Как сделать демо запись дома

Как сделать свою первую демозапись

Предлагаем вашему вниманию перевод статьи Jeffrey Leclair, основателя и президента JL Studios recording (Торонто), где он дает несколько рекомендаций новичкам. Возможно в этих советах много прописных истин, которые вам известны, но все же, не лишним будет еще раз их вспомнить и найти время, чтобы сделать качественную демозапись по всем законам маркетинга.

РадиоЗвук благодарит Наталью Лещенко, которая любезно согласилась перевести эту статью для нашего портала.

Советы начинающим дикторам: запись демо

Модель включает в портфолио образцы своих фотографий, опубликованных в журналах, а востребованный диктор составляет небольшую, длительностью до 90 секунд, подборку своих недавних работ, выполненных на заказ. Затем он рассылает демо разного рода продюсерам, помощникам режиссёров и другим работодателям, которые могут оставить у себя запись на случай необходимости в будущем сделать заказ.

Часто бывает так, что обладателя подходящего голоса приглашают к сотрудничеству сразу после прослушивания его демозаписи. Во многих случаях для того, чтобы быть востребованным, диктору приходится проходить этап прослушивания голоса.

Мало кому хочется иметь дело с новичками без опыта дикторской работы. Чтобы смело встать в ряд с другими, уже работающими профессионалами, нужно сделать такую демозапись, чтобы она производила впечатление, как будто бы вы не новичок, а уже какое-то время работаете в этой области. Отрывки, включённые вами в демозапись, должны быть похожи на реально звучавшие в эфире элементы.

Работа с педагогом

Очень важную роль мог бы сыграть для вас преподаватель по мастерству речи. Если вы ищете такого специалиста, убедитесь в том, что имеются положительные отзывы о его работе. Вам нужен педагог, который понимает ожидания рекламных агентств, звукорежиссеров и продюсеров.

Не стоит сразу делать демозапись своего голоса, если вы к этому ещё не готовы. Найдите педагога по мастерству речи и позанимайтесь с ним, прежде чем вкладывать деньги в студийную запись. Если там, где вы находитесь, нет возможности найти такого специалиста, попробуйте поискать в Интернете объявления о дистанционном обучении.

Как сделать демо запись дома. Смотреть фото Как сделать демо запись дома. Смотреть картинку Как сделать демо запись дома. Картинка про Как сделать демо запись дома. Фото Как сделать демо запись дома

Удачная демозапись должна представлять из себя хорошую копию рекламного ролика: это должен быть добротный текст, кроме того, вы должны продемонстрировать в своих начитках различную эмоциональную окраску, разные ролевые характеристики и энергетику, ведь именно это востребовано рынком.

Где записать демо

Чтобы демозапись могла выдержать конкуренцию при рассмотрении заказчиком, она должна быть сделана в профессиональной студии, в которой имеется как подходящий музыкальный материал, так и возможность применения специальных звуковых эффектов, чтобы всё это можно было наложить на запись вашего голоса.

Чтобы сделать профессиональную демозапись, начинающему диктору, возможно, придётся потратить много времени, в пределах восьми часов и даже больше. Такая работа включает в себя запись голоса, обработку, подборку и наложение музыкального материала и дальнейшее сведение.

Проверьте, что это за студия, попросите разрешения предварительно посмотреть, каким оборудованием она располагает. Оглядитесь вокруг: имеется ли звукоизоляция, приветливый ли персонал, будет ли вам комфортно записываться здесь, может быть, у них даже есть готовые тексты для начитки. Попросите дать вам прослушать записи других дикторов, сделанные в этой студии.

Подготовка к записи

Расслабьте область шеи (повращайте головой), порастягивайте мышцы лица (различными движениями губ), расправьте плечи, пооткрывайте широко рот, произнесите несколько любимых скороговорок. Разминка полезна для расслабления (снятия зажима) и для более чёткого звучания речи.

Перед началом записи в студии важно расслабиться (для освобождения от зажима), так будет легче избежать многочисленных помарок и быстро найти нужный тон звучания. Следуя эти советам, вы добьётесь наилучшего результата при записи в студии.

Не нужно сразу отправлять демо всем студиям. Когда вы разошлёте предполагаемым заказчикам порядка несколько писем и получите первые отзывы, вам станет понятно, что делать дальше, возможно, придётся ещё раз поработать в студии, чтобы немного отшлифовать свою демозапись и добиться лучшего результата.

Источник

Пять правил записи демо

Как сделать демо запись дома. Смотреть фото Как сделать демо запись дома. Смотреть картинку Как сделать демо запись дома. Картинка про Как сделать демо запись дома. Фото Как сделать демо запись дома

Сейчас, во время практически неограниченного доступа к профессиональному звукозаписывающему оборудованию, остро встает вопрос о том, какое место в жизни музыканта должно занимать демо и нужно ли оно вообще? Огромное количество музыки, записанной дома, не отличается по качеству от того, на что в больших студия тратят большие деньги. Музыканты, находящиеся в рамках некоторых жанров вообще не нуждаются в том, чтобы записываться профессионально — LO-FI (или демо) по сей день в почете у многих исполнителей.

Вспомним историю альбома Nebraska Брюса Спрингстина. Записанные на скорую руку с помощью кассетного бумбокса песни должны были стать демо предстоящей полноценной записи. Однако Спрингстин решил выпустить их в том самом демо-виде. В 1982 году такое решение было дерзким и революционным. Но едва ли можно кого-то-то удивить подобным в 2015.

Но все же формат демо — это устоявшаяся веками концепция, и причин для его записи огромное множество — от экономических до социальных. Для одних исполнителей демо — это способ узнать, на что они способны, услышать себя со стороны. Для других, в особенности, метал-, панк- и хардкор-музыкантов — это первый шаг к тому, чтобы стать частью сцены: не совсем альбом, но все же что-то, благодаря чему их могут оценить окружающие, не побывав на концерте. Зачем записывать все свои концерты и репетиции, чтобы узнать, к чему быть готовым в студии? Демо-запись может ответить на все вопросы. Звукозаписывающие студии потратили тысячи долларов на микрофоны и предусилители, и, надеемся, тысячи часов, чтобы натренироваться с ними работать. Поэтому потратить свое время на изучение своей же музыки — совсем неплохое решение. Вот пять советов, которые помогут вам грамотно подойти к записи своего демо.

1. Знайте, на кого рассчитана ваша запись

Делаете ли вы демо с намерением послать его звукоинженеру, с которым хотите работать, чтобы он хорошо ознакомился с вашей музыкой? Или же вы хотите отправить его на лейбл или в редакцию издания, чтобы заполучить какие-то отзывы? В случае с лейблом это не очень хорошая идея, потому как большинство из них предпочитают полноценно записанные песни, но редкие истории успеха все же случаются. Пусть запись будет «сырой» и далекой от того, что вы действительно хотите слышать. Но заранее сделайте акцент на сильных сторонах всех песен, и постарайтесь сделать так, чтобы они были заметны. Так же как и с записью альбома, обращайте внимание на трек-лист. Пусть это будет «генеральной репетицией» вашего альбома.

2. Не мудрите во время процесса

Можно вывернуться на изнанку, укрепляя микрофоны для каждого отдельного барабана. Хотя для сочного звука достаточно лишь пары. Подумайте, вы хотите впечатлить слушателей своими навыками домашней записи или все же песнями? Демо — это демонстрация потенциала, а не закрепление предела ваших возможностей.

Естественно, в зависимости от жанра каждый музыкант записывается по своему: рок-исполнителям лучше подходит живая запись, а электронщики могут все сделать, сидя перед компьютером. Держите в голове то, что в идеальном мире у вас, конечно же, было бы неограниченное время в студии. Но это невозможно, потому что давление под названием «время-деньги» будет присутствовать всегда. У вас точно так же не будет возможности слишком много копаться с каждой деталью, поэтому дайте себе простор во время создания демо, и выжимайте из себя все возможное в этих условиях. Однако опять же знайте, где остановиться, и не будьте одним из тех непризнанных гениев, что годами не могут отполировать собственное демо.

3. Сделайте тише

Некоторое время назад в одном из выпусков журнала о звукозаписи Tape Op продюсер Алекс Ньюпорт (At the Drive-In, Block Party, The Locust) рассказал о том, как в его студию толпами наведывались разные грайндкорщики после релиза альбома Plague Soundscapes группы The Locust в 2003 году. Во время препродакшна Ньюпорт делал совершенно немыслимое: просил своих подопечных играть ПОТИШЕ. При снижении громкости до того уровня, что можно было слышать речь, очень часто становились слышны чудовищные ошибки. В громе дисторшна сами музыканты до этого не замечали собственных провалов. Пробуйте делать то же самое — попробуйте сыграть все песни медленнее или тише. Ошибки умело маскируются и прячутся под стеной шума, и если на стадии демо вы их раскроете, то избавите себя от головной боли во время полноценной записи в последующем.

4. «Уважайте свою ошибку как скрытое намерение»

В 1975 году Брайан Ино и Питер Шмидт сделали так называемые «Обходные Стратегии» — это представляло из себя черную коробочку с картами. На каждой из карточек было написано предложение, которое должно было помогать человеку, подошедшему к творческому тупику. И вот на одной из них было написано «Уважайте свою ошибку как скрытое намерение». Этот совет как нельзя кстати подходит тем, кто делает демо-запись. Внимательно слушайте то, что у вас получается — тэйк за тэйком следите, что делает один из них уникальным, почему он звучит иначе? Возможно, кто-то из вашей группы сделал ошибку, которая неожиданно придала песне особый шарм. Если это ваше самое первое демо, то именно сейчас вы впервые слышите свою музыку со стороны. Играя концерты, репетируя, и все время находясь «внутри» исполняемой музыки, вы можете машинально отбрасывать, на первый взгляд, неправильные вещи и никогда их не повторять, потому что мозг их удалил из памяти. Теперь же самое время отстраненно прислушаться к собственной музыке и уважительно отнестись ко всем «неправильностям».

5. Не зацикливайтесь на демо при записи альбома

Это обратная сторона предыдущего пункта. Когда вы несете свою запись продюсеру, с которым проведете ближайшие дни или недели в студии, относитесь к демо как к черновику. Зацикливание на демо — очень распространенная болезнь музыкантов, которые слишком серьезно отнеслись к своему «черновику». Если вы выбрали идеального для себя продюсера, то должны полагаться на его навыки и точку зрения. Этот человек должен знать, как использовать свое оборудование для того, чтобы ваша музыка звучала как нельзя лучше. И если в ваших отношениях он выполняет роль механика, то как художник вы все равно не должны вцепляться в особенности своего демо. Даже если вас очаровала какая-то собственная ошибка, а продюсеру она не нравится — прислушивайтесь к тому, что он говорит.

Источник

Как записать демо своего голоса для радио

Вопрос как устроиться работать радиоведущим обсуждается практически на всех тематических форумах. Чаще всего в ответах пишут о том, что нужно работать над дикцией, быть уверенным пользователем ПК, развивать свой кругозор и стать интересной личностью, чтобы на встрече с программным директором произвести нужное впечатление.
Но вся загвоздка в том, что этой встречи может вообще не быть. Популярные радиостанции получают сотни резюме, и беседовать со всеми соискателями у руководителей программного отдела просто нет времени. Для того, чтобы на шаг приблизиться к своей цели, вам придется пройти «отборочный тур», и сделать это можно только благодаря качественной демо-записи.

Как записать демо своего голоса для радио

Для начала нужно определить, на каком радио вы хотите работать. Остановитесь на нескольких радиостанциях вашего города. Формат и стиль ведущих должны быть близки вам по духу. Несколько дней посвятите прослушиванию эфира. Записывайте фразы, которые чаще всего говорят диджеи в начале часа. Это промо-фразы радиостанции, они пригодятся вам при записи демо. Обратите внимание, с каким настроением ведущий выходит в эфир, как он обращается к слушателям. Попробуйте повторить за ним, записав свой голос на обычный магнитофон. Послушайте, насколько удачно у вас получается поймать настроение радиостанции, обратите внимание на ошибки и тренируйтесь, тренируйтесь, тренируйтесь…
Все это лишь подготовка к записи, потому что хорошее демо можно записать только в профессиональной студии.
Почему нужно обращаться в студию звукозаписи, если сейчас практически каждый может записать свой голос при помощи микрофона для скайп или обычного мобильного телефона? Есть несколько причин:

Итак, вы прослушали эфир, записали промо-фразы, отрепетировали их дома и готовы отправиться в студию. Для каждой радиостанции записывайте отдельную демку. Лучше обойтись без лишнего творчества и не добавлять в текст своих фраз. Дело в том, что на любой радиостанции есть список «запретных» слов. Конечно, вы, как человек новый не обязаны их знать, но чем ближе ваша демо запись к тем требованиям, которые предъявляет своим ведущим радиостанция, тем выше шанс понравиться руководству.

И еще несколько советов, как записать демо для радио:

Отправляя готовую демо запись на радиостанцию, будьте готовы к тому, что вам ответят не сразу. Возможно, на данный момент радиостанция не нуждается в новых сотрудниках и придется набраться терпения, чтобы дождаться заветного звонка. Но если ваша демо запись подходит требованиям радиостанции, можете не сомневаться, обязательно позвонят и пригласят на собеседование.

Диктор, 1997-2008 г.г. ведущая радио «Мегаполис» (Самара).

Источник

Создание демо для старого телефона — AONDEMO

История

Телефоны с Автоматическим Определителем Номера (АОН), также известные как «определитель» или «электронный секретарь», появились в СССР примерно в 1989 году, и в последующие 15 лет бурно развивались, пройдя путь от средства заработка студентов, безработных инженеров (наряду со сборкой Спектрумов) и целых кооперативов, до основного предмета деятельности довольно крупных компаний. В середине 1990-х годов подобный телефон встречался чуть ли не в каждой квартире, и любой пользователь телефонной сети на раз мог по характеру гудков в трубке понять, определяется ли сейчас его номер (поддельные гудки и характерный звук запроса). К 2004 году популярность подобных аппаратов сошла на нет, сам сервис определения номера на АТС сначала стал платным, а потом и вовсе был упразднён, сменившись на более современный европейский стандарт. Повсеместное распространение мобильной связи быстро загнало проводные телефоны в глубокий андерграунд, где всё ещё выходят непонятно кем востребованные «элитные» потомки АОН 90-х (Палиха).

Сцена разработчиков и сборщиков ранних АОН — это как бы параллельная отечественному Спектруму реальность. Радиолюбительские корни и романтика. Стихийная разработка, развитие и кустарное производство. Схожее железо, схожие интересы, схожий период и объём популярности. Многие люди поначалу одновременно занимались тем и другим. Юные авторы всесоюзно известного ПО (Павлу Суходольскому, автору Руси, было тогда около 15 лет), невозбранное заимствование кода друг у друга, копирайты и послания в коде, фидошные адреса, статьи в прессе, книжки, мифология, и многое другое. Весьма масштабная, но уже основательно занесённая песками времени история начала цифрового века, ещё ждущая своих исследователей.

АОН и я

Моё знакомство с АОН состоялось в первой половине 90-х, уже после первых увиденных игр на Спектруме и Денди, но незадолго до начала созидательно-программировательной деятельности. Мне нравилось ковыряться с этими телефонами, экспериментировать с последовательностями клавиш в свежих или незнакомых прошивках, слушать популярные мелодии в «компьютерном» исполнении и удивляться «компьютерным» голосам, а также вычитывать в инструкциях упоминания неведомых артефактов «запись на магнитофон», «шлейф охраны», «голосовая плата», «бипер». Друг детства помогал своему отцу собирать подобные аппараты, а я увлекался электроникой и только-только увлёкся компьютерами, и таким образом урывками приобщался к тайному знанию про Z80, ВВ55 и другие магические обозначения. Одновременно «определители» стали появляться у всех друзей. Они часто ломались и попадали в мои руки с просьбой попробовать починить, чем я и занимался, иногда успешно, чаще нет. В 2000-х эта деятельность сошла на нет.

В 2013 году при раскопках самых дальних углов квартиры я наткнулся на пару сохранившихся телефонов и вспомнил былые времена. Немного позже тогдашние изыскания в области 1-битной музыки, DIY-синтезаторов и особо старых компьютеров типа KIM-1, навели меня на мысль, что АОН — это же готовый, вполне полноценный одноплатный компьютер, который может быть задействован в нестандартных музыкальных целях (как драм-машина или секвенсор). Исполнившись энтузиазма, я начал писать эмулятор и разбирать старые прошивки, но вскоре обнаружилось, что найденные ранее телефоны были вполне успешно выброшены в процессе уборки. Тема была отложена в долгий ящик.

Постепенно различные интересы, затеи и предметы — разработка PCSPE для PC Speaker, воспоминания и интерес к старым телефонам с АОН и их истории, чтение сайта 155la3 про редкие советские радиодетали (изумительные сегментные индикаторы!), старые идеи про музыкальное применение этого железа, приобретение множества АОНов на Avito, а также электронных запчастей и инструментов для разных проектов, продолжение работы над эмулятором, и так далее — сложились в нужную схему. Незадолго до Мультиматографа 2018 наконец-то оформилась логическая связь между сущностями «демо» и «телефон» (насколько я могу вспомнить, это было вызвано увиденным словосочетанием «демка для калькулятора» ), и началась целенаправленная работа. Конечно, ничего существенного за неделю с небольшим сделать не удалось, дело замедлилось, но возобновилось с приближением CC2018. В лучших традициях, ударным трудом и неимоверными усилиями за два дня и ночь перед пати удалось допридумать, донаписать и отладить большую часть задуманного, снять и смонтировать видео, и рано поутру отправить работу на конкурс.

Уже после релиза я узнал, что семисегментные дисплеи не редкий гость в работах для Wild Сompo. Но я таковых не видел и про них ранее не слышал.

Железо

Как сделать демо запись дома. Смотреть фото Как сделать демо запись дома. Смотреть картинку Как сделать демо запись дома. Картинка про Как сделать демо запись дома. Фото Как сделать демо запись дома

По сути АОН представляет собой простейший одноплатный компьютер с семисегментным дисплеем, телефонной клавиатурой и интерфейсом сопряжения с телефонной линией. На протяжении полутора десятка лет железо менялось, начиная от конструкции на КР580ВМ80 (i8080) 1989 года и заканчивая заказным чипом R100-XP компании Русь-Телеком 2003 года (8051, периферия и аналог AY-3-8910 на одном кристалле), со множеством промежуточных остановок и ответвлений.

Я выбрал самую классическую и популярную версию разработки 1990 года, исторически и технически наиболее близкую духу Спектрума: Z80 на частоте 4 МГц ровно, 2 килобайта статического ОЗУ, 8-64 килобайт ПЗУ, порт 8255 и таймер 8253 со входной частотой 1 МГц. Один из каналов таймера генерирует прерывания, другой звук, третий не задействован. Эта схема была представлена в виде «большой» и «маленькой» плат, первая предназначалась специально для установки в корпус латвийского кнопочного телефона VEF-TA-12, вторая ставилась в самые разнообразные импортные телефоны, в основном клоны офисных Panasonic. Для этих плат существовали разнообразные прошивки, в частности, Арктур-36, Селена, Лира, Алло. И, конечно, самая знаменитая — Русь, до 23 версии включительно.

Перепрограммировать телефон очень просто — достаточно любого 5-вольтового ПЗУ нужного объёма и программатора. Я использовал различные EEPROM со старых материнских плат и свежие Winbond W27C512, закупленные в Китае, а также самый простой и доступный программатор WizardProg-87.

Наибольшей сложностью при работе с железом оказалось состояние панелек под ПЗУ на платах древностью в четверть века и более. Они изначально не отличались высоким качеством, а в наше время контакт в них постоянно теряется, что затрудняет определение — ошибка ли это в написанном коде или просто неконтакт в панельке. Я пытался решить этот вопрос установкой ZIF-сокета, но высота других компонентов на плате не позволила его впаять, а этажерка из разъёмов для наращивания высоты, вставляемая в оригинальную панельку, также страдала от постоянной потери контакта.

Эффекты

Как сделать демо запись дома. Смотреть фото Как сделать демо запись дома. Смотреть картинку Как сделать демо запись дома. Картинка про Как сделать демо запись дома. Фото Как сделать демо запись дома

Перед началом разработки демо я написал, а точнее дописал начатый ещё в 2014 году, эмулятор АОН. Пришлось доразобраться с некоторыми неочевидными моментами, а также применить чужой код эмуляции таймера 8253, чтобы получить более-менее нормальный звук и частоту прерываний. Наличие эмулятора и хотя бы рудиментарных отладочных возможностей в нём многократно ускоряет разработку. Далее код в основном тестировался в эмуляторе, и лишь иногда на железе, чтобы убедиться, что всё работает правильно и нормально смотрится на светодиодном дисплее с динамической индикацией, адекватную имитацию которой я сделать пока не смог.

Код писался в обычном SjAsmPlus. У АОН довольно причудливая карта памяти, вероятно следствие минимизации переделок железа при расширении объёмов ПЗУ под новые, более крутые прошивки. В результате, хотя и можно установить до 64 килобайт ПЗУ, в памяти доступно только 32 килобайта, чередующиеся банками по 8 килобайт с ОЗУ. 32-килобайтные половинки полного объёма ПЗУ можно переключать выводом в порт, но для демо это не понадобилось, всё поместилось в 32К. В образе ПЗУ 8-килобайтные банки должны идти подряд, без зазоров, поэтому посредством директив ассемблера и BAT-файла пришлось организовать размещение банков по нужным адресам с дополнением нулями, раздельное сохранение и объединение в финальный образ.

Примерно половина эффектов в демо написана честным кодом, а вторая половина, на которую уже совершенно не хватало времени, сделана в виде анимации. Рисовалась анимация в набросанном на скорую руку редакторе-запиляторе LED9ED, скачать который можно на моём сайте.

Как сделать демо запись дома. Смотреть фото Как сделать демо запись дома. Смотреть картинку Как сделать демо запись дома. Картинка про Как сделать демо запись дома. Фото Как сделать демо запись дома

В связи с довольно высокой плотностью эффектов, порядка 4 секунд на один эффект, и постепенной перетасовке эффектов, ближе к крайнему сроку оказалось, что полностью отсутствует содержание центральной 16-секундной части демо, где музыкальная псевдо-полифония разворачивается в полную силу. Срочно был придуман откровенный филлер-эффект, хотя и довольно залипательный, с падающими сегментами, чередующийся с ранее написанным анализатором спектра. Пришлось понадеяться, что высокая плотность звуковой информации отвлечёт внимание от затянутости действия на дисплее.

Первые имена в блоке приветствий — дань уважения энтузиастам прошлого. Это имена авторов прошивок АОН, найденные в заставках и коде.

Хотя это и было не совсем в тему, упустить возможность показать знаменитую семисегментную надпись ЕГГОГ было бы непростительно. Наиболее логичное место для неё нашлось в самом конце — демо начиналось имитацией сбоя, и завершилось сообщением об ошибке.

Разбор программной реализации эффектов не имеет особого смысла, всё достаточно прозрачно. Главной особенностью платформы, о которой стоит упомянуть, является необходимость программной динамической индикации, то есть надо постоянно перебирать разряды дисплея и включать нужные сегменты. Это сделано посредством прерываний. Частота прерываний выбрана довольно высокой, 960 герц (

4166 тактов на прерывание), а индикация сделана посредством списка произвольной длины, описывающего порядок включения разрядов. Помимо стабильной индикации с приличной яркостью это позволило легко сделать два эффекта — «зависание» с характерной яркой восьмёркой (перестаёт работать перебор разрядов) и эффект изменения яркости (в одном цикле некоторые разряды включаются несколько раз). В нормальном режиме индикации частота обновления дисплея составляет около 106 герц, что устранило заметное глазу мерцание и упростило последующую съёмку на видео.

Музыка

Единственный звуковой канал АОН построен на одном из каналов таймера 8253 и по сути копирует устройство PC Speaker, только с другой входной частотой — то есть он может гудеть звуком заданной высоты, пока процессор занимается своими делами. Возможности изменять форму и громкость сигнала при этом нет. Так как я уже некоторое время плотно занимался темой музыки на классическом PC Speaker’е — написал VST-инструмент PCSPE для удобного создания таковой музыки в современных DAW и накопил опыт аранжировки строго монофонических мелодий (в один момент времени всегда звучит только одна нота) — решение было очевидно: не писать очередной 1-битный движок, а просто сделать музыку в PCSPE и адаптировать под АОН. Это и менее трудозатратно, и аутентично по звучанию, и идеологически верно — выжать необычное из привычного.

Как сделать демо запись дома. Смотреть фото Как сделать демо запись дома. Смотреть картинку Как сделать демо запись дома. Картинка про Как сделать демо запись дома. Фото Как сделать демо запись дома

Музыка писалась в Reaper. Так как художественной задумкой для начала демо была имитация стандартного запуска прошивки Русь, я точно повторил эту мелодию, имитировал некоторые типичные звуки (нажатие кнопок, стандартный звонок), и построил из них ритмическую композицию. Далее трек постепенно развивался, исходя из начальной идеи, по пути постепенного усложнения — всё больше и больше партий, создающих иллюзию одновременного звучания нескольких каналов. Так как идеей самого сложного в демо эффекта был бегающий влево-вправо символ с разными уровнями яркости, напоминающий светотехнику машины Kitt, я также сделал вставку с мелодией из Knight Rider и нашёл ей подходящее место.

Выбранная платформа очень ограничена в визуальных средствах, и для повышения зрелищности изначально было решено делать трекмо, то есть точную синхронизацию музыки и визуальных эффектов. Поэтому музыка и сюжет демо в основном придумывались и писались параллельно. В отличие от трекеров, где видно только текущий паттерн и ордер-лист, в Reaper’е можно видеть трек и его структуру целиком, а также легко переставлять фрагменты местами. Это помогало в принятии решений о структуре и наполнении демо.

К сожалению, точно засинхронизировать эффекты с музыкой оказалось очень непросто. Звук в моём сыром эмуляторе не совсем совпадает с отображением, частое тестирование на железе затруднительно, а на разработку нормальной системы синхронизации по временным меткам уже не хватало времени. Как результат, местами можно видеть не совсем точное попадание эффектов в музыку. Пока оставалось время, по ходу дела тайминги подгонялись вручную, но в итоге пришлось смириться с не самой точной синхронизацией и публиковать как есть.

Помимо звуков, прошивки для АОНов были примечательны голосовыми сэмплами. В процессе работы я разобрал в общих чертах их формат хранения и прослушал сэмплы, в которых нашлось немало любопытного (3-4 разных голоса, ненавязчивое заимствование их из прошивки в прошивку, фразы отсылания абонента в различные места). Была идея сделать в демо речевую вставку, составленную из этих сэмплов, говорящую что-то неожиданное узнаваемым голосом. Но на придумывание хорошей идеи и её реализацию не хватило времени. Как интересный факт, голос в старых прошивках хранится в виде 4-битных сэмплов с частотой дискретизации 4500-5000 Гц, и играется через ШИМ на таймере.

Видео

Чтобы показать демо для необычного железа, не имея возможности присутствовать с этим железом на пати, понадобилось записать и смонтировать видео — не совсем обычное занятие для программиста при создании демо.

Как сделать демо запись дома. Смотреть фото Как сделать демо запись дома. Смотреть картинку Как сделать демо запись дома. Картинка про Как сделать демо запись дома. Фото Как сделать демо запись дома

В процессе разработки использовалось два аппарата, один совершенно непрезентабельный с маленькой платой и один хорошо сохранившийся классический VEF-TA-12 с большой платой. Тестирование проводилось в основном на первом, а последние отладочные штрихи и запись видео — на втором. Он также отличается в выгодную сторону визуально более крупными цифрами на дисплее, хотя тип индикатора в нём такой же. Наверное сыграло роль меньшее расстояние от дисплея до светофильтра.

Интересной особенностью этого дисплея, калькуляторного АЛС318, оказалось то, что у всех экземпляров АОНов с ним, которые есть у меня в наличии, часть разрядов заметно утратила яркость. Скорее всего дело в том, что АОНы любили зависать, а при зависании динамическая индикация перестаёт работать и надолго зажигается полной яркостью один из разрядов. Хотя можно было бы выбрать и поставить наиболее живой дисплей, я не стал ничего предпринимать по этому поводу, решив, что это добавит аутентичности в видео.

Снималось всё в последний момент в большой спешке, на обычную видеокамеру, и потом быстро-быстро монтировалось в Blender — потому что там я хоть как-то это умею, а ничего другого под рукой не было. Вступительная часть призвана напомнить, что это за чудо техники, и пояснить, каким образом туда попала другая программа. В планах также был кадр со вставкой ПЗУ в плату, но от него пришлось отказаться по причине состояния панельки ПЗУ, требующего выполнять замену двумя руками с долгим нецензурным кряхтением.

Релиз и результаты

Раздел для тех, кто интересуется жизнью демосцены и организационными тонкостями.

Как получилось, что демо оказалось в категории ZX Spectrum. Буквально за две недели до события была введена поправка в правила, говорящая, что к участию в этой категории допускаются работы «для ZX Spectrum совместимых компьютеров и других компьютеров выпущенных не позднее 1991 года». Фактически категория превратилась в Combined Oldschool Demo, то есть демо для любых старых компьютерных платформ, причём по соображениям сценово-политического характера название осталось прежним. Конечно же это вызвало некоторое количества непонимания и критики, и уже начало становиться локальным сценовым мемом.

Дополнительно, на самом пати по причине недостаточного количества работ в разных конкурсах большую часть демо для редких платформ и Wild объединили в Combined Demo, а в ZX Demo помимо моей работы попала только одна не-ZX работа. В сложившейся ситуации я считаю, что уместнее было бы выделить эти две работы в Combined, оставив на этот раз конкурс с ZX Spectrum в названии только для ZX Spectrum. Если бы я знал о таком положении вещей на момент отправки работы, то выбрал бы категорию Combined Demo.

По каким соображениям я решил не выставляться в категории Wild (в ней традиционно выставляются работы в формате видео и анимации, хотя теоретически она также предназначена и для работ на нестандартных платформах). Не спорю, что по сути работа очень близка к этому направлению. Но всё же это реальное демо, с реальным TRD бинарником и исходниками, для реальной и весьма популярной в прошлом платформы, родственной нашим домашним компьютерам. Его можно легко запустить и посмотреть на реальном железе — нужен только программатор, как и в случае с приставками. Само железо тоже вполне доступно, определённо доступнее, чем, например, ZX-81. Также есть какой-никакой эмулятор. Иными словами, это не разовая уникальная сложно повторяемая акция в виде видеоролика (типа демки для банкомата или редкой модели фотоаппарата), посмотреть мою работу и сделать нечто подобное теперь достаточно легко сможет любой желающий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *