Христианская эсхатология связана с убеждением что

Эсхатология

Эсхатоло́гия (от греч. ἔσχατος (эсха­тос) – конеч­ный, послед­ний, и λόγος (логос): слово, рече­ние) – пра­во­слав­ное учение о конеч­ных судь­бах мира и чело­века.

Пра­во­слав­ная эсха­то­ло­гия может быть раз­де­лена на эсха­то­ло­гию посмерт­ного чело­ве­че­ского суще­ство­ва­ния (част­ную) и эсха­то­ло­гию гря­ду­щих судеб чело­ве­че­ства и мира (общую).

Гря­ду­щими эсха­то­ло­ги­че­скими собы­ти­ями для всего чело­ве­че­ства станут собы­тия, опи­сан­ные в ряде вет­хо­за­вет­ных и ново­за­вет­ных Книг Свя­щен­ного Писа­ния, осо­бенно подробно – в Апо­ка­лип­сисе, напри­мер, миро­вые ката­строфы, явле­ние лже­про­ро­ков и анти­хри­ста, вос­кре­се­ние мерт­вых, Второе При­ше­ствие и Суд над всеми людьми, тво­ре­ние новой земли и неба.

Эсха­то­ло­ги­че­ские тексты содер­жатся в Еван­ге­лиях по Матфею, Марку, Луке, в Книге Деяний святых Апо­сто­лов, в Книгах про­ро­ков: Дани­ила, Исаии, Иезе­ки­иля, Иоиля, Заха­рии и др.

Каковы отли­чия эсха­то­ло­гии вет­хо­за­вет­ной и ново­за­вет­ной?

Мес­си­ан­ские про­ро­че­ства и про­об­разы Вет­хого Завета пред­зна­ме­но­вали При­ше­ствие Мессии, а эсха­то­ло­ги­че­ские про­ро­че­ства ука­зы­вали на собы­тия, име­ю­щие про­изойти в послед­ние вре­мена. С при­ше­ствием на Землю Мессии евре­ями свя­зы­ва­лось воз­ве­ли­че­ние Изра­иля и его наци­о­наль­ного цар­ства как цар­ства Бога Изра­иля Яхве. Осо­бенно глу­бо­кое и бога­тое раз­ви­тие эсха­то­ло­гия древ­них евреев вместе с мес­си­ан­скими чая­ни­ями полу­чила во время Вави­лон­ского пле­не­ния и после него. Про­роки вло­жили в пред­став­ле­ние о цар­стве Божием высшее духов­ное содер­жа­ние. Это цар­ство не может иметь только наци­о­наль­ного зна­че­ния: его осу­ществ­ле­ние – конеч­ная реа­ли­за­ция святой воли Божией на земле – имеет уни­вер­саль­ное зна­че­ние для всего мира, для всех наро­дов. Оно опре­де­ля­ется, прежде всего, отри­ца­тельно как суд и осуж­де­ние, обли­че­ние и нис­про­вер­же­ние всех без­бож­ных язы­че­ских царств и вместе с тем всей чело­ве­че­ской неправды и без­за­ко­ния. Этот суд по своей уни­вер­саль­но­сти каса­ется не только языч­ни­ков, врагов Изра­иля: он начи­на­ется с дома Изра­иля, и, с этой точки зрения, все исто­ри­че­ские ката­строфы, пости­га­ю­щие народ Божий, пред­став­ля­ются зна­ме­ни­ями суда Божия, кото­рый оправ­ды­ва­ется самой верой Изра­иля, явля­ется боже­ственно необ­хо­ди­мым.

Испол­не­ние вет­хо­за­вет­ных чаяний явля­ется Новый Завет, однако бого­из­бран­ный еврей­ский народ по боль­шей части не захо­тел узнать в при­шед­шем Иисусе Христе своего Мессию. В ответ на то, что иудеи гор­ди­лись и над­ме­ва­лись своим про­ис­хож­де­нием от Авра­ама, и даже выстав­ляли это на вид Сыну Божию, Он воз­ве­стил: «Многие придут с востока и запада и воз­ля­гут с Авра­амом, Иса­а­ком и Иако­вом в Цар­стве Небес­ном» ( Мф.8:11 ). Кроме того, Сам Хри­стос име­ну­ется в Еван­ге­лии Царем Изра­и­ле­вым ( Мф.27:42 ). А Его Цар­ство, кото­рое не от мира сего ( Ин.18:36 ), объ­еди­няет всех тех, кто связан с Ним узами духов­ного род­ства. При­об­ще­ние людей к Цар­ству Божию, Новому Изра­илю, про­ис­хо­дит через Таин­ство Кре­ще­ния ( Ин.3:3-5 ).

Суще­ство­вали ли эсха­то­ло­ги­че­ские пред­став­ле­ния в язы­че­ском мире?

Пред­став­ле­ния о загроб­ном суще­ство­ва­нии – том­ле­ниях в под­зем­ном цар­стве мерт­вых, муче­ниях, стран­ство­ва­ниях в при­зрач­ном мире или упо­ко­е­нии и бла­жен­стве в стране богов и героев – были повсе­местно рас­про­стра­нены у язы­че­ских наро­дов, и это явля­ется ясным сви­де­тель­ством того, что такие пред­став­ле­ния не воз­никли из чело­ве­че­ской фан­та­зии, но сви­де­тель­ствуют о том, что душа помнит о своем бес­смер­тии. Однако язы­че­ские «рели­гии» стре­ми­лись обес­пе­чить своим адеп­там загроб­ное бла­жен­ство помимо их нрав­ствен­ных заслуг – посред­ством закли­на­ний или иных рели­ги­оз­ных средств, как это видно, напри­мер, у древ­них егип­тян и греков, а впо­след­ствии и у гно­сти­ков. Наряду с вопро­сом о судьбе еди­нич­ной чело­ве­че­ской лич­но­сти может в неко­то­рых язы­че­ских «рели­гиях» воз­ни­кал и вопрос о конеч­ной судьбе всего чело­ве­че­ства и всего мира, как это видно на при­мере древ­них гер­ман­цев (гибель богов и всего мира).

Когда появился термин «эсха­то­ло­гия»?

«Эсха­то­ло­гия» – срав­ни­тельно новый бого­слов­ский термин. Согласно данным сло­варя Merriam-Webster первые его стали исполь­зо­вать лишь в XIX веке (1838 г.) в англий­ском языке (Eschatology).

Закреп­лено ли дог­ма­ти­че­ски учение о конеч­ных судь­бах мира и чело­века?

Цер­ковь не уста­но­вила ни одного обще­обя­за­тель­ного дог­ма­ти­че­ского опре­де­ле­ния в обла­сти эсха­то­ло­гии, пишет прот. Сергий Бул­га­ков, если не счи­тать крат­кого сви­де­тель­ства Никео-Кон­стан­ти­но­поль­ского сим­вола о втором при­ше­ствии: «Чаю Вос­кре­се­ния мерт­вых и жизни буду­щаго века» (между тем Цер­ковь не отвер­гает бого­от­кро­вен­ного веро­учи­тель­ного авто­ри­тета и за мно­же­ством част­ных истин эсха­то­ло­ги­че­ского харак­тера, отме­чен­ных в Свя­щен­ном Писа­нии). В данном члене Сим­вола веры глагол «чаять» (προσδοκώ) нахо­дится одно­вре­менно и в полном соот­вет­ствии с гла­го­лом «верить» (πιστεύω). «Чаять» озна­чает твердо верить, ожи­дать что-либо как нечто совер­шенно опре­де­лен­ное, не под­ле­жа­щее ника­кому сомне­нию. Между поня­ти­ями чаяние и надежда есть некая раз­ница. Чаяние озна­чает ожи­да­ние с уве­рен­но­стью, в то время как надежда может, однако, быть лишь пси­хо­ло­ги­че­ским ожи­да­нием недо­ступ­ного. Поэтому хри­сти­ан­ская надежда твердо при­вя­зана к хри­сти­ан­ским чая­ниям.

Источник

Христианская эсхатология

Frashokereti
Шах Бахрам

Христианская эсхатология — раздел эсхатологии (от др.-греч. ἔσχατος — «конечный», «последний» + λόγος — «слово», «знание»), который отражает воззрения христиан на вопрос о конце света и Второго Пришествия Христа. Христианская эсхатология, подобно эсхатологии иудаизма, отвергает цикличность времени и провозглашает конец этого мира. [1]

Огромную роль для христианской эсхатологии играет хилиазм (или милленаризм) и мессианизм. Большинство христианских конфессий верит в ту или иную форму установления тысячелетнего царства, то есть милленаризм. Кроме того все христиане находятся в ожидании второго пришествия Мессии, явление которого и будет концом этого мира и установления царства Божьего, то есть мессианизм.

Содержание

Исторический обзор

Основные теологические направления

Исторически сложилось, что основные взгляды на конец мира у теологов связаны именно с милленаризмом, то есть с упоминающимся в книге Откровение Иоанна Богослова тысячелетним царством Христа:

Христианская эсхатология связана с убеждением что. Смотреть фото Христианская эсхатология связана с убеждением что. Смотреть картинку Христианская эсхатология связана с убеждением что. Картинка про Христианская эсхатология связана с убеждением что. Фото Христианская эсхатология связана с убеждением чтоИ увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет

Христианский диспенсационализм и теория «восхищения церкви»

Диспенсационалисты верили, что вся история человечества разделена на несколько периодов (диспенсаций) в рамках, которых Бог совершает определенные вещи.

Теология диспенсационалистов повлияла очень сильно на премилленариев и привнесла новые черты в это учение. Израилю и евреям отводилась отдельная роль в эсхатологии. В отличие от других богословов диспенсационалисты не верили в то, что церковь заменила собой Израиль в избрании Бога и, как результат в последние времена Израиль должен играть большую роль перед пришествием Христа. Диспенсационалисты верили в полное восстановление государственности Израиля и осуществление этого в 1948 году, восприняли, как знамение скорого возвращения Христа. Это объяснялось тем, что диспенсация язычников заканчивается и начинается восстановление отношений Бога с Израилем.

Особую роль в этой эсхатологической модели играет т. н. теория «восхищения церкви» (англ. Rapture). Ее суть в том, что церковь во время последних событий будет восхищенна с земли Иисусом Христом и на какое-то время на земле не будет церкви.

Христианская эсхатология связана с убеждением что. Смотреть фото Христианская эсхатология связана с убеждением что. Смотреть картинку Христианская эсхатология связана с убеждением что. Картинка про Христианская эсхатология связана с убеждением что. Фото Христианская эсхатология связана с убеждением чтоПотом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем

Другая особенность учения состояла в том, что непосредственному предшествию Христа должна предшествовать, т. н. «великая скорбь» (англ. Tribulation), то есть особенное время, когда Бог будет изливать ярость на всех живущих на Земле, в результате чего всех постигнет великая скорбь. Некоторые считают, что это период будет насчитывать 7 лет, другие 3,5 года.

Христианская эсхатология связана с убеждением что. Смотреть фото Христианская эсхатология связана с убеждением что. Смотреть картинку Христианская эсхатология связана с убеждением что. Картинка про Христианская эсхатология связана с убеждением что. Фото Христианская эсхатология связана с убеждением чтоИбо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет

Христианская эсхатология связана с убеждением что. Смотреть фото Христианская эсхатология связана с убеждением что. Смотреть картинку Христианская эсхатология связана с убеждением что. Картинка про Христианская эсхатология связана с убеждением что. Фото Христианская эсхатология связана с убеждением что
Христианская эсхатология связана с убеждением что. Смотреть фото Христианская эсхатология связана с убеждением что. Смотреть картинку Христианская эсхатология связана с убеждением что. Картинка про Христианская эсхатология связана с убеждением что. Фото Христианская эсхатология связана с убеждением чтоЯ сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца

В свою очередь премилленарии, то есть верящие в пришествие Христа до наступления тысячелетнего царства делятся на три группы в соответствии со своими взглядами на «великую скорбь» и восхищение церкви.

Основных теологических направлений в отношении «восхищения церкви», насчитывается три.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *