Холизм что это простыми словами
Холизм
В узком смысле под холизмом понимают «философию целостности», разработанную южноафриканским философом Я. Смэтсом, который ввёл в философскую речь термин «холизм» в 1926 году, опираясь на слова из «Метафизики» Аристотеля «целое больше, чем сумма его частей».
Содержание
Принцип
Онтологический принцип холизма гласит: целое всегда есть нечто большее, чем простая сумма его частей. С холистической позиции, весь мир — это единое целое, а выделяемые нами отдельные явления и объекты имеют смысл только как часть общности. В связи с этим, многими холистическими мыслителями религиозной и трансцендентальной ориентации делался вывод, что развитие мира должна направлять некая внешняя по отношению к нему сила, хотя, например, такой выраженный имманентист, как Г.Гегель, тоже был последовательным холистом.
В гносеологии холизм опирается на принцип: познание целого должно предшествовать познанию его частей.
Холизм в истории философии
Холизм господствовал в европейской философской мысли с древности до XVII столетия. Пример холистического утверждения из трудов Гиппократа: «человек есть универсальная и единая часть от окружающего мира», или же «микрокосм в макрокосме». Представитель классического немецкого идеализма Г.В.Ф.Гегель говорил: «только целое имеет смысл».
Однако с развитием в XVII-XIX веках науки и распространением в философии и естествознании механистических и редукционистских идей возобладал взгляд на любую систему как на производное частей, и окрепло убеждение, что свойства любого объекта могут быть выведены из анализа его составляющих элементов. Соответственно, холистический принцип стал воприниматься как не имеющая практической ценности философская концепция и оказался оттеснённым на перифирию общественного сознания.
Интерес к идеям холизма снова возрос в XX веке в связи с кризисом классической картины мира и расцветом герменевтики. Собственно, в это время и появился термин — в «философии целостности» Я. Смэтса.
Холистический принцип в современном философствовании
В настоящее время холизм разрабатывается в общей теории систем. Из холистических представлений исходит часто используемое понятие синергии. Практическим воплощением идеи холизма является возникшее в синергетике понятие эмерджентности, то есть возникновения в системе нового системного качества, несводимого к сумме качеств элементов системы. Открыто опирается на холистический принцип К. Уилбер в развиваемой им философской концепции интегральной психологии.
Примечания
Литература
Морозов Е. В. Холизм. Духовное возрождение 2012. Саарбрюккен, 2010. ISBN 978-3-8433-0393-4
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Холизм» в других словарях:
ХОЛИЗМ — (от греч. целый, весь), идеалистич. «философия целостности». Термин введён Я. Смэтсом в кн. «Холизм и эволюция» («Holism and evolution», 1926). Согласно X., миром управляет процесс творч. эволюции, создающий новые целостности. В ходе… … Философская энциклопедия
холизм — ХОЛИЗМ (от греч. okoc, целый) методологический принцип целостности, сформулированный южноамерик. философом Я. Смэтсом в 1926 в его книге «Холизм и эволюция». Выражается в формуле «целое больше, чем сумма его частей». Исходя из идеи… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Холизм — Холизм ♦ Holisme Течение мысли, придающее большее значение целому (от греческого holos), чем его частям, провозглашающее несводимость целого к составляющим его элементам. В приложении к обществу холизм противостоит индивидуализму … Философский словарь Спонвиля
ХОЛИЗМ — (от греч. holos весь целый) ( философия целостности ), идеалистическое учение, рассматривающее мир как результат творческой эволюции, которая направляется нематериальным фактором целостности ; основоположник Я. Смэтс … Большой Энциклопедический словарь
ХОЛИЗМ — (греч. holos целый) понятие, связанное с разработкой в 20 в. системной методологии и системной парадигмы в познании. Может быть рассмотрено в различных ракурсах: как 1) методологический принцип, в соответствии с которым «целое больше суммы своих… … Новейший философский словарь
холизм — Концепция, утверждающая, что окружающая среда может быть понята только как комплексная система взаимосвязанных частей и целого … Словарь по географии
ХОЛИЗМ — философская концепция, утверждающая приоритет целого перед составляющими его частями, его онтологическую самостоятельность и несводимость к сумме частей и выполняемых ими функций. «Целое не есть аддитивная сумма составляющих его элементов и… … Философия науки: Словарь основных терминов
холизм — (от греч. hólos весь, целый) («философия целостности»), философское учение, рассматривающее мир как результат творческой эволюции, которая направляется нематериальным «фактором целостности»; основоположник Я. Смэтс. * * * ХОЛИЗМ ХОЛИЗМ (от греч … Энциклопедический словарь
Что такое Холизм
Холизм, с точки зрения вашего опыта, — это качество состояния единения со вселенной. Когда вы осознаёте что вы являетесь частью общей вселенской картины и осознаете свою в ней роль. Когда вы действуете не на основе разумности и рационального поведения, а на основе интуитивного восприятия этики и других вселенских законов. Вы проявляете свою индивидуальность на полную силу, сотворяя качественно новое, что приносит вам состояние счастья и удовлетворенности.
Вы ощущаете, что именно этим вы и должны заниматься, туда вы и должны идти, именно это вы и должны говорить, что это лучше всего выражает то что вы думаете, чувствуете, то кем вы на самом деле являетесь.
В этот момент — вы творите на пике своих возможностей, вы производите просто гениальный продукт, вы как бы становитесь этим.
Холизм бывает разных видов, практически во всех областях жизни. И каждый может достичь такого состояния, но как правило мы не знаем, что его вызвало. Художники, артисты и писатели называют это вдохновением. Вот оно есть, а вот раз и его нет… Иначе говоря, технология утеряна. Мы не знаем как это работает, и приписываем это состояние силам стоящим выше нас… а так ли это?
Треугольник — это сочетание трех основных базовых составляющих, которые отражают разные стороны одного явления. Это триединство позволяет увидеть как работает, то что мы рассматриваем. Увеличивая или уменьшая один из углов, мы автоматически увеличиваем или уменьшаем и два других угла. Так мы обретаем контроль над этим.
Треугольник холизма: предназначение, гениальность, вдохновение.
Холизм — это не константа, то есть величина не постоянная, это скорее диапазон, в котором эти три характеристики выражены наиболее полным образом. Нам трудно охватить пониманием все аспекты существования вселенной, поэтому мы специализируемся на отдельных сторонах этого явления, если вообще способны добраться до этих высот. Поэтому мы говорим о видах холизма, хотя исходя из определения самого понятия “холизм”, это “философия целостности”. Вы можете взять любую профессию и достигнуть в ней холистического состояния единения со всем миром.
Просто найдите то в чём ваша индивидуальность проявляется лучше всего, выберите способ как лучше всего выразить её и разработайте стратегию как вы это сделаете. Теперь вы знаете своё предназначение. Хотя, если у вас трудности с этим, то есть специально разработанная для этого программа “кристализация”.
Холизм — это особый взгляд на мир, который изначально принимает идею божественности, целостности и гармоничности мироздания.
Мир не появился из хаоса, мир появился на основе группового, комплексного согласия бессмертных духовных существ, которые и задали правила игры в этой вселенной. И именно интуитивное знание этих законов и следование им, на фоне полной честности с собой и с другими, позволяет осознать себя воплощением бога на земле.
Холизм, излагая образно, — это то что потеряли Адам и Ева, когда попытались использовать свой человеческих ум, для познания мира, когда вместо того, чтобы опираться на интуитивное знание законов этики, эстетики и эзотерики. Когда они жили в унисон с космическими законами вселенной и её потоками. Они пали и стали рациональными, опирающимися на свой опыт, духовными слепцами. С этого момента творчество скатилось до роботичного повторения изученного, знание поделилось на отрасли и потеряло свой истинный смысл, став просто информацией, а духовная природа создателей вселенной скатилась до примитивного процесса мышления. С этого момента, мир перестал идти навстречу человеку, теперь человеку нужно изучать мир, бороться с ним, завоёвывать его, вместо того чтобы точно знать и понимать, что надлежит делать, реализовываться это со всей гениальностью божественного уровня и получать истинную радость и удовлетворение от результата, и в конце, всегда побеждать.
ХОЛИЗМ
ХОЛИЗМ (от греч. ὅλος – целый, весь) – в широком смысле позиция в философии и науке по проблеме соотношения части и целого, исходящая из качественного своеобразия целого по отношению к его частям. В онтологии холизм опирается на принцип: целое всегда есть нечто большее, чем простая сумма его частей. Соответственно его гносеологический принцип гласит: познание целого должно предшествовать познанию его частей. В более узком смысле под холизмом понимают «философию целостности», разработанную южноафриканским философом Я.Смэтсом, который в 1926 ввел и термин «холизм».
Как мировоззренческая позиция, опирающаяся на указанные выше принципы, холизм, как правило, разделялся мыслителями идеалистического направления. Платон в учении об идеях (воплощенных в конкретных преходящих вещах) и концепции государства (которому как целому должны быть подчинены интересы отдельных людей) стоял на позициях холизма. В Новое время холизм противостоял механицизму и редукционизму в философии и науке. Конкретным выражением холизма были: витализм [ВИТАЛИЗМ], настаивавший на принципиальной несводимости процессов жизни к физико-химическим процессам; теория эмерджентной эволюции, подчеркивающая качественное своеобразие живых организмов по сравнению с неорганической материей; гештальтпсихология, признававшая доминирование целостного восприятия по отношению к входящим в него ощущениям. В области социальных учений холизм нашел выражение в разнообразных доктринах, обосновывающих примат общества, государства, этноса, класса по отношению к отдельным индивидам. В философии науки холизм проявился в т.н. «тезисе Дюгема – Куайна», в методологических концепциях Т.Куна, П.Фейерабенда и др.
Т.о., холизм представляет собой широкую мировоззренческую позицию, по-разному проявляющуюся в самых различных областях. Его исходные принципы дополняются рядом других положений. В частности, с точки зрения холизма совокупность предметов, образующих целостность, обретает некое новое качество, которое отсутствует в входящих в нее предметах. Связи между элементами такой совокупности имеют законоподобный характер и определяют место в ней каждой части. Наконец, целое придает своим частям новые свойства.
В настоящее время холизм получил новую, более глубокую разработку в общей теории систем.
Литература:
1. Smuta J.С. Holism and Evolution. N. Y., 1926;
2. Meyer-Abich A. Ideen und Ideale der biologischen Erneunthis. Lpz., 1994.
Холизм. Краткий обзор.
Трудно что-либо противопоставить холизму как основе научного мировоззрения.
Его полномочия очевидны, а истинность не вызывает сомнений.
В конце концов, космос един и внутренне взаимосвязан, всякое общество
едино и внутренне взаимосвязано, всякий человек един и внутренне взаимосвязан и т. д.
Однако же, холистичный подход пока почти не находит применения в науке,
он до сих пор не используется в том качестве, в котором должен был бы использоваться,
а именно как способ мировоззрения.
В последнее время я все больше склоняюсь к мысли о том,
что атомистический способ мышления следует рассматривать как мягкую форму психопатологии.
Или, по крайней мере, как одну из составляющих синдрома когнитивной незрелости.
Мне кажется, что холистичный способ мышления и понимания совершенно естествен —
естествен до автоматизма для здоровых, самоактуализированных людей.
И, напротив, чрезвычайно труден для менее развитых, менее зрелых,
менее здоровых представителей рода человеческого.
Абрахам Гарольд Маслоу (из книги “Мотивация и личность”)
ХОЛИЗМ (от греч. holos – целый, весь) в широком понимании представляет собой методологический принцип целостности, применяемый в качестве одного из подходов в науке и философии. [1]
Если говорить простым языком, то этот принцип выражается в известной формуле Аристотеля: Целое – это всегда нечто большее, чем сумма его частей («Метафизика», I в. до н.э.)
Отсюда мы можем заметить, что холистический принцип в европейской философии имеет уже довольно объёмную, многовековую традицию, он был известен ещё со времён античности.
Формально разные, не похожие друг на друга своей терминологией школы и течения, сложившиеся в разных историко-культурных и географических условиях, тем не менее, несли в своём глубинном ядре идею взаимосвязи и мудрого взаимодействия всего живого на земле и в космосе.
Более того, вплоть до первой научной революции, произошедшей в XVII в. и характеризовавшейся противоборством человека и природы, холизм в философской мысли Запада являлся господствующим принципом. Так, приверженцами холизма как учения о целостности мира и целостности человека в мире можно назвать многие выдающиеся умы прошлого: Гераклита и Ксенофана, Парменида, Гиппократа, Платона и Плотина, а затем Фому Аквинского, Кеплера, Лейбница, Шеллинга и, конечно, Гегеля. [2]
Идеи холизма и интуиции как исходного метода постижения целостности мира обнимают собой русскую философию всеединства (В.С. Соловьёв, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский) и находят своё неповторимое звучание в трудах представителей естественнонаучного и религиозно-философского направлений русского космизма (Н.Н. Фёдоров, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский). [2]
Целостное понимание бытия и всего сущего пронизывает связующими нитями также и восточные цивилизации: религиозно-философские учения и системы йоги, даосизма, буддизма, арабо-мусульманских мыслителей.
Однако сам термин «холизм» и его современная концепция – в ответ на вызовы времени – были разработаны группой учёных только в ХХ веке.
Основоположником данного направления в современной науке считается южноафриканский философ и государственный деятель Я. Смэтс, утвердивший в своём труде «Холизм и эволюция» («Holism and evolution», 1926) следующие его постулаты [3]:
Более глубокому пониманию холизма способствует известная в науке дихотомия «меризм vs. холизм».
Существуют также и другие, родственные в данном контексте меризму понятия и, соответственно, часто применяемые в исследовательском сообществе дихотомии: атомизм и холизм, редукционизм и холизм, элементаризм и холизм [4].
Эти противоположные подходы к изучению разнообразных объектов и систем являются классическими направлениями научной картины мира. Их ещё можно назвать стилями мышления, принятыми в науке.
Меризм как подход (от греч. meros – часть, доля) подразумевает собой максимально возможное членение и последующий анализ исследуемого и познаваемого объекта.
Поскольку часть предшествует целому, то совокупность частей, согласно данному подходу, означает не качественно новое состояние, а только совокупность их качеств.
Изучая отдельные части – познаете принцип функционирования целого.
К существенным недостаткам меризма нужно отнести:
– механистичность восприятия объекта как неизменного и обособленного явления;
– редукционизм, то есть упрощение какого-либо феномена и сведение его изучения к какому-либо одному из аспектов.
Холизм, напротив, провозглашает принцип, согласно которому целое первично в онтологическом, темпоральном* и логическом смысле и имеет несомненный приоритет над своими частями.
Как пишет Я. Смэтс: «Целостность, или холистичность, характеризует процесс эволюции в возрастающей степени. Процесс этот непрерывен в том смысле, что старые виды целостности, или структуры, не отбрасываются, а становятся начальными точками и элементами новых, более совершенных. Так, материальные химические структуры встраиваются в биологические, те и другие – в психические структуры и целостности… Электроны и протоны, атомы и молекулы, неорганические и органические соединения, коллоиды, протоплазма, растения, животные, умы и личности – ступени в этом развёртывании холистичности. Мировой процесс стремится от материи через жизнь – к разуму и духу, от необходимости – к свободе, от внеположенности элементов – к внутреннему качеству самости, присущему целому. Создание целостностей характеризует этот процесс на каждой стадии». [3]
Обе позиции – и меризм, и холизм – в определённой степени и в определённых пределах диалектически дополняют друг друга, отражая при этом разные уровни целостности объекта, вследствие чего в науке и сформировалась программа системных исследований.
Видными представителями холизма являлись такие учёные, как биолог Дж. С. Холдейн в Англии («The Philosophical Basis of Biology», 1931) и философ А. Мейер-Абих в Германии («Ideen und Ideale der biologischen Erkenntnis», 1934, «Naturphilosophie auf neuen Wegen», 1948), а также А. Ломан во Франции.
В Америке европейскому холизму соответствует философия «эмерджентной эволюции» (от англ. emergent – возникающий, неожиданно появляющийся), представителем которой является С. Александер («Space, Time and Deity», 1920). [5]
Французский философ А. Бергсон (L’Évolution créatrice», 1907) и британский математик и логик А. Н. Уайтхед («Principia Mathematica», 1913) – имена этих знаменитых учёных часто упоминаются в контексте нового понимания холизма.
Дэвид Бом и Джидду Кришнамурти
Также к целостному осмыслению мира можно отнести труды таких американских физиков, как Ф. Капра («The Tao of Physics», 1975) и Д. Бом («Wholeness and the Implicate Order», 1980), значительное влияние на мировоззрение которого оказало общение с индийским философом Дж. Кришнамурти. [5]
Помимо этого, отдельное место в контексте холистического подхода к науке и Вселенной занимает интегральный подход К. Уилбера («The Marriage of Sense and Soul: Integrating Science and Religion», 1998), сформировавшийся под впечатлением от учения индийского философа Шри Ауробиндо. [5]
Современное философское понимание холизма предполагает не только переосмысление сложившейся онтологической проблематики, но и учёт результатов феноменологических исследований, где «единство» представлено как поток сознания, а «фрагментарность» оказывается всего лишь вторичной когнитивной процедурой.
Особый модус философского холизма выявлен П. Дюэмом при изучении комплексов суждений, а У. Куайном – контекстуальности мышления, что послужило обоснованием так называемого тезиса Дюэма-Куайна – утверждение о невозможности окончательного определения истинности научной теории. [5]
Практическое применение холистических идей нашло своё отражение и в появлении новых учений. Гештальтпсихология (от нем. Gestalt – форма, структура, образ) – в лице своего основателя М. Вертгеймера – впервые осмыслила психику как единое целое.
Человек, согласно этому направлению, есть часть целого психического поля, которая сама характеризуется целостностью.
Феноменология Э. Гуссерля трактует познающее сознание как «трансцендентальное Я», осуществляя движение к беспредпосылочному опыту и изначальным смыслам. [5]
Онтологическую проблематику холистического подхода в настоящее время также затрагивают идеи самоорганизации, фрактальная геометрия и теория хаоса, поскольку здесь находят место для своей трансформации принципы пространственно-временной структуры мира.
О синергетике (от греч. synergeia – совместное действие, соучастие, помощь) как новой парадигме постнеклассической науки XXI века стоит, пожалуй, сказать более подробно.
Сам термин «синергетика» встречается ещё в традиции исихазма (от греч. hesychia – покой, безмолвие) – мистического течения, возникшего в Византии и представляющего собой духовную практику единения человека с Богом.
Но в отдельную дисциплину, вобравшую в себя подлинный дух холизма, она оформилась во второй половине ХХ века и к настоящему моменту переживает своё бурное развитие и всё больший охват новыми границами применимости.
Сейчас уже можно говорить об укреплении в науке парадигмы целостности [6], то есть осознании необходимости всестороннего взгляда на мир.
Принятие диалектики целостности, включённости человека в систему – одно из величайших достижений современной цивилизации в целом.
В чём же проявляется парадигма целостности?
В завершение приведём цитату Я. Смэтса из его книги «Холизм и эволюция»:
«Целостность повсюду, даже самая по видимости малая и незначительная – чудо, скрывающее тайны, к которым мы стремимся мыслью и делом.
Внутри находится то, что запредельно.
Быть целым и жить в целом – значит становиться верховным принципом, из которого следуют все самые возвышенные этические и духовные правила.
Принцип связывает их с сущностью вещей, так как из него происходит не только добро, любовь и справедливость, но также красота и истина, коренящиеся в целом и ничего не значащие вне его.
Целое – источник и принцип, объясняющий наши самые возвышенные идеалы вместе с предыдущими эволюционными структурами». [3]
* Темпоральная логика (англ. temporal logic) в логике — это логика, учитывающая причинно-следственные связи в условиях времени.
Используется для описания последовательностей явлений и их взаимосвязи по временной шкале.
Идея анализа взаимодвижущихся социальных явлений через сопоставление их темпоральности послужила основой методологии темпорального анализа.
Есть два подхода темпоральной логики, основанные на принципах здравого смысла и диалектики: «после этого» означает «по причине этого», либо «после этого» означает «позже» в хронологическом смысле.
Значение слова «холизм»
В узком смысле под холизмом понимают «философию целостности», разработанную южноафриканским философом и политическим деятелем Я. Смэтсом, который ввёл в философскую речь термин «холизм» в 1926 году, опираясь на слова из «Метафизики» Аристотеля «целое больше, чем сумма его частей».
холи́зм
2. течение современной идеалистической философии придерживающееся этого принципа ◆ Кроме этого, Иглер обвиняет Клементса в холизме. Последний является течением идеалистической философии, пытающейся найти родственные связи между большим количеством явлений, которые на самом деле их не имеют. Ханс Трасс, «Геоботаника», 1976 г. ◆ Теория придерживается традиции функциональной психологии Джеймса и Дьюи и принимает холизм Вертхаймера, Гольдштейна и гештальтпсихологии, а также динамизм Фрейда, Фромма, Хорни, Райха, Юнга и Адлера. Абрахам Гарольд Маслоу, «Мотивация и личность», 2009 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: отрешённость — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?