Холизм что это такое простыми словами
Холизм
В узком смысле под холизмом понимают «философию целостности», разработанную южноафриканским философом Я. Смэтсом, который ввёл в философскую речь термин «холизм» в 1926 году, опираясь на слова из «Метафизики» Аристотеля «целое больше, чем сумма его частей».
Содержание
Принцип
Онтологический принцип холизма гласит: целое всегда есть нечто большее, чем простая сумма его частей. С холистической позиции, весь мир — это единое целое, а выделяемые нами отдельные явления и объекты имеют смысл только как часть общности. В связи с этим, многими холистическими мыслителями религиозной и трансцендентальной ориентации делался вывод, что развитие мира должна направлять некая внешняя по отношению к нему сила, хотя, например, такой выраженный имманентист, как Г.Гегель, тоже был последовательным холистом.
В гносеологии холизм опирается на принцип: познание целого должно предшествовать познанию его частей.
Холизм в истории философии
Холизм господствовал в европейской философской мысли с древности до XVII столетия. Пример холистического утверждения из трудов Гиппократа: «человек есть универсальная и единая часть от окружающего мира», или же «микрокосм в макрокосме». Представитель классического немецкого идеализма Г.В.Ф.Гегель говорил: «только целое имеет смысл».
Однако с развитием в XVII-XIX веках науки и распространением в философии и естествознании механистических и редукционистских идей возобладал взгляд на любую систему как на производное частей, и окрепло убеждение, что свойства любого объекта могут быть выведены из анализа его составляющих элементов. Соответственно, холистический принцип стал воприниматься как не имеющая практической ценности философская концепция и оказался оттеснённым на перифирию общественного сознания.
Интерес к идеям холизма снова возрос в XX веке в связи с кризисом классической картины мира и расцветом герменевтики. Собственно, в это время и появился термин — в «философии целостности» Я. Смэтса.
Холистический принцип в современном философствовании
В настоящее время холизм разрабатывается в общей теории систем. Из холистических представлений исходит часто используемое понятие синергии. Практическим воплощением идеи холизма является возникшее в синергетике понятие эмерджентности, то есть возникновения в системе нового системного качества, несводимого к сумме качеств элементов системы. Открыто опирается на холистический принцип К. Уилбер в развиваемой им философской концепции интегральной психологии.
Примечания
Литература
Морозов Е. В. Холизм. Духовное возрождение 2012. Саарбрюккен, 2010. ISBN 978-3-8433-0393-4
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Холизм» в других словарях:
ХОЛИЗМ — (от греч. целый, весь), идеалистич. «философия целостности». Термин введён Я. Смэтсом в кн. «Холизм и эволюция» («Holism and evolution», 1926). Согласно X., миром управляет процесс творч. эволюции, создающий новые целостности. В ходе… … Философская энциклопедия
холизм — ХОЛИЗМ (от греч. okoc, целый) методологический принцип целостности, сформулированный южноамерик. философом Я. Смэтсом в 1926 в его книге «Холизм и эволюция». Выражается в формуле «целое больше, чем сумма его частей». Исходя из идеи… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Холизм — Холизм ♦ Holisme Течение мысли, придающее большее значение целому (от греческого holos), чем его частям, провозглашающее несводимость целого к составляющим его элементам. В приложении к обществу холизм противостоит индивидуализму … Философский словарь Спонвиля
ХОЛИЗМ — (от греч. holos весь целый) ( философия целостности ), идеалистическое учение, рассматривающее мир как результат творческой эволюции, которая направляется нематериальным фактором целостности ; основоположник Я. Смэтс … Большой Энциклопедический словарь
ХОЛИЗМ — (греч. holos целый) понятие, связанное с разработкой в 20 в. системной методологии и системной парадигмы в познании. Может быть рассмотрено в различных ракурсах: как 1) методологический принцип, в соответствии с которым «целое больше суммы своих… … Новейший философский словарь
холизм — Концепция, утверждающая, что окружающая среда может быть понята только как комплексная система взаимосвязанных частей и целого … Словарь по географии
ХОЛИЗМ — философская концепция, утверждающая приоритет целого перед составляющими его частями, его онтологическую самостоятельность и несводимость к сумме частей и выполняемых ими функций. «Целое не есть аддитивная сумма составляющих его элементов и… … Философия науки: Словарь основных терминов
холизм — (от греч. hólos весь, целый) («философия целостности»), философское учение, рассматривающее мир как результат творческой эволюции, которая направляется нематериальным «фактором целостности»; основоположник Я. Смэтс. * * * ХОЛИЗМ ХОЛИЗМ (от греч … Энциклопедический словарь
Холистический подход к проблемам человека в психологии – в чём его сущность
Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.
Холизм – это принцип познания, суть которого – приоритет целого по отношению к его частям. Если взять какой-нибудь объект и разделить его на части, каждую из которых изучить, то полученное знание все равно не будет соответствовать целостному объекту.
Этот подход сводится к тому, что правильно изучать объект в его целостности и неповторимости. Термин «холизм» ввел южноафриканский политический и философский деятель Ян Смэтс. Идея холизма берет свое начало в трудах Аристотеля, из постулата о том, что целое больше, чем сумма его частей.
Холизм в психологии
Холистический подход в психологии выражается в том, что невозможно изучать психические явления и процессы отдельно от самого человека, не учитывая его как целостную индивидуальную личность.
Например, невозможно изучить проблему заниженной самооценки, только изучая самооценку, вне личности, ее образа жизни, ее воспитания и страхов.
Например, можно изучить мозг, как орган – разобраться в его отдельных структурах, нейронных связях и их взаимодействии.
Но смотря на человеческий мозг нельзя найти, где в нем произведения Шекспира, задачки по квантовой механике или стыд за то, как этот человек упал в восьмом классе и все над ним смеялись. Холистический подход предполагает, что при изучении и работе с определенными психическими явлениями и процессами, нужно познать данную конкретную личность, а именно:
Диалоги о гештальт-терапии: холизм
Социальное окружение
Социальное окружение оказывает огромное влияние на человека. Люди, которые нас окружают в жизни или в данный конкретный момент – все оказывает определенное воздействие. Родители, учителя, друзья, возлюбленные, примеры для подражания, люди которых мы не любим или даже ненавидим, даже незнакомцы.
Было доказано, что некоторые люди, решая задачу, лучше справляются, когда на них смотрят окружающие, а некоторые под этими взглядами теряются и смущаются, начинают испытывать чувство тревоги и давления. Незнакомые люди могут влиять на наши решения и поступки в ситуации конформизма или групповой поляризации, а также могут влиять на степень проявление нашей агрессии. И изучать допустим, заикание, не учитывая социальный контекст, практически невозможно и, как правило, бесполезно.
Информационный поток
Информационный поток – еще одна важная сфера нашей жизни. Музыка, фильмы, новости, реклама, подписки, то чем заполнена наша лента – все это оказывает влияние на самооценку, способность к саморазвитию, восприятие, эмоциональное выгорание, чувство одиночества или сопричастности, уровень тревожности.
Потребности личности
За каждым нашим действием или бездействием стоит определенная потребность. Мы постоянно делаем выбор: мужчин, работы, хобби, людей, с которыми мы общаемся или нет – за каждым нашим выбором стоит определенная потребность: в безопасности, в принятии, во власти, в самореализации. Так, у ребенка, который специально разбил мамину вазу и у девушки, которая надела красное платье может быть одинаковая потребность, например, во внимании.
Физиологический аспект
Физиологический аспект оказывает колоссальное влияние на наш характер. Скорость реакции, самочувствие, заболевания, многие из которых имеют психосоматическую основу – все это, с точки зрения холистического подхода, важнейшая сфера изучения. И действительно, решая проблему, допустим, переутомления, будет странно не сдать анализ крови, не разобраться со сном, питанием, и образом жизни.
Фото Mick Haupt on Unsplash
Эмоциональная сфера
Эмоциональная сфера всегда требует много внимания. Понятное дело, что у всех людей есть примерно одинаковый набор чувств, которые он испытывает. А вот интенсивность этих чувств будет у всех разной, как и скорость их протекания. Кому-то нужно несколько минут, чтобы его раздражение сменилось гневом, а кому-то для этого требуется несколько лет.
Стоя в автомобильной пробке в 8 утра, у одного будет тревога, у другого гнев, у третьего скука, а у четвертого радость. И зависеть это будет не только от физических параметров, начиная от нервной организации и заканчивая чувством голода или недосыпа, но и от потребностей личности – одному нужно было успеть выступить с презентацией, чтобы реализовать потребность в признании, а другой рад опоздать на презентацию, потому что он чувствовал всю ночь тревогу, и его потребность в безопасности фрустрирована.
Холистический подход говорит о том, что невозможно изучать реакции человека в условиях нахождения в пробке, не изучая личность, как сложную целостную систему.
Фото The Humantra on Unsplash
Духовная сфера
Духовная сфера жизни, ценности личности тоже определяют ее поступки, ее реакции и даже эмоции. Например, на выбор того или иного религиозного взгляда, или атеизм, будут влиять потребности человека, уровень его самооценки, аспекты воспитания, социума, который его окружает.
Более того, каждый человек будет по-разному относиться к своей вере, а она будет по-разному на него влиять: кому-то вера дает чувство безопасности, сопричастности, справедливости, другим стыд, тревогу и одиночество.
Принципы холистического подхода в психологии
Все перечисленные аспекты влияют на большинство проявлений психической жизни человека, более того, это влияние, сознательное или бессознательное, действует постоянно и одновременно. Когда ты принимаешь решение развестись с мужем, на тебя будут оказывать влияние и твой прошлый опыт, и твое окружение, и твои духовные и нравственные ценности, и информационный поток, в котором ты пребываешь и т.д.
Поэтому, холистический подход предполагает следующие принципы:
В современной психологии одним из ярких направлений холистического подхода является гештальтпсихология. Ее основная идея заключается в том, что личность можно изучать только основываясь на принципе целостности.
Таким образом холистический подход в психологии сейчас набирает популярность, развивается, и предполагает, что личность – это сложная, динамическая система, у который есть множество уровней. И изучать психические процессы и явления возможно только основываясь на принципе целостности и неделимости этой самой личности.
Холизм. Краткий обзор.
Трудно что-либо противопоставить холизму как основе научного мировоззрения.
Его полномочия очевидны, а истинность не вызывает сомнений.
В конце концов, космос един и внутренне взаимосвязан, всякое общество
едино и внутренне взаимосвязано, всякий человек един и внутренне взаимосвязан и т. д.
Однако же, холистичный подход пока почти не находит применения в науке,
он до сих пор не используется в том качестве, в котором должен был бы использоваться,
а именно как способ мировоззрения.
В последнее время я все больше склоняюсь к мысли о том,
что атомистический способ мышления следует рассматривать как мягкую форму психопатологии.
Или, по крайней мере, как одну из составляющих синдрома когнитивной незрелости.
Мне кажется, что холистичный способ мышления и понимания совершенно естествен —
естествен до автоматизма для здоровых, самоактуализированных людей.
И, напротив, чрезвычайно труден для менее развитых, менее зрелых,
менее здоровых представителей рода человеческого.
Абрахам Гарольд Маслоу (из книги “Мотивация и личность”)
ХОЛИЗМ (от греч. holos – целый, весь) в широком понимании представляет собой методологический принцип целостности, применяемый в качестве одного из подходов в науке и философии. [1]
Если говорить простым языком, то этот принцип выражается в известной формуле Аристотеля: Целое – это всегда нечто большее, чем сумма его частей («Метафизика», I в. до н.э.)
Отсюда мы можем заметить, что холистический принцип в европейской философии имеет уже довольно объёмную, многовековую традицию, он был известен ещё со времён античности.
Формально разные, не похожие друг на друга своей терминологией школы и течения, сложившиеся в разных историко-культурных и географических условиях, тем не менее, несли в своём глубинном ядре идею взаимосвязи и мудрого взаимодействия всего живого на земле и в космосе.
Более того, вплоть до первой научной революции, произошедшей в XVII в. и характеризовавшейся противоборством человека и природы, холизм в философской мысли Запада являлся господствующим принципом. Так, приверженцами холизма как учения о целостности мира и целостности человека в мире можно назвать многие выдающиеся умы прошлого: Гераклита и Ксенофана, Парменида, Гиппократа, Платона и Плотина, а затем Фому Аквинского, Кеплера, Лейбница, Шеллинга и, конечно, Гегеля. [2]
Идеи холизма и интуиции как исходного метода постижения целостности мира обнимают собой русскую философию всеединства (В.С. Соловьёв, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский) и находят своё неповторимое звучание в трудах представителей естественнонаучного и религиозно-философского направлений русского космизма (Н.Н. Фёдоров, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский). [2]
Целостное понимание бытия и всего сущего пронизывает связующими нитями также и восточные цивилизации: религиозно-философские учения и системы йоги, даосизма, буддизма, арабо-мусульманских мыслителей.
Однако сам термин «холизм» и его современная концепция – в ответ на вызовы времени – были разработаны группой учёных только в ХХ веке.
Основоположником данного направления в современной науке считается южноафриканский философ и государственный деятель Я. Смэтс, утвердивший в своём труде «Холизм и эволюция» («Holism and evolution», 1926) следующие его постулаты [3]:
Более глубокому пониманию холизма способствует известная в науке дихотомия «меризм vs. холизм».
Существуют также и другие, родственные в данном контексте меризму понятия и, соответственно, часто применяемые в исследовательском сообществе дихотомии: атомизм и холизм, редукционизм и холизм, элементаризм и холизм [4].
Эти противоположные подходы к изучению разнообразных объектов и систем являются классическими направлениями научной картины мира. Их ещё можно назвать стилями мышления, принятыми в науке.
Меризм как подход (от греч. meros – часть, доля) подразумевает собой максимально возможное членение и последующий анализ исследуемого и познаваемого объекта.
Поскольку часть предшествует целому, то совокупность частей, согласно данному подходу, означает не качественно новое состояние, а только совокупность их качеств.
Изучая отдельные части – познаете принцип функционирования целого.
К существенным недостаткам меризма нужно отнести:
– механистичность восприятия объекта как неизменного и обособленного явления;
– редукционизм, то есть упрощение какого-либо феномена и сведение его изучения к какому-либо одному из аспектов.
Холизм, напротив, провозглашает принцип, согласно которому целое первично в онтологическом, темпоральном* и логическом смысле и имеет несомненный приоритет над своими частями.
Как пишет Я. Смэтс: «Целостность, или холистичность, характеризует процесс эволюции в возрастающей степени. Процесс этот непрерывен в том смысле, что старые виды целостности, или структуры, не отбрасываются, а становятся начальными точками и элементами новых, более совершенных. Так, материальные химические структуры встраиваются в биологические, те и другие – в психические структуры и целостности… Электроны и протоны, атомы и молекулы, неорганические и органические соединения, коллоиды, протоплазма, растения, животные, умы и личности – ступени в этом развёртывании холистичности. Мировой процесс стремится от материи через жизнь – к разуму и духу, от необходимости – к свободе, от внеположенности элементов – к внутреннему качеству самости, присущему целому. Создание целостностей характеризует этот процесс на каждой стадии». [3]
Обе позиции – и меризм, и холизм – в определённой степени и в определённых пределах диалектически дополняют друг друга, отражая при этом разные уровни целостности объекта, вследствие чего в науке и сформировалась программа системных исследований.
Видными представителями холизма являлись такие учёные, как биолог Дж. С. Холдейн в Англии («The Philosophical Basis of Biology», 1931) и философ А. Мейер-Абих в Германии («Ideen und Ideale der biologischen Erkenntnis», 1934, «Naturphilosophie auf neuen Wegen», 1948), а также А. Ломан во Франции.
В Америке европейскому холизму соответствует философия «эмерджентной эволюции» (от англ. emergent – возникающий, неожиданно появляющийся), представителем которой является С. Александер («Space, Time and Deity», 1920). [5]
Французский философ А. Бергсон (L’Évolution créatrice», 1907) и британский математик и логик А. Н. Уайтхед («Principia Mathematica», 1913) – имена этих знаменитых учёных часто упоминаются в контексте нового понимания холизма.
Дэвид Бом и Джидду Кришнамурти
Также к целостному осмыслению мира можно отнести труды таких американских физиков, как Ф. Капра («The Tao of Physics», 1975) и Д. Бом («Wholeness and the Implicate Order», 1980), значительное влияние на мировоззрение которого оказало общение с индийским философом Дж. Кришнамурти. [5]
Помимо этого, отдельное место в контексте холистического подхода к науке и Вселенной занимает интегральный подход К. Уилбера («The Marriage of Sense and Soul: Integrating Science and Religion», 1998), сформировавшийся под впечатлением от учения индийского философа Шри Ауробиндо. [5]
Современное философское понимание холизма предполагает не только переосмысление сложившейся онтологической проблематики, но и учёт результатов феноменологических исследований, где «единство» представлено как поток сознания, а «фрагментарность» оказывается всего лишь вторичной когнитивной процедурой.
Особый модус философского холизма выявлен П. Дюэмом при изучении комплексов суждений, а У. Куайном – контекстуальности мышления, что послужило обоснованием так называемого тезиса Дюэма-Куайна – утверждение о невозможности окончательного определения истинности научной теории. [5]
Практическое применение холистических идей нашло своё отражение и в появлении новых учений. Гештальтпсихология (от нем. Gestalt – форма, структура, образ) – в лице своего основателя М. Вертгеймера – впервые осмыслила психику как единое целое.
Человек, согласно этому направлению, есть часть целого психического поля, которая сама характеризуется целостностью.
Феноменология Э. Гуссерля трактует познающее сознание как «трансцендентальное Я», осуществляя движение к беспредпосылочному опыту и изначальным смыслам. [5]
Онтологическую проблематику холистического подхода в настоящее время также затрагивают идеи самоорганизации, фрактальная геометрия и теория хаоса, поскольку здесь находят место для своей трансформации принципы пространственно-временной структуры мира.
О синергетике (от греч. synergeia – совместное действие, соучастие, помощь) как новой парадигме постнеклассической науки XXI века стоит, пожалуй, сказать более подробно.
Сам термин «синергетика» встречается ещё в традиции исихазма (от греч. hesychia – покой, безмолвие) – мистического течения, возникшего в Византии и представляющего собой духовную практику единения человека с Богом.
Но в отдельную дисциплину, вобравшую в себя подлинный дух холизма, она оформилась во второй половине ХХ века и к настоящему моменту переживает своё бурное развитие и всё больший охват новыми границами применимости.
Сейчас уже можно говорить об укреплении в науке парадигмы целостности [6], то есть осознании необходимости всестороннего взгляда на мир.
Принятие диалектики целостности, включённости человека в систему – одно из величайших достижений современной цивилизации в целом.
В чём же проявляется парадигма целостности?
В завершение приведём цитату Я. Смэтса из его книги «Холизм и эволюция»:
«Целостность повсюду, даже самая по видимости малая и незначительная – чудо, скрывающее тайны, к которым мы стремимся мыслью и делом.
Внутри находится то, что запредельно.
Быть целым и жить в целом – значит становиться верховным принципом, из которого следуют все самые возвышенные этические и духовные правила.
Принцип связывает их с сущностью вещей, так как из него происходит не только добро, любовь и справедливость, но также красота и истина, коренящиеся в целом и ничего не значащие вне его.
Целое – источник и принцип, объясняющий наши самые возвышенные идеалы вместе с предыдущими эволюционными структурами». [3]
* Темпоральная логика (англ. temporal logic) в логике — это логика, учитывающая причинно-следственные связи в условиях времени.
Используется для описания последовательностей явлений и их взаимосвязи по временной шкале.
Идея анализа взаимодвижущихся социальных явлений через сопоставление их темпоральности послужила основой методологии темпорального анализа.
Есть два подхода темпоральной логики, основанные на принципах здравого смысла и диалектики: «после этого» означает «по причине этого», либо «после этого» означает «позже» в хронологическом смысле.