Хоразин и вифсаида что за города
Православная Жизнь
Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида!
Ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы,
явленные в вас, то давно бы они
во вретище и пепле покаялись. (Мф. XI, 21).
Поднять бучу, «заварить кашу», так чтобы житья ни себе, ни другим — это мы можем, это — легко! А вот, кто расхлебывать-то будет? Рассуждает архимандрит Алипий (Светличный).
Видим вокруг себя разрушенные семьи, уничтоженные жизни, разорванные связи
Больше нет расцвета бизнеса, финансовый крах. Сожженные поля, сотлевший урожай, убитый скот на минных полях. Много чего можно еще перечислять. И горе растет в геометрической прогрессии.
Не от того ли горем названо то, что становится невыносимо тяжким, огромным, как гора?
Кто поднимет? Кто потянет такое?
Можно смотреть долго и сокрушаться. А можно и упиваться чужим горем. От человека это зависит. И сегодня, когда есть социальные сети, и «выворот» каждого предстает там «наизнанку», с ужасом замечаешь, что с людьми что-то произошло невообразимое! Таких страшных людей, вроде бы, по жизни и невозможно встретить! Но соцсети стали местом выброса самого негодного, что потаенно сидело в глубинах человеческого ада, который развился в сердце. Люди не просто ненавидят! Это — пожар! Самый жуткий, самый мощный. Пожар, который снедает самого человека и не дает ему успокоиться, придти в себя!
В Книге Притч сказано: «Если ненависть прикрывается наедине, то откроется злоба его в народном собрании. Кто роет яму, тот упадет в нее, и кто покатит вверх камень, к тому он воротится. Лживый язык ненавидит уязвляемых им, и льстивые уста готовят падение». (Прит. 26; 26-28)
Несение Креста. Е.Черкасова
Соцсети выворотили человека, и открылась его злоба в «народном собрании»
Ненависть достигла такого накала, что более не стыдится своей публичности. Более того — кичится!
Такие люди услаждаются ложью. Они готовы ее слушать и днем, и ночью. Это пища для их языка, которым стараются уязвить, но «льстивые уста готовят падение» самим себе.
Тяжело иногда на Исповеди слушать речи осуждения, приперченные злобой
Исповедь — место и время великого примирения с Богом и людьми. Но сегодня людей «несет». Это как мощный вихрь засасывает, как водяная воронка — не оставляет шанса к спасению!
Что тут делать священнику? Как поступать Церкви?
Подчас и Церкви, священнику, христианину стоит престать перед лицом смерти, чтобы нынешний ад был погребен великим смирением.
Велик ли был на земле Христос? Значение Его было безмерно! Но человечество тогда не смогло принять, оценить Его.
Церковь сегодня тоже хулима и гонима. Христова Церковь идет опять в терновом венце к своей Голгофе.
Стоит ли вопить, заламывать руки? Думаю, ценнее будет молчание
Не брезгливое молчание. А смиренная молитва в молчании. Мир перестал слушать Церковь: «Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее. Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись: горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись. » (Мф. 11, 19-21)
Мир искал повод ненавидеть Церковь — он его нашел. «Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида!».
“Горе тебе, Хоразине! Горе тебе, Вифсаида!” Е. Черкасова
Но будут ли оставлены нынешние «Хоразин- Вифсаида» Церковью? Конечно же, нет. Потому что и те, кто приходит на исповедь не с покаянием, а злобой, тоже достойны того, чтобы духовнику войти в их адский пламень и угасить его своим смирением перед убивающей ненавистью.
Церковь, прежде всего, должна звать к миру, угашать ненависть, примирять враждующих
Это подвиг. Но, пожалуй, это единственная ясная миссия Церкви в наше время, пока еще ее кто-то слушает.
Прочь политику! Вон личные симпатии к одной из сторон! И даже правде земной придется посторониться. Потому что правда Небесная — другая.
В одной из пустынь проживал Старец и его смиренный Послушник. Проходил же мимо иной Подвижник. И, видя святость проходящего, Старец упросил его поселиться рядом с собой.
Однако вскоре слава о пришедшем разнеслась повсюду, и в пустыню к поселившемуся Подвижнику стали стекаться люди.
Пустынник, видя, как чтут святого человека, возревновал. И послал своего Послушника сказать, чтобы Подвижник ушел, поскольку создал беспокойство ему.
Послушник, догадываясь, по какой причине его Старец просит уйти, войдя с молитвой в келию к нему, передал: «Мой Старец велел кланяться тебе с почтением и просит молитв». Подвижник умилился и просил ответно молитв.
Через некоторое время опять посылается Послушник с требованием о том, чтобы пустыня еще более опустела для ревнивца. И вновь Послушник передает поклон и просьбу о молитвах. И Подвижник растроганный кланяется в ответ.
И в третий раз, по времени, посылает Послушника, полагая, что Подвижник выздоровел, поскольку увидел, что народ продолжает идти к его святыне. И теперь Послушник приветствует Подвижника от имени Старца и от его имени передает угощение. А своему наставнику говорит примирительную неправду, что Подвижник боится уйти от него, поскольку видит, что угоден Старец Богу и только подле его келии может он нести свои подвижнические труды, а потому просит прощения.
Умилился Старец таким словам и вышел из своей келии и пошел к Подвижнику. Подвижник же, видя Старца, идущего к нему, и сам поспешил навстречу, кланяясь и простирая руки для объятий. Встретились, обнялись и стали беседовать о Небесном. Старец невольно покаялся в своих горделивых мыслях, и открылась хитрость Послушника! Встали тогда двое маститых и поклонились великому Послушнику, ибо Бог действовал через него к примирению пустынников.
Вхождение праведной души в рай. Е.Черкасова
Для нас довольно сказано слов в Священном Писании. Но вот руоководство нам сегодня
Из-за темы, что поднята сегодня, хотелось бы сосредоточить наше внимание на 5-ой главе Послании апостола Павла к Галатам, где говорится:
«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси,
ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.
Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
кротость, воздержание. На таковых нет закона.
Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.»
Это руководство сегодня для новых подвижников во Христе: бежать дел плоти, чтобы не тщеславиться, чтобы погашать всякую раздражительность, зависть, ненависть. Наше дело — не бояться ада, а тушить его пожар в человеческих душах. И если вокруг усобица, пусть с уст наших не сходит слово о мире! Поскольку: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание».
Хоразин, Вифсаида, Капернаум
Хоразин, Вифсаида, Капернаум
Исполнившееся пророчество из Нового Завета — вещь уникальная. Именно таким пророчеством мы сейчас и займемся. Приведем для начала цитату из Джорджа Дейвиса: «В Новом Завете упоминаются четыре древних города, живописно лежавших у берегов Галилейского моря. Это Капернаум, Хоразин, Вифсаида и Тивериада. Из них лишь последний сохранился до наших дней».
Это пророчество, приведенное у Матфея, было сделано Иисусом.
Пророчество и датировка
20. Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то. что они не покаялись.
21. Горе тебе, Хоразин! горетебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись:
22. Но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам.
23. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься: ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе. то он оставался бы до сего дня;
24. Но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда. нежели тебе.
В этом пророчестве нет конкретных указаний на то, как именно погибнут эти три города. Тем не менее, гнев Господа и Его суд роковой тенью лег на их участь. Обратимся к истории.
Исторические сведения
«Британская энциклопедия» пишет, что Капернаум — это ^древний город на северо-западном берегу Моря Галилейского в Израиле, располагавшийся близ Тель Хума, где сохранилось немало развалин… Несмотря на всю свою славу, город полностью исчез, и даже его местонахождение было предметом долгих споров».
Джордж Дейвис в своей книге «Исполнение библейских пророчеств в наши дни» пишет, что Капернаум был разрушен землетрясением в 400 году. По всей видимости, тогда же погибли Хораэин и Вифсаида.
Подробный рассказ о Вифсаиде находим у того же автора. «Древняя Вифсаида располагалась на таком живописном месте побережья Моря Галилейского, что примерно в 700 г. эмир Дамаска Альбалид Первый решил выстроить на ее развалинах великолепный зимний дворец. Рабочие трудились над этим дворцом в течение 15 лет. Потом эмир умер, и строительство так и не было завершено. С течением веков недостроенный дворец превратился в развалины. Все, что сохранилось от него сегодня — это несколько камней основания, да участки мозаики на полах. Археологи засыпали эту мозаику песком, чтобы ее не расхитили хулиганы и не исчезли все следы древнего дворца».
Марк Твен в своей книге «Простаки за границей» пишет о том, как унылы сегодня окрестности Капер наума и побережье моря Галилейского. Он сравнивает его с американским озером Тахо: «На озере Тахо одиноко, ибо, кроме птиц и белок на берегу и рыб в воде, здесь нет ни души. Но это не то одиночество, что гнетет. То ищите в Галилее. Безлюдные пустыни, угрюмые, бесплодные горы, которым никогда, никогда до скончания века не стряхнуть с угловатых плеч блеск палящего солнца, не окутаться мягкой дымкой, не растаять в тумане; унылые развалины Капернаума; оцепеневшая Тивериада…» (Марк Твен. Собр. соч. в 10 томах, Москва, 1959, т. 1, стр. 474).
«В течение долгих веков синагога в Капернауме была погребена под землей, как и остальные развалины города, — пишет Дейвис. — Кому-то пришла в голову идея восстановить древний храм. Со временем были частично отстроены его стены и вновь поставлены некоторые колонны. И тут случилось неожиданное: архитектор, руководивший работами, вдруг скончался — точь-в-точь, как эмир Альбалид за несколько веков до него умер, не дождавшись строительства своего дворца в Вифсаиде».
Итоги судьбы этих трех обреченных городов подводятся в «Библейском словаре Унтера». «Пророчество о судьбе Капернаума и других неверящих городов (Матф. 11:23) полностью сбылось. Тель Хум, место, где по мнению большинства археологов располагался Капернаум, представляет собой кучу развалин невдалеке от Вифсаиды и Табги. В результате раскопок там была обнаружена синагога третьего века».
Дейвис отмечает, что Господь не произнес ни одного слова о судьбе Тивериады. И действительно, этот город «не раз частично разрушался, но всегда отстраивался заново».
«Всякий раз, когда мы приезжали в Тивериаду и в окрестности Моря Галилейского, — добавляет Дейвис, — нас вновь поражала истинность и сверхъестественная вдохновенность Слова Господня. Перед нами лежали руины трех городов, разрушенных согласно предсказанию Господа нашего, а четвертый город, Тивериада, над которым не было Его суда, до сих пор цвел после девятнадцати долгих веков».
Читайте также
8. Горе тебе, Хоразин, горе тебе, Вифсаида
8. Горе тебе, Хоразин, горе тебе, Вифсаида Эти слова укора Христос обращает к тем городам, которые не приняли Его учение, несмотря на то что в них были явлены великие Божественные силы. И действительно: в этих городах Христос проповедовал Сам лично, в этих городах Он совершил
ГЛАВА 22. Прибытие в Капернаум. Спор Апостолов о том, кто из них больше. Наставление им о смирении. Речь о соблазнах. Разные наставления Апостолам. Притча о немилосердном должнике. Уплата подати на храм
ГЛАВА 22. Прибытие в Капернаум. Спор Апостолов о том, кто из них больше. Наставление им о смирении. Речь о соблазнах. Разные наставления Апостолам. Притча о немилосердном должнике. Уплата подати на храм Прибытие в КапернаумВыше было уже сказано, что, после проповеди о хлебе
Глава XVI Озеро Тивериадское. – Вифсаида. – Генисарет. – Капернаум
Глава XVI Озеро Тивериадское. – Вифсаида. – Генисарет. – Капернаум «Земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая. Народ, сидящий во тьме, увидели свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет». (Мф 4:15–16) Когда мы
12. Удаление в Галилею и поселение в Капернаум.
12. Удаление в Галилею и поселение в Капернаум. 12. Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею(Мк. 1:14). Когда это было? Точно определить едва ли возможно. Можем представить только вероятные соображения. Едва ли можно предположить, что деятельность
Возвращение в Капернаум и исцеление расслабленного Мф. 9, 1–8; Мк. 2, 1-12; Лк. 5, 17–26
Возвращение в Капернаум и исцеление расслабленного Мф. 9, 1–8; Мк. 2, 1-12; Лк. 5, 17–26 Огласив проповедью Евангелия города и селения Галилеи, Иисус Христос возвратился в Капернаум. Тихо и смиренно Он вошел в Свой город (Мф. 9, 1), но скоро молва о прибытии Его разнеслась повсюду:
12. После сего пришел Он в Капернаум, Сам и Матерь Его, и братья его, и ученики Его; и там пробыли немного дней.
12. После сего пришел Он в Капернаум, Сам и Матерь Его, и братья его, и ученики Его; и там пробыли немного дней. После чуда в Кане Христос отправился в Капернаум с Матерью, братьями Своими (о братьях Христа — см. толкование на Мф. 1:25) и учениками. Почему Христос пошел в
16. Когда же настал вечер, то ученики Его сошли к морю 17. и, войдя в лодку, отправились на ту сторону моря, в Капернаум. Становилось темно, а Иисус не приходил к ним.
16. Когда же настал вечер, то ученики Его сошли к морю 17. и, войдя в лодку, отправились на ту сторону моря, в Капернаум. Становилось темно, а Иисус не приходил к ним. Здесь начинается повествование о чудесном хождении Христа по морю. Объяснение см. в толк. на Мф. 14:22-34, и Мк. 6:46-51.
Прибытие в Капернаум и вселение в нем Мф. 4, 13–17
Прибытие в Капернаум и вселение в нем Мф. 4, 13–17 Оставив Кану, Господь Иисус Христос пришел в Капернаум, лежавший на берегу Геннисаретского озера (Ин. 6, 17), и поселился в нем, избрав его средоточием Своей деятельности в Галилее. Свое пребывание, по всей вероятности, Он
12. Удаление в Галилею и поселение в Капернаум
12. Удаление в Галилею и поселение в Капернаум 12. Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею (Мк. 1:14). Когда это было? Точно определить едва ли возможно. Можем представить только вероятные соображения. Едва ли можно предположить, что деятельность
5. Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его:
5. Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: (Лк. 7:1). В сообщениях Матфея и Луки здесь сильное разноречие. Лучшее объяснение этого разноречия дают Августин и Кальвин. Первый высказывается в том смысле, что целью Матфея было выставить на передний
21. горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись,
23. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня;
23. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; (Лк. 7:15). Капернаум вознесся до неба, — предполагается вследствие деятельности Христа, Его учения, которое, однако, не произвело
24. Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы?
24. Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы? (Мк. 9:33 — ограничивается заметкой, что Спаситель и Его ученики прибыли в Капернаум и вошли в дом). Весь дальнейший рассказ об уплате подати встречается
Переселение в Капернаум.
Переселение в Капернаум. После окончания брачного торжества в Кане Галиейской Иисус Христос пошел не в Назарет, а в Капернаум (Ин. 2: 12). Сюда вместе с Ним пришли Богоматерь, Его братья и ученики.Капернаум в то время был своеобразным культурным центром, торговым узлом на
Капернаум
Капернаум Покинув Назарет, Иисус пошел в больший город в Галилее, где он мог надеяться на больший успех, чем в его родном городке: Мф., 4: 13. …и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском… Ранние странствия ХристаКапернаум находится примерно в 20 милях к
Вифсаида
Грозный приговор над нераскаянными городами. Прославление Бога Отца. (Мф. 11:20–26)
Сколько чудес милосердия совершил Господь в Галилее, и особенно в окрестностях озера Галилейского, в прибрежных городах Хоразине, Вифсаиде и Капернауме! И, несмотря, по выражению Златоуста, на это «море чудес», несмотря на дивную силу Своего Божественного учения, способного обновлять сердца, – сердца старейшин народных, книжников и фарисеев, этих вождей народа, оставались ожесточенными: они упорствовали в своем неверии. И вот Господь начинает укорять их, начинает «оплакивать, что, по замечанию святителя Златоуста, гораздо важнее угроз». ТОГДА, – пишет святой Матфей, – НАЧАЛ ОН УКОРЯТЬ ГОРОДА, укорять их, сетовать об ожесточении этих городов, В КОТОРЫХ НАИБОЛЕЕ ЯВЛЕНО БЫЛО СИЛ (чудес) ЕГО, ЗА ТО, ЧТО ОНИ НЕ ПОКАЯЛИСЬ; ГОРЕ ТЕБЕ, ХОРАЗИН! ГОРЕ ТЕБЕ, ВИФСАИДА! ИБО ЕСЛИ БЫ В ТИРЕ И СИДОНЕ ЯВЛЕНЫ БЫЛИ СИЛЫ, если бы даже в этих языческих городах, где царило идолопоклонство, явлены были чудеса, ЯВЛЕННЫЕ В ВАС, ТО ДАВНО БЫ ОНИ ВО ВРЕТИЩЕ И ПЕПЛЕ ПОКАЯЛИСЬ. «Тиряне и Сидоняне преступили закон только естественный, только тот закон, который вложен Творцом в природу, в совесть человека, а вы нарушили кроме этого и Закон, данный Богом через Моисея. Те не видели чудес Моих, а вы видели и только хулили их» (блаженный Феофилакт). НО ГОВОРЮ ВАМ: ТИРУ И СИДОНУ ОТРАДНЕЕ БУДЕТ В ДЕНЬ СУДА, в день всемирного суда Моего, НЕЖЕЛИ ВАМ. И ТЫ, КАПЕРНАУМ, ДО НЕБА ВОЗНЕСШИЙСЯ, ты, который так превозносишься и богатством, и многолюдством своим, и который наипаче прославлен тем, что Я избрал тебя для Своего пребывания и сотворил в тебе так много чудес, ты, неблагодарный к толиким милостям Божиим, за твое неверие и ожесточение – ДО АДА НИЗВЕРГНЕШЬСЯ, будешь низвергнут, уничтожен, разрушен!
Хоразин, Вифсаида, Капернаум
Исполнившееся пророчество из Нового Завета — вещь уникальная. Именно таким пророчеством мы сейчас и займемся. Приведем для начала цитату из Джорджа Дейвиса: «В Новом Завете упоминаются четыре древних города, живописно лежавших у берегов Галилейского моря. Это Капернаум, Хоразин, Вифсаида и Тивериада. Из них лишь последний сохранился до наших дней».
Это пророчество, приведенное у Матфея, было сделано Иисусом.
Пророчество и датировка
20. Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то. что они не покаялись.
21. Горе тебе, Хоразин! горетебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись:
22. Но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам.
23. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься: ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе. то он оставался бы до сего дня;
24. Но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда. нежели тебе.
В этом пророчестве нет конкретных указаний на то, как именно погибнут эти три города. Тем не менее, гнев Господа и Его суд роковой тенью лег на их участь. Обратимся к истории.
Исторические сведения
«Британская энциклопедия» пишет, что Капернаум — это ^древний город на северо-западном берегу Моря Галилейского в Израиле, располагавшийся близ Тель Хума, где сохранилось немало развалин… Несмотря на всю свою славу, город полностью исчез, и даже его местонахождение было предметом долгих споров».
Джордж Дейвис в своей книге «Исполнение библейских пророчеств в наши дни» пишет, что Капернаум был разрушен землетрясением в 400 году. По всей видимости, тогда же погибли Хораэин и Вифсаида.
Подробный рассказ о Вифсаиде находим у того же автора. «Древняя Вифсаида располагалась на таком живописном месте побережья Моря Галилейского, что примерно в 700 г. эмир Дамаска Альбалид Первый решил выстроить на ее развалинах великолепный зимний дворец. Рабочие трудились над этим дворцом в течение 15 лет. Потом эмир умер, и строительство так и не было завершено. С течением веков недостроенный дворец превратился в развалины. Все, что сохранилось от него сегодня — это несколько камней основания, да участки мозаики на полах. Археологи засыпали эту мозаику песком, чтобы ее не расхитили хулиганы и не исчезли все следы древнего дворца».
Марк Твен в своей книге «Простаки за границей» пишет о том, как унылы сегодня окрестности Капер наума и побережье моря Галилейского. Он сравнивает его с американским озером Тахо: «На озере Тахо одиноко, ибо, кроме птиц и белок на берегу и рыб в воде, здесь нет ни души. Но это не то одиночество, что гнетет. То ищите в Галилее. Безлюдные пустыни, угрюмые, бесплодные горы, которым никогда, никогда до скончания века не стряхнуть с угловатых плеч блеск палящего солнца, не окутаться мягкой дымкой, не растаять в тумане; унылые развалины Капернаума; оцепеневшая Тивериада…» (Марк Твен. Собр. соч. в 10 томах, Москва, 1959, т. 1, стр. 474).
«В течение долгих веков синагога в Капернауме была погребена под землей, как и остальные развалины города, — пишет Дейвис. — Кому-то пришла в голову идея восстановить древний храм. Со временем были частично отстроены его стены и вновь поставлены некоторые колонны. И тут случилось неожиданное: архитектор, руководивший работами, вдруг скончался — точь-в-точь, как эмир Альбалид за несколько веков до него умер, не дождавшись строительства своего дворца в Вифсаиде».
Итоги судьбы этих трех обреченных городов подводятся в «Библейском словаре Унтера». «Пророчество о судьбе Капернаума и других неверящих городов (Матф. 11:23) полностью сбылось. Тель Хум, место, где по мнению большинства археологов располагался Капернаум, представляет собой кучу развалин невдалеке от Вифсаиды и Табги. В результате раскопок там была обнаружена синагога третьего века».
Дейвис отмечает, что Господь не произнес ни одного слова о судьбе Тивериады. И действительно, этот город «не раз частично разрушался, но всегда отстраивался заново».
«Всякий раз, когда мы приезжали в Тивериаду и в окрестности Моря Галилейского, — добавляет Дейвис, — нас вновь поражала истинность и сверхъестественная вдохновенность Слова Господня. Перед нами лежали руины трех городов, разрушенных согласно предсказанию Господа нашего, а четвертый город, Тивериада, над которым не было Его суда, до сих пор цвел после девятнадцати долгих веков».
Рост Иерусалима
Поразительное пророчество о грядущем росте Иерусалима было сделано пророком Иеремией в 7 или 6 веке до Р. Х.
Писания и датировка
38. Вот, наступают дни, говорит Господь, когда город устроен будет во славу Господа от башни Анамеила* до ворот угольных,
39. И землемерная вервь пойдет далее прямо до холма Гарива и обойдет Гоаф.
40. И вся долина трупов и пепла, и все поле до потока Кедрона, до угла конских ворот к востоку, будет святынею Господа; не разрушится и не распадется во веки.
*Разночтение в Библии (прим. ред.).
Исполнение
Если это пророчество кажется вам расплывчатым, то взгляните на карту, приведенную в конце этой главки. В нашем рассказе мы будем опираться на книгу Дейвиса «Исполненные пророчества и истинность Библии». Дейвис, в свою очередь, использует при анализе брошюру Г. О. Матсона «Путеводитель по Палестине для американцев».
«Нелегко отыскать в Библии более наглядное и точное пророчество, чем слова Иеремии о судьбе Иерусалима — города, который нередко подвергался разрушению».
Иеремия использует точные ориентиры, показывая, как именно будет разрастаться Иерусалим. Эти ориентиры сохранялись в течение многих веков, покуда некоторые из них не были разрушены благодаря росту города, т. е. при исполнении предсказания.
У пророка Захарии мы находим предсказание, дополняющее пророчество Иеремии.
«Вся эта земля будет, как равнина, от Гаваона до Реммона, на юг от Иерусалима, который высоко будет стоять на своем месте и населится от ворот Вениаминовых до места первых ворот, до угловых ворот и от башни Ананеила* до царских точил» (Зах. 14:10).
*Разночтение в Библии (прим. ред.).
Проследим, как эти пророчества конкретно исполнились.
Некоторые из ориентиров мы будем называть их современными названиями, сохраняя при этом контекст древнего Иерусалима. Во времена Иеремии город располагался к югу от нынешнего. Большинство карт свидетельствует о том, что он рос преимущественно в северном направлении.
Башня Анамеила стояла там, где сейчас расположен северо-западный угол мечети Омара, а угловые ворота — на месте нынешних Яффских. Область между этими двумя точками находится внутри городских стен. Она была застроена до жизни сегодняшнего поколения, но все же некоторое время спустя после Иеремии. От городской стены до холма Гарива, который стоит к северо-востоку от угловых ворот, лежит район. который уже в наше время распродавался по участкам и покупался, главным образом, евреями. На холме Гарив находится Русская православная миссия. В наши дни строительство идет именно по направлению к этому холму.
На склоне горы Гоаф сегодня находится построенное немцами ремесленное училище, так называемый Приют Шнеллера, обозначенное цифрой 4 на плане, подготовленном Стоунером и помещенном в конце этой главки. До недавних дней гора Гоаф обозначала границу северозападных пригородов Иерусалима. Рост города в этом направлении облегчался наличием Яффской дороги, которая превратилась в важное шоссе. Цифрой 3 на плане Стоунера обозначен район, заселенный еще до строительства близ горы Гоаф.
«Долина трупов», где теперь расположен государственный лесной питомник, обозначена на плане цифрой 5. Некогда в этой долине располагалось кладбище. Здесь и исполняется пророчество Захарии. К северу от Долины трупов находились дарение «точила» — давильня для винограда. Примерно с 1925 года здесь растет поселение евреев из Йемена, на карте не обозначенное. Вернемся к пророчеству Иеремии. Еще до самых недавних пор близ Иерусалима, к юго-востоку от Гоафа, можно было увидеть упоминаемый пророком «пепел». Это был самый настоящий пепел, оставшийся, как полагают, от храмовых жертвоприношений. Весь его, однако, использовали в период между 1900 и 1930 гг. в связи со строительными работами: пепел оказался отличным материалом для приготовления цементного раствора. Этот район также заселился, обозначив одно из направлений роста Иерусалима (номер 6 на карте Стоунера).
Этими районами некоторое время ограничивалось разрастание Иерусалима. Цифрами 7, 8 и 9 обозначены «поля» ручья Кедрон, протекающего в Кедронской долине. Несомненно, именно здесь и продолжится застройка Иерусалима. В 1931 году, когда была опубликована книга Дейвиса, в этом районе уже шло интенсивное строительство. «Конские ворота» находились в восточной стене города, невдалеке от огороженных стеною Золотых ворот. До наших дней они, правда, не сохранились.
Рост города, как мы видим, шел не просто по пророчеству Иеремии, но в точном согласии с ним, шаг за шагом. В Библии есть и пророчества относительно роста города в южном направлении. Они также сбылись до мельчайших подробностей.
Пророчество Иеремии полностью осуществилось в период с 1880 по 1935 год. Он заключает его словами: «… будет святынею Господа; не разрушится и не распадется во веки» (Иер. 31:40).
Книга Дейвиса. как вы помните, написана задолго до 1948 года и образования государства Израиль. Вот как комментирует он эти завершающие слова предсказания Иеремии:
«Когда и каким образом сбудутся слова о превращении этой земли в святыню Господа? Легче задать этот вопрос, чем на него ответить. Мы живем во времена политической и расовой нетерпимости, во времена сражений. И все же нет сомнений в том, что придет время и для исполнения этого предсказания — точь-в-точь как оно уже пришло для более «материальной» части пророчества. Эти слова пророка сбудутся таким же естественным образом, как и другие».
В своем «Необыкновенном путеводителе по Израилю» Джоун Комей пишет, что «ничто в спокойном воздухе Иерусалима не напоминает нам о том, что за плечами у этого города 33 века бурной истории, включавшей землетрясения, девятнадцать военных осад, два полных разрушения завоевателями и множество отстраиваний заново. То, что на этом месте существует и упорно выживает крупный город, на первый взгляд противоречит здравому смыслу. Отсюда далеко до морского побережья и до крупных рек, далеко до великих караванных путей древности. Город окружен негостеприимными горами, добратьсядо него трудно, и в былые времена он испытывал недостаток в воде…
И, одна ко, в бурном потоке прошедших летсквозила одна связующая нить — небывалая любовь еврейского народа к Иерусалиму… Сквозь века рассеяния, в самых затерянных уголках земли молились евреи о возвращении в Сион… История не знает ничего подобного этой мистической связи, без которой было бы невозможным создание государства Израиль».
Ниже мы приводим карту с указанием ориентиров, упомянутых в пророчествах, а также соответствующие цитаты из Писания, разбитые на отдельные фразы, чтобы лучше показать, как шаг за шагом исполнились предсказания пророков.
«Вот наступают дни, говорит Господь, когда город устроен будет во славу Господа от башни Ачамеила до ворот угольных. И землемерная вервь войдет далее прямо до холма Гарив и обойдет Гоаф. И вся долина трупов и пепла и все поле до потока Кед/юна, до угла конских ворот к востоку, будет святынею Господа; не разрушится и не распадется вовеки» (Иер. 31:38-40).
«На первом этапе роста города, — пишет Стоунер, — застройка шла в районах 1 и 2 (см. карту), находящихся внутри стены Сулеймана. Пятьдесят лет тому назад Иерусалим вышел за эту стену и начал расти в направлении района З».
«Таким образом, было предсказано не только разрастание Иерусалима, но и подробный, по девяти пунктам, порядок роста города».
Питер Стоунер следующим образом оценил вероятность случайного исполнения пророчества о росте Иерусалима:
«Нетрудно оценить число способов, которыми на первых девяти стадиях своего развития мог разрастаться Иерусалим. В старом городе можно выделить шесть четких углов. Естественно, что он мог расти в направлении любого из них, а то и вовсе разрастаться в стороны. Допустим, что первая стадия расширения города шла в направлении угла 1. Тогда на следующей стадии он мог начать развиваться либо в направлении любого из «старых» углов, либо на самих этих углах. Таким образом, существует восемь возможностей для второй стадии роста. Распространив такой подход на все девять стадий расширения Иерусалима, и перемножив результаты, мы обнаружим, что вероятность исполнения пророчества Иеремии, если оно было бы сделано на основании человеческого знания, составляет один шанс из 80 миллиардов».
Палестина
Писания и датировка
(1520-1400 гг. до Р. Х.)
31. Города ваши сделаю пустынею, и опустошу святилища ваши. и не буду обонять приятного благоухания жертв ваших.
32. Опустошу землю вашу, так что изумятся о ней враги ваши. поселившиеся на ней.
33. А вас рассею между народами, и обнажу вслед вас меч, и будет земля ваша пуста и города ваши разрушены.
33. Так говорит Господь Бог: в тот день, когда очищу вас от всех беззаконий ваших и населю города, и обстроены будут развалины,
Последнее пророчество имеет в виду Палестину. В этом случае документация практически не нужна, так. как исполнение этого пророчества происходит прямо перед нашими глазами. Однако, чем больше углубляешься в его изучение, тем интереснее оно становится. Что касается датирования, книга Левит, являющаяся частью Пятикнижия Моисеева, была написана — согласно «Библейскому словарю Унгера» — примерно между 1520 и 1400 гг. до Р. Х. (время жизни Моисея).
Иезекииль пророчествовал между 592 и 570 г. до Р. Х. Но в любом случае эти пророчества никак не могли быть сделаны «задним числом». Выделим из них конкретные предсказания:
Предсказания
1. Города Палестины превратятся в пустыню (Левит 26:31, 33).
2. Иудейские святилища будут опустошены (Левит 26:31).
3. Земля Палестины будет опустошена (Левит 26:32, 33).
4. На земле Палестины поселятся враги (Левит 26:32).
5. Народ Израиля рассеется (Левит 26:33).
6. Евреев будут, преследовать (Левит 26:33).
7. Евреи возвратятся в Палестину, ее города оживут, а землю снова будут возделывать (Иез. 36:33-35).
Исполнение предсказаний
Эти предсказания начали исполняться уже после прихода Христа. Замечательный разбор судьбы Палестины и израильтян приведен в книге Дж. Эр карта «Чудеса пророчеств».
Исследователь подчеркивает, что евреи получили предупреждение о своей грядущей судьбе с момента вступления в Землю Обетованную. В книге Левит 26:31-33 Моисей говорит об ужасной участи, которая постигнет народ Израиля, если он нарушит божественный замысел Яхве.
Это пророчество сбылось в 70 г. от Р. Х., когда римские легионы начали терзать самое сердце земли Израиля. Самоотверженное сопротивление жителей еще больше ожесточило римлян, и они разрушили все, что стояло на стороне иудаизма (Предсказание 2). Иерусалимский храм был разрушен и сожжен. На вифлеемских воротах была святотатственно изображена свинья. После этой катастрофы прекратились жертвоприношения Иудеев (Предсказание 2). Еврейское рассеяние — хорошо известный исторический факт. Евреев согнали с родных мест и вытеснили из их страны, хотя это произошло несколько позже первого разрушения Иерусалима римлянами, когда евреев разгромили и наказали, но не изгнали. Подлинное рассеяние наступило в 135 году, когда император Адриан конфисковал все палестинские земли и продал их неевреям. С тех пор Палестина, переходя из рук в руки, всегда находилась под властью врагов еврейского народа (Предсказания 4 и 5).
Евреи были рассеяны, но пророчество о запустении городов сбылось лишь позже. Новые землевладельцы заново отстроили города, и землю эту никак нельзя было ‘ назвать «опустошенной». При императоре Константине во многих местах, связанных с Библией, выросли новые церкви. Страна стала настолько сильной, что сумела приостановить (в седьмом веке) персидские войска под предводительством Хосрова. В дальнейшем Иерусалим четыре месяца сопротивлялся арабской осаде. Еще крестоносцы в 11 веке застали города Палестины довольно сильными. И тем не менее, пророчество о судьбе палестинских городов было не пустыми словами и с тех пор сбылось в полной мере (Предсказание 1).
Как подчеркивает В. Келлер, «археологи не обнаружили ни одного материального свидетельства о существовании Израиля в Палестине после 70 г., ни единой надгробной плиты с еврейской надписью. Синагоги были разрушены, даже в тихом Капернауме Дом Господень был превращен в развалины. Неотвратимая десница судьбы обозначила всю партию Израиля в хоре народов» (Предсказания 1,2,5).
Марк Твен, побывавший в Палестине в 1869 году, писал, что там, «в какую сторону ни пойдешь, на тридцать миль вокруг не встретишь даже одинокой деревушки. В двух-трех местах жмутся друг к другу шатры бедуинов, но оседлых жителей тут нет. Здесь можно проехать десять миль, не встретив и десяти человек» (Предсказание 3).
Далее Марк Твен цитирует «два обычных средних образца» путевых впечатлений о Палестине, в которых авторы восхищаются красотой этого края. Такие записи, продолжает он, «выходят из-под пера большинства писателей, побывавших в этих местах. Один говорит: «окружающий пейзаж столь прекрасен, что я не в силах описать его», и затем принимается накидывать покрывало пышных слов на нечто такое, что без покровов оказывается всего-навсего незначительным водоемом, гористой пустыней и одним-единственным деревом. Другой, после добросовестной попытки построить «земной рай» из тех же материалов, с «важным и величавым аистом» впридачу, портит все дело, выболтав под конец унылую правду… Благоговение и любовь, которые испытывают к этим местам иные из авторов, разжигают их воображение и мешают им правильно судить; но, во всяком случае, эту милую ложь они пишут совершенно искренне».
Что бы ни писал великий юморист, арабское население Палестины было всегда враждебно настроено к евреям. Неумелые вояки, арабы все же разъезжали вооруженными, готовыми в любую минуту поразить врага (Предсказание 4). Переходя на более серьезный тон, Марк Твен через несколько страниц приводит цитату из Книги Левит (26:32-34), и признает, что в 1869 году, когда писались его заметки, «стоя здесь, у опустевшего Айн Мелаха, никто не осмелится сказать, что пророчество не исполнилось».
В 1882 году в Палестину отправился раввин Новиц, чтобы исследовать возможность возвращения евреев — «бродячего племени с усталостью в груди» — на свою древнюю землю. «Он пришел к выводу, что такое возвращение невозможно, — пишет Эркарт, — из-за бедности почвы и жестокой политики турецкого правительства».
Еще в 1927 году Палестина оставалась «страной развалин».
«Согласно этому пророчеству, — отмечает Флойд Гамильтон, — города этой страны будут разрушены, а земля превратится в пустыню. Сегодняшняя Палестина — это страна развалин. Ни в какой другой стране нет такого огромного количества руин, как сегодня в Палестине. Земля, на которой некогда кормилось столь многочисленное население, ныне пуста, и плодов ее хватает лишь для горстки ее сегодняшних обитателей».
И, наконец, как указывает Дейвис. произошло «возвращение более миллиона евреев на землю Израиля после двухтысячелетнего отсутствия — одно из самых поразительных чудес в истории человечества. И самое удивительное в этом возвращении современных евреев на их родину — то, что оно было подробно предсказано пророком Иеремией 2500 лет тому назад» (Предсказание 7).
Земля Израиля вновь возделывается. «На протяжении жизни многих поколений пустыня Негев на юге Израиля была диким и запущенным местом, где стояло несколько городов и деревушек, но основное население составляли кочующие бедуины. Сегодня многие участки многолетней пустыни возделываются, и вся пустыня постепенно преображается в плодородный сад».
Отстраиваются города Израиля. «Беер-Шеба, — отмечает Дэйвис, — много лет была сонным арабским городом, состоявшим из грубых строений. Однако вскоре после того, как в результате арабо-израильской войны Нагеб отошел к евреям, в Беер-Шебе наступили перемены. Поначалу они шли медленно, и в 1950 году, когда я впервые посетил город, признаков развития было немного. Но уже через три года преображение шло полным ходом. Вместо запущенных хибар появлялись современные дома, в которых ^поселялись приезжавшие в Беер-Шебу евреи. Они показали мне район на окраине старого города, который должен был превратиться в деловой центр Беер-Шебы, а также район. предназначенный для строительства фабрик и заводов. Население Беер-Шебы выросло уже до 20 с лишним тысяч человек, причем город продолжает развиваться и процветать».