Холмогорский монастырь что появилось первым судоверфь
Холмогорский монастырь что появилось первым судоверфь
Холмогорский район запись закреплена
17 фактов о Холмогорском районе
Дата образования Холмогорского района — июль 1929 года, в этом году району исполнилось 90 лет. За это время Холмогорский район стал одним из самых притягательных туристических центров Архангельской области.
1. Существует около 10 гипотез о происхождении названия «Холмогоры». Историки утверждают, что первоначально селение носило название «Колмогоры».
2. Холмогорский район знаменит своими памятниками православной архитектуры. На территории района располагаются Спасо-Преображенский собор (1691 год), Никольская церковь (1678 год), Антониево-Сийский монастырь (1738 год), Дмитриевская церковь (1738 год).
3. Административный центр Холмогорского района считается древнейшим поселением на Беломорском Севере, в летописях село Холмогоры упоминается в 1137-1138 годах.
4. Первое упоминание об обряде выпекания традиционных северных пряников «козуль» относится к Холмогорскому уезду и датируется 1730 годом. Холмогорские «козули» имеют характерную особенность — по виду они напоминают оленя.
5. На территории района располагаются особо охраняемые природные территории регионального значения (Чугский ландшафтный заказник) и федерального значения (Сийский лесопарк), также предусмотрено создание нового ООПТ регионального значения Национального парка «Звозский».
6. В XVIII веке в Холмогорах во время ссылки содержалось Брауншвейгское семейство. Это традиционное название семьи свергнутого с российского престола в ходе дворцового переворота 25 ноября 1741 года императора Ивана Антоновича.
7. В районе деревни Звоз расположены пещеры Двинско-Кирокского спелеомассива, который представляет собой скалы из доломитов, ангидридов и гипсов до 30 метров высотой.
8. Холмогорский район стал центром косторезного промысла, на территории села Ломоносово сейчас работает фабрика холмогорской резьбы по кости.
9. Трагически погибший поэт Николай Рубцов был уроженцем села Емецк Холмогорского района.
10. Холмогорский район — родина чёрно-белой коровы, по-простому породу ещё называют «холмогорка». Из-за того, что скот содержался в суровых северных условиях, холмогорские коровы более устойчивы к простудным заболеваниям разного типа.
11. На территории района под руководством министерства культуры Архангельской области реализуется проект «Остров Ломоносова», который включает в себя большое количество мероприятий, способствующих развитию туризма в регионе. В проекте активно принимают участие меценаты Марианна и Франк-Михаэль Энгель из Германии.
12. Первая торговая верфь России была образована в Холмогорском районе, на ней было построено 120 судов.
13. Дом Бажениных, братьев-основателей судоверфи, до сих пор стоит в деревне Вавчуга. По местным преданиям, в этом доме бывал Петр I. Сегодня дом Бажениных пустует, но ожидается его реставрация.
14. Петр I неоднократно посещал Холмогорский район. Во время своего первого визита на Русский Север император приезжал в Холмогоры и Вавчугу. В 1702 году Петр I снова прибывает в Вавчугу, чтобы наблюдать спуск на воду двух фрегатов.
15. В районе, недалеко от Антониево-Сийского монастыря, есть озеро Святое. На берегу озера находится древнее языческое капище. О происхождении названия озера есть целое предание. Однажды крестьянин, болевший страшной болезнью, рыбачил на озере и, ступив в воду, ощутил исцеление в ногах, искупавшись в озере целиком, мужчина понял, что болезнь отступает. По этому случаю озеро и стали называть Святым.
16. Один из наиболее значимых скульпторов XVIII века, Федот Шубин, родился в деревне Тючковская Куроостровской волости. Семья Шубиных помогла М.В. Ломоносову собраться в судьбоносное путешествие в Москву. Позднее Михаил Васильевич поможет Федоту Шубину поступить в Академию художеств.
17. Всем известный факт, что Холмогорский район — родина великого русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова.
У нас вы найдёте ещё много интересного, подписывайтесь!
Старинные монастыри Холмогорской земли
Опубликовано 8 июня 2012 · Обновлено 4 марта 2021
Ивановский Емецкий монастырь.
Ивановский монастырь находился примерно в 180 километрах от Архангельска (в бывшем Холмогорском уезде, теперь Холмогорский район Архангельской области) на реке Ёмце, впадающей в Двину. Время основания не мизвестно. Первое упоминание относится к началу XVI века: в писцовой книге говорилось, что в 1513 г. в Емецке были: 1) две приходские церкви для крестьян Зачаческого прихода, перенесённые в 1686 г. в Зачаческую волость, и 2) два монастыря, неизвестно кем и когда устроенные — женский Иоанно-Предтеченский, с церквями в честь Иоанна Предтечи и в честь вмч. Георгия Победоносца, и мужской Покровский.
Об Иоанно-Предтеченском монастыре упоминалось в писцовой книге князя Василия Звенигородского от 1587 г., где было написано: «В Емецком стану, у большого села, на р. Емце монастырь девичий, а на монастыре церковь Иоанна Предтечи деревянная вверх, а другая церковь Георгия страстотерпца деревянная-же, а в церквах образа и книги и свечи и колокола и всё церковное строение прихожан и Сийского монастыря. На монастыре двенадцать келий» («Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии». Вып. 1 — Архангельск, 1894. — С. 337). У этого монастырька была также своя, хотя и небольшая вотчина – «четыре деревни живущих, а в них пашни четыре обжи…. та церковь Иоанна Предтечи стоит на монастырской земли на Никулиной деревне и Кощевой горе». Монастырь был очень беден, поэтому ему оказывалась помощь от казны. Царскою грамотою государя Федора Ивановича велено было «Двинским холмогорским данщиком давать в монастырь милостины из государевых данных денег на Колмогорах по двенадцати рублев с половиною на год». Эта милостинная грамота хранилась в Сийском монастыре.
Монастырь был закрыт в 1613 году в связи с трагическими событиями того времени. В 1613 году остатки разбитого польского войска из корпуса Лисовского, разбитого под Москвой, уходили к границам Русского государства, по пути обрастая и русскими лихими людьми. Они нападали на мирные поселения, в том числе и монастыри, убивали, грабили, бесчинствовали. Когда тревожная весть о их приближении достигла Холмогор, то двинской воевода Петр Иванович Пронский решил укрепить подступы к городу, устроив острог, на месте Емецк ого монастыря, используя его постройки, так как строить что-то вновь было уже некогда. Монахинь переселили в ближайший мужской Покровский монастырь,а монахов оттуда предварительно перевели в Сийский). История Емецкого Иоанновского монастыря на этом закончилась, он больше не возобновлялся. На месте женского монастыря впоследствии были поставлены две часовенки в память о стоявших на том месте храмах.
Кривецкий Успенский монастырь.
Кривецкий Успенский монастырь располагался на левом берегу реки Северная Двина в 42 верстах от Холмогор вверх по течению. Современное местоположение: МО «Копачевское»(с. Кривое, ныне Демидово), Холмогорский р-н, Архангельская обл.
Точное время основания монастыря не известно, вероятно XIX век. По грамоте царя Михаила Феодоровича от 1619 г., Кривецкий монастырь был передан в ведение Сийского монастыря. Даже в конце XIX века оставались заметными следы от монастырских построек (погребов), а пахотные поля, находившиеся близ приходских церквей, назывались «монастырскими» и некоторые места за Двиной — «монастырской поскотиной». Когда монастырь был обращен в самостоятельный приход, неизвестно, так как все церковные документы сгорели в пожаре 1799 г. Если принять во внимание, что первый приходской священник Иоанн Вакорин служил до 1770 г., то, вероятно, образование прихода относится к 1764 г., т.е. ко времени упразднения многих монастырей по случаю отобрания у них вотчин.
Монастырскими церквями были деревянные — Успенская и Трех святителей, перестроенные в XVIII веке. О них упомянуто в грамоте царя Михаила Феодоровича от 1619 г. Уже приходская церковь во имя Успения Божией Матери — деревянная, холодная — строилась с 1775 г. вместо прежней монастырской. Освящена в июне 1786 г. протоиереем Холмогорского собора Феодором Шешениным. Эта церковь была значительно повреждена пожаром в начале 1799 г. и, после ремонта, вторично освящена тем же протоиереем в марте 1799 г. В 1888 г. церковь была покрыта железом на средства крестьянина Афанасия Павозкова.
Каменная теплая церковь во имя трех святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста – была построена взамен одноименной деревянной которая сгорела в 1799 г вместе с Успенской. Вместо сгоревшей по указу Архангельской духовной консистории от 23 марта 1803 г. за №44 была заложена каменная церковь. Освящена 21 ноября 1806 г. Преосвящ. Евлампием при приходском священнике Ферапонте Таратине. В 1880 г. на средства крестьянина Александра Шарпалова деревянная крыша была заменена новой железной.
Особым почитанием у прихожан не только описываемого прихода, но и других приходов, пользовалась резная икона вмч. Георгия. Наиболее древней книгой было Евангелие 1657 г., в конце XIX века обложенное медными посеребренными дсками. Также среди церковных древностей указывались деревянная дарохранительница и слюдяной выносной фонарь о девяти главах.
Четыре иконы Успенского Кривецкого монастыря, в советское время были вывезенные из закрытых храмов и занимают центральное место в иконной экспозиции Третьяковской галереи говоря о высоком иконописном искусстве Севера.
Николаевский Чухченемский монастырь.
Николаевский Чухченемский монастырь располагался в 10 верстах от Холмогор и являлся одним из четырех старейших обителей нижнего Подвинья ( Успенский Лявленский, Михайло-Архангельский, Николо-Корельский, Николаевский Чухченемской монастыри основаны не позднее второй половины XIVвека). Чухчемский был мирским монастырем, он основан жителями Холмогорского уезда. Монастырь был построен в конце XIV века миром нескольких отдельных волостей, которые дали ему для содержания несколько участков земли, и это было сделано, как позднее объясняли крестьяне: «для царского богомолия и душевного своего спокойствия и на поминок родителей своих и для постригания безвкладных нищих, нуждных людей, которые, ходя по миру, скитаются» (Архангельские Губерн. Ведом., 1870, № 70; Ефименко, Материалы для истории поземельн. влад. в Архан. губернии).
Несмотря на близость к административному центру Подвинья – Холмогорам монастырь всегда оставался небогатым. Возможно в начале он был самостоятельным. Сохранились в государственных архивах всевозможные грамоты о деятельности этого монастыря, а также на основе их проведены исследования разными историками.
На протяжении длительного времени его земельные и промысловые владения формировались за счет вкладов и покупок, обменов у крестьян и посадских людей Холмогор, Чухченемской, Великокурейской, Ровдогорской, Ухтостровской волостей. Значительный крепостной архив Николо-Чухченемского монастыря (свыше 100 пергаменных грамот) отразил интересные местные традиции деловой письменности, развитые формы частного поземельного акта, любопытные черты внутреннего устройства мирской обители (институт «чернецких” и церковных старост и т.п.
Конечной степенью развития Николо-Чухченемского монастыря к середине ХVIII в. стало его превращение в село Никольское, в церкви которого А.А.Шахматов еще в 1909-1911 гг. видел «старинные тетрадки”, летописи и грамоты. После 1764 года названия монастыря в отчетах епархии не появляется, что говорит о преобразовании его в Никольский Чухченемский приход. Список приходских священников в памятной книге прихода был начат с того же 1764 г. До 1837 г. приход не был самостоятельным, а вместе с соседним Чухченемским Ильинским составлял один приход с двуклирным причтом.
При составлении описей монастыря в 1611 и 1615 г.г. в нём было две деревянные церкви: одна холодная во имя свт. Николая и другая теплая с трапезой и папертью в честь первомученика и архидиакона Стефана. Судьба Стефановской церкви неизвестна. Николаевская в 1629 г. была заменена новой в честь того же святого и освящена 22 мая 1631 г. Затем, по благословению архиепископа Афанасия, в 1689 г. была устроена церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, существовавшая до 1850 г. Вместо Введенской церкви построили новую и, с разрешения Преосвященного Варлаама, переименовали её в честь свт. Николая Чудотворца, т.к. старая Николаевская церковь за крайней ветхостью к тому времени была уже упразднена. В 1872 г. вместо упраздненной Никольской была устроена новая церковь в честь того же святого, а церковь, переименованная из Введенской в Никольскую, стала опять называться Введенской.
К приходу была приписана церковь в д. Вавчуге, в 7 верстах от приходских храмов. В этой деревне по воле императора Петра I, посетившего её в 1693 г., была устроена первая в России коммерческая верфь. Здесь же в 1708-1710 г.г. владельцем первой корабельной верфи в Вавчуге купцом Никифором Бажениным устроена каменная церковь. Тем же купцом пожертвован церковный капитал в 1500 руб. В церкви два престола: главный в холодном храме во имя св. Иоанна Предтечи и придельный — в теплой трапезе — в честь свт. Иоанна Златоуста. Первоначально эта церковь считалась домовой для её строителей, а впоследствии со всем имуществом перешла в епархиальное ведение.
Церковно-приходская школа, общая с Чухченемским Ильинским приходом, открыта в ноябре 1891 г. Учительница — выпускница епархиального женского училища девица Лариса Сидорова.
Покровский Емецкий монастырь.
Время появления и основатель монастыря неизвестны. Первое достоверное упоминание относится к началу XVI века: в писцовой книге говорилось, что в 1513 г. в Емецке были: 1) две приходские церкви для крестьян Зачаческого прихода, и 2) два монастыря, неизвестно кем и когда устроенные — женский Иоанно-Предтеченский, с церквями в честь Иоанна Предтечи и в честь вмч. Георгия Победоносца, и мужской Покровский. Покровский монастырь, в отличии от женского Ивановского (приписной к Сийскому монастырю) был самостоятельным до 1616 году.
в связи с угрозой нападения, которые устремились на север. Когда в Холмогорах стало известно, что поляки из корпуса Лисовского, разбитых под Москвой, опустошают Важский уезд и намереваются то же сделать с двинскими жителями, то Холмогорский воевода Пётр Иванович Пронский устроил в 1613 г. на месте Иоанно-Предтеченского монастыря деревянную крепость (острог), пустив монастырские здания на строительство укреплений и переселив монахинь в Покровский мужской монастырь, а иноков из него — в Сийский монастырь. После этого Иоанно-Педтеченсий монастырь не возобновлялся, а мужской Покровский был обращён в женский и отдан в 1616 г. в ведение Сийского мнастыря, которому принадлежал и упразднённый Иоанно-Предтеченский монастырь. Этот монастырь в 1760 г. сгорел вместе со всем острогом и с приходской Богоявленской церковью, упоминаемой еще в 1513 г. После этого монахини были переведены в Холмогорский монастырь, а сгоревший Покровский более не возобновлялся.
После пожара крестьяне — прихожане сгоревшей Богоявленской церкви — построили новую Богоявленскую церковь, а бывшие монастырские крестьяне — три церкви: 1) во имя Покрова Пресвятой Богородицы; 2) во имя Иоанна Предтечи и 3) во имя вмц. Параскевы. Крестьяне, бывшие монастырскими, вошли в состав Емецкого прихода. Все прихожане сали делиться на две части — Богоявленскую и Покровскую. Богоявленская церковь стала называться соборной, а старшие члены причта — протоиереями и ключарями (в некоторых документах упоминались протопоп Иоанн Розанов, служивший до 1775 г., протопоп Алексей Вальнев и ключарь Иоанн Коротаев). Церкви были небогаты утварью. Так, в описи от 1771 г. говорилось, что во всех четырёх церквях было только два экземпляра оловянных богослужебных сосудов.
Все церкви сгорели в ночь на 22 сентября 1773 г. Тогда емецкие прихожане обеих половин устроили одну церковь с двумя престолами — Богоявленским и Покровским. В ночь на 1 октября 1808 г. сгорела деревянная Богоявленско-Покровская церковь. В 1792 г. была заложена каменная двухэтажная церковь и вчерне окончена в 1808 г., когда был освящён главный престол. Первоначально в церкви было три престола: в нижнем этаже два — главный Богоявленский, освящённый 21 декабря 1808 г. архимандритом Сийского монастыря Феофилом, и придельный — во имя вмц. Параскевы, освящённый 2 июня 1822 г. благочинным Василием Павловским, и в верхнем этаже один престол — в честь Покрова Пресвятой Богородицы, освящённый в 1843 г. Придельный храм вмц. Параскевы из-за тесноты был упразднён в 1855 г. На месте Покровского монастыря располагалось приходское кладбище.
Холмогорский Успенский монастырь.
Холмогорский Успенский женский монастырь располагался в г. Холмогорах, на одном из островов, образуемых рукавами Северной Двины. Теперь это село Холмогоры Холмогорский район Архангельской области. Точное время основания Холмогорского монастыря не известно. Монастырь располагался в самом городе вблизи кафедрального Преображенского собора.
Первоначально обитель находила в ином месте в нижнем посаде при речке Падере. По главному храму в честь Сретенья иконы Божией Матери Владимирской обитель наименовалась изначально Владимирским монастырем. Обитель существовала при храме возможно после 1636 года, так как при извещении о пожаре уничтожившего весь посад в том году упоминания о монастыре нет. Но до учреждения Холмогорской епархии был указ Новгородского митрополита (имя не сохранилось) об открытии при отстроенной Сретенской Владимирской церкви девического монастыря.
При учеждении Холмогорской епархии прибывший превый епископ новой епархии в 1882 году застал уже обветшавшую Сретенскую церковь, с опустевшими кельями. Для разошедшихся стариц Владыко учреждает в 1884 году Успенскую странноприимнецу. Этого оказалось недостаточным. В 1687году Холмогорский архиепископ Афанасий решил вместо деревянного собора построить каменный и основать обитель на расстоянии 5 верст от собора в посаде Курцево. 3 ноября 1687 году было заложено основание деревянная Успенская церковь – обитель стала именоваться Успенской. Обитель не имела своих угодий и полностью содержалась на средства архиерейской казны. После этого монастырь, влачивший ранее бедное существование, стал возрождаться.
Первой игуменьей Успенского женского монастыря была мать архиепископа Афанасия Марфа (с 1688г). Вначале церкви монастыря были деревянными и не раз сгорали и восстанавливались. Весной же монастырь, находящийся в низине страдал от затопления и льда.
При приемниках выделяемое содержание сократилось, т.к. сами архиерее нуждались в средствах. По учреждению монастырских штатов 1764 году Холмогорский Успенский монастырь был сохранен и определен к 3 классу. Дабы стать штатным и набрать необходимое число монашествующих для этого класса (17 инокинь) был закрыт Шенкурский женский монастырь, а его 4 монахини переведены были в Холмогоры. Монастырю было увеличено жалование и выделены земли и рыбные угодья.
В 1798г. император Павел дал приказ: «повелеваем Синоду, находящемуся в Холмогорах бывший архиерейский дом принять в свое ведомство и поместить в нем монастырь…» Так Успенский женский монастырь был переведен в архиерейский дом и получил каменное строение. После его ремонта сестры обители с августа 1802 г. переселились туда. В 1803 г. из старого Успенского храма были принесены престол и иконостас в Новый каменный храм Успения Богородицы. Главная церковь монастыря, Успенская, была пристройкой к восточной стене бывшего архиерейского дома. Она была холодной, не отапливаемой. Теплые придельные церкви — Никольская и Тихвинская — были в крестовой палате архиерейского дома. Второй храм — в честь Св. Духа. Дважды в году здесь совершаются крестные ходы: первый 15 августа и второй — в 4 воскресенье Великаго поста, когда отправляется из Холмогор в Красногорский монастырь Грузинская икона Божией Матери.
В храмовый праздник Успения Божией Матери число богомольцев в монастыре достигало несколько сот. В этот день бывал крестный ход в монастырь из собора с местными святынями.
Успенский женский монастырь оказывал сильное влияние на окрестное население. Родственники монахинь, посещавших монастырь, выносили оттуда светлые впечатления. Некоторые девушки оставались в нем на год-два, потом возвращались в свои семьи с христианскими навыками.
В 1840 году при монастыре был открыт приют для девочек- сирот. Это было первое образовательное заведение для девиц духовного звания. При монастыре была странноприимница и больница.
На начало XX века в монастыре проживало около 200 монахинь, послушниц и богомольцев. В тяжелые годы отечества, в русско-турецкую войну 1877-78 годов кроме пожертвования деньгами и вещами, многие из сестер вступили в общество Красного Креста для ухода за ранеными. 12 монахинь отправились на место военных действий.
Инокини занимали помещения бывшего архиерейского дома вплоть до 1920 г., когда обитель была зарыта. Последней игуменьей обители была мать Глафира (Макарова), управлявшая монастырем в 1917-1920 гг.
С 1914 по 1920 год монастырь духовно окормлял священник Василий Фирцев. В год закрытия монастыря 16 сентября 1920 году отца Василия расстреляли по обвинению в антисоветской агитации и контрреволюции.
Деревянные постройки Успенского монастыря были разобраны, но каменные храмы сохранились. В гражданскую войну здесь расстреливали людей. Потом всю территорию монастыря застроили сараями. Остался и монашеский корпус – бывшие архиерейские палаты. После закрытия Успенского монастыря Преображенский собор подвергся разорению, места упокоения Архангельских владык были осквернены, надгробные плиты растащены, пол разобран, так что сейчас невозможно определить, где находились их захоронения В войну в подвалах под собором жили пленные, потом эти подвалы были засыпаны и вход в них забетонирован. В советское время здесь все перерыли: дети искали клады.
Ныне в Холмогорах открыт православный приход. Восстановлен храм Св. Духа, где совершаются богослужения.
Великая история малой Вавчуги
РУБРИКИ
Великая история малой Вавчуги
Пишу по просьбе жителей деревни Вавчуга Холмогорского района. 6 июля деревня отметила 320-летие первой русской коммерческой судоверфи, основанной купцами Бажениными братьями Фёдором и Осипом. С их лёгкой руки и под покровительством Петра I началась история отечественного торгового флота.
Незамеченным прошло 320-летие судоверфи, построенной при поддержке Петра Первого
Братья Баженины имели в Вавчуге водяную пильную мельницу. Весть о лесопильном производстве докатилась до Петра Великого. Будучи в Архангельске в 1693 году, Пётр 21 сентября посетил Вавчугу. Он похвалил купцов и дал добро на пиление корабельного леса.
17 мая 1694 года Пётр I вторично посетил Вавчугу. Увидел, как быстро растёт верфь благодаря его покровительству и расторопности братьев Бажениных.
В 1702 году Пётр третий раз был в Вавчуге. В его присутствии братья Баженины спустили со стапелей два фрегата: «Курьер» и «Святой дух». В это время на судоверфи строился ещё один фрегат «Андрей Первозванный». В присутствии Петра был заложен четвёртый фрегат. (От редакции. Ещё в ряде публикаций эти корабли называют фрегатами, хотя фрегат это трёхмачтовый военный корабль, а в Вавчуге строили суда торговые).
Спуск на воду первых кораблей Пётр I отмечал с братьями Бажениными на острове Сахарная Головка (по преданию, остров этот насыпан по приказу Петра). Вокруг острова плавали в лодках девушки, собранные из близлежащих деревень, пели песни. По старым сказам, передаваемым из уст в уста, Пётр выбирал себе понравившуюся девушку и вёз её в место под названием Крапивки. Из-за этого по холмогорской земле гуляет легенда, что М.В. Ломоносов сын Петра Великого.
В официальной прессе и литературе версия эта всегда пресекалась цензурой. Но народ намотает сказ на ус, несёт через века. Нет у сказа цензоров. Слыхала я его от жителей Вавчуги. Русская деревня и в царском глазу грех отыщет!
Литераторы, писавшие о Русском Севере, считали своим долгом побывать в Вавчуге. О местной судоверфи писали С. Максимов (в книге «Год на севере»), В. Крестинин, А. Грандилевский, А. Морозов, П. Челищев, Б. Шергин, Н. Жернаков. Многие из историй, описанных ими в литературе, я не раз слыхала от старожилов деревни.
Зимой в Вавчуге нет жителей. А летом полная деревня народа, нет ни одного пустого дома. В этом году 6 июля собрались на подворье Маргариты Павловны Чертополоховой жители деревни: Пугины, Галушины, Назаровы, Осинины, Фёдоровы, Верещагины, Негодяевы, Бутаковы, Пекишевы, Сундушниковы, Архиповы, Колчины, Марковы, Мышовы, Неумоины, Кочневы, Токаревы. Более 50 человек за большим общим столом! «Обчажный стол», сказали бы в старину.
Немало приехало на деревен-ский юбилей молодых выходцев из Вавчуги. Радует, что они неплохо знают историю деревни. Благо в интернете много материала.
Очень жаль, что такая дата 320-летие судоверфи, основанной по велению Петра, не заинтересовала прессу, депутатов и чиновников.
В ужасном состоянии сегодня дом Бажениных, который якобы находится под охраной государства.
За два дня до юбилея исторический дом едва не сгорел! В трёх метрах от него пылала сухая трава. Спасибо двум престарелым жительницам Вавчуги, бабушкам 80 лет они потушили огонь, спасли дом.
Состояние дома Бажениных хорошо видно на видео «Путешествие из Усть-Пинеги на Вавчугу», выложенном в интернете. Весь мир это может посмотреть неужели не видят чиновники и депутаты, отвечающие перед русским народом за охрану исторических ценностей?!
Об этом безобразии ещё в 2004 году писал известный журналист Алексей Гундоров в статье «Брошенные у «окна в Европу». Не так давно, в апреле 2012-го, о состоянии дома Бажениных писала и газета «Правда Северо-Запада».
Плотину на озере (построенную по указу Петра братьями Бажениными) удалось восстановить благодаря обращению к С.К. Шойгу и Н.Я. Калистратову. Появились на берегу у плотины три гостевых домика, так что сейчас в Вавчугу могут приехать художники, литераторы, рыбаки и просто туристы. Природная красота здешних мест не может оставить равнодушным никого.
Мне посчастливилось выйти замуж в Вавчугу и родить здесь двух сыновей. Три года работала я бригадиром в совхозе имени М.В. Ломоносова. Я в эту деревню влюбилась. Описать красоту Вавчуги не хватит слов, только большой художник смог бы передать её на холсте. Да и ему для этого целый вагон красок понадобится.
За общим столом вавчужане попросили меня написать в газеты, чтобы власть услышала сохранила и отреставрировала дом Бажениных.
А ещё у нас большая просьба отремонтировать дорогу от Луковецкого до Вавчуги.
Славной истории этой деревни могут позавидовать большие города. Неужели её проблемы не волнуют местные и областные власти?! Неужели останутся в стороне, не откликнутся судостроительные предприятия Северодвинска?! А может, и Москва нас услышит?
История Вавчуги не просто история одной деревни. Это история России, история отечественного флота.
Хоть бы приснился грозный Пётр I губернатору, а лучше Владимиру Владимировичу Путину. Может быть, они и навели бы у нас порядок.
Деревня Вавчуга входит в МО «Сельское поселение Ломоносовское» Холмогорского района. Известна с середины XVI века. Расположена на правом берегу Северной Двины при впадении в неё реки Вавчуги.
Выходцы из Новгорода братья Осип и Фёдор Андреевичи Баженины построили здесь первое в России лесопильное предприятие водяную пильную мельницу и стали продавать доски иностранным купцам. Пётр I поддержал Бажениных, дав им 10 февраля 1693 года жалованную грамоту, в которой указал «мельницами в старинной деревне Вавчуге построенными и заводами владеть, и на тех мельницах хлебные запасы и лес растирать и продавать на Холмогорах и у Архангельска города русским людям и иноземцам». 2 февраля 1700 года Баженины получили жалованную грамоту на сооружение верфи и строительство кораблей и яхт. Энергичные братья в 1700 году построили в Вавчуге верфь, заложили на ней два торговых судна, завели канатный, прядильный и парусный заводы для производства такелажа. Первые суда были спущены к весне 1702 года.
В 1704 году Баженины получили разрешение рубить лес по Двине. Вавчугская верфь братьев Бажениных стала первым в России купеческим судостроительным предприятием. Вавчужские суда пользовались славой даже за границей. Всего здесь было спущено на воду более 120 торговых и промысловых судов.
В 1711 году Петр назначил Ф.А. Баженина помощником вице-губернатора Архангельской губернии А.А. Курбатова и экипажмейстером Архангельского Адмиралтейства. С учреждением в 1723 году в Архангельске магистрата он занял должность его президента.
Лесной и корабельный промысел Бажениных прекратился в 1863 году, после смерти последнего представителя купеческого рода Никифора Степановича.
Сохранился дом Бажениных двухэтажный, с мезонином, обшитый тёсом. Лежащую в его основе постройку датируют 1720-ми годами. В этом доме, по преданию, бывал Пётр I во время своих приездов в Вавчугу и беседовал с братьями Бажениными «с очи на очи». Как минимум дважды бывал Пётр в этой деревне в 1693 и 1702 годах.
В начале 1970-х годов на доме Бажениных, взятом тогда под государственную охрану как памятник регионального значения, была установлена мемориальная доска, но в настоящее время текст уже плохо читается. В 2004 году на фасаде появилась новая памятная доска: «Морская дорога на Балтику начиналась здесь, на корабельной верфи Бажениных, в 1692 году завершением строительства фрегатов „Курьер“ и „Святой дух“, участвовавших в сражении за реку Неву. Первостроителям российских кораблей от корабелов судоверфи „Звёздочка“, июнь 2004 г.» Но этот текст не вполне согласуется с историческими фактами.
В настоящее время дом в аварийном состоянии и не используется.
Начальник отдела социальной деятельности и информации САФУ Иван Попов считает, что в регионе необходимо создать новый туристический бренд «Вавчуга колыбель частного коммерческого судостроения России».
По словам И. Попова, государство, объявив дом купцов Бажениных памятником культуры, ничего не сделало для его сохранения. В 2010 году совместными усилиями администрации Холмогорского района, местных жителей и руководства ПГУ (ныне САФУ) был организован студенческий трудовой десант в рамках акции «Сохраним историю Поморского Севера». Студенты провели работы по консервации дома купцов Бажениных, очистили от мусора внутренние помещения, убрали разрушающиеся подсобные строения, подлатали крышу. «В дальнейшем необходима организация работ по восстановлению дома Бажениных. Тогда станет возможным создание уникальной историко-культурной и туристской точки на карте региона, отметил И. Попов. Но для создания бренда Вавчуга необходимо объединение усилий регионального сообщества: губернатора, администрации Холмогорского района, предпринимателей и современных судостроителей».