«Как вспомню, аж мурашки по коже». Родственники хуже врагов. Прекратила общение и стала счастлива
Целых 20 лет я терпела свою родню. В основном вся родня из моего города по материнской линии: сестры бабушки, двоюродные тетки, троюродные сестры и братья. Родовые сборища проходят строго по субботам у одной из бабушек и начинается спектакль «дружности», съезжаются тети, дяди, сестры, братья.
Все целуют друг друга в щеки, обнимаются, ощущение, что находишься в веселой зомби-секте.
Дальше по плану застолье и разговоры по душам: кто и где учиться, работает, с кем спит и когда будут дети. На свадьбу приглашали друг друга тайком, нас звали только на похороны.
Когда мне исполнилось 20 лет, я решила обратиться к двоюродной тетке за помощью в трудоустройстве, она работала начальником отдела кадров на крупном предприятии. Но не тут то было, мне было отказано, так как «мест нет» и образования тоже.
Я поступила в ВУЗ, на что «семейный совет» тут же вынес вердикт: учиться она не будет, её отчислят за неуспеваемость. При этом за спиной всегда шушукались, она нигде не работает, тунеядка. Как только я устроилась продавцом в магазин детской одежды, тут же окрестили дармоедкой, ведь я по их словам целыми днями сижу в отделе и ничего не делаю.
Однажды, я искупалась в холодной речке и попала в гинекологию с воспалением. После чего, по мнению родственников, я стала «абортницей и заразной».
Ближе к 30 годам меня окрестили «бесплодной» так как у меня не было детей. Если бы могла, давно родила, говорили они. А то, что я еще не планировала ребенка, им все равно. Терпение лопнуло, когда на юбилее бабушки троюродная сестра предложила купить чудо травяные китайские таблетки от бесплодия. А бабушкин брат заявил за столом, что замуж я уже не выйду и надо «родить себе», а то так и останусь сидеть одна и сопьюсь.
Попутно, они оболванивали бабушку, и заставляли её оформить квартиру на племянников и племянниц, хотя у нее есть родные дети и внуки. Вскоре, мы забрали бабушку к себе и ухаживали за ней, родственники начали часто к нам наведываться и кошмарить нас: не так меняете памперсы, не так ей готовите кушать. После 4 лет ухода бабушка скончалась в возрасте 90 лет. Перед смертью мы дежурили в больнице 20 дней по очереди с мамой. На кладбище главный вопрос был «от чего умерла бабушка»? Позже, они распускали слухи, что бабушку мы убили, пользовались её пенсией в 14 тысяч, и что нам не заслуженно досталась квартира.
Вот, с самого момента смерти бабушки я решила, что пора рвать все связи.
Но меня все еще держал «долг», так как я являлась крестной мамой у двоюродной сестры. Меня быстро «отпустило»: после очередных подарков с моей стороны крестной дочке, двоюродная сестра рассказывала всем, что вместо серебряного кольца, могла бы подарить золотое, а такие платья «ее дочь носить не будет». Родственники по крови не являются родственниками по душе. Я сменила телефон и перестала открывать дверь на звонки.
И через год случилось чудо, я стала спокойной, ушли обиды. Мне не интересно кто из родни родил, кто yмep, у кого какая судьба. Пространство я заполнила новыми людьми, которые, не будучи родными, сделали много хорошего для меня. Подарки и игрушки я ношу в детский дом и в ответ вижу только благодарность.
Токсичные отношения: откуда берется ненависть между родственниками
Нередки случаи, когда близкие родственники не могут найти общий язык: брат с братом, дочь с отцом, сноха с золовкой и так далее. Иногда конфликты перерастают в настоящие семейные войны. Неприязнь может длиться годами и даже передаваться “по наследству”.
Бывает, накал страстей доходит до того, что близкие родственники становятся врагами: например, отказываются друг от друга, не хотят знать и принимать как своего. Либо скрытая вражда сопровождает семейные отношения долгие годы. В то же время есть семьи, в которых под одной крышей уживается многочисленная родня. И даже грубого упрека в адрес друг друга ни разу не прозвучит.
– Почему так происходит? В чем разница в психологическом настрое тех, кто не уживается, и тех, кто не видит в этом большой проблемы?
– Опыт показывает, что 90 процентов всех проблем, которые беспокоят людей во взрослой жизни, проистекают из событий, которые имели место в детстве. Естественно, они связаны, прежде всего, с родителями. А у родителей – с их родителями, и так на несколько поколений в прошлое. Уже наукой доказано, что сама по себе эмоциональная боль, если от нее не избавиться, передается из поколения в поколение. То есть это значит, что боль, которую испытал один из предков, преследует род до седьмого колена. Поэтому и бабушки, и дедушки, и дяди, и тети могут оказывать на нашу жизнь сильное воздействие. А если есть еще братья и сестры, источником боли могут стать и они, – говорит психолог, коуч, руководитель ЧУ “Западно-Казахстанский центр медиации и переговорного процесса” Алия КУРТАЕВА.
– И как быть в этих случаях?
– Чтобы наладить любые отношения, в том числе семейные, и двигаться дальше, надо научиться прощать. Прощение – это первый шаг, который дает высвобождение этой негативной токсичной энергии, которая может передаться на генетическом уровне, отложиться в клеточках ДНК. То есть, если родители когда-то на кого-то обижались, у ребенка, даже если он не испытывал этого чувства, оно заложено в генах, на клеточном уровне. Эта токсичная энергия волей-неволей уже образовалась. И человек носит в себе это всю жизнь. И сам не понимает, откуда берутся энергетические блоки или вдруг прекращается общение с кем-то. Поэтому очень важно научиться прощать.
– Вы, насколько я знаю, были на тренингах основателя концепции Радикального прощения Колина Типпинга. Объясните суть понятия?
– Прощение прощению – действительно рознь. Зачастую мы вроде бы прощаем, но это происходит не на глубинном уровне. На самом деле в душе продолжаем возвращаться к этому вопросу. Основатель концепции Радикального прощения, американский психолог Колин Типпинг исходит из того, что существует несколько видов прощения. Есть традиционное, понятие о котором уже сформировалось в обществе. Прощаю – значит проявляю милосердие, понимаю, что произошло что-то плохое, и, если человек хочет исправить ситуацию, надо вроде бы его простить. Или прощаю из чувства долга. Есть прощение из чувства правильности, то есть некое “одарение” прощением: снизошла, чтобы тебя простить. Или притворное прощение, что тоже стало нормой. Однако есть другое, так называемое Радикальное прощение. Это более глубинный процесс, когда мы понимаем, что всё в нашей жизни – это результат наших мыслей, эмоций, слов и действий. То есть, по сути, человек, на которого мы обижаемся, на самом деле пришел, чтобы показать, что внутри нас произошел некий дисбаланс.
– То есть, как принято говорить в психологии, этот человек, как зеркало, которое отражает нашу внутреннюю проблему…
– Да, и, значит, моя первоочередная задача – исцелить эту часть в себе, освободить свое подсознание от ненужного. Мы не можем изменить мир, но мы можем изменить себя. И через себя изменить отношение к миру. В этом и заключается концепция Радикального прощения. Всё, что происходит в мире – это результат моих действий, мыслей, эмоций и слов. А раз я это сам создал, значит, могу всё исправить. Если я уже пришел с определенной программой, которая, допустим, досталась в наследство от родителей и предков, то через нынешнюю ситуацию, которая мне дается, могу решить проблему, применяя глубокое прощение. Поэтому его и называют радикальным, то есть крайним, после которого уже нет глубинной боли. А то, что мы каждый раз считаем прощением, на самом деле псевдопрощение. В нем нет подлинности. Обычно оно представляет собой красиво упакованные, завуалированные осуждение или скрытую злобу. Псевдопрощение вообще лишено стремления простить и ни в коей мере не помогает человеку избавиться от сознания жертвы, в котором он пребывает.
– Как распознать в себе жертву и избавиться от такой жизненной позиции?
– Если вы придерживаетесь модели, что есть обидчик и тот, которого обижают, стоит задуматься. Эту позицию жертвы мы можем проигрывать много раз в течение дня. В первую очередь жертва снимает с себя ответственность. Есть кто-то, кто виноват в моих несчастьях, и тот, кто меня обижает. То есть я не принимаю ответственность за свою жизнь. А в чем заключается ответственность? В понимании, что эту реальность я создал сам. Когда человек приходит к этому, начинается сдвиг восприятия. Когда он задает вопрос, что же в моей жизни происходит, почему случаются те или иные события и почему я опять оказываюсь в такой ситуации? Согласно методике Радикального прощения, человек понимает, что, по сути, ничего плохого не произошло. Если эта ситуация появилась, человек сам своими мыслями создал ее.
– Что происходит, когда человек по-настоящему прощает своего “условного” обидчика?
– Методика Радикального прощения помогает избавиться от вытесненного гнева, от боли и любых укоренившихся негативных представлений о себе. Допустим, есть сильный гнев на папу за то, что он выпивал, устраивал дебоши и обижал маму. Этот гнев мы могли вытеснить из подсознания в бессознательную часть. Нам кажется, что простили, но там, где-то глубоко, этот гнев сидит. И когда в жизни происходят какие-то события, они резонируют с этой вытесненной нашей болью, которая ушла в бессознательную часть ума. Это глубокий процесс. Если мы на уровне подсознания эти чувства не отрабатываем, а наоборот – подпитываем текущими обидами, тогда это может стать корневыми убеждениями. Например, такими как “я никогда не буду достаточно хороша”, “меня не за что любить”, “чтобы меня любили, я должна быть совершенной”, и так далее. Вы понимаете, насколько такие убеждения являются препятствием в любой сфере: и в достижении финансового успеха, и в обретении радости в жизни? Сразу становится ясным, почему прощение родителей, не говоря о бабушках и дедушках, тетях и дядях за то, что они поселили в нас данные убеждения, будет освобождением от всех ограничений, которые мы сами на себя наложили. О бедной келинке замолвите слово: о «бессовестных» снохах и золотых свекровях
– Очень часто непримиримые ссоры происходят между сестрами и братьями. С чем это связано?
– Это редко происходит в отрыве от семьи. На самом деле такие обиды часто уходят корнями в детство. Возможно, родители когда-то относились к детям по-разному, тем самым пробуждая в них ревность, соперничество, потребность в одобрении из-за того, что один из родителей был несправедлив. Допустим, любил брата или сестру больше, и вы можете возненавидеть их, хотя в этом на самом деле их вины нет. Очень важно понять, что Радикальное прощение по отношению к брату или сестре может привести к автоматическому исцелению всех укоренившихся семейных проблем. То есть необязательно идти глубоко в поколение, прорабатывать обиду на бабушку или дедушку. Достаточно в этих бусах поработать только с одной бусинкой, отпустить свою обиду по отношению к брату или сестре, и можно исцелить весь род в целом. В этом и есть глубинный и неоценимый дар Радикального прощения. Не надо сидеть и решать со всеми, достаточно простить брата или сестру, принять то, что они могли так поступить по своей воле или нет, а, возможно, в этом и нет их вины. То есть человек приходит к такому восприятию, что, по сути, в происшедшем нет ничего хорошего или плохого. Я, как маленький ребенок, в том моменте жизни эту ситуацию воспринял именно так. На самом деле вины брата или сестры в этом нет.
– Чем может закончиться нежелание человека искренне простить близкого родственника, какой бы тяжелой ни казалась нанесенная обида?
– Носить в себе долго обиду на кого бы то ни было вредно для здоровья и благополучия. Кроме того, взаимосвязи между членами семьи слишком прочны, чтобы ими можно было пренебрегать. И именно поэтому необходимо освободиться от обиды, а не передавать ее следующему поколению.
В наши дни большинство людей неоднократно создают браки. Это становится нормой, и в то же же время неким минным полем для братьев и сестер. Возникают взаимные обиды и претензии, и это передается последующим поколениям далее по цепочке. Это еще одна веская причина, почему следует очистить энергию с братьями и сестрами, так как наши дети примут эту боль как свою собственную. То есть конфликты между братьями и сестрами могут варьироваться. Ссора может разразиться по поводу раздела имущества после смерти матери или отца.
В мире миллионы людей полностью прекращают общение с братьями или сестрами из-за денег и ценностей умерших родителей.
Из-за противоречий по поводу того, как распорядиться завещанием или даже памятными подарками или семейными реликвиями. Конечно же, это очень печально. Но данная проблема, хочу подчеркнуть, тоже восходит к детству, к соперничеству и конкуренции, и неравной родительской любви.
Возвращаясь к первому вопросу, почему кто-то может жить в мире с родными, а кто-то нет, хочу сказать, что это зависит от культуры взаимодействия родителей, то есть от того, как родители воспринимали в свое время своих родителей. Если они росли в условиях безусловной любви, в семье, где ко всем детям относились одинаково, не делили детей, было уважение в роду, то, естественно, они передадут это и своим детям. Поэтому и происходит так, что в одной семье всё благополучно, а в другой – нет. То есть играет роль, какое воспитание и культурные семейные ценности, которые передаются из поколения в поколение, получили люди.
О том, почему родственники бывают невыносимее чужих людей
У одной женщины не было детей, а она очень хотела. А у ее близкой родственницы дети были, и еще как-то раз ей понадобились деньги. Дай, сказала вся семья, ты у нас одна бездетная, а своим надо помогать. Женщина подумала, набралась смелости и отказала. Неважно, почему – просто нет, и все. Вот поэтому тебе бог детей и не дает, что ты такая жестокая и бессердечная, вздохнула родственница. И никто из семьи ее не одернул. И тогда женщина снова подумала, набралась еще больше смелости и сообщила родне, что отношения закончены. Без обид – просто закончены, потому что зачем они такие нужны.
Дальше произошло очевидное. На женщину обрушился гнев семьи, друзей семьи и совсем посторонних людей. Которые искренне не понимали, как можно порвать с родственниками – не «из-за каких-то слов» или «каких-то денег», а в принципе. Как можно, это же родня! Своя кровь! Не чужие люди!
Отказ от каких-либо отношений с кровными родственниками подвергается тотальному осуждению. Если ты не поддерживаешь связь с родней, то с тобой что-то не так – не с ними, а именно с тобой. Тебя не уважают или используют, твои границы нарушают, на тебя навешивают обязательства и ответственность, которые тебе не нужны, – это все не причины. Собственно, причины сказать: «Дорогие родственники, с меня хватит», – не существует вовсе. Нет ее и быть не может. Ну разве что ты законченный выродок без нормальных человеческих чувств, корней и моральных устоев. Так устроено наше общественное сознание.
Если нам нахамит человек посторонний, не связанный с нами узами родства, мы развернемся и уйдем. И это совершенно нормально. Если хамит тот, с кем у нас общие аллели ДНК, ну что ж, такой он человек, ну поругайся с ним да и забудь. Ему, с которым у тебя общие гены, можно больше, чем другим.
А собственно, почему? Чем хам-родственник отличается от просто хама? Почему с людьми посторонними надо выстраивать отношения, находиться в рамках социально приемлемого поведения, а с родней – нет? Почему постороннему, лезущему в нашу жизнь, можно сказать: «Это не твое дело», а кузену – ни в коем случае? В чем разница? В том, что у вас одинаковая форма ушей и волей судьбы несколько общих летних месяцев в деревенском доме бабушки?
Самый популярный ответ на этот вопрос звучит так: потому что семья, кровная семья – это твое убежище, твой клан, твоя стая, которая поддержит тебя в любом случае. Встанет на твою защиту, если враждебный внешний мир решит на тебя напасть. Поможет, когда тебе это будет нужно. Прикроет в случае чего. Совершенно бескорыстно, потому что ты «своя кровь». Потому что таковы законы природы, направленные прежде всего на выживание вида. Именно к этим законам и взывает общество, полагая любого отбившегося от стаи нарушителем. Мол, кровные узы – это естественно, и идти против них значит попирать саму природу.
В скобках замечу, что про ту часть, где законы мудрой природы требуют выбрасывать из гнезда самого слабого, мы благополучно забываем. Во-первых, это неважно, когда речь идет о выживании вида. Во-вторых, мы все же люди и такого не делаем. Правда-правда, вот посмотрите, мальчик у нас невезучий, зарабатывает мало, жена хоть и бывшая, но жуткая, алименты требует – как же его такого бросить, он же пропадет без семьи. А другой ребенок устроен, пусть помогает, свои же люди!
Но вернемся к главному аргументу – защите и поддержке. Обобщать не стану, но мой личный опыт, немаленький и уж точно не безоблачный, говорит о том, что поддержку и помощь чаще получаешь от людей, которые никакие тебе не родственники. Кому-то я долг уже вернула, кому-то еще нет, но одно я знаю точно: за эту помощь мне не придется расплачиваться всю жизнь. Тогда как именно жизнь и есть та самая валюта, что отдается клану в обмен на иллюзию защищенности. Единственная жизнь, которую хочется прожить так, как хочется, простите за тавтологию. А не так, как диктуют законы клана.
Мы не всегда испытываем к родственникам любовь, привязанность или даже симпатию. Не всегда кровное родство означает общие интересы и близость. Со всем этим, пожалуй, можно мириться, если общение не выходит за рамки обычного приятельства и не доставляет серьезного дискомфорта. Когда другая сторона тоже это понимает и не воспринимает кровное родство как право вести себя по-скотски. Можно, но не обязательно.
Право не общаться с родственниками не требует никаких оправданий. Оно просто есть – точно так же, как есть право не общаться с любым неприятным или не интересным нам человеком. Кровь сама по себе ничего не значит, и уж в России, где до сих пор в большом ходу понятие «бывшие дети», где существует официальный термин «мать-одиночка», где не считается стыдным тезис «жен и детей может быть много, а мать одна», – это должно бы быть понятно особенно хорошо. Однако попробуйте сказать папаше, что под старость объявляется на пороге выросших без него детей: идите, мужчина, я вас не знаю и знать не хочу. Вас осудят: не по-человечески, не по-людски, грех, бумеранг.
До недавнего времени тема прекращения отношений с родственниками была табуирована. Сейчас об этом стали тихонько говорить, но на само действие по-прежнему решаются немногие. Не в последнюю очередь из-за боязни общественного осуждения и в определенном смысле социального остракизма. Например, женщина, которая не поддерживает отношений со своей семьей, считается нежелательной потенциальной невесткой. Женщинам в такой ситуации вообще гораздо сложнее: там, где за мужчиной могут полагать разрыв по собственной воле, женщине припишут изгнание – опозорила семью, что-то натворила, стыдится показаться родне на глаза.
Общаясь с людьми, прекратившими общение с кровными родственниками, я почти не услышала драматических историй вроде уведенных женихов и отобранного наследства. Чаще всего все сводилось к нехитрому «надоело»: надоело терпеть бесцеремонность, надоело защищать свои границы, надоело делать не то, что хочется. Надоело вкладываться в отношения, которые никогда не будут комфортными. От которых одни неприятности, а радости ноль. «Если бы муж относился ко мне так же плохо как брат, родители первые сказали бы мне: «Гони его в шею», – рассказала приятельница. – На вопрос, почему я должна терпеть неуважение брата, они ответили… да, именно: потому что он брат и другого у меня не будет».
В сложных внутрисемейных отношениях намешано много всего, они, как правило, многослойны и уходят корнями вглубь поколений. Распутать их непросто, порой невозможно, но хорошая новость заключается в том, что мы и не обязаны. Не обязаны вникать в старые истории, чужие травмы и семейные склоки – если не хотим. Мы имеем право не тратить на это свою жизнь и не позволять этому влиять на нее. Мы имеем право не терпеть. Право уйти оттуда, где плохо. От тех, с кем плохо – есть у нас с ними кровное родство или нет. И никто не смеет осуждать человека, принявшего такое решение.
Знаете, что разрушает родственные отношения на самом деле? Та самая установка про «своих», которым можно и нужно прощать то, чего никогда бы не простил чужому. Терпеть от «своего» то, чего не стерпел бы от постороннего. Вот это разрушает. От этого хочется бежать. А из нормальных отношений, в которых кровное родство не становится индульгенцией вообще на все, никто и не убегает. Такими отношениями дорожат. И даже если иногда уходят, то все равно возвращаются – не ради защиты стаи, не потому что вынуждены, а потому что хотят. Потому что к своим, если они действительно свои, все равно тянет. И не по животному зову крови, а по человеческому – сердца.
Есть такое крылатое выражение про гнилых родственников «С такими родственниками и враги не нужны»!
К сожалению, реальность такова, что родные люди иногда поступают со своими близкими по-скотски.
Состояние здоровья 30-и летней Ангелины, оставляло желать лучшего, молодой женщине было рекомендовано поменять климат.
Это означало, что семейная чета должна была переехать из района Крайнего Севера, поближе, к теплому морю.
У Гелькиного супруга Андрея, родной дядька проживал как раз в тех краях, да и ещё был учредителем строительной фирмы. Как говорится: «Карты в руки»!
Мужчина сам предложил построить для близких родственников дом. Тем более что родители Андрейки, так же как и его семья, собрались перебираться с холодного края.
Они занимались спешной продажей своей квартиры, под новое жильё, которое им посулил родной брат. Вот уж радости было, мол вся родня будет проживать рядышком.
В один из отпусков, семейная пара, находясь на отдыхе, получает приглашение от дяди. Дмитрий Андреевич просил Гелю и Андрея заехать к нему, желательно срочно, потому как подвернул дешевый, но хороший участок земли для их будущего дома.
Участок действительно был неплохой, долго рассуждать не было времени, да и доверял племянник дяде Диме, все же родной как-никак человек — не обманет.
Молодая семья быстро согласилась, оформили документы, деньги уже перевели из дома.
Это потом они узнают, что заплатили на миллион больше рыночной стоимости этого объекта, так сказать по-родственному.
Но пока, пара была довольна, согласовали картинки проекта и отправили второй транш денег на возведения фундамента. Раз в две недели дядька звонил и отчитывался о сделанных работах.
Через полгода, родственник стал настойчиво уговаривать продавать всё на Севере и двигаться на новое место, с трудоустройством и временным жильём (пока дом не введен в эксплуатацию) — обещал помочь.
Но реализацию намеченных планов, связанных с продажей северной собственности, никак не удавалось решить. Что-то постоянно мешало и жильё имеющееся у семьи никак не продавалось.
А вот родители Андрея, посуетились и распрощались со своей квартирой быстро.
Отправив контейнер с вещами на юг, и сами двинулись в путь, пожелав детям, как можно быстрее закончить все сделки и присоединиться к родственникам.
Пожилые люди передвигались поездом, а через неделю после их прибытие ни новое место Андрюша с Ангелиной узнали, что ни у родителей, ни у них на участке ничего не построено.
Даже пресловутый фундамент, и тот не залит. Денег, кстати тоже — как не бывало.
Зато дядька жил в красивом коттедже, и не понимал что от него хотят родственники, которые не получили свои домики в связи с форс-мажором.
Что-то этот строитель накосячил, наехали на него серьёзные люди, вот он и решил чтоб сильно не заморачиваться взять у родственников, а там отдам не отдам — по ходу действа будет понятно.
Он решил свои проблемы, а вот близких людей, кинул.
Итог: родители Андрея с его помощью (он дал им денег от продажи участка, который ему всучил дядька, именно тогда племянник узнал реальную стоимость своего приобретения) построили небольшой домик.
Ангелина с супругом продлили контракт и живут на Севере.
Дмитрий Андреевич признал себя банкротом, причем сделал это юридически грамотно. Вся его недвижимость была оформлена на бывшую жену, с которой он официально разведен более 20 лет. Хотя об этой новости никто не знал вообще.
«Мама с Ваней сюда собираются, квартиру твою делить будут. Готовься». Такие родственники хуже врагов…
Есть у меня тётя Лиля, младшая мамина сестра. С мамой они не общались — по обрывкам маминых разговоров, я поняла, что тётка кинула мою маму с наследством.
Я знала, что у меня есть двоюродные брат и сестра, Ваня и Вера. Я помнила, как мы в детстве играли. А недавно ко мне в друзья добавилась Вера и рассказала много интересного. У меня как-раз очень трудный период в жизни — мамы не стало три года назад, и вот папа дождался, когда я закончу институт, и отправился следом за ней.
Родители очень любили друг друга, папа всю мою сознательную жизнь носил маму на руках и задаривал её цветами. Я думаю, папа так и не смог смириться с отсутствием мамы в его жизни.
Сразу после того, как папа вступил в права наследства на мамину половину квартиры и я отказалась от своей доли в его пользу, он написал дарственную уже на всю квартиру целиком на меня. Я удивилась его поступку, но он сказал:
— Потом поймёшь. Главное, не слушай их — они будут врать.
Я попыталась расспросить поподробней: кто они, о чём врать, зачем?, но папа отшутился. И полгода не прошло после похорон, как мне написала Вера. Она напомнила, что является дочкой тёти Лили и сказала, что скоро будет по делам в моём городе и что нам с ней надо серьёзно поговорить, что у неё для меня есть важная информация. Причин для отказа я не видела, написала ей свой номер телефона и адрес и попросила заранее позвонить.
Вера приехала через неделю. Я забрала взволнованную сестру с вокзала и привезла к себе в квартиру. Она оглянулась и сказала: — Миленько у тебя тут. Жаль, что скоро тебе придётся переехать. Пошли на кухню, расскажу. Вера поведала мне, что Ваня — мой брат по отцу. Она точно была не в курсе, почему так получилось. Но именно из-за этого бабушка всё оставила своей старшей дочери Лиле, а не поделила между ней и моей мамой.
И вроде как-раз таки из-за того, что папа сначала ухаживал за Лилей, а потом, когда она забеременела, бросил её и женился на моей маме. — Мама с Ваней сюда собираются, квартиру твою делить будут. Готовься. Я задумалась. Делить Ване было нечего — папа написал дарственную на меня, накопления папины лежат дома — банкам он не доверял, машина — моя, на моё имя куплена. А больше у папы и не было ничего. Да и история эта с папиным отцовством — он так любил маму, что я сомневалась в рассказанном. Хотя, в жизни всякое возможно.
— Спасибо, что предупредила, Вера. Пусть приезжают, раз хотят.
Я положила Веру спать и уснула сама. Сплю я довольно чутко, и проснулась от того, что кто-то шуршит бумагами. Я открыла глаза и увидела Веру, которая рылась в моём столе с включенным на телефоне фонариком.
— Ты что-то потеряла? — спросила я. Вера испугалась, подскочила и выронила телефон. Экран её смартфона встречи с полом не пережил.
— Ничего, я… а… ну тут… — начала она мямлить.
— Вера, иди спать. Завтра уйдёшь. Не посчитай меня не радушной хозяйкой, но гости, копающиеся в моих вещах, мне не нужны. С утра Веры уже не было, а входная дверь была открыта нараспашку. Я проверила — вроде всё на месте. Через пару дней мне позвонила тётя Лиля.
Судя по голосу, нетрезвая:
— Что, уговорила папашу дарственную на тебя написать, да? Брата своего обделила, бессовестная. А он женился, живёт на съёмной квартире. Всё мамаша твоя виновата. Если бы не она, он бы на мне женился. Надо было ей появиться и всё испортить…
Я не стала её слушать, просто скинула звонок. Больше она не звонила. А вот Вера никак не могла оставить меня в покое: она названивала и требовала, чтобы я купила ей новый телефон, взамен того, который она разбила из-за меня. Тётя Лиля с Ваней так и не приехали. Видимо, Вера им сказала, что квартира досталась мне по дарственной и им ловить нечего. После небольшого общения с этой ушлой семейкой, я поняла, почему мама с ними не общалась — такие родственники хуже врагов.