Хср в нлп что это
Хорошо Сформулированный Результат
Целеполагание: Хорошо Сформулированный Результат (ХСР)
Хорошо сформулированный результат – это набор критериев описания цели, выполнение которых позволяет эту цель легко достичь.
Формулировка цели должна отвечать 8‐ми пунктам:
Цель сформулирована утвердительно.
Цель находится под вашим контролем.
Цель проверяема в сенсорном опыте.
Цель находится в нужном контексте.
Цель экологична.
Есть доступ к необходимым ресурсам.
Вы знаете первые шаги для достижения цели.
Цель нужного масштаба
(следите за словами означающими отрицание: «не», «прекратить», «удалить», «без‐», «чтобы не» и т.п. Спросите «Что вместо этого?»)
(Концентрируйтесь на том, что вы можете сделать, так, чтобы вы были ответственны за начало и поддержание этого. Если в формулировке цели присутствуют другие люди, вы можете подумать, как повлиять.)
(сфокусируйтесь на получении сенсорных свидетельств достижения цели, это создает необходимую обратную связь. Важно иметь возможность лично проверить и узнать результат. )
(подумайте о том, как будет использоваться результат, где и на что он повлияет)
Полезна для анализа экологии технология проверки цели известная как «Квадрат Декарта» или Мотивационный квадрат.
получу
не достигну?
получу
достигну?
не получу
не достигну?
не получу
достигну?
Напишите в каждой клетке все возможные ответы на соответствующие вопросы. Проанализируйте список на плюсы и минусы.
(Определите ресурсы внешние и внутренние.)
При ограниченности необходимого ресурса, можно использовать матрицу конвертации ресурсов.
Деньги | Время | Навыки | Знания | Связи |
Деньги | ||||
Время | ||||
Навыки | ||||
Знания | ||||
Связи |
По вертикали – какой ресурс тратится, по горизонтали – какой получаем.
Определите первые, самые маленькие шаги, с которых вы начнете процесс реализации вашей цели, а также место в время, когда вы их сделаете.
Укрупнение Если цель слишком мала, для того чтобы мотивировать, найдите более общую цель чтобы ее достижение вас мотивировало.
Что мне даст достижение цели? Какие бОльшие возможности откроются передо мной?
Разукрупнение Если цель слишком велика, разбейте конечную цель на более мелкие результаты, так чтобы каждый был достаточно ясным и достижимым.
Какие могут быть промежуточные значимые результаты? Что может мешать вам запустить процесс достижения цели прямо сейчас? Какие препятствия могут встретиться на вашем пути? Каким образом можно устранить препятствия.
Техника:: Хорошо сформулированный результат
Описание: Александр Любимов
Условия хорошо сформулированной цели
Предложена эта модель Лесли Камерон, но она говорила о пяти условиях:
Условия хорошо сформулированной цели:
1. позитивно сформулирована;
2. контролируется вами;
3. описывается сенсорным языком;
4. соответствует контексту;
5. подходящего размера;
7. включает необходимые ресурсы;
8. исследованы препятствия;
9. определён первый шаг.
Схема
Подробное описание
1. Цель позитивно сформулирована
— Позитивно ли сформулирована ваша цель?
Иногда мы определяем цель как то, от чего хотим избавиться или чего хотим избежать: не есть после 18:00, бросить курить, прекратить обижаться и так далее. Но такие цели довольно трудно достигнуть, потому что знание чего мне не надо, ещё не даёт понимание, что я хочу получить. Представьте, что вы идёте в магазин со списком того, что не хотите покупать. Или вспомните задачку Ходжи Насреддина «не думать о белой обезьяне». Просто голова так не работает.
Отрицание может быть выражено как отрицательной частицей «не», так и словами «отказаться», «прекратить», «бросить», «расстаться», «избегать» и т.п.
Поэтому, если ваша цель пока сформулирована негативно, её надо переформулировать в позитивный вариант.
2. Контролируется вами
— Контролируете ли вы и только вы ваш результат?
— Связано ли достижение вашего результата с кем-нибудь ещё?
— Если связано, то что ты можешь сделать для достижения этой цели?
— Я хочу нравиться девушкам.
— Что ты можешь сделать для этого?
— Вести себя более уверенно.
— Ты умеешь так себя вести?
— Пока нет. Так что для начала надо научиться чувствовать уверенность при общении и вести себя соответствующе.
3. Сенсорное представление
— Как вы узнаете, что достигли цели?
— Что вы будете видеть, слышать и чувствовать, когда достигнете цели?
То есть вы создаёте такую полную сенсорную галлюцинацию достижения цели.
— Когда я достигну цели, я буду видеть …, слышать …, чувствовать …, делать …, говорить себе …
4. Подходящий контекст
— Есть ли ситуации, где вы не хотите этого?
— Где, когда и с кем вы хотите этого?
То есть в результате цель будет определена для какого-то контекста: уверенность при общении с начальником, удовольствие при просмотре интересного фильма, настойчивость при достижении цели.
5. Цель экологична
— Что вы потеряете, если достигните результата?
— Согласны ли вы с этими потерями ради достижения результата?
— Как вы можете компенсировать эти потери (или обойти их)?
Когда мы что-то получаем, мы обычно при этом ещё и что-то теряем. Например, женившись мы теряем часть свободы, став фрилансером теряем стабильность, став стройным теряем возможность свалить собственные неудачи на внешность.
И в этом пункте мы оцениваем возможные потери и определяем, приемлемы ли они. Согласен ли я потерять «это» достигнув цель. Можно так же вернуться на первый шаг и переопределить цель так, чтобы снизить потери.
Для определения баланса приобретений и потерь как раз можно использовать «Декартовы Координаты».
6. Имеет подходящий размер
— Имеет ли цель подходящий размер?
Если цель слишком большая – теряется мотивация на пути. Если ваша цель «полностью овладеть английским языком» с очень жёсткими критериями, то даже долго и интенсивно занимаясь, вы не будете замечать приближения.
Поэтому крупную цель удобнее разбить на более мелкие «подцели», достижение которых проще контролировать и обратная связь быстрее. Например: за неделю выучить 100 новых слов, сбросить за этот месяц 2 кг и тому подобная.
7. Включает необходимые ресурсы
— Какие ресурсы нужны вам для достижения цели?
— Можете ли вы иметь к ним доступ?
Определите ресурсы, нужные вам для достижения цели.
Если нет – сформулируйте доступ к ресурсам как цель.
— Для того, чтобы быть уверенным на собеседовании мне нужны уверенность, спокойствие, вера в успех и хороший костюм. Уверенность, спокойствие и вера в успех у меня есть, а костюм надо купить.
8. Исследование препятствий
— Что мешает вам начать достигать (достигнуть) цель прямо сейчас?
— Какие препятствия могут встретиться на вашем пути?
— Что вы можете сделать для преодоления этих препятствий?
Исследуйте, что может помешать вам на пути достижения этой цели.
Если препятствия на данный момент «не преодолимы» – переформулируйте в цель и пройдите весь процесс ХСР с этой целью.
9. Определите первый шаг
— Каков будет ваш первый шаг по достижению цели?
Можно очень долго мечтать о цели, но если не начать её достигать, она так и останется мечтой. Так что определяем первый шаг, с чего начинаем.
Хотите стать более стройным, определите ваш самый первый шаг: завтра с утра делаю пробежку, прямо сегодня ем меньше плюшек, а больше фруктов и овощей.
Блок-схема
Демонстрация
Возможный диалог Оператора с Клиентом.
[предлагаем сделать позитивную формулировку цели]
— Это то, чего ты не хочешь. А что ты хочешь получить?
— Я хочу делать свои дела во время.
— В первую очередь по работе.
— То есть ты хочешь делать во время свои рабочие дела?
— А что такое для тебя «рабочие дела»?
— Ну у меня есть список обязанностей, плюс определённые задачи даёт начальство.
— А как ты определяешь «вовремя».
— Есть определённые сроки, когда всё нужно сделать.
[определяем область контроля]
— Хорошо. Это зависит только от тебя или от кого-то ещё?
— А что ты можешь сделать для того, чтобы они вовремя давали тебе эти данные?
— Для начала, мне нужно самому проявлять активность и напоминать им об этом. И учитывать в своём плане их, скажем так, особенности.
— И как бы теперь ты определил свою цель?
— Я хочу вовремя делать свою часть дел и мотивировать других на то, чтобы они вовремя сделали свою. В контексте работы, само собой.
[сенсорное представление цели]
— Хорошо, Андрей, представь, что ты уже достиг этой цели. Опиши это сенсорно: как ты себе это представляешь?
— Я вижу себя, который напоминает другим о том, что им надо сделать. При этом я и сам всё делаю вовремя.
— Хорошо, давай уточним. А что ты слышишь при этом? Какой у тебя голос, когда ты говоришь?
— Когда мотивирую других, говорю достаточно бодро, уверенно. И они мне тоже отвечают уверенно, что сделают.
— А что ты чувствуешь?
— Уверенность, спокойствие. При этом ещё такую готовность сделать то, что решил.
— Да, сделал. Я могу посмотреть со стороны, что будет, так и изнутри прожить.
— Тебя устраивает то, что ты видишь?
[определяем подходящий контекст]
— Есть ли ситуации, в которых ты не хотел бы этого делать?
— Ну, я не хотел бы «убиваться» на работе ради результата. Тут важно определить реальность сроков. Так что здесь ещё важно, чтобы сроки, определённые начальством совпадали с реальностью.
— Тогда давай более чётко определим, что такое «вовремя».
— А как ты будешь определять эту поправку?
— Итак, как ты теперь будешь определять, что вовремя, а что нет?
— А где, когда и с кем ты бы хотел этого?
— Давай подумаем об экологии. Если ли что-то, что ты потеряешь, если достигнешь этой цели? И можно ли это как-то компенсировать?
— Я думаю, если я буду слишком активно мотивировать коллег, я им разонравлюсь. Так что мотивацию стоит сделать менее назойливой. Наверно всё, что я могу потерять.
— И большие будут потери?
— Небольшие, но выигрыш намного больше.
— Хорошо. Я попрошу тебя слегка подправить твой 4-D фильм о цели с учётом того, что мы только что говорили.
— Да, поправил. В этом фильме коллеги стали более дружелюбными. А я стал более спокоен.
[подходящий размер цели]
— А размер цели тебе подходит? Может стоит его сделать поменьше и разбить на подцели? Или укрупнить?
— Удобно было бы разбить на две части: мотивировать коллег и самому следовать срокам. А всё вместе даст как раз «делать дела вовремя».
[есть ли нужны ресурсы]
— А какие ресурсы тебе нужны для достижения этой цели?
— Для того, чтобы самому следовать срокам мне нужны усидчивость, дисциплина и умение следовать планам. А для мотивации коллег стоит научиться выбирать оптимальный уровень мотивации.
— И что из этих ресурсов у тебя уже есть?
— Какие препятствия могут возникнуть? И как ты можешь с ними разобраться?
— Какой будет твой первый шаг по достижению этой цели?
— Отлично. Давай тогда резюмируем: как изменилась твоё представление о цели, твои впечатления.
— Цель стала более чёткой, понятной. И мотивация появилась её достигать.
— Можешь описать, как теперь для представляется цель?
— Я буду делать рабочие дела вовремя. При этом сроки я внутренне проверяю. Для достижения этой цели мне нужно научиться правильно мотивировать и себя, и коллег, связанных с задачей. А так же нужно стать более дисциплинированным.
Хорошо сформулированный результат (ХСР) — техника НЛП
ХСР расшифровывается как «Хорошо сформулированный результат».
Это одна из самых базовых техник НЛП.
Без хорошо сформулированного результата об эффективной работе и достижении целей можно только мечтать.
По-другому эту НЛП-технику иногда называют «Чётко определенные результаты».
Исходная модель
Согласно этой модели, сначала тебе нужно стать тем человеком, который способен достичь твоего желаемого результата. А затем совершать действия, чтобы наслаждаться плодами твоих усилий.
Поскольку большая часть нашего поведения направлена на достижение определенных результатов (целей и желаний), очень важно заранее определить эти результаты.
Если ты знаешь, где ты хочешь быть, то ты будешь в лучшей позиции, чтобы построить правильные карты, которые сами направят тебя.
А скорее всего ты сможешь придумать новые, более легкие или быстрые способы добраться туда, куда тебе нужно.
ХСР и цели
«Причина, по которой большинство людей никогда не достигают своих целей, заключается в том, что они не определяют их или никогда серьезно не считают их правдоподобными или достижимыми. Победители могут сказать вам, куда они идут, что они планируют делать на этом пути, и кто будет делить с ними это приключение.»
— Дэнис Уэйтли, американский мотивационный оратор
Задав чётко определенные (хорошо сформулированные) результаты, ты делаешь первый уверенный шаг к успеху.
Хорошо сформулированный результат отвечает на вопрос: «Чего я хочу на самом деле?».
Успешная жизнь — это последовательное достижение целей.
Твоя цель может выглядеть как «хорошенько оторваться на вечеринке» или «стать миллионером через 2 года».
Есть множество различных видов целей.
Вложи своё внимание и время в формулирование нужного тебе результата, будто тебе уже удалось его достичь. А затем пораскинь мозгами, как этот результат можно улучшить.
Лучше сначала потратить время на переопределение своих результатов в лучшую сторону и только потом вкладывать ресурсы в их достижение.
Самая выгодная позиция на пути к твоему успеху — постоянно проявлять гибкость в отношении результата. Переформулировать его при необходимости. Определять в более выгодном свете.
Понимание этого процесса приводит к пониманию еще одной базовой штуки НЛП — экологии.
Экология в ХСР — это когда все части тебя согласны с итоговым результатом. Все твои желания, ценности и потребности устремлены в одно мощное направление.
Вот что Тони Роббинс говорит о целях и результатах в своей прекрасной книге «Пробуди в себе исполина»:
«Всякая постановка цели должна немедленно сопровождаться как разработкой плана, так и массовыми и последовательными действиями по его выполнению. У вас уже есть способность действовать. Если вы не смогли вызвать такую способность — это только потому, что вы не смогли сформулировать цели, которые вдохновляют вас».
Как заставить себя действовать? Использовать технику хорошо сформулированного результата.
Описание техники ХСР
Как расписать цель по ХСР?
Шаг 1. Создай позитивную конкретную цель
Сформулируй свой результат/цель в позитивных, конкретных терминах. Потрать время, чтобы точно описать, чего ты хочешь.
Негативная цель не ведет к результату.
Избегай таких целей как: «я НЕ хочу быть перфекционистом».
Фрейм «не» побуждает бессознательное создавать то, чему ты, как тебе кажется, сопротивляешься.
Поэтому подумай вот в каком ключе — если бы тебе стерли проблему (как это делают в ДПДГ) и заменили её чем-то позитивным, что бы это было? Опиши это позитивное «что-то». Включи все свои модальности.
Шаг 2. Сформулируй свой результат с позиции «могу»
«Я хочу, чтобы другие поддерживали меня» — это не очень удачный результат. Он не зависит от твоих действий, от твоих возможностей и от тебя лично. Это передача ответственности за твой результат кому-то другому.
Да, некоторые цели требуют чьей-то дополнительной поддержки. Однако неопределенно сформулированный результат («помощь кого-то») ничего не говорит о том, а что же будешь делать для этого ты, чтобы получить поддержку. И что именно эта поддержка влечет за собой.
Результат должен зависеть от твоих действий. Кроме того, это должно быть в пределах твоих способностей и возможностей.
Спроси себя (или клиента, если работаешь этой техникой с клиентом):
Шаг 3. Определи контекст достижения результата
Смысл определяется контекстом. Опиши свой хорошо сформулированный результат в контексте той среды (места, окружения, обстоятельств), где он будет достигнут.
Это сделает твою цель более конкретной и мотивационной. Также это лишний раз проверит экологию цели.
Более четкий контекст, например: «Начиная с 1 июля, я хочу заработать 650000 рублей в течение следующих 12 месяцев, продавая свои навыки НЛП страховым агентствам в качестве корпоративного тренера для их отделов продаж».
Контекст — это добавление в формулировку итоговой цели:
Магия этого шага в том, что добавляя специфику ты делаешь цель реальной для своего мозга. Твой мозг знает людей, знает места и локации, знает время. И ориентируется на итоговый образ цели как автопилот.
Почему цели не достигаются? В них нет нужного контекста и детализации. Часто хватает только добавления деталей, чтобы цели начали сбываться.
И еще одна мысль о контексте: Где бы тебе не хотелось проявлять свой новый результат?
Пример. Допустим, твоя цель — беззаботно и весело играть с собакой как трехлетний ребенок. Отлично. Но наверное, тебе бы не хотелось того же результата в постели со своим половым партнером?
Вот почему контекст чрезвычайно важен.
Шаг 4. Добавь чувства (модальности)
Опиши свой результат, используя свои пять чувств. Или, как говорят в НЛП — опиши результат в ВАК (модальностях).
Мозг не мыслит словами. Мозг мыслит чувствами, эмоциями, ощущениями, образами, символами. Так облегчи ему работу!
Добавь конкретики, описав результат в формате: что я увижу, что я услышу, что я почувствую… когда достигну результат.
Если в формулировке есть неопределенные слова (номинализации) вроде «любовь», «страсть», «благодарность», «настроение» и т.п. — обязательно нужно описать их с позиции сенсорных систем.
Например. Не «заслужить любовь», а «каждый вечер я могу прикасаться к её коже, чувствовать её запах, слышать её ласковый голос, говорящий мне приятные слова…».
Проще всего это сделать, задавая себе (или клиенту, если работаете техникой ХСР с ним) вопросы:
— В какой части тела ты это чувствуешь?
— Что ты увидишь при этом?
— Что ты услышишь?
— Какой там будет вкус?
— А запах?
Шаг 5. Разбей цель на части
Разбей свою итоговую цель на управляемые и контролируемые задачи (части). Чем меньше предстоящее дело — тем быстрее приближается итоговая цель. И тем эффективнее решаются проблемы. Конвейер, помнишь?
Опиши цель в достижимых терминах. Более мелкие шаги кажутся более достижимыми, чем шаги за горизонт.
Всё это добавляет подсознательной мотивации. В НЛП это называется «чанкинг».
Допустим, твоя цель — написать книгу. Сравни это с маленькой целью — писать по одной странице в день. Какая цель кажется более достижимой?
Если цель большая, уместно разбить её на очень маленькие. Итог — книга на 240 страниц. Более удобная цель — писать по 1 странице 240 дней.
Становится легче, правда? В голове проясняется до изумительного звона.
Как съесть целого слона? Только по одному кусочку за раз.
Шаг 6. Определись с ресурсами
Подумай о том, что тебе потребуется для воплощения результата в реальность.
Какие ресурсы тебе нужны?
Всего есть пять типов базовых ресурсов:
Составь список ресурсов, которые ты будешь использовать для достижения своей цели.
Допустим, тебе потребуется помощь каких-то специалистов. Это личные связи. Как заполучить помощь этих специалистов? Можно использовать ресурс Деньги и купить эту помощь. А можно использовать ресурс Навык и убедить их присоединиться к твоему замыслу. Всё будет зависеть от твоего арсенала ресурсов.
Допустим, ты останавливаешься на использовании второго варианта — убедить. Тогда будет уместным сформулировать это так:
«К концу этой недели у меня будет полный список людей, которые являются подходящими кандидатами для моего проекта. К концу следующей недели я разработаю убедительный разговор для этих людей и прозвоню лично минимум 20 человек из этого списка. Я буду продолжать до тех пор, пока не получу пять ответов о готовности участвовать в моем проекте».
И снова, тут всё про конкретику:
Шаг 7. Проверь экологию
Выполни проверку результата на экологичность. Что может мешать твоей задумке?
Шаг 8. Определи контрольные точки
Определись с тем, как ты будешь понимать, что двигаешься в верном направлении и в правильном темпе. Определи признаки прогресса. Что это может быть? Как ты поймешь, что цель приближается, а не отдаляется?
Один из способов — распределить ресурсы на шкале времени. Ведь достижение цели — это последовательный обмен одних ресурсов на другие.
Неопределенность в отношении контрольных точек — предупреждающий знак. Если не знаешь, как будешь отслеживать свой прогресс — не достигнешь его.
Открой календарь. Отметь на календаре контрольные точки достижения цели. У каждой контрольной точки пометь, что конкретно ты хочешь видеть, слышать и чувствовать к этой дате.
Стать богатым человеком — интересная цель. Но как ты поймешь, что становишься им? Разбей эту цель на более мелкие навыки (например, навык экономии денег). И положи каждую подцель на календарь.
Даже то, что кажется малозначимым, может быть контрольной точкой.
Шаг 9. Запиши формулировку цели
Не записанные цели не стоят той бумаги, на которой они записаны. Но записанное слово обретает силу.
Услышать, что ты находишься в федеральном розыске — не то же самое, что увидеть это написанным на каждом столбе.
Шаг 10. Тест
То, что будет написано дальше — критично важно. После того, как ты хорошо сформулируешь результат, нужно обязательно определить первый шаг. Это самое важное потому, что даже самые великолепные планы никогда не увидят свет без первого шага.
Первый шаг — это своеобразный тест твоего хорошо сформулированного результата на реальность. Ставишь цель — тестируй её достижение в реальности. Только так становятся успешным человеком.
Условия хорошо сформулированного результата
Прелесть ХСР в том, что он сразу показывает две важных вещи:
Таким образом, чтобы сформулировать цель, которая будет неминуемо и без вариантов достигнута, нужно:
Вот так всё просто. Прямо как по пять пальцев на каждой из двух рук. Пропускаешь один палец — цель не достигается. Ну что? Вперед, достигатор?
НЛП-практик:: Целепостановка
Связь моделей целеполагания
Для наглядности предложу небольшую схему, связывающую между собой разные модели НЛП для работы с целями.
Стратегии постановки цели
Итак, начнём с того, как найти себе цель.
Итак, у нас есть контекст, в котором мы хотим что-то изменить.
1. Уход от проблемы
«Что вы хотите прекратить или чего избежать?»
— Мне не нравится в себе неуверенность, лень, неспособность отвечать за себя и что для меня слишком важно, как меня оценивают другие люди.
2. Противоположность проблеме
«Что противоположно проблемному состоянию?»
Определите, что противоположно заявленной проблеме или проблемам.
— Я бы хотел быть уверенным в себе, собранным, способным отвечать за собственные поступки, учитывающий мнение других, но более ориентированный на собственную оценку.
Здесь произведены замены:
неуверенность – уверенность (поведение);
лень – собранность (поведение);
неспособность отвечать за себя – способность отвечать за собственные поступки (способность);
оценка других людей – учет мнения других, но большая ориентация на собственное мнение (ценности).
3. Кто уже это сделал?
«Кто уже в состоянии достичь желаемого состояния, сходного с вашим?»
Найдите людей, которые уже обладают желаемыми качествами и представьте, какие цели поставили бы они в этой ситуации.
— На мой взгляд, этими качествами обладает Вин Дизель. Он бы просто выбрал наиболее понятный и простой вариант, но весь выложился для его достижения. Например, стать полностью самостоятельным.
4. При помощи логики
«Какие важные качества, умения, эмоции вы хотели бы проявить в желаемом состоянии?»
Прибегните к логическому мышлению и определите, какие качества должны присутствовать в желаемом состоянии.
— Я так же хочу иметь такие качества, как большую работоспособность, немного наглости, умение быстро обучаться и быстрое переключение от одного вида деятельности к другому. А так же уверенность в том, что я смогу достигнуть эти цели.
5. Расширение
«Какие качества, связанные с вашим желаемым состоянием, вы уже имеете, и каких вы хотели бы сделать больше?»
Определите, что из необходимого у вас уже есть, а что нужно добавить.
— У меня уже есть внимание к другим людям и умение достигать поставленной цели. Но хотелось бы побольше уверенности в собственных силах и просто чувства уверенности в трудных ситуациях.
Здесь показано что, например, уверенность может быть и ценностью (уверенность в собственных силах), и способностью (умение чувствовать себя уверенно), и поведением (чувство уверенности в трудных ситуациях)
6. «Как если бы»
«Если бы у вас уже было полностью полученное желаемое состояние, что бы вы делали или что бы сделали еще?»
Что вы будете делать после того, как достигните желаемого. Каковы ваши дальнейшие планы.
— После того, как я достигну этой цели я хотел бы начать развивать у себя такие качества как профессионализм и постоянство.
Техника « Декартовы координаты»
Данная техника не подходит для ситуаций поиска лучшего выбора, вроде: «какую машину покупать?», «на ком жениться?» или «какую работу лучше выбрать?».
Т ехника «Декартовы координаты» как раз предназначена для оценки последствий каждого из выборов.
А дальше вам просто нужно будет записать в каждой соответствующей области приобретения и потери.
— Что я получу, если сделаю?
— Что я потеряю, если сделаю?
— Что я получу, если не сделаю?
— Что я потеряю, если не сделаю?
Например, для покупки автомобиля это может выглядеть так:
Что я получу, если не сделаю?
+5 Сэкономлю деньги
+4 Кучу дополнительного времени
+8 Смогу не возить родителей на дачу
+9 Можно спокойно выпить с друзьями
Что я получу, если сделаю?
+7 Удовольствие
+4 Повышение статуса
+8 Удобство
+9 Привлекательность у девушек
+4 Расслабление
+10 Ощущение роста
Что я потеряю, если не сделаю?
-10 Свободу передвижения
-6 Подтянутый вид
-9 Уверенность в собственных силах
Что я потеряю, если сделаю?
-9 Деньги
-4 Время на уход за машиной
-6 Время на стояние в пробках
-6 Независимость от вещи
Теперь просто складываем баллы по столб икам «сделаю» / «не сделаю» и смотрим результат. За: 7+4+8+9+4-9-4-6-6=7. Против: 5+4+8+9-10-7-10=-1. 7- (-1)=8. 8 баллов в плюс за покупку. Такой вполне логический и наглядный вариант получается.
Уточнение цели с помощью «Врат сортировки»
Внимательные читатели уже заметили, что «Врат сортировок» шесть, а вопросов семь. Да, первый и четвёртый вопрос относятся к ВС «вещи».
Учтите, что ответ на каждый вопрос требует определённого способа мышления, именно поэтому они разделены на такие группы и отвечать на них удобнее именно в таком порядке. Пройти этот процесс полезно, когда вы берётесь за достаточно большой проект: поступление в институт, строительство дома, создание своей фирмы, проект на работе, женитьба, туристический поход.
В том смысле, что если вы собираетесь сходить в магазин за продуктами, не обязательно каждый раз задавать себе философские вопросы «зачем я это делаю?» или «для кого это всё?»
Что это такое? Максимально чётко определите, что именно вы хотите сделать.
Зачем это надо / почему? Причины и глобальные цели, ради которых вы хотите это сделать.
Кто / с кем / для кого? Кто именно будет это делать, кто будет помогать, и, собственно, для кого это делается.
Ресурсы? Какие ресурсы нужны для достижения этой цели: сколько времени, денег, людей, какие инструменты и т.д.
Где? Где именно это всё будет происходить.
Как делаем? Последовательность действий.
Когда? Сроки: когда всё начинается и заканчивается, сроки этапов.
В некоторых случаях 6 и 7 пункты удобно объединить, сразу прописывая сроки этапов.
Например, я хочу построить дом (дом я никогда не строил, так что это скорее мои фантазии на тему – просто показать, как отвечать на вопросы).
Что это такое? Двух этажный кирпичный дом площадью 100 кв.м.
Зачем это надо / почему? Хочу иметь собственный дом за городом, чтобы рядом был лес, речка и было тихо и нормальная экология. Дом, в котором буду жить с семьёй и который я смогу оставить детям. Это даст мне уверенность в себе, комфорт и счастье.
Формулировка технического задания.
Получение разрешения на строительство и прочих документов.
Прием готового дома.
Когда? Начало – 10 февраля этого года. Подготовка документации и согласование – февраль-май, закладка фундамента – май. … Окончание строительства – ноябрь. Регистрация готового здания – ноябрь-декабрь.
Хорошо сформулированный результат
демонстрируемость в чувственном опыте;
человек может его инициировать и поддерживать;
сохранении позитивных побочных эффектов (экологичность).
Условия хорошо сформулированной цели:
описывается сенсорным языком;
включает необходимые ресурсы;
определён первый шаг.
Схема
1. Цель позитивно сформулирована
— П озитивно ли сформулирована ваша цель?
Иногда мы определяем цель как то, от чего хотим избавиться или чего хотим избежать: не есть после 18:00, бросить курить, прекратить обижаться и так далее. Но так ие цели довольно трудно достигнуть, потому что знание чего мне не надо, ещё не даёт понимание, что я хочу получить. Представьте, что вы идёте в магазин со списком того, что не хотите покупать. Или вспомните задачку Ходжи Насреддина «не думать о белой обезьяне». Просто голова так не работает.
Отрицание может быть выражено как отрицательной частицей «не», так и словами «отказаться», «прекратить», «бросить», «расстаться», «избегать» и т.п.
Поэтому, если ваша цель пока сформулирована негативно, её надо переформулировать в позитивный вариант.
— Контролируете ли вы и только вы ваш результат?
— Связано ли достижение вашего результата с кем-нибудь ещё?
— Если связано, то что ты можешь сделать для достижения этой цели?
— Я хочу нравиться девушкам.
— Что ты можешь сделать для этого?
— Вести себя более уверенно.
— Ты умеешь так себя вести?
— Пока нет. Так что для начала надо научиться чувствовать уверенность при общении и вести себя соответствующе.
3. Сенсорное представление
То есть вы создаёте такую полную сенсорную галлюцинацию достижения цели.
— Когда я достигну цели, я буду видеть …, слышать …, чувствовать …, делать …, говорить себе …
4. Подходящий контекст
— Есть ли ситуации, где вы не хотите этого?
— Где, когда и с кем вы хотите этого?
То есть в результате цель будет определена для какого-то контекста: уверенность при общении с начальником, удовольствие при просмотре интересного фильма, настойчивость при достижении цели.
— Что вы потеряете, если достигните результата?
— Согласны ли вы с этими потерями ради достижения результата?
— Как вы можете компенсировать эти потери (или обойти их)?
Когда мы что-то получаем, мы обычно при этом ещё и что-то теряем. Например, женившись мы теряем часть свободы, став фрилансером теряем стабильность, став стройным теряем возможность свалить собственные неудачи на внешность.
И в этом пункте мы оцениваем возможные потери и определяем, приемлемы ли они. Согласен ли я потерять «это» достигнув цель. Можно так же вернуться на первый шаг и переопределить цель так, чтобы снизить потери.
Для определения баланса приобретений и потерь как раз можно использовать «Декартовы Координаты».
6. Имеет подходящий размер
— Имеет ли цель подходящи й размер?
Если цель слишком большая – теряется мотивация на пути. Если ваша цель » п олностью овладеть английским языком» с очень жёсткими критериями, то даже долго и интенсивно занимаясь, вы не будете замечать приближения.
Поэтому крупную цель удобнее разбить на более мелкие «подцели», достижение которых проще контролировать и обратная связь быстрее. Например: за неделю выучить 100 новых слов, сбросить за этот месяц 2 кг и тому подобная.
7. Включает необходимые ресурсы
— Какие ресурсы нужны вам для достижения цели?
— Можете ли вы иметь к ним доступ?
Определите ресурсы, нужные вам для достижения цели.
Если нет – сформулируйте доступ к ресурсам как цель.
— Для того, чтобы быть уверенным на собеседовании мне нужны уверенность, спокойствие, вера в успех и хороший костюм. Уверенность, спокойствие и вера в успех у меня есть, а костюм надо купить.
8. Исследование препятствий
— Что мешает вам начать достигать (достигнуть) цель прямо сейчас?
— Какие препятствия могут встретиться на вашем пути?
— Что вы можете сделать для преодоления этих препятствий?
Исследуйте, что может помешать вам на пути достижения этой цели.
— Како в будет ваш первый шаг по достижению цели?
Можно очень долго мечтать о цели, но если не начать её достигать, она так и останется мечтой. Так что определяем первый шаг, с чего начинаем.
Хотите стать более стройным, определите ваш самый первый шаг: завтра с утра делаю пробежку, прямо сегодня ем меньше плюшек, а больше фруктов и овощей.
Демонстрация
Возможный диалог Оператора с Клиентом.
[ предлагаем сделать позитивную формулировку цели ]
— Это то, чего ты не хочешь. А что ты хочешь получить?
— Я хочу делать свои дела во время.
— В первую очередь по работе.
— То есть ты хочешь делать во время свои рабочие дела?
— А что такое для тебя «рабочие дела»?
— Ну у меня есть список обязанностей, плюс определённые задачи даёт начальство.
— А как ты определяешь «вовремя».
— Есть определённые сроки, когда всё нужно сделать.
[определ яем област ь контроля]
— Хорошо. Это зависит только от тебя или от кого-то ещё?
— А что ты можешь сделать для того, чтобы они вовремя давали тебе эти данные?
— Для начала, мне нужно самому проявлять активность и напоминать им об этом. И учитывать в своём плане их, скажем так, особенности.
— И как бы теперь ты определил свою цель?
— Я хочу вовремя делать свою часть дел и мотивировать других на то, чтобы они вовремя сделали свою. В контексте работы, само собой.
[ сенсорное представление цели ]
— Хорошо, Андрей, представь, что ты уже достиг этой цели. Опиши это сенсорно: как ты себе это представляешь?
— Я вижу себя, который напоминает другим о том, что им надо сделать. При этом я и сам всё делаю вовремя.
— Хорошо, давай уточним. А что ты слышишь при этом? Какой у тебя голос, когда ты говоришь?
— Когда мотивирую других, говорю достаточно бодро, уверенно. И они мне тоже отвечают уверенно, что сделают.
— А что ты чувствуешь?
— Уверенность, спокойствие. При этом ещё такую готовность сделать то, что решил.
— Да, сделал. Я могу посмотреть со стороны, что будет, так и изнутри прожить.
— Тебя устраивает то, что ты видишь?
[определяем подходящий контекст]
— Есть ли ситуации, в которых ты не хотел бы этого делать?
— Ну, я не хотел бы «убиваться» на работе ради результата. Тут важно определить реальность сроков. Так что здесь ещё важно, чтобы сроки, определённые начальством совпадали с реальностью.
— Тогда давай более чётко определим, что такое «вовремя».
— А как ты будешь определять эту поправку?
— Итак, как ты теперь будешь определять, что вовремя, а что нет?
— А где, когда и с кем ты бы хотел этого?
— Давай подумаем об экологии. Если ли что-то, что ты потеряешь, если достигнешь этой цели? И можно ли это как-то компенсировать?
— Я думаю, если я буду слишком активно мотивировать коллег, я им разонравлюсь. Так что мотивацию стоит сделать менее назойливой. Наверно всё, что я могу потерять.
— И большие будут потери?
— Небольшие, но выигрыш намного больше.
— Хорошо. Я попрошу тебя слегка подправить твой 4- D фильм о цели с учётом того, что мы только что говорили.
— Да, поправил. В этом фильме коллеги стали более дружелюбными. А я стал более спокоен.
[ подходящий размер цели ]
— А размер цели тебе подходит? Может стоит его сделать поменьше и разбить на подцели? Или укрупнить?
— Удобно было бы разбить на две части: мотивировать коллег и самому следовать срокам. А всё вместе даст как раз «делать дела вовремя».
[ есть ли нужны ресурсы ]
— А какие ресурсы тебе нужны для достижения этой цели?
— Для того, чтобы самому следовать срокам мне нужны усидчивость, дисциплина и умение следовать планам. А для мотивации коллег стоит научиться выбирать оптимальный уровень мотивации.
— И что из этих ресурсов у тебя уже есть?
— Какие препятствия могут возникнуть? И как ты можешь с ними разобраться?
— Какой будет твой первый шаг по достижению этой цели?
— Отлично. Давай тогда резюмируем: как изменилась твоё представление о цели, твои впечатления.
— Цель стала более чёткой, понятной. И мотивация появилась её достигать.
— Можешь описать, как теперь для представляется цель?
— Я буду делать рабочие дела вовремя. При этом сроки я внутренне проверяю. Для достижения этой цели мне нужно научиться правильно мотивировать и себя, и коллег, связанных с задачей. А так же нужно стать более дисциплинированным.