Хьюстон я проблема что это
Хьюстон, у нас проблемы! Откуда эта фраза?
Эта простая, но очень популярная фраза знакома многим. Она давно стала всемирным афоризмом. И описывает многие жизненные ситуации и курьезы. В основе рождения этой фразы лежит очень интересный исторический факт.
Первое упоминание Хьюстона и проблем
В далеком, 1964 году проходили съемки оригинального фильма «Робинзон Крузо на Марсе». По режиссерской задумке, главный герой оказывается на необитаемой и не изученной планете, и связывается с Центром управления космическим полетами в знаменитом городе. Именно тогда, Робинзон и произносит пока еще безызвестную фразу «Хьюстон, у нас проблемы».
С тех пор, фраза периодически проскальзывала в различных фильмах на космическую тематику, в современном мире она стала культовой, распространилась разнообразными мемами и гифками.
Трагедия на Луне
11 апреля 1970 года, на поверхность Луны была запущена исследовательская миссия «Аполлон-13». На третий день полета, на борту случилась серьезная авария и команда экипажа оказалась в опасных условиях, с ограниченным запасом воздуха и питья.
Во время переговоров с космической станцией, один из членов экипажа сказал фразу «Хьюстон, у нас проблемы». Было принято решение изменить путь полета, чтобы спасти людей. В итоге, команда установила новый рекорд по удаленности летательного корабля от поверхности Земли.
Высадка на Луну не состоялась, но все члены экипажа проявили высокий уровень ответственности и героизма, в сложившейся ситуации. Космический аппарат был восстановлен, и все благополучно вернулись на родную планету. Оригинальный отрывок из сообщения был размещен на всемирной площадке Википедии, что и стало отправной точкой для развития знаменитой фразы.
Хьюстон и проблемы в современном мире
Настоящая популярность для этого афоризма началась после выпуска в прокат фильма «Аполлон-13», который повествует о вышеуказанных событиях и отваге летного экипажа исследовательской миссии.
Главную роль сыграл великолепный Том Хэнкс, из уст которого и звучала эпичная фраза. После этого, ее стали использовать не только в кинематографе, но и в повседневной жизни.
Сначала эта фраза обозначала наличие серьезных проблем и трудностей. Сейчас же, она все чаще используется в сарказме или иронии. Одна из американских звезд использовала выражение «Хьюстон, у нас проблемы» в своем популярном сингле, призывая обратить внимания на проблемы во взаимоотношениях полов. Множество различных мемов наполняют просторы всемирной сети, показывая пустяковые проблемы, со знаменитой фразой.
Из какого фильма фраза «Хьюстон, у нас проблемы»
Сухая констатация факта «Хьюстон, у нас проблемы» может содержать в себе целую гамму чувств: от отчаяния до иронии.
Откуда фраза «Хьюстон, у нас проблемы»
Впервые с просьбой о помощи к неизвестному в то время для большинства россиян Хьюстону обратился в 1964 году персонаж американского фильма «Робинзон Крузо на Марсе». Вторая известная попытка привлечь к себе внимание всё того же Хьюстона относится к реальным событиям 1970 года во время аварии на американском пилотируемом космическом корабле «Apollo-13». Эту фразу произнёс пилот командного модуля Джон Суайгерт. В американскую разговорную речь, а позже и в русскую эти слова вошли после фильма «Аполлон-13», снятого на основе реальных событий, где их произносит герой Тома Хэнкса, командир корабля Джеймс Ловелл. Именно после этого фильма общеизвестным стал факт, что Хьюстон – отнюдь не конкретный человек (и даже не американская певица Уитни Хьюстон, чему было посвящено немало шуток), а центр контроля полетов NASA. Таким образом, фраза «Хьюстон, у нас проблемы» первоначально означала наличие действительно серьёзных трудностей. Ставшее устойчивым выражение окончательно закрепилось после использования ещё в ряде фильмов на космическую тематику, например, в знаменитом «Армагеддоне».
В реальности фраза на английском языке звучала в прошедшем времени, указывая, что проблемы уже решены: «We’ve had a problem». В фильме «Аполлон-13», а затем и повсеместно стало использоваться настоящее время: «We have a problem».
Как выражение используется сейчас
Обращение к Хьюстону не сдаёт позиций и в России, несмотря на смену поколений. Об этом свидетельствует факт появления в 2015 году в репертуаре молодой певицы Юлианны Карауловой песни «Хьюстон», в которой всё так же констатируется наличие проблем, теперь уже между мужчиной и женщиной. Говоря о своей песне, артистка подчеркнула, что выражение ей хорошо знакомо и она пользуется им регулярно.
В настоящее время выражение является довольно популярным мемом, не обязательно обозначающим глобальные трудности, но высмеивающим переживания по недостойным этого поводам.
«Хьюстон, у нас проблемы!»: больше 50 лет с момента появления фразы
На борту находилось трое астронавтов, которым грозила потеря кислорода и полное отключение электропитания — от Земли их отделяли сотни тысяч километров. Только благодаря их находчивости, профессионализму и отчасти удаче, история превратилась не в катастрофу, а в триллер с элементами комедии, и получила счастливый конец.
Автор фразы «Хьюстон, у нас проблема» («Houston, we have a problem») — командир американского космического корабля «Аполлон-13» Джеймс Лоуэлл. Именно эти слова он произнес, когда узнал о взрыве кислородного баллона на борту космической экспедиции и поломке двух из трех топливных батарей.
Под «Хьюстоном» Лоуэлл имел в виду Космический центр имени Линдона Джонсона в городе Хьюстон, в штате Техас, специалисты которого давали указания и в целом дистанционно руководили полетом. В 1995 году на широкий экран вышел художественный фильм «Аполлон-13», давший этой фразе вторую жизнь и сделавший ее невероятно популярной.
С тех пор, более двадцати лет, она употребляется повсеместно, чаще всего в ироничном контексте. Кстати, в русском языке она звучит именно как «Хьюстон, у нас проблемы», а не «проблема». 13 апреля 1970 года «Аполлон-13» стартовал из космодрома Флориды в 13:13.
Почему на корабле взорвался кислородный баллон?
Экспертам удалось выяснить, что к этому привели скрытые дефекты и человеческий фактор — нарушение правил эксплуатации оборудования. Кислородные баки к моменту установки на «Апполоне-13» однажды уже были ранее установлены на другом космическом корабле «Апполон-10», но были демонтированы для внесения некоторых изменений в конструкцию кислородных полок.
Произошла нештатная ситуация: баллоны разогрелись до 538 °C, из-за чего нарушилась их тефлоновая изоляция. Заметить ситуацию было невозможно, так как датчик температуры баллонов имел предельную отметку 80 °F (27 °С).
Все это выяснилось во время следствия уже после полета, а заодно вскрылся еще один факт: при демонтаже баков с «Аполлона-10» рабочие не открутили один болт, из-за чего один из емкостей оказалась поврежденной и еще во время испытаний не выпускала кислород в должном объеме, но это не стало поводом отложить старт запуска корабля.
Ранее пилот Фред Хейз уже пугал команду похожими розыгрышами, но в этом раз все было серьезно. Экипаж решил, что в их корабль врезался метеорит. В случае пробоины всем находящимся на борту грозила бы ужасная смерть: под воздействием космического вакуума их легкие были бы мгновенно повреждены.
Когда командир проверил датчики кислородных баков, он ужаснулся: индикатор уровня в одном из кислородных баков показывал ноль, а стрелка на другом медленно опускалась вниз. В Центре Управления Полетами в Хьюстоне с экранов пропала информация о жизненно важных функциях корабля. Именно тогда, осознав, что произошла нешуточная авария, астронавты сообщили на Землю: «Хьюстон, у нас проблема!»
Эта фраза стала бессмертной, не теряющей своей актуальности и сегодня. На обратном пути экипажу пришлось ориентироваться исключительно по звездам, чтобы добраться до Земли, а само приземление сложно было назвать мягким и безопасным — на протяжении всего полета космонавты постоянно рисковали собственными жизнями, но главное — остались живы.
Кстати, у популярной фразы были все шансы получить продолжение в виде слов «Москва, у нас проблема!». В ноль часов пять минут 25 июня 1997 года космонавт Василий Циблиев готовился к ручной стыковке грузового корабля «Прогресс», отправленного с Земли к орбитальной станции «Мир», но в какой-то момент корабль исчез из видимости.
Космонавт слишком поздно понял, что случилось непоправимое: огромный «Прогресс» врезался в борт станции «Мир», которая содрогнулась, включилась аварийная сигнализация.
Российская часть экспедиции решила, что единственный способ спасти станцию — ликвидировать утечку воздуха и отстыковать один из модулей, «Спектр». Они стали отсоединять разъемы десятков кабелей, которые ветвились через открытые люки, но некоторые соединения не поддавались.
Сегодня мы восхищаемся находчивости космических путешественников, не растерявшихся в сложных ситуациях, и желаем, чтобы фраза «Хьюстон, у нас проблемы» звучала как можно реже — и в космосе, и в обычной жизни.
Хьюстон, у нас проблемы. Юбилей фразы
Вчера был памятный день в космонавтике для всего мира и все мы вспоминали Юру и текущее наследие. Сегодня же, ставшая уже крылатой фраза «Хьюстон, у нас проблема», отмечает свой юбилей в 50 лет. Именно 13 апреля 1970 года, через 55 часов после запуска пилотируемого космического аппарата Аполлон-13, произошла внештатная ситуация и в эфире прозвучала эта фраза.
Строго говоря, в оригинале фраза звучит «we’ve had a problem here» т.е. «у нас была проблема здесь» и изначально принадлежит не командиру экипажа, а Джону Суайгерту – пилоту командного модуля. И уже потом, после просьбы с Земли повторить сообщение, командир Джеймс Ловелл передал «Houston, we’ve had a problem», запись можно послушать.
В целом у этих ребят с самого начала все начиналось через одно место. По плану, они должны были лететь на Луну в следующей миссии, но по медицинским показаниям основной экипаж остается на земле, а наши парни в срочном порядке стали готовится к отправке на Луну. Автор крылатой фразу тоже затесался в эту компашку случайно. Буквально за 3 дня до вылета из-за контакта с человеком, который был болен краснухой, снимают со старта Томаса Маттингли и меняют на счастливчика Джона Суайгерта.
А дальше начинается трэш. Буквально через 5 минут отключается один из двигателей разгонной ступени, благо был запас по топливу и проблему устранили увеличением работы оставшихся двигателей. Вроде ок, летим дальше.
Осталось дело за малым, вернуться домой. Аполлон-13 в момент аварии находился уже рядом с Луной и Хьюстон должен был срочно принят решение: развернуть аппарат сразу, тем самым сэкономить кучу времени, но подвергнуть значительному риску экипаж, либо совершить облет вокруг Луны и более безопасным способом вернуть ребят на Землю. После коротких и жарких обсуждение приняли долгий вариант с облетом. В целом в ЦУП нагнали кучу ученых мужей и каждый отрабатывал решение проблем по своей зоне ответственности.
Ситуация сложилась следующая: экипаж начинает бороться со временем – на возврат требуется 3,5 дня, а ресурсы у парней ограничены и в текущем режиме до Земли они не дотянут. Пришлось экономить на всем: электроэнергия, топливо, пресная вода. Кислород был. А вот выдыхаемый углекислый газ всего за 1,5 дня превысил бы пороговые значения. И в целом приходилось бороться за час возвращения на Землю.
Проблему с повышенным содержанием углекислого газа отработал клуб очумелых ручек с Земли и выдали решение, как воткнуть квадратный фильтр в круглое отверстие с помощью пластиковой бутылки подручных средств и синей изоленты. Далее, в целях экономии энергетики и теплоносителя, были отключены практически всех потребители тока, и температура в лунном модуле не повышалась в эти дни выше 11 градусов, а в командном модуле не больше 6. Теплой одежды не было и экипаж реально замерзал, что привело к болезни одного из членов команды. Спать в таких условиях толком не могли, что сказывалось на общем состоянии. Да даже в туалет им пришлось ходить в пластиковые пакеты, т.к. система утилизации мочи создавала лишнюю реактивную тягу, что вело к отклонению от курса.
Аполлон-13 штатно обогнул Луну и направился в обратный путь, попутно установив рекорд по отдалению от Земли пилотируемого аппарата более чем на 400 тыс.км. Внезапно астронавты услышали громкий хлопок и корабль затрясло. Выглянув в иллюминатор, они увидели, что в районе посадочной ступени лунного модуля наружу вырывается аэрозольное облако. Хьюстон увидел снижение мощности одной из батарей, но по расчетам оставшихся батарей должно было хватить. Причина взрыва – скопившийся кислород и водород в батарейном отсеке воспламенился от случайно искры. Полет был продолжен.
Отдельно следует отметить маневры по коррекции траектории. Будучи неуверенными в правильной работе приборов, а потом и вовсе с отключенным питанием, ребята в ручном режиме должны были попасть в узкий коридор входа в атмосферу, с углом входа близким к 6,5 гр. Больше этого угла – астронавтов размажет и поджарит, меньше – рикошет и улетят обратно бороздить просторы космоса. И все эти корректировки проводились без систем навигации, только ориентируясь на солнышко и Землю! Поскольку Аполлон постоянно уходил с траектории, было проведено несколько волнительных маневров по восстановлению правильного вектора движения.
Перед самой посадкой даже такие штатные процедуры как отделение служебного и лунного модулей представляли собой сложность. Никто не знал, как поведут себя пироболты, предназначенные для отстрела, сможет ли модуль после отстрела уйти в сторону, изменится ли после отстыковки траектория? Сможет ли включится командный модуль с таким разрядом батарей? Не произойдет ли из-за конденсата короткого замыкания во время включения?
Делать нечего, по схеме, разработанной на Земле, подключили необходимые потребители энергии. Ничего не закоротило, напряжения хватило. Неожиданно выяснилось, что вес командного модуля не соответствовал расчетному- внезапно, не хватало 45 кг лунного грунта. Пришлось перетащить часть барахла в и без того достаточно тесный спускаемый модуль.
Затем совершили небольшой манёвр по изменению угла, осуществили отстыковку служебного модуля, вроде все ок, ушел в сторону. Дальше надо отделить лунный модуль. Задраили люки, стали сбрасывать давление и в модуле и опять проблема – перерасход кислорода в спускаемой капсуле. Первая мысль – люки закрылись не плотно и на борту утечка кислорода. Но в этот раз повезло – просто система жизнеобеспечения выровняла давление до нужного уровня, но ребята явно попотели в эти минуты. На момент отделения лунного модуля запас по электроэнергии и воде составляли всего лишь 4,5 ч и 5,5 ч соответственно.
Осталось дело за малым – для успешного возвращения нужно как-то проверить систему навигации и надеяться, что парашюты раскроются. Систему навигации откалибровали по Луне, момент соприкосновения с диском Земли совпал с расчетным. На парашюты никаким образом повлиять не могли, оставалось лишь наедятся на успешной срабатывание.
Вход в атмосферу, 4:30 минут молчания, успех.
Так что да, Хьюстон, у парней реально были проблемы.
Причина аварии, как всегда, человеческое раздолбайство (изменили рабочее напряжение, но до всех довели новую спецификацию). Более подробное описание проблем, пришедших во время этой миссии, можно прочитать в отличной статье здесь.
Статья на википедии с хронологией.
Ну и для трискайдекафобов: запуск Аполлон-13 был произведен в 13:13 по местному времени, а критическая авария, повлиявшая на ход миссии, произошла 13 апреля 1970 года.
Хьюстон, у нас проблемы
« | Houston, we’ve had a problem here! | » |
— Джон Леонард Суайгерт (1931 — 1982), пилот командного модуля Аполлона-13 |
«Хьюстон, у нас проблема» — ушедшая в народ фраза; в оригинале звучала так, как написано в эпиграфе: «Хьюстон, у нас была проблема». Причём в любом случае это очень мягко сказано с учётом того, что случилось на борту.
Обычно применяется по поводу и без повода в литературных произведениях, анекдотах и в фильмах, при появлении каких-то тревожных симптомов, говорящих о том, что что-то не в порядке, но насколько всё плохо — ещё предстоит выяснить.
Очень часто встречается на смешных картинках с доведением ситуации до абсурда.
Реальная ситуация: в 2017-м с МКС из-за мелких неполадок было отправлено такое сообщение. Ответ Хьюстона был примерно следующим: «У Вас проблемы? У нас тут ураган! Вода достигла второго этажа, и три сотни сотрудников ночуют в главном здании, так как лишись домов. Это у нас сейчас проблемы!»