Хоразм что это значит

Хорезм один из центров становления туркмен

Как известно, Хорезм является древней цивилизацией и государством с центром в низовьях реки Амударьи, а сведения историков о его существовании датируются как минимум VII веком до н.э. Проведенные учеными археологические раскопки фиксируют на территории древнего Хорезма существование так называемой кельтеминарской охотников и рыболовов и (около 3-х тысяч лет до н. э.). Продолжением этой культуры стана тязебагьябская культура бронзового века, характеризующаяся как земледелием, так и скотоводством, и которая процветала более четырех тысяч лет назад. Античные авторы пишут о контактах хорезмийцев с народами территории запада современной Грузии (древнее царство Колхиды) на торговых путях по Амударье и Каспийскому морю, по которым товары из Индии и Центральной Азии шли на Кавказ. Данный факт подтверждается и материальной культурой, элементы которой встречаются на раскопках древних памятников Мавераннахра (междуречья рек Амударья и Сырдарья) и Кавказа. Средневековые источники времен арабского завоевания запада Центральной Азии называют Хорезм страной с тысячью крепостями.

Туркмены издревле живут на территории Хорезма и в прилегающих регионах Центральной Азии. В туркменском фольклоре сохранились посвященные Хорезму предания и сказки, к примеру, всем нам хорошо знакомая с детства туркменская народная сказка «Хорезмин». В этой связи, хотелось бы провести краткий анализ работ известных историков, специализировавших на изучении прошлого Хорезма и выяснить какова была этническая роль туркмен в этом регионе в разные периоды истории.

Как мы видим, целый ряд сако-массагетских племен, исконных обитателей Хорезма и прилегающих территорий, на самом деле являются туркменскими (огузскими) племенами, а не совсем точное произношение их названий древнегреческими авторами является вполне объяснимым, ведь передача названия этнонимов или топонимов с одного языка на другой, тем более не родственный, всегда сопровождается искажением оригинальных названий. В связи с вышесказанным, весьма примечательным и заслуживающим отдельного исследования является факт фиксации древних туркмен (огузов) на территории современного Восточного и Северного Туркменистана, включая Хорезм, как минимум в 1-м тысячелетии до н.э., при этом численность нашего народа была настолько велика, что крупнейшая река региона именовалась Огуз.

В связи с тем, что туркмены были самым многочисленным народом Центральной Азии, как в древности, так и в средние века, при этом наш народ состоял из целого ряда племен, которые зачастую могли вести разнообразный образ жизни, от кочевого и полукочевого до вполне оседлого, часть туркмен в разные исторические периоды смешивалась с другими этносами, к примеру, такими близкородственными, как тюрки-кыпчаки, или же с персоязычным населением. Такие процессы происходили и в Хорезме, и согласно известному советскому ученому-антропологу Л.Ошанину, большая часть хорезмийского населения уже к X веку подвергнулась сильному этническому воздействию туркмен. Вот, что он пишет на данную тему в своей книге «Антропологический состав населения Средней Азии и этногенез ее народов»: «В X в., к которому относятся сообщения арабских географов, тюрками, окружавшими Хивинский оазис, были туркмены, именующиеся в ту эпоху гузами или огузами, лишь позднее выступившие под своим современным именем – туркмены. Именно благодаря смешению с ними хорезмийцы X в. приобрели несвойственную им долихоцефалию, что делало их похожими на гузов. Следовательно, предки туркмен – гузы, тысячелетие тому назад были такими же долихоцефалами, как и современные их потомки – туркмены». Здесь также можно привести и другую цитату Л.Ошанина, в котором говорится о том, что долихоцефальная европеоидная раса, к которой принадлежит большая часть туркмен, является местной расой: «Все сказанное не оставляет сомнения в том, что долихоцефальная европеоидная раса, и поныне явно преобладающая среди туркмен, является расой местной, автохтонной, видимо, здесь, на территории Закаспийских степей, сформировавшейся. Первоначально, она входила в состав местных древних племен Закаспия, носивших общее название сакских (скифских) племен». Данный вывод известного советского ученого является еще одним подтверждением того, что туркмены населяли территорию нашей страны, в том числе и Хорезм, с самых древних времен.

Г.П.Васильева была известным советским этнографом, посвятившая несколько десятилетий своей научной деятельности изучению туркменской этнографии. В своей книге «Преобразование быта и этнические процессы в Северном Туркменистане», которая стала результатом многолетних этнографических исследований, она пишет: «Туркмены и их предки огузы издавна, гораздо раньше, чем полукочевые узбеки, появившиеся здесь, как отмечалось, с начала XVI в. и сыгравшие большую роль в формировании современного узбекского населения Хорезма, жили на территории оазиса и его окраин». Далее, она приводит цитату другого известного исследователя истории Центральной Азии, советского историка-востоковеда, члена-корреспондента Академии Наук СССР и одного из авторов первого издания международной «Энциклопедии Ислама» А.Ю.Якубовского, где он пишет об этническом составе населения Хорезма в XIII веке: «…Почти весь земледельческий Хорезм, в том числе и города, говорили по-гузски (по-туркменски)». В своей книге «Туркмены и народы мира», известный туркменский историк О.Гундогдыев отмечает: «О значительной огузской прослойке в этногенезе хорезмийцев, по-видимому, свиде­тельствует и то обстоятельство, что современный южнохорезмский говор узбеков ближе к туркменскому, нежели к узбекскому, и содер­жит много огузизмов».

Как следует из научных работ авторитетных ученых XX века, в течении многих столетий туркмены были главным и самым многочисленным этносом Хорезма. И неудивительно, что династия Хорезмшахов-Ануштегенидов, правившая Хорезмом в XI-XIII веках, была туркменской. Об этом сообщает упомянутый выше известный государственный деятель и историк Государства Хулагуидов в XIII-XIV вв, и автор большого исторического труда под названием «Джами ат-Таварих» («Сборник летописей») Фазлаллах Рашид ад-дин: «Точно также самым дальним предком султана Мухаммада Хорезмшаха был Нуштекин Гарча, который был потомком колена Бегдили из рода Огуза. Нуштекин находился в числе тех, кто пребывал на службе у сельджукских султанов». Племя бегдили, из которого происходили Великие Хорезмшахи, является одним из 24-х древнейших туркменских (огузских) племен, о чем отдельно пишет в этой же работе Рашид-ад Дин, а также Махмуд Кашгари, Языджы-оглы, Салар Баба и Абуль-Гази в своих упомянутых выше работах.

Необходимо отметить, что несмотря на то, что значительные массы туркмен были вынуждены мигрировать в направлении Ближнего и Среднего Востока, а также Южной Азии в результате завоевания Центральной Азии войсками Чингиз-хана в XIII веке, немалая часть туркмен осталась в этом регионе, включая территорию Хорезма, где туркмены еще в течении многих столетий оставались одним из главенствующих этносов. Приведем цитаты из советского двухтомника «История народов Узбекистана», изданного в Ташкенте в 1947-1950 гг., где авторами были такие известные ученые историки, как уже упомянутый выше А.Я.Якубовский, а также советский историк и член-корреспондент Академии Наук СССР К.В.Тревер и советский историк М.Э Воронец. Ниже, идет речь об этническом составе населения Хорезма уже в XVI веке: «Население городов и земледельческих селений составляли прямые потомки древних жителей Хорезма, впитавшие в себя многочисленные пришлые, главным образом, тюркские элементы, и подвергавшиеся уже к этому времени полному отуречению по своему языку.» Заключения авторов двухтомника согласуются с упомянутым выше выводом Л.Ошанина о том, что древнее население Хорезма смешалось с туркменами. «Вторую значительную этническую группу составляли туркменские племена, расселенные, как указано, к западу и югу от оседлых районов ханства, а частично и внутри их.». Как мы видим, этнический состав населения Хорезма даже в XVI веке состоял по большей части из туркмен и «хорезмийцев», которых на основании приведенных выше результатов исследований ученых, можно смело именовать населением, имеющим туркменское происхождение.

Полковник генерального штаба российской царской армии А.Глуховской также пишет о главной роли туркмен во всех делах Хивинского ханства в своей докладной записке «О положении дел в Аму Дарьинском бассейне» от 9 июня 1873 г.: «По своей воинственности, туркмены составляют гос­подствующий класс в ханстве, имеющий преобладающее влияние на все его дела. Сила и значение туркмен до того велики, что сам хан и его родственники не могут отъехать от столицы на десятки верст без значительного прикрытия, а на охоту ханы обыкновенно отравляются с пушками и отрядом войск. По это­му факту можно судить о господстве туркмен в ханстве. Вот по­чему ханские войска состояли почти исключительно из туркме­нов… Вот почему в Хиве, собственно, не существует хивинского вопроса, а есть только туркменский вопрос, от решения которого и зави­сят все будущие отношения Хивы к России.»

В связи с вопросом о численном составе собственно туркмен (даже без учета хорезмийского населения туркменского происхождения) в XIX веке, можно привести статистические данные этого времени. Известный русский военноначальник, дипломат и путешественник Н.Муравьев-Карский в своей работе «Путешествие в Туркмению и Хиву в 1819 и 1820 годах» приводит численность только оседлых туркмен Хивинского ханства в количестве 250 тысяч человек, что значительно превышает количество узбекского населения ханства (около 150 тыс. человек). Военный чин царской армии России, начальник Мангышлакского отряда, полковник Ломакин в своем рапорте от 18 июля 1872 года за № 859 на имя Кавказского наместника князя Святополк-Мирского, описывает политические и этнические процессы в Хорезме и говорит о том, что туркмены являются этническим большинством в Хиве: «Другие же убеждены, что в этом деле много действовала интрига против нашего ишана, главного начальника всех хивинских туркмен, Хаджи Мамбота, который будто бы ждет только известия от нас, чтобы привезти нам всех наших пленных, надеясь на большую за это награду (вместо ишана) и уверенный вполне, что он успеет эта сделать, так как иначе он может поднять против хана всех хивинских туркмен, составляющих большую часть населения Хивы (выделено мною – М.Б) и заставить хана исполнить его просьбу.». Известный османский автор второй половины XIX в. Али Суави в своей работе «Хивинское ханство и российская экспансия в Туркестане» указывает на то, что в 1873 г. крупнейшим по численности этносом г. Хива были туркмены, численность которых составляла 150 000 человек, а численность узбеков составляла 70 000 человек.

Резюмируя наше краткий анализ ряда источников по этническому составу населения Хорезма, хотел бы отметить нижеследующее:
— Основываясь на исследованиях ряда авторитетных историков, проводивших скрупулезное изучение, как письменных источников, так и данных этнографии, лингвистики и других дисциплин, можно сделать вывод о том, что значительная часть населения Хорезма еще в 1-м тыс. до н.э. была этническими туркменами (огузами);
— Согласно выводам известных ученых-антропологов, оседлое нетюркоязычное население Хорезма было тюркизировано туркменами уже к X веку н.э.;
— Большая часть населения Хорезма является туркменским или имеющим туркменское происхождение вот уже как минимум последние тысячу, а по другим данным, и не менее двух тысяч лет.
— Хорезм является одним из главных центров формирования туркменского этноса с самых древних времен.

Источник

Значение слова хорезм

хорезм в словаре кроссвордиста

хорезм

Энциклопедический словарь, 1998 г.

Большая Советская Энциклопедия

Живопись и скульптура Х. развивались в синтезе с архитектурой, были проникнуты идеями прославления плодоносящих сил природы и обожествления царской власти (Топрак-Кала, глиняные раскрашенные статуи и барельефы, многоцветные росписи минеральными красками). Уникальны керамические оссуарии в виде статуй (5 в. до н. э. ≈ первые вв. н. э.; см. илл.) ≈ условно-обобщённые образы умерших. Широко распространены терракотовые статуэтки: богини плодородия, изображенной в традиции переднеазиатской коропластики, фигурки коней, реже встречаются мужские персонажи в «скифской» одежде. В 4≈3 вв. до н. э. изготовлялись керамические фляги с барельефами мифологического содержания.

В искусстве Х. после арабского завоевания постепенно стали преобладать черты, общие для стран Халифата (см. Арабская культура ). Наряду с пахсой, сырцом и деревом (каркасные постройки) стали применять обожжённый кирпич (в монументальном строительстве). Средневековые зодчие Х. разработали оригинальные шатрово-купольные конструкции (мавзолеи 12 в. в Ургенче древнем), использовали в архитектурном декоре узорную кладку из кирпича, резную терракоту, ганч. Высокими художественными достоинствами отличается поливная керамика Х.

Лит.: Бартольд В. В., Туркестан в эпоху монгольского нашествия, Соч., т. 1, М., 1963; его же, Сведения об Аральском море и низовьях Аму-Дарьи с древнейших времен до XVII в., там же, т. 3, М., 1965; Якубовский А. Ю., Развалины Ургенча, «Известия Государственной академии истории материальной культуры», 1930, т. 6, в. 2; Толстой С. П., Древний Хорезм, М., 1948; его же. По следам древнехорезмийской цивилизации, М., 1948; его же, По древним дельтам Окса и Яксарта, М., 1962; Труды Хорезмской археолого-этнографической экспедиции, т. 1≈10, М., 1952≈77; Материалы Хорезмской археолого-этнографической экспедиции, в. 1≈10, М., 1959≈1975; Неразик Е. Е., Сельские поселения афригидского Хорезма, М., 1966; Лившиц В. А., Хорезмийский календарь и эры Древнего Хорезма, в сборнике: Палестинский сборник, в. 21 (84), Л., 1970; Пьянков И. В., Хорасмии Гекатея Милетского, «Вестник древней истории», 1972, ╧ 2.

Источник

Древние страны. Хорезм

Название страны Хорезм впервые встречается в сохранившихся источниках с VIII—VII веков до нашей эры. Существуют различные интерпретации названия Хорезм. По одной этимологии «кормящая земля», по другой — «низкая земля». С.П. Толстов считал что название Хорезм переводится как «Страна хурритов» — Хваризам. (Срав.осет. хори зæнхæ — земля солнца) Около VIII—VII вв. до н. э. Хорезм вступил в новую эру своей истории, когда хорезмийцы, по словам ал-Бируни, начали вести летоисчисление по годам правления царей. В этот период Хорезм становится мощным государством с заметной централизацией, о чём свидетельствуют построенные в VIII—VI вв. до н. э. грандиозные ирригационные сооружения.

Цивилизация Хорезма возникла приблизительно в середине 2 тысячелетия до нашей эры. Это произошло позднее рождения древнего Египта и Вавилона, но в очень похожих природных условиях. Питающаяся горными ледниками Памира, великая река Амударья тогда, как и сегодня, несла свои воды за тысячу километров, чтобы в низовьях образовать плодородный оазис у окраин пустыни Кызылкум. Связанное с речными паводками сезонное орошение, богатое рыбой и дичью побережье Аральского моря и бескрайние пастбища сделали эту землю колыбелью уникальной культуры, оставившей после себя грандиозные памятники — затерянные города и исполинские крепости.

Хорезм — страна городов

Только в Элликкалинском районе современного Каракалпакстана сосредоточено более двух сотен городищ, самые знаменитые из которых, например, Топрак-кала или Аяз-кала, по сложности сооружения и масштабам постройки почти не уступают египетским пирамидам. Всего на территории, некогда занимаемой древним Хорезмом, древних крепостей — около тысячи. Большинство из них еще мало изучено, поскольку находятся они в стороне от проезжих дорог, среди непроходимых барханов и солончаков, в руслах давно пересохших рек.

Хоразм что это значит. Смотреть фото Хоразм что это значит. Смотреть картинку Хоразм что это значит. Картинка про Хоразм что это значит. Фото Хоразм что это значит

В середине VI в. до н. э. Хорезм становится частью империи Ахеменидов. Видимо, он был завоеван Киром. Кир назначил своего сына Таноксиарка наместником Хорезма, Бактрии и Парфии. Хорезм упоминается в Бехистунской надписи Дария I. Геродот в «Истории» сообщает, что Хорезм входил в 16-ю сатрапию персидской империи, а также о том, что хорезмийцы принимали участие в походе Ксеркса 480 г. до н. э. на Грецию. Хорезмийцы принимали участие в строительстве столицы Ахеменидской империи — Персеполь. Воины-хорезмийцы служили в ахеменидской армии в разных частях империи. Один из них, по имени Даргоман, упоминается в Верхнем Египте. На Бехистунской скале сохранились изображения древних хорезмийцев.

Еще до походов Александра Македонского в Среднюю Азию Хорезм обрел независимость от Ахеменидов. В V в. до н. э. на основе арамейского письма была разработана хорезмийская письменность. На месте древнего городища Топрак-кала археологи обнаружили остатки архива документов на хорезмийском языке. Хорезмийское письмо использовалось до VIII века. Основной религией древних хорезмийцев был зороастризм. При археологических исследованиях памятников древнего Хорезма были найдены оссуарии — глиняные ящики для захоронения костей умерших людей.

В результате завоевательных походов Александра Македонского государство Ахеменидов было уничтожено. В 328 году до н. э. правитель Хорезма Фарасман отправил к Александру послов во главе со своим сыном Фратаферном. Александру было предложено совершить совместный поход в Закавказье, но у царя Македонии были иные планы и он отказался.

Исследования руин

В ходе исследований для поисков погребенных под песком крепостных стен и древних оросительных каналов еще советским археологам была предоставлена даже военная авиация, в результате чего в Кызылкуме были обнаружены целые «страны» из связанных между собой укрепленных сооружений.

Первая загадка, с которой столкнулись исследователи, заключалась в том, что крупные поселения древнего Хорезма обнаружились вдали от плодородной поймы Амударьи, в которой уже с 5 века до нашей эры существовала развитая сеть ирригационных сооружений. Но земледельческий оазис граничил с владениями кочевых племен, с которыми в мирные времена шел интенсивный обмен зерна и ремесленных изделий на мясо и шерсть. Однако для поддержания мира от тех же кочевников нужно было охранять границы.

Хоразм что это значит. Смотреть фото Хоразм что это значит. Смотреть картинку Хоразм что это значит. Картинка про Хоразм что это значит. Фото Хоразм что это значитНепокорное русло Амударьи нередко меняющееся и в наши дни, в прошлом было знаменито катастрофическими наводнениями. Поэтому древние хорезмийцы возводили свои города не на берегу реки, а на пустынных возвышенностях, защищая неприступными стенами дворцы правителей, воинские казармы, храмы поклонения огню и солнцу и кварталы ремесленников.

Топрак-кала или Земляной город

В 1938 году известный советский археолог С.П.Толстов при проведении разведочных работ в пятидесяти километрах от правого берега Амударьи обнаружил развалины древнего города площадью более 17 гектаров (500 на 350 метров), окруженные крепостными стенами высотою до 20 метров и толщиной до 12 метров. Так была открыта Топрак-Кала или Земляной город, считающийся столицей династии, правившей Хорезмом в 2-3 веках нашей эры.

Хоразм что это значит. Смотреть фото Хоразм что это значит. Смотреть картинку Хоразм что это значит. Картинка про Хоразм что это значит. Фото Хоразм что это значит

Население Топрак-калы, по мнению ученых, достигало тогда 2,5-3 тысяч человек, не считая женщин и детей. В укрепленном сторожевыми башнями царском дворце археологи раскопали «Зал царей» — династическое святилище с 23 массивными фигурами из глины, «Тронный Зал», «Зал побед», «Зал оленей», «Зал танцующих масок» и «Комнату червонных дам» с женскими барельефами, напоминающими карты Таро.

«Зал темнокожих воинов» представляет собой особую загадку, поскольку, по реконструкциям академика М.М.Герасимова, хорезмийцы относились к явно европеоидному типу людей, были светлоглазыми блондинами с тонкими чертами лица, хотя со смуглой или бронзовой кожей.

Хоразм что это значит. Смотреть фото Хоразм что это значит. Смотреть картинку Хоразм что это значит. Картинка про Хоразм что это значит. Фото Хоразм что это значит

Рядом с крепостью, в те времена окруженной плодоносящими виноградниками и возделанными полями, располагалась загородная резиденция и охотничий парк за квадратной оградой. Подобные парки у азиатских вельмож назывались «парадайза». Роскошный отдых в цветущих садах с прохладными источниками и экзотической дичью, которой некуда бежать от охотников, был напрямую связан с представлением о парадизе — рае, который богоподобные правители обустраивали для себя уже в земной жизни.

К несчастью, большинство материальных находок Топрак-Калы не пережили новейшего времени. В разгар исследований С.П.Толстова грянула Вторая мировая война, и ученый ушел на фронт добровольцем, возобновив раскопки лишь в 50-е годы. До сих пор среди местных жителей бытует легенда о несметных сокровищах, будто бы найденных Толстовым, но в первые дни войны в спешке перепрятанных где-то неподалеку по приказу советского руководства.

На самом деле ценнейшие из находок — скульптуры и фрески — сильно пострадали от дождей и перепадов температур, поскольку большинство из них были выполнены из того же материала, что и сами величественные сооружения — из обычной глины.

В отличие от египетских пирамид и дворцов Вавилона замки древнего Хорезма строились без применения камня, так как в окрестностях не было известняка и гранита, а древесина тугайных зарослей не подходила для производства бревен и досок. Но хорезмийцы, по-видимому, обладали какими-то уникальными строительными секретами, позволявшими возводить очень прочные сооружения из сырцовых кирпичей и глины. Мелкие камни, подобранные в пустыне, служили лишь укрепляющей прослойкой в кладке, а речной песок, впитывающий дождевую воду, обеспечивал сухость внутренних помещений.

Топрак-кала была сложена из миллионов крупных кирпичных блоков размером 40х40х12 сантиметров. Для их изготовления и доставки на место строительства была задействована вся государственная машина. Изучив своеобразные «товарные знаки» на каждой партии кирпичей, археологи пришли к выводу, что в те времена государство Хорезма включало в себя не меньше 15 провинций с населением приблизительно 30-50 тысяч человек в каждой.

Вычисления помогли понять и то, почему исполинский замок, простоявший почти 2000 лет, был покинут его жителями всего через двести лет после постройки. Первоначально считалось, что местность могла обезлюдеть из-за того, что очередной поворот русла Амударьи оставил без воды оросительные каналы, самый крупный из которых отходил от речных берегов на 70 километров. Но теперь ученые склоняются к тому, что Топрак-Кала могла быть была заброшена по чисто политическим причинам. В 305 году основатель новой династии Африг перенес резиденцию в Кас на территории современного города Бируни, наверное, не захотев жить в тени славы своих предшественников.

Крепость Кызыл-Кала или Красная крепость

На десять веков пережила Топрак-калу соседняя крепость Кызыл-Кала, поначалу служившая лишь дополнительным укреплением. Несмотря на сравнительно небольшие размеры (65х65 метров), эта крепость имела двойные стены толщиной 8 метров каждая, чтобы стенобитные орудия не смогли открыть врагам доступ во внутренние помещения. Благодаря такой оборонительной мощи Кызыл-Кала прослужила защите границ Хорезма вплоть до нашествия орд Чингисхана в 13 веке.

Хоразм что это значит. Смотреть фото Хоразм что это значит. Смотреть картинку Хоразм что это значит. Картинка про Хоразм что это значит. Фото Хоразм что это значит

Местные жители верят, что Кызыл-Калу и Топрак-Калу до сих пор связывает многокилометровый подземный ход, в котором обитают злые духи пустыни, бродят души предков и спрятаны несметные богатства.

Крепость на ветру Аяз-Кала

Настоящим чудом света можно назвать городище Аяз-Кала или Крепость на ветру, расположенную в 20 километрах к северо-востоку от Топрак-Калы, между движущимися песками Кызылкума и отрогами священных гор Султан Увайс.Хоразм что это значит. Смотреть фото Хоразм что это значит. Смотреть картинку Хоразм что это значит. Картинка про Хоразм что это значит. Фото Хоразм что это значит

Обширное городище на плоской возвышенности, возникшее, возможно, еще в 4 веке до нашей эры, спустя пять веков, во времена Кушанской империи, было укреплено удивительным замком на вершине крутого холма высотой 60 метров, преодолеть подъем на который пешему человеку трудно даже налегке.

Стены Аяз-Калы обращены к четырем сторонам света, а единственный вход, предваренный хитроумным лабиринтом, устроен с юга, чтобы господствующий в этих краях южный ветер сам выдувал из города пыль и мусор.

Легенда косвенно подтверждает, что новые крепости и дворцы в древнем Хорезме во времена его расцвета при очередной смене правящих династий сооружались с исключительной легкостью.

С вершины Аяз-калы открывается вид на одноименное озеро Аязколь, вода в котором настолько соленая, что и летом кажется покрытой ледяной коркой. На севере едва заметен у горизонта силуэт следующего замка Кырккыз-Кала, где археологи нашли удивительное захоронение по обряду древних огнепоклонников — очищенные солнцем и хищными птицами части человеческого скелета были помещены в керамический кувшин — хум в форме женской головы.

Священные горы Султан Увайс

К северо-западу от крепостей Аяз-Кала и Топрак-Кала тянется невысокая гряда гор Султан Увайс, знаменитая абсолютно черной окраской породы. Эти горы, единственные во всем Хорезме, считаются священными. Некогда на их склонах существовало святилище Анахиты — богини воды и плодородия. До наших дней сохранился лишь пруд со священными рыбами, которых до сих пор, если они гибнут от пересыхания родника во время засухи, хоронят с плачем, завернув, как людей, в белые саваны.Хоразм что это значит. Смотреть фото Хоразм что это значит. Смотреть картинку Хоразм что это значит. Картинка про Хоразм что это значит. Фото Хоразм что это значит

Ислам, утвердившийся в низовьях Амударьи в средние века, чтобы преодолеть древние языческие культы, распространил в этих местах культ Ваиса аль Карани — йеменского пастуха, ставшего одним из первых последователей пророка Мухаммеда. Ему посвящен мазар в урочище Султан Баба, который ежегодно посещают тысячи паломников, считающих, что Султан Увайс жил и погиб за веру на земле Хорезма.

Но в соседстве с народными поверьями культ мусульманского святого, занесенный с юга Аравийского полуострова, приобрел здесь своеобразные черты. Так у казахов и туркмен его считают покровителем верблюдов. А в засушливых местах Хорезма он, как некогда Анахита, считается покровителем дождя и подземных источников.

Согласно другому мифу, узнав, что в сраженье с неверными пророк Мухаммед потерял зуб, Увайс выбил себе все 32 зуба и обратил их в камни, которыми побил полчища врагов веры. Из этих камней и возникли священные горы.

Народные предания, сложившиеся спустя века после первого расцвета цивилизации Хорезма, отражают исконную веру хорезмийцев в особую, данную свыше, благодать, которой наделена их земля. Почти через тысячу лет после того как опустели засыпанные песком древние крепости на правом берегу Амударьи, Хорезм пережил новый расцвет. Государство Хорезмшахов, утвердившееся в средневековье на правом берегу реки, в Гургандже и Хиве, распространило свое влияние от Памира и Тянь-Шаня до Персидского залива и междуречья Тигра и Евфрата, уступив только натиску моголов.

Цивилизации древнего Египта и Вавилона были мало известны европейцам до сенсационных открытий, сделанных археологами в 19 веке. Историю древнего Хорезма ученые начали изучать лишь в середине прошлого века, и до сих пор она скрывает множество удивительных тайн.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *