Хореография в школе что это
Зачем в школьном расписании обязательный урок хореографии
Нужна ли хореографии в современной школе? Многие родители считают, что стандартного набора общеобразовательных предметов достаточно, чтобы из ребёнка вырос успешный член общества. Но по-настоящему гармоничной личностью может стать только тот, кто не забывает развиваться не только интеллектуально, но также физически и духовно. Танец решает все эти задачи.
Начиная с Петровской эпохи во всех государственных высших и средних учебных заведениях танец был обязательным предметом. Его изучали не только в царском лицее, но и в скромных ремесленных училищах. Каждый человек, считающий себя образованным, знал новейшие и старинные бальные танцы и умел исполнять их в благородной манере.
Наше время диктует новые подходы и мерки, но нередко хочется, чтобы «честь» и «достоинство» были определены по старинке, как во времена прадедов. На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остаётся искусство, в том числе хореография.
Урок танца — это отдых
Без целостного подхода к воспитанию мы скатимся до понятий «это важно, а это не пригодится». Хореография не только решает задачи духовного и эстетического воспитания, но и даёт физическую нагрузку. Сейчас, к сожалению, очень распространены ожирение, искривление позвоночника, остеохондроз, а ещё замкнутость, неумение общаться и зависимость от интернета.
Доктора поддержат, что танец для ребёнка — одна из лучших физических практик. Дети, занимающиеся танцами, реже болеют и развиваются быстрее, чем их ровесники, которые не танцуют. Тысячи научных исследований и статей посвящены этому вопросу. В книге «Интегративная танцевально-двигательная терапия» также исследуется танец как направление психотерапии.
В последнее время на первый план выходит проблема перегруженности детей и подростков уроками и домашними заданиями. Родители с детского сада настраиваются на ранний старт в образовании, стараясь ничего не упустить.
В школе начинается непрерывная гонка: бесконечные домашние задания, проекты, олимпиады, конкурсы, тематические мероприятия
Жизнь ребёнка превращается в круговорот ежедневных обязанностей, которые не приносят радости, а, наоборот, негативно влияют и на ребёнка, и на психологический климат в семье.
В эти моменты предлагаю родителям остановиться и задуматься, как вырваться за жёсткие рамки «фабрики по переработке сознания», желания любой ценой впихнуть в ребёнка как можно больше знаний. Палочкой-выручалочкой становится дополнительное образование, которое развивает таланты и наклонности ребёнка и помогает выразить индивидуальность. Уроки хореографии дают ребёнку глоток свободы и развивают творческие способности.
Как устроены уроки хореографии у нас в школе
В школе «Интеграция XXI век» я преподаю уже 13 лет. Уроки хореографии здесь обязательны, наравне с другими предметами общеобразовательного цикла. Урок рассчитан на детей разного уровня подготовки, нет специального отбора по профессиональным данным.
В младших классах — танцевально-ритмическая гимнастика. Эффективность таких занятий — в их разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы ребёнка. Упражнения на образность, импровизацию и сюжетные композиции помогают развивать эмоции.
Дети постарше начинают изучать классический танец у станка, позиции ног и рук, постановку корпуса. Большое внимание уделяем развитию координации, навыкам музыкального исполнения движений, точности и чёткости. Для развития артистизма я разучиваю танцевальные этюды народного характера, применяю современную хореографию.
В нашей школе две формы обучения хореографии: урочная и внеурочная деятельность. Вторая форма уже направлена на сценический результат: дети готовятся к выступлениям — от внутришкольных мероприятий до всероссийских и международных конкурсов.
Уважаемые родители, давайте отнесёмся серьёзно к воспитанию и обучению наших детей. Школа не в силах самостоятельно справиться с такой сложной задачей — формированием гармонично развитой личности. Давайте вместе ответим на вопрос «Нужен ли урок хореографии в школе?».
Иллюстрации: Shutterstock (Alenka Karabanova)
Статья «Хореография в современной школе»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Хореография в современной школе
Общение с ровесниками во время занятий хореографией активизирует все каналы восприятия и располагает к глубокому ненавязчивому самоанализу. Происходит плавный и правильный процесс социализации, на который очень влияет здоровое соперничество и одобрение/осуждение ребят вокруг. У детей вырабатывается ответственность перед делом, которым они занимаются, и уважение к искусству в целом.
Кроме того, любые эмоциональные зажимы и психологические расстройства легко исправляются в ходе занятий. К заслугам различных «па» стоит добавить развитие воображения, мимики, жестикуляции, чувства ритма и вообще всех средств выразительности, являющихся основой взаимоотношений в обществе.
Самое главное, чтобы в танцевальной школе были все условия раскрытия творческих способностей маленьких учеников.
В современном мире большую роль играет не только профильная подготовка будущего специалиста, но и то, насколько у него развиты творческие задатки. Ведь практически в любой сфере деятельности современные работодатели приветствуют креативность, умение находить нестандартные эффективные решения, гибко реагировать на меняющуюся ситуацию. Поэтому школьное образование должно давать как обучение по классическим дисциплинам, так и по дополнительным, которые способствуют развитию творческих способностей ученика.
В последние годы ведутся горячие споры о том, необходимо ли вводить в число школьных дисциплин хореографию. И постепенно сторонников данной идеи становится все больше, чем противников. Особенно актуально использование средств искусства в обучении для младших школьников, которые воспринимают танцы, пение, рисование как продолжение игры и поэтому очень легко поддаются обучению в игровой форме.
Когда речь заходит про преподавание творческих дисциплин, противники данного метода утверждают, что у всех детей разные природные задатки – одни будут проявлять себя лучше, другие – хуже, что может спровоцировать появление комплекса неполноценности у одних детей и, соответственно, высокомерного отношения к сверстникам у других. Но при правильной организации занятий этого можно избежать. Тем более, что склонность к постижению грамоте еще сто лет назад считалась тоже доступной далеко не всем, но, тем не менее, сегодня все дети учатся правильно писать.
Основное преимущество танца как школьной дисциплины заключается в том, что для детей танец представляется в первую очередь ритмически организованной игрой, которую постепенно можно расширять. Грамотно построенный урок, который включает не только ритмичные упражнения, но элементы фольклорных, классических танцев, изучение истории появления и развития танцев различных народов мира (особенно в комплексе с параллельным изучением истории, литературы, музыки), способен создать эффект погружения в культуру той или иной эпохи, народа. Все это способствует глубокому пониманию традиций, обычаев и культур. Особенно актуально изучение танцев родного народа, что позволит привить детям еще и чувство патриотизма, единства со своими предками, народом.
Также введение хореографии в школьную программу актуально сегодня и по той причине, что из-за проблем со здоровьем многие дети не могут посещать уроки физической культуры, лишаясь, таким образом, возможности оздоровиться и закалить организм. В то время как танцевальные движения дают организму минимальную физическую нагрузку, способствующую поддержанию здоровья и не противопоказанную абсолютно никому.
Статья «Хореография в школе»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Подготовила: Лапченко И. А.
ПДО, хореограф, высшая категория
Социально-экономические изменения во всех сферах жизни общества привели к смене ценностных ориентаций в образовании. Ведущей целью образования становится не объём усвоенных знаний и умений, а гармоничное разностороннее развитие личности, дающее возможность реализации уникальных возможностей человека, подготовка ребёнка к жизни, его психологическая и социальная адаптация. Только умственное развитие детей, их интеллектуальное обогащение не обеспечивает всестороннего развития личности. Для достижения гармонии в развитии ребёнка не меньше внимания необходимо уделять его нравственному и физическому совершенствованию, нельзя оставлять без внимания и развитие эмоциональной сферы личности. Таким образом инновационная деятельность педагога-хореографа должна быть направлена на создание целостной многоэтапной системы выявления, раскрытия и развития одаренных детей в условиях инновационной школы.
Искусство хореографии – явление общечеловеческое, имеющее многовековую историю развития. В основе его происхождения лежит непреодолимое стремление человека к ритмичному движению, потребность выразить свои эмоции, средствами пластики, гармонично связывая движение и музыку. История становления хореографического искусства – это результат эволюции человеческой культуры, социальных особенностей каждого времени; это история народного танцевального искусства, практической деятельности педагогов-хореографов и исполнителей различных эпох и народов. Танец – это не только физическое проявление каких-либо физических качеств, не просто показ движений, а творческую фантазию личности, которая может находить яркие и образные сравнения. Поэтически обостренное восприятие мира, любовь к родной природе, умение слышать ее голоса, подмечать самые неожиданные ее проявления — все это дает крылья творческому воображению. Искусство танца богато и многообразно. Каждый жанр хореографического искусства предоставляет свои возможности познания окружающего мира, человека и человеческих взаимоотношений. В соответствии с задачами педагогики в области эстетического воспитания важно чтобы в школе дети занимались с искусством хореографии и получили полноценную танцевальную подготовку. Занятия по танцу действует эстетическому воспитанию детей, оказывают положительное действие на их физическое развитие, и способствует росту их общей культуры, развивает музыкальность, учат дисциплине. Начиная занятия с детьми, прежде всего надо стремиться заинтересовать детей, научить их любить и понимать искусства танца. Ознакомление с новым видам искусства расширяет сферу детских интересов, обогащает их новыми впечатлениями. Приобретение правильных и прочных танцевальных навыков, участие в исполнение танцев, творческое отношение к созданию образа, беседы педагога с детьми – все это развивает эстетическое восприятия ребенка. Тренировка тончайших двигательных навыков, которая проводится в процессе обучения хореографии, связана с мобилизацией и активным развитием многих физиологических функций человеческого организма: кровообращения, дыхания, нервно-мышечной деятельности. Понимание физических возможностей своего тела способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает появление различных психологических комплексов.
Хореография – важный элемент культуры, она должна изучаться в общеобразовательной в начальной школе как предмет образовательной области «Искусство» наравне с такими предметами, как музыка и изобразительное искусство. Навыки, приобретённые учащимися на занятиях хореографией в школе дают положительный результат: учащиеся получают возможность реализации приобретённых танцевальных навыков. Но главная задача педагога-хореографа, дать детям представление об общих закономерностях отражения действительности в хореографическом искусстве, конкретно выражающихся в связи форм и линий движений с жизненным содержанием, смыслом, чувством и настроением музыки. Зная общее, дети сами смогут разобраться в том танцевальном материале, который может встретиться в их жизненной практике.
В своей деятельности педагог-хореограф может:
Использовать специфические средства искусства танца для гармонизации развития учащихся, расширения рамок культурного и исторического образования детей.
Использовать этические особенности танца для воспитания нравственности, дисциплинированности, чувства долга, коллективизма, организованности; обучить танцевальному этикету и сформировать умения переносить культуру поведения и общения в танце на межличностное общение в повседневной жизни.
Обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся, воспитать культуру эмоций.
Обеспечить формирование и сохранение правильной осанки ребёнка, укрепление мышечного корсета средствами современного танца увеличить период двигательной активности в учебном процессе, развить потребность двигательной активности как основы здорового образа жизни. Уроки хореографией оказывают значительное влияние на развитие таких специфических видов памяти как моторная, слуховая и образная. Изучение хореографии, как и других видов искусства, помогает развить те стороны личностного потенциала учащегося, на которые содержание других предметов имеет ограниченное влияние: воображение, активное творческое мышление, способность рассматривать явления жизни с разных позиций.
По наблюдению заметные изменения произошли во втором классе, так как они занимаются уже второй год в межличностных отношениях детей: изменилось отношение к новеньким учащимся, меньше конфликтов стало происходить между девочками и мальчиками, появилась общая цель, способствующая сплочению класса. Дети научились исполнять движения в ансамбле. У них улучшается координация движений, растет также культура поведения. Они относятся более внимательно, и вежливо относится к своим сверстникам, находит общие интересы с ними, начинают чувствовать себя членами одного коллектива, дети начинают ярко чувствовать эстетику поведения в быту подтянутость и вежливость в отношениях. Растет взаимная привязанность и уважение между собой, они заботливо следят со своей внешностью за чистотой аккуратностью и изящество своего костюма и прически.
Искусство танца без музыки существовать не может. Музыка и танец в своем гармоничном единстве – прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания.
Изучение хореографии, как и других видов искусства, помогает развить те стороны личностного потенциала учащегося, на которые содержание других предметов имеет ограниченное влияние: воображение, активное творческое мышление, способность рассматривать явления жизни с разных позиций. Как и другие виды искусства, танец развивает эстетический вкус, воспитывает возвышенные чувства, но, в отличие от других искусств, оказывает существенное влияние и на физическое развитие ребёнка.
Конечно, хореография не может стать панацеей от всех бед, но всё же хорошо прослеживается явный положительный эффект влияния занятий танцем на эмоциональное, художественно-эстетическое, физическое развитие детей, их оздоравливающее воздействие. Развитие всех этих качеств личности в единстве создаёт почву для их взаимодействия, взаимообогащения, в результате чего каждое из этих качеств, способствует эффективности развития другого, что и составляет основное содержание гармонизации развития личности в целом.
Что такое хореография? Это в первую очередь культура движений, искусство красиво преподнести себя в танце. Также это вид создания художественного образа, показанного без помощи речи. Чувства, мысли, переживания человека передаются с помощью движений, мимики.
В современном танце имеется три направления, включающих в себя народный, классический и современный вид. Первый и второй типы являются основными, поэтому обладают более выразительным запасом движений. Третий вариант состоит из всех танцевальных направлений, появившихся после классического балета.
Детям полезно заниматься танцами. Ведь такое увлечение помогает выработать чувство ритма, получить хорошую растяжку, обрести пластичность и гибкость. Кроме того, это способствует развитию творческого начала, а также художественного вкуса.
Занятия танцами
План занятий
Изначальной задачей хореографа является знакомство детей с классическими движениями, поэтому детская хореография включает в себя такие основы:
1. Позиция рук и ног.
2. Отдельные движения.
3. Формирование осанки.
4. Подвижные игры с разучиванием танцевальных этюдов.
После того как данный материал усваивается, танец становится сложнее, а затем добавляются новые композиции. Хореография для детей всегда сопровождается разными музыкальными произведениями классической и народной музыкой, а также детскими песнями, современными ритмами.
Суть хореографии
Хореография для спортивных бальных танцев
Классика для детей
Программа по хореографии в балете очень серьёзная. Ведь это не просто танец – образ жизни. Все чувства, эмоции требуют максимальной самоотдачи, труда, времени. Хотя все усилия не напрасные, потому что балет находится на вершине культурной иерархии и требует к себе особого отношения. Данное искусство сочетает в себе красоту, а также совершенство формы, связанной с глубиной внутреннего мира. Выучить множественные движения можно, а вот вырасти как личность, прочувствовать музыку, движения, создать образ в танце сложнее всего. Глубоко, со всей ответственностью воспринимать мелодию умеет не каждый, а лишь единицы. Поэтому важно научить своего ребёнка такому качеству.
Что можно получить от балета?
1. У детей, занимающихся с юности балетом, не бывает проблем с позвоночником. Все потому, что осанка сразу выпрямляется, и имеющиеся искривления исправляются.
2. Обучение танцу воспитывает в ребёнке личностные качества – это психологическая устойчивость, упорство, целеустремлённость.
3. Детская хореография помогает выработать такое качество, как умение добиваться результатов во всём. Возможно, в будущем этот вид деятельности не будет профессиональным, но люди, имеющие к нему отношение, всегда выделяются среди других своей выразительностью.
Школа классического танца
Хорошая школа хореографии, где учат балетному искусству, есть не в каждом городе. В таком учреждении обычно работают настоящие профессионалы. Именно такие педагоги учат детей основам танца, прививая им уважение к классическому искусству. Впоследствии из балетной школы выходят люди, являющиеся образцом физического и духовного совершенства, вызывающие у многих восхищение. Именно поэтому идея заниматься таким родом деятельности с детства очень занимательная. Ребенок ещё не понимает, что такое хореография, поэтому знания даются постепенно. Программа занятий обычно создаётся для каждого возраста отдельно.
Самые маленькие от 4 до 6 лет учатся правильно стоять, ходить во время танца. В процессе урока они изучают танцевальные шаги, прыжки, позиции рук, постановку корпуса, развивают музыкальный слух.
Конечно, нужно настраиваться на долгий путь, который придётся пройти до настоящего большого выступления. Именно поэтому понадобятся такие качества, как упорство, трудолюбие, терпение, целеустремлённость. Ведь тот, кто умеет ждать и работать над собой, однажды добивается большого успеха, а значит, юного арстиста в дальнейшем обязательно ждёт большое будущее.
Специфика работы хореографа в школе
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
СПЕЦИФИКА работы хореографа в школе
Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоническое пластическое развитие. Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания.
На современном этапе развития социально-экономической сферы, культуры и образования особую значимость приобретают вопросы художественно-творческого развития и воспитания подрастающего поколения. Но практика воспитательной работы показывает, что общеобразовательная школа, являясь центральным звеном в формировании культуры школьников, не полностью реализует возможности искусствоведческих предметов, потенциал всей системы дополнительного образования в художественном и творческом воспитании детей.
Многие школы уделяют внимание преимущественно передаче знаний, а формирование чувств, нравственных и эмоциональных качеств, творческой составляющей считается второстепенным.
Одним из средств эстетической культуры, воздействующих на школьников через творческую деятельность, является искусство хореографии. Но, несмотря на очевидную, разностороннюю пользу танцев, многие считают их несерьёзным занятием. Значение уроков хореографии не представляет для многих учащихся определенной ценности.
При большой загруженности детей уже в начальной школе танцы стоят далеко не на первом месте. Очевиден приоритет английского языка и спортивных секций, особенно в условиях богатого разнообразия и доступности. Танцы как развлечение бросают или приостанавливают очень легко. «Двойка? Не успел? Устал? Виноваты танцы. И ни ногой, пока не исправишься!»
Специфичность уроков хореографии в общеобразовательной школе связана с ограниченностью времени (1-2 часа в неделю) и широким набором детей почти без учёта их индивидуальных способностей. Для того, чтобы ученики, не имеющие специальных данных, за небольшое отведённое время могли на хорошем уровне освоить комплекс движений, а стихийное желание стало осознанным увлечением, должно произойти почти чудо.
Сколько разнообразных методов должен узнать, придумать и применить педагог-хореограф! Сколько артистизма, гибкости, умения почти мгновенно ориентироваться в неповторимых учебных ситуациях! А знания одной только молодежной субкультуры!
Для полноценного и гармоничного танцевального развития школьники должны освоить минимум движений и форм разных жанров хореографии. В профессиональном обучении существуют отдельные уроки, на которых изучают классический, народный, историко-бытовой танцы, историю хореографии, отдельно отводятся часы на постановочную работу, но в общеобразовательной школе весь этот комплекс приходится проводить в условиях ограниченного времени.
При этом педагогу необходимо научить детей выполнять не только простейшие танцевальные упражнения и движения, но и исполнять танец осмысленно, вдохновлено, музыкально и свободно.
Проблема состоит еще в том, что здесь нет единого стиля. Сколько школ и групп, столько и стилей, техник, своих особенностей. Кроме того, есть много детей, искушенных выездами за границу, музыкальными и театральными впечатлениями. Чтобы урок прошел интересно, приходится находиться в вечном поиске новых идей и вдохновения.
Но на практике в связи с недостаточным научно-методическим обеспечением в области эстетического воспитания средствами хореографии, недостаточной ориентацией учебных пособий и рекомендаций, слабой мотивацией и большой загруженностью преподавателей наблюдается нехватка интересных образовательных программ и педагогических находок, пассивность педагогов, творческая ограниченность.
Один из важных факторов работы на начальном этапе обучения – использование минимума танцевальных элементов при максимальном их сочетании. Разнообразие сочетаний танцевальных движений создает впечатление новизны и развивает творческую фантазию детей.
Длительное изучение, проработка небольшого количества материала, конечно, работает на качество его усвоения, что в дальнейшем будет являться прочным фундаментом знаний. Но чревато механическим повторением и потерей интереса.
Занятия танцами – это не просто досуг, и это прекрасно понимают те, кто идет через этот нелёгкий, но очень интересный путь. Любой опытный танцор и преподаватель понимает, что без многократного повторения и тренировки тела трудно рассчитывать на большой прогресс в танце.
Занятия школьников, уставших после уроков, танцами оказываются не только развлечением, но и ещё одним, дополнительным видом деятельности, где необходимо старание, упорство, усилие над собой.
Освоение танцевального искусства – во многом процесс самостоятельной деятельности, связанной с повторением и регулярностью. Для того, чтобы увидеть реальный, ощутимый результат своего труда, ребёнку необходимо приложить массу усилий в течение нескольких месяцев. А так хочется всё и сразу! Если это поверхностное увлечение, то и результат занятий будет незначительным. Недостаточно развитая координация и чувство своего тела могут стать причиной разочарования и раздражительности, а значит – и падения интереса к занятиям.
А много ли времени и сил уделяют тренировкам и без того загруженные дети, весь день проводящие в школе? Часто – только на наших занятиях. Некоторые приходят в обычной школьной одежде и (о, ужас) школьной обуви, что никак не может способствовать нужному настрою на тренировку и комфортному исполнению движений.
«Домашнее задание» (обычно на повторение) почти никогда не выполняется. Выученное сегодня к следующему уроку уже забыто, приходится начинать всё сначала.
Говоря о факторе частоты занятий, необходимо помнить, что тренировки один раз в неделю даже вредны для организма, т.к. большая и резкая нагрузка ухудшает здоровье. За два раза в неделю прирост в обучении весьма небольшой, скорее это будет поддержание уже имеющегося уровня развития; а занятия три и более раз в неделю дают качественный прирост.
Но традиционно в системе образования принято делать два занятия в неделю, да ещё учитывая тот факт, что времени на повторение пройденного материала дома у учащихся, как правило, нет. Поэтому проблема, что дети забывают изученный материал, закономерна и понятна.
Если занятия проходят редко, то большая часть информации забывается, если часто, то остаётся и наращивается. Проблема запоминания нового материала – одна из самых актуальных для педагога. А потому учителю-хореографу постоянно приходится искать способы, приёмы и методы, при которых 80-90% новой информации усваивается на самом учебном занятии.
К тому же, в силу психофизических особенностей человека у учащегося интерес падает как от чрезвычайно простых, так и от сложных элементов. Если деятельность находится в зоне оптимальной трудности, то она ведёт за собой развитие способностей, реализуя то, что Л.С. Выготский называл «зоной потенциального развития». Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в меньшей степени ведёт за собой развитие способностей.
Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей и только; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и также не приводит к формированию новых умений и навыков. Какой же выход?
Вот некоторые рекомендации, опираясь на большой практический опыт многих коллег:
повышаем и меняем задачи через такие интервалы, чтобы ученикам было легко достигать прогресса, они почувствуют свою успешность и захотят её подкрепить;
метод разучивания по частям (движение делится на простые части и каждая часть разучивается отдельно, распределяя внимание между различными движениями, манерой исполнения, музыкальностью) в сочетании с целостным методом разучивания (в замедленном темпе);
исполняем элементы, постепенно увеличивая уровень их сложности;
учим в обратном порядке, чтобы идти от нового к известному, отлично выученному в начале;
метод временного упрощения движения (сложное упражнение сводится к простой структуре и разучивается в таком виде, затем движение усложняется, приближаясь к законченной форме);
меняем виды деятельности и задач;
даём задание придумать небольшие композиции из пройденных па;
применяем игровые и творческие задания, конкурсные уроки;
поощряем любые попытки к старанию, удачно исполненное движение, танцевальную одежду, осанку; подчеркиваем любое улучшение во всем, что касается танцевального мастерства, характера, имиджа и т.д.
Ещё один вид затруднений, встречающийся на занятиях танцами. Оказываются «наказанными» не только неуспевающие, но и яркие, самые способные дети, схватывающие на лету, опережающие остальных. У них всё получается легко, быстро, точно, мы хвалим их, ставим в пример и используем их помощь на занятиях.
И вдруг замечаем, что, несмотря на свои успехи и активную позицию в группе, ученик теряет стимул и заинтересованность в быстром освоении нового. «Зачем мне стараться? У меня и так всё получается».
Психологические эксперименты показали, что полный и легко достижимый успех также плохо сказывается на способностях и как следствие, на обучении, как и поражения. Такие дети сразу понимают и выполняют предложенные движения, и если педагог не найдёт способ их заинтересовать, их ожидает скука и раздражение, пока то же самое не поймут другие ученики группы.
Конечно, не хвалить и по достоинству не оценивать нельзя.
Следуя советам специалистов в области образования, предлагаем группе задания разной сложности, на выбор. Например, обязательный минимум, посильный любому ученику, тренировочные задания (для желающих хорошо знать и уметь) и творческие, выполняемые по желанию.
При этом самостоятельный выбор уровня и количества заданий даёт учащимся дополнительную возможность самореализации, придаёт дух соревновательности. Реализовывается психологическая потребность в прохождении всевозможных испытаний для подтверждения своей умелости, а предмет изучения становится интереснее.
Ведь в изучении танцев (как и в большинстве других областей) нет предела, «потолка», есть лишь определённые степени овладения этим искусством. Каждое танцевальное движение или фрагмент могут отрабатываться и совершенствоваться до бесконечности.
С прохладным отношением к танцам общества в целом, о котором говорилось вначале, связана ещё одна проблема педагога-хореографа – наказание ребёнка родителями путём лишения удовольствия, т.е. временный запрет на посещение ваших занятий. Отнимая у ребёнка его небольшие радости, родители огорчают его. Кстати, если ребёнок расстроен тем, что не может пойти на ваше занятие – празднуйте победу. Очевидно, что ему у вас нравится.
Запрещая ребенку посещать занятия, родитель меньше всего думает о процессе обучения, работе коллектива и о том, что это будет неудобно педагогу. (Но наша цель – не осуждать и оценивать, а разобраться, что делать нам, коллегам, любящим свою работу). То же самое происходит, когда ребёнка забирают с репетиции или концерта без предупреждения.
Т.е., решая сегодня одну проблему, родители создают другую, ведь «завтра» прощёное родителями дитя отстанет от группы и получит новую долю негативных эмоций. Чтобы свести такой риск к минимуму, необходимо больше общаться с родителями, устанавливать доверительные отношения с ними, хвалить их детей. И те, и другие должны знать о важной роли юного артиста в вашем коллективе.
Как правило, никто не хочет специально подводить педагога и коллектив, особенно если родители видят, что вы действуете в интересах ребёнка. Один из способов преодоления ситуации – корректировка проведения занятия педагогом, что есть по сути прекрасная возможность самосовершенствования.
Такие занятия развивают у педагога мобильность мышления и творческий подход, ведь ему приходится действовать в нестандартной ситуации. Повторим с другими то, что у них хуже получается, не «зацикливаясь» на отсутствующем ученике.
К тому же, наказывая ребёнка непосещением занятий, родитель, не только лишает его радости в обучении, снижая мотивацию к образованию, но и создает ситуацию, когда учащийся находит себе другие виды досуга, которые далеко не всегда обладают высоким духовно-нравственным потенциалом.
Говоря о теме пропусков занятий, сделаем акцент на важности взаимопомощи, выручки и поддержки среди детей.
Многие ученики группы между собой дружат, а многие ли показывают друг другу движения, помогая тому, кто пропустил? Чаще всего никто не догадывается ни спросить, ни предложить. А ведь детские души отнюдь не лишены чувства доброты и поддержки. Кстати, показать и объяснить новый материал другим – это прекрасный способ выучить его самому, который ещё и даёт возможность обнаружить свои пробелы.
Предоставим возможность юным танцорам почувствовать себя в главной роли прямо на занятии и объявляем игру «в учителя». Дети по очереди показывают и объясняют группе движения (те, которые учили в прошлый раз, или придуманные по вашему заданию или свои любимые и т.п.) Как правило, наибольшую трудность будет вызывать именно объяснение, особенно у младших детей. Для большего понимания, уяснения и запоминания движения будет лучше, если они проговорят то, что делают, пусть и с вашей помощью.
В отечественной системе дополнительного образования существует множество детских коллективов, кружков и студий, руководители которых направляют усилия на изучение основ танцевальной грамоты. Взаимодействие педагога с детьми часто сводится к преподаванию практических умений и минимума теоретических знаний.
Возможное разнообразие форм учебной работы сводится к однотипным занятиям – изучению последовательности движений в разных танцах (на профессиональном языке «связкам»), влекущим за собой переутомление, эмоциональное напряжение, мышечную усталость. Как сделать обучение хореографии менее жёстким, пробудить и поддерживать у него интерес к занятиям, найти сферу приложения способностей каждого и развить то, что заложено от природы?
Каждый ребёнок стремится быть не только наблюдателем, но и активным участником процесса обучения. Если деятельность ребёнка – творческая, она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей.
В этой связи важной является музыкально-исполнительская и сочинительская деятельность детей. Такая деятельность связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружением в себе новых возможностей, к приложению необходимых усилий для преодоления трудностей. Особенно важно, чтобы участие в сочинении танца, его исполнении и восприятии было ребенку по силам. В связи с этим одной из форм урока могут быть нетрадиционные уроки-конкурсы.
Так как урок конкурсный, каждый стремится подготовиться. Ученики самостоятельно придумывают свою комбинацию, где используют танцевальные движения, которые учили на уроке или придумывают что-то свое. Некоторые дети сочиняют на ходу, экспериментируя с любимыми видами движений. Они танцуют свое настроение или настроение музыки, пробуют себя в композиционном и исполнительском творчестве. За ними выходят на импровизированную сцену даже самые стеснительные. Никто никого не принуждает, ведь всё это представлено в форме игры. Хочешь – попробуй, не хочешь – просто смотри.
Важно, чтобы ребёнок сам почувствовал, когда для него безопасно и комфортно выдвинуться на первый план. Внимание – излишний акцент на его стеснительности только усилит его дискомфорт. У многих появляется интерес, и они придумывают по несколько комбинаций. При желании дети могут объединяться в группы по 2-3 человека и работать в команде, помогать друг другу. На подготовку даётся время на уроке или предлагается домашнее задание.
Разновидностью таких заданий может быть составление танца на основе предложенного набора рисунков. При этом заранее объясняются критерии оценки: чёткость и музыкальность исполнения, связующие движения, артистизм и т.д. Многие сами подбирают себе музыку.
Перед выступлением учитель обращает внимание детей, на внимательное и уважительное отношение к работе сверстников. После просмотра танца он может сделать корректные замечания по доработке композиции и стимулирует зрителей-учеников к высказыванию своих впечатлений.
Дети любят находиться в жюри, подсказывать и предъявляют к себе воспитательные требования взрослых: быть внимательным, активным, самостоятельным. Но необходимо следить, чтобы их советы были грамотны и обязательно доброжелательны. При таком методе обучения проявляется активная позиция детей к поиску новых сочетаний движений на основе пройденного материала, развивается интерес к искусству танца, чувство взаимоуважения, дружелюбности и сопричастности к общему делу.
Только творческий подход к построению урока, его неповторимость, насыщенность многообразием приёмов, методов и форм могут обеспечить эффективность обучения. Уроки не должны быть одинаковыми, тем более в дополнительном образовании! Однообразие всегда утомляет. Один из способов развития познавательной активности учащихся – это применение современных мультимедиа технологий.
С их помощью учебный материал можно представить как систему ярких опорных образов, позволяющих облегчить запоминание и усвоение материала. Более того, сегодня изменение технологии обучения и формы представления образовательной информации являются требованием времени. Компьютер с проектором пригодится на теоретических частях занятия для изучения стилей танцев, для уроков с видео-тренером, камера – для съемок и работы над ошибками.
Активным, творческим, пробуждающим в детях художественное и творческое начало должен быть весь процесс обучения танцу. Через танцы проходят почти все люди, все дети. Это один из наиболее стабильных видов досуга молодежи. Сегодня в школе если и присутствуют элементы хореографии, то как некое исключение из правил: обычно это выступления учащихся, которые занимаются различными направлениями танцевального искусства «профессионально».
Для большинства же детей красивые и слаженные движения под музыку на публике кажутся чем-то недостижимым. Но ведь все хорошее хочется попробовать самому, а где это сделать, если не в школе? Искусство танца в той или иной степени доступно для изучения любому ребенку независимо от его природных дарований и возраста. Осваивая танцевальную лексику, ребенок не просто воспринимает красивое, но и преодолевает определенные трудности, совершает немалую работу для того, чтобы эта красота стала ему доступна.
Так важно найти подход к каждому ребенку, завоевать симпатии детей, разглядеть в каждом только ему присущие качества. Главная наша задача – не только дать детям знания, умения, навыки, но создать условия для свободного владения ими, их творческого использования.