Хризотилцементные что это такое
БЕЗОПАСЕН ЛИ ХРИЗОТИЛЦЕМЕНТ?
Хризотилцемент – это строительный материал, в состав которого входят портландцемент (75-90%), вода (до 5%) и минеральное волокно хризотил (10-25%).
Хризотил или хризотил-асбест – уникальный природный минерал, который широко используется во многих сферах жизнедеятельности человека, в том числе и в строительстве. Россия считается мировым лидером по его добыче и переработке. Сегодня его включают в состав множества изделий, наименований которых более 3000.
Производители на рынке строительных изделий постоянно предлагают современные, новые аналоги на основе пластиков и металлов, однако они более дорогостоящие и не показывают таких прекрасных эксплуатационных характеристик как материалы из хризотилцемента. Однако из-за содержания в них асбеста в мире до сих пор ведутся споры о том, насколько они безвредны.
ВРЕДНЫЙ И БЕЗОПАСНЫЙ АСБЕСТ
До 1970-х годов асбест бесконтрольно использовала вся Европа и США, не разграничивая его по характеристикам. Добывали и использовали как безопасный хризотиловый асбест, так и вредный амфиболовый. Это повлекло за собой массовые заболевания и проблемы со здоровьем среди работников, добывающих амфибол-асбест. Волокна амфиболов с практически не выводятся из легких, чем наносят вред всему организму, т.к. могут спровоцировать тяжелые болезни. В связи с этим, добычу и использование амфиболового асбеста запретили во всем мире.
Хризотиловый асбест, в свою очередь, имеет совершенно иной, куда более безопасный состав. А его волокна выводятся из организма человека не более чем через 14 дней. За время пребывания в легких, они не успевают нанести повреждений легочной ткани.
При этом хризотил-асбест обладает множеством прекрасных эксплуатационных характеристик:
Безопасность хризотила давно доказана многими учеными и профильными НИИ из разных стран мира. Поэтому при соблюдении правил техники безопасности во время добычи хризотила, и при использовании средств индивидуальной защиты при работе с хризотилцементом, нет никакой опасности как для здоровья работников, так и для здоровья потребителей.
ШИФЕР ИЗ ХРИЗОТИЛЦЕМЕНТА И ЕГО ПРЕИМУЩЕСТВА
Хризотилцемент ( фиброцемент, асбоцемент) – один из видов строительных бетонов, в котором цемент со всех сторон обволакивает волокна хризотила. Именно волокна внутри хризотилцемента делают изделия из него такими прочными и практически звуконепроницаемыми.
Современные промышленные линии позволяют улучшать технологию изготовления изделий из хризотилцемента. За счет чего, например, новый отечественный шифер получает ряд неоспоримых достоинств:
Экологичность и природный состав – важнейшие качества хризотилцемента, доказанные исследователями многих стран мира. Можете быть уверены, что отечественный шифер изготавливается из полностью натурального сырья и не имеет в своем составе полимеров или формальдегидных смол, считающихся самыми главными загрязнителями воздуха.
Как это сделано: производство шифера и других изделий из хризотилцемента
На правах рекламы
Поэтому сегодня мы расскажем вам о материале, которым по сей день покрыта значительная часть крыш в Российской Федерации и на территории СНГ.
Как рождается хризотилцемент
Плоский лист, волнистый лист, трубы разного диаметра и прочности, декоративные отделочные материалы – вот самый скромный и общий список продукции их хризотилцемента. Как же происходит процесс производства хризотилцемента?
Хризотил – волокнистый минерал, который в народе называют «горный лен». Он расщепляется на тонкие, но упругие волокна, которые армируют готовое изделие. Фото с сайта biofile.ru
Смесь из портландцемента и хризотила в соотношении 85% цемента, 10% минерального хризотилового волокна и 5% воды, перемешивают и отправляют на формование. В процессе формовки из листа удаляется лишняя вода, а листу придают волнистую форму или выравнивают. Затем лист затвердевает и набирает прочность. В сыром, незатвердевшем виде хризотилцемент крайне пластичен. Ему можно придать буквально любую форму.
Волнистый. Знакомый. Шифер
Настоящая знаменитость среди хризотилцементных изделий – волнистый шифер. Миллионы кровель смонтированы с использованием этого материала. При правильном монтаже и должном уходе шифер способен прослужить вам более 25 лет.
Современные технологии позволили усовершенствовать его. Теперь шифер выпускают окрашенным в массе, а листы могут иметь меньший размер, чтобы их можно было легко смонтировать в одиночку. Фото из архива volnakr.ru
Непростой плоский лист
Плоские листы используются для наружной и внутренней облицовки зданий, в качестве несъемной опалубки, их используют для подготовки фундаментов, для сборной стяжки кровли, монтажа стеновых панелей по принципу «Сэндвич», устройства полов, подвесных потолков, ненесущих перегородок внутри зданий, обустройства беседок, ограждения лоджий, балконов, заборов.
У этого вида хризотилцементной продукции множество ипостасей и форм применения. А в последнее время на основе плоского листа делают панели для навесных вентилируемых фасадов, которые долго служат, остаются неизменно красивыми и яркими. Фото с сайта nashaotdelka.ru
Хризотилцементные трубы
На основе труб делают несъемную опалубку и столбчатые фундаменты, из напорных труб строят водопроводные сети, превосходящие по долговечности металлические трубопроводы. Фото с сайта volnakr.ru
Оценивая объем труб из хризотилцемента, используемых в ЖКХ, можно сказать точно – этот материал многократно доказал свое право на первенство, поскольку аналогов, сравнимых по характеристикам и цене, у него просто нет.
Хризотилцемент остается удобным, многофункциональным и привлекательным материалом, который подходит для разных сфер строительства, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства ландшафта. А сравнительно низкая цена и множество вариантов применения делает его одним из наиболее популярных материалов на рынке.
Подробности на сайте шифер.рф
Несомненно один из самых распространенный материалов для кровли. И название сейчас красивое вместо асбеста-хризотил. На мой взгляд морально устаревший и с кучей минусов.Вот выдержка из вик. Наличие среди составных частей амфиболового асбеста, являющегося вредным для здоровья человека. Сейчас используется только хризотиловый асбест, опасность которого существенно ниже.
Со временем покрывается водорослями и мхом. Этот недостаток в наше время устраняется проникающими грунтующими составами, попутно усиливая гидростойкость и, как следствие, долговечность кровли.
Шифер тяжелее многих других кровельных материалов. Установка его на крыше вручную требует физической силы
Относительно хрупок, требует осторожного обращения при транспортировке и установке.
При нагревании в открытом огне раскалывается на мелкие части, может раскидывать искры горючих материалов, способных при попадании на легковоспламеняющиеся поверхности вызвать их возгорание. В Белоруссии, России и Украине в производстве шифера используется хризотиловый асбест[источник не указан 323 дня]. По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), хризотил-асбест, доля которого в США составляет 95 % от всего асбеста, присутствующего в строительных конструкциях страны, и который производится в России, является опасным канцерогенным видом асбеста наряду с другими видами асбеста. По данным Всемирной организации Здравоохранения (ВОЗ), во всем мире на рабочих местах действию асбеста в настоящее время подвержено примерно 125 млн человек, и примерно 107 000 человек умирает ежегодно от болезней, вызванных действием асбеста при несоблюдении техники безопасности на рабочем месте.
Потребление асбеста в Европе в последнее время быстро сокращается. 1 января 1997 года использование асбеста было запрещено во Франции. C 2005 года применение асбеста в Европейском союзе полностью запрещается[5]. Всего в мире 60 стран полностью или частично запретили использование асбеста.
Действию асбеста в зданиях, построенных с его применением, могут быть подвержены все люди, которые находятся в этом здании, работают там или живут.
В России, согласно утвержденному перечню, разрешено к использованию три тысячи видов продукции, содержащей хризотиловый асбест. При этом использование асбестосодержащих материалов ввиду опасности образуемой асбестовой пыли в жилых помещениях запрещено либо допускается при обеспечении изоляции проникновения пыли в помещение.
Хризотилцементные трубы и асбестоцементные – обзор от А до Я
Прочитав эту статью, вы будете понимать: что это такое хризотилцементные трубы и для чего они предназначены, какие отличия от асбестоцементных коллекторов. Какие ГОСТы и сертификаты существуют. Как правильно монтировать и какой сортамент изделий. И многое другое.
В первую очередь, хризотилцементные трубы относятся к очень надёжным и, одновременно, дешёвым деталям, из которых монтируются трубопроводы различного предназначения.
Для производства изделий используют смесь из цемента, асбеста, воды. С целью защиты от механических повреждений и для армировки трубных элементов производителем используется асбестовое волокно, доля которого составляет 20,0% от общей массы детали.
Важно! Производство хризотилцементных труб предвидит наличие безвредного типа белого асбеста – хризотила, в отличие от амфиболового асбеста, который очень ядовит и запрещён для использования.
Технические характеристики и свойства
Все вещества, из которых производится трубный прокат, обладают определёнными свойствами. Не стали исключением хризотилцементные трубы. Главным нормативно-правовым актом является ГОСТ 31416-2009, в котором определены технические условия для хризотилцементных труб и муфт.
Среди технических характеристик хризотилцемента можно выделить:
Главные отличия хризотилцементных труб по госту 31416-2009 от аналогов из других материалов:
Низкая теплопроводность вещества представляет возможным применять хризотилцементные детали при укладке тепломагистралей. Высокие гидроизоляционные характеристики позволяют монтировать трубопроводы в почве с повышенной влажностью.
Кроме того, небольшой вес хризотилцементных труб, повышенная прочность способствуют лёгкому складированию, хранению и транспортировке.
Линейные размеры и маркировка
Хризотилцементные трубы – универсальны. Образцы нашли применение при устройстве ливневых, водопроводных, теплопроводных конструкций.
Аббревиатура БНТ означает, что имеем дело с хризотилцементными безнапорными трубами. Напорные аналоги помечают ВТ или ТТ. Соответственно, обозначение муфт к изделиям первого типа – БНМ, ко второму типу стояков – ТМ или САМ.
Безнапорные канализационные и дренажные магистрали, иные подземные коммуникации, дымоходы также монтируются из хризотилцементных труб бнт 100, бнт 150, бнт 200, бнт 250.
Хризотилцементные безнапорные трубы бнт 400 и бнт 300 незаменимы при обустройстве мусоропроводов. С их помощью строят столбчатые фундаменты.
Наиболее популярными являются детали длиной 2,95; 3,95; 5,00 м. Значения наружного диаметра: от 100 до 500 мм, при толщине стенок от 8 до 26 мм, напорные и безнапорные бнт (бнтт – тонкостенные) детали с сечением 150, 200, 250, 300, 350, 400 мм, соответствующие действующему ГОСТу 31416-2009.
Сортамент напорных хризотилцементных труб предвидит наличие деталей длиной 2950, 3950, 5000, 5950 мм. Существуют изделия с диаметрами условного прохода 100-500 мм. Для данного вида труб характерно понятие «наружные диаметры обточенных концов». Параметр может колебаться в пределах от 122 мм (для 100 мм условного прохода) до 528 мм (для стояков с условным проходом 500 мм).
Более детально о геометрических размерах – в таблицах 1 и 2.
Таблица 1. Геометрические размеры безнапорных хризотилцементных стояков
Диаметр условного прохода, мм | Наружный диаметр, мм | Толщина стенки, мм | Длина,мм | |||
БНТ | БНТТ | БНТ | БНТТ | БНТ | БНТТ | |
100,0 | 118,0 | 116,0 | 9,0 | 8,0 | 2950,0 | 3950,0 |
150,0 | 161,0 | 161,0 | 10,0 | 9,0 | 2950,0 | 3950,0 |
250,0 | 266 | 259 | 14,0 | 12,0 | 3950,0 — 5000,0 | 3950,0 — 5000,0 |
300,0 | 309,0 | — | 15,0 | — | 3950,0 — 5000,0 | — |
320,0 | — | 14,0 | — | 3950,0 — 5000,0 | — | |
400,0 | 402,0 | 394,0 | 17,0 | 17,0 | 3950,0 — 5000,0 | — |
407,0 | — | 17,0 | — | 3950,0 — 5000,0 | — | |
427,0 | — | 25,0 | — | 3950,0 — 5000,0 | — | |
500,0 | 474,0 | 503,0 | 22,0 | 24,0 | 3950,0 — 5000,0 | 3950,0 — 5000,0 |
514,0 | — | 24,0 | — | 3950,0 — 5000,0 | — |
Таблица 2. Геометрические размеры напорных хризотилцементных стояков
Диаметр условного прохода, мм | Наружное сечение обточенных концов, мм | Внутренний диаметр, мм | Длина, мм | |||||
ТТ3 | ВТ6 | ТТ10 | ТТ9 | ВТ15 | ТТ16 | |||
100,0 | 122,0 | 104,0 | 94,0 | 96,0 | — | 92,0 | 2950 3950 5000 | |
150,0 | 168,0 | 146,0 | 132,0 | 135,0 | — | 128,0 | 2950 3950 5000 | |
250,0 | 274,0 | 244,0 | — | 228,0 | — | — | 5000 | |
300,0 | 324,0 | 289,0 | — | 270,0 | 256,0 | — | 3950 5000 5950 | |
400,0 | 427,0 | 381,0 | — | 356,0 | — | — | 3950 5000 | |
500,0 | 528,0 | 473,0 | — | 441,0 | — | — | 5000 | |
476,0 | 444,0 | 450,0 | 436,0 | 428,0 |
Внутренние диаметры являются справочными величинами, а обточенные концы не должны быть короче 200 мм для всех стояков в зависимости от того, какую длину имеют используемые муфты для соединения хризотилцементных труб согласно гост 31416-2009.
Умение расшифровывать маркировку и условные обозначения помогают любому клиенту правильно и быстро выбрать необходимый товар.
Сначала о маркировке
Наружная сторона хризотилцементных труб, соответствующих ГОСТ 31416-2009, отличается товарным знаком или наименованием завода производителя. Дальше идёт информация о классе изделия, диаметре условного прохода, номере партии. Возможен вариант использования этикеток, которые наклеиваются снаружи деталей.
В условном обозначении хризотилцементной напорной трубы (муфты) для водопроводов и мелиоративных (дренажных) конструкций (ВТ) также должна быть информация о классе изделия, диаметре условного прохода (DN а не d, в мм), её длине (мм), соответствии действующему стандарту.
Например:
1. Хризотилцементная напорная труба (дренажная) класса ВТ6 с величиной диаметра условного прохода 300 мм и длиной 5950 мм условно обозначается так:
ВТ6 300 – 5950 ГОСТ 314162009.
2. Хризотилцементная безнапорная труба класса БНТ с условным проходом 250 мм и длиной 5000 мм:
БНТ 250-5000 ГОСТ 314162009.
Механические характеристики изделий
Безнапорных
Безнапорные хризотилцементные детали рассчитаны на испытательное гидравлическое давление ≥400кПа.
При наполнении образцов водой они способны выдерживать определённые нагрузки на раздавливание.
Таблица 3. Значение минимальных испытательных нагрузок на раздавливание безнапорных изделий
Значение условного прохода, мм | Величина наружных диаметров, мм | Минимальные испытательные нагрузки, кН | ||
БНТ | БНТТ | БНТ | БНТТ | |
100,0 | 118,0 | 116,0 | 4,508 | — |
150,0 | 161,0 | 161,0 | 3,920 | — |
250,0 | 266,0 | 259,0 | 3,626 | 3,600 |
300,0 | 309,0 | — | 4,116 | — |
400,0 | 402,0 | 394,0 | 4,900 | 5,100 |
500,0 | 474,0 | 503,0 | 5,390 | 6,100 |
Напорных
Элементы отличаются повышенной водонепроницаемостью, прочностью. Значения гидравлических испытательных давлений на водопроницаемость, разрушение, раздавливание напорных элементов должны соответствовать данным из таблиц 4, 5 и 6 соответственно.
Таблица 4. Значения гидравлических испытательных давлений на водопроницаемость
Класс труб | Класс муфт | Величина гидравлического давления, кПа |
ВТ6 | САМ6 | 1200 |
ВТ9 | САМ9 | 1800 |
ВТ12 | САМ12 | 2400 |
ТТ10 | ТМ10 | 2000 |
ТТ12 | ТМ12 | 3000 |
ТТ16 | ТМ16 | 3200 |
Таблица 5. Значения гидравлических давлений при испытании напорных труб на разрушение
Диаметры условного прохода, мм | Величина гидравлического давления, кПа | |||||
ВТ6 | ВТ9; ТТ6 | ТТ9 | ТТ10 | ТТ12 | ТТ16 | |
100,0-125,0 | 2400 | 3600 | 4800 | 4500 | — | 5800 |
150,0-200,0 | 2100 | 3100 | 4200 | 3700 | 5200 | 6000 |
250,0-500,0 | 1800 | 2700 | 3600 | 3200 | 4500 | 5300 |
Таблица 6. Минимальные нагрузки при испытании напорных труб на раздавливание
Условный проход труб, мм | Величина минимальных испытательных нагрузок, МН, для труб классов | |||||
ВТ6 | ВТ9 | ВТ12 | ТТ10 | ТТ12 | ТТ16 | |
100,0 | 0,008 | 0,011 | 0,013 | 0,012 | — | 0,016 |
200,0 | 0,008 | 0,012 | 0,017 | 0,013 | 0,025 | 0,030 |
300,0 | 0,009 | 0,014 | 0,022 | 0,016 | 0,030 | 0,034 |
400,0 | 0,015 | 0,018 | 0,029 | 0,021 | 0,039 | 0,045 |
500,0 | 0,016 | 0,022 | 0,034 | 0,025 | 0,039 | 0,045 |
Хризотилцементные и асбестоцементные трубы: сходство и отличия
Сходство
Хотя среди деталей есть некоторые отличия, всё же похожий химический состав материалов определяет сходство хризотилцементных и асбестоцементных стояков:
Для обоих типов деталей характерны:
Отличия
Несмотря на равноценную востребованность хризотилцементных и асбестоцементных труб, существует разница между этими изделиями. Для стояков первого типа характерна полная экологичность. Поэтому на протяжении двадцати последних лет наблюдается применение деталей в разных сферах человеческой деятельности. Они используются в строительной отрасли и сельском хозяйстве.
Изделия – отличный дизайнерский вариант для обустройства придомовой территории. В отдельных случаях их можно применять для монтажа водопроводных и канализационных сетей.
В свою очередь, для труб асбестоцементных (ТА с толщиной стенки от 10 мм) характерна повышенная термостойкость и высокая прочность.
Изделия отличаются эстетичностью, экономичностью, бюджетной ценой.
При резке деталей образуется токсичная пыль, что может отрицательно повлиять на здоровье.
Правильная защита дыхательных органов, тщательное соблюдение требований ТБ – вот решение возможной проблемы.
Хризотилцементные и асбестоцементные трубы, в том числе бнт диаметром от 100 до 500 мм, отвечают санитарно-гигиеническим требованиям, которые действуют на территории России.
Выбираются хризотилцементные и асбестоцементные изделия в зависимости от цели применения.
Чтобы правильно выбрать детали, нужно знать, в каких условиях они будут функционировать и какую работу они будут выполнять. Поскольку между хризотилцементными и асбестоцементными трубами существует небольшая разница, то и используются они также немножко по-разному.
Где используются хризотилцементные трубы?
Существуют напорные и безнапорные хризотилцементные детали.
Безнапорные элементы могут быть:
Данные хризотилцементные трубы (БНТ) нашли своё применение:
Поэтому не рекомендуется использовать хризотилцементную трубу БНТ 150 или иных сечений в угольной печке.
Трубные детали бнт часто используют при устройстве кабельных каналов в качестве защиты.
Современное строительство не может обойтись без данных изделий. Если планируется возведение дома, в котором будут лёгкие щитовые, каркасные или деревянные стены, то с помощью трубчатых изделий сооружают столбчатые монолитные фундаменты. Для этой цели, соответственно ГОСТ 314162009, подходят хризотилцементные трубы сечением 200, 150 и 100 мм.
Аналогичные элементы нашли своё применение в малоэтажном строительстве. В зависимости от материала, с которого будут сооружаться стены, используют хризотилцементные стояки диаметром побольше – 300, 400 и 500 мм. При этом трубы армируются, потом в них заливают бетонную смесь и получается монолит высокой прочности.
Чтобы придомовая территория выглядела привлекательно и современно при минимальных финансовых вложениях, также применяют трубы БНТ из хризотилцемента. Обустройство колонн, урн, столбов (с заглушками), клумб-вазонов – неполный перечень применения цилиндрических деталей.
Для большей устойчивости и прочности изделий, внутренний объём засыпают песком или утяжеляют бетоном особенно в тех случаях, если они являются частью опорных конструкций.
При продольном распиливании стояков полученные детали используют в качестве дождевых лотков, декоративных элементов ограды, водосточных желобов.
Если сравнить напорный хризотилцементный стояк 300 с безнапорным аналогом, то первый вариант отличается более высокой прочностью. Изделия нашли применение в трубопроводах для подачи холодной и горячей воды. Их используют для укладки теплотрасс, отопительных магистралей, нефтепроводов. Напорными образцами всегда можно заменить безнапорные аналоги.
Строительные нормативы позволяют монтаж магистралей из напорных труб как в жилых помещениях, так и в зданиях общественного назначения.
Но в детских учреждениях, больницах, специальных производствах, куда тепло должно подаваться непрерывно, не могут монтироваться отопительные конструкции с применением напорных стояков из асбестоцемента.
Требования к изделиям согласно ГОСТ 31416-2009
В ГОСТе 31416-2009 представлены все требования к хризотилцементным трубам и муфтам.
Изделия считаются качественными, если на них отсутствуют сколы, трещины, расслоения. Обрезка торцов должна быть выполнена строго под прямым углом к трубной оси.
Напорные детали должны обладать обточенными концами конусообразного вида с углом обточки от 20° до 25°. Обточенной должна быть также внутренняя поверхность муфт. Вмятины и сдиры внутри стояков и муфт должны отсутствовать.
Наружные необточенные поверхности могут иметь небольшое количество незначительных сдиров и вмятин, глубина которых существенно не влияет на качество деталей:
Внутри элементов возможно наличие:
Детали не должны быть кривыми. Допускаются небольшие отклонения от прямолинейности, которые обобщены в таблице 7.
Таблица 7. Величина допустимых отклонений от прямолинейности
Тип трубы | Длина, м | Возможное отклонение, мм |
Безнапорные | 2,95 | 12,0 |
3,95 | 16,0 | |
5,00 | 20,0 | |
Напорные | 2,95 | 12,0 |
3,95 | 12,0 | |
5,00 | 18,0 | |
5,95 | 24,0 |
При гидравлических испытаниях не менее 400 кПа, на наружную поверхность хризотилцементных труб по гост 31416-2009 не должна выступать вода! Только в таких случаях их можно считать водонепроницаемыми.
С точки зрения безопасности, выполняется также ряд требований к деталям. Они – не подвергаются горению, не взрывоопасные, безвредные для здоровья.
При механической обработке стояков и соединительных муфт может выделяться хризотилцементная пыль (IV класс опасности – «Малоопасные вещества»). Если учесть, что существует всего 4 класса опасности, то пыль хризотилцемента относится к последнему варианту – наименее опасным веществам. Для безопасной обработки деталей органы дыхания следует закрывать средствами индивидуальной защиты.
Процесс обработки изделий осуществляется с помощью лезвийного режущего инструмента и ни в коем случае не абразивным приспособлением.
Трубные хризотилцементные изделия, напорные или безнапорные БНТ 100, БНТ 150 и иных сечений, должны соответствовать ГОСТу 31416-2009.
Как подтверждение о высоком качестве, на товар выдаётся свидетельство о соответствии определённым критериям. Речь идёт о сертификате соответствия или паспорте качества, как его ещё называют.
Соответственно технических и гигиенических норм эксплуатации, из хризотилцементных деталей можно монтировать питьевой водопровод. Одновременно, для такого применения стояков они должны пройти сертификацию в соответствующих организациях. Таможенный Союз принял единые правила, согласно которых питьевое водоснабжение контролирует санитарный надзор.
Для оформления паспорта качества сначала необходимо получить специальное Свидетельство, в котором будет записано, что изделия не излучают радиации. Наличие этого документа свидетельствует о том, что в конкретных деталях отсутствуют радионуклиды, или же присутствуют в минимальном количестве, что допускается для подобных изделий.
Для окончательных выводов необходимо испытать изделия. После прохождения процедуры определяются опасные для здоровья вещества (или их отсутствие). Только после этого производитель может получить сертификат соответствия.
Особенности монтажа и стыковки хризотилцементных труб БНТ
Функционирование магистралей зависит от качества стыковки между собой её элементов.
Алгоритм монтажа теплотрассы, дренажных каналов, канализационных систем, желобов для укладки кабелей – один и тот же:
Нельзя укладывать детали на дно вырытой траншеи. Чтобы нагрузка на стояки распределилась равномерно вдоль магистрали, необходимо предварительно сделать подушку из песка толщиной 5-7 см.
Монтируют трубопровод с уклоном из расчёта 2-4 мм на 1 погонный метр. Он необходим для транспортировки «мокрых» или «сухих» веществ.
Например, он нужен не только для канализационной трассы, но даже и для укладки проводов. Дело в том, что без наличия уклона в отдельных местах может скапливаться влага, что уменьшит срок эксплуатации системы.
Немного о муфтах
Стыковку отдельных элементов в единое целое можно осуществлять несколькими видами муфт. К наиболее популярным и востребованным относятся:
1. МПТ (металлополимерная)
Применяют для сочленения изделий сечением 100-300 мм, использующихся для укладки кабелей. Соединительные элементы имеют ребристый внутренний профиль, за счёт которого образуется надёжная герметичная стыковка.
Чтобы натянуть изделие на стояк, необходимо предварительно на протяжении 10-12 минут его прогреть в воде с температурой +95-100℃. В процессе охлаждения происходит усадка и натяжение муфты. Для её изготовления используют специальный полимер.
Также её можно использовать для монтажа конструкций в сухой почве. Для этого применяют полиэтиленовую муфту МПТ с внутренней перегородкой для соединения концов.
Схема выполнения стыковки:
а) деталь нагревают паяльной лампой, чтобы она немножко увеличилась и стала пластичной. Процедуру можно также выполнять с применением кипятка, поскольку для операции необходимо разогреть соединительную деталь до +100℃. Но это долго и немножко опасно. Поэтому проще нагреть деталь открытым пламенем.
б) надевают горячую муфту на стояк до упора.
в) с другой стороны вставляют до упора второй элемент.
Осуществив стыковку необходимо подождать, чтобы место соединения остыло. Только по истечении некоторого времени изделие можно эксплуатировать.
2. БНМ (хризотилцементная)
Применяется при монтаже магистралей в любых грунтах. Если по плану необходимо только поддерживать прямую линию магистрали, то для соединения безнапорной муфтой не обязательно запасаться связующими материалами. В противном случае, для лучшего сочленения элементов и герметичности можно воспользоваться битумом, мастикой, цементно-песчаным раствором.
С целью безопасности, во избежание механических повреждений, для выполнения монтажных работ следует использовать подъёмный кран или силу своих рук. При этом все движения должны быть плавными, без резких ударов.
Стыковка с помощью муфты БНМ
Чаще всего пользуются горячим битумом, поскольку расплавленное вещество просачивается во все отверстия и стыковка будет герметичной.
Схема А – размещение БНМ с отверстиями до монтажа, схема Б – после выполнения монтажных работ при длине муфты – L, монтажном зазоре – l.
Цифрами обозначено:
1,2 – безнапорный элемент, 3 – муфта, 4 – битум или иная связующая смесь, 5 – пакля или пенька,
Чтобы правильно установить муфту, необходимо на БНТ разметить место её размещения. Для этого БНМ центрируют по окружности, подкладывая в нужных местах деревянную щепу. Существенно, чтобы между стояками был небольшой зазор (от 3 до 5 мм), поскольку он будет заполнен связующим веществом, которое будет играть не только уплотнителя, но и буфера.
Перед заливкой битума в монтажный зазор заталкивается пенька или пакля. И только тогда верхние отверстия наполняются жидким связующим веществом. Если с противоположной стороны раствор начнёт вытекать, то это значит, что полость заполнена до отказа, а значит, работа выполнена качественно.
Края стыков обматывают специальной лентой смоляного типа.
При использовании цементно-песчаной смеси, отверстия в БНМ не нужно сверлить, а её просто размещают поверх раствора, уложенного по периметру окружности. После этого края соединения заделывают таким же составом.
Система может эксплуатироваться после полного отвердения связующих веществ, причём происходить это должно естественным способом.
Элементы магистрали высокого давления стыкуются с помощью хризотилцементных муфт по принципу самоуплотнения. Его сущность: стыковка напорных элементов с помощью муфт БНМ становится абсолютно герметичной, благодаря внутреннему давлению транспортирующейся среды.
Выбор соединительной детали зависит от рабочего давления в магистрали. Так, при давлениях от 6 до 15 технических атмосфер (с градацией 3 ат) пользуются муфтами с 2-мя или 4-мя канавками для уплотнительных колец.
Начиная от 16 атмосфер, детали соединяются более длинными муфтами. Их особенность – наличие 2-ух более широких канавок для резиновых уплотнительных колец, которые входят в комплект.
Монтируют линии канальным и бесканальным способом. Это значит, что прокладывать магистраль можно под землёй и на поверхности.
При подземном монтаже, наиболее популярном, полностью используются все положительные технические характеристики материала. Да и выглядят они достаточно эстетично.
При бесканальном способе монтажа трасс действуют ограничения: нельзя обустраивать линии в местах, где сверху проходят трамвайные и железнодорожные магистрали, под жилыми зданиями.
Один из минусов наружной прокладки трасс – использование больших полезных площадей. Но такой вариант монтажа нужен в том случае, если технически невозможно проложить подземную магистраль. В таких случаях применяются специальные опоры – ложементы, размещённые с обеих сторон. Элемент размещается на стальной ленте, которая натягивается между опорами.
3. Жибо/Жабо (из чугуна)
Для изготовления используют серый чугун. С их помощью стыкуют элементы магистралей, которые можно разъединять на фланцах.
Данная муфта – сложное многокомпонентное изделие, представляющее собой 2 фланца, к которым приварены втулки (они могут быть литыми), вкладыш и 2 уплотнительных резиновых колечка.
Изготовление, хранение, транспортировка хризотилцементных труб
Производители элементов для их изготовления пользуются методом Хатчека/Мазза, который состоит в том, что нужно перемешать портландцемент с хризотиласбестовыми волокнами в пропорции 4:1. Волокна должны быть различной длины.
Высыпают смесь в ситовой цилиндр, постоянно вращающийся, где происходит обезвоживание состава и образование тонкого слоя хризотилцемента. Сердцевина обвёртывается этим материалом до необходимой толщины стенок. После этого происходит обработка концов готового стояка на специальном точильном станке. В самом конце надевают на концы муфты для стыковки.
Очень важно, чтобы производитель придерживался правил и технических норм в процессе производства. Тогда продукция будет не только качественной, но и привлекательной.
К ведущим российским производителям БНТ следует отнести:
ОАО «Белгородасбестоцемент», ООО «Комбинат «Волна» (Красноярск), ОАО «СКАИ» (Волгоградская область), ОАО «ЛАТО» (Республика Мордовия). Все предприятия на свой товар имеют сертификаты соответствия.
Существуют определённые правила хранения и перемещения хризотилцементных труб, соответствующих ГОСТу 31416-2009. Складируют детали штабелями, которые размещают на ровных площадках.
При неровной поверхности необходимо с помощью деревянных подкладок выровнять место для хранения. Нижний ряд обязательно закрепляют, чтобы изделия были недвижимыми. Перед перевозкой детали обязательно фиксируют.
Разгрузочные работы также выполняются аккуратно, чтобы не повредить элементы. Чтобы они были целыми и невредимыми, строго запрещается бросать изделия на землю.