Художественно эстетического цикла что это

Предметы художественно-эстетического цикла в системе среднего профессионального педагогического образования в дореволюционный период

Художественно эстетического цикла что это. Смотреть фото Художественно эстетического цикла что это. Смотреть картинку Художественно эстетического цикла что это. Картинка про Художественно эстетического цикла что это. Фото Художественно эстетического цикла что это

Рубрика: История образования и педагогики

Дата публикации: 05.06.2015

Статья просмотрена: 854 раза

Библиографическое описание:

Чернышева, С. А. Предметы художественно-эстетического цикла в системе среднего профессионального педагогического образования в дореволюционный период / С. А. Чернышева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 3 (3). — С. 22-25. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/9/171/ (дата обращения: 17.12.2021).

В статье приводится краткий исторический обзор становления среднего профессионального педагогического образования в России с 1764 по 1917 гг.; приводятся предпосылки становления и реализации государственной концепции профессиональной подготовки народного учителя; исследуется, как обосновывалась необходимость введения предметов эстетического цикла в учебные планы учительских семинарий; анализируется, какие предметы художественно-эстетического цикла и в каком объеме преподавались в данных заведениях в этот период.

Ключевые слова: среднее профессиональное педагогическое образование, предметы художественно-эстетического цикла, учительские семинарии, пение, рисование, ручной труд, рукоделие, художественно-эстетическая компетенция.

Проблема формирования художественно-эстетической компетенции у студентов педагогического колледжа является на данный момент чрезвычайно актуальной. Это связано с изменением образовательной парадигмы: на данном этапе в российском образовании разрабатывается и внедряется компетентностный подход. Так как данная концепция еще не полностью сформирована, ее отдельные части, в частности, вопрос формирования художественно-эстетической компетенции активно разрабатывается такими исследователями, как Л. А. Клыкова, Л. М. Масол, Ю. А. Стюарт и др.

Рассмотрим роль предметов художественно-эстетического цикла, таких, как пение, рисование, ручной труд, в системе среднего профессионального педагогического образования. Остановимся подробнее на периоде становления системы средних образовательных педагогических учреждений в России — с 1764 по 1917 гг.

Необходимо отметить, что до середины XVIII вв. в России системы подготовки учительского состава как таковой не существовало. С. Золотарев пишет: «Школы и учителя в России существовали со времен князя Владимира, но система народного образования — это понятие, с которым столкнулось государство лишь в последние два века, а учительство как профессиональная группа, объединяемая общим сознанием интересов своего труда, складывалось лишь во второй половине XIX столетия» [5, с. 233].

И. А. Петранцова в своей работе «Развитие среднего педагогического образования на северо-западе России во второй половине XIX-начале XX веков» перечисляет следующие предпосылки становления и реализации государственной концепции профессиональной подготовки народного учителя: рост потребности населения в образовательных услугах более высокого уровня после крестьянских реформ XIX столетия; возросшие требования государства к образованию народа в условиях бурного экономического развития; становление и развитие педагогической науки; расширение сети начальных школ и постоянное углубление содержания обучения в них; оформление в общественном сознании образа народного учителя с комплексом профессиональных и личностных требований к нему; появление и организационное оформление земских и других общественных сил, оказывающих серьезное влияние на государственную политику в области образования [9, с. 98].

Таким образом, в государстве назрела насущная необходимость в подготовке квалифицированных педагогов для преподавания в школах. В 1861 г. в «Журнале Министерства Народного просвещения» известный педагог К. Д. Ушинский опубликовал документ «Проект учительской семинарии». В этом документе была не только обоснована необходимость открытия учительских семинарий, но и точно изложены основные требования к подготовке будущего педагога, а также устройство семинарии. Именно К. Д. Ушинский заложил основы содержания образования будущего народного учителя, определил его основные компоненты и определил их значимость [11, с. 180].

Таким образом, уже с 60-х гг. XIXвв. начали открываться земские учительские семинарии, строящие свою деятельность на основе разработанного К. Д. Ушинским проекта.

Первое государственное среднее учебно-воспитательное заведение закрытого типа для женщин (Институт благородных девиц) был открыт в 1764 г. по инициативе И. И. Бецкого в стенах Воскресенского Новодевичьего монастыря у деревни Смольной [1, с. 295]. Первая учительская семинария (педагогическое заведение для подготовки учителей начальной школы) в России была открыта в 1779 г. при Московском университете и в 1786 г. в Петербурге [2, с. 162].

С 60-х гг. XIX в. в. открылось много земских учительских семинарий, которые строили свою деятельность на основе «Проекта учительской семинарии», разработанного К. Д. Ушинским. В 1870 правительство издало «Положение об учительских семинариях», предусматривающее создание правительственных учебных семинарий; в 1875 «Инструкцию для учительских семинарий министерства народного просвещения», действовавшую до 1917 г. В учительские семинарии принимались лица с 16 лет всех сословий православного исповедания, представившие отзыв о «благонравном поведении» и выдержавшие приёмные испытания в объёме программы 2-классных начальных училищ министерства народного просвещения с 5–6-летним сроком обучения. Нуждающимся воспитанникам в учительской семинарии выдавались стипендии, получение которых обязывало их проработать учителями начальных школ не менее 4 лет. Воспитанники жили в интернате, в их составе преобладали дети крестьян. Срок обучения 3–4 года (в некоторых — 5 лет). В учительских семинариях преподавались: закон божий, русский язык, церковнославянский язык, арифметика, геометрия, русская и всеобщая история, география, естествознание, чистописание и рисование, основы педагогики, гимнастика, пение. Хорошо была организована педагогическая практика в опытных школах при семинариях, а затем и в массовых школах. Школы учительских семинарий были методическими центрами для учителей своего района. Среди преподавателей в семинариях были наиболее прогрессивные люди, их воспитанники вели просветительскую работу среди населения. В 1917 в России была 171 мужская и женская учительская семинария (около 20 тыс. учащихся). После Октябрьской революции 1917 учительские семинарии были преобразованы в 3-летние педагогические курсы, затем в педагогические техникумы [2, с. 162].

Таким образом, в период с 1764 по 1917 г.г. в России сформировалась система народного образования, состоящая из сети земских и правительственных учительских семинарий и подготовительных курсов при них. Кроме этого, в указанный период оформились идеи подготовки учителя народной школы, о чем есть упоминания в трудах таких общественных деятелей и педагогов, как Н. Ф. Бунаков, М. И. Демков, Н. А. Корф, Н. И. Пирогов, Д. Д. Семенов, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский и др.

Далее мы рассмотрим, каким образом проходило художественно-эстетическое образование в средних педагогических заведениях в этот период. Необходимость введения предметов эстетического цикла в учебные планы учительских семинарий с самого начала не вызывала никаких сомнений. Уже в «Проекте учительских семинарий» К. Д. Ушинский пишет: «Сведения учителя народной школы должны быть очень разнообразны. Он должен иметь познание не только в законе божьем, грамматике, арифметике, географии и истории, но и в естественных науках, медицине, сельском хозяйстве; кроме того, уметь хорошо писать, рисовать, чертить, читать ясно и выразительно и, если возможно, даже петь. Тогда только он будет в состоянии сообщить ученикам своим сведения, необходимые или полезные для них в жизни [11, с.183]. Далее читаем: «Воспитанник должен быть приучен к ясному, выразительному, тоническому чтению, ясному выражению своих мыслей на словах и на письме, каллиграфии, рисованию и черчению» [11, с. 199].

П. Ф. Каптерев в своих «Дидактических очерках» в 1915 году писал, что учитель, кроме обязательного владения широкими знаниями и методикой, должен также владеть и некоторыми искусствами: способностью речи, рисования, умением производить опыты, демонстрировать, объяснять, рассказывать и чертить [6, с. 597].Также он считал, что такие общеобразовательные предметы, как естествознание, математика, рисование, пение, музыка, ручной труд способствуют совершенствованию личных умственных, эстетических, физических и волевых потребностей и стремлений [6, с. 462–475].

Рассмотрим, как эти теоретические предпосылки реализовывались на практике. С 1875 по 1903 гг. содержание учебных планов учительских семинарий определялось инструкцией МНП от 4 июля 1875 года. По требованиям, изложенным в этом документе, перечень изучаемых дисциплин и количество уроков по каждой из них должны были быть соотнесены со следующей таблицей [12, с.33].

Учебный план учительских семинарий согласно инструкции МНП от 4 июля 1875 г.

Источник

«Роль предметов эстетического цикла в духовном развитии школьников.»

Художественно эстетического цикла что это. Смотреть фото Художественно эстетического цикла что это. Смотреть картинку Художественно эстетического цикла что это. Картинка про Художественно эстетического цикла что это. Фото Художественно эстетического цикла что это

«Роль предметов эстетического цикла в духовном развитии школьников.»

Одной из важнейших задач общеобразовательной школы является постоянное повышение эффективности преподавания учебного предмета. Уроки ИЗО, труда, музыки, физкультуры заключают в себе неиссякаемые возможности развития школьника. Встречи с искусством на каждом уроке, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого из учащихся, общая радость за сделанное на уроке – вот главные отличительные признаки учебно-воспитательного процесса на уроках эстетического цикла. Говоря о духовном развитии школьников, о нашем духовном возрождении, мы должны понимать, что душу ребенка можно обогатить только с помощью прекрасного, с помощью искусства. Для нормального развития подрастающего человека не столько важны математика, физика, химия, сколько рисование, музыка, труд. С чего начинается знакомство малышей с книгой? Не с букв, а с картинок. С помощью чего ребенок познает мир? Картинок, образов, чувств. Через что познает прекрасное? Через произведения искусства. Следовательно, научить ребенка правильно видеть, понимать, оценивать – основная задача обучения. Роль науки и искусства в воспитании и обучении различна: наука рассматривает предметы, явления, законы, искусство – отношение человека к ним; наука дает знания, искусство наполняет их эмоциональным смыслом, поскольку способно воздействовать на душу, на чувства людей; наука обеспечивает информацией, развивает логическое мышление, искусство учит воспринимать мир образно, формирует творческое мышление. Важная задача обучения школьников – воспитать у детей творческие начала, потребность в самовыражении. Эти задачи могут быть реализованы как на уроках, так и в кружковой работе. Ребенок по своей природе чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его знание, он проявляет интерес к множеству разных вещей, изобразителен в работе, в использовании материалов и идей. Главная наша цель: заинтересовать детей, найти в каждом ученике те «нотки», на которые он откликается, зажечь их сердца, побудить к творчеству, учебе, к самообразованию, к самостоятельной работе, вселить уверенность в их возможности. Велика роль предметов эстетического цикла в системе межпредметных связей в общеобразовательной школе. Эта система должна быть гибкой, динамичной, учитывающей многие факторы и в первую очередь задачи обучения на каждом этапе, психолого-педагогические особенности и интересы детей различного возраста. Сложность системы межпредметных связей с вовлеченным в ее сферу эстетического воспитания значительно возрастает, когда она охватывает гуманитарные и естественно-математические дисциплины. Здесь возникает проблема взаимодействия искусства и науки в философском, педагогическом, психологическом аспектах. Как органический мир неотделим от неорганического, так и искусство неотделимо от науки. Предметы эстетического цикла могут стать дополнительными средствами активизации эмоций у учащихся, способствующих усвоению ими знаний по литературе, истории, природоведению и другим предметам. При этом с произведением искусства служит педагогически направленному процессу приобщения учащихся к прекрасному, к науке, которая, как искусство, неотделима от жизни и является продуктом творчества. На всех уроках мы воспитываем у детей любовь к Родине, к природе на основе живых наблюдений. О воспитательном значении таких наблюдений рассказывает художник : «В сложном, необъятном мире, живой и неживой природы удивительные зрелища встречаются не так уж редко. Попробуем остановиться и внимательно приглядеться к причудливым силуэтам корней; и вот постепенно, незаметно для нас самих, пробудившаяся фантазия начнет находить в них очертания, что-то напоминающее. Корни как бы оживут и заговорят с нами на еще неведомом языке «объемов и линий». Так среди них мы найдем изгибы каких-то тел, лап и ног, а порой и целые, по особому выразительные фигуры… Помощь родной природы народ использовал не только для практических нужд, но и для украшений построек. Из корневищ делались также так называемые «коньки» на крыши домов и сараев – в виде конских, петушиных, оленьих, гусиных голов. Из корней развилок и сучков мастерились игрушки для детей: куклы, лошадки, птицы и т. д. Скульптура из корней и сучков может быть как примитивной игрушкой, так и большим высокохудожественным произведением искусства. Но в любом случае подобное обращение человека с природой заставляет его остро ощутить красоты лесного мира». Важная функция предметов эстетического цикла при осуществлении взаимосвязи его с другими предметами – активизация восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления учащихся в процессе изучения истории, литературы, природоведения и других предметов. Например, на уроках литературы учитель часто имеет дело с рисунками – книжной иллюстрацией. Рассматривание иллюстраций и изучаемым произведением развивает внимание, восприятие и наблюдательность детей. Использование произведений искусств. Слушание музыки на уроках эстетического цикла и других предметах формирует такие виды мышления, как образное, логическое, научное и творческое, без которого невозможна никакая самостоятельная деятельность. Вот почему так важно развивать у детей фантазию, основанную на реальной жизни. В этом деле ведущую роль играет искусство, эстетическое воспитание. В наше время эстетическое начало широко проникает в труд, отношения человека к природе. От приобщения детей и юношества к искусству, и прежде всего к народному, в решающей мере зависит формирование восприимчивости мира прекрасного. Стремление жить и трудиться по законам красоты. Эстетического и духовное развитие осуществляется в реальной деятельности, охватывающей всю систему его отношений. И в первую очередь труд. Первоисточником при этом выступают непосредственные занятия искусством. Что особенно важно приобщение детей к народно-декоративному искусству, художественным ремеслам. Знакомство с яркой и доступной для детей форме с народным искусством закладывает в них образные художественные представления, воспитывает эстетический вкус, развивает творческое начало, т. е. именно те качества, которые способствуют интенсивному становлению личности, обогащают ее духовно, формируют нравственные чувства, мировоззрение. Это тем более важно сегодня, когда столь обильной и разноплановой стала получаемая молодежью информация. Необычно трудно для них отличить, к примеру, подлинные произведения искусства от его подделки, найти признаки. По которым можно аргументировать свое мнение о художественных достоинствах того или иного произведения. Народное искусство в силу его близости детскому восприятию и творческим проявлениям, действенное средство развития художественно-творческих способностей детей и юношества, формирование таких важных личностных качеств, как уважение к труду и умение трудиться. Подтверждением этому могут служить высказывания психологов, педагогов, исследователей народного искусства справедливо утверждающих, что ребенок раскрывается не тогда, когда он выступает в роли пассивного зрителя, «поглощателя информации», а когда он увлечен каким-то делом, требующем активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения. «В каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существование и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена частица нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека». Использование народного искусства в эстетическом и трудовом воспитании школьников призвано способствовать их гармоническому развитию, активизации в них творческого начала, способности нестандартно мыслить и продуктивно работать.

Художественно эстетического цикла что это. Смотреть фото Художественно эстетического цикла что это. Смотреть картинку Художественно эстетического цикла что это. Картинка про Художественно эстетического цикла что это. Фото Художественно эстетического цикла что это

Одной из важнейших задач общеобразовательной школы является постоянное повышение эффективности преподавания учебного предмета. Уроки ИЗО, труда, музыки, физкультуры заключают в себе неиссякаемые возможности развития школьника. Встречи с искусством на каждом уроке, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого из учащихся, общая радость за сделанное на уроке – вот главные отличительные признаки учебно-воспитательного процесса на уроках эстетического цикла. Говоря о духовном развитии школьников, о нашем духовном возрождении, мы должны понимать, что душу ребенка можно обогатить только с помощью прекрасного, с помощью искусства. Для нормального развития подрастающего человека не столько важны математика, физика, химия, сколько рисование, музыка, труд. С чего начинается знакомство малышей с книгой? Не с букв, а с картинок. С помощью чего ребенок познает мир? Картинок, образов, чувств. Через что познает прекрасное? Через произведения искусства. Следовательно, научить ребенка правильно видеть, понимать, оценивать – основная задача обучения. Роль науки и искусства в воспитании и обучении различна: наука рассматривает предметы, явления, законы, искусство – отношение человека к ним; наука дает знания, искусство наполняет их эмоциональным смыслом, поскольку способно воздействовать на душу, на чувства людей; наука обеспечивает информацией, развивает логическое мышление, искусство учит воспринимать мир образно, формирует творческое мышление. Важная задача обучения школьников – воспитать у детей творческие начала, потребность в самовыражении. Эти задачи могут быть реализованы как на уроках, так и в кружковой работе. Ребенок по своей природе чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его знание, он проявляет интерес к множеству разных вещей, изобразителен в работе, в использовании материалов и идей. Главная наша цель: заинтересовать детей, найти в каждом ученике те «нотки», на которые он откликается, зажечь их сердца, побудить к творчеству, учебе, к самообразованию, к самостоятельной работе, вселить уверенность в их возможности. Велика роль предметов эстетического цикла в системе межпредметных связей в общеобразовательной школе. Эта система должна быть гибкой, динамичной, учитывающей многие факторы и в первую очередь задачи обучения на каждом этапе, психолого-педагогические особенности и интересы детей различного возраста. Сложность системы межпредметных связей с вовлеченным в ее сферу эстетического воспитания значительно возрастает, когда она охватывает гуманитарные и естественно-математические дисциплины. Здесь возникает проблема взаимодействия искусства и науки в философском, педагогическом, психологическом аспектах. Как органический мир неотделим от неорганического, так и искусство неотделимо от науки. Предметы эстетического цикла могут стать дополнительными средствами активизации эмоций у учащихся, способствующих усвоению ими знаний по литературе, истории, природоведению и другим предметам. При этом с произведением искусства служит педагогически направленному процессу приобщения учащихся к прекрасному, к науке, которая, как искусство, неотделима от жизни и является продуктом творчества. На всех уроках мы воспитываем у детей любовь к Родине, к природе на основе живых наблюдений. О воспитательном значении таких наблюдений рассказывает художник : «В сложном, необъятном мире, живой и неживой природы удивительные зрелища встречаются не так уж редко. Попробуем остановиться и внимательно приглядеться к причудливым силуэтам корней; и вот постепенно, незаметно для нас самих, пробудившаяся фантазия начнет находить в них очертания, что-то напоминающее. Корни как бы оживут и заговорят с нами на еще неведомом языке «объемов и линий». Так среди них мы найдем изгибы каких-то тел, лап и ног, а порой и целые, по особому выразительные фигуры… Помощь родной природы народ использовал не только для практических нужд, но и для украшений построек. Из корневищ делались также так называемые «коньки» на крыши домов и сараев – в виде конских, петушиных, оленьих, гусиных голов. Из корней развилок и сучков мастерились игрушки для детей: куклы, лошадки, птицы и т. д. Скульптура из корней и сучков может быть как примитивной игрушкой, так и большим высокохудожественным произведением искусства. Но в любом случае подобное обращение человека с природой заставляет его остро ощутить красоты лесного мира». Важная функция предметов эстетического цикла при осуществлении взаимосвязи его с другими предметами – активизация восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления учащихся в процессе изучения истории, литературы, природоведения и других предметов. Например, на уроках литературы учитель часто имеет дело с рисунками – книжной иллюстрацией. Рассматривание иллюстраций и изучаемым произведением развивает внимание, восприятие и наблюдательность детей. Использование произведений искусств. Слушание музыки на уроках эстетического цикла и других предметах формирует такие виды мышления, как образное, логическое, научное и творческое, без которого невозможна никакая самостоятельная деятельность. Вот почему так важно развивать у детей фантазию, основанную на реальной жизни. В этом деле ведущую роль играет искусство, эстетическое воспитание. В наше время эстетическое начало широко проникает в труд, отношения человека к природе. От приобщения детей и юношества к искусству, и прежде всего к народному, в решающей мере зависит формирование восприимчивости мира прекрасного. Стремление жить и трудиться по законам красоты. Эстетического и духовное развитие осуществляется в реальной деятельности, охватывающей всю систему его отношений. И в первую очередь труд. Первоисточником при этом выступают непосредственные занятия искусством. Что особенно важно приобщение детей к народно-декоративному искусству, художественным ремеслам. Знакомство с яркой и доступной для детей форме с народным искусством закладывает в них образные художественные представления, воспитывает эстетический вкус, развивает творческое начало, т. е. именно те качества, которые способствуют интенсивному становлению личности, обогащают ее духовно, формируют нравственные чувства, мировоззрение. Это тем более важно сегодня, когда столь обильной и разноплановой стала получаемая молодежью информация. Необычно трудно для них отличить, к примеру, подлинные произведения искусства от его подделки, найти признаки. По которым можно аргументировать свое мнение о художественных достоинствах того или иного произведения. Народное искусство в силу его близости детскому восприятию и творческим проявлениям, действенное средство развития художественно-творческих способностей детей и юношества, формирование таких важных личностных качеств, как уважение к труду и умение трудиться. Подтверждением этому могут служить высказывания психологов, педагогов, исследователей народного искусства справедливо утверждающих, что ребенок раскрывается не тогда, когда он выступает в роли пассивного зрителя, «поглощателя информации», а когда он увлечен каким-то делом, требующем активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения. «В каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существование и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена частица нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека». Использование народного искусства в эстетическом и трудовом воспитании школьников призвано способствовать их гармоническому развитию, активизации в них творческого начала, способности нестандартно мыслить и продуктивно работать.

Источник

«Инновациоонные подходы в преподавании предметов художественно-эстетического цикла в условиях реализации ФГОС»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия г. Зернограда

«Инновационные подходы в преподавании предметов художественно-эстетического цикла в условиях реализации ФГОС».

Главной чертой профессионального педагога, без которой невозможно в современном мире достичь высокого уровня педагогического мастерства, – это готовность к инновационной деятельности.

Изобразительное искусство и мировая художественная культура как дисциплины общеобразовательной школы тесно взаимосвязаны. Оба предмета призваны сформировать эстетические вкусы школьника, способствуют культурному развитию. МХК – теоретический предмет, ИЗО – прикладной, который содержит в себе знания о композиции, пропорциях, перспективе. Задача современной школы – формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества. Поэтому, стоит задуматься, как сделать процесс обучения более результативным. Как правило, учащиеся с интересом относятся к изучению предметов ИЗО и МХК, им нравится рисовать и знакомиться с отечественными и зарубежными художественными произведениями от древних времён до современности. Учителю важно уметь в доступной форме объяснять материал урока, использовать инновационные подходы в обучении.

Что же такое инновационные подходы в образовании? Инновационные подходы в преподавании предметов художественно-эстетического цикла в условиях реализации ФГОС не являются чем-то модным и придуманным. Они требуют более серьёзных изменений в образовании. Образовательные стандарты второго поколения предусматривают новое содержание, требующее введения новых форм и методов преподавания. Для перехода образования в инновационный режим определяющим является готовность учителя к инновациям. Степень готовности учителя к внедрению в практику инновационных педагогических технологий зависит от многих факторов:

уровень его комплексной педагогической подготовки;

методическая подготовленность, владение инновационными технологиями;

трансформация собственного опыта в авторскую методическую систему.

Что же такое инновации?

1.Под инновациями мы понимаем внедрение в учебный процесс новых современных методик, разработок, программ: здоровье сберегающие, информационные, личностно-ориентированные и многие другие, которые позволяют повысить качество знаний школьников.

2. Это что-то новое по сравнению с предыдущим, и это новое направлено на повышение качества образования.

3. Это целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов.

4.Это намеренное качественное или количественное изменение педагогической практики, повышение качества обучения.

Очевидно, что невозможно решать педагогические проблемы устаревшими методами. Для решения этих задач в современной школе применяют многочисленные инновационные технологии:

обучение в сотрудничестве (обучение в сотрудничестве – это совместное (поделенное, распределенное) расследование, в результате которого учащиеся работают вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания);

дифференцированное обучение (цель дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учёта индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей. Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребёнку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.);

игровые технологии. Игра как средство интерактивного обучения способствует появлению непроизвольного интереса к познанию основ изобразительного искусства. Использование разных типов игр, вызывает формирование положительной мотивации изучения данного предмета. Игра стимулирует активное участие ребят в учебном процессе и вовлекает даже наиболее пассивных. В результате игры формируются коммуникативные умения, способности применять приобретенные знания в различных областях, умения решать проблемы, толерантность, ответственность.

технология интегрированного обучения (интегрированное обучение подразумевает и проведение бинарных уроков и уроков с широким использованием межпредметных связей. Типы и формы этих уроков: урок-лекция; урок-путешествие; урок-экспедиция; урок-исследование; урок-инсценировка; учебная конференция; урок-экскурсия; мультимедиа- урок; проблемный урок.

проблемное обучение ( обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей учеников в процессе обучения :1) объяснительный метод – состоит из системы приемов, включающих сообщение и обобщение учителем фактов данной науки, их описание и объяснение; 2) репродуктивный метод – применяется для осмысления усвоения теоретических знаний, для обработки умений и навыков, для заучивания учебного материала и т. д.;3) практический метод – является сочетанием приемов обработки навыков практических действий по изготовлению предметов, их обработки с целью совершенствования, предполагает деятельность, связанную с техническим моделированием и конструированием;4) частично-поисковый метод – является сочетанием восприятия объяснений учителя учеником с его собственной поисковой деятельностью по выполнению работ, требующих самостоятельного прохождения всех этапов познавательного процесса;5) исследовательский метод – представляет умственные действия по формулировке проблемы и нахождения путей ее решения.);

Главной целью применения метода проектов на уроках изобразительного искусства является развитие творческих способностей учащихся, активизация индивидуальной деятельности, формирование исследовательских навыков. Проекты бывают краткосрочные и длительные, рассчитанные на расширение образовательной деятельности в виде самообразования в рамках самостоятельной работы. Совместно с расширением и углублением практических навыков, происходит формирование коммуникативной компетенции учащихся. На таких уроках ученики начинают понимать, где и как они смогут применить полученные знания. Ученик сам видит на сколько удачно он поработал, отметка становится менее важным фактором по сравнению с достижением цели проекта . Проектная деятельность решает проблему разноуровневой подготовки учащихся. Все трудятся в своём темпе, осваивая посильные навыки и умения. Метод проектов позволяет создать исследовательскую, творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный познавательный процесс на основе методики сотрудничества и сотворчества учителя и ученика. Овладевая культурой проектных заданий, ученик приучается творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач, самостоятельно планировать свои действия, реализовывать усвоенные им средства и способы работы. Работая над проектом, ученики учатся ответственно относиться к выполнению своего задания, оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей. И самое главное, обучающийся проходя все этапы проекта, фиксируя материал в электронном варианте, имея опыт создания презентаций, способен создавать собственные презентации и тем самым участвовать на семинарах, конференциях разного уровня.

информационные технологии обучения.

Внедрение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ)

оптимизирует образовательный процесс, видоизменяет традиционные формы подачи информации, обеспечивает лёгкость и удобство. Оцифрованные фото- и видеоматериалы создают базу для разработки презентаций для уроков. Компьютерные образовательные программы в игровой форме предлагают виртуальное посещение музеев, картинных галерей, концертных залов, дают возможность проникнуть в тонкости творчества живописцев, композиторов, архитекторов, скульпторов. Ресурсы Интернета позволяют «оказаться» в самых интересных местах на планете и найти ответы на вопросы, возникающие при изучении теоретических дисциплин. При этом надо учитывать, что компьютер не заменяет учителя, а лишь дополняет.

Создание мультимедийных уроков развивает познавательную активность и творческий потенциал учащихся, повышает статус предмета. Преимущества использования компьютерных технологий на уроках изобразительного искусства очевидны:

возможность обеспечить визуальное восприятие информации;

обеспечивает последовательность рассмотрения темы;

иллюстрации доступны всем учащимся, изображение на экране дает возможность рассмотреть мелкие детали, достоинства художественного произведения;

обозначенные на экране этапы практической работы в течение всего времени позволяют детям с различной степенью подготовленности спокойно выполнять задание;

применение новых компьютерных технологий позволяет ускорить учебный процесс и заинтересовать детей.

Современный ученик – это постоянный пользователь персонального компьютера. К сожалению, подобного рода увлечения не редко пагубно влияют на образ жизни учащегося: его успеваемость в школе, социальную адаптацию. Задача педагогов и родителей грамотно дозировать использование ребенком ПК, потому как исключить это невозможно, да и не нужно. Появилась возможность совмещать теоретический и демонстрационный материал (слайды, фильмы, видеоролики, музыка, презентации к урокам). Так как уроки изобразительного искусства построены на зрительном ряде, использование возможностей мультимедийного оборудования облегчает подготовку учителя к уроку, где используется наглядность. Погрузиться в мир искусства, побывать в роли художника, дизайнера, архитектора, не требуя при этом материалов, которые порой детям не доступны. При этом надо учитывать, что компьютер не может заменить учителя, а лишь дополняет его. Использование мультимедиа на уроке сначала воспринимается учащимися на уровне игры, постепенно вовлекая их в серьезную творческую работу, в которой и развивается личность учащегося.

Оцениваться результаты обучения могут не только отметкой, но и другими средствами (словесное одобрение и неодобрение, награждение грамотами и медалями и т.д.). Одним из вариантов оценивания уровня подготовки учащихся является папка достижений – портфолио, включающее лучшие творческие работы учащегося, результаты участия в выставках и конкурсах различного уровня и т.д.

Своеобразие предметов искусства заключается в том, что перед педагогом ставится не только задача изучения и трансляции готовых знаний, представление информации о жизни и творчестве великих мастеров, истории создания художественных произведений, но и воспитание духовного мира школьников, развитие их эмоционально-чувственной сферы, образного мышления и способности оценивать окружающий мир по законам красоты.

Изменилось представление об образовательных результатах – стандарт ориентируется не только на предметные результаты, как это было раньше, но и на метапредметные и личностные результаты.Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

анализировать свои действия;

самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

быть способным к сотрудничеству;

обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта
второго поколения?

Как проходил обычный урок? В начале урока изобразительного искусства – учитель рассказывает тему и дает практическое задание, а в конце урока ученики сдают альбомы с выполненными заданиями, затем учитель ставит оценки. Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот –необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Требования предъявляются к современному уроку:

хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;

учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

вывод делают сами учащиеся;

максимум творчества и сотворчества;

время сбережение и здоровье сбережение;

в центре внимания урока — дети;

учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

умение демонстрировать методическое искусство учителя;

планирование обратной связи;

урок должен быть добрым.

Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:

1. Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

3.Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

4.Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

При реализации ФГОС учителю важно понять, какие принципиально новые дидактические подходы к уроку регламентируют нормативные документы. Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Можно, конечно, провести параллели с обучающими, развивающими и воспитывающими целями урока, но они рассматривают результат урока в разных плоскостях. Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

Вывод: Современному обществу требуется личность мобильная, информированная, способная быстро реагировать на все изменения, происходящие в мире, способная к самопознанию и самосовершенствованию. Но очень бы хотелось, чтобы в условиях обновления структуры и содержания образования такие предметы, как изобразительное искусство, мировая художественная культура, не утратили свою значимость, не отошли на второй план. Через предметы области «Искусство» закладывается фундамент эстетического мировоззрения, видение и понимание прекрасного.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

1. Андреев В.И. Учебный курс для творческого развития / В.И. Андреев. – Казань: КГУ, 2012. – 98 с.

2. Волков И.П. Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. – М.: Педагогика, 1987. – 554 с. 3. Полонский В.М. Инновации в образовании (методологический анализ) // Инновации в образовании. 2017. № 3.4.18. 4. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. №5976, 31.12.2012.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *