Чем занимается общественная палата
Чем занимается общественная палата
Статья 2. Цели и задачи Общественной палаты
Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, иных некоммерческих организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов развития гражданского общества в Российской Федерации путем:
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 439-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) привлечения граждан, общественных объединений и иных некоммерческих организаций;
(п. 1 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 439-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) выдвижения и поддержки гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан, прав и интересов общественных объединений и иных некоммерческих организаций;
(п. 2 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 439-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) проведения общественной экспертизы (экспертизы) проектов федеральных законов и проектов законов субъектов Российской Федерации, а также проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти Российской Федерации и проектов правовых актов органов местного самоуправления;
4) осуществления в соответствии с настоящим Федеральным законом общественного контроля (контроля) за деятельностью Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также за соблюдением свободы слова в средствах массовой информации;
(п. 4 в ред. Федерального закона от 27.12.2005 N 195-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) выработки рекомендаций органам государственной власти Российской Федерации при определении приоритетов в области государственной поддержки общественных объединений, иных некоммерческих организаций и иных объединений граждан Российской Федерации, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 439-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6) оказания информационной, методической и иной поддержки общественным палатам, созданным в субъектах Российской Федерации, общественным объединениям и иным некоммерческим организациям, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации;
(п. 6 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 439-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7) привлечения граждан, общественных объединений, иных некоммерческих организаций и представителей средств массовой информации к обсуждению вопросов, касающихся соблюдения свободы слова в средствах массовой информации, реализации права граждан на распространение информации законным способом, обеспечения гарантий свободы слова и свободы массовой информации, и выработки по данным вопросам рекомендаций;
(п. 7 введен Федеральным законом от 27.12.2005 N 195-ФЗ, в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 439-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8) осуществления международного сотрудничества в соответствии с целями и задачами, определенными настоящей статьей, и участия в работе международных организаций, а также в работе международных конференций, совещаний и других мероприятиях.
(п. 8 введен Федеральным законом от 30.06.2007 N 121-ФЗ)
Чем занимается общественная палата
Открытая общественная правовая информационная система
Задать вопрос юристу
Что такое Общественная палата и зачем она нужна?
Общественная палата — это консультативный орган, осуществляющий взаимодействие граждан с органами государственной власти, органами местного самоуправления в целях учёта потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной и муниципальной политики в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания.
Общественные палаты создаются на местном, территориальном и федеральном уровнях. Общественная палата Российской Федерации действует на основании Федерального закона от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации». Цель её деятельности — согласование интересов граждан, общественных объединений и государства. На муниципальном уровне общественные палаты в качестве основной цели своей деятельности имеют повышение качества жизни жителей муниципального образования, выработке и реализации механизмов участия граждан в принятии важных для муниципалитета решений. Общественные палаты являются одним из важных элементов гражданского общества.
Участие граждан в делах любой общественной палаты, включая членство — добровольное занятие, на которое человек может согласиться, а может и не согласиться, ведь работа в палате осуществляется на общественных началах. Доступ в неё закрыт только госслужащим, лицам имеющим судимость, двойное гражданство или недееспособным. Общественная палата Российской Федерации формируется из трех групп — кандидатов, выбранных и назначенных Президентом России, кандидатов, выдвинутых общественными палатами субъектов федерации и кандидатами от общественных объединений, которых в палату выбирают в ходе голосования в сети интернет. Палата формируется на три года.
Члены Общественной палаты Российской Федерации в своей деятельности руководствуются не только федеральным законодательством, но и принятым палатой Кодексом этики.
Общественные палаты осуществляют общественные экспертизы разного рода проектов нормативно-правовых актов и деятельности государственных органов, нарушений законодательства РФ органами государственной власти и местного самоуправления, нарушения свободы слова в СМИ, поддерживают гражданские инициативы, проводят гражданские форумы, слушания по наиболее общественно важным и острым вопросам. Общественные палаты осуществляют свою работу в рамках пленарных заседаний, заседаний совета палаты, комиссий и рабочих групп. Руководит палатой Председатель, имеющий заместителей и Совет палаты. Конечно же есть у палат свои секретари и аппарат.
Общественные палаты в ходе своей деятельности могут обращаться с запросами в органы государственной власти, последние обязаны отвечать на эти запросы и предоставлять необходимую информацию. Решения общественных палат — заключения, предложения, обращения — носят рекомендательных характер. О результатах своей деятельности Общественные палаты сообщают в ежегодных отчетах.
Общественная Палата РФ в 2014-м году принимала участие в решении разнообразных проблем: вносила рекомендации Верховному суду, когда тот обобщал практику по изъятию незаконно проданных добросовестным приобретателям квартир, защищала территорию детского дома в Новой Москве, здание центра детского творчества в Сургуте, помогала снизить сроки заключения, добивалась помилования, решала коммунальные проблемы, защищала права студентов на дешевые и доступные общежития, проверяла безопасность важных объектов, инициировала расследования по обращением о подозрении в коррупции и т.д.
Общественная палата: кто эти люди и зачем они нужны?
Автор фото, Dmitriy Serebryakov/TASS
Общественная палата существует с 2005 года, а идея ее создания появилась после трагедии в Беслане и отмены губернаторских выборов
В среду завершилось формирование нового состава Общественной палаты России. Этот орган появился 12 лет назад. По замыслу Кремля он должен был стать самым заметным институтом гражданского обществ. А что получилось в итоге и почему критики называют его имитацией, Русская служба Би-би-си спросила экспертов.
Первый состав был сформирован по федеральному закону «Об Общественной палате» в 2005 году по инициативе Владислава Суркова, занимавшего тогда должность первого замглавы администрации президента и курировавшего внутреннюю политику. Цель ее работы сформулирована в законе: защита прав и свобод граждан и общественный контроль за органами власти.
В этот раз обошлось без скандалов. Однако, как сообщил Би-би-си на условиях анонимности собеседник в Общественной палате, члены палаты получили из Кремля инструкцию, за каких именно 43 членов из третьей части состава нужно голосовать.
Руководитель пресс-службы Общественной палаты Наталья Галанина сказала Би-би-си: «Мне неизвестно ни о каком списке из администрации президента».
В итоге места в палате лишились телеведущий Николай Дроздов, глава проекта «СтопХам» Дмитрий Чугунов, бывший московский префект Александр Музыкантский и другие. А вошли в палату, в частности, член президентского совета по правам человека Мария Каннабих, поэт Андрей Дементьев и руководитель фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская.
Критики считают, что власть создала Общественную палату, чтобы подменить настоящие институты гражданского общества органом, который будет симулировать активность граждан. Что об этом думают бывшие и действующие члены палаты, а также эксперты, и зачем вообще нужен этот орган, выясняли корреспонденты Русской службы Би-би-си.
Глеб Павловский, политолог
Впервые концепция Общественной палаты обсуждалась на Гражданском форуме в Кремле еще в 2001 году. Идея была в том, чтобы ввести новую, общественную, силу в политику.
Предполагалось создать независимый коллективный консультант как власти, так и самого гражданского общества, и партий и отдельных чиновников, объединяющий в себе возможность вести общественную работу, контролировать власти общественными силами и доносить результаты и до властей, и до общества.
Елена Тополева-Солдунова, член Общественной палаты
Общественная палата определенно является неким ресурсом. Другое дело, кто и как этим ресурсом распоряжается.
Если ты человек активный, хочешь работать на благо общества, то с этим статусом у тебя больше возможностей, чем у рядового активного гражданина: выступать в СМИ в качестве члена Общественной палаты, проводить общественные слушания, общаться с чиновниками.
К сожалению, всегда были и будут люди, которые получили статус (члена палаты) и больше их никто не видел.
Кто-то вносит предложения в законопроекты. Я пытаюсь продвинуть тематику НКО, чему-то их научить, познакомить их с лучшим опытом.
Мы убедили дружественное министерство труда, что необходима реформа психоневрологических интернатов, и они создали рабочую группу с участием общественности. Пока, правда, в работе группы некоторая пауза. Но я уверена, что работа будет продолжена.
Андрей Колесников, политолог
Собственно, это государство само себе придумывает воображаемое гражданское общество и пытается с ним наладить отношения. Если в этой системе имитационный даже парламент, так почему бы структурам гражданского общества не быть имитационными?
Эта модель совершенно неработоспособна, она не имеет отношения к собственно гражданскому обществу. Степень ее эффективности такова, что никто не слышал о результатах ее [Общественной палаты] работы: чтобы она когда-то кого-то защитила, кому-то помогла.
Андрей Колядин, политолог, бывший сотрудник администрации президента
В условиях, когда большинство подобных общественных структур симуляционные, говорить о великой роли Общественной палаты неправильно.
У нас Дума пытается вернуть себе конституционные права и возможность влияния на общество, а политические партии вместо борьбы за власть (в чем, собственно, и состоит их основная задача) всяческим образом демонстрируют политическую поддержку власти.
И свободная пресса в настоящий момент не настолько свободна, чтоб не управляться политическими и экономическими элитами.
В этих условиях говорить о том, что Общественная палата обладает невиданными функциями, нельзя.
Но и говорить, что это какая-то ненужная организация, тоже нельзя, особенно в случае изменения или реформы политической системы.
В последнее время власть выбрала риторику возвращения гражданских институций, и, если это произойдет, Общественная палата может стать настоящим драйвером политических или гражданских процессов.
Кристина Потупчик, бывший член Общественной палаты, бывший пресс-секретарь движения «Наши»
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
Конец истории Подкаст
Конечно, Общественная палата не идеальная институция. Палате как представительному органу и общественному институту есть куда развиваться, и я не могу сказать, что она эти возможности игнорирует.
Действительно, многие критикуют Общественную палату за то, что каких-то «вау-результатов» она не показывает.
Однако дело в том, что в России и общественные, и государственные институты устроены таким образом, что победить ошибку неповоротливых забюрократизированных структур и ведомств можно только еще большей бюрократией и «аппаратничеством».
Даже будучи членом палаты, к сожалению, очень сложно добиться признания ошибки, отмены уже вынесенных решений, какими бы подчас странными они ни выглядели, и привлечь виновных к ответственности.
Но это не отменяет того, что палате и многим ее членам действительно удается в таких условиях чего-то добиваться. Это, безусловно, заслуживает уважения.
Николай Сванидзе, бывший член Общественной палаты, журналист
Я ее бывший член, и не дай бог, если мои слова будут восприняты как запоздалая ревность с моей стороны, но сейчас я не понимаю, для чего она [нужна].
В свое время она создавалась как определенный выход пара, как мнение общественности, и не только официальной. Там были серьезные публичные фигуры, достаточно независимые, чтобы не работать по приказу.
Понемножку влияние Общественной палаты снижалось. В любом случае, она никогда не могла заменить ни нормальную законодательную власть, ни нормальные общественные интституты.