Хупа что это церемония
Eврейская свадьба — Хупа
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Eврейская свадьба — Хупа
Что такое Еврейская свадьба — Хупа? Еврейская свадьба — чем она отличается от бракосочетаний других народов?
Атрибуты еврейской свадьбы — фата, кольцо, шошвиним
Об обычаях и обрядах еврейской свадьбы
Разговор о еврейском понимании брака стоит начать с обычая заключать его под специальным навесом — хупой, чем-то вроде маленькой беседки. Многие даже считают, что слово «хупа» является синонимом слова «свадьба». Однако это не совсем так. Например, говорят наши мудрецы (В. Талмуд, трактат Бава Батра 75а), что «в будущем сделает Всевышний 7 хупот каждому праведнику», а у первого человека Адама, в Раю, было 10 хупот. Видно, что речь идёт не о свадьбах, а о том, на что намекает русское слово «венчание», происходящее от слова «венец», корона [1]. Хупа является символом славы и величия того, кто стоит под ней.
Очень интересны составные части еврейской традиции бракосочетания: помазание лба жениха пеплом в знак траура о разрушении Храма, обход невестой, ведомой своей мамой и матерью жениха, семь раз вокруг жениха, стоящего под хупой, чтение ктубы — брачного письменного обязательствабудущего мужа перед невестой и, наконец, кульминация — одевание кольца на указательный палец невесты со словами «Ты посвящаешся мне этим кольцом по закону Моше и Народа Израиля».
Не только название «венчание», но и практически все внешние составляющие еврейского церемониала через христианство вошли в культуру стран, где мы с вами родились. Благословения на вино, которые у окружающих нас народов трансформировались в застольные тосты. Разбивание стеклянного стакана женихом — в торжественный спуск на воду кораблей с разбиванием об их борт бутылок шампанского «в добрый знак» и т.д. Вот только внутреннее содержание Хупы, озаряющей будущий еврейский дом святостью Торы, перенести на чужую почву вряд ли возможно…
В чём же величие жениха, стоящего под хупой? Когда мы говорим «жениха», то мы, конечно же, имеем в виду и невесту. Одна из семи брахот (благосвовений), говорящихся на свадьбе, гласит: «Благословен Ты, Всевышний, сотворяющий человека». Речь идёт не о моменте рождения, а именно о свадьбе. Только сейчас мужчина и женщина пришли к той форме, в которой они были первоначально сотворены и к которой они предназначены. Теперь они составляют единое целое, в котором, однако, внешним представителем является мужчина, а женщина более ответственна за внутреннее содержание. Поэтому мы, смотря со стороны, чаще упоминаем мужчину.
Как известно, первая фраза Торы говорит о том, что «в начале создал Всевышний небо и землю». Конечно же, речь не идёт лишь об известных нам ландшафте и небосводе. Великий Рав Нафтали Цви Йеуда Берлин объясняет, что в этой фразе описан главный принцип мироздания: всегда и во всём есть (а)влияющий и (б)принимающий это влияние. Конечно же, в этом мире совершенства не существует. Например, у каждого человека есть свои недостатки и, как говорится, выше головы не прыгнешь. Однако Творец создал механизм, позволяющий нам это преодолеть. В паре «влияющий — принимающий» недостатки одного могут быть скомпенсированы преимуществами другого.
В этом и есть величие пары, стоящей под хупой. Они вступили на путь, ведущий к совершенству. Связав себя «узами брака», а не просто вступив в случайную связь, они создали канал для взаимного влияния. Сделав это согласно законам Торы, они создали благоприятные условия для прямого Б-жественного участия в этом процессе.
Конечно же, путь к совершенству не лёгок, а порой даже очень тяжёл. Я слышал как-то от рава Эзриеля Таубера, что семейная жизнь подобна шлифовке алмаза. Так как алмаз чрезвычайно твёрд, то шлифовальный камень нужно прижимать к нему очень сильно. И если шлифовальный камень немного твёрже или мягче шлифуемого алмаза — один из них просто лопнет. Поэтому самое лучшее — отломать от алмаза кусочки и шлифовать его самим собой. Поэтому с самого начала Б-г делит душу на две части, одну помещает в мужчину, другую в женщину.
Мы желаем вам побыстрее найти свою половину и, с Б-жьей помощью, приблизиться с ней к совершенству, ибо самосовершенствование, согласно Иудаизму, является целью нашего земного существования.
Хупа что это церемония
Когда заходит речь о еврейской свадебной церемонии, немедленно всплывает слово «хупа». Для людей, незнакомых с еврейскими традициями, оно практически не несет никакой информации – просто одно из множества еврейских словечек, так или иначе употребляемых в разговоре. Однако для самих евреев оно означает крайне важную процедуру, которую проходит человек, придерживающийся традиций своего народа.
Что же на самом деле хупа? В буквальном смысле – это полог или балдахин, под которым располагается пара молодоженов в период церемонии бракосочетания. Он делается из фрагмента ткани или даже простыни и обычно крепится к 4 опорам, имеющим свою символику, либо держится в руках четырьмя помощниками, обслуживающими церемонию. Фактически это прообраз дома, который молодожены должны построить совместными усилиями.
В переносном смысле хупа – это церемония еврейского бракосочетания, впрочем, не отрицающая наличие полога над новобрачными, под которым и осуществляется главное действо, именуемое «нисуин». Но это только завершение церемонии, а вообще еврейский брак представляет собой гораздо более сложную процедуру, на которой стоит остановиться подробнее.
Как и у многих других народов, созданию новой семьи предшествует сватовство. В хупе это, так называемый, нулевой шаг, именуемый «шидухин». Правда, в отличие от других народов еврейское сватовство является просто заявлением жениха и невесты о намерении вступить в брак. Для евреев не важен срок, который пройдет после шидухин до свадьбы. Это может быть год или 5 минут. Важно, чтобы молодые сообщили об этом родственникам, друзьям или просто друг другу.
Потом наступает черед собственно бракосочетания. Но и этот процесс разделен на 2 части. Сначала проходит «кидушин». Это своего рода «посвящение» или «передача во владение». По еврейской традиции передача женщины во владение мужу может производиться тремя путями: «бэ-кесеф» – предложением денег или вещей, «би-штар» – распиской, «бэ-биа» – фактическими супружескими отношениями. Данные три пункта следует рассмотреть особо.
В первом случае невесте предлагается современный эквивалент одной пруты – самой мелкой серебряной монеты талмудической эпохи (ныне это стоимость коробка спичек). Интересно, что передача бумажных денег здесь не проходит, ведь бумага стоит существенно дешевле того серебряного кусочка, пусть даже и размером в половину ячменного зернышка. Сейчас обычно невесте передается кольцо, лишенное всяческих украшений. Фактически традиция бэ-кесеф превратилась в процесс обручения молодых.
Следующий вариант – расписка би-штар. В данном случае жених должен написать на любой поверхности (хоть на бумаге, хоть на пальмовом листе или глиняной табличке) короткую фразу: «Ты посвящена мне». Причем, во фразе обязательно должно быть указано имя конкретной женщины. Записки «на предъявителя» в данном случае не проходят. Если невеста берет эту записку, она согласна. Если отвергает, то «выстрел» был холостым, и молодой человек должен искать другую невесту.
Самым радикальным является третий путь – бэ-биа. В данном случае при свидетелях делается заявление, что молодой человек намерен взять некую женщину в жены путем свершения интимных отношений. После этого пара уединяется, и остальным не остается ничего другого, как узаконить данный процесс соответствующим документом. Правда, данный способ не приветствуется еврейскими мудрецами, хотя и принципиально возможен.
В старые времена первая часть бракосочетания кидушин четко отмежевывалась от второй части свадебной церемонии нисуин. После обручения невеста какое-то время еще проживала в доме своих родителей, пока не наступал момент фактического бракосочетания. Жених оборудовал шатер, проводилась церемония свадьбы, и только потом невеста входила в хупу, куда впоследствии приглашался жених.
Сейчас же нисуин начинается практически сразу по завершении кидушин, поэтому в глазах большинства присутствующих представляет собой единое действо, именуемое «хупа». Вся церемония совершается под пологом, ассоциирующимся с новым домом, который не имеет стен, что соотносит его с шатром Авраама, радушного ко всем своим гостям. В нем нет никакой мебели, что является символом того, что в доме главное не вещи, а проживающие в нем люди. Есть в хупе и духовный смысл. Это напоминание о присутствии Бога, и того, что данная церемония, как и весь институт брака, создан благодаря божественному повелению.
Итак, сначала жених под присмотром свидетелей составляет брачный контракт «ктубу». В нем он оговаривает свои обязанности относительно будущей жены. После того как ктуба зачитывается вслух, а жених подтверждает прочитанное, договор подписывается двумя свидетелями, не связанными родственными узами с брачующимися. Следующим шагом является церемония «бадекениш», во время которой подведенный к невесте жених отделяет ее от окружающих, накрывая ей лицо фатой либо вуалью.
И только теперь новобрачный вступает под свадебный полог, показывая тем самым, что он от имени пары владеет данным домом. Потом под хупу подводят невесту, после чего происходит обряд обручения. Зачастую, прежде чем стать справа от жениха, невеста делает вокруг него 7 кругов. Раввин подносит молодым бокал вина и произносит слова благословения Господу и молодоженам. После того как молодые отпивают из бокала, происходит завершающая стадия кидушин – обручение.
Раввин приглашает свидетелей подойти поближе, а жених в присутствии не менее 10 из них перед надеванием невесте колечка на палец должен предварительно произнести слова, что этим кольцом она посвящается ему «по закону Моше и Израиля». Заметим, что кольцо одевается невесте на указательный палец. Если девушка не возражает, то данный этап свадебной церемонии заканчивается, и начинается переход ко второй части под названием «нисуин». Его основой является произнесение семи специальных благословений, именуемых «шевабрахот». Однако прежде чем прозвучат эти слова, вслух зачитывается ктуба, которую новоиспеченный муж должен передать жене, а та ее взять обязательно правой рукой. С этого момента ктуба является ее гарантией на весь срок замужества. Все пункты контракта давно известны, представляя собой 10 обязательств мужчины перед женой и 4 пункта прав относительно нее.
В Израиле существует правило, согласно которого заверенную подписями свидетелей копию ктубы отправляют на хранение в раввинат. В случае необходимости на основе этой копии супругам может быть выдан дубликат этого соглашения.
Финалом церемонии, когда все формальности завершены, наступает черед свадебного пира. Все веселятся, угощаются, танцуют и поют.
В еврейской традиции, интимные отношения, как таковые не грех, наоборот, это источник жизни, а жизнь – свята. Все, сотворенное Всевышним должно быть использовано для Б-жественных целей. Желание, влечение тоже относятся к подаркам, посланным свыше при создании мира, когда было сказано «И это хорошо». Женитьба не только разрешена, но и является обязанностью, мицвой, Б-жественной заповедью. Поэтому «оставляет человек отца своего и мать свою и прилепляется к жене своей, и они становятся одной плотью» (Берейшит 2:24). Все, кто неженат, согласно вердикту Талмуда, живут без радости, без благословения и добродетели. Еврейские мудрецы говорят: «мужчина без жены, как город без стены». Мужчина и женщина это, как бы две половинки одного целого, которые никогда не достигнут совершенства и гармонии друг без друга.
Что же такое еврейский брак? Все основные вопросы семейной жизни, как впрочем, и других сфер, регламентируются законами Торы. Брак это в первую очередь ответственность друг перед другом, не просто на чувствах или словах, а конкретно оговоренная и закрепленная письменным договором. Семья в нашей традиции это не только, очень здорово, но и ещё очень серьёзно.
Жениться – это прибрести жену
До дарования Торы брак заключали очень просто: мужчина встречал на улице женщину и, если они нравились друг другу, он приводил ее в свой дом, и она становилась его женой. После дарования Торы сынам Израиля было приказано вести себя иначе. Если мужчина желал жениться на женщине, он был обязан приобрести ее в собственность на глазах у свидетелей. И вот именно это приобретение жены и есть заповедь Торы.
Из всех этих способов приобрести жену решением мудрецов в силе остался лишь один – покупка за деньги. Это и есть обряд бракосочетания или «кидушин», который совершают в наше время. Чтобы не сеять раздоры между бедными и богатыми, не подчеркивать разницу между отдельными слоями общества, мудрецы установили раз и навсегда: кидушин следует проводить при помощи золотого кольца, на котором нет никаких украшений.
В центре церемонии «кидушин» стоит передача невесте обручального кольца. Кольцо – не символ совершения брака, но оно-то и заключает брак. Поэтому кольцо это обязательно должно быть собственностью жениха, и купить его он должен на собственные деньги. В противном случае «кидушин» не имеет силы.
Единственное, что должен сказать жених при совершении «кидушин», это: «Вот, ты посвящаешься мне этим кольцом по закону Моше и Израиля». Слово кадош («святой») означает также «отделенный», «изолированный». И невеста, принявшая кольцо от жениха, называется мекудешет – то есть «посвященная» только своему жениху. Это означает, что с момента совершения «кидушин» невеста становится запрещенной для всех мужчин в мире – словно вещь, которая посвящена Храму и которой нельзя пользоваться никому в мире.
То о чем следует знать людям, желающим вступить в еврейский брак
Раз вы решились на этот шаг, то, наверное, вы ждете от брака нечто большее, чем просто официальное оформление отношений, для этого существуют ЗАКСы. Так что же скрывается за вашим желанием пройти еврейскую церемонию бракосочетания – «Хупу»? Для того чтобы ответить на этот вопрос, в первую очередь, необходимо разобраться в самом (ой) себе, в своих чувствах и мироощущении.
Согласно нашей традиции каждый человек заслуживает того, чтобы быть счастливым, но только если «счастью» не мешать, не совершать роковых ошибок. Поэтому, выбирая спутника (цу) жизни, придерживайтесь следующих правил:
Для того, чтобы процесс поисков спутника (цы) прошел комфортабельно, безболезненно для всех сторон и эффективно, то воспользуйтесь еврейской службой знакомств «Шидух». Там вам не только помогут подобрать желаемый вариант для знакомства, но и окажут всяческую поддержку на протяжении всего процесса: консультации, сбор необходимой информации и психологический настрой. Служба «Шидух», тел. +7 (985) 233-0771, web: www.jwedding.ru
Условия для заключения еврейского брака
Будьте внимательны! Не все пары, которые удовлетворяют этим условиям, могут заключить еврейский брак.
Исключения могут составлять следующие пары:
Во всех таких случаях следует проконсультироваться у опытного раввина, который постарается найти выход из создавшейся ситуации в рамках еврейской традиции.
Для справки:
* термин «коэн» указывает на принадлежность человека к еврейскому сословию священнослужителей в Иерусалимском храме.
** термин «мамзер» указывает на то, что человек родился от запрещенной Торой интимной связи между мужчиной евреем и женщиной еврейкой. Самым распространенным случаем мамзера является человек, рожденный замужней женщиной от еврейского мужчины, но — не от своего мужа.
Внимание! После церемонии «хупы», развестись можно только через раввинский суд. Если вы этого не сделаете, то дети, рожденные вне данного брака, будут «мамзерами».
Помолвка
Помолвка в еврейском обиходе называется ворт или тноим, что буквально означает «слово» или «условия». Дело в том, что во время помолвки жених, невеста и их родители окончательно договариваются об условиях проведения свадьбы (доле материального участия, обеспечении молодоженов всем необходимым, возможных сроков свадьбы и т.п.). Эту договоренность принято закреплять киньяном – символическим действием (поднятие какой-либо вещи, например, носового платка над головой) в присутствии двух надежных свидетелей. Несмотря на всю торжественность помолвки, достигнутые соглашения – это только договор о намерениях, которые не накладывают никаких необратимых обязательств.
После киньяна мать жениха и мать невесты разбивают тарелку и все присутствующие кричат «Мазал тов. », поздравляя жениха и невесту. Этот обычай символизирует необратимость принятого решения: подобно тому, как невозможен возврат разбитой тарелки к её прежнему состоянию.
Помолвка происходит во время застолье в кругу родственников и близких друзей. Принято, что жених дарит невесте, что-нибудь из ювелирных украшений.
Выбор даты для свадьбы
Выбор даты для «хупы» дело кропотливое, которое требует не только знаний еврейской традиции, но и богатого жизненного опыта. Поэтому не следует при назначении даты свадьбы ориентироваться только на свободные от работы дни, на период отпуска и т. п.
Во-первых, необходимо учитывать, что в еврейском календаре существуют периоды, когда обряд бракосочетания рекомендуем, не рекомендуем и даже запрещен. Ниже приводится перечень этих дат.
Даты, рекомендуемые для бракосочетания:
Даты, не рекомендуемые для бракосочетания:
Даты, запрещенные для бракосочетания:
Во-вторых, день свадьбы назначается на дату, когда жених и невеста могут начать интимные отношения, а это зависит от физиологических особенностей женского организма. Поэтому пред тем как начать планировать возможные даты свадьбы, невеста должна посоветоваться с опытной и знающей законы еврейской женщиной.
Обращение в главный раввинат России
Еврейская пара, проживающая в Москве, которая желает оформить свои отношения согласно еврейской традиции и пройти церемонию еврейского бракосочетания «хупа и кудушин», должна обратится в главный раввинат России. Для этого жених и невеста должны оба прийти на прием к раввину Исроелю Баренбауму, предварительно записавшись на прием. Это можно сделать по тел. (495) 618-0001 с воскресенья по вторник с 15:00 до 18:00. На встречу с раввином необходимо принести: документы, подтверждающие еврейское происхождение (см. подтверждение еврейства); заполненную анкету-заявление (выдаются в раввинате), два фото 3 на 4 на каждого и добровольное пожертвование.
Изучение законов «чистоты семейной жизни»
Если по поводу еврейского происхождения пары вопросов не возникнут, то следующим этапом на пути к хупе будет небольшая теоретическая подготовка жениха и невесты. Она заключается в изучении еврейских законов семейной жизни вместе с наставником. При этом жених будет заниматься с рекомендованным ему раввином из общины, а невеста с одной из опытных наставниц. Именно после консультации невесты с наставницей будет установлена окончательная дата для «хупы и кидушин». В каждом конкретном случае кол-во занятий варьируется в зависимости от подготовки пары и их личной заинтересованности, в общем случае это три занятия по 2 часа. Более подробно о ходе и темах занятий вы можете узнать, перейдя по этой ссылке.
Неделя перед «Хупой»
Согласно принятому обычаю жених и невеста не видятся в течение недели, предшествующей свадьбе. Считается, что проведение такой четкой грани между холостой и семейной жизнью усиливает их чувства друг к другу и позволяет им сконцентрироваться на духовной составляющей свадьбы.
Начиная с субботы перед свадьбой, молодая пара считается «королевской четой», и им следует оказывать «королевские» почести, в частности жениха и невесту должен непременно кто-нибудь сопровождать. Этот почетный статус сохраняется за новобрачными также в течение недели после свадьбы.
Можно сказать, что свадебные торжества начинаются уже в субботу, предшествующей хупе. Во время утренней молитвы жениха вызывают подняться к Торе. После церемонии чтения Торы молодого человека забрасывают сладостями, чтобы жизнь молодоженов была счастливой и сладкой. Все это сопровождается зажигательными еврейскими напевами. К тому же в синагоге по этому случаю накрывают стол и всех приглашаются сделать кидуш и лехаим с семьями бракосочетающихся.
Для того, чтобы появление жениха в синагоге не оказалось приятной неожиданностью, необходимо заранее до субботы договориться с администрацией синагоги.
Невеста проводит последнюю перед свадьбой субботу в семейном кругу. В этот день к ней приходят подруги, чтобы поздравить и пожелать счастья. Праздничное субботнее застолье, посвященное невесте, именуется Шаббат кала («Суббота невесты»).
«Миквэ»
Миквэ – это специальный бассейн, в основе которого содержится естественная вода (дождевая). Внешне миквэ напоминает салон красоты. Комфортабельное помещение с ванными, туалетными комнатами, душевыми кабинками, комнатой ожидания с журналами и газетами. Там к услугам женщин есть все необходимое: полотенца, шампуни, губки, щетки, сушилками для волос и т.п.. Рядом с кабинками находится собственно «миквэ»: облицованный кафелем бассейн размером примерно в два квадратных метра и глубиной больше одного метра. Миквэ расположена ниже уровня пола, внутрь ведут ступени, доходящие до дна. Вода в ней хлорированная, теплая, чистая и прозрачная.
Еврейская традиция рассматривает цикличность процессов в организме женщины как постоянное обновление. Каждый месяц женский организм готовится принять в себе новую жизнь. Если зарождения жизни не произошло, менструальное кровотечение завершает цикл и следующее за этим окунание в микву очищает и готовит ее к новому циклу. Миквэ воплощает в себе символическое многообразие. Она уподоблена миру в начале его сотворения: так же, как в начале творения во вселенной была только вода, так и женщина каждый месяц, окунаясь в естественные дождевые воды, возвращается к чистому первичному источнику. Миквэ также уподобляется материнскому чреву, а ее воды – околоплодным водам. Как младенец выходит из чрева матери чистым, естественным и готовым к восприятию, обновлению и творчеству, так и женщина, которая каждый месяц окунается в микву, выходит оттуда очищенной и обновленной. Это сравнение еще более уместно, когда речь идет об окунании невесты, начинающей совместную жизнь со своим супругом. Традиция рассматривает людей вступающих в брак как их новое рождение.
Перед посещением миквы необходимо предварительно договориться с «баланит» –администратором миквы. Поскольку невеста посещает микву первый раз, то все организационные вопросы обычно берет на себя ее наставница, которую рекомендовал равиинат.
Телефоны и адреса микваот в г. Москве
Синагога на Большой Бронной д.6, тел. (495) 645-5033.
МЕОЦ, 2-й Вышеславцев пер. д. 5а, тел. (495) 202-7389.
В День хупы
Для жениха и невесты день их хупы подобен Йом-Кипуру – дню искупления, когда Всевышний прощает им все прежние проступки. Закон предписывает им в этот день поститься. Пост заключается в воздержании от еды и питья с выхода солнца до окончания церемонии хупы.
Даты свадьбы, в которые жених и невеста не должны постится: в рош-ходеш (начало еврейского месяца), 11 Тишрея, в Хануку (25 Кислева – 2 Тевета), 15 Швата, 15 Адара, 15 Ава.
В день свадьбы жених и невеста стараются сконцентрироваться на вечном. Поэтому в лист необходимых дел дня добавляют: чтение псалмов, изучение Торы и выделение денег на благотворительные цели. В частности это может быть и наша община. Более подробно см. здесь.
Жених во время дневной молитвы «Минха» читает видую, специальную исповедь, которая приведена в молитвах на Йом-Кипур.
Рекомендуемая одежда
Жених и невеста в день свадьбы должны выглядеть наилучшим образом, поэтому следует надеть красивую одежду и украшения. В большинстве общин принято, чтобы молодожены во время церемонии были в белых одеждах. День свадьбы в нашей традиции уподобляется Йом-Киппур – дню очищения, а белый цвет символизирует святость и духовную чистоту. Поэтому невеста надевает белое платье, а жених поверх привычного костюма надевает специальную одежду белого цвета, которая называется «китл». Существует обычай поверх «китела» одевать также плащ. Перед началом церемонии бракосочетания из карманов удаляют все содержимое.
Невесте, а также гостям, не следует забывать об еврейских законах скромности, согласно которым декольте и открытые платья больше чем только признак дурного тона. Рукава наряда должны быть ниже локтей, а юбка – ниже колен.
«Ктубу» составляют и подписывают незадолго до начала свадебной церемонии. Подписание ктубы проводится раввином в присутствии жениха и двух свидетелей, которые скрепляют этот документ своими подписями. ктуба – это документ, в котором перечисляются права и обязательства, которые берет на себя жених и его будущая жена. В первую очередь, ктуба подтверждает обязанности мужа, предписанные ему Торой: «Пищи, одежды и супружеской близости он не лишит ее».
Функция ктубы не ограничивается только гарантией прав жены. ктуба – это еще и средство предотвращения поспешных, необдуманных разводов: выражаясь словами наших мудрецов, она препятствует тому, чтобы «ты относился легкомысленно к разводу с женой».
Текст ктубы составлен на арамейском языке – разговорном языке евреев Израиля в эпоху II Храма. Большая часть ее текста стандартная, поэтому раввин, как правило, приносит с собой красиво оформленный бланк, куда вписываются все недостающие подробности.
Текст Ктубы в преводе на русский язык
Кабалат паним
Перед началом бракосочетания устраивают встречу гостей – «кабалат паним». Накрывают стол с легкими угощениями и напитками. Поскольку до начала свадебной церемонии жених и невеста не должны встречаться друг с другом, «кабалат паним» проводят в двух разных местах – отдельно для жениха и отдельно для невесты. В ходе этой церемонии жених и невеста принимают благословения, поздравления и сердечные пожелания от всех присутствующих.
Бадекениш – закрывания лица невесты
Перед самым началом церемонии бракосочетания жених в сопровождении родственников и друзей, пришедших на «кабалат паним», отправляется на женскую половину, чтобы совершить обряд «бадекениш» – покрыть лицо невесты вуалью. Жениха ведут под руки его отец и отец невесты. Каждый из них одной рукой поддерживает под руку жениха, а во второй держит зажженную свечу. Эти свечи должны гореть до окончания церемонии «хупы». За ними следуют остальные мужчины. Принято, что в этот торжественный встречи жениха и невесты звучит проникновенная еврейская мелодия.
Люди, сопровождающие жениха и невесту под «хупу», называются «шошвиним». Считается, что жених в день своей свадьбы подобен королю, а невеста – королеве, поэтому их должна сопровождать свита. Честь быть «шошвиним» обычно предоставляют родителям. Если же родителей нет, выбирают чету из родственников или друзей. Желательно, чтобы «шошвиним» были женаты в первом браке – это добрый признак для молодых.
Невеста сидит в кресле, которое обычно украшают лентами и цветами. По обе стороны невесты стоят ее мать и мать жениха. Жених, сопровождаемый своим отцом и отцом невесты, подходит к невесте, чтобы закрыть ее лицо вуалью. Подойдя к невесте, жених берет откинутую назад вуаль и закрывает ею лицо невесты. Это один из самых волнующих моментов свадьбы. В этот момент невеста вполголоса читает псалмы и молиться о будущем.
Есть в этой церемонии и такой смысл: жених как бы простирает свое покровительство над невестой, в присутствии своих и ее родителей обещая защищать ее, предоставить кров и заботу.
Церемония Хупы
«Хупа» – свадебный балдахин – это кусок ткани, натянутый на четырех шестах. Как правило, «хупа» устанавливается под открытым небом. Под этим импровизируемым шатром, собственно, и происходит обряд бракосочетания, отсюда еврейская свадьба получила название Хупа. Непосредственно под «хупой» стоят жених, невеста, их родители и раввин, проводящий церемонию бракосочетания.
Сразу после обряда «покрытия вуалью лица невесты» жених со своей «свитой» направляется к «хупе» и встает под ней в окружении сопровождающих, а невеста приходит туда же чуть позже.
Невесту ведут под руки ее мать и мать жениха, в руках у них зажженные свечи. Остальные женщины следуют за ними. Пред тем как невеста встает под «хупой» справа от жениха она вместе с «шушвиним» семь раз обходит вокруг него. Отцы становятся рядом с женихом, матери – рядом с невестой.
Письмо с поздравлением от Любавического Ребе
Перед началом церемонии зачитывается письмо с благословением от Любавического Ребе, которое Ребе адресует всем молодоженам. Вот текст письма в переводе на русский язык:
«Благословен Всевышний!
Бруклин, Нью-Йорк.
Молодому человеку, Б-гобоязненому, уважаемому и достойному и его невесте …
Мир и Благословение!
В ответ на сообщение о назначении даты вашей свадьбы на …..(день свадьбы)…. Я хочу приветствовать вас благословением «Мазел Тов! Мазел Тов!». И чтобы свадьба состоялась в добрый и счастливы час и чтобы построили незыблемый еврейский дом на основании Торы и ее заповедей, в соответствии с тем, как они освещены источником Торы – учением хасидизма. С благословением «Мазел Тов! Мазел Тов!».
Свадебный гимн
Сама торжественная церемония начинается специальным свадебным гимном, который исполняет кантор. Он поет следующие слова «Тот Кто сильнейший среди всех, Тот Кто благословен над всеми, Тот Кто величайший среди всех, Тот Кто выдающийся среди всех, Он благословит жениха и невесту».
В стеклянный бокал наливают вино и раввин, проводящий церемонию, произносит над ним благословения:
(1) «Благословен Ты Господь, Владыка мира, создавший плод виноградной лозы».
(2) «Благословен Ты, Господь, Б-г наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и предостерегший нас от кровосмешения, запретивший нам невест и разрешивший их нам лишь после того, как они станут нашими женами посредством хупы и кидушин. Благословен Ты, Господь, освящающий народ Свой, Израиль, с помощью хупы и кидушин!»
Жениху и невесте дают отпить вино из бокала, над которым раввин произнес благословение. Поскольку лицо невесты покрыто не совсем прозрачной вуалью, то мама невесты подносит бокал к ее губам.
С этого момента молодые люди уже официально муж и жена.
Чтение «Ктубы»
Затем раввин, проводящий церемонию (или человек, делающий это по поручению раввина), зачитывает Ктубу и предает ее жениху, который в свою очередь вручает Ктубу на хранение невесте.
Семь свадебных благословений.
Бокал снова наполняют вином, на этот раз над ним произносят еще семь благословений. Иногда их читает сам раввин, но чаще для этого приглашают семерых наиболее уважаемых гостей. Те, кому выпала честь поизносить благословения должны держать бокал в правой руке и стоять под «хупой».
После каждого благословения все отвечают «амен». Для чтения этих благословений необходимо присутствие миньяна – десяти мужчин-евреев.
Семь благословений в переводе на русский язык:
По окончанию благословений молодожены еще раз отпивают вино из бокала.
Разбивание стакана
Свадебная церемония неизменно заканчивается одним странным для непосвященных гостей обычаем. Жених разбивает опустошенный стакан, наступая на него ногой. Предварительно, в целях безопасности, его заворачивают в бумагу и кладут в пакет. Это делается в память о разрушенном Иерусалимском храме. Как только стакан разбивается все присутствующие поздравляют молодоженов выкриками – «Мазал Тов. ».
Уединение молодоженов
По окончанию официальной церемонии новобрачные в сопровождении раввина и свидетелей «кидушин» направляются в приготовленную заранее комнату, которую называют «хадар аихуд», «комната уединения». В этой комнате молодожены остаются один на один на непродолжительное время – минут десять. Это уединение — символ их отношений уже как мужа и жены. Им есть что сказать друг другу. Там они имеют возможность немного поесть после проведенного поста. В течение всего времени, пока жених и невеста остаются в «комнате уединения», туда никто не имеет права входить.
Свадебное веселье
Свадебная неделя
Согласно общепринятому обычаю каждый день на протяжении шести дней после свадьбы устраивают праздничную трапезу с участием новобрачных. А хлопоты по организации этих торжеств берут на себя родственники и друзья молодоженов. В течение «семи дней пира» новобрачные свободны от всех будничных забот. Молодые муж и жена полностью посвящают своё время друг другу, чтобы заложить прочную основу своему «новому дому народа Израиля».
Практические советы
Наши реквизиты:
Местная религиозная организация «Иудейская община «Сокол-Аэропорт»
ИНН 7715398720
КПП 771501001
Расчетный счет: 40703810102660000012
Корреспондентский счет: 30101810200000000593
БИК 044525593
Наименование и местонахождение банка: АО «АЛЬФА-БАНК» г.Москва
Добровольное пожертвование на уставную деятельность НДС не облагается.