правильного поведения? Спасибо.

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за интересный вопрос. Ответ на такого рода вопросы зависит от большого количества обстоятельств, поэтому попытаемся привести некоторые общие положения, которые помогут Вам выбрать правильную линию поведения.

Как Вы верно говорите, работа в холь а-моэд запрещена, однако мудрецы определили некоторые случаи, на которые данный запрет не распространяется. Разрешено выполнять:

1) работы для того, чтобы приготовить еду или другие вещи подобного рода, необходимые человеку (охель нэфеш); 2) работы, необходимые человеку во время холь а-моэд (цоркэй моэд), 3) работы, в которых нуждается много людей (цоркэй рабим), 4) работы, невыполнение которых приведет к финансовым или иным потерям (давар а-овэд), 5) также разрешено работать человеку, которому нечего есть, чтобы заработать себе на пропитание.

Для того чтобы понять, обязан ли человек брать отпуск в холь а-моэд, необходимо рассмотреть два фактора. Во-первых, приведет ли это к каким-либо финансовым либо другого рода потерям (давар а-овэд). Необходимо отметить, что потеря «потенциально возможной» прибыли не считается давар а-овэд. Во-вторых, существует запрет планировать работу на холь а-моэд, что также обязывает позаботиться о том, чтобы получить отпуск на это время (Шулхан Орух 538:6, ШШК 67:14).

Получается, что даже тот, кто уже израсходовал оплачиваемый отпуск, должен постараться взять дни за свой счет, поскольку то, что он мог бы заработать во время холь а-моэд, рассматривается как «потенциально возможная» прибыль и не считается давар а-овэд. Исключение составляют ситуации, когда отпуск в холь а-моэд может привести к потерям другого рода, например, если в результате этого человек не сможет вовремя сделать необходимые выплаты, что приведет к необходимости платить неустойку и т.п. (Беур алаха 539:5, ШШК 67:11).

Исключением также является ситуация, когда отпуск берут в неудобное для работодателя время, в результате чего он может захотеть уволить такого работника. Потеря работы является также давар а-овэд, поэтому в таком случае разрешено работать в холь а-моэд (респонсы Маараш Ангиль 4:83, ШШК 67:11). Кроме того, если отпуск в неудобное время будут рассматривать как «халатное» отношение к работе, в результате чего работник не сможет получить продвижение по службе, на которое реально мог рассчитывать, то это также считается давар а-овэд, и в таком случае также будет разрешено работать в холь а-моэд. В Вашем случае то, что на Вас будут «косо смотреть», очевидно, еще не считается давар а-овэд и не является достаточным основанием для работы в холь а-моэд. В таком случае после отпуска желательно попытаться вернуть расположение сотрудников, угостив их коробкой конфет и т.п.

Мнения галахических авторитетов, как поступать, если, использовав отпуск в холь а-моэд, человек не сможет потом взять отпуск в другое удобное для него время, например, летом, или если, взяв отпуск летом, он не сможет потом взять его в холь а-моэд, разделились. Вопрос также заключается в том, является ли это планированием работы на холь а-моэд. По мнению большинства галахистов, человек обязан взять отпуск в холь а-моэд, даже если из-за этого потом не сможет взять отпуск летом (Беэр Мойше 42, в кн. Холь а-Моэд, Зихрон Шломо, Рав Штернбух в кн. Моадим у-зманим ч. 4, Ялкут Йосеф 5:512). По мнению Рава Мойше Файнштейна, безусловно, изначально необходимо постараться взять отпуск в холь а-моэд, однако по букве закона, если в результате человек потеряет возможность взять отпуск летом, это будет считаться давар а-овэд и не будет являться планированием работы на холь а-моэд. Соответственно, в таком случае будет разрешено работать в холь а-моэд.

ШШК (67, прим. 47) говорит: упомянутый спор касается ситуации, когда человек перед летним отпуском рассчитывает — из-за того, что он возьмет отпуск сейчас, ему придется работать в холь а-моэд Суккот. Но если человеку полагается отпуск и пришло время холь а-моэд Песах, то, по всем мнениям, ему необходимо взять отпуск сейчас, даже если из-за этого он потеряет возможность взять отпуск летом.

Необходимо отметить: если по каким-то серьезным причинам, например, по состоянию здоровья и т.п. человек в любом случае обязан будет взять отпуск летом, то это также может рассматриваться как давар а-овэд. В таком случае будет разрешено работать в холь а-моэд (Беэр Мойше 7:65).

Если человеку приходится работать в холь а-моэд, то желательно максимально уменьшить объем и время работы и организовать свой рабочий день так, чтобы приходилось только руководить, а вся фактическая работа выполнялась бы подчиненными. На самом деле хорошие руководители обычно именно так и поступают.

Пусть будет воля Вс-вышнего, чтобы в заслугу Ваших усилий по соблюдению законов и святости Праздничных дней и холь а-моэд у Вас всегда была возможность соблюдать их в полной мере; и чтобы это не отражалось негативно на Вашей работе.

Источник

Как нужно одеваться в полупраздничные дни — холь а-моэд?

Я совсем недавно стал молиться в синагоге и стараюсь вести себя так же, как другие молящиеся. Я уже разобрался, что в субботу и праздники одеваются более торжественно и празднично. А вот как одеваться в холь а-моэд — я так и не уловил. Обратил внимание, что многие были в такой же праздничной одежде, как в субботу, а другие — не совсем. Разъясните, пожалуйста, как нужно правильно одеваться в эти дни?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо, что обратились к нам. Прежде всего, Вы поступаете очень правильно, стараясь вести себя как другие члены общины и поступать в соответствии с обычаями, принятыми в этой синагоге. Это, безусловно, поможет Вам быстрее влиться в традиционную еврейскую жизнь и почувствовать себя полноценный членом общины. Кроме того, Вы также правильно поступаете, задавая вопросы, чтобы понять корни каждого обычая и прояснить для себя, как правильно поступать.

Теперь давайте обратимся непосредственно к Вашему вопросу: как следует одеваться в холь а-моэд?

Мишна (Пиркей Авот 3:11) говорит, что некоторые люди, у которых есть заслуги — они изучали Тору и делали добрые дела, — тем не менее не удостоятся доли в будущем мире. Одна из категорий людей, перечисленных в этой мишне, — те, кто пренебрегает святыми днями. Автор одного из основных комментариев к Мишне рав Овадья Бартанура (из Бертиноро) пишет: речь идет о людях, которые пренебрегают полупраздничными днями — днями «холь а-моэд». Он поясняет: тот, кто совершает в холь а-моэд запрещенные работы и ест и пьет по-будничному, не удостоится доли в Будущем Мире.

Распространяется ли это и на ношение будничной одежды в холь а-моэд? Ведь, как известно, существует обязанность готовить в праздник (йом тов) особые яства и надевать праздничную одежду (Шулхан Арух 529:1)?

Автор одного из основных комментариев к Шулхан Аруху Маген Авраам (530:1) приводит мнение, что в холь а-моэд следует надевать такую же праздничную одежду, как в йом тов.

В свою очередь, Хаей Адам (106:1; автор — раби Авраам Данциг) пишет, что в холь а-моэд надевают такую же одежду, как в субботу.

Поясним, что имеется в виду. Шулхан Арух (530:1) говорит, что одежда человека в праздник должна быть более нарядной, чем та, которую он носит в субботу, поскольку в йом тов есть особая заповедь — радоваться. Часть этой радости — нарядная праздничная одежда, которая поднимает настроение. Маген Авраам (529:4) говорит, что это относится и к еде, т. е. в йом тов нужно готовить более разнообразные и вкусные яства, чем в шабат, чтобы было больше радости. Поэтому слова автора «Хаей Адам» нужно понимать следующим образом: в холь а-моэд нет необходимости надевать самую праздничную одежду, как в йом тов, а можно надеть что-то менее праздничное, такую же одежду, как в субботу.

Однако Мишна Брура (530:1) пишет, что человек не должен есть, пить и одеваться так, как будто это обычные будние дни; дни холь а-моэда должны быть более праздничными по сравнению с буднями. Он поясняет: поскольку святость дней холь а-моэда ниже, чем святость йом това (ведь в холь а-моэд разрешены некоторые виды работы; а другие галахические авторитеты считают, что многие виды работы, которые мы не делаем в холь а-моэд, разрешены по Торе и запрещены только мудрецами), то и в том, что касается одежды и еды, их статус ниже чем статус йом това. Но при этом статус дней холь а-моэда выше, чем статус обычных будних дней.

Получается, мы выяснили: часть соблюдения праздничных дней и уважения к ним — это выделение их особой одеждой и яствами, т. к. это приносит человеку больше радости. Поэтому в полупраздничные дни строго по букве закона человек обязан одеваться более нарядно, чем в обычные будние дни, но не обязан одеваться так же красиво, как в субботу и праздник. Многие следуют обычаю — и в холь а-моэд надевать субботнюю или праздничную одежду.

Итак, в принципе, у еврея в гардеробе должны быть: будничная одежда, более нарядная одежда на холь а-моэд, еще более нарядная одежда на субботу и самая нарядная одежда на праздник.

Понятно, что все это — в соответствии с возможностями. Возможно даже, если человек обновляет какой-то один предмет одежды, например, рубашку или галстук, это тоже будет считаться более праздничной одеждой.

Источник

Смысл заповедей 32. Смысл Шабата, Холь а-Моэда и Йом-Това

Три степени святости. Шабат — седьмое тысячелетие. Йом-Тов — дни Машиаха. Спор Рамбана и Рамбама о сущности дней Машиаха. Лехем Мишне — два этапа дней Машиаха. Дни Машиаха как подготовка к седьмому тысячелетию, Йом-Тов как подготовка к Шабату.

Данная аудиозапись имеет видеоряд.

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Материалы по теме

Законы Холь аМоэд — полупраздничных дней

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Из слов Торы — «Соблюдайте праздник мацы в течение семи дней» — мудрецы Талмуда (в Трактате Хагига) учат, что в дни Холь аМоэд запрещено выполнять многие виды работы

Кицур Шульхан Арух 99. Законы мукце в Йом-Тов

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Можно ли ходить на работу в Холь аМоэд?

Настоять на отпуске?

Так скажи дому Яакова 10. Приготовление еды в Йом Тов

Рав Дов Айзенберг,
из цикла «Так скажи дому Яакова»

В отличие от шаббата, в праздничный день можно готовить еду. Следует помнить, что разводить огонь в йом-тов нельзя. Поэтому до наступления праздника надо позаботиться о свече, которая будет гореть постоянно.

Что такое Суббота?

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Рав Элиэзер Ксидо

Суббота — не день отдыха!

Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»

Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?

С самого начала

«Эрув тавшилин»

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Повеления, Уставы, Законы…

Рав Овадья Климовский

Какие виды Законов соблюдал Авраам?

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»

Бесконечная цепь 10. Другие классификации заповедей

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».

Циклы автора

Недельная глава
От месяца Элуль до Суккота
Комментарии к молитве
С самого начала
Книга Мишлей
Книга Иова
13 принципов веры
Жизненный цикл
Смысл заповедей
Путь Творца
С самого начала
Комментарии к молитве
Книга Иова
13 принципов веры
Жизненный цикл
Смысл заповедей
Книга Мишлей

Йеуда и колено Йеуды

12 колен Израиля. Йеуда

Хава Куперман,
из цикла «12 колен Израиля»

Не отойдет скипетр от Еуды. Книга Брейшит 66

Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Берешит»

Анализ души 35. Учителя Мусара о сути служения в месяц Нисан

Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Анализ души»

Йеуда и Тамар. Книга Брейшит 46

Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Берешит»

Машиах, раскрытие и избавление 5. Тамар представлялась блудницей — разве так должно быть зарождение Машиаха?

Рав Захария Матитьяу,
из цикла «Машиах, раскрытие и избавление»

По следам недельной главы 28. С чего начинается рабство и почему скипетр не отойдёт от Йеуды? Глава Ваехи

Мира Вайсбин,
из цикла «По следам недельной главы»

Йеуда и Йосеф. Книга Брейшит 55

Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Берешит»

Йосеф, Иеуда, Биньямин и ответственность

К субботнему столу 209. Ваигаш. «У меня Ашем внутри»

Рав Шломо Гольдман,
из цикла «К субботнему столу»

Иудаизм и евреи

Опечатка? Выделите и нажмите Ctrl+Enter

Перепечатка материалов приветствуется с обязательной активной гиперссылкой на Toldot.ru
после каждого процитированного материала

Просмотр вами страниц сайта означает автоматическое согласие с нашей
Политикой конфиденциальности и условиями хранения и обработки персональных данных
Ссылку на ее актуальную версию всегда можно найти в футере сайта
Согласен

Мы просим евреев не пользоваться нашим сайтом в Шаббат и Еврейские праздники

Источник

Тора и бизнес. Торговля, бизнес и работа в еврейские полупраздники

В полупраздничные дни нельзя заниматься бизнесом. Исключение составляют случаи, когда отказ от профессиональной деятельности обернется убытками. Это касается как наемных работников, так и владельцев частных предприятий.

Не разрешается торговать и вести дела в холь-амоэд (полупраздничные дни), даже если под началом еврея (в фирме, магазине и пр.) работают одни неевреи. Разрешение дается только в том случае, если возможны убытки. Что понимается под убытками в бизнесе? Они бывают двух видов:

а) Убытки, связанные с потерей в стоимости товаров.

б) Упущенная деловая возможность, которая вряд ли повторится в ближайшем будущем.

Убытки в товарной стоимости

Редкая деловая возможность

Нееврей, работающий в полупраздники

Все, что не разрешено делать еврею в холъ-амоэд, обычно запрещено и нееврею, работающему на еврея. В случае острой необходимости или выполнения какой-либо заповеди (что может привести к конфликту с данным запретом) следует посоветоваться с раввином.

В холъ-амоэд можно договориться с евреем или неевреем о выполнении работы после праздника, — при условии, что для этого не требуется писать, взвешивать или измерять.

Вождение автомобиля

В эти дни разрешается водить автомобиль для удовольствия или разрешенной трудовой деятельности.

Покупка жилья

Прежде чем подписать в холъ-амоэд документ о покупке жилья или внести денежную плату, следует посоветоваться с раввином.

Есть сомнения относительно того, можно ли в холъ-амоэд осматривать дом с намерением впоследствии его купить. Если дом предлагается по особо низкой цене или он расположен в еврейском квартале, надо посоветоваться с раввином о возможности его покупки в холъ-амоэд.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *