Хы чего захотел знаки препинания

Проверка орфографии и пунктуации

Инструмент проверки текста на орфографические и грамматические ошибки онлайн, позволит исправить самые громоздкие ошибки, с высокой степенью точности и скорости, а также улучшить свой письменный русский язык.

Если возможно несколько исправлений, вам будет предложено выбрать одно из них. Слова в которых допущены ошибки выделяются разными цветами, можно кликнуть на подсвеченное слово, посмотреть описание ошибки и выбрать исправленный вариант.

Инструмент поддерживает 8 языков.

Орфография

Написать текст без каких-либо орфографических или пунктуационных ошибок достаточно сложно даже специалистам. Наша автоматическая проверка орфографии может помочь профессионалам, студентам, владельцам веб-сайтов, блогерам и авторам получать текст практически без ошибок. Это не только поможет им исправить текст, но и получить информацию о том, почему использование слова неправильно в данном контексте.

Что входит в проверку текста?

Грамматика

Для поиска грамматических ошибок инструмент содержит более 130 правил.

Грамматические ошибки вида: «Идя по улице, у меня развязался шнурок»

Правильно выражаться: Когда я шёл по улице, у меня развязался шнурок.

Пунктуация

Чтобы найти пунктуационные ошибки и правильно расставить запятые в тексте, инструмент содержит более 60 самых важных правил.

Разберем предложение, где пропущена запятая «Парень понял как мальчик сделал эту модель»

«Парень понял, как мальчик сделал эту модель»

Какие языки поддерживает инструмент?

Для поиска ошибок вы можете вводить текст не только на Русском языке, инструмент поддерживает проверку орфографии на Английском, Немецком и Французском

Источник

Знаки препинания при междометиях, междометных предложениях и частицах

Междометия, частицы, иные слова

Запятая не ставится внутри цельных сочетаний ах ты, ах вы, ах он, ух ты, эх ты, аи да, ах и, эх и, ух и, эй и, ох эти и т. п., в которые входят междометия и местоимения или частицы: Ай да мёд! (П.); Ай да Михаил Андреевич, настоящий цыган! (А.Т.); Ах ты жестокий!; Ах он змея!; Ах ты грех какой!; Ах они плуты прожжённые!; Ох эти сплетницы!; Ох и печёт сегодня!; Ух и вино!; Эх и рассердился!; Эх эти шалунишки! В подобных случаях эмоции выражаются не только междометием, но и интонацией: Ух бедная!; Ух что сделано!; Прораб наш – эх башка!

Указанные междометия входят как составной элемент в предложения с повторяющимися словами: Хорошо здесь, ах хорошо!; Трудно ему было сначала, ох трудно!; Тонкий расчёт у командира, эх тонкий!; Нудный ты, ух нудный!; Достанется тебе от матери, ух достанется!; Хочется мне тебе всыпать, ой хочется!

Не разделяются запятой конструкции с междометиями эк, эка: Эк его разобрало! (Г.); Эк ты храпишь, за две комнаты слышно (Гонч.); Эк на вас погибели нет (Т.); Эк ты напугал меня (М.-С.); Эка раненых-то валится, Господи! (Гарш.)

Следует различать междометия и одинаково звучащие частицы: после междометий запятая ставится, после частиц – нет. Ср.: О, это была бы райская жизнь. (Г.) – О поле, поле! Кто тебя усеял мёртвыми костями? (П.); Ну, давай плясать! (Остр.) – Ну как не порадеть родному человечку! (Тр.); «Ой, кто это?» – испуганно воскликнула Дуся (Лапт.). – Ой ты гой ecu, Волга, мать родная! (П.); Ах, какие это были ночи! (Гарш.) – Ах ты, обжора! (Кр.)

Примечание. При разграничении подобных случаев учитывается значение и употребление частиц:

1) частица о употребляется при риторическом обращении и запятой не отделяется: О вы, кому в удел судьбою дан высокий сан! (Кр.); так же перед словами «да» и «нет»: О да, конечно; О нет, ни в коем случае;

2) частица ах, стоящая перед личными местоимениями ты и вы, за которыми следует обращение, запятой не отделяется: Ах ты, мерзкое стекло! (П.); Ах ты, степь моя, степь привольная! (К.) Так же в сочетании ах да, употребляемом при неожиданном воспоминании о чем-либо упущенном: «Ах да! – вдруг хлопнул себя по лбу Свежевский, – я вот болтаю, а самое важное позабыл вам сказать» (Купр.);

Также выделяются (или отделяется) запятыми следующие междометия и междометные выражения: ах да, благодарение богу, бог/боже (ты) мой, бог/господь с вами/тобой, была не была, ей-богу, мама/мамочка (моя) дорогая/родная, мамочки/матушки мои, мать честная, помилуй бог/боже, скажите на милость, чёрт возьми, увы, увы и ах, ух ты, эй, эх.

Примечание 1. Междометное выражение «бог / господь с тобой / с вами» не отделяется запятой от предшествующей частицы да.

Примечание 2. Внутри неразложимых сочетаний «эх ты», «эх вы», «эй ты» и «эй вы» запятая не ставится.

Если междометие «не дай бог / боже» употребляется в сочетании с инфинитивом, то оно не выделяется знаками препинания. Не дай бог комиссару бригады оформить орден поменьше, чем командиру. В. Быков, Болото. В остальных случаях междометие выделяется знаками препинания (обычно запятыми). И обязательно надо уточнить, что он учится на втором курсе, а то, не дай бог, подумают, что на пятом! А. Алексин, Мой брат играет на кларнете.

Сочетание «слава Богу» выделяется запятыми, если употреблено для выражения радости, успокоения, облегчения, удовлетворения по поводу чего-либо: Он застрелиться, слава Богу, попробовать не захотел (П.); …Нынче, слава Богу, смирнее, а бывало, на сто шагов отойдёшь, уже где-нибудь косматый дьявол сидит и караулит (Л.); Слава Богу, хоть с этой стороны меня поняли (Ч.). В значениях же «хорошо», «благополучно» или «в хорошем состоянии» сочетание «слава Богу» выполняет роль сказуемого и запятыми не отделяется: Материнские письма были коротки, наполовину состояли из родственных поклонов и успокоительных заверений, что дома всё слава Богу (Пол.); Но старик не выдержал и со слезами в голосе заговорил о том, что делиться он не даст, пока жив, что дом у него слава Богу, а разделить – все по миру пойдут (Л.Т.).

Сочетания «чёрт возьми», «чёрт дери» выделяются запятыми: Уж я вам отвечаю, что Печорин струсит, – на шести шагах их поставлю, чёрт возьми! (Л.); Разбудил меня, чёрт его возьми, сказал, что придёт опять! (Л.Т.); А я ведь рад, что тебя встретил, чёрт те дери! (М.Г.); Тут ещё на грех рана на бедре открылась, чёрт бы её драл (Перв.) Но выражения «чёрт знает», «чёрт дернул» запятыми не отделяются и не выделяются: Чёрт знает на что расходовался ум воспитанника! (Пом.); Врачи там написали обо мне чёрт знает что (Н.О.); Чёрт же его дёрнул ночью с пьяным разговаривать! (Л.); Чёрт меня дёрнул Яшку останавливать! (Буб.)

Этикетные междометия, употребляющиеся для выражения приветствия, выделяются запятыми: Привет, придёшь сегодня? Добрый день, можно записаться на завтра?

Источник

ишь чего захотел

Смотреть что такое «ишь чего захотел» в других словарях:

гитару тебе — ишь чего захотел, «фиг тебе», ничего не получишь … Словарь русского арго

отказать — ▲ возражать ↑ против (чего), просить отказать кому возражать против просьбы (# в просьбе). отказ отрицательный ответ на какое л. предложение, просьбу, требование. (# в помощи. получить #. последовал #. пришел #). оставить просьбу без внимания.… … Идеографический словарь русского языка

Балалайку тебе! — как бы не так, ишь чего захотел!; отказ от чего л., протест против чего л. и т. п. (часто сопровождается жестом, имитирующим аккорд) … Словарь русского арго

Виктор Кульбак — Содержание 1 Биография 2 Творчество 3 Персональные выставки … Википедия

банан — БАНАН, а, м.. 1. Низший балл (единица или двойка). Получить (или схлопотать, нарваться на, огрести и т. п.) банан по чему получить плохую оценку по какому л. предмету. 2. Мужской половой орган. 3. Длинная вместительная сумка, обычно в форме… … Словарь русского арго

не одобрять — ▲ расценивать отрицательно ↑ деятельность человека неодобрение. не одобрять считать отрицательной какую л. деятельность. неодобрительный. пейоративный. косо смотреть на что. не одобряться. не приветствоваться. ишь (# чего захотел). ↓ … Идеографический словарь русского языка

Кульбак, Виктор Алексеевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Кульбак. Виктор Алексеевич Кульбак (род. 12 марта 1946(19460312), Москва) французский художник русского происхождения. Содержание 1 Биография 2 Творчест … Википедия

труп — сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? трупа, чему? трупу, (вижу) что? труп, чем? трупом, о чём? о трупе; мн. что? трупы, (нет) чего? трупов, чему? трупам, (вижу) что? трупы, чем? трупами, о чём? о трупах 1. Трупом называют мёртвое тело… … Толковый словарь Дмитриева

Русификация при переводе — – сознательная или несознательная подмена переводимого на русский язык текста художественного произведения, написанного на английском, французском и других языках, стилистики оригинала на обычную стилистику русской речи. Это делается за счет… … Языковые контакты: краткий словарь

Источник

«Досадное недоразумение»,
или Междометия

Цели урока: пробудить у учащихся интерес к междометиям, учить уместному использованию междометий в речи, формировать внимательное и вдумчивое отношение к происходящим языковым процессам, умение анализировать языковые явления.

Вступительное слово учителя.

Междометия – это наименее изученный класс слов в современном русском языке. Академик Л.В. Щерба назвал междометие «неясной и туманной категорией», «досадным недоразумением», имея в виду путаницу взглядов на эту часть речи. В истории изучения междометий можно выделить две противоположные концепции. Первая концепция связана с именем М.В. Ломоносова. Это она положила начало научной трактовке междометий. В этом направлении впоследствии работали А.Х. Востоков, Ф.И. Буслаев, А.А. Шахматов, В.В. Виноградов. Эти ученые считают междометия словами, признают данные слова частью речи, изучают их структуру, функции в речи, историю образования. Большой вклад в изучение междометий внес академик В.В. Виноградов. Он считал, что изучение междометий важно в плане исследования синтаксиса живой устной речи. Своеобразие междометий В.В. Виноградов видел в том, что они служат субъективным средством выражения эмоций, чувств и функционально сближаются с разными классами слов, занимая в системе частей речи особое место: это и не знаменательная, и не служебная часть речи.

Н.И. Греч, Д.Н. Кудрявский, Д.Н. Овсянико-Куликовский, А.М. Пешковский – это сторонники противоположной концепции, не считающие междометия словами и исключающие их из состава частей речи.

В школьном курсе русского языка междометия рассматриваются как особая часть речи.

Актуализация опорных знаний.

– Как называется раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи? (Морфология.)

– Что значит понятие части речи? (Части речи – это основные лексико-грамматические разряды, по которым распределяются слова языка на основании определенных признаков.)

– Что это за признаки? (Во-первых, это семантический признак (обобщенное значение предмета, действия, состояния, признака и т.д.); во-вторых, морфологические признаки (морфологические категории слова); в-третьих, синтаксические признаки (синтаксические функции слова).)

– На какие две группы делятся части речи? (Части речи делятся на самостоятельные (знаменательные) и служебные.)

– Какая часть речи занимает особое место, не относясь ни к самостоятельным частям речи, ни к служебным? (Это – междометие. Междометия не называют ни предметов, ни признаков, ни действий и не служат для связи слов. Они передают наши чувства.)

Изучение темы урока.

– Итак, что же такое междометие? (Междометие – это часть речи, включающая в свой состав звуковые комплексы, которые служат для выражения чувств и волевых побуждений. Междометия находятся на периферии грамматической и лексической систем языка и существенно отличаются как от самостоятельных, так и от служебных частей речи по своим семантическим, морфологическим и синтаксическим признакам.)

– Как вы понимаете выражение звуковые комплексы? (Междометие – это класс грамматически не изменяемых слов и словосочетаний, вот почему в понятии употребляется выражение звуковые комплексы.)

– Итак, междометия лишены номинативного значения. Однако академик В.В. Виноградов отмечал, что междометия «имеют осознанное коллективом смысловое содержание». Как вы понимаете слова В.В. Виноградова? (Это значит, что каждое междометие выражает определенные чувства и эмоции, которые при поддержке интонации, мимики и жестов понятны как говорящему, так и слушающему. Например, междометие фи выражает презрение, отвращение (Фи, какая гадость!), междометие фу выражает укоризну, досаду, презрение, отвращение (Фу, надоел!), междометие хы выражает недоверие, насмешку (Хы, как ты надоел!).)

Верно. Закрепленность за тем или иным междометием определенного содержания убедительно выражена в стихотворении М.Цветаевой «Молвь»:

Емче органа и звонче бубна
Молвь – и одна для всех:
Ох – когда трудно и ах – когда чудно,
А не дается – эх!

А в чем отличие междометий от служебных частей речи? (В отличие от союзов, междометия не выполняют функцию связи членов предложения или частей сложного предложения. В отличие от предлогов, не выражают зависимость одного слова от другого. В отличие от частиц, не придают дополнительных смысловых оттенков словам или предложениям.)

Назовите морфологические и синтаксические особенности междометий. (С точки зрения морфологической междометия представляют собой лексические единицы, не имеющие форм словоизменения. Основная синтаксическая особенность междометий состоит в том, что они не вступают в связь с другими словами в предложении, но могут выступать в роли самостоятельных предложений. В составе предложения междометия всегда держатся обособленно, что подчеркивается постановкой запятой или восклицательного знака на письме.)

Проанализируйте следующие две группы междометий: ай, эх, о, ха; батюшки, то-то, однако же. Как вы думаете: в чем их различие? (Первая группа междометий – это лексемы непроизводные, а вторая – производные, т.е. образованные на базе других частей речи.)

Дайте лингвистический комментарий следующим примерам:

1) Повторы являются важным грамматическим средством образования междометий.

2) Повтор может быть неполным.

3) В первой части междометия может иметь место перестановка гласного и согласного.

4) Отдельные междометия способны соединяться с местоименным ти, окончанием множественного числа повелительного наклонения те, с приглагольной частицей -ка.)

– О каких фонетических особенностях междометий свидетельствуют следующие примеры: ага, ого, кыш, кыс-кыс, гм, тсс, тпру. (В междометиях ага, ого произносится чуждый литературному языку [Хы чего захотел знаки препинания. Смотреть фото Хы чего захотел знаки препинания. Смотреть картинку Хы чего захотел знаки препинания. Картинка про Хы чего захотел знаки препинания. Фото Хы чего захотел знаки препинания] фрикативный. В междометиях кыш, кыс-кыс имеет место чуждое русскому языку сочетание кы. В междометиях гм, тсс отсутствуют гласные звуки. В междометии тпру наблюдается сочетание трех согласных.)

– Хотя междометия и занимают обособленное положение в системе языка, они сохраняют связь с другими элементами этой системы. В чем это проявляется? Приведите примеры. (Междометия могут возникнуть на базе знаменательных и служебных слов. А на базе междометий могут быть образованы знаменательные слова: ахнуть, аканье, аховый, нукать, нуканье и т.д.)

– Верно. Междометия, относящиеся к первой группе, – это эмоциональные междометия, ко второй группе, – это побудительные междометия. Побудительные междометия имеют и другие названия: императивные, повелительные. Попробуйте сравнить два эмоциональных междометия: ой и ба. (Междометие ба однозначное, а междометие ой многозначное. В зависимости от ситуации речи и интонации междометие ой может выражать сложную гамму чувств: боль, испуг, удивление, восхищение, сожаление, предостережение, огорчение, радость. Междометие ба выражает удивление.)

– Попробуйте предположить, может ли одно и то же междометие выражать и эмоции, и побуждение. Попробуйте включить в различные речевые ситуации междометие ну. (Да, может. Ну, пошел отсюда! Ну, цветы! В первом примере междометие выражает побуждение, во втором – удивление, восхищение.)

– Некоторые ученые-лингвисты в качестве особого разряда междометий – этикетных – выделяют всем известные звуковые комплексы: здравствуйте, до свидания, спасибо, прощайте, спокойной ночи, с праздником, на здоровье, всего хорошего и др. Основной аргумент этих ученых: эти звуковые комплексы передают соответствующее содержание в самом общем, нерасчлененном виде. Попробуем оспорить эту точку зрения. Начнем с того, что подумаем, обладают ли данные выражения семантикой, присущей междометиям. (Эти звуковые комплексы не выражают чувств и побуждений, значит, у них нет присущей междометиям семантики.

Основной признак междометий – отсутствие номинативного значения. Выражения же типа до встречи, всего хорошего, спокойной ночи, доброе утро сохраняют прямые номинативные значения своих компонентов.

Выражения прощай(те), прости(те), извини(те), здравствуй(те) являются глаголами в форме повелительного наклонения. Только в особых случаях, например, слово здравствуйте выражает удивление, недовольство:

Возьмем слово извини(те). Это слово может выражать протест, несогласие: Опять мне идти в магазин? Нет уж, извини.)

– Молодцы! А сейчас я назову несколько словесных комплексов. Вы их, безусловно, слышали: господи боже мой, матушка царица небесная, скажи-ка на милость. Что они выражают? (Чувства и эмоции.)

– Ученые отмечают их структурную расчлененность, фразеологичность, семантическую целостность. Попробуйте этот ряд примеров продолжить. (Батюшки мои, боже мой, черт знает что, вот как, пустое дело, вот чудо-то, фу ты пропасть, скажите на милость, вот так фунт и др.)

– Составьте предложения, включив в них данные примеры.

Докажите, что междометия служат целям экономии языковых средств. (К примеру, вы не ожидали увидеть, встретить в каком-то месте своего знакомого. Удивление по этому поводу можно выразить предложениями: И ты здесь?, Как ты здесь оказался? Ведь ты не собирался сюда приходить. Кого я вижу. а можно одним междометием: Ба!

Призвать замолчать, успокоиться можно предложениями: Тише, пожалуйста, ничего не слышно, а можно одним междометием: Ш-ш!)

Практическая часть урока.

Задание 1. Словарный диктант-кроссворд на тему «Чувства». Учитель читает лексическое значение слова, учащиеся записывают слово, соответствующее данному лексическому значению.

Хы чего захотел знаки препинания. Смотреть фото Хы чего захотел знаки препинания. Смотреть картинку Хы чего захотел знаки препинания. Картинка про Хы чего захотел знаки препинания. Фото Хы чего захотел знаки препинанияВысшее удовлетворение, восторг. – Восхищение.

Чувство сильного возмущения, негодования. – Гнев.

Впечатление от чего-нибудь неожиданного и странного, непонятного. – Удивление.

Состояние сомнения, колебания вследствие невозможности понять, в чем дело. – Недоумение.

Чувство раздражения, неудовольствия вследствие неудачи, обиды. – Досада.

Чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого. – Зависть.

Чувство радости от приятных ощущений, переживаний, мыслей. – Удовольствие.

Решительное возражение против чего-нибудь. – Протест.

Выражение неодобрения, осуждения. – Порицание.

Задание 2. Вставьте в таблицу напротив указанных значений подходящие междометия. Учащимся розданы листки с таблицей, в которой не заполнены вторая и четвертая графы. Междометия для выбора: эхма, чур, у, фу, уф, ох, ша, чу, ух, э, хы, цыц, эх. Придумайте примеры употребления междометий в речи.

По завершении работы таблица будет иметь следующий вид.

Задание 3. Определите частеречную принадлежность выделенных слов. Ответ обоснуйте.

1) И копейки не дам. 2) И, полно! 3) Появились надежды, и он вновь стал весел.

1) Пиши ручкой, а не карандашом. 2) А, попался! 3) Пойдем гулять, а?

Задание 4. В предложение Больно! попробуйте вставить различные междометия.

(Ай, больно! Ой, больно! У, больно! Ох, больно! А, больно!)

Задание 6. Вспомните пословицы, в состав которых входят междометия.

Хы чего захотел знаки препинания. Смотреть фото Хы чего захотел знаки препинания. Смотреть картинку Хы чего захотел знаки препинания. Картинка про Хы чего захотел знаки препинания. Фото Хы чего захотел знаки препинанияЧур одному – не давать никому.

Ай-ай, месяц май, тепел, да холоден.

Ах, ах, а пособить нечем.

Ах, какая тоска! Не выпустил бы из рук куска, все бы ел да песни пел.

Ох-хо-хо-хо-хонюшки, плохо жить Афонюшке.

Задание 7. Определите, какие синтаксические функции выполняют междометия в следующих предложениях. Свой ответ прокомментируйте.

1) Подымается окошко, и шамкающий голос: «Брысь вы, пострелята!». (А.Серафимович)

2) Если парень в горах не ах, если сразу раскис и вниз, шаг ступил на ледник и сник. (В.Высоцкий)

3) Все эти хи-хи, ха-ха, пенье, трусливые разговоры – мерзость! (А.Толстой)

4) Он не мог молчать, не мог снисходительно улыбаться или отделаться своим противным «А!» – он должен был сказать что-то. (Ю.Казаков)

5) Что народу легло – ай-ай! (Д.Фурманов)

Ответ. Междометие синтаксически не связано с другими элементами предложения. Но в данных примерах междометия выступают в функции различных членов предложения. Примеры 1, 2 – сказуемое, пример 3 – подлежащее, пример 4 – дополнение, пример 5 – обстоятельство. Если междометие выступает в функции подлежащего и дополнения (примеры 3, 4), то оно получает способность иметь при себе определение.

Задание 8. Ученые-лингвисты среди эмоциональных выделяют три группы междометий:

а) междометия, выражающие удовлетворение – одобрение, удовольствие, радость, восхищение и т.п., положительную оценку фактов действительности;

б) междометия, выражающие неудовлетворение – упрек, порицание, протест, досаду, злость, гнев и т.п., отрицательную оценку фактов действительности;

в) междометия, выражающие удивление, недоумение, испуг, сомнение и т.п.

Постарайтесь привести как можно больше примеров на каждую группу междометий.

а) Ага!, ай!, ах!, браво!, о!, ура! и т.д.;

б) а!, ах!, вот еще!, брр!, тьфу!, фу!, эх! и т.д.;

в) ба!, батюшки!, матушки!, ну и ну!, вот так клюква!, подумать только!, увы!, хм! и т.д.

Одни и те же междометия в зависимости от выражения эмоций входят в разные группы. Таковы междометия а!, ах!, ай!, о!, ой!, фу!, эх! и др.

Найдите междометия в следующих предложениях и определите их принадлежность к той или иной группе.

1) Кто-то, перегоняя, проговорил ей над ухом: «Ай да глазки!». (А.Толстой)

2) Ах, да воротите же их! – застонала нервная дама. – Фу, как вы все бестолковы! (А.Куприн)

3) Батюшки! – изумился тонкий. – Миша! Друг детства! (А.Чехов)

4) Пантелей Прокофьевич деловито оглядел чернявую головку, торчавшую из вороха пеленок, и не без гордости удостоверил: «Наших кровей. Эк-гм. Ишь ты!». (М.Шолохов)

5) – Вот так так! – Ромашов вытаращил глаза и слегка присел. (А.Куприн)

Предложения 1, 4 – междометия ай, эк-гм выражают удовлетворение (восхищение, удовольствие) – значит, относятся к первой группе.

Предложение 2 – междометия ах, фу выражают неудовлетворение (досаду, злость, гнев) – следовательно, относятся ко второй группе.

Предложения 3, 5 – междометия батюшки, вот так так выражают удивление и недоумение, поэтому относятся к третьей группе.

Задание 9. Прочитайте междометия: ау!, айда!, брысь!, алло!, эй!, гоп!, вон!, но!, караул!, тсс!, ну!, цыц!, чу!, ш-ш! Какие это междометия? Попробуйте их сгруппировать. Как вы думаете: это возможно?

Хы чего захотел знаки препинания. Смотреть фото Хы чего захотел знаки препинания. Смотреть картинку Хы чего захотел знаки препинания. Картинка про Хы чего захотел знаки препинания. Фото Хы чего захотел знаки препинанияПобудительные (императивные). Данные междометия можно объединить в две группы: междометия, выражающие повеление, приказ, призыв к какому-либо действию и т.п. (айда!, брысь!, гоп!, вон!, но!, тсс!, ну!, цыц!, чу!, ш-ш!), и междометия, выражающие призыв откликнуться, служащие средством привлечь внимание и т.п. (ау!, алло!, караул!, эй!).

Определите, что выражают междометия в следующих предложениях.

1) – Не играйте! – замахали старшины музыкантам. – Тсс. Егор Нилыч спит. (А.Чехов)

2) – Караул! Режут! – закричал он. (А.Чехов)

3) Ребята! Теплынь-то какая, айда купаться. (Вс. Иванов)

4) – Э-ей! – закричал, замахал Григорьев. Повозка свернула в хлеба на полевую дорогу и вскоре подкатила. (В.Кетлинская)

5) – Ну, – сказал я, – выкладывай, что тебе нужно? (К.Паустовский)

В примерах 2, 4 междометия выражают призыв откликнуться, служат средством привлечь внимание. В примерах 1, 3, 5 междометия выражают призыв к какому-либо действию.

Задание 10. Сопоставьте следующие примеры: Ну, бал! Ну, Фамусов! Умел гостей назвать. (А.Грибоедов). Переписывай! Быстро, ну! (Вс. Иванов)

Ответ. В первом примере междометие ну! является эмоциональным, во втором – побудительным.

Задание 11. Поделитесь своими наблюдениями об использовании междометий.

Ответ. Междометия широко используются в разговорной и художественной речи. Они служат средством передачи разнообразных чувств человека, его отношения к фактам действительности. Кроме этого, в произведениях художественной литературы они усиливают эмоциональность высказывания. Нередко междометия как бы вбирают в себя значение нескольких слов, что повышает лаконизм фразы, например: Пусть не удастся, не выйдет ничего, – ничего. Если же удастся – ого! (Д.Фурманов) Использование междометий передает особенности живой речи, богатой эмоциями, придает тексту живость, непринужденность, экспрессию. Междометия играют важную роль в характеристике персонажа.

Задание 12. Все вы читали комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума». Как вы думаете: почему речь Репетилова насыщена междометиями?

Хы чего захотел знаки препинания. Смотреть фото Хы чего захотел знаки препинания. Смотреть картинку Хы чего захотел знаки препинания. Картинка про Хы чего захотел знаки препинания. Фото Хы чего захотел знаки препинанияВспомните знаменитую Эллочку Щукину из романа И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев». Сколько междометий включает ее лексикон? О чем это свидетельствует?

Ответ. Эллочка легко обходилась тридцатью словами, из которых три междометия (хо-хо!, подумаешь!, ого!). Это свидетельствует о языковой и умственной убогости персонажа.

Задание 13. Прокомментируйте знаки препинания. Ученики получают таблицу, состоящую из двух граф. В первой графе записаны примеры. Вторая графа пустая. Во вторую графу ученики записывают комментарий.

Ушица, ей-же-ей, на славу сварена. (И.Крылов)

Жизнь, увы, не вечный дар! (А.Пушкин)

Эй, завяжи на память узелок! (А.Грибоедов)

Как я люблю море, ах, как я люблю море! (А.Чехов)

Увы, на разные забавы я много жизни погубил! (А.Пушкин)

Эге, да это я совсем не туда попал! (И.Тургенев)

Эх! Да ты, как я вижу, слова не дашь вымолвить. (Н.Гоголь)

Караул! Лови, лови, да дави его, дави. (А.Пушкин)

Я до сих пор не могу позабыть двух старичков прошедшего века, которых, увы! уже нет. (Н.Гоголь)Если междометие произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак. Если междометие стоит в начале предложения, то следующее за ним слово пишется с прописной буквы. Если междометие стоит в середине предложения, то следующее за ним слово пишется со строчной буквы3. О, это была бы райская жизнь. (Н.Гоголь)

– О поле, поле! Кто тебя усеял мертвыми костями? (А.Пушкин)

Ну, давай плясать! (А.Н. Островский)

– Ну как не порадеть родному человечку! (А.Грибоедов)Следует различать междометия и одинаково звучащие частицы (после первых запятая ставится, после вторых нет)4. Ай да мед! (А.Пушкин)

Ох и жарко сегодня!

Хорошо здесь, ах хорошо!

Трудно было ему сначала, ох трудно!Внутри цельных сочетаний, в которые входят междометия и местоимения или частицы, запятая не ставится (ах ты, ах вы, ах он, ух ты, эх ты, ай да, ах и, эх и, ух и, эй и, ох эти и т.п.).

В предложениях с повторяющимися словами указанные междометия также не отделяются запятой5. Эк его разобрало! (Н.Гоголь)

Эк ты храпишь, за две комнаты слышно. (И.Гончаров)

Эка раненых-то валится, господи! (Вс.Гаршин)Конструкции с междометиями эк, эка не разделяются запятой6. Отстал я от хороших людей, ах как отстал! (А.Чехов)

. Подчас в каждом приятном слове ее торчала ух какая булавка. (Н.Гоголь)

Это, брат, ух как горько и ух как подло! (Глеб Успенский)

Мы могли бы получить ой какие увечья. (Д.Бедный)Не отделяются запятой междометия, стоящие перед словами как, какой и в сочетании с ними выражающие высокую степень признака (в значении «очень», «весьма», «замечательный», «изумительный», «ужасный»)7. До сих пор, благодарение Богу, подбирались к другим городам. (Н.Гоголь)Междометные выражения отделяются или выделяются запятыми8. Он застрелиться, слава Богу, попробовать не захотел. (А.Пушкин)

Но старик не выдержал и со слезами в голосе заговорил о том, что делиться он не даст, пока жив, что дом у него слава Богу, а разделить – все по миру пойдут. (Л.Толстой)Сочетание слава богу выделяется запятыми, если употребляется для выражения радости, успокоения, облегчения, удовлетворения по поводу чего-либо. В значении же «хорошо», «благополучно» или «в хорошем состоянии» сочетание слава богу выполняет роль сказуемого и запятыми не отделяется9. – Уж я вам отвечаю, что Печорин струсит, – на шести шагах их поставлю, черт возьми! (М.Лермонтов)

Разбудил меня, черт его возьми, сказал, что придет опять! (Л.Толстой)

– Черт знает на что расходовался ум воспитанника! (Н.Помяловский)

– Черт же его дернул ночью с пьяным разговаривать! (М.Лермонтов)Сочетание черт возьми отделяется или выделяется запятыми. Сочетания черт знает, черт дернул запятыми не отделяются и не выделяются

Подведение итогов урока.

Что нового о междометии вы узнали на сегодняшнем уроке?

Домашнее задание. Напишите сочинение «Междометие! Так ли все туманно и неясно?».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *