Художественный электротеатр что это
Художественный электротеатр что это
«Художественный» — один из старейших кинотеатров мира, открытый в 1909 году. Здесь проходили важнейшие премьеры, показывали первые звуковые и цветные фильмы, а само здание всегда было оборудовано по последнему слову техники. В 2020 году завершились масштабные реставрационные работы. Ориентируясь на оригинальные чертежи Федора Шехтеля, реставраторы восстановили исторический облик здания. «Художественный» остается кинотеатром премьерного показа и фестивальным центром с кураторским подходом к программе. Сегодня у кинотеатра есть все, чтобы стать активным общественным пространством и местом силы для всех, кто искренне любит искусство кино. С 2017 года куратор и визионер проекта — Александр Мамут.
Для зрителей, которые ценят приватность и продуманный комфорт, в кинотеатре работает Камерный зал — это небольшое пространство на 21 место, концепция которого вдохновлена Soho House — сетью частных клубов в Лондоне, Риме и Париже. Только в этот зал прямо на сеанс вы можете заказать закуски и напитки из бара от Lucky Group, в том числе игристое, редкие виды виски и авторские коктейли.
Будем рады провести индивидуальный показ фильмов из библиотеки «Художественного», собранной программным директором кинотеатра Стасом Тыркиным специально для гостей Камерного зала. Организовать индивидуальный показ можно по телефону +7 (985) 636 67 11 или по почте gikalo@cinema1909.ru.
Все залы кинотеатра оснащены самым современным оборудованием. Лазерные проекторы Barco обеспечивают максимально яркое и четкое изображение. В мире существует всего 17 таких проекторов. Технология Dolby Atmos создает мощный и насыщенный звук с эффектом полного погружения. Все это позволяет гостям получать зрительский опыт, максимально приближенный к авторскому видению. В кинотеатре также установлен пленочный проектор, позволяющий демонстрировать оригинальные копии фильмов.
Для зрителей, которые ценят приватность, в кинотеатре «Художественный» работает Камерный зал — это небольшое пространство на 21 место, концепция которого вдохновлена Soho House — сетью частных клубов в Лондоне, Риме и Париже. Только в этот зал прямо на сеанс гости могут заказать любые напитки из бара от Lucky Group. Организовать индивидуальный показ в Камерном зале можно по почте gikalo@cinema1909.ru.
Премьерный и премиальный: как выглядит кинотеатр «Художественный», открывшийся после семи лет реконструкции
Завтра в Москве после ремонта открывается «Художественный» — один из главных столичных кинотеатров, расположенный в самом центре города, не работал с 2014 года. Мы побывали в «Художественном» и в десяти тезисах рассказываем о его кинопрограмме (кураторской), интерьерах и экстерьерах (исторических), планах (амбициозных) — и тех, кто отвечает за его преображение.
ВОЗВРАЩЕНИЕ К ПРОЕКТУ ФЕДОРА ШЕХТЕЛЯ
«Художественный» — старейший московский кинотеатр (или «электротеатр», как говорили до революции, — такая надпись теперь есть на фасаде). Он открылся еще в 1909 году, а в 1912–1913 годах здание перестроил архитектор Федор Шехтель, создатель особняка Зинадиды Морозовой и Ярославского вокзала. Именно к шехтелевскому проекту старались вернуться при реставрации. По чертежам архитектора восстановили и фасады здания — с барельефами «Гелиос» и «Селена» и маскаронами.
ДАРЬЯ ПАРАМОНОВА
Генеральный директор Strelka CA и консультант по архитектурному проекту
«Одно из наших главных достижений — то, как здание удалось интегрировать в городской контекст. В последние годы, когда кинотеатр был закрыт, здание смотрелось как такое препятствие, которое нужно было обходить. Глухой фасад, выходящий на Воздвиженку, был транзитной зоной, мимо которой все шли к метро или Арбату.
Мы постарались активизировать этот фасад и сделать это максимально деликатно, чтобы не испортить исторический облик, — так появились дополнительные входы в здание. Сейчас в кинотеатр можно зайти буквально с любой стороны и попасть в вестибюль, кофейню или ресторан. И это тоже развивает идею осевой композиции, придуманную Шехтелем: в центре находится главный зал, все остальное расположено вокруг него».
Московские электротеатры. Где и как смотрели кино в начале XX века
Первый публичный кинопоказ состоялся в Париже в 1895 году. До Москвы «движущиеся картины» добрались через год. Работы братьев Люмьер, воспринимавшиеся как любопытная диковинка, впервые продемонстрировали в Театре Г.Г. Солодовникова на Большой Дмитровке (сегодня в этом здании находится Театр оперетты). Первым местом в Москве, где показывали только кино, стал Электрический театр в Верхних торговых рядах на Красной площади, открывшийся в 1897-м и просуществовавший около года.
В первые годы ХХ века в Москве начали появляться первые кинотеатры — электротеатры. Некоторые быстро закрылись, а какие-то пережили переход от немого кино к звуковому, от черно-белого — к цветному. Многие здания первых московских электротеатров сохранились до наших дней. Истории пяти из них — в материале mos.ru.
Первый во всем
Арбатская площадь, дом 14
Открывшийся в 1909 году «Художественный» (тогда — «Художественный электро-театр») стал первым московским отдельно стоящим кинотеатром. До этого в городе смотрели фильмы в неудобных помещениях со стоячими местами. Респектабельное здание, 400 удобных кресел в зрительном зале, роскошное фойе с фонтаном, люстрами и пальмами в кадках настраивали на особый лад. К кино здесь предлагали относиться как к отдельному виду искусства, а не просто развлечению.
Одноэтажное здание в стиле модерн построил архитектор Николай Благовещенский. Кинотеатр был похож на дворец — увенчанный куполом, с колоннами и пилястрами на фасаде. Спустя четыре года он был перестроен — купивший его кинорежиссер и продюсер Александр Ханжонков решил расширить зрительный зал более чем вдвое. Архитектор Федор Шехтель сменил эклектику модерна на вошедший в моду неоклассицизм. Он сделал фасад здания плоским, с минимальным рельефом — чтобы не затруднять движение пешеходов по узкому тротуару. Чтобы публика не толпилась, Шехтель предусмотрел два входа с кассами, а для большего комфорта зрителей внутри — гардероб и буфет.
В советское время «Художественный» стал главным кинотеатром столицы и носил гордое имя — 1-й Госкинотеатр. Здесь проходили торжественные премьеры важных картин: авангардного «Киноглаза» Дзиги Вертова, первого звукового фильма «Путевка в жизнь» Николая Экка, первого широкоэкранного фильма «Илья Муромец» Александра Птушко. Премьеры становились настоящими праздниками. Таким был первый показ фильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец “Потемкин”» — 18 января 1926 года фасад кинотеатра был украшен огромным макетом легендарного броненосца, а сотрудники надели матросскую форму.
В 1941 году во время бомбежки Москвы «Художественный» был сильно поврежден, но не прекратил работу. Кино здесь показывали на протяжении всей Великой Отечественной войны.
Первый в Москве широкий экран в нем установили в 1955 году. Тогда же убрали обрамлявший экран портал и лепной декор с главного фасада. В таком виде кинотеатр просуществовал до реконструкции, начатой в 2019 году.
В декабре прошлого года реставрация здания «Художественного» завершилась. По чертежам Федора Шехтеля восстановили внешний вид главного фасада, балкон в зрительном зале и лепной декор потолка, воссоздали мраморную лестницу и большой витраж.
Загадочным словом «электротеатр» называли первые кинотеатры. Это слово употреблялось и в советское время. Например, в детской книге Николая Смирнова «Егор-монтер» (1928 год) мы встречаем такие строки:
«Долго они еще по городу ходили, электричество глядели. Наконец, пришли к электротеатру. Зашли, а там картинки показывают. Народу в театре — страсть, в темноте сидят. Стал Егорка смотреть, видит, на стене напротив все бежит. Люди бегут, лошади скачут, а потом вдруг река показалась. Течет река, а по берегу коровы ходят, воду пьют».
Новая жизнь «Художественного», или Как реставрировали один из старейших кинотеатров в мире
После семилетней паузы «Художественный электро-театр» вновь встречает поклонников кинематографа. 9 апреля здесь показали фильмы, номинированные на премию «Оскар», и ряд других кинокартин.
До недавнего времени старинное здание находилось в плачевном состоянии, а в 2019-м за его реставрацию взялись специалисты нескольких архитектурных бюро. Им удалось воссоздать задумки Федора Шехтеля, по проекту которого здание перестраивали в 1912–1913 годах. Новый «Художественный» — не ремейк старого, а его логичное продолжение. О том, что скрывается за стенами главного кинозала, как спасали балкон и до чего не додумался даже гениальный Шехтель, mos.ru рассказали реставраторы.
Цвет и свет
Серый со сверкающей слюдой фасад «Художественного» вновь украшают белые колонны, над входом и выходом — барельефы в античном стиле в виде голов мужчины и женщины, а в нишах под крышей — кони, мчащие колесницу с богом солнца Гелиосом, и быки, неспешно везущие колесницу с богиней луны Селеной. Здесь же красуется надпись «Художественный электро-театръ» — такая же, как во времена Федора Шехтеля.
Сложнее всего, по мнению реставратора, было вернуть шехтелевский цвет фасада. Приходилось смешивать разные оттенки, ждать химической реакции 20 дней, затем сверять получившуюся краску с описанной в расходных книгах строительной бригады Шехтеля.
На фасаде снова появились четыре окна вестибюля: в советское время их заложили кирпичом. Без этих окон нарушалась запланированная архитектором система освещения. Сейчас же света в кинотеатре даже больше, чем задумал Шехтель. Потолок над вестибюлем стал стеклянным. Он спускается на волнообразную, будто движущуюся (в стиле Шехтеля) винтовую лестницу.
Нельзя не заметить и авангардную конструкцию на потолке, реставраторы называют ее «фонарь». «“Фонарь” и лестница — наше самое серьезное вторжение в историческое здание», — говорит Дарья Парамонова.
При Федоре Шехтеле и в советскую эпоху над вестибюлем располагался пустой чердак под оцинкованной крышей. Лестницы не существовало. Проектировщики, занимавшиеся приспособлением к современному использованию, решили это исправить.
«В современном кинотеатре нужно использовать каждый миллиметр. К тому же должно быть несколько кинозалов, а для них не нашлось места на первом этаже. Поэтому мы решили переделать чердак в этаж. Чтобы не менять уровень кровли, не искажать внешний облик здания, не нарушать четкую шехтелевскую симметрию, мы построили в центре вестибюля лестницу, а второй этаж сделали в виде галереи с двумя малыми кинозалами. Кроме того, чтобы не оставлять неиспользованное пространство, мы трансформировали бывшее служебное помещение рядом с правым фойе балкона в камерный зал, а в каждом фойе теперь свое кафе», — объясняет консультант по архитектурному проекту.
О чем не знали зрители
Когда реставраторы приступили к работе в главном фойе кинотеатра, за его потолком обнаружилось тоже что-то вроде чердака. Этот гипсовый потолок — наследие советских времен. Он закрывал спроектированные Шехтелем два лепных карниза и алебастровые вентиляционные решетки, будто сплетенные из стеблей и цветов. Карнизы полностью восстановили, вылепив новые элементы по образцам уцелевших.
«Решетки не входят в состав предмета охраны, но они довольно любопытные. Сохранить оригинальную версию не удалось, поскольку алебастр хрупкий, к нему прилипла пыль и грязь, прутья расслоились. Мы заменили решетки на металлические, воссоздав рисунок Шехтеля», — рассказывает Денис Писарев.
Фальшпотолок загораживал еще одну важную деталь — оконный витраж. Это деревянная решетка во всю стену со стеклами в ячейках, как на веранде. В советское время витраж поменяли на обычное пластиковое окно. Сейчас он вернулся на прежнее место. А перед ним установили фонтан. До закрытия «Художественного» здесь была мини-сцена.
«Фонтан был отмечен на исходном чертеже Федора Шехтеля, правда, без каких-либо уточнений: полукруг и надпись “Фонтан”. Хотя, когда вскрыли полы, нашли основание для фонтана. Каким его задумал и реализовал Шехтель, мы уже не узнаем, так как фонтан был утерян. Наши коллеги придумали свою оригинальную инсталляцию на тему воды», — объясняет Денис Писарев.
Новый фонтан гармонирует с витражом. Это система металлических прутьев, колб и стеклянных шаров, через которые течет вода. Между ними горшки с живыми цветами-вьюнками. Оранжерея — еще одна задумка Шехтеля, которая была уничтожена в советское время.
«При Шехтеле здесь росли пальмы. Мы на данный момент ограничились инсталляцией. Кроме того, к теме растительности нас отсылают рисунки на настенных панно», — добавляет Дарья Парамонова.
Вдоль стен фойе тянется, как кинопленка, лента из панно с серо-зелеными деревьями. Эти элементы съемные. Их можно легко заменить плакатами, афишами или фотографиями актеров.
Балконная драма
Из фойе попадаем в главный кинозал «Художественного». История реставрации этого помещения напоминает детектив.
«Верхнюю часть зала занимает балкон, который держится на колоннах. По всем правилам эту конструкцию нужно было убрать. Во-первых, колонны закрывали обзор экрана. Во-вторых, пол времен Шехтеля был ровным, что недопустимо в современных кинотеатрах, а балкон не позволял поднять его, сделать наклонным: зрители верхних рядов упирались бы в этот балкон. Но мы понимали, что балкон и колонны нужно сохранить», — вспоминает Дарья Парамонова.
Реставраторы, по их собственному утверждению, бились за композицию «до последней штукатурки». Пол в итоге не подняли относительно экрана, а сделали ниже. «Если вы посмотрите на боковые двери, через которые раньше заходили зрители, то увидите, что они как бы висят над полом. На самом деле они остались на своих местах. Это пол ушел вниз», — объясняют реставраторы.
Колонны находились в аварийном состоянии. Их пришлось заменить. Инженеры создали металлические опоры, которые поставили под балкон, а тем временем соорудили новые колонны. Их верхние части — капители — родные, времен Шехтеля: архитектор, любитель античной мифологии, изобразил голову бога Диониса и акантовые листья.
«Вдоль балкона мы положили дубовый шпон на исторический поручень из сосны. Обнаружили этот поручень под слоями ДСП. Заднюю и переднюю часть балкона не меняли, сделали лишь локальное вскрытие, чтобы выяснить, как он устроен. Под штукатуркой оказались кованые кронштейны, на которые по вертикали набиты деревянные бруски изогнутой формы. Поверх штукатурки расчистили элементы декора: стрелы, факелы, ленты. Очистили их от краски и пыли. До ремонта они казались бесформенными», — говорит Денис Писарев.
В операторской за балконом реставраторы нашли фрагменты шехтелевского кессонного потолка: такой был над всем залом, но в 1950-е годы его заменили на обычный, с побелкой. Под слоем краски спряталась и решетка, на которой держалась люстра. Сейчас потолок, состоящий из фиброцемента, как и витраж в фойе, изготовили заново с намеком на кессоны Шехтеля, а решетку расчистили. Оказалось, ее вершины увиты акантовыми листьями.
Кессонный потолок не просто дань памяти архитектуре Шехтеля. Рамки играют особую роль: между ними вмонтирована звуковая техника.
«Обычно кинозалы увешаны колонками. Это необходимо. Но в исторический антураж они не вписываются. И наша команда специально летала в Лондон на встречу со специалистами по звуку, которые спроектировали 54 колонки для этого зала. Часть техники спрятана под потолком, а часть — за стенами», — объясняет Дарья Парамонова.
Со стенами связана отдельная история. В первоначальном варианте они были просто отштукатурены. Разумеется, звукоизоляции не было. Современные нормы строительства кинотеатров обязывают покрывать стены залов минеральной ватой или другими аналогами, чтобы звуки не проникали наружу. Такой материал по своему внешнему виду далек от дизайна Шехтеля.
«Мы решили выложить стены акустической штукатуркой. Она состоит из множества шариков, которые наносят в несколько слоев. Полости между ними глушат шум. Сделали из этой штукатурки русты — стилизованные камни по чертежам Шехтеля. То есть применили технологию на стыке реставрации и приспособления», — уточняет Дарья.
Правда, из-за наложения акустической штукатурки пришлось законсервировать барельефы-венки над бывшими входами в кинозал. Оригиналы оказались внутри стен, а поверх штукатурки нанесли их реплики. Зато барельефы над дверями, изображающие битвы кентавров с лапифами, удалось сохранить.
«Кентавры пережили советское время. Их даже реставрировали. Но, к сожалению, использовали для реставрации обычный цемент. Мы его отколупывали с носов, пальцев, мечей лапифов», — вспоминает Денис Писарев.
Еще одно изменение в кинозале — барельеф над экраном, изображающий двух симметричных морских коней с рыбьими хвостами (гиппокампов), которые держат вывеску с датой «1912» — годом перестройки кинотеатра по проекту Шехтеля. В советскую эпоху оригинал снесли. Реставраторы воссоздали барельеф по фотографиям и аналогам.
Продолжение Шехтеля
Весь интерьер «Художественного» наполнен идеями Шехтеля. В правом фойе, ведущем на балкон, стоят стеллажи, напоминающие оконный витраж и кессонный потолок. В серо-голубых стенах северного фойе — ниши, будто предназначенные для барельефов, а белые кресла повторяют изгибы шехтелевской лестницы.
«Лестница, ведущая в северное фойе, историческая, спроектирована Федором Шехтелем. От оригинала остались лишь две ступеньки. Остальные мы перебрали, скомпоновали. Но в целом дизайн лестницы остался прежним. Деревянный поручень тоже изготовлен по проекту Шехтеля. Мы взяли аналогичный из дома на Большой Садовой, где жил архитектор, и сделали реплику», — раскрывает секреты Денис Писарев.
Кстати, в северное фойе теперь можно попасть и с улицы. Поскольку главный кинозал превратился в амфитеатр с понижающимся полом, в самом низу стены реставраторам удалось сделать дверные проемы, которые не видно снаружи. Таким образом, попасть в «Художественный» могут не только посетители киносеансов, но и те, кто хочет посидеть в историческом месте за чашечкой кофе.
«Все, что можно было восстановить, мы восстановили. Все, что осталось за кадром, было неизвестно, не закончено, — создали. Наша концепция — не имитировать дизайн Шехтеля, а разрабатывать новый, современный стиль, который вписался бы в шехтелевский», — говорит Дарья Парамонова.
Как устроен
новый «Художественный»
Шесть лет, десять месяцев и двенадцать дней — столько москвичи ждали окончания реставрации «Художественного». Полина Садовникова заглянула в старейший кинотеатр России прямо накануне открытия и рассказывает, как там теперь все устроено.
Первое, на что обращаешь внимание при входе в трехэтажный «Художественный», — длинная лестница в духе модерна. Такую вполне мог спроектировать архитектор Федор Шехтель, перестроивший здание на Арбатской площади в 1913 году. На самом деле эта лестница, как и весь интерьер «Художественного», — дело рук испанского бюро Lazaro Rosa-Violan (оно же отвечало за дизайн доброй половины модных ресторанов и отелей в Мадриде и Барселоне).
Реставрацией здания занималась опытная немецкая команда merz merz, на счету которой восстановление Берлинской государственной оперы и Старой национальной галереи там же в Берлине. Но пожаловаться на то, что историческое наследие доверили иностранцам, не получится — разрабатывало проект и курировало работу немцев с испанцами московское бюро Strelka CA. «Наша команда ориентировалась на опыт исторических кинотеатров в других странах — Odeon на Лестерской площади в Лондоне, Weltspiegel в немецком городе Котбус и кинотеатры британской сети Picturehouse Cinemas, расположенные в исторических зданиях, — рассказала The Blueprint генеральный директор Strelka CA Дарья Парамонова. — Перед бюро стояла задача сохранить историческую значимость „Художественного“ и совместить наследие с современными технологиями кинопоказа. Помимо этого нужно было органично интегрировать кинотеатр в городскую среду. Внешний вид главного фасада воссоздавался по оригинальным чертежам Федора Шехтеля. Здание сохранило существующие габариты, в том числе геометрию двускатной кровли».
Лобби перед малыми залами
Архитекторы ориентировались на старые чертежи Шехтеля, но давали волю фантазии. Так в просторном зале с мраморным полом и огромными люстрами появился стеклянный фонтан c электрическими лампочками — прямо напротив бара. Шехтель задумывал расположить его именно там, а вот в каком виде — загадка, первоначальный облик фонтана не сохранился. Впрочем, кое-что все-таки удалось восстановить с точностью до деталей. Например, лепнину, потолочный карниз и ажурные вентиляционные решетки родом со сталинских времен. «На главном фасаде были открыты заложенные оконные проемы, появились исторические надписи. По фотографиям и архивным чертежам восстановили деревянные окна и двери, а также утраченные детали декоративного оформления, включая лепнину. Мы не пытались имитировать исторические интерьеры и сделать что-то „под Шехтеля“, а хотели сохранить атмосферу старейшего кинотеатра Москвы, парадного и премьерного», — отметила Дарья Парамонова.
В «Художественном» четыре зала на 589 мест. Больше всего команда кинотеатра гордится большим залом на первом этаже. Реставраторы сохранили там оркестровую яму (сейчас она занята техническим оборудованием) и встроили в потолок мощную аудиосистему Dolby Atmos. Еще одна гордость кинотеатра — высококонтрастный кинопроектор Barco. Таких в мире всего 17, причем четыре из них — в «Художественном». Много времени ушло на полное восстановление балкона, который в последние годы работы кинотеатра находился в плачевном состоянии. Его укрепили и восстановили.
Прийти на сеанс с попкорном не получится, зато можно купить сухофрукты и другие снеки от гастрокомпании Lucky Group, которая разрабатывала меню «для кинозала» с ресторанным критиком Александром Сысоевым. На первом этаже с 8:00 до 23:00 работает кофейня Eleven Coffee, которую назвали в честь первого сеанса в «Художественном» — он состоялся 11 ноября 1909 года. Впрочем, там пахнет не только кофе и выпечкой, но и парфюмерией Zielinski & Rozen — купить флакон с «ароматом старого кино», выпущенный специально к открытию кинотеатра, можно в корнере по соседству. Кстати, когда будет потеплее, Eleven Coffee откроют веранду с видом на особняк Арсения Морозова. Еще на первом этаже кинотеатра есть ресторан современной русской кухни Niki (работает с 12:00 до 0:00).
На втором этаже «Художественного» — VIP-зал на 21 место, бар и поп-ап-филиал библиотеки имени Н. А. Некрасова с мини-коворкинг-зоной и редкими книгами, которые точно оценят кинофанаты. Издания выбирал лично программный директор «Художественного» Стас Тыркин. Прямо в «Художественный» можно заказать любую книгу из собрания Некрасовской библиотеки. Правда, понадобится читательский билет (его можно оформить прямо в кинотеатре).
Из всех московских кинотеатров «Художественный» больше всего напоминает «Пионер». Что, впрочем, неудивительно. В конце марта Сбер передал «Художественный» в управление ООО «Кинотеатр Пионер» бизнесмена Александра Мамута. За шесть лет восстановления над «Художественным» успели поработать несколько подрядчиков: сначала выигравшая тендер компания «СианСтрой», затем — компания «Художественный». Однако оба подрядчика не смогли выполнить работы в установленный срок. В результате реставрацию кинотеатра взял на себя Александр Мамут. В ходе работ москвичи не раз выражали беспокойство: в частности, в декабре 2019 года в соцсетях ужасались почти полному разрушению одной из стен кинотеатра. Однако в департаменте культурного наследия города заверили, что стену пришлось демонтировать из-за угрозы аварийного обрушения — в будущем ее восстановят. Восстановили.