Хьютагогика что это такое
Вот — новый поворот? От педагогики к андрагогике, от андрагогики к хьютагогике
Тем, кто работает с информационными технологиями, приходится учиться непрерывно. Но взрослые не могут учиться по тем же принципам, что и школьники: наша способность воспринимать информацию меняется на протяжении жизни. Исследования в этой области привели к появлению новой образовательной концепции, а информационный бум, распространение мобильных интернет-устройств и развитие социальных сетей предопределили очередную смену образовательной парадигмы.
В этой статье я расскажу, как эволюционировали образовательные концепции, на какие принципы обучения взрослых опираются современные учебные центры и что изменится в образовании в недалеком будущем.
Образование считается одной из самых консервативных сфер деятельности человека. Однако и в теории обучения время от времени происходят большие перемены. Одно из таких изменений случилось в середине прошлого века: оформился отдельный раздел теории обучения – обучение взрослых, или «андрагогика».
Хотя сам термин «андрагогика» был введен немецким историком-педагогом Александром Каппом на сто лет раньше, в XIX веке, теория обучения взрослой аудитории получила реальное развитие лишь в середине XX века.
Необходимость «закачивать» во взрослые умы большое количество сложной информации технического характера в короткие сроки неизбежно привела к исследованию особенностей взрослого человека как субъекта процесса обучения. Один из первых примеров такой задачи – обучение солдат во время Второй мировой войны. Относительно недавний пример – обучение ИТ-специалистов.
Все мы отлично знаем традиционный школьный и вузовский подход к обучению. Это обучение преимущественно контентно-ориентированное, а в центре образовательного процесса находится учитель. Он – непререкаемый авторитет.
Источник
Подход ориентирован на массовое обучение более-менее однородной по начальному уровню знаний и опыта группы учеников. Часто опыт у учеников отсутствует, а их разум – это «чистый, белый лист бумаги». В школьных классах обычно занимается не менее 20 учеников, а на лекциях в вузах число студентов может превышать и сотню. Программы в школах и университетах – многолетние и ориентированы прежде всего на получение фундаментальных знаний. И, что важнее, школа и вуз должны научить подрастающее поколение осознанно учиться и трудиться.
В чем же отличие подхода к обучению в рамках андрагогики?
Если говорить про обучение ИТ-специалистов, то каждый уважающий себя ИТ-вендор имеет программу обучения и сертификации (экзаменов) преподавателей, которая основана на принципах андрагогики, а учебные центры, ведущие такие программы обучения, обязаны иметь в штате подготовленных преподавателей.
В наш учебный центр «Сетевая Академия ЛАНИТ» мы всегда с опаской берем на работу уже сложившихся учителей школ и преподавателей вузовов. Не каждому из них удается перебороть свои привычные взгляды на процесс обучения и перестроиться.
Источник
Поскольку обучение информационным технологиям носит прикладной характер, содержание курсов быстро устаревает. Сейчас обычный срок обновления технических ИТ-курсов составляет не более двух лет.
Об электронном обучении elearning активно заговорили в 90-х годах прошлого века, что было связано с растущей доступностью персональных компьютеров и развитием Интернета. Тогда на Западе появились школы с дистанционным обучением для учеников из дальних поселений. Сегодня использование электронного обучения – обычная практика не только для школ и вузов, но и для бизнеса.
Термин «хьютагогика» или «эвтагогика» (два равнозначных перевода английского heutagogy) был сформулирован в научной статье австралийских педагогов и ученых Стюарта Хассе (Stewart Hase) и Криса Кеньона (Chris Kenyon) в 2000 году. Этот термин по аналогии с «педагогикой» и «андрагогикой» сконструирован из греческих слов, которые апеллируют к самостоятельному поиску, открытиям и выводам.
Источник
Хьютагогика не противопоставляется андрагогике и не отменяет ее, а является ее продолжением, следующим шагом, на котором учащийся берет на себя роль лидера в образовательном процессе. Он не только самостоятельно ищет и отбирает информацию, но также и выбирает способы и методы обучения. А значит, учащийся должен представлять сущность таких вариантов и оценивать их эффективность.
Хьютагогика – это творческий подход к самостоятельному обучению, который позволит учащемуся самому определять, что, когда и как он будет изучать.
Роль преподавателя также изменяется. Лучше всего его миссию описать иностранным термином «фасилитатор» (человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию). Он следит за соблюдением правил встречи, её процедуры и регламента. Фасилитатор позволяет её участникам сконцентрироваться на целях и содержании встречи.
Для реализации принципов хьютагогики в образовательном процессе должны быть изучены, пересмотрены и скорректированы подходы к производству учебного контента. Очевидно, он должен быть максимально понятным, подаваться с использованием игровых компонент и, желательно, небольшими порциями в разных форматах.
Сейчас эффективность самостоятельного обучения – одна из основных тем при обсуждении проблематики корпоративного обучения. Это обусловлено тем, что во всех крупных организациях (в том числе и в нашей группе компаний) уже внедрены системы электронного обучения, которые, как правило, предполагают самостоятельное обучение как основную форму образования.
При этом все понимают, что невелика конвертация тех, кто начал учиться самостоятельно, и тех, кто завершил это обучение без дополнительных организационных и методологических усилий. Самостоятельное обучение должно «подпитываться» внешней энергией экспертов, тьюторов, мотиваторов, других слушателей. Форма подачи и доступность материала, продолжительность образовательной единицы – все имеет смысл и значение, иначе интерес к самостоятельному обучению теряется.
Ряд специалистов по обучению персонала отмечает общую низкую культуру самообучения в России. Используя на курсах «Сетевой Академии» элементы самообучения, мы также нередко отмечаем, что специалисты не готовы к восприятию проактивных форм самостоятельного обучения. Например, обучающиеся не могут критически воспринимать информацию и задавать вопросы преподавателю, а больше ориентированы на традиционный подход, когда учитель задает вопросы по изученному материалу. Слушателям бывает сложно самостоятельно контролировать качество усвоения материала. То есть взрослому, воспитанному традиционной системой образования и привыкшему к пассивному восприятию новой информации, бывает непросто перестроиться к новой системе.
Источник
Поэтому менять подходы к обучению лучше с самого детства, в школе или даже раньше. Очень важно научить людей учиться самостоятельно и осознанно, потому что правильно выстроенное самостоятельное обучение сможет конкурировать по эффективности с онлайн-обучением.
Многие компании экспериментируют с методологией самообучения и мотивацией слушателей, интуитивно используя положения хьютагогики. На слуху такие подходы и практики обучения, как микробучение, sms-треннинги, мобильное обучение, смешанное обучение и т.д. Мы также проводим эксперименты и внедряем практики и инструменты, показавшие свою эффективность (например, т.н. «персональное обучение»). При этом «задним числом» понимаем, что в основном все внедряемые нами новшества относятся к подходу в духе хьютагогики.
Например, мы изменяем роль преподавателя, делая его больше консультантом, направляющим самообучение слушателей, а не лектором, или даем большую свободу слушателям в выборе материала для изучения. Но всегда лучше понимать общие принципы построения обучения, чем использовать метод «научного тыка».
В свое время изучение принципов андрагогики очень помогло нам в выстраивании массового обучения взрослых слушателей. Мне не известно, проводились ли в России осознанные попытки построения самонаправляемого обучения (если такие примеры есть, поделитесь, пожалуйста). В мире такие исследования проводились, например, обучение аспирантов менеджменту проектов в Университете Халла.
Изменения в подходах к корпоративному обучению (да и, наверное, в образовании в целом) грядут, и они неизбежны и уже происходят. Бизнесу нужны специалисты, которые могут принимать самостоятельные решения и доводить их до результата. Умение направлять свое самостоятельное обучение, безусловно, коррелирует с таким бизнес-требованием.
Источник
Пока новая концепция обучения взрослых находится в стадии осмысления, генерации идей, совершения проб и ошибок. Мы ждем перемен и готовимся к ним. А вы замечаете, как в последние десятилетия меняются подходы к образованию?
Внизу небольшой опрос на эту тему, и мы думаем, всем будет интересно узнать, как учатся читатели Хабра.
Как учатся взрослые: подходы и особенности
Любовь Карась
Стремительное развитие науки и технологий требует от человека постоянного развития и способности адаптироваться. Поэтому непрерывное обучение становится не просто опцией, а необходимостью для существования в новых реалиях. Сегодня создаются условия для самообразования, появляются новые взгляды на образовательные процессы. Основываясь на статьях о сравнении парадигм обучения и о набирающей популярность хьютагогической модели, подготовили обзор подходов к обучению взрослых.
Парадигмы обучения взрослых
Андрагогика
Андрагогика как понятие возникла еще в XIX веке, но стала набирать обороты только после Второй мировой войны, когда стали особенно актуальны вопросы профессиональной переподготовки. Далее, с развитием идеи lifelong learning и постепенным уходом принципа одной карьеры на всю жизнь, принципы андрагогики привлекали все больше внимания всех тех, кто вовлечен в создание образовательных программ вне зависимости от сферы.
Малькольм Ноулз — один из ключевых зарубежных теоретиков андрагогики — популяризировал концепцию андрагогики в 1980 году и описывал ее как «искусство и наука помощи взрослым в обучении». Ноулз и теория андрагогики утверждают, что взрослые учащиеся во многом отличаются от детей. В частности, Ноулз выдвинул несколько допущений, через призму которых стоит рассматривать обучение взрослых:
Представление о себе или понимание себя (self-concept). Взрослые — это, как правило, более зрелые люди, которые лучше понимают, кто они и что собой представляют, какие у них цели и возможности, и осознают себя, что позволяет им активно выбирать и участвовать в организации своего обучения.
Прошлый опыт обучения. У взрослых есть опыт, который они могут использовать в процессе обучения, в отличие от детей, находящихся только в начале образовательного пути.
Готовность к обучению. Многие взрослые осознают ценность образования и готовы сосредоточиться на этом.
Практические причины учиться. Взрослые ищут практические, проблемно-ориентированные подходы к обучению. Многие поддерживают концепцию непрерывного образования и преследуют цель получить новую конкретную работу или даже изменить карьерную траекторию.
Внутренняя мотивация. Источники мотивации детей обычно являются внешними — например, наказание или поощрение за оценки. А взрослые, как правило, больше внутреннее мотивированы.
Исходя из этих характеристик, Ноулз сформулировал следующие принципы обучения взрослых:
Поскольку взрослые самостоятельны и управляют своим развитием (self-directed), они должны иметь право голоса в процессе обучения и возможность выбирать.
У взрослых есть опыт, поэтому их обучение должно расширять накопленные знания и основываться на этом опыте.
Так как взрослые стремятся к практическому обучению, образовательные программы должны затрагивать вопросы, связанные с работой или личной жизнью.
Обучение должно быть сосредоточено на решении практических проблем, а не на простом запоминании содержания.
Хьютагогика
Учащийся самостоятельно решает, как построить свое обучение в соответствии со своими целями и интересами, используя творческий подход
Главные отличия парадигм обучения
Материал подготовлен при поддержке K-AMPUS — облачной IT-платформы для автоматизации корпоративного обучения. Сервис позволяет персонализировать обучение, обеспечить онбординг новых сотрудников и получить доступ к тысячам материалов для развития профессиональных и гибких навыков.
Эвтагогика
. Хьютагогика позиционируется авторами как новый подход к организации обучения взрослых, как учение о самообразовании, то есть учение о том, как самостоятельно учиться в XXI веке. Основной принцип подхода гласит, что ученик стоит в центре своего собственного обучения, и, следовательно, что обучение не следует рассматривать как педагого-ориентированное или предмето-ориентированное, но ученик-ориентированное. Другими словами, в обучении главную роль играет не предмет обучения или педагог обучающий чему-либо, а сам ученик, изучающий что-либо. Первая часть термина «эвтагогика» сконструирована из нескольких семантически связанных греческих слов: ευρετικός (эвретикос) в значении «обнаруживать, выяснять, узнавать», εφευρετικός (эфевретикос) в значении «изобретательный», εύρημα (эврема) в значении «найти». Вторая часть термина восходит к греческому аγω (аго) — «веду» по аналогии с такими терминами, как педагогика и андрагогика. Таким образом, в семантике слова заложен смысл «вести к изобретениям, открытиям, находкам, выводам».
Связанные понятия
Концепция лингвокультурной грамотности Э. Д. Хирша — теория (концепция), разработанная американским культурологом и педагогом Эриком Дональдом Хиршем (англ. Eric Donald Hirsch). Основополагающей целью этой теории является формирование нужных способностей и познаний носителей английского языка для адекватной коммуникации с носителями других языков и культур. По мнению Э. Д. Хирша, для удачной межкультурной коммуникации необходимо глубочайшее познание различных культурных знаков соответственной культуры.
Как современные подходы в образовании ставят студента в центр процесса обучения
Вообще-то так учили студентов ещё Аристотель, Платон и Сократ. А теперь это отлично работает в digital-образовании.
Создание курса — это гораздо более сложный процесс, чем просто сборка контента, его структурирование и размещение на платформе. Если говорить о настоящем проектировании курса, то мы, методисты, становимся архитекторами, создаём проект нашего «здания», чтобы оно было одновременно функциональным, визуально привлекательным и удобным для людей. В этой статье я расскажу про один из аспектов того, как быть талантливым архитектором курса — благодаря своим ученикам.
Как менялась роль учащегося
Педагогика развивалась вместе с социумом: от консервативного подхода мы пришли к гибкому подходу. Онлайн-образование заставило педагогов стать ещё гибче: подстраиваться под распорядок дня, возраст, цели, возможности каждого ученика в условиях жёсткой конкуренции в сфере digital-образования. Исторически можно выделить три подхода к обучению, в которых ученику отводятся разные роли и значения.
1. Ученик — это объект
История образования начиналась с такого подхода. Он и сейчас отлично работает в консервативном обществе со строгой иерархией. Традиционная педагогика отводит учащемуся роль объекта, которому старшее поколение передаёт жизненный опыт.
Признаки этой модели: ученик слушает учителя, знания из одной головы «перекладываются» в другую. Субъект в этой классификации — учитель, у него есть все полномочия, знания, педагогическая цель, он воспитывает объект. Объект — ученик, тот, на кого направлена педагогическая и воспитательная активность субъекта.
Звучит очень несовременно, хотя из такого подхода появились полезные для своих задач формы обучения — наставничество, лекционный формат, инструктажи и тому подобное. Но, конечно, использовать только такой подход в обучении, особенно онлайн, неэффективно.
Взрослый ученик предпочитает общение на равных даже в обучении, а современный ребёнок может быстро заскучать. Такой директивный подход в обучении помогает, когда нужно передать экспертные знания в неизменном виде, научить строгому алгоритму, но для полноценного развития навыков этого будет недостаточно.
2. Ученик — это субъект
К такому подходу учителя пришли постепенно. Его признаки: роль педагога всё ещё главная — это он ведёт ученика «за руку» к цели, которую сам же ученику и ставит. Эта парадигма тоже директивная, но уже не настолько, насколько подход «ученик — объект». Она более демократичная, субъект обучения уже имеет какие-то права, и его стремления, желания учитываются учителем. Из этого подхода появились активные формы обучения, такие как тренинги, деловые игры, проектное обучение.
В этом подходе более заметна роль учащегося, а преподаватель становится помощником, организатором, ведущим образовательного процесса, тренером навыков, фасилитатором.
3. Ученик — это центр обучения
Парадигма learner-centered learning (в переводе с англ. — ученикоцентричное обучение) говорит нам о новом отношении к ученику. Он перестаёт рассматриваться только внутри образовательной программы как студент, клиент, потребитель. Он становится заказчиком и инициатором этого обучения. Ученик решает всё: где учиться, когда, зачем и чему. Учитель — только помощник, его цель — сделать ученика максимально самостоятельным в получении знаний, условно говоря, «дать удочку, а не рыбу». Педагог в такой модели помогает строить персональную траекторию для учащегося, обеспечивает ему ресурсы для непрерывного обучения и моделирует среду для развития, чтобы даже после окончания курса тот продолжал получать знания и применять их самостоятельно.
В этом подходе перед преподавателем встаёт вызов — учесть в образовательном пути ученика не только программу обучения, но и его окружающую среду. Например, надо помочь настроить режим обучения, развить рефлексию, наблюдательность, чтобы ученик получал нужные знания, навыки не только на уроке, но и вне заданного образовательного пространства, в жизни.
При проектировании обучения я рекомендую сочетать полезные практики из каждого подхода в зависимости от задачи. В начале статьи я сравнила методиста с архитектором, который при создании проекта учитывает разные аспекты — функциональность, эстетику, долговечность здания и ещё множество других факторов. Так и в случае с проектированием курса методист должен учитывать то, какая перед обучением стоит задача, кто будет учиться, как сделать образовательный опыт удобным и эффективным.
Какие подходы к образованию помогают ученикоцентричному обучению
Общество, государство и наука развиваются, формируются новые взгляды и на развитие человека, появляются новые подходы. Ниже перечислены некоторые понятия и концепции, которые лежат в основе современного образования и сосредоточены как раз на образовательном опыте ученика.
Руководитель Школы методистов онлайн-университета Skillbох, дизайнер образовательного опыта, автор Telegram-канала о проектировании образовательной среды LX notes и программы карьерного развития методистов LXD hero. Один из авторов проекта «Скиллсет методиста». В сфере образования 13 лет.
Хьютагогика (эвтагогика)
Этот термин ввели Стюарт Хассе и Крис Киньон в 2000 году как концепцию настоящего самостоятельного обучения, в продолжение к андрагогике — общей концепции обучения взрослых. Суть хьютагогики в том, что взрослый человек самостоятельно учится всему в разных форматах — в кружках, на курсах, лекциях, хакатонах, в живом общении с теми, кто может чему-то научить, и посредством погружения в среду, в которой хочется узнавать новое. Образование таким образом строится не вокруг предмета или преподавателя, а вокруг человека, который учится. Если педагогика — это наука о воспитании и образовании детей и подростков, андрагогика — наука об образовании взрослых, то хьютагогика рассматривается как наука о самообразовании.
Концепция ученикоцентричного обучения, кстати, совсем не новая. Например, Платоновская академия в 380-х годах до н. э. была устроена именно таким образом: ученики Платона вели диалоги, споры, а Платон как учитель модерировал этот процесс, ему помогали также более опытные ученики. В Древней Греции этот подход был очень распространён: Аристотель и Сократ также много дискутировали с учениками, когда преподавали в Ликее, ведь в споре часто рождается истина.
Хьютагогика тесно связана с принципом lifelong learning (обучение в течение всей жизни) и с другими современными подходами, о которых речь пойдёт дальше.
Как использовать в проектировании образовательного продукта
Если вы создаёте обучение для взрослых людей и через свою программу не только передаёте знания и тренируете навыки, но и помогаете студентам учиться самостоятельно, осознать свою стратегию развития, то подходы хьютагогики помогут вам сделать обучение эффективнее.
Что почитать по теме:
Целеориентированный подход
Концепция целеориентированного обучения (от англ. goal-oriented learning) продиктована цифровой эпохой, где обладание информацией менее ценно, чем способность ориентироваться в предмете, фильтровать информационный поток и фокус на результате. Образование становится всё больше направлено на развитие навыков, а не передачу знаний «в стол». Сейчас очень много курсов, ориентированных на трудоустройство, например, в Skillbox есть программы даже с гарантией трудоустройства.
Это актуально не только для взрослых. Детям также нужна практикоориентированность: например, они учатся ради поступления в вуз (то есть тоже ради будущей работы).
Студенты в качестве результата от современного обучения ждут не только знаний и навыков, но и готового портфолио. Педагог или методист при проектировании курса должен учитывать то, каким образом человек сможет применить знания на практике. Конечно, есть курсы, цель которых — просто расширить кругозор, узнать больше про историю, культуру. Но даже в таком формате можно закладывать практическое применение: как история соотносится с реальностью, помогает ли прошлое анализировать настоящее, в какой контекст это явление встроено сейчас и так далее.
Как использовать в проектировании образовательного продукта
Проектирование образовательной программы от результата — один из самых распространённых подходов к тому, чтобы сделать обучение эффективным. Когда мы понимаем, что студент должен делать после обучения, нам проще создать такой образовательный опыт, чтобы он этого достиг. Кроме того, целеориентированное обучение предполагает работу с личными целями учащегося — например, через практику постановки целей в начале курса, планирование времени на учёбу, возврат к целям в конце обучения и включение в курс работы над своим проектом.
Что почитать по теме:
Самонаправленное обучение
Автор концепции самонаправленного обучения (на английском — Self-directed learning) — Джеральд Гроу, профессор журналистики, преподаватель и автор книг по обучению. Суть его поэтапной модели самонаправленного обучения (на английском — Staged Self-Directed Learning Model или просто SSDL-model) в том, что ученик движется в процессе обучения от «зависимости» к «самонаправленности». То есть это постепенный процесс, который начинается с первой стадии, когда ученик зависит от учителя: у него пока мало знаний и ожиданий от предмета, не сформулированы цели обучения. Постепенно, шаг за шагом, ученик становится «самонаправленным», и теперь он — полноценный соавтор курса. Это четвёртая стадия в таблице ниже.
Вот перевод таблицы, которая показывает все четыре этапа перехода:
Как использовать в проектировании образовательного продукта
По моему опыту, модель SSDL помогает в онлайн-образовании найти ответ на один из важных вопросов: «Как сделать так, чтобы участники курса проходили его до конца?» Я считаю, что проектирование курса по четырём стадиям модели Гроу хорошо справляется с этой задачей. Чем дальше студент вовлекается в обучение, тем больше полномочий «сотворца» курса он берёт на себя, и тем выше вероятность того, что он не бросит учёбу на полпути и дойдёт до конца. Так как роль студента меняется, должна меняться и роль преподавателя, ведущего образовательного процесса. Поэтому при проектировании обучения нужно продумывать не только, что делает ученик, но и как меняется задача учителя.