Хромотерапия что это в логопедии

Использование технологии цветотерапии в логопедической работе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Выступление из опыта работы:

«Использование технологии цветотерапии в логопедической работе с детьми дошкольного возраста»

Учитель-логопед

первой квалификационной категории

Иваненко Елена Егоровна

В последние годы в детских садах возросло количество детей с тяжёлыми нарушениями речи и другими ограниченными возможностями здоровья. Эти дети имеют свою специфику развития. У многих из них встречаются трудности всех видов восприятия и внимания, повышенная эмоциональная истощаемость, проблемы с речью. В стремительном развитии инклюзивных тенденций в образовании логопеду уже сегодня приходится работать с детьми не только с тяжёлыми нарушениями речи, но и детьми с нарушением интелекта, зрения, слуха, детьми-инвалидами. Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей.

На сегодняшний день педагоги, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, находятся в постоянном поиске эффективных, современных образовательных технологий, которые адаптированы в применении с такими детьми. Поэтому наряду с общепринятыми приёмами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методов, эффективность которых очевидна. К сожалению не все технологии применимы в работе с детьми с ОВЗ.

Слайд 3. На мой взгляд, в работе с такими детьми нужно уделять больше внимания методам, влияющим на развитие психосоциальной сферы, поэтому особое место в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья отвожу здоровьесберегающим технологиям: пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, динамические паузы, песочная терапия, но особое предпочтение отдаю цветотерапии.

Слайд 4. Цветотерапия – наука, изучающая свойства цвета. Целью этой терапии являются нормализация мышечного тонуса и нейтрализация негативного состояния.

Слайд 5. Учеными давно доказано влияние цвета на психологическое, эмоциональное и интеллектуальное состояние человека.

Используя методику цветотерапии в коррекционной работе,можно решить следующие задачи:

Слайд 6. Автоматизация и дифференциация исправленных звуков с помощью предметов различных цветов:

Как порой утомительно и долго длится период автоматизации поставленного звука. Использование цвета в этот период может превратить скучную работу в интересную, живую и творческую. Дети берут в руки предметы и игрушки определенного цвета, выполняют с ними разнообразные действия, моделируют ситуации. Все действия обговариваются. Нужный звук, таким образом, повторяется многократно, а дети получают удовольствие от процесса работы с цветом.

Очень хорошо использование цвета и для дифференциации звуков. Например, желтый цвет. Можно предложить детям найти среди желтых предметов сначала те, что содержат в своем названии звук «ж» (желтая жаба, желтый жук, желтая одежда, желтый жираф и т. д., а потом те, в которых встречается звук «з» (желтая змея, желтый зонтик, желтый зайчик, желтая звезда и т. д.).

Согласование существительных с прилагательными в роде и числе:

Изменение прилагательных вместе с существительными по падежам:

(Есть) синий василёк. (Нет) синего василька. (Подошёл) к синему васильку.

Практическое усвоение предлогов:

Розовая бабочка вылетела из розовой комнаты,

Розовая бабочка прилетела на розовую полянку,

Розовая бабочка подлетела к розовой гвоздике,

Слайд 7. Согласование количественных числительных с прилагательными и

существительными разных родов:

Одна розовая палочка.

Две розовой палочки.

Пять розовых палочек.

Слад 8. В работе c детьми элементы цветотерапии применяю, как на индивидуальных занятиях, так и на подгрупповых и групповых, обязательно учитывая психоэмоциональное состояние ребенка на данный момент.Например: если в процессе занятия замечаю, что ребенок чем то встревожен или находится в смятении, то использую упражнение «Морское путешествие», так как созерцание синего и голубого цвета успокоит ребенка. Если ребенок переутомился у него снижена активность, то кстати придётся упражнение «Волшебная дорожка», «Путешествие в зеленый лес» надо пройти по зеленой дорожке и назвать, что лежит на ней,вот так: возле зеленой машины зеленая пуговица, возле зеленой пуговицы зеленая лента и т. д. Если ребенок расстроен и не может успокоится, использую упражнение «Желтая песенка» это цвет как нельзя лучше подходит для того, чтобы вернуть улыбку на лице ребенка.

Слайд 9. Используя технологию цветотерапии при развитии фонематических процессов, заметно улучшается качество логопедической работы. На этом этапе использую такие игры как: «Цветные дорожки», «Узор из звуков», «Разноцветные шапочки», «Звуковые мячи».

Слайд 10. Таким образом, опыт работы показал, что использование нетрадиционных форм работы в логопедическойпрактике с детьми с ограниченными возможностями здоровья дает хорошие результаты: дети чувствуют себя более уверенными и успешными, у них значительно возрастает интерес к познавательной деятельности, преподносимый педагогом материал становится интересным, ребята с удовольствием принимают участие в играх, становятся менее возбудимыми и напряженными, а значит, образовательная деятельность проходит более эффективно.

Консультация «Использование квест технологии в работе с дошкольниками» Переводится с английского языка как «поиск». Квест—это современная игровая педагогическая технология, предполагающая целенаправленную поисковую.

Использование ростовой куклы в логопедической работе с дошкольниками Все мы родом из детства. У каждого в детстве была любимая игрушка или кукла. Сегодня я предлагаю вам окунуться в этот удивительный мир.

Использование сказкотерапии в логопедической работе Приходя в мир, ребёнок вправе ожидать счастливого будущего и гармоничного развития. Нормальное развитие ребёнка связано с удовлетворением.

Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи дошкольников Современная жизнь диктует свои законы: речь людей становится деловой, даже в ежедневной обстановке, лаконичной, сухой, лишенной образности,.

Хромотерапия что это в логопедии. Смотреть фото Хромотерапия что это в логопедии. Смотреть картинку Хромотерапия что это в логопедии. Картинка про Хромотерапия что это в логопедии. Фото Хромотерапия что это в логопедииИнновационные технологии в логопедической работе: учимся — играя. Многофункциональные прищепки Описание работы. В работе раскрывается значение использования нетрадиционной формы работы на логопедических занятиях с использованием прищепок.

Использование инновационного оборудования в логопедической работе с детьми Специфическими чертами нарушения звукопроизношения при дизартрии служат стойкость дефектов и трудность их преодоления, а также необходимость.

Мастер-класс для педагогов «Игровые технологии в логопедической работе» Учитель-логопед МАУДО «Детский сад №5» Мелентьева Е. Ю. С ребенком надо делать все через игру… Д. Б. Эльконин Особое значение игра приобретает.

Использование элементов цветотерапии в ДОУ Использование элементов цветотерапии в ДОУ Человек появляется на свет с уже сформированными органами чувств: зрение, осязание, обоняние,.

Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе в ДОУ Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе в ДОУ В настоящее время, в результате вмешательства факторов среды и образа жизни,.

Источник

Хромотерапия — как средство преодоления речевых и психологических трудностей детей с ОВЗ

Хромотерапия что это в логопедии. Смотреть фото Хромотерапия что это в логопедии. Смотреть картинку Хромотерапия что это в логопедии. Картинка про Хромотерапия что это в логопедии. Фото Хромотерапия что это в логопедии Татьяна Белоусова
Хромотерапия — как средство преодоления речевых и психологических трудностей детей с ОВЗ

Данную статью мы написали в соавторстве с психологом. Также необходимо сказать, что статья уже имеется на сайте педагогического клуба «Наука и творчество».

Авторы: Белоусова Татьяна Павловна, учитель-дефектолог; Ивановская Ирина Аркадьевна, психолог.

Еще в глубокой древности ученые заметили, что воздействие цветом не только способно восстановить душевное равновесие, но является серьезным лечебным фактором при многочисленных психических и физических недугах. Хромотерапия – наука, изучающая свойства цвета. Цвету издавна приписывалось мистическое значение, благотворное или отрицательное действие на человека. Наши далёкие предки заметили, что одни цвета ласкают взгляд, успокаивают, способствуют приливу сил, бодрят; другие – раздражают, угнетают, вызывают отрицательные эмоции.

Хромотерапия – это немедикаментозный метод лечения. Цвета, как известно, делят на теплые и холодные. Теплые цвета способны возбуждать и стимулировать. Это желтый, красный и оранжевый. Расслабляют и успокаивают холодные — фиолетовый, синий и голубой. Промежуточным является зеленый, который воздействует медленно и мягко. Хромотерапию можно считать одним из разновидностей природного лечения, одним из направлений здоровьесберегающих технологий. Существует довольно много способов применения хромотерапии в быту: освещение, медитация, визуализация, принятие цветных ванн и цветного душа, выбор цвета одежды и интерьера, цветная пища, очки с цветными стеклами, цветные кристаллы, камни и т. д. Учёные выделяют физиологическую и психологическую составляющие воздействия цвета на человека. И эти две составляющие имеют огромное значение в коррекционной работе.

Хромотерапия помогает решать проблемы ребенка с ОВЗ (речевые, психологические) более эффективно, интересно и творчески. Используя в своей работе метод хромотерапии, мы создаем условия для повышения адаптивных возможностей детей в обучении, развитии, поведении, для преодоления речевых нарушений, для профилактики и коррекции нарушений в эмоциональной, волевой, познавательной сфере, для развития полноценной психической деятельности.

На занятиях создаются особые условия коррекционно-развивающей работы: визуализация цвета, цветомедитация, релаксация, психогимнастика, пальчиковые и подвижные игры, активное использование цвета, аромата и звука на одном занятии, постоянная смена видов деятельности, свободное расположение детей во время проведения занятия, подача материала в состоянии релаксации.

Для детей создается возможность насладиться цветом. В это время идет активное обогащение словаря, расширение представлений детей о предметном мире, и весь этот процесс протекает на фоне приятных, положительных эмоций, что способствует лучшему запоминанию и восприятию полученной информации. У детей есть возможность подержать предметы разного цвета в руках, что способствует расширению сенсорных ощущений. Ребенок, держа предмет в руках, осознанно воспринимает, вербализирует свои ощущения, образно описывает их, и сразу соотносит качество с самим предметом, его внешним видом и со своей эмоцией.

На занятиях по цвету, дети чаще всего сидят в так называемой позе расслабления: сидя на пяточках, спустив свободно руки вдоль туловища или положив их на бедра. Спину надо держать прямо. Положение тела и вид деятельности ребенка постоянно меняется, поэтому ничто не вызывает утомления.

Педагоги и дети одеваются в одежду того цвета, о котором пойдет речь. У ребят создается более полное представление о цвете, знания не расходятся с жизнью.

В работе активно применяются релаксационные методики. Важным моментом при взаимодействии с цветом является способность ощутить, прочувствовать, осознать. На данном этапе важно, чтобы ребенок умел расслабиться. Расслабление позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы и здоровье, увеличивает запас энергии, пробуждает дремлющий творческий потенциал. Используется расслабление по контрасту с напряжением, расслабление с фиксацией внимания на дыхании, на мышечном тонусе.

Структура интегрированного коррекционного занятия по хромотерапии может быть следующей:

1. Организационный момент. Появление сказочного героя.

2. Погружение в цвет.

Дети рассматривают мир через цветную ткань, стекло, цветную пленку и т. д. Для полноты ощущений возможно полностью накрыть детей цветной тканью. Идет активная вербализация своих ощущений. Дети отвечают на вопрос: каким кажется мир в этом цвете? Что вы ощущаете? Какое настроение испытываете?

3. Манипуляции с предметами.

Дети самостоятельно обследуют предметы, используя различные способы: сравнивают, группируют, классифицируют. Все действия оречевляются, игры «Расскажи для чего предмет?», «Что этот предмет умеет делать?», «Сосчитай до 5», «Опиши предмет» или наоборот – «Узнай предмет по описанию» и т. д. также идет активное развитие мыслительных операций – загадки о предметах, игры «Чего не стало?», «Что лишнее?», «Что изменилось?», «Дополни ряд».

4. Цветовая визуализация или цветомедитация.

Процесс слушания сказок — это не только возможность разбудить воображение ребенка и развить его мыслительные способности. Это возможность помочь маленькому человечку адаптироваться к жизни. Воспроизводя жизненные ситуации в сказке, сталкивая своих героев с проблемами и трудностями, разрешая конфликты, ребенок смягчает внутреннее психическое напряжение, приобретает веру в себя и чувство защищенности. Излюбленные сюжеты переносятся детьми из одного цвета в другой. Такие упражнения как «Превращение в предмет» или «Одушевление предмета» имеют очень большое значение для развития творческих способностей детей.

Физминутки также обязательно связаны с цветом. Кроме задач развития общей моторики развивает еще и познавательную сферу и ВПФ: «Пройдем по зеленой тропинке», «Танец оранжевого зонтика» и т. д.

7. Опыт или эксперимент.

Перед детьми ставится проблемная ситуация, они строят гипотезы, отвечают на вопрос «Почему?», учатся выстраивать логические цепочки- рассуждения, учатся устанавливать причинно- следственные отношения. Главное здесь- создать условия, необходимые для того, чтобы дети могли «шагнуть» за пределы уже освоенного окружения и начать интересоваться «всем на свете».

8. Творческая самореализация.

На данном этапе используются самые разнообразные методы: рисование, изготовление поделок из различных материалов, лепка и т. д. Дети мастерят своими руками или синюю птицу из киндер-яйца или рисуют зеленкой ель или из желтого пластикового стаканчика мастерят солнышко. Такая работа ведет к освобождению от запретов и жестких правил, развивает фантазию. Для ребенка важно жить не в категориях «правильно-неправильно», «полезно-вредно», «хорошо-плохо», а чувствовать, отношение к тому или иному событию, понимать, что он испытывает. Что полезно для одного, может ока-заться вредным для другого. Например, очень мягкому, застенчивому ребенку неплохо иногда проявить агрессию, рационально мыслящему — довериться своим переживаниям и чувствам, слишком ранимому — научиться защищать себя, а чрезмерно трудолюбивому полезно иногда и полениться. Не бывает «плохих» эмоций.

На данном этапе подводим итог занятия, делаем вывод о характере цвета и его влиянии на человека, учимся самоанализу – дети отвечают на вопросы: что нового узнали? что получилось лучше всего? что показалось трудным? интересным? и т. д.

Сюрпризы всегда неожиданны для детей и создают положительную эмоциональную атмосферу. Это и сладкие сюрпризы, и небольшие подарки.

Заранее подбирается по цвету еда-угощение, которая служит и поощрением и развивает тактильные, обонятельные рецепторы. Это может быть зеленый виноград, оранжевый сок, желтое драже или лимон, красные конфеты и т. д.

Коррекционная направленность занятий бесспорна. Занятия решают широкий спектр задач, одна из которых – это развитие речи. Речевые средства реализации здесь огромны. А именно:

• Использование цвета для автоматизации звукопроизношения.

• Согласование существительных с прилагательными в роде и числе.

• Изменение прилагательных вместе с существительными по падежам.

• Практическое усвоение предлогов; изменение глаголов с помощью приставок.

• Согласование количественных числительных с прилагательными и существительными разных родов.

• Составление предложений по демонстрации действий.

• Подбор родственных слов.

• Объединение предметов по смыслу (по ассоциации).

• Составление описательных рассказов.

• Придумывание и рассказывание «цветных сказок».

• Разучивание «цветных стихов».

Таким образом, использование хромотерапии, как одного из видов природного лечения, оправдано для усовершенствования системы коррекционных мероприятий в работе с детьми с ОВЗ. Данный метод не имеет противопоказаний. Он оказывает благотворное влияние на общее душевное состояние ребенка, способствует его развитию.

Хромотерапия что это в логопедии. Смотреть фото Хромотерапия что это в логопедии. Смотреть картинку Хромотерапия что это в логопедии. Картинка про Хромотерапия что это в логопедии. Фото Хромотерапия что это в логопедииНаша статья в журнале «Дошкольное воспитание» Наша статья в журнале «Дошкольное воспитание» Девочки! Хочу поделиться радостью!Недавно я получила бандероль с журналами «Дошкольное воспитание».

Конспект занятия «Путешествие в страну насекомых» Педагог-психолог: Здравствуйте, ребята. Я бабочка. На этой сказочной поляне живут насекомые. Попробуйте их найти. Дети находят «насекомых».

Источник

Использование элементов хромотерапии в логопедической работе

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ХРОМОТЕРАПИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Внедрение в образовательный процесс разнообразных здоровье-сберегающих технологий стало очень актуальным. В деятельности логопеда они становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи, т.к. такие дети имеют низкую работоспособность, повышенную утомляемость, несформированность психических процессов, частые соматические заболевания. Преодоление этих трудностей возможно только через создание здоровьесберегающей среды и правильного выбора форм, методов и приёмов логопедической коррекции.

В своей логопедической практике я активно использует традиционные здоровье-сберегающие технологии, такие как пальчиковая, артикуляционная, дыхательная, зрительная гимнастики.

Помимо традиционных здоровье-сберегающих компонентов большую роль отвожу и нетрадиционным формам. К ним относится Су-Джок –терапия, биоэнергопластика, кинезилогические и фонопедические упражнения, а также элементы технологии хромотерапии.

Хромотерапия — наука, изучающая свойства цвета. Цвету издавна присвоено особое значение, оказывающее благотворное или отрицательное действие на человека.

Как известно, одни цвета приятны для глаз, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят; другие — раздражают, угнетают, вызывают отрицательные эмоции. Каждый цвет воздействует на людей по-разному, носит избирательный характер, и педагогам необходимо это учитывать в работе.

Доказано, что, меняя цветовой режим, можно воздействовать на функции вегетативной нервной системы, эндокринные железы и другие органы и процессы в организме.

Задачи, которые можно решать, применяя технологию хромотерапии на логопедических занятиях:

Развитие правильного речевого дыхания.

Развитие общей и мелкой моторики.

Развитие артикуляторной моторики

Автоматизация и дифференциация исправленных звуков с помощью предметов различных цветов.

Развитие и совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи.

Обучение детей расслаблению в зависимости от окружающего их цветового пространства.

В основе хромотерапии лежит теория фоторецепции. Согласно этой теории, воздействие пучка света, многократно преломленного и сфокусированного, строго избирательно: каждый оттенок спектра «отвечает» за «свою» систему органов.

Через рецепторы зрительного нерва осуществляется проведение энергии цвета и цветовых ощущений из внешнего мира к различным отделам центральной нервной системы.

Периодически меняя световой и цветовой режимы, можно оказывать заметное влияние на функции вегетативной части нервной системы, железы внутренней секреции и другие важные органы и процессы, происходящие в человеческом организме.

По этой причине разные цвета, воздействуя на органы зрения, могут рефлекторно вызывать оздоровительные процессы и различные позитивные изменения в жизнедеятельности органов и систем.

Разработанная специалистами определенная частота подачи цветов и их строгая последовательность заметно воздействуют как на физиологическое, так и на психоэмоциональное состояние, посредством релаксации устраняя напряжение

Синий цвет стимулирует умственную деятельность, оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет, снимает спазмы, уменьшает головные боли, понижает аппетит.

Голубой цвет оказывает тормозящее действие при психическом возбуждении.

Фиолетовый цвет угнетает психические процессы, снижает настроение.

Красный цвет активизирует, повышает физическую работоспособность, улучшает кровообращение, нормализирует работу пищеварительного тракта, оказывает благотворное действие на нервную систему при депрессии, стрессе, головных болях, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические процессы.

Зеленый цвет успокаивает, повышает защитные силы организма.

Розовый цвет оказывает тонизирующее воздействие.

Желтый цвет вызывает чувство покоя, нейтрализует негативные действия.

Белый цвет оказывает тонизирующее действие на организм человека и эффективно используется для оживления любого другого цвета и включает в себя все цвета и считается цветом очищения, единения, открытости.

Работая на логопедическом пункте ДОУ, элементы хромотерапии я применяю как на индивидуальных занятиях, так и на подгрупповых.

Приведу несколько примеров по применению цвета как здоровьесберегающего компонента на занятиях.

Упражнение «Ощущение цвета» (на расслабление).

Перед началом каждого занятия детям предлагается расслабиться. Расслабление позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы и здоровье, увеличивает запас энергии. Дети расслабляют плечи, опускают свободно руки, расслабляют лицо, глаза, и смотрят на предметы определенного цвета, например, синего.

Какие чувства вызывает синий цвет? Какое настроение он создает? Какой он? (Мягкий, нежный, добрый, грустный, спокойный, холодный.)

Далее педагог описывает значение цвета, как он действует на организм.

Упражнение на развитие артикуляционной моторики «Весёлый поезд»

— Наш язычок отправляется в путешествие. Помоги ему составить поезд из вагонов и выполни артикуляционные упражнения

Ребёнку предлагается самостоятельно выбрать цвет вагончиков, из которых будем составлять состав поезда и выполнять упражнения.

Упражнение на развитие правильного речевого дыхания «Бабочка и цветок».

Перед ребёнком картинка с изображением ромашки. По желанию ребёнок выбирает бабочку определённого цвета.

— Помоги бабочке улететь с цветочка, подуй на неё длительно и плавно. Вдох делаем носом, а выдох — ртом.

Упражнение на развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика) «Мою руки»

Мыло бывает разным-разным (дети намыливают руки):

Синим (соединяют подушечки указательных, пальцев),

Зеленым (соединяют подушечки средних пальцев),

Оранжевым (соединяют подушечки безымянных, пальцев),

Красным (соединяют подушечки мизинцев).

Но не пойму, отчего же всегда

Черной-пречерной бывает вода (отображают эмоцию удивления: поднимают вверх брови, округляют глаза, приподнимают плечи, разводят в стороны руки)?

Кинезиологическое упражнение (координация речи с движением) «Желтая песенка».

Желтое солнце на землю глядит, (Руки вверх, потянулись, глаза вверх),

Желтый подсолнух за солнцем следит. (Качание руками влево — вправо),

Желтые груши на ветках висят. (Встряхивание руками вниз),

Желтые листья с деревьев летят. (Махи руками в стороны — вверх — вниз),

Желтая бабочка, желтая букашка.

Желтые лютики, желтая ромашка. (Приседания).

Желтое солнышко, желтенький песочек,

Желтый цвет радости, радуйся дружочек. (Прыжки на месте).

Как известно, большая часть индивидуальной работы отводится автоматизации поставленного звука. Использование цвета в период автоматизации может превратить скучную работу в интересную. В зависимости от автоматизируемого звука я предлагаю ребенку картинки разных предметов, но одного цвета. Нужный звук, таким образом, повторяется многократно, а ребенок получают интерес от процесса работы с цветом. Например, автоматизация звука «л»: голубой бокал, голубая футболка, жёлтый галстук, жёлтая ложка; автоматизация звука «Р»: красная роза, красный робот, розовое перо, розовая расчёска.

Также, автоматизируя звуки, можно проводить работу по совершенствованию грамматического строя речи. Здесь можно развивать такие категории, как согласование существительных с прилагательными в роде и числе (синий василек, синяя страна, синее небо); изменение прилагательных вместе с существительными по падежам ((есть) синий василек, (нет) синего василька), (подошел) к синему васильку); согласование количественных числительных с прилагательными и существительными разных родов (один зелёный листочек, два зелёных листочка, пять зелёных листочков); образование относительных прилагательных игра «Что из чего?» на примере автоматизации звука «Л» (голубое шёлковое платье, жёлтая пластиковая бутылка), ; подбор родственных слов (голубой, голубизна, голубика), (красный, краснота, краснеть, красно), составление описательных рассказов, сочинение сказок.

Используя технологию хромотерапии при коррекции звукопроизношения у детей, можно отметить, что заметно улучшается качество логопедической работы: речь у детей приходит в норму за более короткий срок, чем на традиционных занятиях. Дети быстрее справляются с заданиями логопеда, заинтересованные разнообразием цветовых оттенков, окружающих их на занятиях. Таким образом, на фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. СПб., 1994.

Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников (дети с ОНР). М., 1981.

Погосова Н.М. Цветовой игротренинг. СПб.: Речь, 2005, 84 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *