Хвойные более высокоорганизованные растения чем папоротники так

Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии

Хвойные более высокоорганизованные растения чем папоротники так. Смотреть фото Хвойные более высокоорганизованные растения чем папоротники так. Смотреть картинку Хвойные более высокоорганизованные растения чем папоротники так. Картинка про Хвойные более высокоорганизованные растения чем папоротники так. Фото Хвойные более высокоорганизованные растения чем папоротники так

школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников

2015-2016 учебный год

Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Возбудителем малярии является

а) малярийный комар б) гнилостный воздух болот в) человек, больной малярией г) малярийный плазмодий

2. Хвойные – более высокоорганизованные растения, чем папоротники, так как у них в процессе эволюции появились

а) листья в форме иголок б) придаточные корни в) семена г) гаметы

3. Биоценоз представляет собой

а) физическую среду обитания живых организмов

б) совокупность популяций одного вида, населяющих обширную территорию

в) совокупность совместно обитающих популяций разных видов

г) одну большую популяцию одного вида.

4. Роль гнилостных бактерий в круговороте веществ заключается в том, что они

а) вызывают различные заболевания у растений и животных б) населяют разные среды жизни в) минерализуют органические остатки

г) осуществляют хемосинтез

5. Растение лютик ползучий относится к роду

а) ползучий б) лютик в) двудольные г) цветковые

6. Примером экосистемы является

а) популяция волков в одном лесу б) совокупность всех обитателей луга

в) растительное сообщество болота г) пруд

7. Озоновый экран играет важную роль в сохранении жизни на Земле, так как

а) защищает от падения крупных метеоритов б) поглощает жёсткие ультрафиолетовые лучи в) участвует в круговороте углерода г) предохраняет от потери планетной воды

8. Таёжный клещ является:

а) возбудителем энцефалита б) переносчиком энцефалита в) одновременно возбудителем и переносчиком болезни г)хищником

9. Дыхание эвглены зелёной происходит

а) постоянно б) только на свету в) только в темноте г) только днем

10. По сравнению с инфузориями у амёб отсутствует:

а) сократительная вакуоль б) пищеварительная вакуоль в) малое ядро г) цитоплазма

11. Плазматическая мембрана осуществляет

а) синтез белка б) синтез АТФ в) избирательный транспорт веществ г) образование лизосом

12. Какая наука изучает взаимосвязи организмов и окру­жающей среды?

а) зоология б) физиология в) ботаника г) экология

13. Какие растения не имеют побега и корня?

а) водоросли б)плауны в) папоротники г) мхи

14. Испарение воды листьями способствует

а) передвижению минеральных солей в растении

б) снабжению листьев органическими веществами

в) усвоению углекислого газа хлоропластами

г) повышению скорости образования органических веществ

а) ягода б) семянка в) костянка г) коробочка

16. На наименьшую глубину при посеве заделываются семена

а) фасоли б) укропа в) гороха г) бобов

17. В процессе дыхания

а) органические вещества расщепляются б) поглощается углекислый газ

в) увеличивается масса клеток г) выделяется кислород

18. Одуванчик обыкновенный относится к отделу

а) сложноцветные б) покрытосеменные в) двудольные г) однодольные

19. Тела грибов образованы:

а) мицелием б) микоризой в) ризоидами г) спорангием

Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из пяти возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Отличительными признаками растительной клетки являются:

1) способность к фотосинтезу; 2) наличие целлюлозной клеточной стенки; 3) наличие хлоропластов; 4) наличие вакуоли с клеточным соком; 5) запасание питательных веществ в виде зерен крахмала

а) только 1; б) только 1, 2; в) только 1, 2, 5; г) только 1, 3, 4, 5; д) 1, 2, 3, 4, 5.

2. Семя покрытосеменных состоит из:

1) зародыша; 2) эндосперма; 3) семенной кожуры; 4) семядолей; 5) спородермы.

а) только 1; б) только 1, 2; в) только 1, 2, 3; г) только 1, 3, 4, 5; д) 1, 2, 3, 4, 5.

3. Для кого из перечисленных организмов характерен хищный способ питания:

1) речной рак; 2) стрекоза; 3) кальмар; 4) речной окунь; 5) дождевой червь

а) 1, 2, 4; б) 1, 2, 3; в) 1, 3, 5; г) 2, 3, 4, д) 3, 4, 5.

4. Свидетельством родства рыб и амфибий является наличие у головастика:

1) боковой линии; 2) трехкамерного сердца; 3) жабр; 4) одного круга кровообращения; 5) двух кругов кровообращения.

а) 1, 2; б) 1, 3; в) 2, 4; г) 3, 5; д) 1, 3, 4.

5. Укажите животных, относящихся к отряду грызунов:

1) белка; 2) пищуха, 3) дикобраз; 4) барсук; 5) ондатра

а) 1, 2; 3 б) 1, 2, 5; в) 1, 3; 5 г) 2, 3, 4; д) 3, 4, 5.

Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из

которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1. Одним из компонентов лишайника является гриб.

2. Плод стручок характерен для представителей семейства крестоцветных.

3. Головоногие моллюски ведут сидячий образ жизни.

4. Колорадский жук относится к насекомым с полным превращением.

5. Органы слуха у рыб состоят из наружного, среднего уха.

6. Для пресмыкающихся характерна непостоянная температура тела.

7. В настоящее время киви является единственной бескрылой птицей.

8. Длина шеи жирафа обусловлена увеличением числа шейных позвонков.

9. Представителем парнокопытных млекопитающих является бегемот.

10. Печень является самой крупной железой пищеварительного тракта.

Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления

соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

Задание 1. [мах.5 баллов по 0,5 б] На рисунке изображены признаки однодольных (А) и двудольных растений (Б). Соотносите их цифровые обозначения (1-10) с

Источник

Какой орган в ходе эволюции растений был приобретён организмами позднее всего?

Какая особенность цветковых растений способствовала их широкому распространению в Кайнозойскую эру?

наличие цветков и семян

увеличение продолжительности жизни

разнообразие вегетативных органов

появление разнообразных пластид

Какое из приведённых ископаемых животных может служить одним из доказательств родства пресмыкающихся и птиц?

От древних пресмыкающихся произошли

рыбы и земноводные

птицы и млекопитающие

двоякодышащие и моллюски

В процессе эволюции переход животных к размножению на суше стал возможен благодаря появлению

бесполого способа размножения

полового способа размножения

Стебель с листьями в процессе эволюции впервые появился у

Наиболее вероятными предками пресмыкающихся были

Какая особенность органов кровообращения сформировалась в процессе эволюции у птиц?

два круга крообращения

ритмичная работа сердца

автоматия сердечной мышцы

Хвойные – более высокоорганизованные растения, чем папоротники, так как у них в процессе эволюции появились

листья в форме иголок

От каких древних рыб произошли земноводные?

Почему появление семени у голосеменных рассматривают как важный этап в эволюции растений?

в семенах имеется зародыш с запасом питательных веществ

семенами питаются животные

семена распространяются ветром

семена лежат открыто на чешуйках шишек

Многие учёные считают его ископаемой переходной формой между древними

рыбами и земноводными

пресмыкающимися и птицами

рыбами и пресмыкающимися

земноводными и птицами

Укажите последовательность возникновения в процессе эволюции систематических групп животных. В ответ запишите соответствующую последовательность цифр.

Источник

Тест по теме «ГОЛОСЕМЕННЫЕ»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Хвойные более высокоорганизованные растения чем папоротники так. Смотреть фото Хвойные более высокоорганизованные растения чем папоротники так. Смотреть картинку Хвойные более высокоорганизованные растения чем папоротники так. Картинка про Хвойные более высокоорганизованные растения чем папоротники так. Фото Хвойные более высокоорганизованные растения чем папоротники так

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тест по теме «ГОЛОСЕМЕННЫЕ»

1. Хвойные – более высокоорганизованные растения, чем современные папоротники, так как у них в процессе эволюции появились 1) гаметы 2) семена 3) придаточные корни 4) листья в форме иголок

2. Для голосеменных растений, в отличие от покрытосеменных, характерно 1) размножение семенами 2) автотрофное питание 3) наличие вегетативных органов 4) отсутствие цветка

3. Растения отдела голосеменных НЕ имеют 1) семян 2) листьев 3) плодов 4) шишек

4. Голосеменные растения, в отличие от покрытосеменных, имеют 1) листья 2) плоды 3) семена 4) шишки

5. Какой признак объединяет голосеменные и покрытосеменные растения? 1) развитие из гаплоидных спор 2) наличие цветка 3) развитие из семени 4) принадлежность к одному классу

6. У голосеменных растений, в отличие от папоротников, не происходит 1) оплодотворение 2) образование семян 3) размножение спорами 4) развитие зародыша из зиготы

7. Ель, в отличие от папоротника, 1) размножается семенами 2) размножается спорами 3) не имеет проводящих сосудов 4) в процессе оплодотворения зависит от воды

8. К отделу Голосеменные относится 1) лиственница сибирская 2) мох сфагнум 3) хвощ полевой 4) лютик ползучий

9. К голосеменным растениям относятся 1) сосна и липа 2) можжевельник и берёза 3) лещина и лиственница 4) сосна и лиственница

10. К голосеменным растениям относятся 1) ель и берёза 2) орешник и верба 3) кипарис и сосна 4) лютик и клевер

11. К голосеменным растениям не относятся 1) можжевельник и ель 2) сосна и лиственница 3) дуб и тополь 4) пихта и кедр

12. Для голосеменных не характерно наличие 1) древесных форм 2) однолетних трав 3) многолетних кустарников 4) созревания семян в шишках

14. Установите соответствие между характеристикой растения и отделом. ХАРАКТЕРИСТИКА РАСТЕНИЯ А) образует семена Б) размножается спорами В) имеют видоизмененные листья – хвоинки Г) оплодотворение связано с водной средой Д) образует видоизменённый побег – корневище Е) имеет стержневую корневую систему ОТДЕЛ 1) Папоротниковидные 2) Голосеменные

15. Чем отличаются голосеменные растения от папоротников? Выберите три верных ответа. 1) размножением спорами 2) наличием листьев и стебля 3) семенным размножением 4) автотрофным способом питания 5) опылением с помощью ветра 6) независимостью оплодотворения от воды

16. Какие признаки являются общими для голосеменных и папоротникообразных растений? Выберите три верных ответа. 1) размножение зависит от воды 2) имеют проводящие ткани 3) имеют побеги с листьями 4) имеют корни 5) образуют семена 6) образуют шишки

17. У хвойных растений листья имеют немного устьиц и покрыты плотной кожицей. Это эволюционное приспособление к 1) быстрому транспорту веществ внутри растения 2) ускоренному фотосинтезу 3) экономному расходованию влаги 4) увеличению продолжительности жизни

18. Почему появление семени у голосеменных рассматривают как важный этап в эволюции растений? 1) в семенах имеется зародыш с запасом питательных веществ 2) семенами питаются животные 3) семена распространяются ветром 4) семена лежат открыто на чешуйках шишек

19. Хвойные – более высокоорганизованные растения, чем папоротники, так как у них в процессе эволюции появились 1) гаметы 2) семена 3) придаточные корни 4) листья в форме иголок

20. Какое приспособление к уменьшению испарения воды сформировалось у хвойных растений в процессе эволюции? 1) мощная крона 2) развитая корневая система 3) небольшое число устьиц 4) быстрое передвижение воды по сосудам

Хвойные более высокоорганизованные растения чем папоротники так. Смотреть фото Хвойные более высокоорганизованные растения чем папоротники так. Смотреть картинку Хвойные более высокоорганизованные растения чем папоротники так. Картинка про Хвойные более высокоорганизованные растения чем папоротники так. Фото Хвойные более высокоорганизованные растения чем папоротники так

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Хвойные более высокоорганизованные растения чем папоротники так. Смотреть фото Хвойные более высокоорганизованные растения чем папоротники так. Смотреть картинку Хвойные более высокоорганизованные растения чем папоротники так. Картинка про Хвойные более высокоорганизованные растения чем папоротники так. Фото Хвойные более высокоорганизованные растения чем папоротники так

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

Хвойные более высокоорганизованные растения чем папоротники так. Смотреть фото Хвойные более высокоорганизованные растения чем папоротники так. Смотреть картинку Хвойные более высокоорганизованные растения чем папоротники так. Картинка про Хвойные более высокоорганизованные растения чем папоротники так. Фото Хвойные более высокоорганизованные растения чем папоротники так

Курс профессиональной переподготовки

Методическая работа в онлайн-образовании

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Хвойные более высокоорганизованные растения чем папоротники так. Смотреть фото Хвойные более высокоорганизованные растения чем папоротники так. Смотреть картинку Хвойные более высокоорганизованные растения чем папоротники так. Картинка про Хвойные более высокоорганизованные растения чем папоротники так. Фото Хвойные более высокоорганизованные растения чем папоротники так

Номер материала: ДБ-1142528

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Хвойные более высокоорганизованные растения чем папоротники так. Смотреть фото Хвойные более высокоорганизованные растения чем папоротники так. Смотреть картинку Хвойные более высокоорганизованные растения чем папоротники так. Картинка про Хвойные более высокоорганизованные растения чем папоротники так. Фото Хвойные более высокоорганизованные растения чем папоротники так

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Хвойные более высокоорганизованные растения чем папоротники так. Смотреть фото Хвойные более высокоорганизованные растения чем папоротники так. Смотреть картинку Хвойные более высокоорганизованные растения чем папоротники так. Картинка про Хвойные более высокоорганизованные растения чем папоротники так. Фото Хвойные более высокоорганизованные растения чем папоротники так

Более 50 российских школ перешли на дистанционку из-за коронавируса

Время чтения: 1 минута

Хвойные более высокоорганизованные растения чем папоротники так. Смотреть фото Хвойные более высокоорганизованные растения чем папоротники так. Смотреть картинку Хвойные более высокоорганизованные растения чем папоротники так. Картинка про Хвойные более высокоорганизованные растения чем папоротники так. Фото Хвойные более высокоорганизованные растения чем папоротники так

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Хвойные более высокоорганизованные растения чем папоротники так. Смотреть фото Хвойные более высокоорганизованные растения чем папоротники так. Смотреть картинку Хвойные более высокоорганизованные растения чем папоротники так. Картинка про Хвойные более высокоорганизованные растения чем папоротники так. Фото Хвойные более высокоорганизованные растения чем папоротники так

В МГПУ сформулировали новые принципы повышения квалификации

Время чтения: 4 минуты

Хвойные более высокоорганизованные растения чем папоротники так. Смотреть фото Хвойные более высокоорганизованные растения чем папоротники так. Смотреть картинку Хвойные более высокоорганизованные растения чем папоротники так. Картинка про Хвойные более высокоорганизованные растения чем папоротники так. Фото Хвойные более высокоорганизованные растения чем папоротники так

Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах

Время чтения: 2 минуты

Хвойные более высокоорганизованные растения чем папоротники так. Смотреть фото Хвойные более высокоорганизованные растения чем папоротники так. Смотреть картинку Хвойные более высокоорганизованные растения чем папоротники так. Картинка про Хвойные более высокоорганизованные растения чем папоротники так. Фото Хвойные более высокоорганизованные растения чем папоротники так

ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Хвойные более высокоорганизованные растения чем папоротники так

Найдите три ошибки в приведённом тексте «Оплодотворение у цветковых растений». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

Оплодотворение у цветковых растений

(1)Оплодотворение у цветковых растений происходит в результате опыления. (2)В пыльниках тычинок формируются мужские спорофиты — пыльцевые зёрна. (3)Пыльцевое зерно состоит из двух клеток — вегетативной, дающей начало пыльцевой трубке, и генеративной, формирующей два спермия. (4)После попадания пыльцы на рыльце пестика пыльцевая трубка вместе со спермиями начинает расти в сторону семязачатка. (5)Внутри семязачатка находится женский гаметофит — эндосперм. (6)Он содержит гаплоидную яйцеклетку и триплоидную центральную клетку. (7)В результате слияния спермия с яйцеклеткой формируется зародыш, а в результате слияния другого спермия с центральной клеткой образуется питательная ткань.

1. 2 — пыльцевые зёрна — это мужские гаметофиты.

2. 5 — женский гаметофит у цветковых растений — это зародышевый мешок (эндоспермом называется гаметофит голосеменных растений).

3. 6 — содержит гаплоидную яйцеклетку и диплоидную центральную клетку.

Если в ответе исправлено четыре и более предложения, то за каждое лишнее исправление правильного предложения на неправильное снимается по 1 баллу.

На рисунке изображены псилофиты — вымершие растения.

Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который появились данные организмы, а также возможного предка уровня отдела растений.

Укажите, по каким признакам псилофиты относятся к высшим споровым растениям.

Появляются и распространяются покрытосеменные; сокращаются папоротники и голосеменные

Господствуют современные голосеменные, древние голосеменные вымирают

Господствуют древние голосеменные; появляются современные голосеменные; семенные папоротники вымирают

Появляются древние голосеменные; большое разнообразие семенных и травянистых папоротников; древовидные хвощи, плауны и папоротники вымирают

Расцвет древовидных папоротников, плаунов и хвощей (образовывали «каменноугольные леса»); появляются семенные папоротники; псилофиты исчезают

Развитие, а затем вымирание псилофитов; возникновение основных групп споровых растений — плауновидных, хвощевидных, папоротниковидных; появление первых примитивных голосеменных; возникновение грибов

Господство водорослей; выход растений на сушу — появление риниофитов (псилофитов)

Расцвет водорослей

Дивергентная эволюция водорослей; появление многоклеточных форм

Протерозойская, 2600

Широко распространены синезелёные и зелёные одноклеточные водоросли, бактерии; появляются красные водоросли

Т. к. в задании не указан временной интервал, то →

Воспользуемся таблицей, в третьей колонке найдем псилофиты; определяем по второй и первой колонкам эру и период, когда обитали псилофиты

1) Эра: палеозойская

2) Предками псилофитов являются многоклеточные зеленые водоросли.

3) Признакам высших споровых растений являются:

— наличие многоклеточных органов размножения — полового (гаметангий) и бесполого (спорангий)

— примитивная проводящая система, покровная ткань

Псилофиты имели древовидную форму, отдельные нитевидные отростки служили им для прикрепления к почве и поглощения из нее воды и минеральных веществ. Наряду с образованием подобия корней, стебля и примитивной проводящей системы у псилофитов развилась покровная ткань, предохраняющая их от высыхания.

Высшие растения — это многоклеточные фототрофные организмы, приспособленные к жизни в наземной среде и характеризующиеся правильным чередованием полового и бесполого поколений и наличием дифференцированных тканей и органов.

Основные признаки, отличающие высшие растения от низших:

— приспособленность к обитанию в наземной среде;

— наличие четко дифференцированных тканей, выполняющих конкретные специализированные функции;

— наличие многоклеточных органов размножения — полового (гаметангий) и бесполого (спорангий). Мужские гаметангии высших растений называются антеридиями, женские — архегониями. Гаметангии высших растений (в отличие от низших) защищены оболочками из стерильных (бесплодных) клеток и (у отдельных групп растений) могут быть редуцированы, т. е. уменьшены и упрощены;

— превращение зиготы в типичный многоклеточный зародыш, клетки которого первоначально не дифференцированы, но генетически детерминированы на специализацию в определенном направлении;

— правильное чередование двух поколений — гаплоидного полового (гаметофит), развивающегося из споры, и диплоидного бесполого (спорофит), развивающегося из зиготы;

— доминирование в жизненном цикле спорофита (у всех отделов кроме Моховидных);

— разделение тела спорофита (у большинства отделов высших растений) на специализированные вегетативные органы — корень, стебель и листья.

Источник

Хвойные более высокоорганизованные растения чем папоротники так

На рисунке изображён опыт, доказывающий наличие испарения воды листьями растений для защиты от перегрева и создания непрерывного тока воды от корней к листьям.

Как называется процесс испарения воды листьями растений?

Хвойные — более высокоорганизованные растения, чем папоротники, так как у них в процессе эволюции появились

3) придаточные корни

4) листья в форме иголок

Хвойные — более высокоорганизованные растения, чем папоротники, так как у них в процессе эволюции появились семена.

Используя содержание текста «Молекулярно-генетические методы при расследовании преступлений», ответьте на следующие вопросы.

1) Какую реакцию используют для получения копий аллелей исследуемого человека?

2) Какие гены лучше использовать: консервативные (одинаковые почти у всех людей, живущих в данной местности) или полиморфные (сильно различающиеся у разных людей)?

3) Можно ли считать совпадение ДНК 100% доказательством вины? Ответ поясните.

Молекулярно-генетические методы при расследовании преступлений

В современной криминалистике для доказательства вины подозреваемых часто используются молекулярно-генетические методы. Как известно, человек — диплоидный организм, имеющий по два аллеля каждого гена, один из которых пришёл от отца, второй — от матери. С помощью полимеразной цепной реакции (ПЦР) можно получить ДНК-копию аллелей конкретного человека. При этом используются такие гены, по которым полиморфизм (различия аллелей между организмами) достаточно высок. Если аллели, обнаруженные в ДНК подозреваемого, совпадают с аллелями, полученными из ДНК, обнаруженной на месте преступления, можно сделать вывод о том, что подозреваемый бывал на месте преступления.

К примеру, после кражи в доме жертвы обнаружили волосы, жертве не принадлежащие (из волос можно выделить ДНК, если они выпали вместе с корнем). Волосы светлые, а жертва имеет тёмные волосы. Среди знакомых жертвы есть светловолосый подозреваемый, который отрицает своё знакомство с жертвой. В случае совпадения набора аллелей, полученных из его ДНК и из ДНК корней волос, обнаруженных на месте преступления, можно уличить его во лжи. Такие доказательства являются косвенными и никогда не используются сами по себе, без дополнительных фактов, но могут существенно помочь следствию.

1. Полимеразную цепную реакцию (ПЦР).

2. Лучше использовать полиморфные гены.

3. Нельзя, так как совпадение аллелей может быть случайным, а также присутствие подозреваемого на месте преступления не доказывает его вины

все верно но пишет что допущена ошибка

Часть с развернутым ответом сайт не проверяет. Добавляйте баллы сами.

Используя содержание текста «Что такое система?» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы и выполните задание.

1) Что является главным условием возникновения системы?

2) Чем с позиции анатомии отличается система «рука» от системы «мышца»?

3) На примере строения цветка докажите, что это система.

Все живые и неживые тела (мебель, посуда, приборы, растения, животные), с которыми Вы встречаетесь каждый день, и все вещества (вода, сахар, соль, сода, уксусная кислота и многие другие), из чего-то состоят:

предметы – из определённых деталей, эти детали состоят из веществ, а вещества, в свою очередь, состоят из мельчайших частиц – молекул и атомов. Атомы и молекулы, взаимодействуя друг с другом, образуют новые, более

сложные вещества. Мельчайшие частицы, взаимодействуя между собой, образуют систему.

Взаимодействующие между собой части системы называют элементами этой системы. Чем больше взаимодействующих элементов составляют систему, тем она сложнее. Вспомните хотя бы разные конструкторы. Чем больше в них деталей, тем сложнее и длительней будет их сборка.

Детали различных приборов и механизмов, части организмов взаимодействуют между собой. В результате такого взаимодействия приборы нормально работают, а в организме идут процессы жизнедеятельности. И прибор, и организм – это системы, работающие благодаря взаимодействию деталей или органов. Но прибор – это неживая система, а организм – живая. Так как мы изучаем биологию, то нас будут интересовать живые системы, т.е. организмы.

Примером не самой сложной системы в организме может служить рука человека. Она состоит из костей, мышц, связок. Лишённая хотя бы одного из составляющих элементов, рука работать не сможет. Рука является подсистемой (элементом) более сложной системы «человеческий организм».

Глаза и уши, мозг и сердце, кости и мышцы – это элементы системы «человек». Все вместе они удивительно слаженно работают, образуя организм, хотя каждый из органов имеет свои особенности строения. Только взаимодействуя, отдельные органы образуют полноценный организм и обеспечивают его долгую и слаженную работу. Важно понять ещё одну мысль: свойства любой системы отличаются от свойств тех элементов, которые составляют систему. Так, например, лист, отделённый от растения, не способен создавать органические вещества, так как в него не поступает вода из корней. Клетка, лишённая ядра, не способна к размножению. Можно назвать много подобных примеров, чтобы доказать, что система приобретает новые свойства, которых не было у элементов, составляющих данную систему.

Правильный должен содержать следующие элементы:

1) Главное условие возникновения системы — взаимодействие элементов (частей).

2) Рука — система, мышца — составляющий элемент системы «рука».

3) Цветок — система состоящая из элементов: лепестки (венчик), тычинки, пестик, чашечка. Каждый элемент выполняет свою функцию, например, в тычинках формируются спермии, участвующие в оплодотворении.

Используя содержание текста «Конкуренция, кооперация и симбиоз» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

1) Почему межвидовая конкуренция чаще всего имеет более мягкий характер, чем внутривидовая?

2) Чем характер контактов между партнёрами в кооперации отличается от контактов в симбиозе?

3) Какое влияние на деревья оказывает их сожительство с шляпочными грибами?

КОНКУРЕНЦИЯ, КООПЕРАЦИЯ И СИМБИОЗ

Между организмами разных видов, составляющими тот или иной биоценоз, складываются взаимовредные, взаимовыгодные, выгодные для одной и невыгодные или безразличные для другой стороны и другие, более тонкие взаимоотношения.

Одной из форм взаимовредных биотических взаимоотношений между организмами является конкуренция. Она возникает между особями одного или разных видов вследствие ограниченности ресурсов среды. Учёные различают межвидовую и внутривидовую конкуренцию.

Межвидовая конкуренция происходит в том случае, когда разные виды организмов обитают на одной территории и имеют похожие потребности в ресурсах среды. Это приводит к постепенному вытеснению одного вида организмов другим, имеющим преимущества в использовании ресурсов. Например, два вида тараканов – рыжий и чёрный – конкурируют друг с другом за место обитания – жилище человека. Это ведёт к постепенному вытеснению чёрного таракана рыжим, так как у последнего более короткий жизненный цикл, он быстрее размножается и лучше использует ресурсы.

Внутривидовая конкуренция имеет более острый характер, чем межвидовая, так как у особей одного вида потребности в ресурсах всегда одинаковы. В результате такой конкуренции особи ослабляют друг друга, что ведёт к гибели менее приспособленных, то есть к естественному отбору. Внутривидовая конкуренция, возникающая между особями одного вида за одинаковые ресурсы среды, отрицательно сказывается на них. Например, берёзы в одном лесу конкурируют друг с другом за свет, влагу и минеральные вещества почвы, что приводит к их взаимному угнетению и самоизреживанию.

Среди биотических отношений между организмами в природных сообществах встречается взаимовыгодное сожительство. Оно построено, как правило, на пищевых и пространственных связях, когда два или более видов организмов совместно используют для своей жизнедеятельности различные ресурсы среды. Степень взаимовыгодного сожительства между организмами бывает различной – от врéменных контактов (кооперация) до такого состояния, когда присутствие партнёра становится обязательным условием жизни каждого из них (симбиоз).

Кооперация наблюдается между раком-отшельником и актинией, прикрепившейся к его убежищу – раковине, оставшейся от моллюска. Рак переносит актинию и подкармливает её остатками пищи, а она защищает его стрекательными клетками, которыми вооружены её щупальца.

Используя содержание текста «Конкуренция, кооперация и симбиоз» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

1) Что согласно учению Ч. Дарвина предшествует естественному отбору в природе?

2) Чем характер контактов между партнёрами в симбиозе отличается от контактов в кооперации?

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Борьба за существование.

2) В симбиозе присутствие партнёра имеет обязательный характер, а в кооперации — временный.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Межвидовая конкуренция часто носит более мягкий характер, чем внутривидовая, так как у особей разных видов могут быть схожие потребности, а не одинаковые (как у особей одного вида).

2) В кооперации организмы создают временные объединения для достижения своих целей, а в симбиозе — постоянные.

3) Положительное: деревья получают от шляпочных грибов минеральные вещества, усиливается всасывание воды из почвы.

Используя содержание текста «Паразитизм, кооперация и симбиоз» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

1) Какие изменения в строении тела возникли в процессе эволюции у паразитических животных?

2) Что партнёры извлекают (получают) из отношений в симбиозе?

3) В какие отношения между организмами в процессе эволюции может перейти паразитизм?

ПАРАЗИТИЗМ, КООПЕРАЦИЯ И СИМБИОЗ

Между организмами разных видов, составляющими ту или иную экосистему, складываются взаимовредные, взаимовыгодные, выгодные для одной и невыгодные или безразличные для другой стороны и другие, более тонкие, взаимоотношения.

Одной из форм полезно-вредных биотических взаимоотношений между организмами является паразитизм, когда один вид – паразит – использует другой – хозяина – в качестве среды обитания и источника пищи, нанося ему вред.

Организмы-паразиты в процессе эволюции выработали приспособления к паразитическому образу жизни. Например, многие виды обладают органами прикрепления – присосками, крючочками, шипиками – и имеют высокую плодовитость. В процессе паразитического образа жизни некоторые паразиты утратили ряд органов или приобрели более простое их строение. Например, у паразитических плоских червей, живущих во внутренних органах позвоночных животных, плохо развиты органы чувств и нервная система, а у некоторых червей-паразитов отсутствуют органы пищеварения.

Отношения между паразитом и хозяином подчинены определённым закономерностям. Паразиты принимают участие в регуляции численности хозяев, тем самым обеспечивая действие естественного отбора. Негативные отношения между паразитом и хозяином в процессе эволюции могут перейти в нейтральные. В этом случае преимущество среди паразитов получают те виды, которые способны длительно использовать организм хозяина, не приводя его к гибели. В свою очередь, в процессе естественного отбора растёт сопротивляемость организма хозяина паразитам, в результате чего приносимый ими вред становится менее ощутимым.

В природных сообществах встречается и взаимовыгодное сожительство. Оно построено, как правило, на пищевых и пространственных связях, когда два или более видов организмов совместно используют для своей жизнедеятельности различные ресурсы среды. Взаимовыгодные связи возникают в процессе эволюции на основе предшествующего паразитизма или других форм биотических взаимоотношений. Степень взаимовыгодного сожительства между организмами бывает различной – от врéменных контактов (кооперация) до такого состояния, когда присутствие партнёра становится обязательным условием жизни каждого из них (симбиоз).

Кооперация наблюдается между раком-отшельником и актинией, прикрепившейся к его убежищу – раковине, оставшейся от моллюска. Ракпереносит актинию и подкармливает её остатками пищи, а она защищает его стрекательными клетками, которыми вооружены её щупальца.

Правильный должен содержать следующие элементы:

1) Организмы-паразиты в процессе эволюции выработали приспособления к паразитическому образу жизни. Например, многие виды обладают органами прикрепления — присосками, крючочками, шипиками — и имеют высокую плодовитость. В процессе паразитического образа жизни некоторые паразиты утратили ряд органов или приобрели более простое их строение. Например, у паразитических плоских червей, живущих во внутренних органах позвоночных животных, плохо развиты органы чувств и нервная система, а у некоторых червей-паразитов отсутствуют органы пищеварения.

2) Пользу в виде дополнительной пищи и ресурсов окружающих их среды.

3) Негативные отношения между паразитом и хозяином в процессе эволюции могут перейти в нейтральные.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *