Холотропное состояние сознания помогает нам осознать что человек это

Холотропное дыхание — практика поражения души и сознания человека

Холотропное состояние сознания помогает нам осознать что человек это. Смотреть фото Холотропное состояние сознания помогает нам осознать что человек это. Смотреть картинку Холотропное состояние сознания помогает нам осознать что человек это. Картинка про Холотропное состояние сознания помогает нам осознать что человек это. Фото Холотропное состояние сознания помогает нам осознать что человек это

Понятие о холотропных состояниях сознания и холотропной терапии

В наш век компьютерной техники, современных технологий и научно-технического прогресса серьёзно встал вопрос о психическом и духовном здоровье людей. В конце XX века мы встречаемся с широким набором психотерапевтических практик на основе “расширения сознания”, обещающих исцеление от различных болезней, оздоровление, личностный рост и развитие творческих способностей. Одной из таких практик является широко рекламируемая холотропная терапия. Что представляет собой эта практика?

Практика холотропной терапии

В Москве практикой проведения сеансов холотропного дыхания занимается ряд психологов и энтузиастов. Базовым учебным заведением по подготовке подобных “специалистов” является Институт трансперсональной психологии, который возглавляет кандидат философских наук Владимир Майков.

Сеансы холотропного дыхания предполагают: 1) подготовительный этап; 2) вступительную беседу ведущего перед участниками сеанса; 3) разминочную часть с использованием кундалини сиддха йоги; 4) гонг-медитацию; 5) непосредственный этап дыхания; 6) рисование мандал; 7) групповое обсуждение переживаний.

Во время подготовительного этапа все желающие участвовать в сеансе заполняют специальные медицинские анкеты, в которых они указывают имеющиеся заболевания и перенесённые операции. Врач просматривает эти анкеты, на основании чего ин­дивидуально решает вопрос о допуске к участию в сеансе каж­дого кандидата. Всем участникам сеанса холотропного дыхания выдаётся памятка “холонавта” (дышащего), в которой определены правила проведения сеанса и указаны заболевания, при наличии которых участие в сеансе запрещено. Во время вступительной беседы ведущий сеанса рассказывает участникам об исключительной роли холотропного дыхания, о переживаниях, о правилах поведения во время сеанса и о перспективах личного роста. Разминочный этап и гонг-медитация обычно проводятся “спе­циа­листами” из центра Я. Маршака. В настоящее время начинают внедряться элементы тантры и шаманских практик. Непосредственный процесс дыхания длится не менее одного часа и выполняется по системе С. Грофа: все лежат с закрытыми глазами, слушают музыку, ни о чём не думают, только часто и глубоко дышат и переживают. Методология проведения сеансов холотропного дыхания предусматривает наличие закрытого изолированного помещения с целью эффективного воздействия музыкальной вибрации, пронизывающей всё тело участников. В завершение сеанса дыхания все участники в обязательном порядке рисуют мандалы и обсуждают их содержание в составе группы под руководством ведущего тренинг.

С православных позиций методология хлотропного дыхания может характеризоваться следующим образом.

Во-первых, составляющие элементы холотропной сессии — работа с телом — кундалини сиддха йога, гонг-медитация, тантра и шаманизм являются оккультными практиками. Особенно деструктивный аспект связан с “пробуждением энергии кундалини”. Согласно учению древних индийских йогов, кундалини (“свёрнутая кольцом”) — это энергия, которая создаёт и поддерживает весь космос. В спящем виде она находится в основании позвоночника человека, в его тонком, или энергетическом теле — некотором поле, которое окружает и пронизывает тело физическое.

В-третьих, используется методика буддийской медитации, имеющая в своей основе безоценочное отношение к переживаниям. Погружение в ИСС обычно предлагается воспринимать “с полной открытостью”, без предубеждений и без каких-то определенных ожиданий: принимайте видения и переживания “без всякой цензуры”, не нужно ничего “из головы”, “идите в переживание”.

В-пятых, выделим методы звукового воздействия, среди которых отметим влияние трансовой музыки или “прорыва” посредством использования барабанной дроби, шаманского пения, криков зверей и других сильнодействующих звуковых элементов. Для создания и поддержания необычного состояния сознания (курсив наш — и. М.) музыка должна обладать высокими техническими качествами и достаточной мощностью.

На основании вышесказанного можно сделать однозначный вывод: метод холотропного дыхания, разработанный С. Грофом взамен психоделической терапии, является комплексной медитативной психотехникой ярко выраженного оккультного содержания. Для православного христианина такой метод психотерапии неприемлем и недопустим.

Рассматривая приведённые примеры переживаний, возникающих в холотропных состояниях, с позиции православного вероучения, следует подчеркнуть следующие моменты.

В-четвёртых, имеет место подмена учения Православной Церкви о сотворении мира из ничего непонятными и необоснованными ответами “эмпирического и трансрационального характера”, которые также являются происками падших духов. Человек очередной раз становится их жертвой: бесы дают знания, о которых не знает наука и о которых не сообщает Священное Писание. Переживание высшего космического принципа С. Гроф называет переживанием Божественного и даже встречей с Богом. Но его следующие слова: “Высший космический принцип может непосредственно переживаться в холотропных состояниях сознания, но не поддаётся никаким попыткам описать его или объяснить” 21 говорят о подмене понятия Бога.

В-шестых, методологической основой и базовым понятием является введение человека в изменённые состояния сознания, но само это понятие является неправославным. Оно связано с состоянием, возникающим в процессе моделирования изменённого сознания (ЛСД-терапии и холотропного дыхания), которое носит явно оккультный характер. Апостол Павел пишет: Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням (2 Тим 4:3–4).

На основании вышесказанного ясно: метод холотропного дыхания является опасной практикой трансперсональной психологии, ведущей к прельщению человека, нарушению его духовного и психического здоровья, удаляющей его от различения духовных состояний и повреждающей (омрачающей) сознание.

1Гроф С. Психология будущего: Уроки современных исследований сознания / Науч. ред. В. Майков; пер. с англ. С. Офертаса. М., 2001. С. 23.

2Психоделический — связанный с употреблением психоактивных веществ, способных влиять на психику человека и вводить его в изменённые состояния сознания.

3Гроф С. Приключения в самопознании: Информационные материалы // ИНИОН. М., 1991. С. 36.

Источник

Холотропное состояние сознания помогает нам осознать что человек это

Все больше людей привлекает возможность обнаружения и развития скрытых возможностей, выходящих за рамки наличных культурных норм, выйти за границы обычных представлений о себе и мире. Однако дыхательные техники, обеспечивающие эмпирический доступ к бессознательному, прежде всего, активизируют органы чувств. В результате этого для многих людей глубокое самоисследование начинается с различных неспецифических сенсорных переживаний, затрудняющих прохождение техники. У людей появляется напряжение, страх, состояние паники от отсутствия понимания того, что происходит. Эти психосоматические проявления представляют собой сенсорный барьер, который необходимо преодолеть, перед началом путешествия вглубь психики.

Цель настоящего исследования: изучить сдвиги в сенсорной сфере при продолжительном связном дыхании. В исследовании приняли участие 67 человек, студенты-психологи 1-2 курса одного из тольяттинских вузов. Таким образом, выборка составлена из двух полных реальных студенческих групп, юношей и девушек, в возрасте от 17 до 22 лет.

В дыхательных сессиях измененные состояния сознания вызываются с помощью комбинации весьма простых средств: глубокого и ускоренного дыхания (связное дыхание), побуждающей музыки и техники работы с телом, которая помогает освободить биоэнергетические блоки. Процесс связного дыхания обладает такими качествами, как осознанность, контролируемость, управляемость, присутствие воли, намерение и возможность в любой момент времени возвращения в обычное состояния сознания.

Физические проявления, которые развиваются во время «непривычного» для человека, ускоренного дыхания в различных областях тела, не являются простыми физиологическими реакциями на гипервентиляцию. Они образуют комплексную психосоматическую структуру и обычно имеют для людей специфическое физиологическое значение. Иногда они представляют интенсифицированную версию напряжений и боли, которых человек знает из повседневной жизни, или хронические проблемы, такие как симптомы, которые проявляются во время эмоционального и физического стресса, голодания, нехватки сна, болезни, употребления алкоголя и наркотиков. В любом случае состояние гипервентиляции не приносит вреда. Более того, когда дышащий проходит через спазматическую фазу, он учится, как в этот момент расслабляться и останавливать приступ гипервентиляции.

Сдвиги в сенсорной сфере при гипервентиляции в первую очередь проявляются в формировании характерных субъективных ощущений и симптомов, отличающихся чрезвычайным многообразием, полиморфностью и полисистемностью, а иногда настолько необычных, что они полностью дезориентируют и тренера, и участника тренинга дыхательных психотехнологий. В литературе принято говорить о гипервентиляционном синдроме (ГВС) как о комплексе специфических симптомов, развивающихся вследствие избыточной вентиляции легких. Описание субъективных ощущений и клинических проявлений ГВС, а также попытки определенным образом классифицировать симптоматику синдрома гипервентиляции предпринимались различными авторами (А.К.Кочетов, 1967; М.И.Левашов, 1984; В.Б.Малкин с соавт., 1990; G.Weimann, 1976; J.C.Missri et al., 1978). Однако в клинических условиях диагностика ГВС очень сложна, так как часто на клинические проявления гипервентиляционных нарушений наслаиваются симптомы невроза, различных соматических заболеваний, сопутствующих ГВС или явившихся его непосредственной причиной (Ф.И.Комаров с соавт., 1979; В.Н.Абросимов, 1990; J.M.Pfeffer, 1978). Поэтому чрезвычайно важным представляется более четкое выделение в условиях моделирования симптомов, вызванных непосредственно избыточной вентиляцией легких, изучение динамики субъективных ощущений в процессе продолжительной произвольной гипервентиляции, проведение количественного анализа сенсорных сдвигов на модели гипервентиляционных состояний.

Организация и результаты исследования

В условиях продолжительного связного дыхания (30 минут) нами проведено подробное исследование субъективных ощущений у 67 испытуемых. Были собраны письменные отчеты участников тренинга, в которых они описали свои чувства и переживания во время сеанса связного дыхания, при этом обращалось внимание на время манифестации признаков, индивидуальные особенности их проявлений, динамику выраженности ощущений и смену симптомов в процессе проведения сеанса.

На протяжении всего сеанса связного дыхания наблюдалось изменение психических состояний обследуемых:

В первые 10 минут сеанса дыхания сопровождаются появлением интенсивных сенсорных переживаний, вызывающих нарастание тревожности, страха у обследуемых. К 15 минуте происходит появление и впоследствии плавное нарастание состояния покоя, умиротворенности, легкости, в некоторых случаях граничащее с состоянием монотонии. И в завершении сеанса превалирует состояние полного покоя, релаксации и утомления.

Анализ субъективных ощущений испытуемых после сеанса дыхания выявил следующую динамику симптомов: на 1-ой минуте у 42% испытуемых исчез тремор конечностей, постепенно, ко 2-3 минуте уходило онемение конечностей у 70% обследуемых. В последнюю очередь от онемения освобождались кончики пальцев рук и ног. Головокружение, шум, заложенность в ушах исчезли к концу 5-ой минуты у 85%. Слабость, утомление, тяжесть у 70% обследуемых сохранялись еще 10-15 минут после сеанса дыхания.

Итак, проведенный анализ субъективных ощущений, сдвигов в сенсорной сфере при продолжительном связном дыхании, позволил выявить характер, выраженность и динамику субъективных переживаний: однонаправленность и четкая последовательность смены специфических субъективных ощущений и симптомов и фазовый, волнообразный характер развития комплекса ощущений и симптомов. Развитие измененных состояний сознания сопровождается значительными нарушениями функций зрительной и слуховой сенсорных систем, снижением психомоторной работоспособности.

Мы предполагаем, что успешность проведения и освоения, результативность дыхательных техник зависит от нескольких элементов:

Проведение сеанса продолжительного связного дыхания может быть рекомендовано в качестве тренировки для повышения устойчивости организма, развития компенсаторно-приспособительных реакций. Представляется важным учет восстановительного периода после продолжительного связного дыхания при включении дыхательных тренировок в распорядок трудовых или ученических коллективов.

Источник

Холотропное дыхание — практика поражения души и сознания человека

В наш век ком­пью­тер­ной тех­ни­ки, совре­мен­ных тех­но­ло­гий и науч­но-тех­ни­че­ско­го про­грес­са серьёз­но встал вопрос о пси­хи­че­ском и духов­ном здо­ро­вье людей. В кон­це XX века мы встре­ча­ем­ся с широ­ким набо­ром пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ских прак­тик на осно­ве “рас­ши­ре­ния созна­ния”, обе­ща­ю­щих исце­ле­ние от раз­лич­ных болез­ней, оздо­ров­ле­ние, лич­ност­ный рост и раз­ви­тие твор­че­ских спо­соб­но­стей. Одной из таких прак­тик явля­ет­ся широ­ко рекла­ми­ру­е­мая холо­троп­ная тера­пия. Что пред­став­ля­ет собой эта практика?

Понятие о холотропных состояниях сознания
и холотропной терапии

Практика холотропной терапии

В Москве прак­ти­кой про­ве­де­ния сеан­сов холо­троп­но­го дыха­ния зани­ма­ет­ся ряд пси­хо­ло­гов и энту­зи­а­стов. Базо­вым учеб­ным заве­де­ни­ем по под­го­тов­ке подоб­ных “спе­ци­а­ли­стов” явля­ет­ся Инсти­тут тран­спер­со­наль­ной пси­хо­ло­гии, кото­рый воз­глав­ля­ет кан­ди­дат фило­соф­ских наук Вла­ди­мир Майков.

Сеан­сы холо­троп­но­го дыха­ния пред­по­ла­га­ют: 1) под­го­то­ви­тель­ный этап; 2) всту­пи­тель­ную бесе­ду веду­ще­го перед участ­ни­ка­ми сеан­са; 3) раз­ми­ноч­ную часть с исполь­зо­ва­ни­ем кун­да­ли­ни сид­дха йоги; 4) гонг-меди­та­цию; 5) непо­сред­ствен­ный этап дыха­ния; 6) рисо­ва­ние ман­дал; 7) груп­по­вое обсуж­де­ние переживаний.

Во вре­мя под­го­то­ви­тель­но­го эта­па все жела­ю­щие участ­во­вать в сеан­се запол­ня­ют спе­ци­аль­ные меди­цин­ские анке­ты, в кото­рых они ука­зы­ва­ют име­ю­щи­е­ся забо­ле­ва­ния и пере­не­сён­ные опе­ра­ции. Врач про­смат­ри­ва­ет эти анке­ты, на осно­ва­нии чего инди­ви­ду­аль­но реша­ет вопрос о допус­ке к уча­стию в сеан­се каж­до­го кан­ди­да­та. Всем участ­ни­кам сеан­са холо­троп­но­го дыха­ния выда­ёт­ся памят­ка “холо­нав­та” (дыша­ще­го), в кото­рой опре­де­ле­ны пра­ви­ла про­ве­де­ния сеан­са и ука­за­ны забо­ле­ва­ния, при нали­чии кото­рых уча­стие в сеан­се запре­ще­но. Во вре­мя всту­пи­тель­ной бесе­ды веду­щий сеан­са рас­ска­зы­ва­ет участ­ни­кам об исклю­чи­тель­ной роли холо­троп­но­го дыха­ния, о пере­жи­ва­ни­ях, о пра­ви­лах пове­де­ния во вре­мя сеан­са и о пер­спек­ти­вах лич­но­го роста. Раз­ми­ноч­ный этап и гонг-меди­та­ция обыч­но про­во­дят­ся “спе­ци­а­ли­ста­ми” из цен­тра Я. Мар­ша­ка. В насто­я­щее вре­мя начи­на­ют внед­рять­ся эле­мен­ты тан­тры и шаман­ских прак­тик. Непо­сред­ствен­ный про­цесс дыха­ния длит­ся не менее одно­го часа и выпол­ня­ет­ся по систе­ме С. Гро­фа: все лежат с закры­ты­ми гла­за­ми, слу­ша­ют музы­ку, ни о чём не дума­ют, толь­ко часто и глу­бо­ко дышат и пере­жи­ва­ют. Мето­до­ло­гия про­ве­де­ния сеан­сов холо­троп­но­го дыха­ния преду­смат­ри­ва­ет нали­чие закры­то­го изо­ли­ро­ван­но­го поме­ще­ния с целью эффек­тив­но­го воз­дей­ствия музы­каль­ной виб­ра­ции, про­ни­зы­ва­ю­щей всё тело участ­ни­ков. В завер­ше­ние сеан­са дыха­ния все участ­ни­ки в обя­за­тель­ном поряд­ке рису­ют ман­да­лы и обсуж­да­ют их содер­жа­ние в соста­ве груп­пы под руко­вод­ством веду­ще­го тренинг.

С пра­во­слав­ных пози­ций мето­до­ло­гия хло­троп­но­го дыха­ния может харак­те­ри­зо­вать­ся сле­ду­ю­щим образом.

Во-пер­вых, состав­ля­ю­щие эле­мен­ты холо­троп­ной сес­сии — рабо­та с телом — кун­да­ли­ни сид­дха йога, гонг-меди­та­ция, тан­тра и шама­низм явля­ют­ся оккульт­ны­ми прак­ти­ка­ми. Осо­бен­но деструк­тив­ный аспект свя­зан с “про­буж­де­ни­ем энер­гии кун­да­ли­ни”. Соглас­но уче­нию древ­них индий­ских йогов, кун­да­ли­ни (“свёр­ну­тая коль­цом”) — это энер­гия, кото­рая созда­ёт и под­дер­жи­ва­ет весь кос­мос. В спя­щем виде она нахо­дит­ся в осно­ва­нии позво­ноч­ни­ка чело­ве­ка, в его тон­ком, или энер­ге­ти­че­ском теле — неко­то­ром поле, кото­рое окру­жа­ет и про­ни­зы­ва­ет тело физическое.

В‑третьих, исполь­зу­ет­ся мето­ди­ка буд­дий­ской меди­та­ции, име­ю­щая в сво­ей осно­ве без­оце­ноч­ное отно­ше­ние к пере­жи­ва­ни­ям. Погру­же­ние в ИСС обыч­но пред­ла­га­ет­ся вос­при­ни­мать “с пол­ной откры­то­стью”, без предубеж­де­ний и без каких-то опре­де­лен­ных ожи­да­ний: при­ни­май­те виде­ния и пере­жи­ва­ния “без вся­кой цен­зу­ры”, не нуж­но ниче­го “из голо­вы”, “иди­те в переживание”.

В‑пятых, выде­лим мето­ды зву­ко­во­го воз­дей­ствия, сре­ди кото­рых отме­тим вли­я­ние тран­со­вой музы­ки или “про­ры­ва” посред­ством исполь­зо­ва­ния бара­бан­ной дро­би, шаман­ско­го пения, кри­ков зве­рей и дру­гих силь­но­дей­ству­ю­щих зву­ко­вых эле­мен­тов. Для созда­ния и под­дер­жа­ния необыч­но­го состо­я­ния созна­ния (кур­сив наш — и. М.) музы­ка долж­на обла­дать высо­ки­ми тех­ни­че­ски­ми каче­ства­ми и доста­точ­ной мощностью.

На осно­ва­нии выше­ска­зан­но­го мож­но сде­лать одно­знач­ный вывод: метод холо­троп­но­го дыха­ния, раз­ра­бо­тан­ный С. Гро­фом вза­мен пси­хо­де­ли­че­ской тера­пии, явля­ет­ся ком­плекс­ной меди­та­тив­ной пси­хо­тех­ни­кой ярко выра­жен­но­го оккульт­но­го содер­жа­ния. Для пра­во­слав­но­го хри­сти­а­ни­на такой метод пси­хо­те­ра­пии непри­ем­лем и недопустим.

Рас­смат­ри­вая при­ве­дён­ные при­ме­ры пере­жи­ва­ний, воз­ни­ка­ю­щих в холо­троп­ных состо­я­ни­ях, с пози­ции пра­во­слав­но­го веро­уче­ния, сле­ду­ет под­черк­нуть сле­ду­ю­щие моменты.

В‑четвёртых, име­ет место под­ме­на уче­ния Пра­во­слав­ной Церк­ви о сотво­ре­нии мира из ниче­го непо­нят­ны­ми и необос­но­ван­ны­ми отве­та­ми “эмпи­ри­че­ско­го и тран­сра­ци­о­наль­но­го харак­те­ра”, кото­рые так­же явля­ют­ся про­ис­ка­ми пад­ших духов. Чело­век оче­ред­ной раз ста­но­вит­ся их жерт­вой: бесы дают зна­ния, о кото­рых не зна­ет нау­ка и о кото­рых не сооб­ща­ет Свя­щен­ное Писа­ние. Пере­жи­ва­ние выс­ше­го кос­ми­че­ско­го прин­ци­па С. Гроф назы­ва­ет пере­жи­ва­ни­ем Боже­ствен­но­го и даже встре­чей с Богом. Но его сле­ду­ю­щие сло­ва: “Выс­ший кос­ми­че­ский прин­цип может непо­сред­ствен­но пере­жи­вать­ся в холо­троп­ных состо­я­ни­ях созна­ния, но не под­да­ёт­ся ника­ким попыт­кам опи­сать его или объ­яс­нить” 21 гово­рят о под­мене поня­тия Бога.

В‑шестых, мето­до­ло­ги­че­ской осно­вой и базо­вым поня­ти­ем явля­ет­ся вве­де­ние чело­ве­ка в изме­нён­ные состо­я­ния созна­ния, но само это поня­тие явля­ет­ся непра­во­слав­ным. Оно свя­за­но с состо­я­ни­ем, воз­ни­ка­ю­щим в про­цес­се моде­ли­ро­ва­ния изме­нён­но­го созна­ния (ЛСД-тера­пии и холо­троп­но­го дыха­ния), кото­рое носит явно оккульт­ный харак­тер. Апо­стол Павел пишет: Ибо будет вре­мя, когда здра­во­го уче­ния при­ни­мать не будут, но по сво­им при­хо­тям будут изби­рать себе учи­те­лей, кото­рые льсти­ли бы слу­ху; и от исти­ны отвра­тят слух и обра­тят­ся к бас­ням ( 2 Тим 4:3–4 ).

На осно­ва­нии выше­ска­зан­но­го ясно: метод холо­троп­но­го дыха­ния явля­ет­ся опас­ной прак­ти­кой тран­спер­со­наль­ной пси­хо­ло­гии, веду­щей к пре­льще­нию чело­ве­ка, нару­ше­нию его духов­но­го и пси­хи­че­ско­го здо­ро­вья, уда­ля­ю­щей его от раз­ли­че­ния духов­ных состо­я­ний и повре­жда­ю­щей (омра­ча­ю­щей) сознание.

Автор: Иеро­мо­нах Максим

Аль­ма­нах “Аль­фа и Оме­га” от 01 янва­ря 2012 г.

1 Гроф С. Пси­хо­ло­гия буду­ще­го: Уро­ки совре­мен­ных иссле­до­ва­ний созна­ния / Науч. ред.В. Май­ков; пер. с англ. С. Офер­та­са. М., 2001. С. 23.

2 Пси­хо­де­ли­че­ский — свя­зан­ный с упо­треб­ле­ни­ем пси­хо­ак­тив­ных веществ, спо­соб­ных вли­ять на пси­хи­ку чело­ве­ка и вво­дить его в изме­нён­ные состо­я­ния сознания.

3 Гроф С. При­клю­че­ния в само­по­зна­нии: Инфор­ма­ци­он­ные мате­ри­а­лы // ИНИОН. М., 1991. С. 36.

4 Ман­да­ла — в буд­диз­ме: круг­лая маги­че­ская диа­грам­ма. — Ред.

5 Гроф С. Пси­хо­ло­гия буду­ще­го. С. 37.

6 Кле­зов­ский А. Осно­вы миро­по­ни­ма­ния новой эпо­хи. Минск, 1995. С. 612.

7 См. Архи­манд­рит Лазарь (Аба­шид­зе). Грех и пока­я­ние послед­них вре­мён. О тай­ных неду­гах души. М., 2007. С. 109.

9 Пути за пре­де­лы “эго”. Тран­спер­со­наль­ная пер­спек­ти­ва: [Сб. ст.] / Под ред. Р. Уол­ша, Ф. Воон; пер. с англ. М. Папу­ши и др. М., 1996. С. 69.

10 См.: Пути за пре­де­лы “эго”. С. 71.

11 Оза­нец М. Меди­та­ция для начи­на­ю­щих / Пер. с англ. А. Гарь­ка­во­го. М., 2004. С. 6.

12 Гроф С. За пре­де­ла­ми моз­га. — http://psycho.dtn.ru/txt/grof/sg008.htm.

13 Гроф С. Кос­ми­че­ская игра. Иссле­до­ва­ние рубе­жей чело­ве­че­ско­го созна­ния / Пер. с англ. О. Цвет­ко­вой. М., 2004. С. 29.

Источник

1. Холотропные состояния сознания

1. Холотропные состояния сознания

Удивительная целительная сила необычных состояний сознания, которая с незапамятных времен была известна и использовалась в древних цивилизациях и первобытных культурах, получила подтверждение в современных исследованиях сознания и терапевтических экспериментах, проводившихся во второй половине XX в. Эти исследования также показали, что феномены, которые имеют место во время необычных состояний и связаны с ними, не могут быть объяснены концептуальными схемами, принятыми в академической психологии и психиатрии. Поскольку данный вопрос существенно важен для понимания Холотропного Дыхания, мы предварим обсуждения этого метода обзором теоретических проблем, которые необычные состояния сознания ставят не только перед психиатрией, психологией и психотерапией, но и перед основными метафизическими допущениями западной науки.

Начнем с нескольких семантических замечаний. Наш главный интерес в этой книге касается исследования целительного, преобразующего и эволюционного потенциала необычных состояний сознания и их огромной ценности в качестве источника новых революционных данных о сознании, человеческой психике и природе реальности. Исходя из этого, мы считаем неподходящим термин «измененные состояния сознания, ИСС» [altered states of consciousness, ASC], обычно используемый клиницистами и теоретиками основного направления, поскольку он односторонне подчеркивает искажение или нарушение «правильного способа» переживания человеком самого себя и мира[2].

(В разговорном английском языке и в ветеринарном жаргоне глагол “alter” используется для обозначения кастрации скота или домашних животных.) Даже несколько лучший термин «необычные (или неординарные) состояния сознания» носит слишком общий характер, поскольку включает в себя широкий спектр состояний, которые важны с клинической точки зрения, но не существенны для нашего обсуждения.

Сознание может претерпевать глубокие изменения под действием разнообразных патологических процессов – черепномозговых травм, отравлений ядовитыми химическими веществами, инфекций, нарушений мозгового кровообращения или дегенеративных процессов в мозгу. Подобные ситуации несомненно могут приводить к глубоким психологическим изменениям, которые следовало бы относить к категории «необычных состояний сознания». Однако они вызывают то, что можно назвать «обычным бредом» или «органическими психозами». Люди, страдающие от бредовых состояний, как правило дезориентированы: они не знают кто они, где они находятся, и какое сегодня число. Вдобавок, у них значительно нарушается умственная деятельность. Обычно у них отмечаются расстройство интеллектуальных функций и последующая амнезия на эти переживания. Для таких состояний несомненно подходит термин «измененные состояния сознания». Эти состояния очень важны в клиническом плане, но не интересны с терапевтической или эвристической точки зрения.

В этой книге мы ограничим область рассмотрения большой и важной подгруппой необычных состояний сознания, которые радикально отличаются от описанных выше. К ним, в частности, относятся состояния, которые начинающие шаманы переживают во время своих инициационных кризисов, а позднее вызывают у своих клиентов. Древние и коренные культуры использовали такие состояния в ритуалах перехода и целительских церемониях. Их описывали мистики всех времен и посвященные в древние мистерии смерти и возрождения. Кроме того, процедуры, вызывающие эти состояния, разрабатывались и использовались в контексте великих мировых религий – индуизма, буддизма, даосизма, ислама, иудаизма и христианства.

О важности необычных состояний сознания для древних и коренных культур свидетельствует то количество времени и энергии, которое члены этих человеческих групп посвящали развитию «технологий священного» – различных процедур, способных вызывать такие состояния для ритуальных и духовных целей. В этих методах используются различные сочетания игры на барабанах и других ударных инструментах, музыки, песнопений, ритмичного танца, изменений дыхания и выработки особых форм осознания. Важную роль в качестве средств, вызывающих эту категорию необычных состояний, также играет длительная социальная и сенсорная изоляция, например, пребывание в пещере, в пустыне, в арктических льдах или высоко в горах. К числу крайних физиологических воздействий, используемых для этой цели, относятся голодание, лишение сна, обезвоживание, прием мощных слабительных и очищающих средств и даже причинение сильной боли, повреждение тела и обильное кровопускание. Однако самым эффективным инструментом для вызывания целительных и преобразующих необычных состояний всегда было ритуальное использование психоделических растений.

Представители ортодоксальной психиатрии поначалу оставляли без внимания и даже высмеивали ритуальные действия коренных народов как продукты примитивного суеверия, основывающегося на невежестве и магическом мышлении. Они относили любые виды необычных состояний сознания к области психопатологии. Эта ситуация постепенно менялась на протяжении XX в., особенно в его второй половине, когда западным ученым действительно удалось внести кое-какой значимый вклад в арсенал «технологий священного». У специалистов клинической и экспериментальной психиатрии и психологии появилась возможность получить определенный непосредственный опыт работы с химически чистыми психоделическими веществами и разнообразными лабораторными процедурами изменения сознания, от сенсорной депривации до биологической обратной связи. Кроме того, они наблюдали действие необычных состояний сознания в различных формах переживательных терапевтических методов, использующих работу с дыханием и с телом, вроде неорайхианских подходов, ребёфинга и Холотропного Дыхания. Таким образом, те из них, кто были достаточно непредвзятыми, чтобы принять вызов этих революционных инструментов, имели возможность обнаружить их силу и огромный терапевтический потенциал.

Когда мы распознали природу этой разновидности необычных состояний сознания, нам было трудно поверить, что у современной психиатрии нет специальной категории и термина для этих теоретически и практически важных переживаний. Будучи твердо уверенными, что они заслуживают того, чтобы их отличали от «измененных состояний сознания» и не рассматривали как проявления серьезных психических заболеваний, мы начали называть их холотропными (Grof 1992). Это составное слово буквально означает «ориентированный на целостность» или «движущийся к целостности» (от греческих слов holos = цельный и Шрет = движущийся по направлению к чему-либо). Слово «холотропный» – это неологизм, но оно родственно широко используемому термину гелиотропизм – означающему способность растений всегда поворачиваться по направлению к солнцу.

Название «холотропный» предполагает нечто такое, что может оказаться полной неожиданностью для среднего жителя Запада – что в нашем повседневном состоянии сознания мы отождествляемся лишь с небольшой частью того, кто мы есть на самом деле, и не переживаем свое существо в полной мере. Холотропные состояния сознания способны помогать нам распознать, что мы – не «эго в оболочке из кожи», как это называл английский философ и писатель Алан Уотс, и что в конечном счете мы соизмеримы с самим космическим творческим началом. Или – по словам французского палеонтолога и философа Тейяра де Шардена – что «мы не человеческие существа, переживающие духовный опыт, а духовные существа, переживающие человеческий опыт» (Teilhard de Chardin 1975).

Эта поразительная идея не нова. В древнеиндийских Упанишадах на вопрос «Кто я есть?» дается ответ «Tat tvam asi». Эта краткая санскритская фраза буквально означает: «Ты есть То», или «Ты – Божество». Она предполагает, что мы – не «namarupa», имя и форма (тело/эго), что в своей глубине мы тождественны божественной искре в нашем сокровенном существе (Атману), который в конечном счете тождествен высшему вселенскому началу (Брахману). И индуизм – не единственная религия, сделавшая это открытие. Откровение, касающееся идентичности индивидуального с божественным – это главная тайна, составляющая мистическую основу всех великих религиозных традиций. Этот принцип мог бы носить имена: Дао, Будда, Космический Христос, Аллах, Великий Дух, Шила и многие другие. Холотропные переживания способны помогать нам открывать нашу подлинную идентичность и наш космический статус.

Психоделические исследование и развитие интенсивных переживательных методов психотерапии перенесли холотропные состояния из мира целителей дописьменных культур в современную психиатрию и психотерапию. Терапевты, непредубежденно относившиеся к этим подходам и использовавшие их в своей практике, были способны подтвердить необычайный целительный потенциал холотропных состояний и их ценность как неистощимых источников революционно новой информации о сознании, человеческой психике и природе реальности. Однако, ортодоксальное научное сообщество с самого начала проявляло сильное сопротивление этим радикальным нововведениям и отказывалось принимать их ни как модальности лечения, ни как источник важных концептуальных вызовов.

В определенном смысле, это сопротивление вполне понятно, если учесть масштабы и радикальный характер концептуальных пересмотров, которые были бы необходимы для объяснения широкого спектра «аномальных явлений», встречающихся при изучении холотропных состояний. Эти необычайные наблюдения было бы невозможно трактовать путем незначительных корректировок существующих теорий (технически именуемых «специальными (ad hoc) гипотезами»); потребовался бы радикальный пересмотр самых фундаментальных понятий и основных метафизических допущений. Возникший в результате концептуальный катаклизм был бы сравним с революцией, пережитой физиками в первые три десятилетия XX в., когда им пришлось переходить от ньютоновской к квантово-релятивистской физике. В определенном смысле, он был бы логическим завершением радикальной перемены в понимании реальности, которая уже произошла в физике.

Мы коротко опишем концептуальные проблемы, которые ставят переживания и наблюдения в холотропных состояниях, и в общих чертах наметим требуемые ими изменения в мышлении о сознании и человеческой психике. Майкл Харнер – антрополог с хорошей научной репутацией, который прошел шаманское посвящение во время полевой работы в джунглях Амазонии и практикует шаманизм, предположил, что западные психиатрия и психология страдают серьезной предубежденностью, по меньшей мере, в двух важных аспектах – они проявляют то, что он назвал этноцентризмом и когницентризмом (Hamer 1980).

Ортодоксальные ученые и клиницисты считают понимание человеческой психики и реальности, выработанное западной материалистической наукой, единственно правильным и превосходящим все другие. Они относят ритуальную и духовную жизнь доиндустриальных культур к примитивному суеверию, магическому мышлению или откровенной психопатологии (этноцентрическое предубеждение). Кроме того, в своих теоретических рассуждениях они принимают во внимание только переживания и наблюдения в обычном состоянии сознания и игнорируют или неправильно интерпретируют данные исследований холотропных состояний (когницентрическое или прагмацентрическое предубеждение).

Критика Майкла Харнера ставит кое-какие интересные вопросы. Какими были бы психиатрия и психология, если бы могли преодолеть свое этноцентрическое предубеждение – перестать патологизировать все переживания и формы поведения, которые невозможно понять в узком контексте парадигмы материалистического монизма – и с уважением относиться к ритуальной и духовной жизни других культур. Интересно также подумать, какие изменения пришлось бы внести в психиатрическую теорию и практику, если бы данные исследований холотропных состояний были подвергнуты серьезной научной проверке и признаны тем, чем они являются – богатым спектром «аномальных феноменов», не поддающихся объяснению в рамках имеющихся теорий и представляющих гигантские концептуальные проблемы.

Когда мы практикуем Холотропное Дыхание, проводим психоделическую терапию или помогаем людям, переживающим духовный кризис, использование концептуальной схемы традиционной психиатрии и психологии было бы неподходящим, неэффективным и приводило бы к обратным результатам. Нам приходится использовать понимание сознания, человеческой психики и природы и функции эмоциональных и психосоматических расстройств, возникшее из современных исследований сознания или, конкретнее, из изучения холотропных состояний сознания.

Радикальные изменения, которые вносит в наше мышление исследование холотропных состояний, делятся на несколько крупных категорий. Для объяснения данных современных исследований сознания, модель психики, которую в настоящее время используют психиатры и психологи, необходимо значительно расширить, включив в нее новые области, ранее не признававшиеся или неправильно интерпретировавшиеся научными кругами. Это связано с новым пониманием природы эмоциональных и психосоматических расстройств и с признанием глубины их корней. Этот отрезвляющий вывод уравновешивается открытием новых механизмов исцеления и положительного преобразования личности, действующих на глубоких уровнях бессознательного.

Вероятно, самым волнующим нововведением, возникшим из изучения холотропных состояний, следует считать переход от словесных к переживательним подходам, к самоисследованию и психотерапии, и от руководящей роли терапевта или фасилитатора к использованию врожденного исцеляющего разума психики клиента. Распознание решающей роли космического сознания (anima mundi К. Г. Юнга) во вселенской схеме вещей и признание существования коллективного бессознательного логически ведет к выводу о том, что духовный поиск, основанный на непосредственном опыте, – это правомерный и жизненно важный аспект человеческой жизни.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ

ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ Мифы о сознании Гипноз — это уникальное состояние «транса», отличное от бодрствованияВы все глубже и глубже вдавливаетесь в свой стул, а гипнотизер монотонно вещает: «Ваша рука становится все легче, она поднимается, поднимается сама, и

Бургиньон Э ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ[3]

Бургиньон Э ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ[3] Эрика Бургиньон (Erika Bourguignon, род. в 1924 г.) – антрополог, профессор, доктор антропологии, выдающийся представитель такого направления, как психологическая антропология, один из крупнейших в мире специалистов в области изучения

Выработка измененного состояния сознания

Выработка измененного состояния сознания Обычаи, наблюдаемые сегодня в Танце Духа у салишей и в Танце Солнца у сиу, могут быть отнесены к двум группам:1) содействующие изменению личностных моделей поведения;2) содействующие личностному ресинтезу и

4. Холотропные состояния сознания и современный глобальный кризис

4. Холотропные состояния сознания и современный глобальный кризис Один аспект систематического самоисследования с помощью Холотропного Дыхания и других форм ответственной работы с холотропными состояниями сознания заслуживает особого упоминания. Эта практика не

1. СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ И ПРОСВЕТЛЕНИЕ

1. СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ И ПРОСВЕТЛЕНИЕ Эта книга – о просветлении и о состояниях сознания, о методах, способствующих достижению просветления, и в особенности о тех препятствиях, из-за которых мы остаемся в непросветленном состоянии неведения.Понятия состояния сознания и

СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ

СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ Давайте начнем с того, что четко определим значение понятия «состояния сознания». Существует обычное, но бесполезное для нас значение этих слов, которое относится к тому, что человек переживает в настоящий момент. Так, когда вы едите, вы находитесь в

Холотропные состояния сознания

Холотропные состояния сознания К состояниям минус, к сожалению, можно отнести картографию бессознательного Станислава Грофа.Напомню, что в холотропном состоянии, по Грофу, сознание стремится к целостности или всеобщности существования. В холотропном модусе сознания

5. Состояния сознания

5. Состояния сознания Осознавание Из дневника Дата Сновидение «Букеты сирени». Я на перроне станции пригородных электричек с двумя подружками. По платформе навстречу нам идёт мужчина, продающий сирень. Я выбираю у него сперва большущий букет белой сирени, а потом ещё и

Глава 4. Внутренний мир и состояния сознания

Глава 4. Внутренний мир и состояния сознания Сознание и активное бодрствованиеТрадиционно западная психология признаёт два состояния сознания, присущих всем индивидуумам: с одной стороны, сон, рассматриваемый как период отдыха, а с другой — состояние бодрствования, или

Творчество и состояния сознания

Творчество и состояния сознания В предыдущем обсуждении творческого процесса, упомянув о необходимости для озарения соответствующего психологического состояния, мы оставили открытым вопрос, в чем же, собственно, заключается это состояние. Некоторые ученые начали

1. Измененные состояния сознания

1. Измененные состояния сознания Арнольд М. Людвиг За тонкой поверхностью сознания человека лежит относительно неизведанная область психической деятельности, природа и функции которой никогда не были ни систематически исследованы, ни адекватно изучены. Несмотря на

Состояния сознания

Состояния сознания Каждый человек знаком с основными состояниями сознания – такими как бодрствование, сновидение и глубокий сон. Прямо сейчас вы находитесь в бодрствующем состоянии сознания (или, если вы устали, в полусонном состоянии сознания). Существует целый ряд

Приложение. Психика и космос: холотропные состояния сознания, архетипическая психология и транзитная астрология

14 глава. Четыре состояния сознания

14 глава. Четыре состояния сознания Обычно мы осознаем только два состояния сознания: 1. Когда мы спим. 2. Когда мы бодрствуем. В действительности первое мы не признаем как состояние сознания и поэтому считаем наше состояние бодрствования за единственное состояние

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *