Хоровой концерт что это

Хоровой концерт что это. Смотреть фото Хоровой концерт что это. Смотреть картинку Хоровой концерт что это. Картинка про Хоровой концерт что это. Фото Хоровой концерт что это

СОДЕРЖАНИЕ

Задний план

Священные песнопения и многоголосие (многоголосное пение), характерное для многих народных и светских музыкальных произведений, было трудно примирить. Восточные церкви в конечном итоге ослабили свои ограничения на исполнение полифонических песнопений, и в семнадцатом веке начала развиваться многоголосная церковная музыка. Однако запрет Греческой православной церкви на использование музыкальных инструментов в церкви оставался в силе. Этот запрет был результатом желания оставаться верными древней византийской традиции пения а капелла.

В долгом восемнадцатом веке православная церковная музыка в Российской империи пережила период вестернизации ; этому способствовало почти повсеместное распространение итальянской музыки, а также передача полифонического пения из католической Польши и Литвы православным христианам и византийским католикам в Украине и России. Популярность этой музыки, а также широкое распространение полифонической церковной музыки привели к почти полному прекращению использования традиционных песнопений.

Разработка

Композиторы

После смерти Бортнянского вклады в поле были ограничены. Алексей Львов написал 5 хоровых концертов, ни один из которых сегодня малоизвестен. Тем не менее, он написал несколько постных текстов в манере, которая связала стиль Бортнянского с ранней романтической чувствительностью. Александр Архангельский написал 20 концертов в подобном «эмоционально заряженном стиле».

Поздние хоровые концерты

Ряд поздних русских композиторов отдали дань уважения старомодному стилю хоровых концертов. Предоставляется выбранный список.

Источник

Русская музыкальная культура XVIII века. Хоровой концерт.

Хоровой концерт что это. Смотреть фото Хоровой концерт что это. Смотреть картинку Хоровой концерт что это. Картинка про Хоровой концерт что это. Фото Хоровой концерт что это Хоровой концерт что это. Смотреть фото Хоровой концерт что это. Смотреть картинку Хоровой концерт что это. Картинка про Хоровой концерт что это. Фото Хоровой концерт что это Хоровой концерт что это. Смотреть фото Хоровой концерт что это. Смотреть картинку Хоровой концерт что это. Картинка про Хоровой концерт что это. Фото Хоровой концерт что это Хоровой концерт что это. Смотреть фото Хоровой концерт что это. Смотреть картинку Хоровой концерт что это. Картинка про Хоровой концерт что это. Фото Хоровой концерт что это

Хоровой концерт что это. Смотреть фото Хоровой концерт что это. Смотреть картинку Хоровой концерт что это. Картинка про Хоровой концерт что это. Фото Хоровой концерт что это

Хоровой концерт что это. Смотреть фото Хоровой концерт что это. Смотреть картинку Хоровой концерт что это. Картинка про Хоровой концерт что это. Фото Хоровой концерт что это

Среди жанров, с которыми связано формирование национальной композиторской школы, особое место занимает хоровой концерт. Именно в этом жанре, относящемся к сфере духовной музыки, в XVIII веке были созданы произведения, сравнимые по художественному совершенству с высшими достижениями европейской музыкальной классики.

Расцвет русской хоровой музыки XVIII века был подготовлен всей историей её многовекового развития в лоне церковного искусства и народного творчества. Хоровое пение звучало по всей стране. Хор имелся в каждом церковном приходе, сельском или городском, хоровые коллективы содержали многие помещики и купцы, хоры организовывались простыми любителями музыки. Центром хорового искусства оставался придворный хор, который в 1762 году получил название Придворная певческая капелла.

До середины XVIII века ведущим жанром русской духовной музыки оставался партесный концерт, история которого восходит к предыдущему столетию. Однако стиль партесного многоголосия, воплотивший эстетические идеалы эпохи барокко, постепенно утрачивал свою актуальность. В последней трети XVIII века, с появлением нового стилистического направления – классицизм – духовный хоровой концерт получает новую жизнь.

Создателями духовного концерта эпохи классицизма явяются два выдающихся русских композитора – М.С.Березовский и Д.С.Бортнянский. Их концерты продолжают исконно русскую традицию хорового пения а cappella, к которым оба композитора имели непосредственное отношение: они начинали свою музыкальную деятельность как певчие, до конца жизни были связаны с Придворной певческой капеллой и прекрасно знали возможности хора. Вместе с тем и Бортнянским, и Березовский получили замечательное образование в Италии и в совершенстве владели всеми европейскими приёмами композиции. В их духовных концертах национальное и европейское стали основой органичного синтеза, к осуществлению которого только подходила русская музыка светских жанров.

В отличие от многохорных партесных концертов хоровые концерты эпохи классицизма предназначались для исполнения одним хором на четыре голоса (реже встречались двухорные концерты). По типу композиции они представляли собой крупные, развитые циклические произведения, не связанные непосредственно с канонами богослужебного пения. Концерты основывались на сопоставлении трёх-четырёх частей, контрастных по темпу (быстро – медленно – быстро или медленно – медленно – быстро – медленно) и типу изложения (последняя часть обычно фуга).

Не только по структуре, но и по значению в исполнительской практике, и по глубине содержания русские хоровые концерты можно уподобить западноевропейских симфониям, а их эмоциональная яркость позволяет судить о влиянии оперы. Концерты звучали и в церкви, в кульминационные моменты богослужения, при дворе, во время торжественных церемоний, и в условиях светского домашнего музицирования. Писались концрты на тексты псалмов. Особенность этих библейских текстов в том, что они способны выразить как всеобщие религиозные чувства, так и интимные человеческие переживания самого разного характера. «Песни восхваления и мольбы», псалмы могут быть торжествующим славословием или тихой жалобой. Они повествуют о путях добра и зла, о духовных радостях и житейских скорбях, о восторге перед величием Творца и совершенством его творения, о сокрушении в содеянном грехе и тоске по Богу. Всё это многообразное содержание нашло отражение в лучших духовных концертах Березовского и Бортнянского.

М.С.Березовский и его хоровой концерт «Не отвержи меня во время старости». Жизнь Максима Созонтовича Березовского (1745-1777) была коротка, судьба – трагична. По сей день она таит немало загадок – не все факты биографии Березовского подтверждены. Композитор родился на Черниговщине. Его детство прошло в городе Глухове – тогдашней столице Левобережней Украины. Со времён Елизаветы там существовала знаменитая хоровая школа, готовившая музыкантов для Придворной певческой капеллы в Петербурге. До 1758 года Березовский учился Киевской духовной академии, где раскрылись его музыкальные способности. В 1758 году благодаря своему прекрасному голосу он был перевезён в Петербург и определён на службу в Ораниенбаумский театр, находящийся при дворе наследника престола Петра Фёдоровича. В 1759 году Березовский начал исполнять ответственные сольные партии в операх итальянских композиторов. Работая в театре, Березовский продолжал обучаться музыке, брал уроки вокала и композиции у итальянских педагогов. Воцарение Петра III и дворцовый переворот 1762 года мало отразились на судьбе Березовского – при Екатерине II он оставался служить в итальянской придворной труппе. Возможно, он пел также и в Придворной певческой капелле.

Хоровой концерт что это. Смотреть фото Хоровой концерт что это. Смотреть картинку Хоровой концерт что это. Картинка про Хоровой концерт что это. Фото Хоровой концерт что это

Композиторский дар Березовского раскрылся в создании древнерусских произведений на древнерусские тексты. В 1760-е годы он сочинил несколько духовных концертов, которые были исполнены Придворной певческой капеллой и вызывали «восхищение знатоков и одобрение двора». Уже ранние хоровые произведения Березовского позволили современникам высоко оценить его мастерство в соединении традиций классической гармонии и приёмами полифонического письма.

В мае 1769 года в жизни Березовского начался новый период. Для совершенствования музыкального образования композитор был направлен в Италию. В течение двух лет он обучался в одном из крупнейших европейских центров музыкального образования – знаменитой Болонской академии, где тогда преподавал выдающийся теоретик и педагог падре Мартини. 15 мая 1771 года, выдержав сложный экзамен, Березовский получил звание академика Болонской академии, которон открывало путь к широкому признанию в Европе (на полгода раньше такого же звания был удостоен юный Моцарт). В 1773 году по заказу из Ливорно композитор написал оперу- seria «Демофонт». Её премьера прошла с большим успехом, что было отмечено в ливорнской газете. На сегодняшний день известны лишь несколько арий из этой оперы. Из инструментальных произведений итальянского периода до нас дошли Соната до мажор для скрипки и чембало и Симфония до мажор, которая вероятно служила увертюрой к опере.

Концерт «Не отвержи меня во время старости» (ре минор) представляет собой цикл из четырёх частей: Adagio, Allegro, Adagio, Moderato (Fuga). Их последовательность обусловлена не только сменой настроений. С помощью средств музыкальной выразительности каждая часть концерта приобретает двоякий смысл: испытания человеческой жизни воспринимаются сквозь призму евангельской истории, становясь отражением страданий, выпавших на долю Иисуса.

Так, I часть, Adagio, повествует о неумолимом приближении смерти. Мерный ритм шага, уступчатый восходящий мотив, служащий основой темы фуги, порядок вступления голосов, также выстраивающийся снизу вверх, словно рисуют известный всему христианскому миру эпизод евангельской истории – Шествие на Голгофу. Однако и национальная природа произведения сразу проявляет себя: тип мелодики – песенный, что придаёт всему концерту характер искреннего, интимного переживания.

Грозные аккорды открывают II часть, Allegro, резко контрастирующую начальному Adagio. В ней говорится о врагах, подстерегающих душу оставленного Богом человека. II часть наиболее дробна по фактуре, так как музыка, следуя за текстом, воплощает и отчаяние человека (экспрессивные возгласы «и стрегущие душу мою», и тайное торжество врагов (многократно повторенные слова «Бог оставил есть его» озвучены последовательность тихих мажорных аккордов в остинатном, как бы пританцовывающем ритме). Завершающим разделом Allegro становится агрессивное фугато. Энергичное движение с активным затактом, акцентированное диссонансом на сильных долях живо запечатлевают сцену преследования («пожените и имите его», то есть «догоните и схватите его»), которая может напомнить евангельский эпизод бичевания. Враждебный характер образа подчёркнут резким звучанием слова «несть» («нет»), повторенного и выделенного паузами у всего хора.

Энергичная финальная фуга (Moderato) утверждает неотвратимость победы добра над злом и веру в конечное торжество Всевышнего. («Да постыдятся и исчезнут оклеветающие душу мою»). Финал отличает исключительная внутренняя собранность и целеустремлённость, чему способствует начальный мотив темы с настойчивыми репетициями, которые продолжают звучать и в противосложении.

При значительном темповом контрасте частей, разнообразии фактуры, динамики, тембровой окраски цикл обнаруживает значительное интонационное единство: темы фуг первой и четвёртой частей мелодически сходны, к ним примыкает фугато II части. Большая роль полифонической форм не мешает оценить гармоническое богатство концерта. Моменты тональных отклонений и особо предпочитаемые композитором субдоминантовые аккорды, в том числе альтерированные, часто подчёркиваются таинственным «замираем» звучности.

Так, концерт Березовского «Не отвержи меня во время старости» становится одним из первых образцов воплощения той идеи соединения русского мелоса с европейской классической полифонией, которую в последующие два столетия будут развивать Глинка и Танеев, что еще раз подтверждает огромное художественное значение данного произведения.

Хоровые концерты Д.С.Бортнянского. С именем Дмитрия Степановича Бортнянского (1751 – 1825) связан расцвет русской хоровой музыки на рубеже XVIII-XIX веков. Им создано более 100 хоровых произведения, в том числе 35 хоровых концертов и 10 концертов для двух хоров. При этом необходимо отметить, что творчество Бортнянского не ограничивалось хоровыми жанрами. Среди русских композиторов XVIII века он выделяется исключительной широтой жанрового диапазона. Перу Бортнянского принадлежат также оперы, Концертная симфония, сочинения различных камерно-инструментальных жанров и камерно-вокальные произведения.

Начальное музыкальное образование Бортнянский получил в Певческой школе города Глухова, созданной для того, чтобы готовить одарённых детей из Украины для Придворной певческой капеллы в Петербурге. Уже в 1759 году, в возрасте восьми лет, Бортнянский был перевезён в столицу и зачислен в Придворную певческую капеллу, где продолжил обучение пению и теории музыки. В качестве певчего Бортнянский участвовал в придворных концертах, а с середины 60-х годов – и в оперных спектаклях. Тогда же под руководством Б.Галуппи он начал заниматься композицией.

В 1768 году для продолжения музыкального образования у Галуппи Бортнянский уехал в Италию, где прожил до 1779 года. Посетив с научной целью несколько итальянских городов, в том числе Болонью, где располагалась знаменитая Музыкальная академия, композитор осваивает разные европейские жанры, прежде всего, оперу-seria. Во второй половине 1770-х годов в Италии были с успехом исполнены три его оперы – «Креонт», «Алкид» и «Квинт Фабий».

Профессиональная деятельность Бортнянского по возвращению в Россию связана в основном с Придворной певческой капеллой. В 1779 году он был назначен её капельмейстером, с 1796 года – управляющим, затем директором. Соответственно, главной областью его творчества стала духовная хоровая музыка. Во второй половине 1780-х годов, когда Бортнянский занимал также место капельмейстера при дворе наследника престола Павла Петровича, композитор обращался к светским жанрам. В 1786-1787 годах для придворных спектаклей, исполнявшихся силами любителей из числа светской знати, он написал три оперы на французские тексты – «Празднество сеньора», «Сокол» и «Сын-соперник». Со службой при дворе связано также создание инструментальных произведений – клавирных пьес, сонат, камерных ансамблей, Концертной симфонии.

Хотя музыкальный язык Бортнянского близок раннеклассическому европейскому искусству, он сумел создать свой индивидуальный стиль. Талант композитора особенно ярко раскрылся в лирической образной сфере образности. При этом его произведения отличаются ясностью форм и выразительностью мелодики, в которой своеобразно претворились особенности национальной вокальной музыки. В наибольшей степени это проявилось в хоровых сочинениях, которые принесли Бортнянскому прижизненный успех и широкую посмертную славу, далеко выходящую за рамки его эпохи.

В творчестве Бортнянского нашёл обобщение огромный опыт хорового письма, накопленный отечественной духовной музыкой за её многовековую историю. Композитор специально занимался обработкой знаменных песнопений. Он первым осуществил их гармонизацию с учётом норм современного гомофонно-гармонического стиля, но и с пониманием особенностей старинной церковной монодии. Вместе с тем Бортнянский воспринял влияние партесной школы, испытал воздействие стилистики кантов. Многие из найденных им приёмов были унаследованы русскими композиторами-классиками, от Глинки до Рахманинова.

Хоровую музыку Бортнянского отличает богатое образное содержание. Среди духовных концертов можно встретить торжественные, гимнические и светлые, пасторальные. Но наиболее близкой дарованию композитора оказалась сфера скорбно-элегической лирики, которая раскрылась в минорных концертах. Лучшими из них по праву считают ре минорный (№33) и до минорный (№32), который особенно любил Чайковский.

I часть концерта – удивительно проникновенное выражение человеческой мольбы. Исходная интонация обращения, представляющая собой краткий восходящий мотив, сменяется протяжённым ниспадающим движением, завершающимся бессильно никнущей малой секундой. Паузы-вздохи, отделяющие фразы друг от друга сообщают музыкальной речи особую трепетность. А постоянная смена нарастаний и затуханий звучности передаёт ощущение приливов душевной боли.

II часть проникнута сосредоточенным молитвенным настроением, которое приносит облегчение страданий. Она написана в ля-бемоль мажоре и выдержана в хоральной фактуре. В таких условиях по-прежнему присутствующий в мелодии нисходящий поступенный ход приобретает характер светлой возвышенности.

Финальная фуга, воплощающая стремление обрести душевную крепость, отличается волевой энергией и мужественностью. Лирические интонации отступают здесь на второй план. Основная тема, изложенная канонически, начинается восходящим кварто-квинтовым мотивом, решительность которого подчёркнута репетициями. Лишь в продолжении развития темы вновь появляется плавное нисходящее движение, напоминающее о предыдущих частях. Подобное интонационные связи придают произведению единство, свойственное лирическому высказыванию

Явившись высшим достижением в развитии русской музыки XVIII века, хоровые концерты Бортнянского и Березовского оказали влияние и на будущее развитие отечественного музыкального искусства. Велико их значение в освоении крупной циклической формы, необходимой для работы с инструментальными жанрами. Не менее существенна роль духовной хоровой музыки в подготовке оперного и кантатно-ораториального стиля XIX века. Одно из важнейших открытий этого жанра – возможность органичного сочетания исконно русских музыкальных традиций с современными приёмами европейской композиции, осуществление подобного синтеза будет необходимым условием формирования национальной музыкальной классики.

Источник

Хоровой концерт что это

Хоровой концерт что это. Смотреть фото Хоровой концерт что это. Смотреть картинку Хоровой концерт что это. Картинка про Хоровой концерт что это. Фото Хоровой концерт что это

Хоровой концерт что это. Смотреть фото Хоровой концерт что это. Смотреть картинку Хоровой концерт что это. Картинка про Хоровой концерт что это. Фото Хоровой концерт что это

Учебное пособие по музыкальной литературе
для 3–4 классов ДМШ

ТЕМА СЕДЬМАЯ
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ,СВЯЗАННЫЕ СО СЛОВОМ (ВОКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ)

9. Жанры хоровой музыки

Хоровое пение имеет такую же древнюю историю, как и пение одноголосное. Вспомним, что древние обрядовые песни поются коллективно. Правда, все поют одну и ту же мелодию, поют в унисон. Много веков подряд хоровое пение оставалось унисонным, то есть фактически одноголосным. Первые образцы хорового многоголосия в европейской музыке относятся к Х веку.

В народной музыке вы встречали многоголосие в протяжных песнях. От народного многоголосия пошла традиция исполнять песни хором. Иногда это просто переложения одноголосных песен для хора, а иногда песни, специально предназначенные для хорового исполнения. Но хоровая песня — это не самостоятельный жанр, а одна из разновидностей жанра песни.

Хоровая миниатюра

Хоровая миниатюра — это небольшое произведение для хора. В отличие от песни, в хоровой миниатюре более развита многоголосная хоровая фактура, часто используется полифонический склад. Многие хоровые миниатюры написаны для хора без сопровождения (для обозначения хора без сопровождения употребляется итальянский термин a cappella — «а капéлла»).

Вот как использует хоровую фактуру русский композитор Виссарион Яковлевич Шебалúн в хоровой миниатюре «Зимняя дорога» на стихи А. С. Пушкина (оригинал в си-бемоль миноре):

Здесь композитор выделяет партию сопрано как главную мелодию, остальные голоса «эхом» подхватывают их фразы. Они поют эти фразы аккордами, которые поддерживают партию первых сопрано подобно инструментальному аккомпанементу. В дальнейшем фактура усложняется, временами ведущая мелодическая линия будет появляться и в других голосах.

Хоровой концерт

Несмотря на такое «концертное» название, этот жанр не предназначался для концертного исполнения. Хоровые концерты звучали в православной церкви во время торжественной, праздничной службы. Это жанр русской православной духовной музыки.

Хоровой концерт — это уже не миниатюра, а крупное многочастное произведение. Но и не цикл миниатюр. Его можно назвать музыкальной «повестью» в нескольких «главах», каждая новая часть хорового концерта является продолжением предыдущей. Обычно между частями есть небольшие паузы, но иногда части перетекают друг в друга без перерыва. Все хоровые концерты написаны для хора a cappella, поскольку музыкальные инструменты в православной церкви запрещены.

В наше время появились и светские хоровые концерты. Например, в творчестве Г. В. Свиридова.

Кантата

Вы уже, наверно, почувствовали, что это слово однокоренное со словом «кантилена». «Кантата» тоже происходит от итальянского «canto» («пение») и означает «произведение, которое поют». Это название возникло в начале XVII века вместе с названиями «соната» (произведение, которое играют) и «токката» (произведение, которое играют на клавишных инструментах). Сейчас смысл этих названий немного изменился.

С XVIII века под кантатой понимают не любое произведение, которое поют.

По своему строению кантата похожа на хоровой концерт. Так же как и хоровые концерты, первые кантаты были духовными произведениями, но не в православной, а в католической западноевропейской церкви. Но уже в XVIII веке появляются и светские кантаты, предназначенные для концертного исполнения. Множество духовных и светских кантат написал И. С. Бах.

В XIX веке жанр кантаты становится менее популярным, хотя многие композиторы продолжают писать кантаты.

В ХХ веке этот жанр снова возрождается. Замечательные кантаты создали С. С. Прокофьев, Г. В. Свиридов, Альфред Гарриевич Шнитке, выдающийся немецкий композитор Карл Орф, современный петербургский композитор Геннадий Иванович Банщиков.

Оратория

Слово «оратория» первоначально означало совсем не музыкальный жанр. Ораториями назывались помещения для молитвы в храмах, а также молитвенные собрания, которые проходили в этих помещениях.

Служба в католической церкви шла на латинском языке, на котором уже никто не говорил. Его понимали только образованные люди — главным образом, сами священники. А чтобы прихожанам тоже было понятно, о чём идёт речь в молитвах, устраивались театрализованные представления на религиозные сюжеты — литургические драмы. Они сопровождались музыкой и пением. Вот из них-то и возник в XVII веке жанр оратории.

Как и в кантате, в оратории принимают участие певцы-солисты, хор и оркестр. Оратория отличается от кантаты двумя признаками: гораздо бóльшим размером (до двух, двух с половиной часов) и связным повествовательным сюжетом. Старинные оратории создавались, как правило, на библейские сюжеты и были предназначены как для церковного, так и для светского исполнения. В первой половине #null особенно прославился своими ораториями #null — немецкий композитор, много лет проживший в Англии. В конце XVIII века интерес к оратории ослабевает, но в Англии всё ещё помнят и любят оратории Генделя. Когда австрийский композитор Гайдн в 1791 году посетил Лондон, он пленился этими ораториями и вскоре сам написал три огромных произведения в этом жанре: «Семь слов Спасителя на кресте», «Времена года» и «Сотворение мира».

В XIX веке композиторы создавали оратории, но успеха они не имели, так же как и кантаты. Их вытеснила опера. В ХХ веке снова появились значительные произведения этого жанра — такие, как «Жанна д’Арк на костре» французского композитора Артюра Онеггéра, Патетическая оратория Свиридова по поэме Владимира Владимировича Маяковского «Хорошо». В 1988 году значительным событием музыкальной жизни Петербурга стало исполнение оратории Анатолия Александровича Королёва «Житие князя Владимира» на древнерусский сюжет.

Источник

Хороведение

Хороведение

Хоровое творчество

Виды хоровой музыки.

Существуют два вида хорового исполнительства: пение a cappella – пение без инструментального сопровождения и хоровое пение с инструментальным сопровождением

Наиболее характерным для хорового искусства является пение a cappella. Эта музыка предполагает воплощение художественного замысла исключительно вокально-хоровыми средствами. Пение a cappella – исторически самый древний вид хоровой музыки как в народном, так и в профессиональном искусстве.

Инструментальное сопровождение вносит в хоровое звучание свои особенности. С одной стороны оно облегчает исполнение, создавая устойчивую интонационную поддержку. С другой, лишает хоровое пение с присущим ему нетемперированным, чисто вокальным строем интонационной остроты и тонкости. Наличие сопровождения значительно обогащает возможности хора: разнообразие выразительных средств, интонационная поддержка, возможность «отдыха» хора во время исполнения инструментальных эпизодов – все это способствует созданию масштабных композиций для хора с сопровождением.

Жанры хоровой музыки:

М. Глинка «Патриотическая песня»

А. Даргомыжский «Ворон к ворону летит»

А. Алябьев «Песня о молодом кузнеце»

П.Чайковский «Без поры, да без времени»

Г.Свиридов «Как песня родилась»

Р. Шуман «Ночная тишина», «Вечерняя звезда»

С.Танеев «Серенада», «Венеция ночью», «Вечер», «Сосна»

П.Чесноков «Альпы», «Август»

В.Шебалин «Утес», «Зимняя дорога»

М Березовский «Не отвержи меня во время старости»

Д.Бортнянский «Хоровой концерт»

В.Калинников «На старом кургане», «Осень»

С.Рахманинов «Концерт для хора»

С.Танеев «На могиле», «Развалину башни», «Звёзды»

В.Салманов «Издалёка», «15 ран»

Г.Гендель. Оратория «Самсон», «Мессия»

И.С.Бах Кантаты. Месса си минор

С.Танеев. Кантата «Иоанн Дамаскин»

С.Рахманинов. Поэма «Колокола»

Г.Саиридов «Патетическая оратория»

В.Салманов «Лебедушка» (хоровой концерт), Оратория- поэма «Двенадцать»

В.Гаврилин «Перезвоны» (хоровое действо)

К.Орф «Кармина Бурана» (сценическая кантата)

Х. Глюк «Орфей» («О, если в роще сей»)

Дж. Верди «Аида» («Кто там с победой к славе»)

М. Глинка «Иван Сусанин» («Родина моя», «Славься»), «Руслан и Людмила» («Лель таинственный»)

М. Мусоргский «Борис Годунов» (Сцена под Кромами), «Хованщина» (Сцена встречи Хованского)

П.Чайковский «Евгений Онегин» (Сцена бала), «Мазепа» («Я завью венок»)

Н.Римский- Корсаков «Псковитянка» (Сцена вече), «Снегурочка» (Проводы Масленицы)

8. Переложение сольной песни для хора с солистом.

9. Переложение инструментального произведения для хора

И.С.Бах-Ш.Гуно «Ave Maria»

Р.Шуман «Грезы» – переложение для хора М.Климова

Хоровая фактура

Три вида фактуры: монодическая (унисон, октавный унисон), гармоническая (аккордовая, гомофонно-гармоническая), полифоническая (имитация, подголосок, фуга).

Хоровое исполнительство

Формы современного хорового исполнительства: хоры профессиональные и любительские; хоры академические и народные; хоры a cappella и хоры с инструментальным сопровождением; хоры взрослые и детские; хоры, являющиеся самостоятельной исполнительской единицей или частью более крупного исполнительского ансамбля.

Форма хорового исполнительства определяется комплексом исполнительских задач: составом исполнителей; репертуаром; характером певческого звука.

В хоровом певческом искусстве принято различать два исполнительских направления: академическое и народное.

Академические хоры имеют единое условие работы – академическую манеру пения. Основные признаки академического хора:

Основные признаки народного хора:

Хоровой коллектив

Основатель хороведения, П.Г. Чесноков даёт такое определение хора: «Хор – это такое собрание поющих, в звучности которого есть строго уравновешенный ансамбль, точно выверенный строй и художественные, отчетливо выработанные нюансы …»

При характеристике состава хора, необходимого для исполнения данного произведения, учитывается:

Структура хора определяется, прежде всего, его типом и видом.

Тип хора – это характеристика составляющих певческих голосов. Распространены следующие типы хоров:

Вид хора свидетельствует о количестве хоровых партий, входящих в его состав. Исходя из этого, хоры бывают одноголосные, двухголосные, трехголосные, четырёхголосные и т. д.

Хоровые партии и составляющие их голоса

Хоровая партия первых сопрано составляется в основном из лирических сопрано. Более тяжелые голоса помещаются в партии второго и третьего сопрано. Общий диапазон партий сопрано: до 1 октавы – до 3 октавы. Рабочий диапазон – ми-бемоль-ми 1 октавы – си-бемоль 2 октавы. Нижний регистр у сопрано звучит слабо, приглушенно. Верхний регистр у сопрано звучит ярко. блестяще. Сопрано часто выполняет функцию основного мелодического голоса, поэтому оно должно обязательно обладать ярким. красивым тембром.

Партия альтов состоит из меццо-сопрано и контральто.

Партия первых альтов состоит из лирических меццо-сопрано. Лучшая зона звучания: до 1 октавы – ре 2 октавы. Партия 2 альтов состоит из драматических меццо-сопрано и контральто. Наиболее выразительным и динамичным звучит эта партия от соль малой октавы до си 1 октавы. Технически она мало подвижна. Унисон альтовой партии дает ровное, полное, насыщенное звучание на протяжении всего рабочего диапазона от соль малой октавы до ми 2 октавы.

Тенора – высокие мужские голоса. Тенора-альтино – самые высокие, легкие и подвижные голоса с диапазоном от ре – ми малой октавы до ми – фа 2 октавы, наличие их в хоре способствует достижению яркой, звонкой, легкой звучности в верхнем регистре теноровой партии. Основу хоровой партии 1 теноров составляют лирические тенора, 2 теноров – драматические. Общий диапазон до малой октавы – до 2 октавы.

Басы – низкие мужские голоса. К хоровой партии относятся баритоны. Диапазон баритонов от ля большой октавы до ля-бемоль 1 октавы. Высокие басы отличаются от баритонов большой мягкостью, компактностью звучания в средней и верхней части диапазона. Общий диапазон басов ми-фа большой октавы – ми-фа 1 октавы. Особую группу партии 2 басов составляют октависты. В хоре их бывает один-два. Это очень низкие басы, тяжелые, малоподвижные голоса. Их диапазон от ля контроктавы до до 1 октавы, но используются только низкие звуки, редко фа контроктавы.

Детский голос

Выразительные и технические возможности детских хоров тесно связаны с возрастными особенностями состава. По возрастному признаку детские хоры можно разделить на 4 группы:

— дошкольный хор – 5- 7 лет;

— младший школьный – 1- 3 классы;

— старший школьный – 7- 10 классы.

Хор, состоящий из детей от 6 до 10 лет, характеризуется легким, фальцетным, небольшой силы звучанием от piano до mezzo forte. Голоса не имеют ярко выраженного индивидуального тембра. Нет различия голосов мальчиков и девочек.

Мальчики в профессиональных учебных заведениях имеют диапазон: дисканты – ми 1 октавы – соль, ля 2 октавы, альты – ля малой октавы до 2 октавы. В обычных школьных хорах рабочий диапазон детского хора составляет первую октаву. Репертуар состоит из одноголосных и двухголосных произведений. Хор, состоящий из детей среднего школьного возраста, отличается большей насыщенностью и динамичностью звука. У мальчиков хотя и преобладающим является головное звучание, серебристое, металлическое, появляется и грудное звучание.

На практике наблюдается разнообразие диапазонов голосов детей. Однако обычные школьные хоры имеют диапазон от ля, си малой октавы – до фа, соль 2 октавы.

Исполнительские возможности среднего школьного хора весьма широки. Репертуар разнообразен: от народных песен до произведений крупной формы многоголосного склада.

В старшем школьном хоре (15 – 17) у девочек, в основном заканчивается формирование голоса. У мальчиков, напротив. Идет активный процесс мутации. В период мутации происходит сложная перестройка всего организма – нервной системы, сердца, дыхательных органов. Считается, что петь в период мутации полезно, однако нельзя пользоваться крайними звуками диапазона, форсировать и напрягать голос. Диапазон теноров и басов в старшем школьном хоре бывает: от ре малой октавы до ре 1 октавы.

Практика показывает, что мутация у мальчиков протекает различно в зависимости от индивидуальных особенностей развития организма, но при правильной организации певческой работы сроки острого периода сокращаются до 3-4 недель, а течение проходит практически безболезненно. В послемутационный период голоса юношей не обладают большой громкостью и вокальной выносливостью.

Детским голосам в целом свойственны прозрачность, мягкость, острота интонирования, способность к идеальному строю и ансамблю. Детские хоры обладают большими исполнительскими возможностями.

Лучшие детские хоры: Московский хор мальчиков; Детский хор Радио и Телевидения; Хор мальчиков хорового училища Санкт-Петербургской Государственной Капеллы им. М.И. Глинки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *