Художественный пересказ что это значит
Что такое художественный пересказ?
Художественный пересказы бывают разными, от кратких до более подробных, с сохранением истоковой стилистики или с её изменениями (например, в сторону разговорности).
Почитать стоит, т.к. спустя много лет я до сих пор помню следующую замечательную фразу оттуда: «Официанты в знак классовой ненависти к буржуям перед тем, как подать им в ресторане очень дорогой черепаховый суп, плевали в тарелку» (примерно так).
План сказки Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина «Самоотверженный заяц» может быть составлен следующим образом :
ООО «Издательский дом Гревцова» основано 10 февраля 2009 г. и является одной из компаний Владимира Гревцова.
Началось все с издательства почти десятка бухгалтерских изданий, которые учитывали как отраслевую специфику работы бухгалтера, так и особенности учета на различных участках. Затем они выходили на другие рынки, создавая новые журналы для экономистов, кадровиков, специалистов по сметам, инженеров планово-технических отделов, главных инженеров, ветеринаров. Свей первоочередной задачей видят, дать своим читателям уверенность и спокойствие за качество принимаемых решений.
Далеко не все их начинания были удачными: приходилось не только открывать, но и закрывать издания.
ООО «Издательский дом Гревцова» – издательство с более чем десятилетней историей!
Печатные периодические издания для:
В сказке Бажова «Золотой волос» главных героев несколько, я бы вообще сказала, что в ней все герои главные. Ведь каждый из них сыграл важную роль:
________________ _________________ _________________ _________________
План сказки «Золотой волос» таков:
Примеры краткого пересказа есть в этом вопросе.
Рассказ Михаила Зощенко «Умная птичка» не только забавный, но и поучительный. А повествуется в нем о мальчике, который случайно обнаружил в лесу гнездо с птенцами. Птенчики настолько ему понравились, что он хотел забрать одного из них домой.
Парнишка хотел было взять птенчика, как что-то упало перед ним на землю. Он увидел, что это птичка и подумал, что наверное у неё повреждено крыло. Мальчик приблизился к ней, но она отскочила от него, и так продолжалось несколько раз. А когда он решил поймать её шапкой, то она взметнулась вверх и исчезла в зарослях.
После этого мальчик пытался найти гнездо, но так его и не нашел. Это привело его к мысли, что птичка была умная. Таким хитрым способом она отвлекла его от гнезда с детенышами.
Напишем краткое содержание рассказа «Умная птичка» несколькими предложениями:
Автор показал нам, что все мамы спасают своих детенышей в случае опасности. Птица придумала способ, как увести мальчика от гнезда с птенцами. Это была очень умная птичка, а к тому же она была заботливой мамой.
Вопрос о том, что такое художественный пересказ, позволяет лучше понять суть содержания художественного произведения. Школьники, готовя рассказ текста той или иной книги собственными словами, часто не знают, с чего начать и как правильно его построить. При этом важно помнить, что главное – донести основную мысль произведения, идею автора и подчеркнуть ее конкретными примерами из текста. Данная форма закрепления материала идеально подходит для того, чтобы завершить урок по творчеству писателя или поэта.
Вступление
При объяснении учащимся, что такое художественный пересказ, необходимо указать, что он может начинаться не с сюжета и композиции книги, а с краткого обзора творчества автора и истории создания рассматриваемого произведения. Это поможет школьникам лучше понять задумку писателя и объяснить его интерес к поставленной в книге проблеме.
Вначале ученики должны пересказать завязку сюжета, которая, как правило, включает небольшую характеристику основных действующих лиц, указания места и времени происходящих событий, а также того ключевого момента, который служит толчком к развитию действия. При составлении плана школьникам поможет понимание термина, что такое художественный пересказ. Ведь без ясного осознания правил построения композиции они не смогут уловить смысл повествования.
Развитие действия
Эта часть, пожалуй, наиболее сложна для учеников по сравнению со вступлением и кульминацией: первое, как правило, не вызывает затруднений, поскольку автор сначала дает максимально подробную характеристику действующим лицам, а самый напряженный момент в истории всегда остается в центре внимания.
А постепенное, медленное раскрытие персонажей, поэтапное развитие главной мысли может вызвать серьезные затруднения у учащихся тем, что не все могут в спокойном размеренном повествовании увидеть интригу и рассмотреть авторский замысел. Поэтому когда учитель объясняет школьникам, что такое художественный пересказ, он должен сделать упор на эту часть рассказа, которая у некоторых выпадает из поля зрения.
Кульминация
Данный компонент не вызывает у учеников никаких затруднений. Это и неудивительно: ведь наиболее напряженный момент автор описывает с особенной выразительностью, делая на него ударение и акцентируя внимание читателей на одной-двух сценах, в которых характеры героев раскрываются наиболее полно. Правильный пересказ текста должен вслед за начальным этапом произведения и после озвучивания завязки делать акцент на кульминации.
Однако при этом не следует увлекаться буквальным рассказом произошедших событий по отдельным фактам, иначе он будет выглядеть как простое повторение материала. Когда ученик доходит до основного момента в произведении, он должен раскрыть ту мысль, которую осветил писатель в своей истории. Только тогда можно будет говорить о творческом переосмыслении книги.
Развязка
Пересказ текста должен заканчиваться небольшим описанием финала произведения. В данном случае необходимо объяснить учащимся, чтобы они не увлеклись буквальным воспроизведением концовки книги, но постарались обозначить авторскую идею. Но самое главное – это научить школьников высказать собственное мнение относительно развязки, которая в произведениях классической литературы оставляет место для размышлений. Когда школьники получают задание подготовить художественный пересказ, они должны уяснить, что в их задачу кроме освещения книжных событий входит определение собственной позиции по той проблеме, которую поднимает автор. Они могут либо согласиться с ним, либо опровергнуть его точку зрения, но самое важное – чтобы умели аргументированно обосновать собственное мнение.
Урок в начальном звене
Педагоги учат этому детей с младших классов на примере наиболее простых, несложных для восприятия произведений. Как правило, они берут работы прославленных детских писателей (Носова, Драгунского, Барто и других), а также тех авторов, которые писали специальные небольшие рассказы для маленьких читателей (Пушкин, Толстой, Чехов, Достоевский и другие).
Когда ученики младших классов готовят художественный пересказ сказки, они, как правило, без труда находят все упомянутые элементы композиции, так как именно в произведениях данного жанра их легче всего выявить, обнаружить и проанализровать.
«Пересказ художественного произведения, как осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи»
Жанна Рязанцева
«Пересказ художественного произведения, как осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи»
Цель: совершенствовать умение детей пересказывать сказку «в лицах»
Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
Формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстником; быть доброжелательным и корректным собеседником.
Воспитывать культуру речевого общения.
Закрепить умения отвечать на вопросы по содержанию сказки;
Подвести к пониманию значения образных выражений, слов характеризующих движения героев;
Развивать умение содержательно и выразительно пересказывать сказку и драматизировать;
Закрепить умение использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонация, движения);
Воспитывать умение слушать рассказы других людей;
Воспитывать интерес и любовь к сказкам.
Книги, иллюстрации к русским народным сказкам, шапочка лисы, шапочка козла, иллюстрации к сказке «Лиса и козёл, доска, обруч, книга – сказка, музыкальное сопровождение.
1 Организационный момент.
Воспитатель: Сегодня к нам в группу пришли гости.
Давайте с ними поздороваемся. (дети здороваются)
Воспитатель: Гости пришли посмотреть, чему научились вы, умеете ли вы внимательно слушать, отвечать на вопросы и выполнять задания.
Воспитатель: А сейчас внимание звучит музыка она подскажет, о чём мы сегодня будем говорить. Дети посмотрите на доску и скажите, что изображено на этих книгах! (Сказки)
Воспитатель: А как называются эти сказки?
Воспитатель: Молодцы! Я вижу, что вы знаете сказки. Ребята, а как вы думаете, кто сочиняет сказки? (Писатели и народ)
Воспитатель: Верно! А вы хотите познакомиться с новой сказкой? в обработке Константина Дмитриевича Ушинского
— Что бы узнать, как называется сказка, вам надо отгадать загадки.
(Дети загадывают загадки)
-Слушайте первую загадку
1. Что за зверь опасный
Ходит в шубке красной,
Мышек хватает (лиса)
-Слушайте вторую загадку.
2. Он рогат и бородат
Строго смотрит на ребят.
Если кто озорничает
То того он забодает (козёл)
Воспитатель: Правильно отгадали загадки, а теперь, как вы думаете, как же называется эта сказка? (Лиса и козёл).
-Всё верно называется сказка «Лиса и козёл».
Воспитатель обращает внимание детей на слова, которые употребляются в сказке.
Воспитатель: Но прежде чем начать читать сказку скажите, знакомы ли вам такие слова ;
зазевалась – загляделась по сторонам.
горюет – печалится, огорчается, сожалеет, грустит.
Воспитатель читает сказку «Лиса и козёл».
3. Беседа по содержанию с демонстрацией иллюстраций по сказке «Лиса и козёл»
Воспитатель: Ребята, вам понравилась сказка?
-Как называется сказка?
-Кто главные герои этой сказки?
-Что случилось с лисой?
-Почему лиса упала в колодец?
-Кто подошёл к колодцу?
-Что он спросил у лисы?
-Что лиса ответила ему?
-Почему козёл попал в тот же колодец?
-Что сказала лиса, когда козёл прыгнул в колодец?
-Как лиса выбралась из колодца?
-Чем закончилась сказка?
Воспитатель: Молодцы, ребята!
А теперь я вам предлагаю немного отдохнуть, а поиграем мы с вами в русскую народную игру.
Игра русская народная «Пошла коза по лесу»
Считалка: Раз, два, три,четыре, пять.
Вышла козочка наша гулять
И пошла по лесу, искать, себе принцессу
Кто коза не знаю, тебя я выбираю!
Ход игры:
Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу.
(Козочка шагает в направлении стоящих детей по кругу)
Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу.
(Выводит в центр одного ребёнка, а все остальные выполняют движения по тексту)
Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем, потопаем, потопаем!
Головкой покачаем, качаем, качаем,
И снова начинаем, и снова начинаем…
4. Повторное чтение с установкой на пересказ
Воспитатель: Сейчас я вам прочитаю сказку ещё раз, а вы внимательно послушайте, а затем будете пересказывать.
(повторное чтение сказки)
Воспитатель: Ребята все внимательно слушали сказку? Тогда давайте мы перескажем и покажем услышанную сказку.
Сюрпризный момент «Большая книга сказок»
Воспитатель: (открывает первую страницу книги) и предлагает детям пересказать отрывок сказки.
Дети пересказывают начало сказки:
Бежала лиса по дороге, на ворон зазевалась и упала в колодец.
Воды в колодце немного, утонуть не утонешь, а выскочить — не выскочишь.
Сидит лиса, горюет. Что тут делать?
Вот идет по той дороге козел, головой помахивает, бородой потряхивает, по сторонам поглядывает.
От нечего делать заглянул козел в колодец. Увидал там лису.
Воспитатель: Молодцы ребята! (Открывает вторую страницу книги.) На этой странице предлагаю театрализованную сценку по сказке. Кто желает поучаствовать в сценке?
Инсценировка по сказке «Лиса и козёл»
— Здорово, лисонька! Что ты тут делаешь?
— Да вот отдыхаю. Наверху-то жарко, а тут и прохладно и водицы холодненькой сколько хочешь.
Ведущий (ребёнок): А козлу давно пить хочется.
-Да хороша ли вода-то?
Ведущий (ребёнок): отвечает лиса.
— Да ты прыгай сюда, — вот и попробуешь. Места нам и двоим хватит.
Ведущий (ребёнок): Козел и прыгнул. Воду замутил, чуть лису не задавил. Рассердилась лиса,бранится:
— Ишь, бородатый, и прыгнуть не сумел — всю забрызгал.
Воспитатель: Хвалит участников сценки. Ребята кто хочет закончить пересказ сказки? (Открывает третью страницу книги.)
3. Ребёнок (пересказывает конец сказки)
Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца. Только козел ее и видел.
Сидит козел в колодце. До вечера досидел, не знает, как выбраться.
Хватился хозяин козла, пошел искать. Искал, искал, насилу нашел. Веревку принес и козла из колодца вытащил.
Воспитатель: Молодцы дети!
Воспитатель: Скажите, ребята чему нас учит эта сказка?
Дети: Обманывать нехорошо, надо быть внимательным, хитрить нельзя.
Воспитатель: Какая лиса в сказке?
Дети: хитрая, коварная, плутовка, обманщица?
Воспитатель: А какой козёл в сказке?
Дети: глупый, добрый, доверчивый.
Воспитатель: Не всегда легко отличить хорошее от плохого и сказка этому учит.
Хотим мы быть похожими на героев этой сказки? Почему?
Воспитатель: Ну вот, наше занятие подошло к концу, скажите, пожалуйста, с какой сказкой мы сегодня познакомились? (ответы детей)
Что больше всего вам запомнилось? (ответы детей)
Воспитатель: Да ребята всё верно, а теперь я предлагаю вам вечером, когда ваши родители придут за вами дома рассказать им сказку, с которой вы сегодня познакомились.
Конспект занятия по чтению художественного произведения братьев Гримм «Король Дроздобород» для старших дошкольников Подготовительный этап: На прогулке: Предварительная беседа : на прогулке к ребятам приходит Незнайка и начинает всех дразнить (Машка-замарашка,.
Конспект занятия по чтению художественного произведения Г.-Х. Андерсена «Дикие лебеди» для старших дошкольников Подготовительный этап Ход занятия: ребята, послушайте стихотворение М. Садовского Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом.
Конспекты занятий по чтению художественного произведения Г.-Х. Андерсена «Русалочка» для детей старшего дошкольного возраста Подготовительный этап Подготовительная беседа: ребята, давайте вспомним из кого состоит семья? (мама, папа, дети). А кем еще являются наши.
Занятие-беседа по чтению художественного произведения К. И. Чуковского «Федорино горе» для старших дошкольников Беседа: ребята, как вы понимаете такую пословицу: «Горе тому, у кого беспорядки в дому»? А что такое беспорядок? Откуда он возникает? Как.
Консультация для педагогов «Методика обучения пересказу литературного произведения детей старшего дошкольного возраста» ПЕРЕСКАЗ – это творческое воспроизведение литературного текста. На занятиях по пересказу литературного произведения дети приобщаются к подлинно.
Открытый урок «Роль штрихов в раскрытии художественного образа музыкального произведения» Роль штрихов в раскрытии художественного образа музыкального произведения. Формирование представлений учащегося о различных видах штрихов.
Пересказ художественного произведения Н. Н. Носова «Живая шляпа» с использованием сюжетных картинок Цель: Развитие связной речи путем овладения умением отслеживать последовательный сюжет по серии картинок. Задачи: Закрепить умение составления.
Развитие неречевых психических функций как фактор профилактики нарушений письменной и устной речи К сожалению, среди учащихся начальных классов нарушения устной и письменной речи приобретают всё более широкие масштабы. Замедленное усвоение.
Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе «Иллюстрирование литературного произведения» Технологическая карта урока изобразительного искусства учитель изобразительного искусства Пермина П. Д. 5 класс УМК: С. П. Ломов «Изобразительное.
Урок литературного чтения во втором классе «Произведения о животных» Цель: продолжить знакомство с произведениями о животных. Задачи: 1. Познакомить с рассказом В. В. Бианки “Плавунчик”. 2. Развивать навык.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ
Виды пересказов
Пересказом называется недословное воспроизведение художественного текста (целого или отрывка). Пересказ носит творческий характер, так как, пересказывая, ученик не только воссоздаёт художественные образы, сохраняя словесную ткань произведения, но и привносит своё толкование художественного текста или его части. Пересказ обогащает словарный запас школьников, способствует развитию их эмоционально-образного воображения и эстетического вкуса.
«Рассказ текста своими словами ставит в маленьком масштабе чисто художественно-прозаическую стилистическую задачу: рассказ текста своими словами есть до некоторой степени двуголосый рассказ о чужом слове, ведь «свои слова» не должны растворять до конца своеобразие чужих, рассказ своими словами должен носить смешанный характер, в нужных местах воспроизведя стиль и выражения передаваемого текста». (М.Бахтин. Вопросы литературы и эстетики. М.,1975,с.154.)
В зависимости от объёма воспроизводимого словесного материала и целей пересказа различают следующие еговиды: 1) подробный (близкий к тексту), 2) краткий (сжатый), 3) выборочный, 4) художественное рассказывание; 5) пересказ с изменением лица рассказчика, 6) пересказ-анализ и другие. Пересказы 1–3 относятся к приемам анализа текста. Пересказы 4–5 входят в группу приемов эмоционально-образного постижения текста Пересказ-анализ носит синтетический характер.
Следует помнить, что пересказы не должны вытеснять с уроков звучание самого художественного текста и что нельзя пересказывать лирические произведения.
При выборе пересказа учителю необходимо решить, какой из них наиболее целесообразно применить при изучении конкретного произведения и в зависимости от подготовленности школьников.
Подробный пересказ предполагает сохранение самого яркого и существенного из текста. Он требует кропотливой работы и большого напряжения памяти, поэтому для подробного пересказа берутся небольшие по объёму произведения или фрагменты текста (до двух страниц). Этот вид пересказа можно широко использовать в средних классах. Сначала определим границы фрагмента текста, который будем пересказывать. После этого читаем отрывок и подбираем к нему заглавие. Далее нужно выяснить, какую цель преследует пересказ, что он даёт для понимания характера героя. В соответствии с целью пересказа отбираем средства художественной выразительности. Так, абзац за абзацем, анализируем текст, находим выразительные детали, характеризующие героя.
Иные задачи украткого пересказа. Получив задание такого типа, учащиеся должны по сути проследить за развитием сюжета в произведении. Подготовительная работа включает беседупо тексту, в ходе которой отбирается словесный материалдля пересказа. Такой работе обычно сопутствует составление плана. Краткий пересказ неизбежно логизирует восприятие текста, поэтому к нему следует обращаться не часто.
Выборочный пересказ предполагает обращение не к отдельному отрывку, а к нескольким, в которых описаны разные события в жизни героев, поэтому при составлении пересказа учащиеся сами определяют последовательность обращения к ним. Выборочный пересказ можно использовать в качестве характеристики героев.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ
(Методика выразительного чтения. Под ред. Т. Ф. Завадской. Учебное пособие для студентов. М., 1977).
Приём художественного рассказывания отличается от подробного пересказа тем, что в нём рассказчик выражает своё отношение, свои переживания. Устный рассказ должен быть построен на большем разнообразии интонаций, на большей живости действия, на большей резкости изображения. Следовательно, нужна значительная переработка текста. Может быть нарушена последовательность протекания событий, введены собственные размышления.
Манера рассказывать у каждого своя: один легко и ярко драматизирует изложение, второй идёт по линии психологических переживаний, третий предпочитает эпичность изложения. Для рассказывающего главное в том, какое впечатление он производит своим рассказом на слушателей.
Художественное рассказывание – особый вид речевого искусства. Он требует от рассказчика глубокого проникновения в текст, в замысел автора, большого мастерства в умении раскрыть этот замысел, воздействовать на аудиторию.
Опытные, творчески работающие учителя включают его в систему своих постоянных методических средств и приемов и, используя в сочетании с другими видами работы над текстом, подчиняют целям углубленного эстетического усвоения литературного произведения.
Художественное рассказывание дает возможность охватить значительные по объему части произведения, эмоционально и образно передать их содержание, раскрыть перед внутренним взором учащихся изображенное автором.
В зависимости от класса, уровня подготовленности учащихся характер и цели художественного рассказывания могут быть различны. В средних классах его преимущественно следует использовать для воспроизведения наиболее ярких событий, картин, эпизодов, в старших классах – для раскрытия психологии героя, внутренней сущности образа, характера. Вот как, например, оно может быть применено при изучении романа Л. Толстого «Война и мир». Учитель излагает на уроке одну из важных тем романа: «Жизненные искания и душевная драма Болконского», он описывает жизненный путь Болконского, останавливает внимание учащихся на главных этапах этого пути и духовных исканиях Болконского. Объяснение, не опирающееся на глубокое эстетическое восприятие текста, вольно или невольно ведет к схематизации представлений о литературных героях. Вот здесь-то художественное рассказывание и может быть использовано учителем как средство, помогающее раскрыть наглядно и глубоко черты живой конкретности, своеобразие личности героя.
Для художественного рассказывания выбирается отрывок, в котором описаны поездка Болконского через березовую рощу, где он встречается с одиноким дубом, встреча с Наташей Ростовой в Отрадном, возвращение домой и вторая встреча с дубом.
Чтобы глубоко раскрыть все то, что заложено в данном отрывке, нужно четко определить главную цель рассказывания и в соответствии с ней наметить исполнительскую задачу. Основная задача рассказывания всего отрывка должна состоять в том, чтобы раскрыть ученикам этот процесс духовного пробуждения Болконского, возрождения его к активной жизни, любви; процесс осознания им новой цели: жить вместе с людьми, для них и в этом находить радость и счастье.
Основная задача решается через частные. Для этого весь текст отрывка делится на части и для каждой части намечаются свои исполнительские задачи. Так же определяются частные творческие задачи двух других частей: «В Отрадном» и «Вторая встреча с дубом». Все частные исполнительские задачи являются звеньями одной цепи, последовательно между собою связаны, представляют перспективу движения мысли рассказчика к главной цели рассказывания: выполнению основной задачи. Даже самые мелкие детали текста рассказчик соотносит с этой задачей.
Приводим примерный перечень тем по произведениям школьной программы, которые могут быть хорошо переданы методом художественного рассказывания.
1) «Буран в степи. Вожатый» (Пушкин. «Капитанская дочка»).
2) «Дуэль Печорина с Грушницким» (Лермонтов. «Герой нашего времени»).
3) «Бал у губернатора» (Гоголь. «Мертвые души»).
4) «Спор нигилиста с аристократом» (Тургенев. «Отцы и дети »).
5) «Второе свидание Ионыча с Котиком» (Чехов. «Ионыч»).
6) «Ларра и Данко» (Горький. «Старуха Изергиль»).
На уроке в классе после художественного рассказывания целесообразно провести беседу, чтобы учащиеся могли поделиться впечатлениями, мыслями об услышанном и «увиденном». Опыт проведенной с учениками работы показывает, что таким путем можно наиболее успешно решать задачу формирования у школьников самостоятельности эстетических и нравственных суждений о литературе и литературных героях.
ТВОРЧЕСКИЙ ПЕРЕСКАЗ
Творческий пересказ предполагает воспроизведение текста с элементами домысливания и фантазирования. Он может быть с изменением лица рассказчика (грамматической формы повествования) и передавать события через восприятие литературного героя («Обед у Троекурова»– от лица Дубровского) либо по заданной ситуации, когда лицо рассказчика сохраняется («Что испытывал Герасим во время гибели Муму?») При этом внимание читателя сосредоточено на внутреннем состоянии героя, которое вызвано происходящим, но не воспроизведено в художественном тексте. Читатель как бы создаёт психологический портрет. Творческий пересказ отличается от домысливания сюжета, направленного на создание новой событийной линии, в которой герои произведения могли бы участвовать при определённых условиях (придуманных не писателем, а читателем).
Творческий пересказ можно использовать, если:
1) личность героя-рассказчика раскрывается в произведении (как правило, задание предлагается от лица главных героев, что позволяет читателю следовать «логике характера»);
2) имеется естественная возможность для предполагаемого рассказа:
а) о нём упоминается, но сам рассказ не приводится, либо «в произведении не сообщается о том, что о каком-либо событии поведал сам герой, но такой рассказ мог быть естественным при определённых условиях» и использоваться как бы в качестве вставной главы либо одного из типов речевой коммуникации (монолога, письма, дневниковой записи), не воспроизведённых автором;
б) выбирается рассказчик и предполагаемый собеседник, от которых будет зависеть характер рассказа, его стилистика;
в) определяется условная ситуация и основной мотив рассказа;
3) в произведении не передаётся внутреннее состояние героя, но читатель может «разгадать» его на основе:
а) повествования о событиях (участником или свидетелем которых мог выступить избранный в роли рассказчика персонаж);
б) описания портрета, пейзажа, а также мимики, поз, жестов, движений, интонации речи героев, если они несут определённую психологическую характеристику.
Творческий пересказ обогащает речь, способствует проникновению в текст, поэтому стоит сохранять в старших классах в измененной форме заочной экскурсии(«По грибоедовской Москве», «Губернский город N», «Петербург Достоевского»)