Как сделать деревянный ксилофон
Изготовление игрушечного ксилофона из дерева
Из ниже приведенной статьи вы узнаете, как своими руками сделать игрушечный ксилофон. Дальнейшее описание и инструкция взяты с YouTube канала «Matthias Wandel».
Двухлетний ребенок у мастера любит бить в барабаны, поэтому он подумывал о том, чтобы купить ему барабан на Рождество. Но потом у него возникла идея сделать что-то с более приятным звуком, чтобы звук не был таким громким, что-то вроде деревянного ксилофона.
Необходимые материалы и инструменты:
— обрезки паркетной доски;
— деревянный брус;
— ленточная пила;
— карандаш;
— малка;
— настольная циркулярная пила;
— струбцины;
— рулетка;
— столярный клей ПВА;
— стационарный ленточный шлифовальный станок;
— сверлильный станок;
— сверло Форстнера;
— саморезы;
— шуруповерт;
— клеевой пистолет;
— войлок;
— кернер для войлока;
Оставшиеся обрезки паркетной доски имели хороший звук при ударе, так что это не плохой вариант для музыкального инструмента. Мастер экспериментировал с различными способами их крепежа. Лучше всего показали себя резиновые ленты, а наличие под доской полости значительно улучшило звучание.
У мастера появилась даже возможность использовать приложение для настройки фортепиано, чтобы считывать с дощечек показания, поэтому он увлекся изготовлением и настройкой пластин.
Но разные деревянные пластины воспроизводят разное звучание, независимо от размера, возможно, из-за плотности древесины. Они также очень чувствительны к тому, насколько глубоко с задней стороны находится вырез. Вырез значительно снижает резонансный шаг.
После долгих раздумий и попыток настроить их, мастер решил, что достаточно просто сделать несколько дощечек, которые будут хорошо звучать вместе. Укладывая их на кровать, они звучали так, что было слышно их совместное звучание.
После подбора пластин мастеру понадобился короб для их монтажа. Мастер выяснил конкретные места узлов вибрации, где удары по ним дают наименьшее количество тона и отметил эти места.
Он решил наклеить палочки на эти отметины, чтобы выяснить геометрию. Из этих данных мастер вычислил необходимый угол для стыков короба.
Затем он сделал деревянный клин с таким же углом, чтобы поместить его в шаблон для нарезания шиповых соединений. Сначала мастер нарезает шипы на концах длинных брусков.
Он использовал 6 мм. коробочные соединения, но на заготовке оказалась нечетное число шипов, так что в верхней левой и нижней правой части бруска оказалось по одному более широкому шипу. Асимметрично. Чтобы избежать этого, пришлось бы поставить заготовку в шаблон наоборот, либо центрировать шипы, либо сделать короб с нечетным количеством по ширине 6 мм.
Но было уже слишком поздно, поэтому мастер решил, что будет просто делать спариваемые детали асимметричными таким же образом.
И согласование асимметрии было достаточно простым решением, все, что нужно было сделать, это положить деталь таким же образом для каждого края, так же как это было сделано с другими деталями.
Зажим последней короткой детали был довольно сложным, поэтому мастер использовал болт крепления, прикрепленный к задней части коробки барашковой гайкой, чтобы можно было зажать ее на месте. Последний раз он использовал такой винт, когда делал коробочки, так что у него уже было отверстие в нужном месте в зажимном приспособлении для коробок.
Проверка на соответствие. Шипы входят друг в друга довольно плотно.
Мастер решил, что он сделал коробку слишком тяжелой, так что пришлось отрезать часть внутреннего дна более широких боковых частей на ленточной пиле.
После этого мастер склеил детали воедино.
Детали очень туго входили друг в друга, поэтому мастер прибегнул к помощи струбцин, чтобы оставить детали зажатыми до высыхания клея.
Затем мастер обрезает короб, чтобы получить идеальное соединение. Затем он закруглил углы короба на ленточной шлифовальной машине.
Когда пластины разместились непосредственно на коробке, они стали издавать уже узнаваемый звук, похожий на ксилофон. Мастер начал эксперименты с различными мягкими материалами, которые лучше всего вибрировали, включая резиновые ленты, тонкий войлок и толстый шерстяной войлок из шерстяной подушки.
Толстый шерстяной фетр звучал лучше всего.
Перед просверливанием монтажных отверстий через пластины, мастер сначала отметил «мертвую» точку. Он отрегулировал места, где узлы колебаний располагаются так, чтобы пластины лежа на основании, опирались на плотный войлок из шерсти.
Затем сверлятся и зенкуются большие отверстия, чтобы саморезы могли находиться заподлицо с поверхностью и при этом иметь большой люфт.
На настоящем инструменте пластинки смонтированы с помощью струн, которые проходят по бокам, но для детской игрушки это было бы недостаточно прочно.
Мастер надеялся, что саморезы в узлах вибрации, он сможет свободно закрутить. И даже касаясь саморезами пластин все равно получить приличный звук. Но саморез на пластинах приглушал звук.
Но независимо от того, как мастер собирался решить эту проблему, он точно знал, что в любом случае пластины будут смонтированы с помощью саморезов.
Он сделал распорки толщиной около 1 мм, чтобы установить их между пластинами. Расположил их на коробке, а самую широкую зажал на месте. Затем он отметил места расположения монтажных отверстий с помощью сверла и палки.
Затем необходимо просверлить в раме отверстия для саморезов. Данные отверстия не так важны, но лучше не рисковать, а то можно расщепить дерево. Это также поможет более точно закрутить саморезы.
Приклеивание небольших войлочных прокладок из шерсти рядом с отверстиями с помощью горячего клея.
Затем мастер закрепил пластины винтами и войлочными шайбами. Он увеличил отверстие под хвостовик таким образом, чтобы только войлочная шайба под головкой самореза касалась дерева.
Но было ощущение, что они немного застряли, и мастер подумал, что дети, вероятно, в конце концов, начнут вытягивать войлок.
Чтобы решить эту проблему, мастер просверлил сверху отверстия для утопления головки самореза и войлочной шайбы на несколько миллиметров ниже поверхности.
Потом завинчиваем саморезы с войлочными шайбами.
Благодаря этому решению звук получился довольно хорошим. Саморезы и войлочные шайбы не гасили вибрации.
Затем мастер изготовил молоток для ксилофона. В идеале, вокруг него должна была быть резина, но детям это делать бесполезно. Поэтому мастер использовал очень легкую и относительно мягкую древесину, чтобы сделать голову молоточка.
После того, как мастер приклеил головку к палочке, он обточил его на ленточном шлифовальном станке, чтобы придать ему форму шарика.
Данный инструмент очень живо звучит. Этот звук скорее похож на жесткое гудение. Оно получилось не таким мягким и чистым, по сравнению со звучанием резиновой ленты на конце палки.
Если понравилась самоделка автора, то пробуйте повторить и изготовить. Благодарю за внимание. До новых встреч!
alelchuk
Игры с деревом и глиной
Детские игровые интерьеры из дерева, игра в глину для детей и взрослых
Ну что ж, со смыслом занятий и с первой партией инструментов разобрались, теперь напишу, что делать. Делать можно, как вы понимаете, множество вещей, я буду просто перечислять проекты, которые хорошо работали у нас в мастерской.
Пойдем от простого к сложному. Начнем пилить деревяшки. Если напилить деревяшек разной длины, то из них можно сделать простейший ксилофон. Даже соединять их никак не надо. Эта работа дает очень важную вещь ребенку – показывает, как звучит дерево, как получаются разные тона.
На всю работу уходит минут 30-40. Из инструментов – пила, наждачка, струбцины (или крепкие руки взрослого). Из материалов – сухие звонкие деревяшки. Это самостоятельное интересное дело – найти хорошо звучащие деревяшки. Лучше всего сухие ровные рейки. Считается, что ель – музыкальный инструмент, а это обычный пиломатериал с рынка, найти ее очень просто. Можно и другие породы. Про круглые ветки не знаю, не пробовал. Наверно, тоже будут звучать.
Берем рейку сечением примерно 2х3 см, можно и побольше, но не намного, чтобы поначалу не устать пилить. Зажимаем край на столе и отпиливаем несколько кусков длиной 10, 11, 12 и так далее сантиметров. Для начала хватит 5 деревяшек, потом можно будет добавить. Стучим по ним чем-нибудь твердым и слушаем, как они звучат. Потом наждачкой обтачиваем торцы, углы, кромки, чтобы получились приятные гладкие дощечки. Можно как-то пометить высоту тона дощечек, в каком порядке их раскладывать. Я просто делал засечки – разное количество засечек.
Вы вряд ли попадете в какие-нибудь ноты. Наша задача состоит в том, чтобы дощечки просто гармонично звучали один выше другого. Мы не будем играть конкретные мелодии, мы просто осознаем, что деревяшки разной длины звучат по-разному.
Сделайте молоточек, для этого лучше взять древесину потвёрже, например, сухую березовую палочку. Хотя это не принципиально, можно отпилить стучалку от той же доски, что и дощечки.
Чтобы деревяшки хорошо звучали, они должны лежать на мягкой подложке. В настоящих ксилофонах это резиновые или войлочные прокладки. Мы можем обойтись мягкой тряпочкой или коробкой из мягкого картона. Если не полениться сшить мешочек из фланели, то в него можно будет складывать дощечки. В коробку тоже дощечки можно складывать, а кроме того, она играет роль резонатора. Звук дощечек, если они лежат на коробке, получается существенно громче.
Ребенку нужно показать, как правильно пилить. Осенью я запишу это все на видео или на фото, а пока только опишу словами. Маленьким детям лучше держать пилу двумя руками прямо перед собой. Смотреть вдоль пилы, чтобы направление взгляда совпадало с направлением пиления. Тогда ребенок ясно видит процесс и всем телом в нем правильно участвует – куда глаз, туда и руки.
Второе правило – не нужно давить на пилу. Хорошо заточенная пила пилит сама, нужно просто водить ее туда-сюда. Это тоже важная общая концепция – что дело делается не грубой силой, а правильным приложением силы, умом и умением. Кроме того, это приучает делать равномерные движения, развивает чувство ритма.
Пила в этом смысле очень воспитательный инструмент. Если слишком сильно давить на нее, она перекашивается и заклинивает. Ребенок начинает еще сильнее ее дергать, а она еще сильнее заклинивается. Тут нужно остановиться и начать пилить заново без нажима.
Разложите дощечки по порядку, и попробуйте простучать простые ритмические рисунки. Например,
1-2-3-4-5
1-2-3-4-5-4-3-2-1
1-1-2-2-3-3-4-4-4-4-3-3-2-2-1-1
Добавим паузу, обозначим ее 0.
1-1-2-0-2-2-3-0-3-3-4-0-4-4-5-0-5-5-4-0-4-4-3-0-3-3-2-0-2-2-1-0
1-0-1-2-0-2-0-2-1-0
1-0-3-2-1-1-0-3-2-1-1
Ну и так далее. Любая последовательность нот, где есть повторяющийся рисунок, будет похожа на мелодию. Пробуйте все более сложные рисунки и слушайте. Это и есть самая простая музыка.
Ксилофон – ударный музыкальный инструмент, имеющий очень древнее происхождение – простейшие инструменты подобного типа встречаются у разных народов Африки, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. В Европе первые упоминания о ксилофоне датируются началом XVI века. Представляет собой ряд деревянных брусков разной величины, настроенных на определённые ноты, по которым ударяют палочками. Инструмент может использоваться как соло, так и в ансамбле.
Клавиши ксилофона расположены так же, как и клавиши фортепиано, это и легло в основу методики обучения Семицветик. Используем ксилофон с цветными клавишами как первый инструмент малыша, играем на ксилофоне по схеме Семицветик. Суть в том, что, научившись играть на ксилофоне, малыш легко перейдет к игре на фортепиано. При этом не просто научится играть, а еще и будет знать ноты, их названия и расположение. Мы старались подбирать мелодии, с которых традиционно начинают обучение, поэтому малыш будет заранее знаком с репертуаром и легко освоит игру на любом инструменте.
Ксилофоны изготавливаются из натурального дерева, настроены на влажность 40 процентов, при изменении влажности возможно небольшое изменение строя. При увеличении влажности строй понижается, при уменьшении повышается. При значительном изменении строя можно самостоятельно подстроить ксилофон:
Строй ксилофона: от нижней Ля на больших клавишах до верхней Ми на маленьких клавишах.
По формуле «Каждый охотник желает знать где сидит фазан», начиная и заканчивая голубым:
При игре ксилофон размещаем большими клавишами слева.
МЕТОДИКА «Семицветик» для ксилофона 12 клавиш
Большие клавиши ксилофона размещаем слева, малые – справа.
Большие клавиши – низкие тона, малые – высокие. Чем меньше клавиша, тем выше звук.
Сначала играем мелодию одной палочкой, далее берем вторую палочку и стараемся играть попеременно, чередуя левую и правую палочки произвольно или по заданию преподавателя.
Далее можно усложнить мелодию, играя на каждой ноте быстрое тремоло двумя палочками, как дробью.
Высота прямоугольника на схеме укажет на соответствующую по высоте клавишу.
Длительности – ширина клавиш обозначает длительность ноты.
Квадрат – половина, полквадрата – четверть и тд. Чем тоньше нота, тем меньше длительность.
Эксклюзивная методика «Семицветик», шаг за шагом.
Мини ксилофон своими руками
Для удобства при игре на ксилофоне и хранения блоки устанавливаются в лоток, который служит дополнительным акустическим резонатором.
Дети в восторге от необычных звуков, которые издает эта модель настоящего ударного инструмента, и они готовы часами развивать свой музыкальный слух и чувство ритма.
Начните с лотка
5. Из 6-миллиметровой фанеры выпилите дно С указанных размеров. Затем отшлифуйте все детали наждачной бумагой № 220 и соберите лоток (фото А).
Нанесите клей в шпунты продольных и торцевых стенок, а также на скосы. Соберите лоток и туго стяните углы малярным скотчем.
Изготовьте деревянные блоки
1. Из 10-миллиметровых дощечек выпилите четыре заготовки размерами 48×381 мм для торцов D и шесть заготовок размерами 48×457 мм для продольных стенок Е, G, I, К, М и О («Схема раскроя», рис. 2).
2. Каждую из четырех коротких заготовок распилите поперек, чтобы получились три торца D длиной 102 мм со скосами на обоих концах. Сложив длинные заготовки попарно, распилите их, сделав скосы на ус. У вас должны получиться стенки Е длиной 127 мм и О длиной 279 мм из первой пары заготовок, стенки G длиной 152 мм и стенки М длиной 254 мм из второй пары, а из оставшейся третьей пары сделайте стенки 1 и К длиной 178 и 229 мм.
3. Соберите коробочку для блока длиной 127 мм из двух торцов D и двух стенок Е, как описано в «Совете мастера». Таким же способом склейте горцы и стенки для блоков длиной 152 мм D, G, 178 мм D, I, 229 мм D, К, 254 мм D, М и 279 мм D, О.
4. Из 3-миллиметровых дощечек выпилите крышки F, Н, J, L, N и Р с припусками около 3 мм по длине и ширине.
Краткий совет! Чтобы безопасно острогать на рейсмусовом станке материал толщиной менее 6 мм, приклейте его двухсторонним скотчем к несущей доске толщиной не менее 19 мм.
Нанесите клей на верхние кромки коробочки D/Е длиной 127 мм. Приклейте короткую крышку F, аккуратно выровняв свесы со всех сторон (фото В). Приклейте остальные крышки Н, J, L, N и Р к соответствующим блокам. Когда клей высохнет, отшлифуйте края крышек вровень со стенками и торцами блоков. Затем отшлифуйте по периметру крышек 2-миллиметровые фаски.
Нанесите клей на верхние кромки стенок и выровняйте крышку по центру коробочки. Сожмите склейку струбцинами, добавив обрезок доски, чтобы равномерно распределить давление.
Финал
1. Чтобы сделать «барабанные палочки» для игры на ксилофоне, отпилите от 10-миллиметрового круглого стержня-шканта два отрезка длиной по 254 мм.
2. Окончательно отшлифуйте все поверхности наждачной бумагой № 220 и тщательно удалите пыль, затем нанесите отделку. (Мы три раза напыляли полуматовый полиуретановый лак из аэрозольного баллона.)
3. Когда покрытие высохнет, приклейте снизу 10-миллиметровые резиновые демпферы к углам лотка и всех блоков (рис. 1 и 2) (благодаря демпферам блоки, слегка приподнятые над дном лотка, звучат лучше).
4. Наконец поставьте все блоки в лоток, лайте ребенку палочки и помогите ему начать концерт.
СОВЕТ МАСТЕРА. Как склеивать маленькие коробочки
Не так-то просто склеить небольшую коробочку и сжать ее стенки, чтобы скосы на всех углах были состыкованы плотно. Но есть способ добиться отличного результата быстро и без струбцин. Например, для самого маленького блока (длиной 127 мм) нужно разложить на верстаке его детали скосами вниз в таком порядке: торец D, стенку Е, другой торец D и оставшуюся стенку Е. Сдвиньте скосы вплотную, чтобы между ними не было зазоров, и наклейте полосы малярного скотча поперек стыков. Переверните сборку и нанесите клей на скосы. Теперь аккуратно сверните детали в коробочку и закрепите скотчем последний угол.