Холодный батик что это
Холодный батик
Холодный батик — одна из разновидностей батика. Эта техника росписи по ткани использует специальный резервирующий (ограничивающий растекание краски по ткани) состав холодным, в отличие от техники горячего батика.
Холодный батик основан на том, что при этом способе росписи тканей все формы рисунка, как правило, имеют замкнутую контурную обводку (резервирующим составом), что придает своеобразный характер рисунку. Для нанесения на ткань контура рисунка применяют стеклянные трубочки. Наиболее распространенная и удобная в работе трубочка с загнутым тонким концом и резервуаром, расположенным ближе к ее рабочей части. Резервуар представляет собой шаровидное утолщение и служит для запаса резервирующего состава. Загнутый конец трубочки должен иметь тонкие стенки, так как ширина контура зависит не только от величины отверстия, но и от толщины трубочки.
Технология холодного батика
Большое значение для качества наводки контура имеет наклон кончика трубочки: он должен быть загнут под углом 135°. Если он загнут под более тупым углом, то при работе трубочку приходится держать почти перпендикулярно к плоскости ткани. При этом напор резервирующего состава усиливается, что может привести к непредвиденному растеканию резервирующего состава по ткани (т. е. к браку). В местах более замедленного движения и в начале линии обычно получаются капли. Поэтому вести трубочку по ткани следует равномерно, а в начале работы быстро опускать на ткань, не дожидаясь образования капли. Отнимая трубочку от ткани, ее переворачивают носиком вверх, и резервирующий состав уходит из кончика. Противоположный конец трубочки должен быть слегка приподнят, чтобы резервирующий состав не пролился на ткань. После того как контур наведен, рисунку дают просохнуть. Более чем на 24 часа оставлять незакрашенным наведенный рисунок на ткани не рекомендуется, так как в этом случае резервирующий состав дает ореол вследствие выделяющегося жира и краска при заливке не подходит вплотную к контурной наводке.
Заливка рисунка краской производится ватными тампонами, кистями или трубочками. При заливке необходимо обратить внимание на то, чтобы большие и малые участки рисунка получали одинаковое насыщение краской, в противном случае они все будут разной светлоты или на них появятся ореолы и разводы.
Техники росписи по ткани: горячий, холодный и узелковый батик
Существует множество различных технологий и видов украшения тканевых изделий. Одним из них является холодный батик. Это очень необычная и красивая техника, которая дорого ценится на рынке профессионалов. Она берет свое начало ещё в древности, а ее название означает «капля воска» на древнеиндийском языке.
История техники батик
Роспись по ткани существовала в Древнем Египте, затем она появилась и в восточных странах: Китае и Японии. А уже в XII веке распространилась в Индонезии. Сейчас это один из наиболее знаменитых центров батика, и эта древняя техника продолжает жить и развиваться там до сих пор.
В начале XX века она стала распространяться по всему миру. В том числе появилось одно из направлений росписи в Африке. Там украшали платки, праздничную и повседневную одежду, элементы декора интерьера и т. д.
Батиковые изделия имели символическое значение и часто использовались в обрядах. Например, на свадьбу молодых обвязывали платком, который символизировал объединение их душ. Да и сейчас у народов восточных стран остались некоторые традиции, связанные с этим искусством.
Виды росписи по ткани
Главная особенность техники батик — разные цвета рисунка отделяются друг от друга контуром. В зависимости его типа выделяют несколько разновидностей:
Самодельные батиковые изделия
Для того чтобы изготовить самостоятельно красивую поделку, лучше использовать холодную технику, так как она куда проще. Чтобы сделать все правильно, новичку нужно ознакомиться с пошаговой инструкцией по батику.
Материалы и инструменты
Для работы лучше выбрать хорошо проветриваемое помещение, ведь пары резервирующей жидкости могут быть вредны для здоровья и самочувствия. А также подобрать старую одежду для работы, так как краску по ткани будет довольно сложно отстирать.
Для работы понадобится:
Когда все материалы и инструменты готовы, можно начинать работу.
Изготовление шаг за шагом
Первый этап — разработка эскиза. Для этого нарисуйте или распечатайте эскиз предполагаемого рисунка на листе бумаги, сохраняя все размеры. Он должен быть максимально простым и содержать как можно меньше мелких деталей. Обведите контуры жирным фломастером.
Перенесите рисунок на материю. Для этого подложите эскиз под ткань и обведите карандашом. Следующий шаг — заполнение контура резервной жидкостью. Для этого используйте стеклянную трубочку, если резерв не в специальной тубе.
После нанесения и высыхания резерва, проверьте его целостность, смочив отдельные детали водой. Если резерв хорошо сохраняет влагу, можно приступать к окрашиванию. Прокрашивайте детали тщательно, хорошо промывая кисть при смене цвета.
Теперь один из самых ответственных этапов — закрепление краски.
Материю снять с подрамника или пялец и обработать термически, чтобы краска не смывалась.
Есть несколько способов ее закрепления:
Несмотря на то что краска была закреплена, стирать такую самоделку можно только при температуре не выше 30 градусов, желательно руками.
После работы с резервом и красками по ткани в целях безопасности помещение нужно проверить, а руки и инструменты тщательно вымыть с мылом.
Узелковый способ
Этот вариант украшений изделий куда проще и не требует использования специального резерва. Вам понадобятся лишь красящие материалы (краски по ткани или, для первого эксперимента, раствор зеленки или любого другого красящего вещества) и ткань. Причем она может быть абсолютно любой.
При помощи этой техники можно легко украсить старую одежду, которая была испорчена небольшим пятном. Для этого разведите краску в небольшом количестве жидкости. Выберите ту часть предмета одежды (например, майки или футболки), которую вы хотите покрасить. Завяжите на ней несколько очень тугих узелков с помощью маленьких резиночек для волос и опустите в жидкость с краской.
Если она будет теплой, то ткань, скорее всего, прокрасится лучше.
После 5−25 секунд выдержки в краске (в зависимости от желаемого эффекта) достаньте одежду и высушите ее. Когда она практически полностью высохнет, развяжите узелки и хорошенько прогладьте изделие с изнаночной стороны.
Можно попробовать и свободную роспись (батик иногда причисляют к ней). Эта техника не менее интересная и увлекательная. Батик — это необычная и очень красивая техника украшения изделий, ее возможности очень широки, нужно лишь применять фантазию и воображение.
Originally posted 2018-08-29 09:28:43.
Что нужно знать художнику техники холодный батик?
Вещь, расписанная вручную, помогает своему хозяину подчеркнуть индивидуальность, личные предпочтения и даже рассказать об эмоциональном состоянии. Особенно помогает в этом холодный батик — техника, благодаря которой каждый мастер получает возможность почувствовать себя волшебником, создающим яркие рисунки удивительной красоты.
История техники
Само слово «батик» пришло к нам из Индонезии — дословно его можно перевести как «капля воска». Такое название стиль тканевой росписи получил благодаря особенностям нанесения рисунка. Чтобы краски с определенных деталей на эскизе не растекались по всему полотну, мастера придумали маленькую хитрость – резервировать цвета с помощью специальных составов, главный ингредиент которых — воск.
Холодный батик имеет родственное направление — технику горячей росписи, при которой краски и воск нужно разогреть перед нанесением. В отличие от горячего стиля, в данном случае растапливать ничего не нужно.
Техники холодного батика
Существует несколько способов рисования батиком в холодном стиле. Их не используют во время горячего нанесения потому, что в этом нет необходимости: многие из них не предполагают обозначения контура резерватором — только краски, и ничего больше.
К примеру, в Японии и Индии придумали такие интересные разновидности, как бандан и сибори. Обе техники основываются на сворачивании ткани и нанесении на нее краски в сложенном виде — из-за складок окрашивающая жидкость растекается по материи неравномерно, образуя мраморный рисунок, как в калейдоскопе.
Различие сибори и бандан в том, что в первом случае ткань складывают определенным образом — эту традицию японцы взяли из оригами. Второй же способ предполагает многократное образование узелков на ткани и похож на японское искусство фурошики.
Иногда мастера отпускают фантазию в полет — так появилась техника свободной росписи батика, при которой резерв не используют совсем или используют в очень ограниченном количестве, чтобы чуть-чуть подчеркнуть контур фигуры.
Тем не менее, основной способ рисования — классический с применением резервирующих жидкостей.
Необходимые инструменты
Профессионалы чаще всего советуют именно холодный батик для начинающих — не нужно тратить время на огнеопасный процесс подогрева резерва. Перед началом работы удостоверьтесь в том, что у вас есть все необходимые инструменты.
Стеклянная палочка
Главный прибор при работе с резервирующей жидкостью. У нее довольно необычное строение — полая прозрачная соломинка длиной 15-20 сантиметров с круглым резервуаром на конце, из которого выходит закругленный острый носик.
Такой внешний вид обуславливается функциями инструмента — носик окунается в емкость с резервом и с помощью вытягивания воздуха с обратной стороны в палочку закачивается вещество, которое сохраняется в шаре.
Во время работы палочку слегка отклоняют, прижимают носик к контуру и проводят по линиям, рисуя резервирующий скелет. При этом угол наклона должен быть не больше 135 градусов, иначе жидкость выльется с обратной стороны.
Если вы не можете найти такой инструмент в своем городе, не отчаивайтесь! В качестве инструмента легко приспособить баночки от жидкого клея с тонким носиком, на который надет сужающийся колпачок, или медицинские спринцовки. Здесь вы сами сможете регулировать толщину нарисованной линии за счет нажима на емкость.
Кисти
При непосредственной работе с красками вам понадобятся кисти разного диаметра и размера. Желательно выбирать кисточки с натуральным ворсом — к примеру, из беличьей шерсти.
Тонкие инструменты нужны для обработки мелких деталей с резным строением, более широкие подойдут для нанесения основных цветов и получения цветовых переходов в одной ячейке — градиентов.
Широкие фоновые пространства можно окрашивать с помощью ватных дисков или тампонов — слегка смочите диск в цветовом пигменте, отожмите его, чтобы избавиться от излишков, и начните протирать легкими движениями ткань.
Выбор материалов
Как правило, холодный батик выполняется на таких тканях, как шелк, хлопок, шерсть, иногда — синтетические материи. Однако, в последнее время многие художники отходят от этого, подбирая новые рабочие материалы — к примеру, более толстые и грубые ткани.
Если вы работаете с плотными нестандартными материалами, мастера советуют делать более широкий резервирующий контур, которым нужно обводить рисунок как с лицевой, так и с изнаночной сторон. Эти меры предосторожности помогут ткани пропитаться резервом наверняка.
Приобретите специальные краски для батика — их можно найти во многих крупных магазинах товаров для изобразительного искусства. Внимательно смотрите на свойства красителя — некоторые виды подходят для крашения одних определенных видов ткани, тогда как другие универсальны. Во время обучения вам достаточно купить набор из нескольких основных цветов: красного, желтого, синего, белого, черного.
И не забудьте о резервирующем составе! В зависимости от того, на какой ткани и в какой технике вы работаете, выбирайте вещество с бензином, резиной, воском или вазелином в составе.
Холодный батик — техника выполнения
Технология холодного батика довольно проста. Изначально мастер должен растянуть ткань на раме и нанести эскиз будущего рисунка — желательно использовать водорастворимые или исчезающие со временем карандаши.
Дальше по основным линиям рисунка специальным резервирующим составом наносится сплошной контур. Основная задача мастера заключается в том, чтобы в контурном обрамлении не было разрывов и зазоров, иначе краска, нанесенная на следующем этапе, растечется и испортит работу.
Профессионалы придумали маленькую хитрость — правильность нанесения резервирующего состава можно проверить с помощью воды. На обратную сторону ткани в каждую ячейку, образованную резерватором, брызгают несколько капель воды. Если в каком-нибудь месте вода просачивается сквозь резерв в следующий элемент рисунка, нужно подсушить это место и добавить каплю вещества, замкнув контур.
Такая процедура несколько замедляет рабочий процесс, но дает возможность выполнить работу более качественно.
Далее техника холодный батик предполагает непосредственное нанесение специальной краски. Не ограничивайте себя в выборе цветов и их оттенков. Вы даже можете применять несколько красок для одной ячейки, создавая оригинальные цветовые переходы.
Полностью готовое высушенное изделие обязательно нужно запарить в горячей воде и с помощью утюга, чтобы закрепить рисунок на ткани.
Мастер-класс — холодный батик на платке
На самом деле, даже некоторые сложности во время процесса росписи не смогут вас заставить бросить работу над изделием в технике холодный батик — настолько интересно рисовать этими водными красками, каждый раз получая новый рисунок.
Чтобы убедиться в простоте данного стиля, попробуйте самостоятельно создать расписной шелковый платок. Автор данного мастер-класса использует народную роспись хохлому, но вы можете взять за основу любой другой рисунок.
Подготовьте красные, желтые и черные краски для росписи батиком, квадратный шелковый платок нейтрального цвета без рисунков, черный и золотистый контурные резервы.
Вы можете оставить изделие сушиться, снять его с подрамника и носить уже после данного этапа.
Но профессионалы рекомендуют запарить работу, чтобы закрепить цвет — замотайте ткань в полотенце и старые газеты. Сверните заготовку трубочкой, а затем — бубликом. Подвесьте бублик на шнуре над кастрюлей, в которую налейте воды примерно на четверть всего объема.
В таком положении вещь должна париться около двух часов. Снимите заготовку и разверните ее. Постирайте вещь при тридцатиградусной температуре — это можно сделать и в стиральной машинке. Прогладьте сухое изделие утюгом на минимальной температуре.
Чтобы подробнее изучить технологию, в которой выполняется холодный батик, посмотрите следующий видеоурок по расписыванию красивого панно.
Осваиваем батик. Часть 3: работаем в техниках холодного, горячего, узелкового батика
Горячий батик
Начнем с горячего батика. Многие считают его наиболее сложным, на самом деле это не совсем так. И именно такая роспись – с использованием воска – изначально называлась словом «батик».
Начало одинаково и для холодного, и для горячего батика – натянуть ткань на раму и определиться с рисунком.
Перво-наперво необходимо хорошо постирать ткань, чтобы из нее удалить аппретуру — специальный состав, которым она пропитана. Иначе краска не будет ни растекаться, ни впитываться.
Натягиваем ткань на рамку или пяльцы. Стараемся сделать это ровно, чтобы нити были натянуты строго вертикально и горизонтально — если пойдет немного вкось, по диагонали — ткань деформируется и после снятия с рамки рисунок искривится.
Как нанести рисунок на ткань.
Можно простым карандашом, легко и незаметно. Стирается ластиком, но поверхность ткани от этого портится. Карандаш годится для начала, если вы просто пробуете, экспериментируете, и оставите карандашный рисунок на ткани.
Так как для батика ткань мы выбирали тонкую и легкую – она просвечивает. Обведите на бумаге жирным черным (но не пачкающимся!) маркером, фломастером рисунок в натуральную величину, и закрепите бумагу относительно рамы так, чтобы из-под ткани просвечивал рисунок. Бумага не должна соприкасаться с тканью. Рисунок лежит под рамой с тканью, на расстоянии пары сантиметров – то есть ширины рамы. Ткань при этом должна быть хорошо натянута и не должна провисать. Маркер просвечивает сквозь ткань, рисунок отчетливо видно, можно обводить резервом. Или наносить воск. По желанию. Только учтите, что воск тяжелый – и ткань с обильно нанесенным воском может провиснуть и прилипнуть к рисунку.
Можно еще до того, как вы нанесете рисунок, положить первый светлый слой краски. Я так обычно и делаю. Особенно в горячем батике.
Смачиваем. Удобнее пульверизатором. Берем краску, воду, кисточку – и делаем красивые светлые разводы.
Не пытайтесь нарисовать что-либо конкретное, потому что пока ткань будет высыхать, все нарисованное расплывется в произвольном направлении.
Вот пример: две картинки – на одной только что окрашенная ткань, на второй – что получилось после высыхания. Еще обратите внимание на то, что когда ткань высохла, краска на ней стала значительно светлее.
Важно: всегда и воск, и контур наносится только на абсолютно сухую ткань. Поэтому даем ткани хорошо высохнуть. Лучшие помощники в этом – время, фен и, если есть такая возможность – ветер.
Начальный этап, одинаковый для горячего и холодного батика, завершен.
Теперь переходим непосредственно к горячему батику.
Важнейшее условие – воск наносится только на абсолютно сухую ткань.
Возьмите кисточку для воска и нанесите ей расплавленный воск на ткань. Должно появиться ТЕМНОЕ пятно. Это значит, что воск «прошел», пропитал ткань насквозь.
Ошибка, если пятно легло сверху ткани, и воск белесый, непрозрачный. Краска подтечет под такой воск по нитям ткани.
Воск может «не пройти», если он недостаточно расплавился, либо успел остыть «по пути». Значит, либо необходимо подождать, пока воск достаточно нагреется и целиком расплавится, либо доносить кисть с воском от баночки до ткани побыстрее.
Следим за водяной баней – как воды становится мало – доливаем еще.
Воск наносится на те места, которые вы хотите оставить светлыми. На провощенные участки краска попасть не может. В этом-то и смысл горячего батика – закрывать воском пятна, которые так и останутся неокрашенными.
В классическом горячем батике ткань целиком погружают в емкость с краской. В этом случае получается абсолютно ровный цвет. Но по влажной ткани краска сама растекается достаточно равномерно, и в этом нет необходимости. Для ровного окрашивания больших поверхностей можно вместо кисти использовать губку, поролон.
Когда воск остынет, покрываем второй слой краски – уже более темного цвета. Капли краски с поверхности воска протираем сразу, не давая им высохнуть.
Высыхает краска – снова воск. Остыл воск – снова краска. Обычно 3-4 таких слоев вполне достаточно, начиная со светлых тонов и заканчивая темными.
Чтобы не запутаться, где светлее, а где темнее – смотрим батик, покрытый воском, на просвет – на лампу или окно. Слева – батик при обычном освещении, справа – на фоне окна. После удаления воска результат приблизится к изображению, которое мы видим на просвет.
Если есть необходимость сделать более темными покрытые воском участки, можно помять воск, процарапать его, отколупать – и снова окрасить ткань в этих местах. Так получается рисунок, похожий на ветки деревьев, трещины.
Такой эффект называется «кракле».
На шелке кракле получается интереснее, чем на хлопке – трещины мельче, можно добиться интересных эффектов.
Толстый слой воска трескается лучше, чем тонкий. Тонким слой получается, если кисточкой с воском быстро провести по ткани, а толстым – если воск будет капать на ткань, иногда в несколько слоев.
Теплый воск трескаться не станет, он будет вяло ломаться. Немного остудим немного наш горячий батик – снимаем ткань с рамы (краска, конечно же, высохла), помещаем в пакет и на некоторое время в морозилку. После чего мнем ткань с остывшим воском.
Но свечки попадаются разные. Иногда, даже после охлаждения, воск остается мягким, и трещины получаются нечеткими, как в данной работе.
Теперь наносим краску в трещины. Кисточка после контакта с воском может стать «водоотталкивающей», и сберечь ее поможет ватный тампон с краской. Тем более что им можно с более сильным нажимом «внедрять» краску в трещины.
Стираем капли краски с работы, пока она не успела высохнуть.
Наша работа почти готова, осталось только удалить воск. Пока что батик выглядит не очень привлекательно. Для того, чтобы удалить воск, понадобятся утюг и много старых газет.
Сначала там, где возможно, удалите, стряхните, отколупайте с работы ненужный воск.
Теперь на гладильную доску или стол положим несколько листов газет, на газеты положим батик, и сверху покроем работу еще одним листом газеты. Осторожно гладите утюгом по газете так, чтобы на нее с ткани перешел воск – газета получается вощеной, темной.
Меняете на чистые листы газеты верхний лист, и тот, что был под батиком, который тоже потемнел от стекающего воска. После чего, снова проглаживаем утюгом. Меняем листы, до тех пор, пока воск не перестанет проступать на газетах.
Вот что получилось.
Начинаем точно так же, как и горячий – стираем ткань, натягиваем, подкладываем под раму рисунок. Если хотим, чтобы контуры получились переливчатыми – делаем красивые разводы краской и сушим.
Для «сдерживания» растекающейся по ткани краски, в холодном батике используют резервирующий состав (резерв).
Чтобы нанести на ткань тонкую ровную линию на ткань, его предварительно засасывают в стеклянную трубочку, либо наносят из специальной тубы.
(подробно про материалы для холодного батика описано ТУТ)
Перед началом пробуем – насколько хорошо резерв удержит краску. Обводим на натянутой ткани замкнутый контур – кружочек. Если резерв слишком густой, вытекает из трубочки медленно и ложится прерывисто – его необходимо слегка разбавить, водой или бензином – в зависимости от состава. И пробуем снова.
Если разбавить до очень жидкого состояния, резерв будет вытекать очень быстро, делать «кляксы», контур будет широко растекаться и может пропускать краску.
Обвели пробный кружочек. Дали высохнуть. Капаем в центр краску и смотрим – выйдет она за контур или нет. Подождать нужно несколько минут, так как подтеки могут появиться не сразу.
Когда убедимся, что резерв ложится ровно и хорошо «держит» краску и воду, нанесем контур по всему рисунку.
Старайтесь, чтобы не появлялось капель резерва (особенно в начале линии), вытираем кончик тряпочкой или салфеточкой, трубочку поворачиваем, чтобы донести до нужного нам места без вытекания резерва, и аккуратно ведем по линии.
Обращайте внимание – если толщина резерва разная – то, возможно, линия прерывается и в там может «прорваться» краска. Увидели ошибки – в таких местах проведите линию контура повторно. Можно также продублировать с изнанки.
Что важно. Весь батик должен состоять из замкнутых контуров. Витраж представляете? Вот что-то похожее. И помните, что краске достаточно одной пропущенной резервом нити, чтобы сделать работу неаккуратной.
После того, как резерв полностью высохнет, приступаем к окрашиванию.
Что делаем – смачиваем водой ткань внутри контура, не задевая контур и соседние участки за контуром. Убеждаемся, что вода за пределы контура не протекает. Берем краску, и плавно, текуче заполняем ограниченный участок.
Краска растекается довольно свободно, и вполне достаточно нанести немного краски одного цвета, а с другой стороны – другого, и получится плавный переход цвета.
Особенно завораживают такие переливы на работах большого размера.
Продолжаем окрашивать ткань, идя от светлых тонов к темным.
Лично мне несимпатичен белый контур. Он получается, если на белую ткань нанести прозрачный контур. Можно окрасить бесцветный резерв масляной краской, можно использовать разноцветные контуры.
Но батик получается намного интереснее, если, используя бесцветный контур, окрашивать ткань в несколько слоев.
Первый слой – покрыть светлой краской, лучше по мокрой ткани, дать высохнуть. Нанести на сухую ткань резерв. Он уже будет цветным, а если на его «пути» встретятся переходы цвета, то еще и разноцветным.
В следующих слоях наносим более интенсивные цвета. Если по ним нанести резерв, и он примет цвет фона, то контур в работе станет разноцветным – как и краска на том или ином месте.
И завершаем работу темными цветами – расставляем необходимые акценты.
Очень важно, что резерв всегда наносится на абсолютно сухую ткань.
При желании, по окончании работы наносим декоративные контуры – цветные, выпуклые, блестящие. Они созданы для декорирования, а не для сдерживания краски – поэтому в качестве резерва ими пользоваться не стоит.
Наносится он так же, как и обычный контур. В данном случае – из тюбика. Здесь серебристый контур, но пока он не высох, выглядит белым.
Данный контур, как и краска, удобно фиксируется утюгом.
Вот и результат:
Это самый простой, интересный и непредсказуемый батик. Совершенно не обязательно уметь рисовать, за вас это сделает краска.
Нужно взять постиранную ткань, перевязать ниткой или веревкой. Можно вязать в узлы, сшивать ниткой, завязывать в ткань различные стойкие к краске и температуре предметы (например, камушки).
Лучше использовать хлопковые нитки, синтетические нити при сушке в духовке могут оплавиться. То же относится и к ткани – хлопок и шелк выдержат высокую температуру, синтетика – нет.
После «перевязки» ткань хорошо смочить, аккуратно отжать.
Помещаем связанную ткань в емкость, где будем окрашивать и сушить. Здесь – лист фольги с загнутыми краями.
Наносим произвольно краску. Удобнее, если это будет раствор краски, а не концентрированная краска из банки, потому что красителя понадобится много.
Может получиться интересно, если посыпать по влажной краске солью или мочевиной.
Теперь нужно высушить ткань в завязанном состоянии. Сушить удобно в духовке. Нагреть и выключить, и в выключенную духовку поместить батик на подносе или фольге.
Данный экземпляр сушился в отсутствии плиты, на веревочке с помощью фена. Это продолжалось довольно долго, но зато получились свои «эффекты» – когда ткань высохла в расправленных местах, по непросушенным узлам продолжала натекать вода, так получились затеки-лепестки.
Важно – пока не высохнет – не разворачивать. Чуть недосушенную ткань можно развернуть и очень быстро досушить, например, феном.
Если оставить сохнуть ткань в развернутом состоянии – краска станет незаметно растекаться, и к моменту высыхания ткань приблизится к равномерно окрашенной.
Высушиваем. Разворачиваем. Гладим. Готово.