Хорей это что простыми словами

Значение слова «хорей»

Хорей это что простыми словами. Смотреть фото Хорей это что простыми словами. Смотреть картинку Хорей это что простыми словами. Картинка про Хорей это что простыми словами. Фото Хорей это что простыми словами

[От ненецк. харед — погоняй]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического хорея — четырёх- и шестистопный, с середины XIX века — пятистопный.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

хоре́й

1. филол. двухсложный стихотворный размер (метр), стопа которого содержит долгий (или ударный) слог и следующий за ним краткий (или безударный) слог ◆ Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить. А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»

Делаем Карту слов лучше вместе

Хорей это что простыми словами. Смотреть фото Хорей это что простыми словами. Смотреть картинку Хорей это что простыми словами. Картинка про Хорей это что простыми словами. Фото Хорей это что простыми словамиПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова боепитание (существительное):

Источник

Хорей: стихотворный размер и примеры стихов

Хорей – двусложный стихотворный размер с ударными нечетными слогами. Хорей менее распространен, чем ямб, хотя тоже ведет свою историю с давних времен. Примеры стихов, написанных хореем, известны нам со школьной скамьи, ведь все знаменитые русские поэты использовали этот стихотворный размер в своих произведениях.

Происхождение термина

Слово «хорей» происходит от древнегреческого «χορεῖος» – «хоровой», а «χορός» означает также «танец, хоровод». Таким образом, «хорей» буквально – «пляска по кругу». Интересно, что раньше его называли трохеем, от греческого «τροχός» – «колесо, круг». В русском литературоведении этот термин ныне считается устаревшим, а вот в западном – наоборот, «хорей» менее употребителен.

Как устроен хорей

Как и у его двусложного «собрата» ямба, ритмическая группа (стопа) хорея тоже строится из двух слогов, но в ином порядке: ударный слог занимает первое место. Схематически это можно представить как ÚU| ÚU| ÚU| ÚU, например:

Если ямб можно сравнить с размеренным дыханием, то хорей напоминает смех – звонкое начало, выброс воздуха, за которым следует вдох. Поэтому в стихах, написанных хореем, часто скрывается ощущение запрятанной улыбки. Еще первый ударный слог можно сравнить с притопом в народном танце – отсюда его «плясовой», песенный характер.

Таким образом, хореическая стопа – это последовательность из ударного и безударного слогов.

Разновидности хорея с примерами

В зависимости от числа стоп, используемых в строке, стихи, написанные хореем можно разделить на несколько типов. Главные из них и примеры к ним перечислены ниже.

Четырехстопный хорей

Из всех хореических размеров в русской поэзии четырехстопный хорей – самый распространенный и популярный.

В лирике круг применения четырехстопного хорея довольно широк: это и торжественные гимны (например, «Гром победы раздавайся» Державина), и элегии («Дар напрасный, дар случайный» Пушкина), и шуточные стихи, и народные песни:

Ах вы,| се́ни| мо́и,| се́ни,
Се́ни| но́вы|е мо|и́

Стихам, написанным хореем, присуща разговорная эмоциональность, которая порождает ощущение некоторой простоватости, прямоты. Именно на хорее выстроена поэма «Василий Теркин»:

Пе́ре|пра́ва,| пе́ре|пра́ва!
Бе́рег| ле́вый,| бе́рег| пра́вый,
Сне́г шер|ша́вый,| кро́мка| льда́…

В более крупных произведениях он используется для стилизации народных эпических песен, а также представлен в сказках и балладах (например, «Утопленник» Пушкина):

При́бе|жа́ли| в и́збу| де́ти,
Вто́ро|пя́х зо|ву́т от|ца́:
«Тя́тя! | тя́тя! | на́ши| се́ти
При́та|щи́ли| ме́ртве|ца́».

Четырехстопный ямб не утратил своей актуальности до наших дней. Вот пример этого размера в шедевре мастера тяжелого русского рока Анатолия Крупнова «Аве, Цезарь»:

Трехстопный хорей

Довольно редкий вид хорея в русской поэзии. Обычно он встречается в коротких стихотворениях, но бывают и исключения, например знакомое всем стихотворение «Детство» Сурикова:

Во́т мо|я́ де|ре́вня,
Во́т мой| до́м род|но́й…

Очень редко трехстопный хорей выступает самостоятельно, обычно он сочетается с четырехстопным:

Спи́, мла|де́нец| мо́й пре|кра́сный,
Ба́ю|шки́-ба|ю́.
Ти́хо| смо́трит| ме́сяц| я́сный
В ко́лы|бе́ль тво|ю́… (М. Лермонтов)

Пятистопный хорей

Пятистопный хорей также встречается нечасто. Пушкин, например, не написал пятистопным хореем ни одной строчки (по крайней мере, ни одна не сохранилась до наших дней).

Лермонтов также мало писал этим хореем – всего четыре стихотворения, но одно из них, знаменитое «Выхожу один я на дорогу», оказало очень сильное влияние на целый ряд писателей и русскую литературу.

Вы́хо|жу́ о|ди́н я| на́ до|ро́гу;
Скво́зь ту|ма́н крем|ни́стый| пу́ть блес|ти́т;
Но́чь ти|ха́. Пус|ты́ня| вне́млет| бо́гу,
И звез|да́ с звез|до́ю| го́во|ри́т.

Пятистопный хорей встречается в переводах эпических поэм и народных песен:

Вы́со|ко́, под| са́мым| си́ним| не́бом,
Про́ле|та́ли| ма́лы|е три| пти́чки… (А. Майков, из «Сербских песен»)

Куплеты знаменитой песни ДДТ «Что такое осень» также написаны пятистопным хореем:

Шестистопный хорей

Шестистопный хорей обычно встречается с цезурой в середине стиха и как бы распадается на два трехстопника:

Ле́бедь| бе́ло|гру́дый, // ле́бедь| бе́ло|кры́лый,
Ка́к же| не́лю|ди́мо // ты́, от|ше́льник| хи́лый… (В. Жуковский)

Цезура (ритмическая пауза) здесь отмечена знаком //.

Встречается и бесцезурный хорей из шести стоп. Он ведет свое начало от народной поэзии. Это типичный стих севернорусских причитаний, но также появляется и в народной лирической песне, и текстах шутливой тематики:

Ты́ по|ди́, мо|я́ ко|ро́вуш|ка, до|мо́й;
Про́па|ди́, мо|я́ го|ло́вуш|ка, до|ло́й…

Другие (редкие) виды хорея

У́ли|ца бы|ла́ как| бу́ря.| То́лпы| про́хо|ди́ли,
Сло́вно| и́х прес|ле́до|ва́л не|о́твра|ти́мый| ро́к…

Вне́мля| ве́тру,| то́поль| гнётся,| с не́ба| до́ждь| осе́нний| льётся,
На́до| мно́ю| ра́зда|ётся| ме́рный| сту́к ча|со́в стен|ны́х… (К. Бальмонт)

Хорей в русской поэтической традиции

Как уже говорилось, хорей имеет древнейшую историю в русской поэзии. Им написаны многие былины, встречается он и в древнерусских духовных стихах. Народная поэзия на протяжении столетий отдавала предпочтение хорею.

«Книжный» хорей встречается в сделанном Ломоносовым переводе оды французского богослова Фенелона, хотя сам он хореем писал мало. Популярности хорея в большей степени способствовали Тредиаковский и Сумароков.

Младший современник Ломоносова Сумароков был особенно близок к образцам народной лирической поэзии, которым часто подражал в своей лирике. Тредиаковский же и вовсе выступал решительным противником чисто ямбических стихов, предпочитая хорей.

Хорей в русской поэзии XIX и XX веков

В 1800-е годы хорей попадает в поле зрения предромантиков, заинтересовавшихся народным стихом (Мерзляков, Востоков). Всплеск популярности этого размера отмечается в связи с подъемом карамзинских легких жанров: песни и романса. Дальнейшей популяризации хорея способствовали Некрасов (поэма «Коробейники», стилизованная под фольклор), Жуковский, Пушкин и другие их современники.

В 1840-х годах хорей входит в русскую элегическую лирику (уже упоминавшееся знаковое стихотворение Лермонтова «Выхожу один я…»), и в простой стиль реализма (баллада Тургенева «Перед воеводой молча…»).

Во второй половине XIX века этот размер употребляется в лирике Фета, Майкова, А. К. Толстого, Полонского. Встречается он и у символистов и других поэтов XX века (Блока, Ахматовой, Гумилева, Кузмина, Волошина, Есенина. Поэты середины-конца XX века (Окуджава, Вознесенский) тоже не сторонились хорея:

В на́шей| ка́чке| те́, кто| кру́че,
у́хва|тя́сь за| зо́в не|бе́с,
сло́вно| де́ржат|ся́ за| ру́чки.
А трол|ле́йбус| и́х ис|че́з… (А. Вознесенский)

Владимир Высоцкий пользовался хореем, чтобы передать душу простого народа. Особенно удачно ему это удается в песне «Инструкция», рассказывающей о работяге, которому выпала честь отправиться в загранкоммандировку:

Источник

Хорей, ямб и другие стихотворные размеры

Хорей это что простыми словами. Смотреть фото Хорей это что простыми словами. Смотреть картинку Хорей это что простыми словами. Картинка про Хорей это что простыми словами. Фото Хорей это что простыми словами

Виды стихотворных размеров

Ямб, хорей, брахиколон, анапест… Все эти сложные, на первый взгляд, слова обозначают название стихотворных размеров. Стихи пишутся по определенным законам. Именно следование размеру поэтического произведени (не всегда строгое) делает стихи складными, запоминающимися и приятными для чтения. Мы расскажем о том, какими бывают стихотворные размеры, как отличить ямб от хорея и, как определить размер стиха.

Односложные стихотворные размеры: брахиколон

У каждого стихотворения есть свой уникальный ритм и мелодия, совсем как в танце. Только вместо танцевального па, у стихотворения есть стопы, их структурные единицы. Стопа- это целая группа слогов, которая объединена одним ритмическим ударением (иктом).

Так в односложном стихотворном размере, брахиколоне, всегда есть слово, в котором только один слог. Слов в строке может быть и сразу несколько, но слог останется в единственном экземпляре. Пример стихотворения, написанного брахиколоном:

И.Сельвинский «Сонет»

Все слоги в этом стихотворении сильные, оно звучит как манифест! Отличить брахиколон от других стихотворных размеров нетрудно по его уникальному ритму, а вот ямб и хорей нередко вызывают трудности.

Двусложные стихотворные размеры: ямб, хорей

Ямб и хорей — это стопы из двух слогов.

Кажется, что все просто. При этом даже произведения классической литературы нередко заставляют нас задуматься о том, как устроены эти стихотворные размеры. Со школьных времен мы знает, что «Евгений Онегин» А. С. Пушкина написал четырехстопным ямбом. Значит, ударными должны быть четные слоги. Но как быть с этим отрывком:

Когда́ не в шу́тку занемо́г,
Он уважа́ть себя́ заста́вил
И лу́чше вы́думать не мо́г.

Как мы видим, поэты могут нарушать и нередко нарушают строение «идеального» ямба, тоже самое происходит и с хореем. Классики нередко позволяли себе отойти от строгих размеров стиха, случайно или намеренно игнорировали правила, потому что язык служит мастеру стихосложения, а не наоборот. Поэтому при определении размера стиха вас не должны смущать некоторые несоответствия.

Пример стихотворения, написанного ямбом:

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

А. С. Пушкин «К Чаадаеву»

Пример стихотворения, написанного хореем

В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное…

Час от часу жар сильней,
Тень ушла к немым дубровам,
И с белеющих полей
Веет запахом медовым.

Чудный день! Пройдут века —
Так же будут, в вечном строе,
Течь и искриться река
И поля дышать на зное.

Трехсложные стихотворные размеры: дактиль, анапест, амфибрахий

Дактиль состоит из одного долгого и двух следующих за ним кратких слогов. Это один ударный слог и два безударных после него. Запомнить это легко, если знать, что слово «дактиль» произошло от греческого «палец». Палец состоит из трех фаланг, первая из которых длиннее двух других. Так и дактилическая стопа состоит из трех слогов: одного ударного и двух безударных.

Встану я в утро туманное,
Солнце ударит в лицо.
Ты ли, подруга желанная,
Всходишь ко мне на крыльцо?

Настежь ворота тяжелые!
Ветром пахнуло в окно!
Песни такие веселые
Не раздавались давно!

С ними и в утро туманное
Солнце и ветер в лицо!
С ними подруга желанная
Всходит ко мне на крыльцо!

Анапест — это «дактиль наоборот». Здесь два кратких слога оканчиваются одним долгим. Первые слоги безударные, а последний — ударный.

Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.

Амфибрахий также состоит их трех стоп, но сильным ударным слогом здесь будет второй слог.

В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной…

М. Ю. Лертмонтов

Как определить стихотворный размер

Эти знания могут пригодиться не только школьникам, студентам и узким специалистам, изучающим поэзию. Чтобы писать хорошие стихи, надо научиться определять размеры стихосложения и пользоваться ими в собственных произведениях!

Читайте также:

Источник

Люди кто-нибудь может простыми словами объяснить что такое ямб и хорей?

Хорей — двудольный размер, с ударением на первом слоге в стопе, то есть в строке ударными являются первый, третий, пятый и т. д. слоги. Пример четырехстопного хорея: Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет_́_ __ · _́_ __ · _́_ __ · _́_ __
Ви́хри сне́жные крутя́;_́_ __ · _́_ __ · __ __ · _́_
А. С. Пушкин, «Зимний вечер»

Ямб — двудольный размер, с ударением на последнем слоге в стопе, то есть в строке ударными являются второй, четвёртый, шестой и т. д. слоги. Пример пятистопного ямба: Наря́жены мы вме́сте го́род ве́дать, __ _́_ · __ __ · __ _́_ · __ _́_ · __ _́_

КРЫМ
Курган, омытый ветром и дождями,
Склонился над прибрежною волной.
Небесный странник, степь согрев лучами
За горизонт скатился на покой.

И ветер, подхвативший песнь цикады.
Запутавшись в бескрайних ковылях,
Мне рассказал о воинах Эллады,
Когда то живших в древних городах.

Последний луч нырнул в пучину моря
И напоил багрянцем небеса.
И заиграла над Землёю вскоре
Не раз воспетая, полярная звезда.

Ямб более лиричен, нежен, спокоен, умиротворён:

мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил:
когдА не в шУтку зАнемОг,
он УважАть себЯ застАвил
и лУчше вЫдумАть не мОг.

нАша тАня грОмко плАчет,
УронИла в рЕчку мЯчик.
тИше, тАнечкА, не плАчь,
нЕ утОнет в рЕчке мЯч.

кургАн, омЫтый вЕтром И дождЯми

— легко увидеть, что в каждой строке по пять ударных слогов.
Поскольку про дактиль, анапест и амфибрахий Вы не спрашиваете, трехдольных размеров касаться не будем.
Ответить же на Ваш главный вопрос затруднительно, ибо в понятие «хорошо сочинять стихи» каждый вкладывает свой смысл. Если Вы, действительно, делаете это хорошо, легко чувствуя ритм, не путая ударные и безударные слоги, то разобраться в стихотворных размерах совсем не трудно, невелика премудрость. Занимаясь чем-то всерьез, как-то неловко не знать азов теории. Но можно, наверно, и без этого.
Просто, на мой вкус, знать что-то всегда лучше, чем не знать. Особенно если хочешь делать хорошо.

Источник

Хорей – что означает? Определение, значение, примеры употребления

Ищешь, что значит слово хорей? Пытаешься разобраться, что такое хорей? Вот ответ на твой вопрос:

Значение слова «хорей» в словарях русского языка

Хорей это:

Хоре́й ( «плясовой» от «хоровая стопа; размер»), арх. трохе́й — двухсложный стихотворный размер (метр), стопа которого содержит долгий и следующий за ним краткий (в квантитативном стихосложении) или ударный и следующий за ним безударный (в силлабо-тоническом, в том числе классическом русском, стихосложении) слоги.

Хорей

1.Двухсложный стихотворный размер, стопа которого содержит ударный ( долгий ) и следующий за ним безударный ( короткий ) слог.

2. разг.Стихотворения, написанные таким размером. II м.Длинный шест, используемый для управления оленьими или собачьими упряжками.

Хорей

( гр. choreios choros круговой танец) двухсложный стихотворный размер, строфа которого содержит ударный (долгий) и безударный (краткий) слог (- w), напр. : терек | воет, | дик и | злобен (Лермонтов).

Хорей

1. м.
1) Двухсложный стихотворный размер, стопа которого содержит ударный — долгий — и следующий за ним безударный — короткий — слог.
2) разг. Стихотворения, написанные таким размером.

2. м. Длинный шест для управления упряжными оленями или собаками.

Хорей

Хорей

[гр. choreiosдвухсложный стихотворный размер, строфа которого содержит ударный (долгий) и безударный (краткий) слог (- w), напр.: (лермонтов).

Хорей

1 двухсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге хорей 2 шест, которым управляет ездовыми оленями, собаками

Хорей

(греч. choreios, букв. — плясовой), трохей (греч. trochaios, букв. — бегущий), стихотворный метр с сильными местами на нечетных слогах стиха («Я пропАл, как звЕрь в загОне», Б. Л. Пастернак). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического хорея — 4-, 6-стопный, с сер. 19 в. — 5-стопный.

Хорей

1. м.
1) Двухсложный стихотворный размер, стопа которого содержит ударный — долгий — и следующий за ним безударный — короткий — слог.
2) разг. Стихотворения, написанные таким размером.

2. м. Длинный шест для управления упряжными оленями или собаками.

Хорей

хорея, м. (обл.). Длинный шест, употр для управления упряжными оленями.

Хорей

хорея, м. (от греч. choreios из cho reios pus – хоровая стопа, хоровой размер (лит.). Двусложная стихотворная стопа (ударением на первом слоге, напр. буря | мглою | небо | кроет (Пушкин). Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить. Пушкин.

Хорей

— (от греч. choreios — плясовой

Хорей

Хорей

Хорей

двухсложный стихотворный размер (метр), стопа которого содержит долгий (или ударный) слог и следующий за ним краткий (или безударный) слог

Где и как употребляется слово «хорей»?

Кроме значения слова «хорей» в словарях, рекомендуем также ознакомиться с примерами предложений и цитат из классической литературы, в которых употребляется слово «хорей».

Так вы сможете гораздо легче понять и запомнить, как правильно употребляется слово «хорей» в тексте и устной речи.

Примеры употребления слова «хорей»

Наконец, обвинение гласило, что церковный органист допустил в одно из воскресений участие в церковном хоре женщины.

В школьном хоре поют 2 мальчика, танцуют четверо, а в театральном кружке занимаются столько мальчиков, сколько в хоровом и танцевальном кружках вместе.

Конечно, иной раз хочется в общем хоре такое соло рвануть, чтобы все услышали!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *