Художественное направление это что
Стили и направления в изобразительном искусстве
Число стилей и направлений огромно, если не бесконечно. Ключевым признаком, по которому произведения можно группировать по стилям, являются единые принципы художественного мышления. Смена одних способов художественного мышления другими (чередование типов композиций, приемов пространственных построений, особенностей колорита) не случайна. Исторически изменчиво и наше восприятие искусства.
Выстраивая систему стилей в иерархическом порядке, будем придерживаться европоцентристской традиции. Наиболее крупным в истории искусства является понятие эпохи. Для каждой эпохи характерна определенная «картина мира», которая складывается из философских, религиозных, политических идей, научных представлений, психологических особенностей мировосприятия, этических и моральных норм, эстетических критериев жизни, по которой и отличают одну эпоху от другой. Таковы Первобытная эпоха, эпоха Древнего мира, Античность, Средние века, Возрождение, Новое время.
Стили в искусстве не имеют четких границ, они плавно переходят один в другой и находятся в непрерывном развитии, смешении и противодействии. В рамках одного исторического художественного стиля всегда зарождается новый, а тот, в свою очередь, переходит в следующий. Многие стили сосуществуют одновременно и поэтому «чистых стилей» вообще не бывает.
В одну и ту же историческую эпоху могут сосуществовать несколько стилей. Например, Классицизм, Академизм и Барокко в XVII столетии, Рококо и Неоклассицизм – в XVIII, Романтизм и Академизм – в XIX. Такие стили как, например, классицизм и барокко называют большими стилями, поскольку они распространяются на все виды искусства: архитектуру, живопись, декоративно-прикладное искусство, литературу, музыку.
Следует различать: художественные стили, направления, течения, школы и особенности индивидуальных стилей отдельных мастеров. В рамках одного стиля может существовать несколько художественных направлений. Художественное направление складывается как из типичных для данной эпохи признаков, так и из своеобразных способов художественного мышления. Стиль модерн, например, включает ряд направлений рубежа веков: и постимпрессионизм, и символизм, и фовизм и т.д. С другой стороны, понятие символизма, как художественного направления, хорошо разработано в литературе, в то время как в живописи оно очень размыто и объединяет художников, настолько разных стилистически, что часто трактуется лишь как объединяющее их мировоззрение.
Ниже будут приведены определения эпох, стилей и направлений, которые так или иначе отразились в современном изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.
художественное направление
Полезное
Смотреть что такое «художественное направление» в других словарях:
направление художественное — см. художественное направление … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
художественное течение — см. художественное направление … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
направление в искусстве — см. художественное направление … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Художественное произведение — ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ. Чтобы определить художественное произведение, необходимо разобраться во всех основных его признаках. Попробуем это сделать, имея в виду произведения наших великих писателей, например, «Братья Карамазовы» Достоевского … Литературная энциклопедия
Художественное произведение — ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ. Чтобы определить художественное произведение, необходимо разобраться во всех основных его признаках. Попробуем это сделать, имея в виду произведения наших великих писателей, например, «Братья Карамазовы»… … Словарь литературных терминов
направление — я, с. 1) Линия движения чего л.; пункт, сторона, в которую устремлено действие, движение. Западное направление. Выбрать направление. В корму бил порывистый ветер. Каждую минуту он менял направление и хлестал то в спину, то в лицо, то справа, то… … Популярный словарь русского языка
Романтизм (направление в искусстве) — Романтизм (фр. romantisme) явление европейской культуры в XVIII XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской… … Википедия
литературное направление — понятие, характеризующее единство наиболее существенных творческих особенностей художников слова в пределах определенного исторического периода; это единство возникает и развивается обычно на основе общности художественного метода, мировосприятия … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Одесское театрально-художественное училище — (ОТХУ) Прежнее название Одесское театрально художественное училище им. М. Б. Грекова (с 1997 по 2007 гг.) Год основания 2007 … Википедия
Казанское художественное училище имени Н. И. Фешина — (КХУ им. Н. И. Фешина) Международное название Kazan Art College named after Nickolai Feshin Прежнее название до 1918 Казанская художественная школа до 1920 … Википедия
Направление, течение, стиль, метод в искусстве
НАПРАВЛЕНИЕ, ТЕЧЕНИЕ, СТИЛЬ, МЕТОД В ИСКУССТВЕ
В современной эстетике, искусствознании и культурологии нет единства взглядов на субординационные взаимоотношения между этими понятиями, в особенности между понятиями “направление” и “течение” в искусстве. В отечественной и зарубежной традиции наиболее широким признанием пользуется позиция, согласно которой “направление” рассматривается как наиболее широкая категория родового характера, включающая в себя различные “течения”.
В настоящее время традиционно сложился ряд устойчивых обозначений для объективно существующих ( и существовавших ) направлений, течений и стилей, особенности которых необходимо знать всякому культурному человеку. Некоторые из них одновременно проявляются во всех видах творчества, другие находят наиболее яркое выражение лишь в отдельных искусствах. Картина исторической смены художественных стилей в процессе развития европейской культуры такова:
Древнеегипетский стиль. Египетская культура, сложившаяся за пределами Европы, оказала большое внимание на формирование европейской культуры. Особенности древнеегипетского стиля: монументальность, грандиозность, статичность, размеренность, сдержанность, переходящая в сумрачность. Образцом его служит пирамида Хеопса и сфинкс, стоящий на дороге к ней. Это самые крупные в мире творения в каменной архитектуре и скульптуре. Забота об устроении “дома вечного” приучала древних египтян к украшению “жизни скоротечной”. Но корень культуры покоился на “гробовом входе”. Духовные и материальные силы государства были направлены на обеспечение вечности для фараона, позволяющего надеяться и его подданным обрести спасение.
Древнегреческий стиль. Это стиль, соразмерный человеку, ясный, гармоничный, оптимистичный. Классическая Греция ценила канон, основанный на мере. Согласно Шпенглеру, “прасимволом” этого стиля является ограниченное, чувственно данное тело. Греческая классика воплотила идеалы красоты в произведениях искусства осязаемого и зримого: в архитектуре, скульптуре, драме. Античный храм не подавляет гигантизмом, он соразмерен человеку. Обаяние телесной красоты смело показано великими древнегреческими скульптурами. Приемы художественного творчества осмысливались теоретически: в трудах математиков изучались принципы колебания музыкальной струны и геометрические пропорции архитектурных сооружений и человеческого телосложения ( “золотое сечение” ); в знаменитой скульптуре “Дорифор” Поликлет воплотил идеальные пропорции прекрасного мужского тела; законы построения литературного текста сформулированы в “Поэтике” и “Риторике” Аристотеля.
Древнеримский стиль. В некотором смысле искусство Древнего Рима выступает как “тиражирование” древнегреческого искусства. Однако Рим не просто копировал древнегреческие произведения, но и стремился построить свою культуру в целом по эллинскому образцу. Рим осваивал античную классику. Однако, приходилось менять масштаб, что, конечно же, несло стилистические изменения. Архитектура взлетела ввысь, раздалась вширь; скульптура стала суровее, суше, даже хорошо сложенное тело кажется как-то расчетливо натренированным.
Стиль Возрождения. В эпоху Возрождения рождается искусство нового художественного стиля, который воскрешает идеалы античности, противопоставляет их каноническим религиозным формам искусства. Он тяготеет к ясности, гармоничности, телесности, уравновешенности, симметричности, ориентированности на человека как меру вещей.
Романтизм – широкое идейное и художественное направление в западной и русской культуре, охватывающее все виды искусства и гуманитарную науку в конце XVIII – начале XIX века, как реакция на французскую революцию и жесткие реалистические каноны века Просвещения. В нем утверждается всемогущество и самодостаточность личности. Романтизм поэтизирует стремление героя к полной самореализации, к достижению наивысшего результата; развивается идея гения. Однако, «романтическая концепция человека» исходит из представлений о его единственности, изолированности. Одиночество героя выступает и как награда, и как проклятие, обрекающее его на изгнанничество, непонимание. Романтизм тяготеет к загадочности, таинственности. Романтизм предпочитает из видов искусств музыку и лирическую поэзию. В архитектуре влияние романтизма сказалось на формировании таких архитектурных стилей как эклектика и модерн.
Романтизм проявляет большой интерес к фольклору, демократическим народным явлениям средневековой и ренессансной культуры, идеализируя их сказочный элемент, дух карнавальности, гротескный характер. Романтизм оказал универсальное влияние на последующее искусство тем, что индивидуальный стиль художника стал цениться выше, чем его «цеховая» принадлежность.
Модернизм ( фр. moderne – новый, новейший, современный ) – совокупность эстетических школ и течений конца XIX – начала XX века. Характеризуется разрывом с традициями реализма и других художественных направлений. К этому понятию близок авангардизм ( фр. avant-garde – передовой отряд ), объединяющий наиболее радикальные разновидности модернизма. Модернизм неоднороден, он принципиально многостилен. С течением времени спектр его стилей становится угрожающе велик. Что же объединяет различные стили искусства эпохи модернизма? Это:
1. выступление за поиск новизны;
2. отрицание принципа мимесиса, т. е. отказ от предметной изобразительности;
3. отрицание традиционных эстетических и этических требований к искусству;
4. эпатажный характер рождения новых стилей и их кратковременность.
Искусство модернизма внесло в культуру немало ценностей: оно стерло пыль с многих художественных эпох; востребовало неизвестные пласты искусства прошлого, «вмонтировало» художественные приемы далекого прошлого в современную культуру; использовало технические открытия в область художественного творчества; предприняло попытку эстетизации бытия в целом. Но за возникшую в эпоху модернизма стилевую вакханалию пришлось заплатить немалую цену: особая сложность в восприятии нового формировала комплекс неполноценности у читателя, зрителя, слушателя.
С другой стороны, Модернизм способствовал распространению «масскульта» – примитивной и легко доступной потребителю дешевой продукции.
Постмодернизм ( стилевой плюрализм ). В мире искусства второй половины XX века царит разнообразие. Искусствоведы характеризуют господствующие в нем тенденции, как некое художественное движение или направление, задающее тон в искусстве наших дней и обозначают его понятием «постмодернизм» (или «постмодерн»). Это определение дискуссионно. Ясно одно: этим понятием обозначена специфика этапа, следующего после модернизма. Но не всеми признается правомерность отделения этого этапа от эпохи модернизма. Нелепо и то, можно ли под флаг постмодернизма подвести наиболее выдающихся деятелей современного искусства. Тем не менее, есть некоторые черты постмодернизма, указывающие на его своеобразие по сравнению с модернизмом:
— экспансия искусства в новые сферы;
— воскрешение традиций художественной классики, диалог с ней;
— ориентация искусства одновременно и на массу и на элиту.
Для постмодернизма, как и для модернизма, остается характерным стилевой плюрализм. Одна из важнейших идей Постмодернизма – расширение рамок искусства, как размывание грани между художественной и внехудожественной деятельностью (хеппенинг, инвайронмент, перформанс, лэнд-арт, видео-арт и т. п. ).
Средствами искусства в виртуальном мире могут быть созданы ситуации, в которых художественный вымысел становится полем игры, заменяющей реальную жизнь.
Общая картина художественной стилистики Постмодернизма еще не сложилась. Оценки этого феномена разноречивы и подчас диаметрально противоположны. М. Каган оценивает Постмодернизм как «общекультурное движение», « новый переходный процесс социокультурного развития человечества».
Искусство по своей сути призвано гуманизировать безудержность современного научного поиска, другими словами, “искусство нам дано, чтобы не умереть от истины” ( Ницше. “Сумерки богов” ). По словам Л. Толстого “. всякое искусство само по себе имеет свойство соединять людей. Всякое искусство делает то, что люди, воспринимающие чувство, переданное художником, соединяются душой, во-первых, с художником и, во-вторых, со всеми людьми, получившими то же впечатление”.
— предусматривающий демонстрацию силы, ловкости и смелости;
— включающий: акробатику, эквилибристику, жонглирование, клоунаду, дрессировку животных и т. п.
— на динамическую (темповую), в основе которой лежат приемы переворачивания тела: сальто, пируэты, перекаты и др.; и
— на статическую, строящуюся на сохранении равновесия во всевозможных положениях: стойки, колонны, упражнения на першах и др.
— номера дрессировки на свободе;
— номера высшей школы верховой езды;
— номера жокеев, жонглеров, джигитов, акробатов и вольтижеров на лошадях;
— номера конной клоунады, гротеска и др.
— балансирование на голове (копфштейн);
— силовые равновесия (бланши);
— переход из рук в руки: свечки, каприоли и т. д.;
Цирковая гимнастика в художественно-образной форме демонстрирует достижения физического развития человеческого тела.
Цирковая гимнастика разделяется:
Основные стили и направления изобразительного искусства
«Живопись — это поэзия, которую видят, а поэзия — это живопись, которую слышат» Леонардо да Винчи
Стремление к прекрасному сопровождает нас всю жизнь и у каждого это «прекрасное» свое и имеет свой смысл и нюансы. «На вкус и цвет…»,— как говорится в одной из пословиц.
Продолжим, друзья, наше знакомство с основными стилями и направлениями изобразительного искусства, как его понимать и не потеряться в современном разнообразии различных классификаций. Есть основные моменты, которые помогут нам разбираться и понимать его правильно без заблуждений.
Классицизм — направление в европейском искусстве XVII – XIX веков, которое ориентировалось на наследие античной культуры. Художники классицизма стремились к выражению идеи гармоничного устройства общества, торжества общественных начал над личными. Поэтому произведения живописи классицизма отличаются гармоничными, уравновешенными композициями. Наиболее выдающиеся представители классицизма — французские художники Пуссен (XVII в.) и Давид (XVIII в.).
Никола́ Пуссе́н, Царство Флоры. 1631, холст, масло, 131 × 181 см. Дрезден, Германия, Галерея старых мастеров
Карл Брюлло́в, Всадники. Парный портрет Е. Мюссара и Э. Мюссар. 1849. Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Реализм – в широком смысле слова способность искусства верно, истинно, правдиво отражать жизнь. Реализм основан на видимом сходстве образа и действительности. Но это все же не копирование натуры, а сознательный отбор основных черт, отражающих сущность изображаемого мира. Раскрывая правду внутреннюю через правду внешнюю, реализм может прибегать и к фантастическим или гротесковым образам, иносказанию и символам, к некоторым отступлениям от внешнего правдоподобия ради подчеркивания правды целого.
В узком смысле реализмом называют конкретно-историческое направление в искусстве XIX века, провозгласившее правду жизни стержнем своей творческой программы. Основой этого направления было критическое отношение к буржуазной действительности, поэтому его называют также критическим реализмом. Яркая страница в развитии критического реализма – творчество русских передвижников.
Передвижники – художники реалисты, входившие в российское демократическое художественное объединение. Товарищество передвижных художественных выставок, учрежденное в 1870 году. Русские художники, воодушевленные идеями революционных демократов, подчеркивали познавательную роль искусства, рассматривая его как учебник жизни. Изображая один из моментов действительности, они старались сделать этот момент максимально содержательным, приравнивая картину к произведению драматургии. В творчестве передвижников возрастает роль портрета, пейзажа, исторической живописи, появляется взаимодействие жанров.
Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок (1886 г.). Сидят (слева направо): С. Н. Аммосов, А. А. Киселёв, Н. В. Неврев, В. Е. Маковский, А. Д. Литовченко, И. М. Прянишников, К. В. Лемох, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, Иванов (служащий в правлении товарищества), Н. Е. Маковский. Стоят (слева направо): Г. Г. Мясоедов, К. А. Савицкий, В. Д. Поленов, Е. Е. Волков, В. И. Суриков, И. И. Шишкин, Н. А. Ярошенко, П. А. Брюллов, А. К. Беггров.
Импрессионизм — направление в искусстве последней трети XIX – начала XX века, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости. Импрессионизм зародился во Франции, где молодые художники Клод Моне, Писсаро, Сислей, Ренуар, стремясь передать силу и свежесть первого впечатления, стали писать пейзажи, жанровые сценки прямо с натуры, на открытом воздухе (пленэр), передавая ощущение сверкающего солнечного света, вибрации воздуха. Для произведений импрессионистов, изображающих мгновенные, как бы случайные движения и ситуации, характерна кажущаяся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур.
Клод Моне́, Сад в цветах (1900)
Пьер Огю́ст Ренуа́р, Завтрак гребцов. 1880—1881, фр. Le Déjeuner des canotiers, холст, масло, 130 × 173 см, Собрание Филлипса, Вашингтон, США
Пьер Огю́ст Ренуа́р, «Танец в Буживале» (1883), Бостонский музей изящных искусств, США
Постимпрессионизм – общее название течений в живописи конца ХIX – начала XX века, возникших во Франции. Наследуя живописные достижения импрессионистов – чистоту и звучность цвета, постимпрессионисты (Сезанн, Ван Гог, Гоген, Сёра, Боннар и др.) стремятся выработать синтетические обобщающие методы, позволяющие отражать не мимолетные впечатления, вечные начала бытия. В творчестве постимпрессионистов сильны декоративное начало, интерес к философским и символическим аспектам.
Поль Гоген, Женщина, держащая плод. 1893, маори Eu haere ia oe, холст, масло. 92,5 × 73,5 см, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Модернизм — общность направлений искусства конца XIX — начала XX века. Этим словом объединяют различные направления в искусстве — кубизм, дадаизм, сюрреализм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм, для которых характерен разрыв с традициями реализма.
Казимир Малевич, Черный супрематический квадрат, 1915, Холст, масло, 79,5 х 79,5 см., Третьяковская галерея, Москва, Россия
Примитивизм — стиль живописи, зародившийся в XIX веке. Включает в себя обдуманное упрощение картины, которое делает её формы примитивными, как творчество ребёнка или рисунки первобытных времён. Так же примитивами называют произведения мастеров из народа, не получивших профессиональной подготовки. Картины всемирно известных живописцев-самоучек Нико Пиросманишвили из Грузии и Анри Руссо из Франции, несмотря на изобразительную «неграмотность» пленяют свежестью и искренностью восприятия мира, тонким чувством композиции и цвета.
Нико́ Пиросма́ни, Актриса Маргарита. 1909 год.
В творчестве, как утверждали еще средневековые китайские художники, самое главное — увидеть, то есть создать образ в своем сердце, а запечатлеть его — дело второстепенное. Поэтому творческая активность того, кто создает произведение искусства, и того, кто его воспринимает, равны.
Спасибо за ваше внимание, друзья!
Гайд по стилям живописи: от наскальных рисунков до современности
Живопись — одно из самых ранних проявлений человеческого творчества. Стили, направления и жанры в изобразительном искусстве очень разнообразны и многогранны. Единый принцип художественного мышления — важнейшая характеристика, согласно которой работы мастеров можно отнести к тому или иному направлению.
Живопись, в зависимости от периода, продиктована разными правилами, и врожденное желание художников к новаторству привело к появлению множества периодов, которые кратко описаны в этой статье. Чтобы рассмотреть примеры картин для каждого стиля — кликните на изображение.
Доисторическая живопись
Доисторическая живопись — это название, которое функционировало в истории только с 19 века. Данный период восходит к палеолиту, настенные и наскальные рисунки сохранились до наших дней. Творчество первых людей проявилось в настенных росписях. Эти чрезвычайно простые по форме картины были выполнены примитивными красками, состоящими из растительных красок и глины. Инструментом художника была рука или мох, служившие кистью, и полая кость, используемая для распыления краски. Предметом того периода были сцены битвы животного и охотника, в которых художники сосредоточились на наиболее детальном изображении фигур животных, а человеческие фигуры трактовались как просто очертания, контур.
Творчество Древнего Египта
Античность (400 г. до н.э. — 400 г. н.э.)
Античность характеризуется значительным повышением уровня рисования по сравнению с доисторическим периодом. Это результат появления первой кисти, созданной, в том числе, с щетиной. Основными центрами античной живописи были Греция, Рим и Египет.
Греческая живопись обычно проявлялась на сосудах, поэтому историки и назвали ее вазовой росписью. Была также настенная роспись, некоторые образцы которой сохранились до наших дней. В своих произведениях греки обычно изображали мифологические сцены, судьбы богов и героев. Однако были и образы из повседневной жизни.
Дух римских произведений представлен рисунками мастеров Помпеи, ведь именно в Помпеях было найдено большинство фресок того периода, на них изображены сцены из мифологии, пейзажи, портреты и натюрморты. Часто римские фрески имели нарисованные рамы, которые напоминали станковые картины.
В древнеегипетском творчестве основное внимание уделялось религии и батальным сценам. Египетские художники увековечили победы армии фараона, но никогда не увековечили ее поражение. Одно из самых известных проявлений египетской культуры — погребальные фрески, выполняющие как декоративные, так и религиозные функции. Влияние античной и, прежде всего, римской живописи прослеживается как в раннехристианском искусстве, так и в византийском творчестве.
Средние века (476 — 1492)
В то время происходило бурное развитие живописных техник, в основном рисование на доске, преобладала темпера в средние века, затем масло и фрески. Характерной чертой картин этого периода является отсутствие перспективы, из-за которой изображение кажется плоским. Анатомический реализм не соблюдался, отсюда не соответствующие пропорции тела.
Лейтмотивом средневековья была религия, изобразительное искусство развивалось преимущественно в церквях и касалась почти исключительно сферы сакрального. Это искусство должно было отдать дань уважения Богу, такие фигуры, как Христос, Мария или Апостолы, всегда помещались в центре картины. Эти фигуры также преобладали по сравнению с остальными человеческими фигурами. Благодаря сакральному стилю того времени отдельные части росписи были богато украшены золотыми хлопьями. В конце средневековья зародилась пейзажная живопись, известная нам сегодня как пейзаж.
Культ божественности навязывал анонимность подавляющему большинству художников того периода, однако наиболее узнаваемыми из них являются:
Готика
Готический стиль живописи зародился примерно в середине 12 века во Франции. Это было развитие и усовершенствование достижений католицизма, который руководствовался желанием показать совершенство и силу Бога. Высокие и просторные храмы создали новое поле для художников, занимающихся скульптурой и изобразительным искусством.
Это было искусство формовки блоков из камня или дерева, которое впервые развилось как неотъемлемая часть архитектуры. Новаторские готические скульптуры появились в базилике Сен-Дени (середина XII века). Они были тесно связаны с храмом, были в первую очередь декоративными элементами.
Начало готики относится к тринадцатому веку в Италии, но наиболее важным направлением в готической живописи было голландское искусство, которое было источником вдохновения для более поздних художников. Основные представители стиля:
Ренессанс (1476 — ок. 1510)
Эпоха Возрождения была экспериментальной и новаторской эпохой, почти полностью противоположной средневековью. Картины этого периода порвали со сферой священного за счет инсценировки жизни сильных мира сего. Большую популярность приобрели портреты и автопортреты, что полностью противоречит средневековой анонимности.
Техника живописи чрезвычайно развивалась, экспериментировали с масляными красками, с цветом и вводили перспективу. Картина начала приобретать черты, которые мы сегодня считаем прототипом. Они начали массово рисовать на холсте, использовать светотень и более глубокую лепку.
Художники эпохи Возрождения прилежно изучали анатомию человека, их очаровывал человек и красота человеческого тела. Был культ гармонии и пропорции. Вдохновение пришло как из Библии, так и из мифологии. Персонажи часто изображались на фоне пейзажа, всегда реалистично, в естественных позах. Невозможно оценить то огромное влияние, которое Ренессанс оказал на все последующие направления творчества. В частности, он обязан этим своим чрезвычайно талантливым представителям, некоторые из которых оставили свой след на страницах истории не только в художественной, но и в технической и медицинской областях.
Маньеризм (1520—1590)
Считается крайне причудливым направлением искусства. Он отвернулся от реализма эпохи Возрождения, изменился способ изображения человеческих фигур и природы. Для этого периода характерен аллегорический характер произведения, он был перегружен различными символами, взятыми из мифологии, Библии и истории.
Маньеризм был чрезвычайно выразительным, полным экстравагантности и красок. Ренессансная гармония также исчезла, ее сменили деформации и неправильные линии. Этот стиль обычно считается введением в барокко, и его представители включают:
Барокко (конец XVI — первая половина XVII века)
Название барокко означало причуды и нестыковки в искусстве. Работы в стиле барокко отличалась большой формой, размахом и смелостью. Усовершенствована реалистичность человеческих фигур, простые люди стали моделями. Динамика персонажей также стала важным элементом. Светотень была очень важным аспектом живописи, и многие художники того периода посвятили себя развитию навыков в этом направлении.
Наиболее популярными видами работ были: пейзаж, натюрморт, портрет и жанровые сцены. В произведениях была явная асимметрия и максимально достоверное отображение действительности во всех ее аспектах.
Тематика работ была чрезвычайно разнообразной, преобладал так называемый тематический эклектизм, христианская символика сочеталась с мифологией. Также были нарисованы эротические и драматические сцены, такие как сражения, жестокие расправы и похищения. В то же время развивался натюрморт, который вместе с мотивом черепа символизировал уход земных ценностей. Хотя в последующие века барокко называли веком безвкусия, никто не может отрицать талант таких художников, как:
Рококо (ок. 1720-1790)
Считающееся продолжением барокко, рококо внесло изменения в технику. Они начали рисовать светлее, с утонченностью, драматические темные цвета сменились светлыми светлыми цветами. Большой популярностью пользовались женские портреты, рисовались маскарады, сцены из комедии дель арте, театральные постановки и обнаженные тела. Возрос интерес к теме любви и игры.
Художники использовали мифологических божеств, таких как Афродита, Эрос и Дионис. Портреты стали меньше и интимнее. Рококо считалось салонной живописью, не несущей более глубокого смысла, но некоторые художники придавали ей нравоучительный характер, указывая на недостатки и слабости людей в своих работах. Наиболее важными художниками стиля рококо были:
Классицизм (конец XVIII — конец XIX века)
В классицизме произошло возрождение античной культуры, которое в Европе с эпохи Возрождения называлось «возвращением к истокам». Как доминирующий стиль эпохи, он оказал большое влияние на формирование маньеризма, барокко и рококо. Вернулись мифологические и исторические темы. Была также иллюстрирована современная политическая жизнь и даже добавлены элементы пропаганды.
Классицизм — период дальнейшего развития портрета. Классицизм отказался от светотени и эффекта «затуманивания» в пользу четкого контраста цветов. Классическая живопись отличается четко очерченным контуром, холодными цветами, гладкой фактурой и статичностью. К художникам этого периода относятся:
Романтизм (1800–1840)
Главная черта романтизма — противоречие, которое отражается в неоднородности живописи этого периода. Однако были общие черты, такие как глубокая эмоциональность и индивидуальность образов.
Художник использовал кисти и холсты, чтобы раскрыть себя и расширить границы. Работы получились чрезвычайно выразительными, что хорошо видно по размашистым мазкам кисти. Тематика романтизма была очень обширной, картины отражали политическую обстановку, руины, кладбища. Пьеса, полная драматургии, повсеместно восхищалась природой и придавала ей более глубокий смысл, а в моде царило таинственное настроение. Романтизм с его турбулентностью породил импрессионизм будущего. Среди художников романтизма:
Авангардизм
Авангард — совокупность тенденций и направлений в искусстве 20 века, отвергающих существующие стили, создающих свой мир, не имитирующих реальность, ищущих отдельный язык выражения. Художники-авангардисты отвергали культурные достижения и искали новые оригинальные идейно-художественные решения. Явление возникло примерно в 1910 году и было связано с появлением новых направлений в искусстве, таких как: футуризм, экспрессионизм, кубизм, дадаизм, сюрреализм, фовизм, конструктивизм, концептуальное искусство и др. Известные авангардисты:
Модернизм (XIX — XX век)
Реализм (вторая половина XIX века)
После Февральской революции во Франции повсеместная усталость от романтических тем за короткое время распространилась по всему континенту. Художники отошли от индивидуализма и идеализировали тему живописи в пользу приземленного.
Период реализма принес с собой значительное упрощение композиции, приглушенные цвета и освещение изображения. Более того, от пафоса почти полностью отказались, отказавшись от украшений, и искусство стало предельно скромным. На полотне вместо фантастических и гордых фигур стали изображать жизнь и проблемы обычных людей. Изображенная реальность должна была быть как можно более ложной. Часто изображались сцены тяжелой работы, сельской жизни и очень сдержанные пейзажи.
Художники периода реализма:
Символизм (вторая половина XIX века)
Символизм развивался одновременно с реализмом. Символисты выступали против промышленной революции, их не интересовал культ науки, им противился универсальный материализм.
Изменилась техника рисования, чтобы выразить эмоции и чувства, им подчинены форма и цвет. Особенность стиля в том, что в отличие от натуралистов, символисты пытались выразить человеческие психологические проблемы и представить метафизическое содержание. Их не интересовали рациональные знания.
Символизм не только восстановил маньеристические аллегории, но и ввел образы загадки, которые для полного понимания необходимо подвергнуть глубокому анализу. Основным средством выражения были символы, которые создали особый язык искусства, служащий для выражения переживаний художника. Читать подробнее о символизме ➤
Самыми известными художниками этого стиля являются:
Импрессионизм (вторая половина XIX века)
Название этого стиля происходит от работы Клода Моне “Впечатление. Восходящее солнце”. Импрессионизм произвел революцию в технике живописи, введя дивизионизм, который заключался в рисовании пятен, близких друг к другу, в одном цвете, смешанных не на палитре, а только на холсте.
Издалека это придавало изображению эффект размытия. Импрессионисты изображали современность, веселых, расслабляющих людей и природу. К наиболее выдающимся мастерам стиля импрессионизм относятся:
Примитивизм (ХХ век)
Примитивизм — это направление в искусстве, восходящее к народной культуре. Что отличает примитивизм, также известный как наивное искусство, это упрощение форм и склонение к крайнему реализму.
Вдохновением для этого направления послужило народное творчество, рисунки детей и душевнобольных. О примитивном стиле живописи заговорили в конце 19 века во Франции. Именно в Париже открылось первое объединение энтузиастов примитивизма — Салон независимых художников, созданный в 1884 году. И первые два десятилетия ХХ века — настоящий расцвет искусства в духе этого направления. Представители стиля примитивизм:
Супрематизм
Супрематизм — это направление в абстрактном искусстве, центральное явление русского авангарда, которое изобрел Казимир Малевич в 1915 году.
Само слово «супрематизм» представляет собой конгломерат двух терминов из латинского и греческого языков, которые в совокупности означают то же, что и «высшее поле». Это направление предполагало тотальную оторванность творчества от реальности, какой мы ее знаем: ее органических форм, цветовой изменчивости, а зачастую и неопределенности. Малевич постулировал разрыв с любой формой повествования и объективности на холсте и попытался найти идеальную, наименьшую единицу в искусстве, которую он называл «живописным атомом». Представители супрематизма:
Постимпрессионизм (рубеж 19 и 20 веков)
Постимпрессионизм частично связан с импрессионизмом, однако он имел много отличительных и даже противоречивых черт. Он чрезвычайно разнообразен по форме, отказываясь от подражания природе в пользу автономии художника. Работа сама по себе является ценностью. Одной из многих форм, используемых постимпрессионистами в дополнение к станковой живописи, был плакат.
Сюжеты картин были очень разнообразными. Написаны натюрморты, автопортреты, пейзажи и различные ситуации из жизни горожан и крестьян. Важнейшие постимпрессионисты:
Фовизм (начало 20 века)
Стиль живописи фовизм возник с концом постимпрессионизма. Очень короткий период его существования (1905 — 1908) считается началом художественной революции ХХ века, а название фовизм происходит от французского les fauves, что означает «дикие животные». Фовизм сочетает в себе живые и обособленные цвета, выражает истинное выражение цветов. Форма была значительно упрощена, и все это было сведено к двухмерным плоскостям. Часто гротеск использовался для обозначения привязанности. Темой было первобытное и народное творчество. Именно от них исходит блеск красок, жестокость, простота и животность фовизма. Основными представителями этого направления являются:
Экспрессионизм (начало 20 века)
Техника живописи периода экспрессионизм основана на сильных и четких мазках кисти. Экспрессионисты проявили себя очень яркими и контрастными красками. Характерными чертами картины данного периода были деформация форм, размытые контуры и общее преобладание формы над содержанием.
Работы экспрессионистов часто изображают ужас, уродство и тайну, объединенные в атмосферу повсеместной тревоги. Целью экспрессионистов было освободиться от всего, что им навязывает реальность, и реконструировать это в соответствии со своими чувствами, поэтому предмет экспрессионизма практически безграничен. Предшественниками экспрессионизма считаются:
Кубизм (20 век)
Это направление возникло в Париже, его предшественниками были Пабло Пикассо и Жорж Брак. В технике росписи вводились такие процедуры, как наклеивание цветных кусочков бумаги или объемных форм, встроенных в плоскость картины. Кубизм полностью порвал даже с частичным отражением действительности. Вместо этого кубисты пытались извлечь из реальности самые геометрические формы, перспектива была отвергнута.
Правило заключалось в том, чтобы уменьшить каждую форму до формы куба, а затем разложить ее на более мелкие элементы, принимающие форму различных геометрических фигур, рассматриваемых при разном освещении. Натюрморт был основной темой кубизма, но были и изображения с человеческими фигурами.
Абстракционизм (начало 20 века)
Данный стиль зародился в России, его предшественниками считаются Василий Кандинский и Эдвард Мунк. Это направление исключает все прямые отсылки к реальности и вводит в композицию только простые геометрические формы.
Цель абстракционизма — освободиться от предмета, реальности, отказаться от подражания природе. Абстракционисты годами отвергали принятые формы, заменяя линию размытием, а вертикальную — горизонтальной. Абстрактные работы назывались «нерепрезентативными», что отсылает к самому названию этого направления. К самым известным абстракционистам относятся:
Сюрреализм (20 век)
Стиль создан во Франции в 1924 году. Задача сюрреализма — как можно дальше отойти от рационализма. Предметы быта были представлены в нестандартных ситуациях, граничащих с реальностью, сном или галлюцинациями. Спектакль был полон гротеска, его необычная цель — вызвать рефлексию и разрушить логический порядок мира. Сюрреалисты черпали вдохновение в психоанализе Зигмунда Фрейда, который был популярен в то время. Они приписывали величайшую роль безграничному воображению человека. Тематика сюрреализма была совершенно безграничной, она даже балансировала на грани абсурда и абсурда. Читать подробнее о сюрреализме ➤
Важнейшие художники сюрреализма:
Дадаизм (1916 по 1923 г)
Стиль дадаизм провозгласил разрыв с традициями, что проявилось в полной свободе сообщения. Спектакль разворачивается в хаосе и абсурде, элементы сочетаются случайным образом.
Это направление даже назвали «антискусством». Однако дадаизм не был самостоятельным творением, он был частью кубизма, футуризма и сюрреализма. Целью этого направления было шокировать публику своими работами. Его прием всегда вызывал большие эмоции и никогда не был равнодушным, его даже можно было охарактеризовать как провокационный.
Самыми выдающимися художниками течения были:
Социалистический реализм (1934 — 1960-е годы)
Тенденция, которая возникла в творчестве Советского Союза после окончания Второй мировой войны. Соцреализм — это искусство, находившееся на службе СССР, должно было отражать и формировать общественную мысль. Основные представители соцреализма:
Ташизм
В 1955-1960 годах в Европе развился ташизм (тахизм). Ташисты свободно использовали случайное цветовое пятно, нанося на него мазки, линии и пятна. Яркими представителями этого направления являются:
Поп-арт
Стиль поп-арт появился в Нью-Йорке и Лондоне в середине 1950-х годов и быстро стал доминирующим стилем авангарда. Его особенность — смелые, простые изображениям и яркие блочные цвета. Сочные цветовые схемы также позволили этому виду искусства выделить определенные элементы современной культуры и помогли уменьшить различие между коммерческим и высоким творчеством.
Известные представители поп арта:
Гиперреализм и фотореализм
Гиперреализм — это направление в ХХ и ХХI веке важнейшими чертами которого являются правдоподобное представление действительности, выбор тем из повседневной жизни. Для работ в стиле гиперреализма образцом является фотография. Художники стараются максимально точно передать это в картину или воссоздать в виде скульптуры.
Основные представители течения:
Во второй половине 20 века стиль гиперреализм начал развиваться в США., то есть реализм, доведенный до фотографической точности в изображении реальности. Отсюда и другое его название: фотореализм.