Хрустальный на чем основан
Психологическая травма длинною в жизнь: О чем на самом деле сериал «Хрустальный» от автора Олега Маловичко
В онлайн-кинотеатре KION, который начал работать 20 апреля, появилась первая партия проектов линейки KION Originals. Среди них и драматический детектив «Хрустальный», главную роль в котором исполнил Антон Васильев («Звоните ДиКаприо», «Ученик», «Спутник»). Судя по первым эпизодам, перед нами одно из первых художественных киновысказываний на тему насилия сильного пола, причем основанных на реальных событиях.
Сериал собран по классической схеме: восемь эпизодов по 50 минут раскроют историю детской травмы главного героя, Сергея Смирнова (Антон Васильев). Он на хорошем счету в московском Следственном комитете, считается одним из лучших «охотников на маньяков» в столице. По стечению обстоятельств в его родном городе появляется маньяк, целями которого становятся беззащитные дети. Губернатору края накануне выборов убийца в области совсем ни к чему, поэтому он добивается, чтобы именно Смирнов был командирован для расследования этого дела.
Когда-то Сергей уехал из родного города не просто так. В детстве с ним произошел трагичный инцидент, в результате которого психике ребенка была нанесена тяжелая травма. Обсудить ее было не с кем — Смирнову не поверила родная семья, а брат Геннадий (его взрослую версию играет Николай Шрайбер — «Аритмия», «Триггер», «Роддом») открестился от него. Спустя годы Геннадий хорошо устроился в местном ОВД и в целом по жизни: красавица-жена, дети, хороший дом, стабильная работа.
Вернувшись в Хрустальный спустя 20 лет отсутствия в городе, Сергею придется столкнутся с новыми обстоятельствами жизни некогда родных и близких ему людей. Без их помощи, а также доверия, которое необходимо выстроить в процессе поиска маньяка, ни о каком успешном закрытии этого дела мечтать не приходится. Родным братьям придется пройти и огонь, и воду, и песочные пляжи — на одном из них в далеком детстве и произошел тот самый инцидент.
Стоит отметить, что «Хрустальный» не повторяет тропы популярных российских сериалов о маньяках вроде «Хорошего человека» или «Чикатило». В первую очередь это история преодоления детской травмы и лишь во вторую очередь криминальный детектив. У руля сценария находится Олег Маловичко — сценарист многих сериальных проектов компании «Среда» Александра Цекало, среди которых «Мажор», «Метод», «Спутник», «Шерлок в России» и многие другие. К слову, «Хрустальный» для Олега — более чем личная история. Трагический опыт в детстве Маловичко пережил лично, о чем поведал в колонке Esquire несколько лет назад.
Режиссером «Хрустального» стал 40-летний сербский постановщик Душан Глигоров, ранее работавший над такими сериалами как «Майя» (Russian World Studios) — его сюжет также связан с переживанием детской травмы (можно сказать, что Глигоров уже «набил руку» на этой теме) — и «Выжить после», постапокалипсис в Москве (СТС, Art Pictures Vision). Душан всегда берется за непростые истории. Среди еще не вышедших проектов, над которыми он работал вместе со своим неизменным оператором Батыром Моргачевым, сериал «Технарь» (в ролях Владимир Жеребцов, Виктор Добронравов, Екатерина Олькина и Федор Лавров) о том, как жизнь главного героя постепенно замещает таинственный незнакомец.
«Хрустальный»: как реальная история насилия превратилась в потрясающий сериал
Следователя из Москвы в родном городе ждут брат, старая любовь, учитель, а еще воспоминания об изнасиловании. Вот он — взрослый крепкий мужик, а вот — маленький голубоглазый мальчик, с которым случилось страшное (намеренно не рассказываю подробно, тут как ни описывай, будет спойлер). С этим страшным он живет много лет, оно выжирает его изнутри, заставляя заливать воспоминания спиртным. Со временем герой сам себя начинает ощущать монстром, по-крайней мере говорит, что детей у него не будет, потому что их семья ничего хорошего миру дать не может.
Социум в этом случае не очень-то помогает, потому что тема-то табуированная: предпочитают либо замалчивать, либо обвинять жертву. Если тебя изнасиловали, то ты уже «порченный» и «опущенный» и делать с тобой можно что угодно. Как жить со всем этим ребенку, не очень понятно, тут взрослые-то не справляются. Ребенку говорят: «Молчи об этом, никому ни слова!» И он молчит, молчит, молчит, пока его травма не становится основой его личности, не становится им самим, не становится в итоге больше его.
Главный герой «Хрустального» использует расследование и поиски пропавших мальчиков как шанс — шанс помочь себе, маленькому. Если его уже не спасти, если он уже вынужден жить со своими болью и драмой, но у этих мальчиков еще есть шанс. Им не придется выпрыгивать из окна, спасаясь от маминого ухажера, который избил его и велел ему раздеваться.
Эта страшная сцена, которую хочется перемотать, основана на реальных событиях. Точнее, она и есть реальное событие, которое произошло со сценаристом «Хрустального» Олегом Маловичко. Несколько лет назад он написал колонку под названием «Я могу говорить», в которой рассуждал о жертвах насилия и о том, почему общество так любит предъявлять им претензии. Он рассказал о том, что произошло с ним много лет назад, когда дружок его матери решил «воспитать» потенциального пасынка:
Он бил меня, пока не устал. На шкафу стояла статуэтка — довольно тяжелая. Он взвесил ее, словно уверяясь, что она подходит. И сказал, что сейчас он меня трахнет, а потом убьет. Ею.
Меня спасла выпивка, за что я и отплатил сполна позже, на собственном опыте узнав, что нет для алкоголика тяги сильней недопитой бутылки. Он велел мне раздеваться и ушел на кухню допивать — там еще оставалась водка.
Больше всего меня поразила обыденность происходящего. Скукожившись в позе эмбриона, я лежал и думал: неужели это происходит на самом деле, это слишком дико, чтобы быть правдой, и вот же они, обои в моей комнате, такие же выцветшие, как всегда, ничего не поменялось — так почему вдруг обрушился мир?
Потом пришла мысль, что он сейчас вернется, и тогда будет хуже. И я осознал: это последний шанс. Я ничего не теряю, хуже не будет, что бы я сейчас ни делал. Я вышел из оцепенения. Встал, пересек комнату, дернул оконный шпингалет и подумал: хорошо, что сейчас лето, а не зима и окна не заклеены. Окно отошло со скрипом, этот противный звук впервые вселил в меня надежду — свобода возможна, я вскочил на подоконник и услышал его быстрые шаги и неразборчивую пьяную брань, но что он мог сделать — я уже вдохнул свободы, и если эта метафора кажется кому-то банальной, мне всё равно: чем я тогда не заботился, так это вторичностью метафор.
Я шагнул вниз.
Следующие полгода я провел в больнице. Через четыре месяца я смог встать на костыли».
Сериал «Хрустальный» — история реального маньяка
Год производства: 2021
Режиссеры: Душан Глигоров
Актеры: Антон Васильев, Николай Шрайбер, Екатерина Олькина, Дарья Екамасова, Карина Разумовская
Сериал «Хрустальный» – первый оригинальный сериал онлайн-сервиса KION. Работа получилась настолько удачной, что даже идя по проторенной дорожке сюжета о серийном маньяке, сценарист Олег Маловичко смог создать пронзительный фильм, наглядно отображающий реальные проблемы российской глубинки.
Сколько сезонов и серий
Премьера сериала состоялась 19 апреля, и с момента показа пилотных выпусков проект не отпускал внимание зрителя до самого финала.
В фильме «Хрустальный» 10 эпизодов продолжительностью 50 минут. При этом каждая серия лишь частично приоткрывает завесу мрачной тайны, окутавшей небольшой городок Хрустальный.
Кадр из сериала.
Что легло в основу сюжета
Каждая серия сериала «Хрустальный» начинается с надписи, что в основу легли реальные события, но при этом все совпадения случайны. Однако ни режиссёр, ни сценарист не дают прямых указаний на то, кто стал прототипом для главного злодея этой мрачной и запутанной истории.
Из интервью Олега Маловичко следует, что показанный в сериале образ маньяка – собирательный. По мнению сценариста, серийный убийца живёт в каждом из нас, но эта часть личности подавляется сознанием, хотя и продолжает существовать. Если нарушается внутренний баланс, подавленная личность вырывается на свободу.
Помимо этого, в основу сериала легла и личная трагедия Олега Маловичко. Когда сценаристу было 13 лет, его попытался изнасиловать один из ухажёров его матери. Мальчик спасся, только выпрыгнув в окно. Этот эпизод был показан в одной из серий «Хрустального».
Содержание сериала
В небольшом городке Хрустальный находят тело ребёнка. Мальчика изнасиловали и жестоко убили. Следствие ведёт местная полиция во главе с Геннадием Пронченко. В помощь коллегам из Москвы приезжает специалист по серийным убийцам Сергей Смирнов – родной брат Геннадия.
В детстве Серёжа дважды стал жертвой насилия, и сбежал из родного города в Москву, чтобы забыть о случившемся. Однако боль никуда не ушла. Поэтому у Сергея не ладятся отношения с женой, он постоянно пьёт, регулярно подумывает о самоубийстве.
В Хрустальном призраки прошлого напоминают о себе. Здесь ничего не изменилось и всё напоминает о трагедии. Он встречается с бывшими одноклассниками, понимая, что город искорёжил судьбы всех людей, которые здесь остались. Это место обманутых душ, где все лицемерят и у каждого есть свои секреты.
Чтобы раскрыть преступления, Сергей использует нестандартную методику. Он ставит себя на место преступника, пытается понять, какие им движут мотивы. Для этого он сам выслеживает детей возле школы и без труда заманивает одного из мальчишек в свою машину.
Полиция Хрустального и губернатор области заинтересованы в том, чтобы дело было раскрыто максимально быстро и без лишней шумихи. В городе запланировано крупное мероприятие, на которое ожидают первых лиц государства. Верхушка города давит на Сергея, и когда он выходит на предполагаемого преступника – бывшего одноклассника Сашу Головченко, его вынуждают уехать из города. Из Головченко выбивают признательные показания, но он не знает, где находится последний ребёнок, похищенный маньяком.
Кадр из сериала.
Концовка
Вернувшегося в город Сергея ожидает «тёплый» приём со стороны полиции и охранников Барса. Смирнова задерживает его брат, но Геннадий верит ему, поэтому соглашается на авантюру. Братья решают действовать негласно и провести обыск в доме Барса.
Сергей уверен, что в подвале есть тайная комната, где содержится пропавший мальчик. Комнату они находят, однако ребёнка здесь нет. Это просто тайное любовное гнёздышко Барса, где он играет в изнасилование с женщинами, снимая всё на камеру.
Барс успевает сообщить охране, в результате братья вынуждены спешно покинуть охотничий домик. В перестрелке с охраной Сергей ранен и не может быстро бежать. Он предлагает добраться до дома Вячеслава Игоревича – школьного учителя, который в детстве помог ему справиться с душевной травмой. Братья разделяются, договорившись встретиться в доме учителя. Геннадий уводит погоню за собой, и первым оказывается в доме. Здесь и происходит развязка.
Учитель географии Вячеслав Игоревич, роль которого исполнил Владимир Виноградов. Кадр из сериала.
Он принимает ответственное решение – забирает из Хрустального Катю и её сына и увозит их в Москву, впервые в жизни решившись взять ответственность за воспитание ребёнка.
Будет ли продолжение?
Сериал «Хрустальный» полностью раскрыл историю Сергея Смирнова и маньяка, много лет терроризировавшего город. Хотя проект получил высокие оценки кинокритиков и зрителей, которые ждут продолжения, снимать второй сезон будет ошибкой. Даже если продюсерам удастся подыскать для следователя другого маньяка, история потеряет свою остроту.
Ведь по задумке сценариста, основное развитие сюжета сводится не к поимке маньяка, а личным переживаниям главного героя. Без этой составляющей продолжение сериала потеряет больше половины своей привлекательности.
Актёры и роли
Антон Васильев – сыграл роль Сергея Смирнова. Его командируют в Хрустальный для поимки маньяка. В процессе поисков он пытается справиться с детской травмой. Роль Серёжи в возрасте 9 и 13 лет исполнили два блестящих молодых актёра Артём Божутин и Пётр Назаров.
Антон Васильев в роли Сергея Смирнова. Кадр из сериала.
Николай Шрайбер – Геннадий Пронченко, родной брат Сергея. Он всегда опекал и искренне любил своего брата, который об этом даже не догадывался. При этом любовь была патологической, даже в ущерб собственным интересам. Генку в детском возрасте сыграли Роман Ленков и Максим Карушев.
Николай Шрайбер в роли Геннадия Пронченко, брата Сергея Смирнова. Кадр из сериала.
Екатерина Олькина – Алёна, жена Геннадия Пронченко. Типичная представительница «золотой молодёжи», которая выбрала себе мужа, помогла ему построить карьеру и оберегающая свою семью любыми способами. По словам Екатерины, когда она в перерывах между съёмками она кормила свою грудную дочь, она понимала, что является абсолютно счастливым человеком.
Алена (Екатерина Олькина) с мужем Геннадием. Кадр из сериала.
Дарья Екамасова – Катя Сказка. Она встречалась с Геной, который пытаясь добиться уважения старших ребят, допустил изнасилование девушки. Об этом поступке Геннадий сожалел всю жизнь, приезжая к бывшей пассии, и пытался уговорить её уехать их города. Ребёнок Кати – его сын.
Катя Сказка, роль которой сыграла Дарья Екамасова. Кадр из сериала.
Карина Разумовская – Ирина Крупенникова. Это бывшая одноклассница Сергея, и объект его тайных воздыханий. Она пытается использовать Смирнова для того, чтобы вырваться из Хрустального, но при этом доносит обо всех его планах Барсу.
Карина Разумовская в роли Ирины Владимировны Крупенниковой. Кадр из сериала.
«Хрустальный». Сериал о том, как два брата маньяка ловили
20 апреля 2021 года в онлайн-кинотеатре KION состоялась премьера оригинального проекта МТС Медиа, психологического триллера «Хрустальный», повествующего о двух братьях-полицейских, которые ловят маньяка в небольшом провинциальном городке.
Город Хрустальный переживает не лучшие времена. Шахта, которая ранее была градообразующим предприятием, закрылась, и теперь Хрустальный медленно умирает, обескровленный постоянным оттоком населения. Уехал и Сергей (Антон Васильев) — он смог покорить столицу, стал знаменитым следователем, специалистом по ловле маньяков. Теперь же Сергей должен вернуться на малую родину, чтобы поймать душегуба, который похищает маленьких мальчиков и делает с ними недопустимые вещи. Это дело ведёт Геннадий (Николай Шрайбер) — брат Сергея, который остался в Хрустальном, но тоже выбрал для себя карьеру в правоохранительных органах. Между братьями никогда не было особой любви, но теперь их объединяет общая цель.
Антон Васильев и Николай Шрайбер в сериале «Хрустальный»
Сериал «Хрустальный» создала продюсерская компания Александра Цекало, так что поначалу кажется, что перед нами попытка повторить успех «Метода». Как и Родион Меглин (Антон Хабенский), Сергей Смирнов* страдает от проблем с головой, которые он пытается заглушить алкоголем. Как и Меглин, он столь успешен в своём деле, поскольку может понять, что творится в голове у маньяка, «почувствовать его голод», научиться хотеть того же. Вместе с тем, создатели «Хрустального» уверяют, что их проект — это предложение к дискуссии о том, как полученные в подростковом возрасте психологические травмы отзываются много лет спустя и влияют на формирование характера.
Проект «Хрустальный» поднимает тему насилия над детьми, которая долгое время оставалась табу для наших кинематографистов. И если даже сериалы про «обычных» маньяков типа «Чикатило» и «Хорошего человека» вызывают у определённой части зрителей бурное негодование («Зачем про таких мразей что-то снимать?»), несложно предугадать, какой будет реакция на проект, в котором душегуб охотится не на молодых девушек, а на маленьких мальчиков. Однако стоит помнить, что перед нами не попытка «хайпануть» на острой теме, а личное высказывание сценариста Олега Маловичко, который сам в детстве пережил травмирующий опыт.
Кадр из сериала «Хрустальный»
Сериал «Хрустальный» сложно рекомендовать к просмотру, поскольку для человека, у которого есть дети, следить за развитием этой истории будет больно. Олег Маловичко и режиссёр Душан Глигоров режут по живому, причём режут зазубренным ржавым ножом. Наверное, их совместное творение можно расценивать как поданное в художественной форме предупреждение, попытку подсветить реально существующие угрозы. Остаётся понять, готово ли наше консервативное общество к обсуждению этих угроз.
* Сергей Смирнов включён Минюстом в реестр иноагентов
Брата за брата не в ответе: рецензия на сериал «Хрустальный»
Вторичный детектив, который не стыдно смотреть.
В городе Хрустальном происходит всплеск изощрённых убийств детей. Население склонно паниковать: 30 лет назад похожие зверства совершал маньяк, которого, по легенде, убили в тюрьме. Дело ведёт начальник местного УВД Геннадий (Николай Шрайбер), ему на подмогу вызывают из Москвы лучшего эксперта по серийным убийцам Сергея (Антон Васильев). Но загвоздка заключается в том, что Геннадий и Сергей – братья, которые ненавидят друг друга, и причина такого неприятия кроется где-то в прошлом. Тайна проговаривается уже в третьей серии, но кровопийце до этого нет дела. На московского гостя (разумеется, гениального сыщика, разумеется, дико пьющего, разумеется, со своими странностями) с первых же дней пребывания на родине совершается ряд покушений. Когда же он догадывается, что логово убийцы находится в старой заброшенной шахте, то его и вовсе – вроде как случайно – чуть не замуровывают. Для успешного завершения дела братья должны помириться, договориться и понять, что на самом деле произошло в прошлом.
Кадр из сериала «Хрустальный»
Кадр из сериала «Хрустальный»
Помните шутку про американский сериал «Настоящий детектив»? «Это альманах, в котором красивые люди отчаянно стараются быть некрасивыми». Здесь та же история. Антон Васильев, которого мы привыкли видеть в ролях жизнерадостных жуликов, баламутов и задир, в «Хрустальном» играет дёрганого циничного и вечно пьяного сыщика, чьи методы расследования не укладываются в привычную канву следователя по особо важным делам. Принцип «чтобы понять преступника, надо думать, как преступник» у него возведён в крайнюю степень. Он на самом деле ловит детей, но, конечно, ничего криминального не совершает и высаживает мальчиков из машины с нравоучениями типа: а если бы на моём месте был настоящий маньяк? Когда он говорит, что идёт охотиться, можно не сомневаться, он отправляется явно не с ружьём на кабана.
Кадр из сериала «Хрустальный»
Кадр из сериала «Хрустальный»
«Хрустальный» говорит с нами честно, без расшаркиваний. Впрочем, написавший его Олег Маловичко никогда и не был замечен в каких-то сценарных допущениях и компромиссах. Просто писать для федеральных каналов надо мягче, чтобы не распугать бабушек, но для платформы KION, где и можно посмотреть сериал, Маловичко размахнулся не по-детски, поднимая темы, про которые и говорить-то неудобно, не то что смотреть. Даже если на начальных титрах написано, что сериал основан на реальных событиях, нет-нет да и усомнишься в этом: да ладно вам, так не бывает! Зная вкусы продюсеров Александра Цекало и Игоря Мишина, надо понимать, что всё так и было. Правда, когда полуфантазийный стиль повествования от серии к серии становится всё более реалистичным, флёр таинственности развеивается, и это разочаровывает.
Первые серии «Хрустального» начинаются, как снятые в 90-е французские экранизации книжек, которые написал Жан-Кристоф Гранже. Всё очень таинственно, многообещающе, интрига на интриге, но у Гранже и режиссёров, снимающих фильмы по его детективам, есть одна неприятная деталь: начиная с середины ни у писателя, ни у постановщиков не хватает фантазии, чтобы продолжать нас удивлять и пугать, и всё скатывается к желанию побыстрее перейти к финалу. Мы не знаем, что там на уме у авторов «Хрустального», но хотелось бы верить, что у них-то хватит воображения для того, чтобы держать внимание зрителя до конца сезона. Даже если всё основано на реальных событиях.